УДК 342.4
Савченко Марина Станиславовна
доктор юридических наук, профессор кафедры государственного и международного права
Кубанского государственного аграрного университета
Лебедев Матвей Олегович
студент Кубанского государственного аграрного университета
СТАНОВЛЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КАК ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Аннотация:
Статья посвящена процессу становления парламентаризма на Кубани в постсоветское время. В данный период были заложены основы деятельности представительных органов власти Краснодарского края. В работе изложены характерные черты первого созыва Законодательного собрания Краснодарского края.
Ключевые слова:
парламентаризм, Законодательное собрание, депутаты первого созыва Законодательного собрания Краснодарского края, Кубанская законодательная рада.
Savchenko Marina Stanislavovna
LLD,
Professor, Public and International Law Department, Kuban State Agrarian University
Lebedev Matvey Olegovich
Student,
Kuban State Agrarian University
FORMATION OF THE LEGISLATIVE ASSEMBLY OF KRASNODAR KRAI AS A LEGISLATIVE (REPRESENTATIVE) PUBLIC AUTHORITY
Summary:
The article deals with the process of formation of parliamentarism in Kuban region during the post-soviet era. During this period the foundations of representative bodies of Krasnodar Krai were laid. The article describes distinctive features of the first convocation of the Legislative Assembly of Krasnodar Krai.
Keywords:
parliamentarism, Legislative Assembly, delegates of the first convocation of the Legislative Assembly of Krasnodar Krai, Kuban Legislative Rada.
20 ноября с 1994 г. стало ключевой датой в современной политической истории Краснодарского края, так как именно этот день можно назвать началом деятельности высшего представительного и законодательного органа на Кубани. Новый законодательный орган стал историческим правопреемником всех ранее существовавших представительных органов в регионе, среди которых были: Краснодарский краевой Совет депутатов, трудящихся, Кубанская законодательная рада, Краснодарсий краевой Совет народных депутатов и Кубано-Черноморский областной Совет рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов.
Выборный порядок формирования законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ был закреплен Указом Президента Российской Федерации от 09.10.1993 г. № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, данный нормативный акт регламентировал полномочия региональных представительных органов государственной власти, в числе которых представительные органы власти, уполномоченные на принятие нормативных правовых актов по вопросам, которые Конституция России, федеративный договор и федеральное законодательство отнесло к ведению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Большое значение для работы Законодательного собрания, а также обеспечения его нормальной деятельности имело решение главы администрации Краснодарского края Е.М. Харитонова о выделении Законодательному собранию здания бывшего Крайкома КПСС по ул. Красной, 3.
Датой первых выборов депутатов Законодательного собрания Краснодарского края стало 20 ноября 1994 г. Спустя меньше месяца - 14 декабря 1994 г. Законодательное собрание в количестве 50 депутатов начало свою работу. Для подготовки первого пленарного заседания был создан специальный комитет из состава членов избирательных объединений числом 17 человек, сопредседателями комитета избраны депутаты: Г.А. Кузнецова, Ю.А. Поляков, А.И. Травников, В.П. Громов. При создании комитета было решено, что каждый депутат имеет право принимать участие в его работе. Комитет подготовил ряд предложений по проведению первого пленарного
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
заседания: о повестке дня, регламенте работы, избрании редакционной комиссии, секретариате, структуре ЗСК и его аппарата, о Временном регламенте.
Законодательное собрание Краснодарского края начало свою работу открытием первой сессии в декабре 1994 г. Открыть первое заседание и вести его до избрания председателя ЗСК поручили Ю.А. Полякову. В первую очередь председатель Краевой избирательной комиссии С.А. Даниленко огласил информацию по итогам выборов депутатов ЗСК. После этого депутаты занялись формированием повестки дня.
Серьезная дискуссия развернулась по вопросу выбора председателя ЗСК. На этот пост было выдвинуто три кандидатуры: А.А. Багмут, Г.С. Дорошенко, В.А. Бекетов. В процессе рассмотрения вопроса В.А. Бекетов принял решение снять свою кандидатуру в пользу Г.С. Дорошенко. Тем не менее большинством голосов первый созыв Законодательного собрания возглавил А.А. Багмут. 15 декабря 1994 г., по предложению председателя ЗСК, В.П. Громов был избран заместителем председателя Законодательного собрания Краснодарского края, немногим позже, 22 декабря 1994 г. был избран и второй его заместитель - Курдюк Петр Михайлович. С декабря 1995 г. по настоящее время кубанский парламент бессменно возглавляет В.А. Бекетов.
Особенность первого созыва ЗСК заключалась в том, что депутатами были избраны несколько человек, являющихся сотрудниками администрации края, главами администрации городов и районов. В соответствии с Законом Краснодарского края от 24.04.1995 г. № 4-КЗ «О статусе депутата Законодательного собрания Краснодарского края» они имели право избираться, после выборов каждый должен был написать заявление в избирательную комиссию о том, какую из должностей он выбирает- либо депутата ЗСК, либо прежнюю должность. Но получилось так, что никто такого заявления не написал и они занимали две должности [1].
К великому сожалению В.П. Громова, среди депутатов не оказалось представителей рабочего класса и крестьянства. Основная часть населения, которая кормит и одевает народ, оказалась непредставленной в Законодательном собрании края [2]. Данный факт, по мнению В.П. Громова, указывал на недостаток избирательного законодательства и избирательных объединений.
На этом этапе характерной чертой законодательства Краснодарского края являлось опережающее правовое регулирование значительного объема вопросов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральное законодательство не могло эффективно реагировать ввиду крайне нестабильной политической и экономической обстановки 90-х гг. прошлого столетия. Для того чтобы восполнить пробелы в федеральном законодательстве, краевому органу законодательной власти пришлось издавать по сути новаторские законы. Общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция Российской Федерации - именно данные нормативные правовые акты служили ориентиром при разработке законодательных актов.
Прежде всего депутаты начали свою работу с создания необходимой нормативной базы и решения организационных вопросов. С самого начала их деятельности были разработаны и приняты нормативные акты, которые определили условия деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти края: Временный регламент Законодательного собрания Краснодарского края, законы Краснодарского края «О Законодательном собрании Краснодарского края», «О статусе депутата Законодательного собрания Краснодарского края», Положение о постоянных комитетах.
Парламентариям потребовалось много времени на обсуждение вопросов о структуре ЗСК и его аппарата. Кроме того, необходимо было сформировать комитеты и комиссии Собрания. В итоге на основании волеизъявления депутатов, протоколов заседаний комитетов были утверждены названия комитетов и их состав. Таким образом утвердилась структура ЗСК в составе девяти комитетов и одной мандатной комиссии.
Для депутатского корпуса первого созыва в течение срока полученных полномочий приоритетными являлись три задачи: защита социально-экономических интересов жителей региона, сохранение целостности, стабильности, управляемости в крае, кадровое обеспечение краевого, городского и районного уровней власти.
Краевой закон «О моратории на приватизацию объектов образования в Краснодарском крае» стал первым законом, который приняло Законодательное собрание. И сегодня, через два десятка лет, мы можем видеть, что данный нормативный правовой акт сохранил целостность большого количества объектов краевой и муниципальной собственности, в числе которых детские дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования, а также внес неоценимый вклад в упрочение гарантий прав жителей Кубани на получение доступного бесплатного дошкольного и основного общего образования.
В сфере организации и формирования государственной и муниципальной власти в крае основополагающими стали такие краевые законы, принятые в 1995 г., как: «О местном самоуправлении в Краснодарском крае», «О выборах главы администрации Краснодарского края», «О территориальном общественном самоуправлении» и др.
С целью наполнения бюджета и укрепления экономики в период 1994-1998 гг. Законодательное собрание Краснодарского края занялось разработкой и претворением в жизнь следующих законов и постановлений: «Об особом порядке землепользования», «О чрезвычайных мерах по улучшению положения в АПК Краснодарского края», «О плате за землю», «О курортном сборе», «О налоге на игорный бизнес», а также многих других.
Значительный пакет законов и постановлений, которые приняли депутаты, относился к социальной сфере, здравоохранению, культуре, образованию, делам молодежи. Для решения задач, требующих максимального учета мнения избирателей и многогранного анализа, организовывались рабочие группы с привлечением экспертов, а также имеющих интерес организаций и учреждений. В это же время становится традиционным проведение парламентских слушаний комитетами Законодательного собрания.
Одним из самых значительных аспектов становления государственности Краснодарского края как субъекта Российской Федерации стало принятие и введение в действие актуализированной редакции Устава края. 1 сентября 1997 г. закон «О внесении изменений и дополнений в Государственный Устав Краснодарского края» вступил в силу [3].
До выборов в Законодательное собрание депутаты первого созыва уже накопили депутатский опыт работы в краевом и районных советах народных депутатов, но, несмотря на это, нор-мотворческая деятельность в качестве депутата ЗСК обязывала иметь куда более профессиональный и ответственный подход, более глубокие и основательные знания по разноплановым вопросам во многих сферах. Для успешной работы законодательного органа пришлось серьезно изучать как специальную литературу, так и федеральное законодательство, тесно общаться со специалистами в данной сфере, изучать актуализированные методы и формы работы.
Депутаты Законодательного собрания края первого созыва за 4 года провели 50 пленарных заседаний, приняли 1 024 постановления и 163 закона. В рамках первого созыва было проведено 645 заседаний комитетов, на которых рассмотрено 3 140 вопросов [4].
Парламентарии провели плодотворную работу в части создания нового законодательного (представительного) органа власти, его аппарата, а также основных законов, обеспечивающих их деятельность. Нельзя не оценить сложность условий работы в нелегкий для страны период. Отсутствие законодательной базы на федеральном уровне, резко сменяющаяся обстановка 90-х гг. минувшего столетия не смогли помешать депутатам качественно выполнять свою работу. Депутаты первого созыва не только заложили фундамент краевой правовой базы, разработав ее практически с нуля, но и создали достойную основу для работы депутатов последующих созывов.
Ссылки:
1. Громов В.П. Мое хождение во власть в период становления законодательной власти в Краснодарском крае. Краснодар, 2014. С. 26.
2. Там же.
3. В Законодательном собрании Краснодарского края : информ. прил. к гор. и район. газ. 2014. Вып. 3 (262).
4. История создания Законодательного собрания Краснодарского края [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://www.kubzsk.ru/basic/about/ (дата обращения: 09.07.2016).