Научная статья на тему 'Полномочия депутатов Законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, направленные на реализацию представительной функции (на примере Законодательного Собрания Краснодарского края)'

Полномочия депутатов Законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, направленные на реализацию представительной функции (на примере Законодательного Собрания Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
913
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН) / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ / ДЕПУТАТ / ПОЛНОМОЧИЯ ДЕПУТАТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савченко Марина Станиславовна, Лебедев Матвей Олегович

В статье рассматриваются особенности статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ на примере Законодательного Собрания Краснодарского края. Анализируются нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, исследуется компетенция депутата при осуществлении представительной функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Савченко Марина Станиславовна, Лебедев Матвей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полномочия депутатов Законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, направленные на реализацию представительной функции (на примере Законодательного Собрания Краснодарского края)»

УДК 342.4

Савченко Марина Станиславовна

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и международного права,

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина Milena.555@mail. ru Лебедев Матвей Олегович

студент,

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина Milena. 555@mail .ru Marina S. Savchenko

doctor of jurisprudence, professor, head of the department of the state and international law,

Kuban state agricultural university of I.T. Trubilin Milena.555@mail .ru Matvei O. Lebedev

student, Kuban state agricultural university name of I.T. Trubilin Milena.555@mail .ru

Полномочия депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, направленные на реализацию представительной функции

(на примере Законодательного Собрания Краснодарского края)

The powers of deputies of legislative (representative) public authority of the territorial subject of the Russian Federation directed to realization

of representative function (on the example of Legislative Assembly of Krasnodar Krai)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ на примере Законодательного Собрания Краснодарского края. Анализируются нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, исследуется компетенция депутата при осуществлении представительной функций.

Ключевые слова: государственная власть, законодательный (представительный орган), Законодательное Собрание Краснодарского края, депутат, полномочия депутатов.

Annotation. In the article features of the status of the deputy of the legislative (representative) authority are considered on the example of the Krasnodar Territory. The regulatory legal acts of the constituent entities of the Russian Federation are analyzed, and the competence of the regional deputy is examined in the exercise of a representative function.

Key words: constitutional law, state power, Legislative Assembly, deputy, powers of deputies.

С принятием Конституции РФ 1993 года субъекты Российской Федерации получили право самостоятельно формировать свои законодательные (представительные) органы государственной власти, осуществлять правовое регулирование их статуса и статуса депутатов. В Конституции РФ впервые появляются такие термины как «законодательный» и «представительный» орган, которые отражают двойственность природы данного органа власти.

Нельзя не согласиться с В. А. Лебедевым, что при характеристике выборного органа субъекта Российской Федерации Конституция не разделяет термины «законодательный» и «представительный». Она определяет их, не разграничивая содержательной стороны и функциональной направленности в деятельности рассматриваемого органа[1]. Аналогичный подход можно увидеть и в законодательных актах субъектов Российской Федерации, закрепляющих статус органов государственной власти [2].

Так как данные термины применяются для обозначения характеристики и основных целей создания выборного органа власти, мы можем представить, что, несмотря на симбиоз содержательной стороны и функциональной направленности, оба термина в данном случае будут иметь в корне разную смысловую нагрузку. Термин «законодательный», помимо позиционирования данного органа в системе разделения властей, также определяет функциональное назначение органа, созданного для осуществления законодательного регулирования. Напротив, термин «представительный» подчеркивает, в первую очередь, природу и источник образования органа государственной власти, а также указывает на его функцию по представительству интересов народа (населения). Таким образом, можем отметить, что в данном названии органа две основные функции нашли свое отражение.

Представительная функция законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации является не только организационной характеристикой порядка его формирования, но и элементом его статуса, позволяющим законодательному (представительному) органу занимать соответствующее положение в системе народного представительства. Представительность законодательного

(представительного) органа это и способ его формирования как органа законодательной власти, и совокупность правомочий, направленных на обеспечение реализации воли народа. Народное представительство законодательных (представительных) органов должно отразиться в их организации, деятельности и их компетенции. [3]

По нашему мнению, выражение этим органом интересов избирателей, согласование усилий всех политических сил в субъектах Российской Федерации, формирование гражданской позиции, должно стать основой осуществления представительной функции законодательного (представительного) органа. Представительный орган должен являться

трибуной для выражения своего мнения представителями избирателей, для обсуждения жизненно важных вопросов региона[4].

Совершенно логичным является то, что представительная функция в одинаковых долях реализуется как представительным органом, так и каждым депутатом. Представляется, что деятельность депутата непосредственно связана с подготовкой и принятием законов и иных нормативных правовых актов, контролем за их исполнением и направлена на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укрепление законности и правопорядка, повышение благосостояния населения.

Л. А. Нудненко, исследуя полномочия депутата по участию в заседаниях законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, разделила их на организационные, контрольные и учредительные. [5]

Следует обратить внимание, что предложенная профессором Л.А. Нудненко классификация полномочий депутатов на сессии (пленарном заседании) законодательного органа направлена на осуществление других функций законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации и, как кажется на первый взгляд, не реализует представительную функцию. Хотя, по нашему мнению, в конечном счете полномочия депутата должны реализовывать властную волю нашего многонационального народа.

Именно поэтому первоочередной в любом парламенте будет представительная функция, т.к. из нее вытекают все остальные.

Можно сформировать вывод на основании вышеуказанных полномочий о первоочередной реализации представительной функции, а уже потом о реализации законодательной, контрольной функции или функции по образованию органов власти и назначению должностных лиц.

Анализ нормативных правовых актов Краснодарского края позволяет сделать вывод, что к числу таких полномочий относятся: избирать и быть избранным в Законодательное Собрание; предложение вопросов для рассмотрения на пленарном заседании; внесение предложений и замечаний по повестке дня; постановка вопроса о доверии; внесение на рассмотрение Законодательного Собрания проектов новых законов и нормативных правовых актов края.[6]

При исследовании компетенции регионального депутата нельзя не затронуть деятельность депутата вне законодательного (представительного) органа. В подтверждение вышесказанного необходимо отметить, что основной формой работы депутата является участие в заседаниях парламента и его рабочих органах. При этом важно помнить о роли депутата в избирательном округе: качество поддержания связи с избирателями может в целом характеризовать деятельность депутата в парламенте при осуществлении представительной функции.

К сожалению, в Российской Федерации сложилась правовая практика, при которой многие субъекты в законах о статусе региональных депутатов, в части работы депутатов среди избирателей закрепляют данные правоотношения лишь одной статьей. Причем полномочия депутата

перечисляются достаточно лаконично, без раскрытия основных характеристик содержания и процедуры реализации. Таким образом, данные отношения регулируются одной статьей, где нет подробной модели взаимодействия по системе «депутат-гражданин». [7] Советские законы о статусе депутатов, напротив содержали главу о деятельности депутата с описанием его широкого объема полномочий.

В Краснодарском крае, еще в 1995 году, депутаты I созыва, члены комитета по законодательству и правовой политике определили основным направлением своей деятельности подготовку и внесение на рассмотрение Законодательного Собрания проектов законов и других нормативных правовых актов по вопросам организации и деятельности органов государственной власти. Был разработан закон о статусе депутата Законодательного Собрания Краснодарского края, где существует глава, посвященная деятельности депутата в избирательном округе. Данная глава включает в себя положения о взаимоотношениях депутата с избирателями, порядок рассмотрения депутатом заявлений и жалоб от граждан и обязательной отчетности депутата как народного избранника перед своими избирателями. По нашему мнению данное положение максимально поддерживает связь с избирателями. [8]

Можно констатировать, что полномочия депутатов в большинстве регионов Российской Федерации урегулированы недостаточно детально. Представляется, что это существенный пробел регионального законодательства, закрепляющего лишь общие начала взаимоотношений депутатов с избирателями: изучение общественного мнения, осуществление приема граждан, рассмотрение жалоб и предложений.

В Краснодарском крае депутаты постоянно взаимодействуют с партиями, общественными организациями и жителями края. Связь с избирателями - основа депутатской работы, и депутатский корпус Законодательного Собрания Краснодарского края всегда был верен этому правилу. Поэтому депутаты всегда стараются придать широкий общественный резонанс своей деятельности, организовывать совместное обсуждение значимых для населения вопросов. Через средства массовой информации Законодательное Собрания края информирует население о планах и результатах своей работы [9].

Предусмотренная в специальных законах подавляющего большинства субъектов обязанность депутата поддерживать связь с избирателями предопределила направленность полномочий депутата на реализацию представительной функции [10]. Следует отметить, что обязанность поддержания связи с избирателями своего округа есть не только у депутатов, избранных по одномандатным округам, но депутатов, избранных по пропорциональной системе.

В этом смысле определенный интерес представляют нормы законов Ленинградской, Калининградской и Псковской областей о статусе их региональных депутатов,[11] в соответствии с которыми депутат, избранный по пропорциональной системе, поддерживает связь с избирателями в

порядке, определенном соответствующим избирательным объединением, по списку которого он был избран.

Законодательство Краснодарского края содержало аналогичное положение, которое возлагало на депутата, избранного по одномандатному округу, обязанности по представлению интересов данного округа. Напротив, депутат, избранный по краевому избирательному округу, обязывался представлять интересы избирательного объединения, по списку которого он был избран. Однако в 2008 году от данной формулировки Парламент Краснодарского края решил отказаться. Абзац был изложен в новой редакции, где исключались положения об обязанностях депутатов по представлению одномандатного округа и избирательного объединения. [12]

Значение представительной функции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации сложно переоценить. Для реализации представительной функции депутат должен осуществлять свои полномочия, входящие в его компетенцию. Важнейшей задачей как для государства, так и для граждан является совершенствование деятельности представительной власти, что позволит региональным парламентам стать подлинными институтами народного представительства, служащими народу и исполняющими его волю.

Литература:

1. Лебедев В. А. Проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. М, 2000. С.112.

2. Закон Краснодарского края от 28.07.1995 N 10-КЗ (ред. от 03.03.2017) "О Законодательном Собрании Краснодарского края".

3. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995года № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации».

4. Васильев В. И., Павлушкин А. В., Постников А. Е. Законодательные органы субъектов Российской Федерации: правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы. М., 2001. С. 9798.

5. Нудненко Л. А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации. СПб., 2004. С. 162.

6. Закон Краснодарского края от 24.04.1995 N 4-КЗ (ред. от 05.06.2017) "О статусе депутата Законодательного Собрания Краснодарского края".

7. См., например: статья 8 Закона Ненецкого автономного округа от 10.01.1996 года № 15-ОЗ «О статусе депутата Собрания депутатов Ненецкого автономного округа»; статья 7 Закона Тверской области от 20 октября 1994 года N 4 "О статусе депутата Законодательного Собрания

Тверской области.; Закон Волгоградской области от 8 ноября 1994 года N 12-ОД "О статусе депутата Волгоградской областной Думы.

8. Закон Краснодарского края от 24.04.1995 N 4-КЗ (ред. от 05.06.2017) "О статусе депутата Законодательного Собрания Краснодарского края".

9. Официальный сайт Законодательного Собрания Краснодарского края http://www.kubzsk.ru/

10. Официальный сайт Законодательного Собрания Ростовской области http://zsro.ru/

11. См.: часть 1 статьи 17 Областного закона Ленинградской области от 24 апреля 2007 года № 62--оз «О статусе депутата Законодательного собрания Ленинградской области», часть 1 статьи 7 Закона Калининградской области от 18.09.1995 года № 21 «О статусе депутата Калининградской областной Думы»; часть 1 статьи 9 Закона Псковской области от 6 мая 2007 года № 670-оз «О статусе депутата Псковского областного Собрания депутатов».

12. Статья 15 Закона Краснодарского края от 24 апреля 1995 года N 4-КЗ "О статусе депутата Законодательного Собрания Краснодарского края"

Literature:

1. Lebedev V. A. Problems of the organization and activity of legislative and executive power in territorial subjects of the Russian Federation. M, 2000. Page 112.

2. The law of Krasnodar Krai from 7/28/1995 N 10-KZ (an edition from 3/3/2017) "About Legislative Assembly of Krasnodar Krai".

3. See: The resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of April 12, 1995 No. 2-P "On the case of interpretation of articles 103 (part 3), 105 (parts 2 and 5), 107 (part 3), 108 (part 2), 117 (part 3) and 135 (part 2) of the Constitution of the Russian Federation".

4. Vasilyev V.I., Pavlushkin A. V., Postnikov A. E. Legislature of territorial subjects of the Russian Federation: legal questions of formation, competence and organization of work. M, 2001. Page 97-98.

5. Nudnenko L. A. Constitutional legal status of the deputy of legislature of the government in the Russian Federation. SPb., 2004. Page 162.

6. The law of Krasnodar Krai from 4/24/1995 N 4-KZ (an edition from 6/5/2017) "About the status of the deputy of Legislative Assembly of Krasnodar Krai".

7. See, for example: article 8 of the Law of the Nenets Autonomous Okrug from 1/10/1996 years No. 15-OZ "About the status of the deputy of the Meeting of deputies of the Nenets Autonomous Okrug"; article 7 of the Law of the Tver region of October 20, 1994 N 4 "About the status of the deputy of Legislative Assembly of the Tver region.; The Law of the Volgograd region of November 8, 1994 N12-OD "About the status of the deputy of the Volgograd region duma.

8. The law of Krasnodar Krai from 4/24/1995 N 4-KZ (an edition from 6/5/2017) "About the status of the deputy of Legislative Assembly of Krasnodar

Krai".

9. Official site of Legislative Assembly of Krasnodar Krai http://www.kubzsk. ru/

10. Official site of Legislative Assembly of the Rostov region http://zsro.ru/

11. See: part 1 of article 17 of the Regional law of the Leningrad Region of April 24, 2007 No. 62-oz "About the status of the deputy of Legislative assembly of the Leningrad Region", part 1 of article 7 of the Law of the Kaliningrad region from 9/18/1995 years No. 21 "About the status of the deputy of the Kaliningrad region duma"; part 1 of article 9 of the Law of the Pskov region of May 6, 2007 No. 670-oz "About the status of the deputy of the Pskov Regional Assembly of deputies".

12. Article 15 of the Law of Krasnodar Krai of April 24, 1995 N 4-KZ "About the status of the deputy of Legislative Assembly of Krasnodar Krai"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.