Научная статья на тему 'Эффект законотворческой деятельности достигается через взаимодействие'

Эффект законотворческой деятельности достигается через взаимодействие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лоор Иван Иванович

2 марта 2008 года сформирован новый состав представительного органа Алтайского края. От результатов работы краевых законодателей зависит благосостояние жителей Алтайского края, социально-экономическое развитие региона, финансирование краевых систем образования, здравоохранения, культуры. Об итогах работы за прошедший период, о плане работы депутатов, о проблемах законотворческой деятельности и многом другом на вопросы редакции ответил председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания Иван Иванович Лоор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффект законотворческой деятельности достигается через взаимодействие»

ЭФФЕКТ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОСТИГАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

2 марта 2008 года сформирован новый состав представительного органа Алтайского края. От результатов работы краевых законодателей зависит благосостояние жителей Алтайского края, социально-экономическое развитие региона, финансирование краевых систем образования, здравоохранения, культуры.

Об итогах работы за прошедший период, о плане работы депутатов, о проблемах законотворческой деятельности и многом другом на вопросы редакции ответил председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания Иван Иванович Аоор.

- Вы являетесь председателем Алтайского краевого Законодательного Собрания чуть более полугода. Насколько Вы свыклись с новым статусом, что было для Вас самым сложным в первые месяцы работы?

- Должен признать, что работа в законодательном органе требует иного подхода по сравнению с руководством органом исполнительной власти: необходимо более тщательно и с прицелом на долгую перспективу просчитывать последствия принимаемых решений. Законотворческий процесс достаточно длительный, да и принятые законы могут «заработать» не сразу.

Конечно, пос\е избрания председателем Законодательного Собрания изменился не только формат работы, но и широта решаемых задач. Для меня не было слишком сложным войти в курс всех социально-экономических проблем: агропромышленный комплекс - это настолько всеохватывающая область, что мне приходилось разбираться и в налогово-бюджетной тематике, и в социальной сфере, и в вопросах местного самоуправления. Ну а где возникали неясности, мне помогали мои новые коллеги. Поверьте, это компетентные, эрудированные и знающие все тонкости законотворческого процесса люди.

Еще один новый по сравнению с исполнительной властью момент - отсутствие единоначалия. Законодательное собрание - коллегиальный орган, и любое решение должно учитывать мнение

наших коллег. Здесь невозможно отдавать приказы, нужно взвешенно и всесторонне обсуждать ситуации и находить порой компромиссное решение. И здесь мне помог мой прежний опыт депутатской деятельности на районном и краевом уровнях.

- Как Вы на данный момент оцениваете результаты работы Алтайского краевого Законодательного Собрания текущего созыва?

- Новый созыв отработал чуть более полугода. Наверно, еще рано подводить итоги, хотя некоторые характерные черты уже можно обозначить. Прежде всего, изменилась политическая конфигурация регионального парламента. В Законодательном Собрании есть крепкое ядро, что позволяет более четко и организованно заниматься законотворческой работой. При этом, на мой взгляд, у нас в целом сложились рабочие отношения между фракциями Законодательного Собрания.

Из результатов хотел бы отметить выстраивание конструктивных отношений с исполнительной властью региона. Убежден, что законотворческая работа будет эффективной только при консолидации действий власти, и представительной и исполнительной. Такая консолидация особенно важна, в том числе, в связи с предстоящей совместной работой по реализации инициатив по развитию институтов государственной власти, предложенных в Послании Президента Д.Медведева Федеральному Собранию.

Еще один момент, которому уделяется большое внимание, - качество предварительной проработки законопроектов. Хвастаться результатами еще рано, но мы уже много сделали для улучшения предсессионной работы над законопроектами. Например, мы стремимся привлекать экспертов, представителей научного сообщества и реального сектора экономики для обсуждения готовящихся нормативных правовых актов. При Законодательном Собрании созданы два консультативных совета - по вопросам АПК и по науке и инновациям.

Надо сказать, что мы не только предлагаем новые формы работы, но и бережно сохраняем многие важные и интересные идеи, предложенные прежними созывами. Это касается, например, развития молодежного парламентаризма: сформирован новый состав Молодежного парламента Алтайского края. Мы всячески помогаем ребятам в их гражданском и политическом становлении, более плотно привлекаем молодежных лидеров к работе «взрослого» депутатского корпуса. Продолжает работу и Совет по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований.

- Ожидается ли в ближайшее время рассмотрение и принятие каких-либо особо важных для края и его жителей законопроектов?

- Я думаю, самый важный из вопросов, рассматриваемых в ближайшее время - это закон «О краевом бюджете на

Г»2Л

гоов

2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». В основу бюджетных проектировок положены следующие стратегические приоритеты: постоянное повышение уровня жизни населения и обеспечение стабильности социально-экономического развития края.

Бюджет очень значительно вырос по сравнению с планом на этот год, а тем более - с предыдущими годами. Приведу лишь несколько цифр. Рост собственных доходов краевого бюджета в 2009 году по сравнению с планировавшимися год назад параметрами составит 144 процента. Причем рост бюджета направлен прежде всего на решение социальных вопросов. В два раза (на полмиллиарда рублей) увеличены расходы на культуру, на 40% - расходы на социальную политику. На нужды здравоохранения из краевого бюджета будет направлено также на 40% больше средств. А расходы территориального фонда медицинского страхования, бюджет которого мы также утвердили, вырастут почти в 2 раза. Не обижены будут и районы - ведь межбюджетные трансферты, которые передаются городским округам и муниципальным районам возрастают на 75%, что составляет более 10 миллиардов рублей. Общий объем запланированных на следующий год бюджетных расходов составит без малого 59 миллиардов рублей - это в полтора раза больше, чем планировалось в 2008 году. А в целом, в сравнении с 2005 годом бюджет 2009 года вырос в три раза.

Рост бюджетных доходов позволил нам принять и важнейшее социальное решение, направленное на устранение несправедливости, связанное с предоставлением мер социальной поддержки в виде компенсации оплаты за телефон и проезда и затрагивающее интересы ветеранов труда, тружеников тыла, репрессированных, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, учащихся общеобразовательных учреждений из многодетных семей. Ведь до настоящего времени денежные выплаты получали далеко не все льготники. Например, на компенсацию за телефон имела право только треть ветеранов труда - те, у кого был установлен стационарный телефон. А единый соци-

альный проездной билет не пользовался спросом у сельских жителей, так как не давал возможности ездить междугородным транспортом, всего 1,5% сельских льготников пользовались этим правом. Переход на денежные выплаты даст возможность получить дополнительную финансовую поддержку всем льготникам независимо от степени пользования общественным транспортом и наличия стационарного телефона. Кроме того, учитывая предложения общественности, приняли решение предоставить региональным льготникам право выбора: ежемесячные денежные выплаты либо бесплатный проездной билет.

Сейчас мы готовим План законотворческой, организационной и контрольной работы на 1-е полугодие 2009 года - собираем и обобщаем предложения комитетов и фракций Законодательного Собрания, Администрации края, других субъектов права законодательной инициативы. План будет утверждаться на последней, декабрьской сессии 2008 года.

- Имеются, ли, на Ваш взгляд, какие-либо проблемы в законотворческой деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания?

- Думаю, надо совершенствовать систему планирования законотворческой деятельности. Вряд ли возможно просчитать на десяток лет вперед, какие законы нужно принять - ведь, как вы прекрасно понимаете, - возможности правового регулирования на уровне региона определяются федеральным законодательством, а оно достаточно часто меняется. Но планирование законотворческой деятельности все равно необходимо. Мы практикуем достаточно мягкий формат планирования - полугодовые планы, и, тем не менее, немалое число законопроектов вносятся вне плана или с нарушением утвержденных планом сроков. Это кстати, касается практически всех субъектов права законодательной инициативы.

На мой взгляд, многие субъекты права законодательной инициативы проявляют недостаточную активность во внесении в Законодательной Собрание своих предложений. Таким правом,

в частности, обладают в соответствии с Уставом (Основным Законом) Алтайского края, все представительные органы городских округов и муниципальных районов. Но предложений от них поступает не так и много. Сейчас в крае практически во всех муниципалитетах обновился депутатский корпус, и мы ставим этот вопрос перед вновь избранными депутатами.

В целом же, полагаю, что большая часть проблем не носит «критический» характер. У меня есть основания считать нашу законотворческую деятельность достаточно эффективной. Подтверждением этому является, в том числе, и сокращение в последние годы количества отрицательных отзывов контролирующих органов на принимаемые нами нормативные правовые акты. Хочу отметить, что у нас заключено соглашение с прокуратурой и территориальным подразделением Министерства юстиции, в соответствии с которым мы направляем им проекты правовых актов еще до их рассмотрения на сессии. Благодаря этому мы успеваем вовремя исправлять выявленные недочеты.

- Алтайское краевое Законодательное Собрание обладает правом законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Насколько эффективно используется это право Законодательным Собранием, какие инициативы за последнее время были внесены им в Государственную Думу, какова их судьба и дальнейшие перспективы?

- Алтайские законодатели традиционно являются одними из наиболее активных разработчиков законопроектов среди коллег из других регионов. И уже в этом созыве нами принято несколько законодательных инициатив (в силу длительности законотворческого процесса Государственная Дума еще не успела их рассмотреть). В продолжение предыдущего вопроса о проблемах, должен признаться, что еще одной проблемой в нашей законотворческой деятельности является сложность в прохождении наших законодательных инициатив в Государственной Думе. На мой взгляд, такая ситуация не связана с непрорабо-

танностью или неактуальностью наших предложений. К сожалению, эта беда касается инициатив большинства регионов России. Я убежден, что депутаты Государственной Думы должны активнее прислушиваться к инициативам с мест. Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию также обратил внимание на эту проблему И я разделяю его предложения о том, чтобы Совет Федерации как координатор законодательной деятельности представительных органов территорий играл большую роль в информировании регионов о законодательном процессе на федеральном уровне.

- Каким образом осуществляется сотрудничество Алтайского краевого Законодательного Собрания с законодательными (представительными) органами государственной власти других государств и субъектов РФ? Каковы итоги и возможные перспективы такого сотрудничества?

- В отличие от исполнительной власти, построенной по принципу «вертикали», законодательная власть не обладает единством, поскольку каждый законодательный орган в нашей стране самостоятелен. Поэтому межпарламентское сотрудничество основано больше на самоорганизации и личных контактах депутатов.

Координирующая роль в межпарламентском взаимодействии принадлежит Совету законодателей, функционирующему при Совете Федерации. Этот орган регулярно собирается под председательством С. Миронова. И должен сказать, что значимость этого органа в последнее время повысилась, об этом говорит участие в его заседаниях Президента РФ. Основная задача Совета - совершенствование взаимодействия законодательных органов субъектов Федерации с палатами Федерального Собрания, а также между собой. Кроме того, участники Совета вырабатывают рекомендации по определению основных направлений развития федерального и регионального законодательства, обсуждают наиболее значимые проекты федеральных законов, обмениваются

опытом законотворческой деятельности и правоприменительной практики.

В рамках Совета законодателей работает 8 комиссий, членами которых являются спикеры региональных парламентов. Я выбрал для себя наиболее актуальное для нашего аграрного региона направление и работаю в Комиссии по вопросам законодательного обеспечения развития агропромышленного комплекса и земельным отношениям.

В Сибирском федеральном округе также созданы институты, обеспечивающие взаимодействие региональных парламентов. Это - Совет законодателей Сибирского федерального округа, возглавляет который мой томский коллега, председатель Государственной Думы Томской области Б.А. Мальцев.

И, как я уже сказал, очень многое дают двусторонние контакты с коллегами из других регионов. Причем я убежден, что они не должны ограничиваться лишь общением руководителей парламентов. В октябре 2008 года мы опробовали новую форму взаимодействия между законодательными органами субъектов РФ. Нас посетила делегация Новосибирского областного Совета депутатов. Впервые в практике подобных визитов в делегации участвовали не только депутаты, но и работники аппарата. Основной целью визита был обмен опытом в сфере внедрения современных информационных технологий в практику работы законодательных органов. Как оказалось, нам есть чему поучиться друг у друга: Алтайское краевое Законодательное Собрание успешно внедряет в практике работы электронный документооборот, а Новосибирский Совет очень активно разрабатывает нормативную базу по внедрению современных информационных технологий. Так, в 2007 году Советом принят Закон Новосибирской области «О государственных информационных системах, государственных информационных ресурсах, территориальной информационной системе Новосибирской области», разработана «Концепция информационно-технологического обеспечения деятельности Новосибирского областного Совета депутатов». Мы внимательно ознакомились с текстом данных

документов, и теперь стоит вопрос - не пора ли нам разработать аналогичные документы? Если брать практическую сторону вопроса, то у нас наработок не меньше - полностью автоматизирована система делопроизводства, контроля за исполнением документов, материалы сессий рассылаются депутатам по электронной почте, прорабатывается вопрос создания электронной библиотеки, полной автоматизации законопроектной работы и т.д.

В процессе общения интересным показался опыт подготовки и проведения сессий Совета. Новосибирские парламентарии сессии обычно проводят раз в два месяца, а между сессиями ведется детальная проработка проектов правовых актов документов в комитетах. В итоге вносится очень мало изменений в уже принятые законы, и отсутствуют длительные обсуждения проектов на сессии. Регламент Алтайского краевого Законодательного Собрания нам позволяет проводить сессии не реже одного раза в два месяца. И сейчас мы обсуждаем - не стоит ли нам в целях более эффективной предварительной проработки законопроектов удлинить промежутки между сессиями и использовать это время для более детальной подготовки выносимых на рассмотрение сессий вопросов? Мы решили в дальнейшем продолжать подобную практику' межпарламентского обмена делегациями, а с Новосибирским Советом вообще планируем заключить соглашение о постоянном взаимодействии.

Мы придаем большое значение изучению опыта деятельности законодательных органов других регионов с целью применения лучших их наработок в деятельности краевого Законодательного Собрания. В частности, мне бы хотелось видеть в деятельности нашего Совета по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований применение методов работы аналогичного Совета Пермского края. Это - более четкое планирование работы Совета, большее число выездных зональных совещаний, причем с изучением опыта практической работы муниципальных образований,

Г»2Л

гоов

заключение соглашений о сотрудничестве с представительными органами местного самоуправления.

Что касается перспектив сотрудничества с законодательными органами других регионов, то я считаю, что уже назрел вопрос о создании единого информационного пространства, которое могло бы стать средством оперативного общения и обмена актуальной информацией. Подобные проекты уже сейчас разрабатываются Федеральным агентством по информационным технологиям и реализуются в некоторых субъектах (например, в Республике Татарстан и Тульской области). Учитывая, что в настоящее время развитию информационных технологий и использованию интернета в деятельности органов власти Президент России Д. Медведев уделяет пристальное внимание, надеюсь, что Государственная Дума также обратит внимание на эту сферу взаимодействий. Ведь, как было отмечено в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года, именно плохая информированность регионов о законодательном процессе на федеральном уровне является основной причиной того, что из предложенных к рассмотрению Государственной Думой законодательных инициатив субъектов Федерации законами становятся единицы. И я бы еще добавил здесь: и законодательные органы субъектов не имеют эффективного механизма информационного взаимодействия между собой.

Что касается сотрудничества с парламентариями других государств, то такая работа также проводится. Прежде всего, площадкой для такого диалога является Координационный Совет «Наш общий дом Алтай», куда входят руководители законодательных и исполнительных органов власти соседних регионов России, Казахстана, Монголии и Китая. Например, весной этого года наши депутаты побывали в Монголии по приглашению коллег из представительного органа Ба-ян-Ульгийского МНР. В октября этого года делегация Алтайского краевого Законодательного Собрания участвовала в Третьем Межпарламентском форуме «Таджикистан - Россия: потенциал межрегионального сотрудничества» в

г. Душанбе, где провела содержательные переговоры с коллегами из Согдийской области Республики Таджикистан.

- С чем связано проведенное в

последние месяцы реформирование Аппарата Алтайского краевого Законодательного Собрания?

- Аппарат Алтайского краевого Законодательного Собрания-это система, которая должна постоянно развиваться и трансформироваться, чтобы отвечать потребностям текущего момента, реалиям социально-экономического развития страны и края. Реформирование аппарата Законодательного Собрания, а точнее изменение его структуры, не носило революционный характер, а являлось «настройкой» существующего управленческого механизма, и это нормальный рабочий процесс, который позволяет приблизить структуру аппарата к тем направлениям деятельности, которые сейчас наиболее актуальны.

Мы учли опыт законодательных органов других субъектов РФ. Аналогичная структура - несколько ключевых управлений, а в их составе - отделы -существует в очень многих регионах. В итоге в процессе структурной перестройки аппарата создано 4 управления и два самостоятельных отдела.

Нам удалось объединить в рамках созданного организационного управления как блок организационного и документа-ционного обеспечения законотворческой работы, так и блок взаимодействия с органами местного самоуправления. Мы впервые создали отдел документа-ционного обеспечения, которого ранее не было в структуре. Я думаю, никому не нужно объяснять, что работа с документами, в частности, с обращениями граждан - важнейшее направление деятельности любого органа власти. Мы должны не только формально исполнять федеральное законодательство о работе с обращениями граждан, мы должны внимательно, по существу, детально рассматривать все поступающие к нам обращения. Ведь именно это - как решаются проблемы населения, жителей края - лучше всего характеризует работ)? депутатов. Отдельный человек с его правами и свободами, личными интересами и проблемами не должен воспринимать-

ся, как это часто бывает, как средство для укрепления государственного могущества. Человек-гражданин, уверенный, что его права будут защищаться на любом уровне власти - вот наша цель. Именно тогда мы сможем сказать, что соблюдаем не только букву закона, но и его дух.

С 2009 года мы будем вести подробнейшую аналитику по обращениям граждан, по их тематике, планируем открыть специальный раздел на официальном сайте по аналогии с сайтом Государственной Думы. Я считаю, что соответствующая аналитическая работа, информационная открытость и доступность власти - одна из главных составляющих ее успеха, и сделаю все, чтобы любой житель мог в максимально короткие сроки решить свои «больные» вопросы.

В наше время актуальная, вовремя подготовленная информация, а также своевременная и полная аналитическая работа - это половина успеха руководителя любого уровня. Вновь созданному информационно-аналитическому управлению поставлена задача: поддерживать информационное обеспечение на современном уровне, структурировать и актуализировать имеющуюся информацию, обеспечить возможность оперативного доступа к ней. Интересный момент - мы плотно связали деятельность пресс-службы и аналитического блока. Это позволяет нам не только оперативно освещать текущую деятельность депутатского корпуса в СМИ, но и реализовывать долгосрочную стратегию информирования населения и медийного сообщества о сути принимаемых правовых актов, о положительных тенденциях в развитии Алтайского края.

И вообще я считаю, если реформа является не самоцелью, если она нацелена на результат и является результатом анализа сложившейся ситуации и призвана совершенствовать работу - такая реформа нужна. И я думаю, что та структура, к которой мы пришли на данный момент, - это удачный шаг в верном направлении.

- Вы упомянули про работу с органами местного самоуправления. Каков формат работы законодательного органа с муниципалитетами?

- На наш взгляд, одна из главных наших задач - оказание полноценной консультационно-методической помощи представительным органам муниципальных образований всех уровней, начиная от уровня поселения. Дело в том, что депутатский корпус поселений зачастую испытывает информационный голод - и в плане нормативного обеспечения своей деятельности, и в плане практических наработок, решения нестандартных вопросов. А между тем вектор развития политической системы России в последние годы предполагает повышение значимости представительных органов. Для уровня местного самоуправления это особенно актуально, поскольку в силу разных причин они долгое время находились в зависимости от местных администраций. Новая роль предполагает и соответствующий уровень компетентности. Поэтому наша цель - это разработка методических рекомендаций для представительных органов муниципальных образований по всем актуальным вопросам их деятельности - от организационных моментов (проведений сессий, работы постоянных комиссий и т.д.) до положительного опыта по взаимодействию с избирателями. Например, после выборов 12 октября 2008 года в ряде районов мы столкнулись с тем, что нет представления о некоторых базовых нормативных актах, регламентирующих деятельность представительного органа. Нам нужно разработать «Модельный регламент» представительного органа городского округа и муниципального района. Такая работа уже начата, и на 2009 год планируется выпустить целый ряд методических пособий по всем актуальным вопросам.

Но главное - это далее не разработка рекомендаций, главное - это довести их до депутатов представительных органов муниципальных образований в такой форме, чтобы стали ясными все вопросы, с которыми они сталкиваются в процессе своей деятельности. Поэтому мы с этого года активно внедряем практику выездных обучающих семинаров, на которых не только рассматриваем «теоретические» вопросы, но и говорим о положительном опыте работы муниципальных образований на конкретных

примерах. И\анируется такая форма и на следующий год.

Еще одно важнейшее направление деятельности - это обеспечение работы Совета по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований. Этот институт мы учредили в прошлом созыве, во многом взяв за основу упомянутый выше Совет Законодателей. В состав Совета по взаимодействию входят руководители представительных органов всех городских округов и муниципальных районов края, а также председатель и заместитель председателя Законодательного Собрания и председатель профильного комитета по местному самоуправлению. На мой взгляд, Совет по взаимодействию должен быть живым и работоспособным и являться инструментом для оперативного отслеживания ситуации на местах, для мониторинга исполнения законодательства Российской Федерации и края на нашей территории. Совет - это именно та форма взаимодействия, через которую представительные органы муниципальных образований могут донести до всех депутатов Законодательного Собрания информацию о своих насущных проблемах. А мы готовы транслировать ее на федеральный уровень в виде обращений и законодательных инициатив.

- Нужен ли, по Вашему мнению, Алтайскому краю Уставный Суд, учреждение которого, в частности, предусмотрено Концепцией защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае?

- В настоящее время возможность создания Уставного суда Алтайского края как института, способствующего повышению уровня гарантий основ конституционного строя, укреплению законности в регионе, рассматривается и обсуждается.

Напомню, что Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов, нормативных правовых актов субъекта Федерации, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъек-

та Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Создание таких судов и их компетенция определяются законами субъектов Российской Федерации, а финансирование производится за счет средств бюджета региона.

Как известно, согласно Федеральному конституционному закону создание конституционных (уставных) судов не является обязательным. Специалисты аппарата Законодательного Собрания проводили мониторинг создания таких институтов в других регионах. В настоящее время образование конституционных судов предусмотрено конституциями большинства республик, входящих в состав Российской Федерации. Возможность создания уставных судов закреплена в уставах Красноярского края, Воронежской, Свердловской, Томской, Тюменской областей и некоторых других регионов. В ряде регионов такие суды учреждены, но не функционируют, в других действуют органы «конституционного надзора», которые не являются конституционными (уставными) судами. Во многих регионах, в том числе в Алтайском крае, создание таких судов уставами не предусмотрено и его функции выполняют суды общей юрисдикции.

В перспективе создание Уставного суда Алтайского края представляется возможным. Но это требует решения многих вопросов правового, организационного характера и потребует значительных финансовых расходов из средств краевого бюджета. Поэтому решение данного вопроса не может проходить без учета социально-экономических процессов и определения приоритетов в развитии тех или иных правовых институтов. И конечно, нужно более детально изучить опыт функционирования Уставных судов в других регионах, чтобы понять, насколько будет востребован обществом, гражданами и органами власти данный институт.

- По мнению некоторых политологов, в последние годы в Алтайском крае наметился отток и, как следствие, дефицит высококвалифицированных кадров, в том числе на государственной и муниципальной службе. На ваш взгляд,

Г»2Л

гоов

действительно ли есть подобная проблема и, если есть, каковы пути ее преодоления?

-Дефицит высококвалифицированных кадров действительно является проблемой для края, как, впрочем, и для большинства регионов страны. Но существенного оттока кадров с государственной службы я не наблюдаю. Скорее наоборот, престиж и привлекательность государственной службы, на мой взгляд, в последнее время растёт. Мы заинтересованы в привлечении в систему власти людей с современными взглядами на экономику и управление. Летом 2008 года мы на конкурсной основе сформировали кадровый резерв на большинство должностей государственной гражданской службы.

В то же время, могу сказать, что работники аппарата Законодательного Собрания являются квалифицированными специалистами, опытными и в то же время быстро усваивающими требования времени. Аппарат Законодательного Собрания в последние годы существенно омолодился, и я рад, что за время моей работы этот процесс продолжился. Практически все работники имеют высшее образование, а многие и два высших образования. Среди специалистов аппарата шесть кандидатов наук и один доктор наук. Повышение квалификации является для нас обязательным требованием, поэтому сегодня многие работники аппарата обучаются в Алтайском государственном университете и Алтайском филиале Сибирской академии государственной службы.

- В последнее время в крае активно проводится работа по повышению квалификации чиновников различного уровня. Затронул ли этот процесс депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания и есть ли в этом необходимость?

- Депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания не относятся к категории государственных гражданских служащих, и поэтому обязательные требования по повышению квалификации на них не распространяются. В то же время, определенные формы учебы у нас давно отработаны. Так, в новом созыве мы уже дважды проводили се-

минары для впервые избранных депутатов. Первый семинар был своего рода «депутатским ликбезом»: на занятиях рассматривались Устав края, законы о статусе депутата, об Алтайском краевом Законодательном Собрании, о работе с обращениями граждан и другие, кроме того, перед депутатами выступали руководители структурных подразделений аппарата Законодательного Собрания. Второй семинар был приурочен к началу работы над краевым бюджетом и был посвящен изучению особенностей бюджетного процесса края.

В рамках информационно-аналитического управления аппарата у нас функционирует методический кабинет, где представлены новинки периодики, научные издания, организуются тематические выставки по различным направлениям депутатской работы. По заявкам депутатов готовятся тематические подборки научной и справочной литературы.

В целом, я должен отметить очень высокий образовательный уровень наших депутатов. Достаточно сказать, что подавляющее большинство депутатов, работающих на освобожденной основе, имеют ученые степени кандидатов и докторов наук.

Полагаю, что сам характер депутатской деятельности предполагает постоянное пополнение своих знаний. Депутаты имеют возможность участвовать в проводимых в Законодательном Собрании слушаниях и круглых столах, выезжать на аналогичные мероприятия Федерального Собрания, выступать на проводимых под патронажем Законодательного Собрания научных конференциях. Но, как известно, современное государственное управление предполагает непрерывное пополнение багажа знаний. И мы будем рады сотрудничеству с ведущими вузами и научными организациями региона, в первую очередь, с Алтайским филиалом Сибирской академии государственной службы, для обеспечения депутатов актуальной информацией по основным направлениям законотворческой работы.

- В Алтайском крае прошли выборы глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуп-

равления. Как Вы оцениваете их

результаты?

- В ходе муниципальных выборов 28 районов края и город Алейск избрали своих глав администраций. При этом явка на выборах глав муниципальных образований составила 47,58%. Из 21 действующих глав муниципальных образований, принявших участие в выборах 12 октября, 11 нашли поддержку избирателей, 10 лишились своих постов. Среди них - главы Павловского, Красногорского, Залесовского, Шипуновского, Завьяловского, Локтевского, Хабарс-кого, Панкрушихинского, Курьинскго, Троицкого районов. Из 29 избранных руководителей районов - 19 являются членами «Единой России».

При избрании депутатов представительных органов городских округов и муниципальных районов было распределено 429 депутатских мандатов. Самую большую поддержку, 188 мандатов, получила «Единая Россия», далее идут «Справедливая Россия» - 18 мандатов, «Аграрная партия России» -11, ЛДПР - 8, КПРФ - 6. Еще 182 мандата получили самовыдвиженцы. 5675 мандатов депутатских мандатов распределено в сельских поселениях.

В целом я хочу отметить, что, несмотря на объективные проблемы, выборы состоялись, и явка в большинстве случаев была достаточно высокой. Большую работу в организации и проведении выборов глав и депутатов представительных органов местного самоуправления провело Алтайское краевое Законодательное Собрание. Так, структурными подразделениями АКЗС была оказана значительная методическая помощь. Кроме этого, вопросы о ходе подготовки муниципальных образований к проведению выборов и об их итогах были заслушаны на Совете по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами местного самоуправления, где им была дана соответствующая оценка.

Хочу заметить, что выборы показали, что нам еще нужно много работать с населением. Еще не все наши избиратели избавились от веры в чудо - кандидат в своей предвыборной программе, а часто просто на встречах с избирателями,

может дать самые фантастические обещания, и люди поверят и проголосуют. А в итоге мы можем получить недееспособного главу и обманутых в своих надеждах избирателей. Поэтому одну из своих задач как депутата я вижу в том, чтобы постоянно, на всех уровнях, в доступной форме разъяснять избирателям полномочия представительных органов, права и возможности депутатов. Низкий уровень правовой грамотности - это как раз то, чем пользуются некоторые кандидаты, применяя «грязные» избирательные технологии. И если раньше это было только в Барнауле, то теперь постепенно спускается на уровень сельских районов и даже поселений.

Нам никуда не деться от проявлений правового нигилизма среди населения, который выражается в игнорировании выборов. Особенно ярко это проявилась в городах. Явка составила от 15,6% (Камень-на-Оби) до 21,3% (Алейск). Сельские избиратели регулярно активно участвуют в выборах - есть районы, где явка составила более 60%. А в городах нам нужно обратить внимание прежде всего на молодежь. Да, активно работает Молодежный парламент, но пока еще социальная активность городской молодела! очень низка. Следующий год - 2009 - объявлен в России «Годом молодежи», и нам нужно сделать все, чтобы этот слой населения не чувствовал себя обойденным, не думал, что их проблемы и потребности находятся вне поля внимания представительной власти всех уровней.

Прошедшие в 2008 году выборы в представительные органы муниципальных образований отличаются тем, что в итоге мы имеем очень большое число депутатов, которые впервые получили мандаты. У них нет ни опыта работы с избирателями, ни опыта работы в представительном органе. Это в некоторых случаях относится и к руководителям постоянных комиссий, и к руководителям представительных органов. Поэтому, как я уже отмечал ранее, мы должны обеспечить должный уровень компетентности всего депутатского корпуса, начиная от поселений.

- В Алтайском крае впервые был проведен референдум по объединению муниципальных образо-

ваний - г. Змеиногорска и Змеи-ногорского района. Каково Ваше отношение к процессам объединения территорий муниципальных образований и каковы на Ваш взгляд их перспективы? - Позвольте уточнить - референдумы по объединению муниципальных образований проходили и ранее, но затрагивали они уровень сельских поселений. Итоги их были различные - если в Заринском районе в двух сёлах инициатива об объединении была поддержана жителями, то, например, в Курьинском районе жители села Бугрышиха - самого малонаселенного муниципального образования края, - предпочли остаться самостоятельными. А вот объединение города и района, действительно, произошло у нас впервые.

Для инициирования вопроса объединения и принятия такого решения у жителей муниципальных образований г. Змеиногорска и Змеиногорского района имелись объективные причины. Как известно, в настоящее время на территории района ведется освоение месторождений полезных ископаемых, и несогласованность органов власти двух муниципальных образований в вопросах предоставления рабочих ресурсов, их социально-бытовой обеспеченности и пополнения доходной части бюджетов в виде налоговых отчислений могла бы являться сдерживающим фактором в развитии рудной промышленности. Также разделенность территорий не позволяет активно и в полном объеме решать вопросы оказания качественных услуг в области здравоохранения жителям двух муниципальных образований, строительства дорожных сетей, транспортного сообщения между селами и.т.д. Более того, единое управление укрупненным муниципальным образованием позволит дать новый толчок развитию туризма. В черте города сосредоточен большой комплекс объектов культурного и исторического наследия в виде музеев и Демидовских шахт, а район славится уникальными природными особенностями. В комплексе это создает хорошую базу для развития туризма. И, естественно, объединение территорий позволяет зна-

чительно сократить расходы на содержание органов местного самоуправления.

А если говорить в целом о целесообразности объединения муниципальных образований в крае, то следует сказать, что регион по количеству муниципальных образований занимает 1-е место в Сибирском федеральном округе и 3-е место в России. Подавляющее большинство муниципальных образований создавалось, как правило, в границах существовавших ранее сельсоветов, и при их формировании не оценивалось наличие материальных, финансовых, кадровых предпосылок. Есть немало малонаселенных поселений, где нет товарного производства. И эти обстоятельства могут стать объективными предпосылками для оптимизации границ муниципальных образований и обеспечения основы их реальной, а не декларативной самостоятельности. Но, на мой взгляд, навязывать жителям таких муниципальных образований какую-либо одну точку зрения было бы неправильно, и, более того, неэффективно. Мы уже проходили в истории период, когда волюнтаристским путем по указке сверху то укрупняли районы, то разукрупняли. И это не только не облегчило решение управленческих задач, но и породило серьезные социальные проблемы на этих территориях. Инициатива об укрупнении муниципальных образований различных уровней может и должна ИСХОДИТЬ ЛИШЬ от их жителей, а органы государственной власти Алтайского края должны содействовать процессу, т.е. оказывать значительную помощь организационного и консультационного характера, и создавать необходимые инструменты.

Подводя итог сказанному по данному вопросу, скажу, что я - не сторонник «кампанейщины», но убежден, что продуманный, взвешенный и дифференцированный подход к горизонтальной интеграции территорий позволит повысить их инвестиционную привлекательность, быстрее реализовать масштабные экономические и социальные проекты, более справедливо распределять налоговые поступления и межбюджетные трансферты, решить «больную» проблему сельских районов, не имеющих своего районного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.