Научная статья на тему 'Законодательная стилистика как средство предотвращения появления пробелов в системе законодательства'

Законодательная стилистика как средство предотвращения появления пробелов в системе законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
533
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА / КАЧЕСТВО ЗАКОНА / ЯЗЫК ЗАКОНА / LAWMAKING / LEGAL TECHNIQUES / LEGISLATIVE STYLISTICS / QUALITY OF LAW / LANGUAGE OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаско Алексей Вячеславович

в статье рассматриваются проблемы выработки и создания нормативных актов, социальный, юридический аспект качества закона, особенности языка закона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE STYLISTICS AS THE MEANS OF DEFICIENCIES PREVENTION IN THE LEGISLATION SYSTEM

in the article the issues of development and creation of statutory acts, social and legal aspect of law quality, peculiarities of the language of law are considered

Текст научной работы на тему «Законодательная стилистика как средство предотвращения появления пробелов в системе законодательства»

УДК 340.11 A.V. GASKO*

ББК 67.06

Г22 LEGISLATIVE STYLISTICS AS THE MEANS OF DEFICIENCIES PREVENTION IN THE LEGISLATION SYSTEM

Annotation: in the article the issues of development and creation of statutory acts, social and legal aspect of law quality, peculiarities of the language of law are considered.

Key words: lawmaking, legal techniques, legislative stylistics, quality of law, language of law. на, язык закона.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы выработки и создания нормативных актов, социальный, юридический аспект качества закона, особенности языка закона.

Ключевые слова: правотворчество, юридическая техника, законодательнаястилистика, качество зако-

Правовое регулирование, как известно, есть основной путь воздействия государства на те жизненные процессы, которые оно стремится урегулировать Правотворчество является важнейшим показателем деятельности государства и его монопольным правом. Вместе с тем правотворчество как составная часть правооб-АЛЕКСЕЙ разования - процесс довольно долгий и сложный1.

Так как правотворчество представляет собой актив-

ВЯЧЕСЛАВОВИЧ

ную государственную деятельность, протекающую в ГА СКО* строго установленных рамках и основанную на определенных принципах, имеющих своей целью придавать процессу правотворчества должную легитимность, эффективность и качество, законодательным органам не всегда удается в полной мере учесть все тонкости, неЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ обходимые для надлежащего и качественного логического завершения правотворческого процесса в отдельных конкретных случаях. Как следствие, в возникших в КАК СРЕДСТВО процессе правообразования нормативных актах долж-ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ным образом не учитываются малозаметные и незначительные на первый взгляд нюансы, что ведет к обра-ПОЯВЛЕНИЯ зованию пробелов в той или иной области регулирова-

ПРОБЕЛОВ В СИСТЕМЕ ния общественных отношений.

ЗА КОНОЛАТЕ П ЬСТВА Проблемы выработки и создания нормативных актов изучаются отдельной отраслью знаний о средствах, приемах, способах и методах создания различного рода юридических документов. Речь идет о юридической технике, а также основных ее составляющих: юридическая терминология, технико-юридические приемы, средства изложения содержания нормативного акта и законодательная стилистика, которой посвящена настоящая статья.

Под законодательной стилистикой понимается система приемов наиболее целесообразного использования языковых средств в нормативных документах. В стиле правовых документов консолидируютсявоедино исполь-

* Адъюнкт кафедры государственноправовых дисциплин (Академия управления МВ Д России).

E-mail: leshka-ryazansky@mail.ru

Вопросы теории

Вопросы теории

зование юридической терминологии, применение в области права требований современного литературного языка, учет особенностей языка официальных документов Г лавное, что определяет стиль нормативных актов, состоит в том, чтобы обеспечить сочетание, с одной стороны, доступности и убедительности нормативных документов, а с другой - их точности, определенности и высокой юридической культуры.

Стиль нормативного акта обеспечивает предельную убедительность содержащихся в нем предписаний. Посредством четких и лаконичных формулировок законодатель стремится донести до всех глубокую убежденность в необходимости и целесообразности закрепленных соответствующим нормативным актом мероприятий. Безусловно, очень важное значение имеют точность, определенность и высокая юридическая культура стиля правовых актов.

Язык закона требует прежде всего точности и невозможности каких-либо кривотолков. Следовательно, «не только доступность и убедительность являются целью нормативных актов, а доступность и убедительность выражения воли законодателя»4.

Говоря о законодательной стилистике как о средстве предотвращения появления пробелов в праве, следует отметить очень важные, на наш взгляд, моменты:

- определенность стиля нормативного акта, которая характеризуется четко обозначенной сферой его действия в конкретной области общественных отношений;

- точность стиля нормативного акта, которая обусловлена необходимостью выражения воли законодателя исключительно в одном значении.

При этом доступность и убедительность как требования стиля нормативного акта отходят на второй план. Не случайно академик Л.В. Щер-ба отмечал вторичность данных требований по отношению к точности и определенности, «...так как всякий заинтересованный человек без всякого понукания прочитает всякую статью закона и два и три раза.».

Каким требованиям должен удовлетворять нормативный правовой акт, чтобы его нормы реально воздействовали на общественные отношения, закрепляя необходимыедля общества, пресекая вредные и в то же время обеспечивая прогрессивное развитие общества, чтобы этот акт не нарушал неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, соответствовал идеям и принципам права?

Отраслевые юридические науки дают рекомендации по содержанию нормативных право-

вых актов соответствующих отраслей права -конституционного, гражданского, уголовного и пр. Теория права и государства должна дать общие рекомендации, пригодные для любого нормативного акта, независимо от того, к какой правовой отрасли он относится. Обычно в данном аспекте принято говорить о качестве закона (нормативного акта), под которым понимается совокупность существенных свойств, определяющих способность и пригодность закона реально удовлетворять общественные потребности и частные интересы в соответствии с целями развития общества. При этом на практике качественным считают тот закон, который применяется, иначе он останется на бумаге, не будет оказывать реального воздействия на жизнь общества. Если закон принят, то он должен работать, воплощаться в правовом поведении граждан и правоприменительной практике. Если он даже в полной мере соответствует идеям права, но не реализуется, то качественным его считать нельзя.

Можно выделить две стороны качества законодательства: социальную, которая связана с его содержанием, и юридическую, связанную с его формой.

Социальный аспект качества закона предполагает наличие свойств, обеспечивающих его прогрессивное воздействие на общественные отношения, адекватное отражение в нем происходящих в обществе процессов и их развития.

Рассмотрим, что составляет эту сторону качества закона. Каким же требованиям в этом плане должен отвечать каждый нормативный акт? Каким должно быть его содержание?

1. Содержание нормативных правовых актов должно соответствовать основным направлениям развития общества. Для нашего общества - это цели, закрепленные в Конституции России: формирование демократического, правового и социального государства, достижение полной гарантированности, реальности прав, свобод и законных интересов личности и др.

2. Не менее важно соответствие содержания реальным условиям жизни, реальным общественным отношениям. Если закон «придумывается», если он не вписывается в существующую действительность, он обществом отторгается, не действует остается на бумаге. Именно поэтому, как уже отмечалось, правотворческому процессу предшествует в большинстве случаев правообразование, и законодатель берет за основу закона уже сложившиеся в обществе правила, которые апробированы жизнью. В этой плоскости лежит и проблема правильно-

го определения потребности в правовом регулировании.

Попытки искусственно «навязать» обществу такие нормы, которые противоречат сложившимся общественным отношениям, обычно кончаются ничем.

В понятие соответствия закона условиям жизни входит и его ресурсообеспеченность Он должен быть обеспечен материальными, организационными, информационными, идеологическими, людскими и иными ресурсами. Принятие нормативных актов, не имеющих соответствующего обеспечения, приводит к тому, что он становится бездействующим, а его нормы превращаются в декларации и призывы. Можно, например, принять законы, резко повышающие заработную плату и пенсии, но, если не будут найдены соответствующие финансовые источники, это приведет только к инфляции.

3. Очень важна законность нормативного акта, то есть его соответствие Конституции, вышестоящим нормативным актам. Принятие «незаконного закона» неизбежно приводит к тому, что его исполнение влечет за собой массовое нарушение норм права, обладающих большей юридической силой. Так, в середине 90-х годов был принят Указ Президента России об усилении борьбы с бандитизмом и другими проявлениями организованной преступности. Им устанавливался срок задержания до месяца, хотя это противоречило принятой незадолго до этого Конституции РФ и действующему УПК РФ, которые допускали задержание на срок не более трех суток. За период действия этого Указа по нему подверглось незаконному задержанию несколько тысяч человек.

4. Большое значение имеет гуманизм закона. Содержание каждого нормативного правового акта должно быть направлено прежде всего на благо человека соответствовать интересам и потребностям населения страны, во всяком случае, его основной массы.

5. Закон должен отвечать принципу демократизма, требованиям равенства и социальной справедливости, интересам большинства населения, а не какой-то отдельной социальной группы, служить средствомпримирения социальных, классовых и национальных противоречий, что является необходимым признаком демократического государства.

6. Необходимо и соответствие закона нормам общественной морали. Дело в том, что в большинстве случаев при противоречии норм права и морали люди отдают предпочтение последним. Это естественно, ведь нормы морали -

это внутренние регуляторы, их исполнение обеспечивается совестью, честью человека. Правовые же нормы так или иначе «навязаны сверху». Например, в нашей стране многие годы действовали две статьи УК РФ, которые предусматривали ответственность за отказ свидетеля от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Никаких исключений эти статьи не предусматривали. В этот период было немало уголовных дел, когда близкие родственники давали ложные показания с целью освободить от ответственности сына, мужа, жену, мать и т. п. Такие попытки устанавливались на следствии и в суде, но фактов привлечения этих лиц к уголовной ответственности практически не было. Даже «законники» - судьи и прокуроры - понимали, что это было бы аморально: нельзя требовать, чтобы человек предавал своих близких.

7. Нормативный акт должен соответствовать общей направленности развития правовой системы. Только это может обеспечить системность законодательства, его согласованность. Системность отдельного закона означает, во-первых, внутреннюю согласованность предписаний, входящих в его содержание; во-вторых, его взаимодействие с другими законами и нормативными актами, отсутствие пробелов и других погрешностей в законодательстве. Нарушение этого требования приводит к противоречиям (коллизиям) в законодательстве;

8. В законах и других нормативных правовых актах должен быть минимум общих положений (деклараций, описаний, пожеланий и т. п.). Все нормативные акты призваны воздействовать на общественные отношения, непосредственно регулировать поведение людей. Даже нормы Конституции нашей страны имеют прямое действие (п. 1 ст. 15). Одной из причин бездействия законов, как справедливо отмечается в литературе, стала перенасыщенность некоторых из них подобными общими положениями, где иногда трудно отыскать нормы права.

Юридический аспект качества закона. При несомненной значимости содержания закона его качество в немалой степени зависит и от его формы, то есть от его юридических свойств. Даже при самом лучшем содержании нормативный акт может стать неэффективным, если не соблюдены необходимые требования к его оформлению.

Особенности языка закона. Хотя законы и другие нормативные акты излагаются (в нашей стране) русским и притом литературным языком, к нему предъявляются особые требова-

Вопросы теории

Вопросы теории

ния. Их общий смысл заключается в том, что должно быть обеспечено сочетание двух свойств изложения. С одной стороны, необходима точность, определенность в изложении каждой нормы, с тем чтобы обеспечить единообразное понимание закона и единство в его реализации; с другой - нужна понятность и доступность закона. В целом можно сформулировать следующие требования к языку (и стилю) нормативных актов:

- логичность, то есть положения закона должны излагаться последовательно (с учетом того, в какой последовательности будут реали-зоваваться на практике его нормы); каждое положение должно логически вытекать из предыдущих; все формулировки должны быть законченными, не должно оставаться неясных, требующих пояснения вопросов;

- однозначность формулировок, то есть все термины должны применяться только в одном значении, положения закона не должны допускать двойного толкования, важно, чтобы каждый человек понимал их однозначно;

- официальный характер. Закон издается от имени государства, в нем формулируется государственная воля, поэтому неважно, кто конкретно был автором нормативного акта в целом или отдельных его положений. Это должно отражаться и в языке, и в стиле изложения нормативного материала: они не могут отражать индивидуальную манеру изложения их авторов. С этим связано и отсутствие эмоциональной окрашенности. В отличие от литературного языка закон должен излагаться в основном сухим, рациональным, официальным языком;

- ясность и краткость. Целесообразно, чтобы все положения закона были максимально четкими, ясными и понятными, то есть излагаться как можно более кратко, но не в ущерб точности и ясности изложения.

Не стоит, однако, забывать о том, что часто законодателем умышленно используется такой прием, как неопределенность и неоднозначность в процессе создания нормативного акта, с целью оказания воздействия на законотворческий процесс и законодательство в целом. Во имя воплощения интересов определенных промышленных, финансовых, национальных и иных социальных групп в создаваемых и принимаемых нормативных актах (психологический и интеллектуальный лоббизм). Справедливости ради следует отметить, что подобного рода явление не всегда отрицательно сказывается на системе законодательства, плане возникновения про-бельности, так как неоднозначная формулировка закона дает также возможность преодоления вероятных пробелов в конкретном нормативном правовом акте на стадии его реализации.

Таким образом, следует обратить внима-ние не только на предъявление необходимых требований к нормативным актам как на стадии обсуждения, так и на стадии подготовки проекта нормативного акта, во время подготовительного этапа нормотворческого (законотворческого) процесса, но и на анализ возможности восполнения вероятных пробелов путем толкования вступившего в законную силу нормативного правового акта на стадии его реализации.

1 См.: РадькоТ.Н. Правотворчество в России. М., 2006. С. 213.

2 См.: Кашанина Т.В. Юридическая техника. М., 2008. С. 22.

3 См.: Алексеев С.С. Общая теория права. 2-е изд. М., 2008. С. 497.

4 Ушаков А.А. Очерки советской законодательнойстилистики М., 2007. С. 160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.