Научная статья на тему 'Представительная власть Алтайского края: история и современность'

Представительная власть Алтайского края: история и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
79
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лоор Иван Иванович

Региональное нормотворчество затрагивает все вопросы жизнедеятельности региона. Законодательный представительный орган субъекта Федерации - составное и в то же время обособленное, самостоятельное звено системы органов государственной власти. О его месте, роли в развитии Алтайского края размышляет председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания И.И. Лоор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представительная власть Алтайского края: история и современность»

Иван Иванович Лоор, председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания

Региональное нормотворчество затрагивает все вопросы жизнедеятельности региона. Законодательный представительный орган субъекта Федерации - составное и в то же время обособленное, самостоятельное звено системы органов государственной власти. О его месте, роли в развитии Алтайского края размышляет председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания И.И. Лоор

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ АЛТАЙСКОГО КРАЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2009 г. для Алтайского краевого Законодательного Собрания проходит под эгидой празднования 70-летия с момента формирования первого представительного органа Алтайского края. Чтобы не превратиться в «Иванов, не помнящих родства», мы вместе должны вспомнить историю, общественно-политически значимые имена, связанные со становлением и развитием парламентаризма на Алтае, попытаться понять, что делали наши коллеги до нас, чем они руководствовались, какие ими двигали мотивы при принятии тех или иных решений. Ведь есть одна непреложная истина - без прошлого не бывает будущего.

Безусловно, сложно сравнивать политическую и экономическую обстановку разных эпох, например, ситуацию 1939 и 2009 гг. Однако, изучая события тех лет и череды последующих, можно извлечь немало уроков, не потерявших свою актуальность и для современности, которые в интересах будущих поколений мы не имеем права игнорировать.

После уточнения границ Алтайского края, который, как известно, был образован в 1937 г. из Западно-Сибирского края, а также границ всех административно-территориальных образований, вошедших в состав края, 24 декабря 1939 г. были проведены первые выборы в Алтайский краевой Совет депутатов трудящихся. Они проходили по одномандатным мажоритарным округам, когда в число избранных попадают лишь кандидаты партии, получившей большинство

голосов. В состав Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся первого созыва было избрано 100 человек.

В первых Советах четко соблюдался принцип представительства широких слоев трудящихся. По социальному составу краевой Совет первого созыва состоял из 36 рабочих, 44 представителей советского крестьянства и 20 представителей рабоче-крестьянской интеллигенции; по гендерному составу он был представлен 25 женщинами и 75 мужчинами. Из 100 депутатов 43 человека являлись руководящими работниками государственных, партийных, кооперативных организаций и общественных учреждений края, пятеро - военными работниками, 18 депутатов имели высшее образование, 22 - среднее. Интересен и возрастной состав депутатов первого краевого органа публичной власти: до 19 лет - 1, от 20 до 24 лет - 7, от 25 до 29 лет - 13, от 30 до 39 лет - 59, от 40 до 49 лет - 26, старше 50 лет - всего 3 депутата. Было создано 6 постоянно действующих комиссий краевого Совета: сельскохозяйственная, бюджетно-финансовая, местной промышленности, по школам, по здравоохранению, торговая. Предназначение Советов состояло в том, чтобы на основе координации усилий партийных и хозяйственных органов, общественных организаций обеспечить руководство всей политико-экономической жизнью территории. После начала своей работы краевой Совет депутатов трудящихся отработал 21 созыв.

Сегодня можно услышать различные мнения о деятельности Советов, но хотелось бы напомнить, что любое народное представительство - это всегда зер-

кало, отражающее состояние общества в конкретный момент истории. И каким бы ни было современное отношение к власти Советов, нельзя не признать их достижений в решении вопросов экономической, социальной и культурной жизни края, в практике государственного строительства в условиях советской действительности.

Конечно, сущность краевого Совета доперестроечного периода и современного краевого представительного органа во многом различается. В годы советской власти Советы совмещали функции и исполнительной, и представительной власти и во многом были подконтрольны партийным органам. У нынешних же парламентов более четко выражена нор-мотворческая направленность, являющаяся основной целью их деятельности. Тогдашние Советы депутатов трудящихся были органами прямого народного представительства, и по осуществляемым функциям они наиболее близки современным муниципальным представительным органам. И если мы посмотрим на состав нынешних представительных органов местного самоуправления, то также увидим широчайший спектр слоев населения, профессий, должностей и уровней образования. Это, действительно, очень репрезентативный срез местного сообщества.

В 90-е гг. с эпохой перестройки произошел целый ряд политических и законодательных преобразований, направленных на развитие демократии и гласности, реформы избирательного права и деятельности представительных органов. Сегодня, когда в выборные периоды избирателям приходится ориен-

алтайский вестник государственной и муниципальной службы

тироваться среди большого количества кандидатов и политических партий, уже с трудом верится, что когда-то в избирательном округе выдвигался лишь один кандидат. И заслуга демократических преобразований как раз и состоит в том, что были введены конкурентные выборы, когда избиратель получил возможность оценивать несколько кандидатов. В результате реформы произошло повышение роли представительных органов власти, они стали постоянно действующими, а 15 лет назад на федеральном и региональном уровнях трансформировались в законодательные.

Новейшая история парламентаризма наделила органы народовластия новыми функциями - законотворчеством во имя интересов населения. В составе региональных органов государственной власти появились Советы народных депутатов, Государственные думы, Законодательные собрания.

Выборы 1994 гг. в краевой Совет народных депутатов по праву можно считать точкой отсчета деятельности современного законодательного органа Алтайского края, осуществляющего

свои полномочия в соответствии с конституционным принципом разделения властей.

До 1994 г. в стране отсутствовало региональное законодательство. С момента создания краевого законодательного органа все созывы депутатов, передавая эстафету законотворчества, работали на одну общую цель - «рождение» алтайских законов, которые способствовали бы наиболее разумному решению экономических и политических проблем, стоящих перед органами государственной власти края.

В настоящее время в структуре законотворческого процесса 38% составляют новые законы, 57% - это законы о внесении изменений в ранее принятые, но на то и преемственность: те, кто пришел следом, должны актуализировать ранее принятые региональные нормативные акты в связи с динамичными изменениями федерального законодательства и с учетом анализа практики их правоприменения. Достигаемые в различные периоды показатели в социально-экономическом положении края - это отражение эффективности взаимодействия испол-

нительной и законодательной власти. Для нас крайне важно не растерять, не растратить накопленный за последние годы значительный потенциал развития края.

Не могу не отметить, что многие принимаемые региональным законодательным органом предыдущих созывов решения были перспективно выверены. Так, к моменту принятия 131-го зако-на1 в крае в подавляющем большинстве муниципальных районов была реализована двухуровневая территориальная организация местного самоуправления, лишь в трех муниципальных районах края не были избраны представительные органы поселений. Благодаря этому регион смог с 1 января 2006 г. перейти к реализации федерального закона в полном объеме.

Современный этап развития регионального народного представительства также характеризуется некоторым функциональным и организационным рефор-

1 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131ФЗ // Российская газета. 2003. № 202 (8 окт.).

мированием. В частности, расширены полномочия законодательных органов власти субъектов Федерации в части наделения полномочиями главы региона, в Алтайском краевом Законодательном Собрании вслед за федеральными инициативами для депутатов, начиная со следующего созыва, изменен срок полномочий с четырех до пяти лет.

Алтайское краевое Законодательное Собрание пятого созыва сформировано на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, представлено четырьмя политическими партиями. В составе депутатского корпуса представители практически всех секторов алтайской экономики, социальной сферы, крупного и среднего регионального бизнеса. Новацией в деятельности Законодательного Собрания явилось создание Совета фракций, основным назначением которого являются координация работы по межфракционному взаимодействию, организация и проведение фракциями публичных мероприятий, координация взаимодействия фракций с общественными объединениями, организациями и гражданами, выработка согласованных позиций депутатов по вопросам их деятельности.

В целом работа действующего депутатского состава, как и прежде, направлена на обеспечение законодательных основ для реализации стратегических направлений социально-экономического развития края. За первый год работы

текущего созыва депутаты приняли 145 законов Алтайского края, структура которых по сферам правового регулирования может быть охарактеризована следующим образом. Первое место принадлежит сфере местного самоуправления: по вопросам установления статуса и границ муниципальных и административно-территориальных образований муниципальных районов Алтайского края было принято значительное количество нормативных актов. На втором месте - законы в сфере защиты прав граждан, организации деятельности органов государственной власти и основ конституционного строя. Третьим по важности направлением законотворчества в прошедшем году являлись вопросы социальной политики; четвертое по ранжированию место заняли законы по вопросам аграрной политики и природопользованию. Далее следуют правовое регулирование в сфере бюджета, налоговой и кредитной политики; экономической политики, промышленности и предпринимательства: в области здравоохранения и науки.

С удовлетворением отмечу, что законотворческая деятельность нынешнего депутатского созыва характеризуется комплексностью и основана на принципах коллегиальности, конструктивного диалога с исполнительной властью (за многими законами, целевыми программами развития стоит совместный труд депутатов и специалистов органов ис-

полнительной власти), предварительной проработки готовящихся документов рабочими группами из депутатов, экспертов-ученых и экспертов-практиков, юристов, представителей общественных организаций и движений.

В деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания широко используется такая новая форма научно-методического, экспертного и информационно-консультативного обеспечения, как консультативные советы. В настоящее время активно работают два консультативных совета - по вопросам агропромышленного комплекса и по науке, наукоёмким технологиям и инновационному развитию. В своей работе они рассматривают крайне актуальные для края вопросы в курируемых сферах, проводят анализ их правоприменительной практики, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, но самое главное - проводят общественно-научную экспертизу принимаемых в Законодательном Собрании решений. Результатом работы консультативных советов, например, становится то, что в региональном законодательстве нашли свое закрепление современные и прогрессивные формы организации экономики, такие как «медицинский кластер», «наукоград», «полюса инновационного развития» и другие, получили одобрение и поддержку концепция «Комплексное развитие «Алтайского Приобья» и концепция федерального

алтайским вестник государственной и муниципальной службы

законопроекта об особо значимых аграрных территориях.

Еще в июле прошлого года Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым был подписан Национальный план противодействия коррупции, на федеральном уровне принят пакет соответствующих законов. Алтайское краевое Законодательное Собрание в своей деятельности не могло обойти данное направление государственной политики. Сегодня при региональном парламенте достаточно эффективно функционирует комиссия по проведению экспертизы ранее принятых и принимаемых правовых актов на наличие в них коррупци-огенных факторов. В декабре прошлого года было подписано официальное Соглашение о взаимодействии между краевым Законодательным Собранием, прокуратурой Алтайского края и Управлением Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю, предметом которого является формирование эффективного антикоррупционного механизма. А в мае текущего года депутатами был утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алтайского краевого Законодательного Собрания и их проектов, в котором деятельно закреплена процедура проведения антикоррупционной экспертизы, определены кор-рупциогенные факторы. Заслуживает внимания и тот факт, что аналогичная работа начата и на муниципальном уровне.

На современном этапе среди приоритетных направлений деятельности краевого Законодательного Собрания можно выделить два основных: формирование эффективно работающей вертикали представительной власти от федерального до муниципального уровня и организация работы с молодежью, прежде всего, молодежного парламента.

Интеграция, эффективное взаимодействие всех уровней представительной и законодательной власти в нормот-ворческом процессе - это магистральная линия, которую сейчас проводят федеральные законодательные органы. В мае 2009 г. Алтайское краевое Законодательное Собрание в числе первых тринадцати законодательных органов субъектов Российской Федерации подписало Соглашение с Советом Федерации Федерального Собрания РФ о взаимодействии в

федеральном законодательном процессе. Основной смысл Соглашения - повышение эффективности реализации права законодательной инициативы путем совместного внесения Федеральным Собранием и законодательными органами субъектов РФ в Государственную Думу проектов федеральных законов, так называемых консолидированных законодательных инициатив.

Не секрет, что большинство законодательных инициатив из территорий не проходят даже процедуру первого чтения в Государственной Думе. Участие в этом процессе Совета Федерации, Совета законодателей призвано повысить качество законопроектов. Кроме того, ставится задача привлечь к их обсуждению максимальное число субъектов уже на уровне «нулевого чтения». Одним из важнейших направлений реализации Соглашения станет информационное взаимодействие на новом уровне. Предусматривается автоматизированный сбор информации о законодательных инициативах субъектов Российской Федерации, получение статистических отчетов о законопроектах через специализированный «Парламентский портал Российской Федерации», обмен планами правотворческой деятельности и иной информацией. К этому порталу будет обеспечен доступ всем законодательным органам субъектов. Это позволит более полно использовать потенциал субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе.

При этом без излишнего пафоса замечу, что приглашение Алтайского краевого Законодательного Собрания для заключения этого Соглашения в числе первых подтверждает, что наш потенциал и качество подготавливаемых документов на федеральном уровне соответствуют установленным правилам юридической техники.

Концепция совместного нормотворчества реализуется и на уровне муниципалитетов: с одной стороны, после принятия в первом чтении отдельные региональные законопроекты, имеющие особую политическую, экономическую и социальную значимость, направляются для внесения предложений в местные представительные органы, с другой стороны, депутаты краевого Законодательного Собрания регулярно присутствуют на сессиях представительных органов муниципальных районов и городских поселений и принимают участие в процессе обсуждения проектов муниципальных нормативных правовых актов. Формирование эффективной системы взаимодействия краевого парламента и муниципальных представительных органов - важнейшее направление деятельности краевого парламента.

Текущий год является годом завершения избирательного цикла в Алтайском крае. Практически во всех муниципальных образованиях края сформированы представительные органы местного самоуправления в новом составе. Обновление депутатского корпуса городских округов

и муниципальных районов края составляет более 65%, а в поселениях - более 75%. Опыт свидетельствует о том, что впервые избранные депутаты местных представительных органов нуждаются именно в базовых знаниях, что называется, в проведении правового и организационного ликбеза. Это, с одной стороны, обусловлено сложностью нашего законодательства, постоянными изменениями в нем, недостаточной информированностью районного и поселенческого звена представительной власти, с другой стороны, отсутствием достаточного опыта управленческой и депутатской деятельности. Ведь кто такой депутат сегодня? Это человек, к которому любой избиратель, а в особенности сельский житель, идет за помощью и советом, если его проблемы не решаются обычным путем, если он сталкивается с проволочками, бюрократизмом, коррупцией. Прием граждан - это экзамен на профессиональную пригодность для любого депутата. В современных условиях депутату нужно быть знатоком федерального, краевого законодательства, территориальных норм, чтобы корректно оценить, имеет ли озвученная проблема реальное решение в рамках существующего правового поля.

Важно, чтобы депутаты местного уровня научились понимать свою роль, но не переоценивать ее. Этот тезис приобретает особую актуальность в связи с реформой местного самоуправления, ориентированной на существенное повышение роли представительных органов муниципальных образований в части предоставления им права более действенно контролировать, а при необходимости и отстранять от должности глав муниципальных образований.

Поэтому одна из основных задач, которую мы пытаемся решить в своей деятельности, - повышение профессионализма и уровня информированности депутатского корпуса как в плане организации работы представительного органа в целом и реализации его полномочий на территории муниципального образования, так и деятельности отдельного депутата. Необходимая работа ведется по нескольким направлениям.

С 2005 г. при краевом парламенте активно работает Совет по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований, в состав которого входят все председатели пред-

ставительных органов городских округов и муниципальных районов края. Члены Совета в рамках его работы обсуждают наиболее актуальные проблемы, обмениваются опытом, прорабатывают возможность внесения совместных законодательных инициатив в Законодательное Собрание.

Начиная с 2008 г. мы проводим выездные обучающие семинары в территориях края. Выездные обучающие семинары - это форма общения трех уровней депутатского корпуса: краевого, районного и поселенческого. При этом следует отметить, что при их проведении не всегда удается решить задачи собственно обучения. И основной причиной этого является то, что аудитория слушателей, как правило, разноуровневая - по образованию, занятиям, социальному статусу, поэтому сложно сформировать план семинара, который бы одинаково устроил всех (в связи с ограничением по времени на них рассматриваются только несколько ключевых тем). Тем не менее нами признается важность подобной формы взаимодействия с местными представительными органами, так как на них обсуждаются проблемные и неоднозначные вопросы, актуальные для данного периода времени, но самое главное - депутаты представительной власти местного уровня имеют возможность задать вопросы и получить необходимые разъяснения от региональных парламентариев и представителей краевой исполнительной власти. В 2009 г. проведено 12 выездных обучающих семинаров для депутатов представительных органов муниципальных образований, в которых приняло участие порядка 600 человек. А всего с начала работы нового состава краевого Законодательного Собрания в выездных обучающих семинарах участвовало более 1400 человек.

Как показывает практика, повышение эффективности обучающих семинаров возможно за счет организации обучения депутатов муниципальных представительных органов на уровне муниципальных районов. Можно привести в пример несколько территорий края, где такая система реализуется достаточно успешно. В Первомайском районе регулярно проводятся выездные тематические семинары-совещания в сельсоветах, а в Кулундинском районе для вновь избранных депутатов организуются уче-

бы, как на уровне района, так и в каждом сельсовете. И мы сегодня добиваемся, чтобы подобная работа стала системной в каждом муниципальном районе края.

Немаловажное значение в этом вопросе имеет повышение квалификации депутатов муниципальных представительных органов. В текущем году на базе Алтайского филиала Сибирской академии государственной службы была проведена первая переподготовка депутатов местного уровня, где слушатели смогли пополнить свои знания по теме «Направления и организация деятельности представительного органа власти городского округа и муниципального района».

Любые теоретические знания -ничто без практических наработок, без конкретных примеров. Многие представительные органы территорий имеют интереснейший опыт и в организационных вопросах, и в разработке конкретных нормативных правовых актов. И поэтому наше следующее направление во взаимодействии с представительными органами - содействие обмену опытом между ними. Мы переняли добрую традицию предыдущих созывов и возобновили практику проведения Дней Алтайского краевого Законодательного Собрания в районах края, прежде всего, с целью выявить, обобщить и транслировать в другие территории положительный опыт работы представительных органов. Первое такое мероприятие прошло в Кулундинском районе в апреле этого года, на подведение его итогов были приглашены руководители представительных органов соседних территорий. Следует отметить, что в наш адрес поступило множество положительных отзывов от представительных органов о практической значимости данного мероприятия.

Но в век, когда семимильными шагами развиваются современные информационные технологии, вариться в собственном соку и обмениваться информацией только на различных мероприятиях, по праву считается неэффективным. Поэтому решению задачи взаимного обмена опытом деятельности местных представительных органов должно способствовать формирование единого информационного пространства для представительных органов Алтайского края всех

уровней. Информационная открытость деятельности представительных органов должна быть не только для населения. Финансовые, организационные ограничения, к сожалению, не позволяют подавляющему большинству иметь свой информационный интернет-ресурс, поэтому на нынешнем этапе в качестве объединяющего информационного ресурса используется официальный сайт Алтайского краевого Законодательного Собрания, где аккумулируется опыт работы представительных органов муниципальных образований. Также мы рекомендуем муниципальным представительным органам заключать соглашения с различными справочными правовыми системами (Консультант плюс, Гарант) - так принимаемые муниципальные нормативные правовые акты станут доступными для всех.

Также важнейшим направлением деятельности Законодательного Собрания является работа с молодежью. Для Алтайского края, где численность жителей в возрасте от 15 до 35 лет составляет почти 32% населения, любой разворот государственной политики в сторону молодежи является крайне актуальным. Тем более когда это происходит не «вдруг», а вполне обоснованно.

Не считаю случайностью, что такой сложный для экономики мира и России в частности год, как 2009-й, объявлен Годом молодежи. Целый ряд последних инициатив Президента и Правительства Российской Федерации направлены именно на стимулирование активности молодежи, которая представляется как носитель интеллекта, способный реализовать инновационные идеи в экономике, политике, государственном строительстве.

При Алтайском краевом Законодательном Собрании вот уже третий созыв работает Молодежный парламент. Главная его задача - собрать активных молодых людей и готовить их к «боль-

шой политике», к работе в законодательных и исполнительных органах власти регионального и федерального уровня, к работе в общественных организациях, в бизнесе. Для нас важно, чтобы этот бизнес был социально-ответственный.

В своей работе мы способствуем выстраиванию вертикали молодежного представительства. Представитель Молодежного парламента Алтайского края входит в состав Общественной Молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В мае 2009 г. мы провели Межрегиональный форум молодых депутатов.

Молодежные парламенты для молодых людей сегодня - это не просто своего рода «потешные войска», это тренинговые площадки для отработки навыков публичного выступления, ведения дебатов, разработки определенных стратегий и тактик, участия в реальных делах и т.д. Напомню исторический факт, что именно «потешные войска», или «птенцы гнезда Петрова», стали, в конце концов, гордостью российской армии и флота в XVIII в. В своей работе молодые парламентарии поднимают вопросы, касающиеся здоровья, образования, трудоустройства, предпринимательства, обеспечения жильем, нравственного,

военно-патриотического и общественно-политического воспитания молодых людей.

Мы настаиваем, чтобы аналогичные молодежные представительные органы формировались не только на уровне городских округов и муниципальных районов (в настоящее время только в шестой их части не созданы органы молодежного представительства), но и на уровне поселений, чтобы проблемы, волнующие сельскую молодежь, были услышаны на более высоких уровнях. Поэтому выстраивание эффективной системы взаимодействия молодежных парламентов края и Алтайского отделения Российского Союза сельской молодежи по продвижению социальных, творческих, образовательных и предпринимательских инициатив сельской молодежи нами приветствуется и всячески поддерживается. Эти организации имеют достаточно предпосылок, чтобы стать объединяющим стержнем всей молодежной политики в Алтайском крае.

Безусловно, время внесет свои коррективы в направления деятельности регионального парламента новых созывов, но я уверен, что обозначенные приоритеты останутся прежними, может измениться только форма их воплощения.

* * *

Созывы

представительного органа государственной власти Алтайского края

Годы созыва № созыва Наименование представительного органа государственной власти Алтайского края

1940-1947 первый Алтайский краевой Совет депутатов трудящихся (Первая сессия - 7-8 января 1940 г.; посл., 15-я - 10-11 марта 1947 г.

1948-1950 второй Алтайский краевой Совет депутатов трудящихся (Первая сессия - 10-12 января 1948 г.; посл., 9-я - октябрь 1950 г.)

1950-1952 третий Алтайский краевой Совет депутатов трудящихся (Первая сессия - декабрь 1950; посл., 8-я - 24-25 декабря 1952 г.)

1953-1954 четвертый Алтайский краевой Совет депутатов трудящихся Первая сессия - 5-6 марта 1953 г.; посл., 7-я - 18 ноября 1954 г.)

1955-1956 пятый Алтайский краевой Совет депутатов трудящихся (Первая сессия -14 марта 1955 г.; посл., 7-я - 28 декабря 1956 г.)

1957-1958 шестой Алтайский краевой Совет депутатов трудящихся (Первая сессия - 19-20 марта 1957 г.; посл.,7-я - 12 декабря 1958 г.)

1959-1961 седьмой Алтайский краевой Совет депутатов трудящихся (Первая сессия - 10-11 марта 1959 г.; посл., 9-я - 10 февраля 1961 г.)

1961-1962 восьмой Алтайский краевой Совет депутатов трудящихся (Первая сессия - 28 марта 1961 г.; посл., 8-я - 8 декабря 1962 г.)

1963-1964 девятый Алтайский краевой (промышленный) Совет депутатов трудящихся Алтайский краевой (сельский) Совет депутатов трудящихся (Первая сессия - 26 марта 1963 г.; посл., 8-я - декабрь 1964 г.)

1965-1966 десятый Алтайский краевой Совет депутатов трудящихся (Первая сессия - 30-31 марта 1965 г.; посл., 8-я - декабрь 1966 г.)

1967-1968 одиннадцатый Алтайский краевой Совет депутатов трудящихся (Первая сессия - 21-22 марта 1967 г.; посл., 8-я - декабрь 1968 г.)

1969-1971 двенадцатый Алтайский краевой Совет депутатов трудящихся (Первая сессия - 25 марта 1969 г.; посл., 9-я - 28 января 1971 г.)

1971-1973 тринадцатый Алтайский краевой Совет депутатов трудящихся (Первая сессия - 29-30 июня 1971 г.)

1973-1975 четырнадцатый Алтайский краевой Совет депутатов трудящихся (Первая сессия 27-28 июня 1973 г.; посл. - 28 февраля 1975 г.)

1975-1977 пятнадцатый Алтайский краевой Совет депутатов трудящихся (Первая сессия - 26-27 июня 1975 г.)

1977-1979 шестнадцатый Алтайский краевой Совет народных депутатов (Первая сессия - 27 июня 1977 г.; посл., 12-я - 21 декабря 1979 г.)

1980-1982 семнадцатый Алтайский краевой Совет народных депутатов

1982-1984 восемнадцатый Алтайский краевой Совет народных депутатов

1985-1987 девятнадцатый Алтайский краевой Совет народных депутатов (Первая сессия - 15 марта 1985 г.; посл., 10-я - 23 апреля 1987 г.)

1987-1989 двадцатый Алтайский краевой Совет народных депутатов (Первая сессия - 10 июля 1987 г.)

1990-1994 двадцать первый Алтайский краевой Совет народных депутатов (Первая сессия - 4-5 апреля 1990 г.)

:

ть. ■

Созывы

законодательного (представительного) органа государственной власти Алтайского края

Годы созыва № созыва Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти Алтайского края

1994-1996 первый Алтайское краевое Законодательное Собрание (Первая сессия - 13 апреля 1994 г.)

1996-2000 второй Алтайское краевое Законодательное Собрание В 1999 г. Алтайское краевое Законодательное Собрание переименовано в Алтайский краевой Совет народных депутатов

2000-2004 третий Алтайский краевой Совет народных депутатов

2004-2008 четвертый Алтайский краевой Совет народных депутатов В ноябре 2007 г. Алтайский краевой Совет народных депутатов переименован в Алтайское краевое Законодательное Собрание

2008-2012 пятый Алтайское краевое Законодательное Собрание

Председатели исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся

• Декабрь 1939-го - январь 1943 г. Смердов Николай Андрианович

• Январь-август 1943 г. Беляев Николай Ильич

• Август 1943-го - декабрь 1945 г. Корчагин Павел Николаевич

• Декабрь 1945-го - июль 1947 г. Ковалевский Григорий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Июль 1947-го - май 1949 г. Батамиров Анатолий Михайлович

• Май 1949-го - июль 1955 г. Пысин Константин Георгиевич

• Июль 1955-го - июль 1960 г. Шевченко Сергей Васильевич

• Июль 1960-го - февраль 1966 г. Кальченко Степан Власович

• 1962-1964 гг. Андрианов Михаил Степанович (председатель промышленного крайисполкома)

• Февраль 1966-го - июнь 1973 г. Молчанинов Иван Ильич

• Июнь 1973-го - март 1976 г. Аксенов Николай Федорович

Председатели исполнительного комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов

• Апрель 1976-го - март 1983 г. Раевский Владимир Николаевич

• Апрель 1983-го - апрель 1987 г. Мищенко Виктор Тимофеевич

• Апрель 1987-го - апрель 1990 г. Кулешов Алексей Антонович

Председатели Алтайского краевого Совета народных депутатов 21-го созыва

• Апрель 1990-го - август 1991 г. Кулешов Алексей Антонович

• Август 1991-го - 1993 г. Суриков Александр Александрович

Председатели Алтайского краевого законодательного (представительного) органа государственной власти Алтайского края

• 1994-й - декабрь 1996 г. Суриков Александр Александрович

• Декабрь 1996-го - 2008 г. Назарчук Александр Григорьевич

• Март 2008 г. Лоор Иван Иванович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.