Научная статья на тему 'Эффективное управление - залог успешного социальноэкономического развития региона'

Эффективное управление - залог успешного социальноэкономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Карлин Александр Богданович

В силу природных и исторических предпосылок Алтайский край - один из крупнейших аграрных регионов не только в Сибирском Федеральном округе, но и в Российской Федерации. Вместе с тем край обладает значительным промышленным и рекреационным потенциалом.Руководством региона проводится большая работа по изменению вектора развития экономики края, его общественной и политической жизни. По итогам 2007 года во всех сферах экономики региона достигнут значительный рост, по отдельным показателям опережающий общероссийские темпы.О результатах работы Администрации края за последние три года, об итогах прошедших в марте 2008 года выборов, о многообразии аспектов государственной и муниципальной службы на вопросы редакции ответил Губернатор Алтайского края, доктор юридических наук, профессор Александр Богданович Карлин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективное управление - залог успешного социальноэкономического развития региона»

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ -ЗАЛОГ УСПЕШНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

В силу природных и исторических предпосылок Алтайский край - один из крупнейших аграрных регионов не только в Сибирском Федеральном округе, но и в Российской Федерации. Вместе с тем край обладает значительным промышленным и рекреационным потенциалом.

Руководством региона проводится большая работа по изменению вектора развития экономики края, его общественной и политической жизни. По итогам 2007 года во всех сферах экономики региона достигнут значительный рост, по отдельным показателям опережающий общероссийские темпы.

О результатах работы Администрации края за последние три года, об итогах прошедших в марте 2008 года выборов, о многообразии аспектов государственной и муниципальной службы на вопросы редакции ответил Губернатор Алтайского края, доктор юридических наук, профессор Александр Богданович Карлин.

Как Вы оцениваете результаты работы Администрации края за последние три года?

Удалось добиться немалого. Край перешел от идеологии выживания и депрессивных настроений к идеологии развития. В прошедшем году в регионе было построено жилья на 35,8% больше, чем в 2006 г., причем число молодых семей среди новоселов выросло вдвое, объем ипотечного кредитования увеличился в 1,6 раза и составил 13,3 млрд. рублей. Производство продукции промышленности возросло на 8,9%, сельского хозяйства - на 7,7%, оборот розничной торговли - на 15,3%. Собран третий по объему урожай в России - более 5 млн. тонн зерновых и зернобобовых культур. После десяти лет сокращения началось постепенное восстановление поголовья крупного рогатого скота, возросла его продуктивность. Валовая продукция сельского хозяйства увеличилась за два года на 18%. Темпы роста по всем этим показателям, сохраненные или увеличенные в первом квартале текущего года, заметно превышают общероссийские.

В 2007 г., впервые за 10 лет, сельские хозяйства всех форм собственности приобрели техники на 3,5 млрд. рублей, в том числе 492 зерноуборочных комбайна, 589 тракторов и более 100 кормоуборочных комбайнов.

Механизмы инвестирования в крупные и системообразующие инновационные проекты обеспечили

динамичное развитие алтайской промышленности. В 2007 г. промышленные предприятия при участии средств краевого бюджета, направляемых на субсидирование части банковской процентной ставки, получили 2 млрд. рублей банковских кредитов.

В сравнении с 2005 г. объем инве-стицийв экономику увеличилсяв 2007 г. почти в три раза, размер средней заработной платы - на 57%.Уровень безработицы снизился с 9,0% до 6,5%.

Рост внешнеторгового оборота края в прошедшем году составил 144% (1 290 млн. долларов США), причем объем экспорта почти втрое превысил объем импорта. Устойчивые темпы развития региональной экономики обеспечили укрепление бюджетной системы, а это, в свою очередь, позволило увеличить финансирование социальной сферы. По итогам года доходы консолидированного бюджета края из всех видов источников составили 47 млрд. рублей, что на треть выше уровня предыдущего года. На содержание и функционирование социальной сферы направлено более 27 млрд. рублей, то есть 60% расходной части бюджета.

В ходе реализации национального проекта «Образование» заметно укрепилась материально-техническая база образовательных учреждений. Финансовые ресурсы, дополнительно поступившие в край по линии этого проекта, составили почти 1,5 млрд. рублей. Увеличилась заработная плата педагогов и классных руководителей.

Общеобразовательные школы за 2006 - 2007 гг. существенно пополнились современным оборудованием, мебелью, компьютерной техникой. Алтайский край первым в Сибири завершил подключение всех школ к Интернету. Открыли двери и приняли учеников пять новых школ и детский дом. Реализация краевой целевой программы «Развитие сельского спорта» позволила оснастить школы инвентарем для игровых видов спорта, для занятий по лыжной подготовке, гимнастическими снарядами.

Широкие возможности для выхода регионального здравоохранения на принципиально новый уровень предоставил приоритетный национальный проект «Здоровье». В рамках этого проекта за два года в край дополнительно привлечено почти 3 млрд. рублей. В сфере здравоохранения региона действует 7 краевых целевых программ, включающих 15 подпрограмм. В 2007 г. на их реализацию выделено свыше 205 млн. рублей. В строй введено 12 объектов здравоохранения. Второй год подряд отмечается уменьшение числа умерших.

По числу родившихся детей 2007 г. был самым благополучным за последние 8 лет. В крае родилось 28 209 детей, что на 2 615 больше, чем в предыдущем. Это особенно радует.

Каковы перспективы социально-экономического развития

Алтайского края?

алтайским вестник

государственной и муниципальной службы

Где

'2 008 I

В 2007 г. впервые была разработана комплексная программа стратегического развития края до 2025 года, одобренная Советом Федерации. Согласно этому доку менту в текущем году регион будет решать 8 приоритетных задач, тесно увязанных с действующей стратегической программой Российской Федерации и приоритетными национальными проектами. В числе этих задач - обеспечение экономики трудовыми ресурсами, повышение качества жизни населения, совершенствование инфраструктуры региона, создание условий, необходимых для качественных структурных сдвигов в экономике и социальной сфере, повышение конкурентоспособности товаров алтайского производства, развитие туризма, углубление международного сотрудничества, повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. От успешного решения этих проблем зависит благополучие всего края и каждого его жителя.

В этом году запланировано увеличить валовый региональный продукт на 8,5%, сохранить темпы роста объемов промышленного и сельскохозяйственного производства и привлечь в экономику края не менее 60 млрд. рублей инвестиций. Будет создано около 20 тыс. новых рабочих мест, реальные доходы на душу населения увеличатся на 10%, число граждан, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума, уменьшится до 17,5%. Кроме того, в реальном секторе экономики, включая аграрно-промышленный комплекс, строительную отрасль, транспорт и связь, будет внедрена система управления качеством продукции, отвечающая международным стандартам.

С 2009 г. Алтайский край начнет получать федеральную финансовую поддержку в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг.

Со своей стороны мы сделаем все возможное, чтобы идея приоритетного доступа алтайского села к федеральным ресурсам была реализована. Одним из шагов в этом направлении является заключение с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 12 февраля текущего года в г. Барнауле соглашения о сотрудниче-

стве, которое предусматривает значительное увеличение государственной поддержки алтайского села и объемов производимой краем сельскохозяйственной продукции, рост заработной платы сельских тружеников не менее чем в 2,5 раза, повышение масштабов строительства жилья на селе, развитие инфраструктуры сельских территорий.

На прошедшем в феврале 2008 г. в г. Барнауле Всероссийском сельском сходе была обнародована инициатива о придании Алтайскому краю статуса особо значимого аграрного региона России, получившая одобрение Президента Российской Федерации Д.А.Медведева.

Как Вы оцениваете итоги выборов публичной власти всех уровней?

Итоги прошедших выборов убедительно свидетельствуют о росте доверия населения к власти. И это очень важно для поступательного развития во всех областях жизни края. На думских выборах прошлого года «Единая Россия» уверенно победила: по сравнению с 2003 г. количество проголосовавших за нее алтайских избирателей увеличилось почти вдвое - с 29,96 до 54,69%.

В ходе выборов Президента Российской Федерации в марте текущего года жителями Алтайского края за кандидатуру Д.А. Медведева было отдано 736578 голосов. Это 23-й результат в России. Таким образом, избиратели нашего региона, как и граждане всей страны, вполне определенно высказались за продолжение социально-экономической политики Президента Российской Федерации В.В.Путина, поддержав в ходе избирательной кампании его соратника и преемника. Алтайский край оказался в числе 50 регионов России, отдавших за Д.А. Медведева от 60 до 70% голосов.

На выборах депутатов Аггайского краевого Законодательного собрания более половины голосов избирателей получил список партии «Единая Россия», что позволило ей сформировать самую многочисленную фракцию, которая может обеспечивать квалифицированное большинство при голосовании по обсуждаемым вопросам. Эти результаты чрезвычайно важны и для меня лично, поскольку я возглавлял региональные партийные списки

«единороссов».Я благодарен избирателям за то, что своим голосованием они, по сути дела, дали оценку той работе, что проводилась в крае в последние годы. Первые результаты наших усилий люди уже увидели и оценили, и теперь перед властью всех уровней и «Единой Россией» стоит задача оправдать ожидания жителей края и полностью реализовать программные заявления.

С чем связаны изменения в наименовании и системе органов

государственной власти Алтайского края?

В начале 2006 г., с целью оптимизации структуры и сокращения численности служащих Администрации края, был подготовлен и осуществлен комплекс мероприятий по реформированию системы органов исполнительной власти. По состоянию на 1 января 2005 г. в аппарате работали 200 государственных гражданских служащих. Утвержденная 1 января 2006 г. новая структура аппарата позволила сократить штат Администрации до 175 человек. Если прежний аппарат Администрации края включал в себя девять управлений и два отдела, то новый представлен семью управлениями и тремя отделами, в том числе вновь созданным управлением по работе с обращениями граждан и общественными объединениями. Сократилось также количество высших должностей гражданской службы: вместо семнадцати их стало восемь.

Тогда же органы исполнительной власти края были преобразованы в главные управления, управления либо инспекции. Каждая из этих структур имеет функциональные особенности. Например, главное управление осуществляет правоприменительные функции в двух и более сферах деятельности, управление выполняет те же функции в одной сфере деятельности, инспекции исполняют исключительно контрольно-надзорные функции. Однако, как известно, идеальных систем не бывает, поэтому в ближайшем будущем в структуру Администрации края будут внесены некоторые изменения, которые должны повысить эффективность ее работы в плане решения перспективных задач социально-экономического развития региона.

В ноябре прошлого года на 41-й сессии Аггайского краевого Совета народных депутатов было принято ре-

шение о переименовании регионального органа законодательной власти в Алтайское краевое Законодательное Собрание. Новое наименование более точно отражает основную - законодательную - функцию данного органа, установленную в соответствии с конституционным принципом разделения властей.

На той же сессии депутатами было принято решение о переименовании должности главы Администрации Алтайского края. Новое название -Губернатор Алтайского края - соответствует традиционной для России терминологии регионального управления и употребляемому в политических и общественных кругах, средствах массовой информации и среди населения названию должности руководителя высшего органа исполнительной власти Алтайского края.

В каком направлении будет осуществляться дальнейшее реформирование системы органов исполнительной власти? Главный вектор определен Концепцией административной реформы и связан с распределением, уточнением полномочий органов исполнительной власти различного уровня с целью оптимизации процесса государственного управления.

Совершенствование управления -процесс постоянный и непрерывный. Реальные изменения в жизни страны в целом и нашего региона влекут за собой необходимость перераспределения функций между субъектами управления, что зачастую приводит к созданию новых структур. Так, например, в этом году создано управление охотничьего хозяйства Алтайского края, которое призвано улучшить работу по охране, изучению, использованию и воспроизводству диких животных, являющихся объектами охоты. Деятельность в данной сфере отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Несколько ранее в связи с передачей на краевой уровень федеральных полномочий была создана служба занятости, которая в начале текущего года объединена суправлением по труду. Получение краем дополнительных надзорных и контрольных функций привело к созданию государственной

жилищной инспекции и инспекции государственного строительного надзора.

Главное в реформировании органов власти - обеспечить оптимальную реализацию полномочий минимальным составом государственных служащих, повысить уровень доступности жителям края услуг публичной власти, улучшить их качество и оперативность.

Постановлением Админи-

страции Анайского края от 01.12.2006 №499 утверждена Концепция защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае, предусматривающая учреждение Уставного суда Алтайского края. Каковы перспективы создания данного органа?

Основной задачей уставного суда является контроль за тем, чтобы принимаемые органами государственной власти края и органами местного самоуправления нормативные акты соответствовали и системе разграничения предметов ведения и полномочий между Алтайским краем и Российской Федерацией, и Основному Закону Алтайского края. Такой суд также может быть использован для контроля за соблюдением основных прав жителей края. На сегодня право толкования Устава и краевых законов достаточно успешно реализует Алтайское краевое Законодательное Собрание, за которым закреплено указанное полномочие. Споры о разграничении компетенции между органами государственной власти и местного самоуправления подведомственны Алтайскому краевому суду, обладающему согласно Основному Закону края правом уставного судопроизводства.

Как и установлено Концепцией защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае, учреждение Уставного суда возможно в долгосрочной перспективе, по мере осознания жителями и представителями органов государственной власти края необходимости его создания. Возможность учреждения такого суда действительно имеется, но необходимость его пока неочевидна.

КакВы оцениваете реформу системы федеральных органов исполнительной власти? Цели проведенного несколько лет назад реформирования системы феде-

ральных органов исполнительной власти и принципы, положенные в его основу, вполне понятны и согласуются с концепцией осуществляемой в стране широкомасштабной административной реформы. Любое министерство должно располагать только теми полномочиями, которые предусмотрены законодательством. Иной подход ведет к злоупотреблениям и коррупции. Нельзя отдавать контрольные функции тем, кто определяет политику развития отрасли. Контролирующие органы должны быть независимыми.

Другое дело, что в процессе осуществления административной реформы на федеральном уровне возникали сложности во взаимоотношениях министерств с агентствами, которые С целью исполнения их функций были наделены финансовыми ресурсами. Иногда это негативно отражалось на решении отраслевых задач. Такие вопросы, разумеется, подлежат урегулированию. Не исключаю, что новое Правительство Российской Федерации внесет изменения в свою структуру. Состав, количество министерств, агентств, служб - все это должно отражать социально-экономические реалии и быть адекватным решаемым задачам.

Позволяет ли действующая нормативно-правовая база эффективно функционировать государственной гражданской службе в Алтайском крае? За последние годы краевое законодательство по вопросам государственной гражданской службы существенно обновилось. В частности, вступили в силу законы А\тайского края о государственной гражданской службе и о реестре должностей государственной гражданской службы. Эти нормативные акты, принятые в развитие федерального законодательства, позволили нам подойти к практическому решению таких вопросов, как присвоение гражданским служащим края классных чинов, внедрение в практику контрактов и должностных регламентов. Кроме того, были уточнены квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы в части стажа и опыта работы по специальности, профессиональных знаний и навыков, имеющие важное значение для работы в органах власти.

алтайским вестник

государственной и муниципальной службы

Где

'2 008 I

Однако отдельные пробелы в федеральном законодательстве несколько осложняют государственную гражданскую службу в регионе. Например, до настоящего времени Правительством Российской Федерации не определен перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу, и порядок прохождения диспансеризации, не утверждена форма соответствующего медицинского заключения. Отсутствует нормативно закрепленное соотношение классных чинов федеральной государственной гражданской службы и классныхчинов государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Другой пример. В соответствии с законом на кадровые службы органов государственной власти возложена обязанность по проведению проверок сведений о доходах, представляемых служащими, а также по контролю за соблюдением государственными гражданскими служащими запретов и ограничений, налагаемых на них законодательством. Вместе с темв соответ-ствиисУказомПрезидентаРоссийской Федерации «О мерах по организации проверки сведений, представляемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и должности федеральной государственной гражданской службы» право направлять запросы в правоохранительные и иные органы с целью проведения упомянутых проверок принадлежитлишь руководителям федеральных органов государственной власти. Соответствующие полномочия в отношении руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральном законодательстве не закреплены. Этотвопрос до сихпор нормативно не урегулирован.

Однако существующие пробелы и противоречия в федеральном законодательстве не создают существенных препятствий для нормального функционирования государственной гражданской службы в нашем регионе. В Алтайском крае введена система конкурсов для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы. Каковы положительные стороны данного способа замещения вакантных должностей?

В любой системе органов управления кадровая составляющая имеет большое значение, и для Администрации края повышение эффективности механизма комплектования штата государственных гражданских служащих - важнейшая задача. Конкурсный принцип наряду с доступностью, гласностью и открытостью лежит в основе государственной кадровой политики.

По сути дела, конкурс - это особая процедура подбора кадров на вакантные должности государственной гражданской службы. Хотя подобные конкурсы проводятся в различных государственных структурах края уже около 10 лет, только в последнее время удалось подойти к созданию гибкой, экономичной и несложной в применении технологии, позволяющей отобрать оптимального из имеющихся кандидатов на определенную должность, способного улучшить в перспективе деятельность организации.

Кадровый конкурс преследует две основные цели - подбор на вакантные должности высококвалифицированных специалистов и формирование кадрового резерва. Кроме того, конкурсный отбор государственных гражданских служащих способствует повышению престижа госслужбы, повышению объективности оценки кандидатов, а также созданию системы сбора, хранения и использования персональной информации для планирования работы с принятыми на службу кандидатами.

Информация о предстоящих конкурсах и их результатах регулярно размещается на официальном сайте Аггайского края и сайтах органов исполнительной власти региона.

Завершен ли процесс формирования кадрового резерва государственной гражданской службы Алтайского края? В целом процесс завершен. В течение двух последних лет в этом направлении Администрация края провела значительную работу, которая в основном строилась на сочетании двух принципов: обеспечение как равного доступа граждан Российской Федерации к государственной гражданской службе, так и необходимого уровня профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих. Для участия в конкурсе по формированию кадрового резерва было подано 389 заявлений на разные долж-

ности государственной гражданской службы - от главного специалиста до заместителя начальника управления. Допущены к конкурсу 305 кандидатов, из них победителями признаны 120 человек. Кроме того, по результатам аттестации в кадровый резерв включены еще 16 государственных гражданских служащих края. Из этих 136 кандидатов наиболее многочисленную профессиональную группу представляют специалисты предприятий различных форм собственности

- 46 человек (34%), государственные гражданские служащие Алтайского края - 40 человек (29%), федеральные государственные служащие - 18 человек (12%), муниципальные служащие

- 13 человек (9%), работники бюджетных учреждений - 10 человек (7%), безработные и пенсионеры силовых структур - 9 человек (6%). Возраст почти половины из них - до 30 лет, все получили высшее образование, а каждый четвертый - по двум и более специальностям. Восемь претендентов имеют ученые степени.

В настоящее время завершается работа по формированию резерва на высшие должности государственной гражданской службы - руководителей структурных подразделений Администрации края и органов исполнительной власти Алтайского края.

Списки граждан, включенных в кадровый резерв Администрации края, разумеется, будут в дальнейшем корректироваться. Прежде всего, будет обеспечиваться должностной рост наиболее перспективных государственных гражданских служащих края, имеющих высокие показатели эффективности и результативности служебной деятельности.

В последнее время Администрация Алтайского края активно проводит работу по повышению квалификации государственных гражданских служащих. Сказалось ли это на эффективности работы органов исполнительной власти Алтайского края? Чтобы идти в ногу со временем, государственный гражданский служащий должен постоянно повышать уровень знаний и профессиональных навыков. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляет основания для направления государственного гражданского служащего

на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, которые должны осуществляться не реже одного раза в три года.

В Алтайском крае в 2007 г. каждый седьмой государственный служащий получил соответствующее дополнительное профессиональное образование или повысил квалификацию. Обучение госслужащие проходятв Алтайском филиале Сибирскойакадемии государственной службы, Алтайском государственном университете, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Государственном университете - Высшей школе экономики.

В настоящее время около 2% государственных гражданских служащих органов исполнительной власти А\,-тайского края имеют ученые степени.

Показателем возросшей эффективности деятельности органов исполнительной власти края служит, в частности, качественная разработка целого ряда пакетов документов, позволивших Алтайскому краю успешно пройти отбор в федеральных конкурсах по созданию особых экономических зон, в министерских проектах, предоставляющих краю дополнительные материальные и технические ресурсы. В результате регион получил дополнительные инвестиционные возможности, что конечном счете положительно скажется на уровне жизни населения. Успешная реализация приоритетных национальных проектов, поддержка агропромышленного комплекса, строительство центра высоких медицинских технологий и бизнес-инкубатора в Алтайском крае - все это было бы невозможно без профессиональной проработки соответствующих вопросов высококвалифицированными государственными гражданскими служащими.

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено принятие программы развития государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Принята ли подобная программа в Алтайском крае?

В нашей региональной программе «Реформирование государственной гражданской службы Алтайского края (2004 - 2005 гг.)», продленной в соответствии с Указом Президента Россий-

ской Федерации до 2007 г., заложены основы становления новой системы государственной гражданской службы в Алтайском крае, предусмотрен комплекс мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы госслужбы, определены новые подходы к ее организации. В программе также нашли отражение планы совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих, создания материально-технических условий для эффективного функционирования государственной гражданской службы Алтайского края и формирования системы управления государственной гражданской службой.

Врамкахреализацииэтойпрограм-мы были разработаны должностные регламенты, содержащие показатели эффективности и результативности деятельности государственных гражданских служащих. Предприняты меры по приведению системы оплаты труда служащих в соответствие с конкретными результатами их деятельности. В частности, такой подход отражен в Положении о материальном стимулировании государственных гражданских служащих аппарата Администрации края, утвержденном распоряжением Администрации А\-тайского края от 19.08.2006 №245. Также на основе данной программы построены системы конкурсного назначения на должность и формирования кадрового резерва Администрации края, обучения и переподготовки специалистов.

Кроме того, в каждом органе исполнительной власти Алтайского края образована комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Предусмотрен и комплекс мер по повышению открытости государственных органов, упрощению доступа граждан к информации о функционировании государственной гражданской службы при помощи Интернет-технологий.

Каковы формы взаимодействия между органами исполнительной власти А\тайского края и органами местного самоуправления?

Основная цель взаимодействия Администрация края и органов местного самоуправления - это объединение усилий в создании условий для ком-

плексного социально-экономического развития как муниципальных образований, так и Алтайского края в целом.

В 2007 г. Администрацией края были подписаны соглашения о взаимодействии в области социально-экономического развития с администрациями всех муниципальных образований. Согласно этим соглашениям стороны приняли на себя взаимные обязательства по достижению определенных индикативных показателей развития территорий в экономической, социально-демографической, трудовой и бюджетной сферах. Постоянный мониторинг выполнения соглашений позволяет оперативно принимать необходимые управленческие решения. Система соглашений доказала свою эффективность, и мы будем расширять область их применения. Готовится, например, подписание аналогичных соглашений о взаимодействии в области реализации приоритетных национальных проектов и о проведении совместных торгов по размещению заказов на поставки угля.

В этом году в соответствии с законом Алтайского края «О прогнозировании, индикативном планировании и программировании социально-экономического развития А\тайского края» все муниципальные образования приняли согласованные с Администрацией края комплексные программы развития на период до 2017 г.

Уже два года действует Совет муниципальных образований Алтайского края, выражающий и защищающий интересы органов местного самоуправления, успешно взаимодействующий с Администрацией края, органами государственной власти Алтайского края.

Кроме того, в регионе активно работает краевая Комиссия по местному самоуправлению, координирующая деятельность органов государственной власти края и органов местного самоуправления, связанную с переходом к новой системе местного самоуправления в рамках реализации Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Положительно зарекомендовала себя и такая форма взаимодействия, как выездные зональные совещания с участием должностных лиц федеральных и краевых органов исполнитель-

алтайским вестник

государственной и муниципальной службы

Где

'2 008 I

нои власти, представителей депутатского корпуса, которые разъясняют муниципальным служащим вопросы государственной политики в курируемых ими сферах и нормы законодательства, связанные с реализаций полномочий органов местного самоуправления, а также проводят обучающие семинары для специалистов.

В 2007 г. за счет краевого бюджета переподготовку и повышение квалификации прошли более полутора тысяч муниципальных служащих.

Для повышения информированности населения о работе органов государственной власти Алтайского края и получения гражданами объективной информации о положении дел в муниципальных образованиях, а также для учета общественного мнения при определении стратегии и тактики реализации программ социально-экономического развития региона и оперативного решения проблем муниципальных образований ежеквартально проводится Единый информационный день.

Актуальные вопросы деятельности органов местного самоуправления и опыт решения проблем муниципальных образований освещает недавно созданный специализированный журнал «Местное самоуправление на Алтае».

Ваше отношение к изменению

порядка наделения полномочиями глав местных администраций?

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставил муниципальным образованиям на выбор несколько вариантов формирования органов местного самоуправления, которые закрепляются в уставах муниципальных образований. Наиболее перспективной мне представляется схема назначения главы администрации по контракту депутатами на срок полномочий избранного представительного органа муниципального образования. В этом случае из экспертов и представителей региональных и муниципальных органов управления создается конкурсная комиссия, которая определяет из числа претендентов двух наиболее соответствующих конкурсным требованиям кандидатов. Окончательное же решение по вопросу назначения главы администрации выносит представительный

орган муниципалитета, выбирая самого достойного. С назначаемым лицом заключается контракт, в котором оговариваются права и обязанности главы местной администрации.

Практика показывает, что назначение главы местной администрации по контракту имеет ряд преимуществ. Во-первых, конкурсная процедура по сравнению с муниципальными выборами гораздо менее затратна в финансовом отношении, занимает меньше времени. Во-вторых, к претендентам предъявляются серьезные квалификационные требования, позволяющие предотвратить приход к власти случайных людей, не имеющих иногда далее высшего образования, не говоря уже о необходимых юридических и экономических знаниях и опыте управленческой работы. В-третьих, назначение по контракту сводит к минимуму вероятность возникновения между исполнительной властью и представительным органом противостояния, препятствующего эффективному управлению муниципальным образованием. Существенно повышается степень ответственности главы местной администрации перед населением и представительным органом.

Утверждения об ущемлении прав избирателей, лишенных возможности прямых выборов главы администрации муниципального образования, мне представляются надуманными. Принцип выборности главы сохраняется, поскольку он избирается депутатами, выражающими волю своих избирателей. При этом роль представительного органа и непосредственно депутатов значительно возрастает, что, с моей точки зрения, служит укреплению демократических основ муниципальных властных структур. К настоящему времени такой порядок избрания глав администраций муниципальных образований практикуется в 18 городах и районах края, и в будущем, я уверен, он станет наиболее распространенным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вы являетесь председателем Алтайского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Чем занимается данная организация и каковы перспективы ее развития? Во многих странах мира действуют аналогичные объединения юристов, обладающие большим общественным

и политическим авторитетом и оказывающие значительное влияние на формирование государственной политики и правовой культуры граждан. И поскольку в России в последние годы коренным образом изменилось значение профессии юриста, повысился ее авторитет и престиж, возникли новые юридические специальности, появилась необходимость объединить усилия юристов для целенаправленной совместной работы.

Ассоциация юристов России создана в 2005 году. На учредительном съезде, который прошел в Москве, присутствовали представители всех субъектов Российской Федерации. Одним из организаторов ассоциации стал Дмитрий Медведев, юрист по образованию, бывший тогда руководителем Администрации Президента Российской Федерации. Согласно уставу целью ассоциации является содействие процессу формирования правового государства в России, повышению престижа юридических профессий и воспитанию юристов в духе неукоснительного соблюдения положений закона, норм профессиональной этики. Ассоциация призвана содействовать укреплению связи между юридической наукой, образованием и практикой, реализации инициатив общественных и государственных организаций, а также проектов, программ международного и национального развития.

Учредительное собрание Алтайского регионального отделения «Ассоциации юристов России» состоялось в Барнауле в конце мая 2007 года. В совете регионального отделения работают видные ученые-правоведы, депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания, руководители Администрации края и администрации г. Барнаула, адвокаты и сотрудники правоохранительных органов. В сущности, региональное отделение ассоциации находится еще в процессе становления, но планы у него вполне конкретные и значимые.

В ближайшей перспективе, например, ассоциация намерена создать сеть бесплатных юридических консультаций для граждан - своего рода центров «скорой юридической помощи».

Спасибо, Александр Богданович, что нашли возможность ответить на вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.