Вергелес Денис Евгеньевич,
аспирант отдела теории государства и права Института государства и права им. В.М. Корецкого Национальной академии наук Украины (г. Киев)
ОСНОВЫ КОДИФИКАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Не смотря на относительную упорядоченно сть системы законодательства, сохранить ее в неприкосновенности не удается ввиду постоянных изменений в законодательстве, создания новых нормативных правовых актов и их отмены. Системность правового регулирования требует периодического упорядочивания законов, удаления повторений, коллизий и приведения их в соответствие друг с другом. Динамичные социально-экономические процессы обуславливают необходимость соответствующей корректировки их правового регулирования.
Для решения вышеуказанных проблем используется систематизация законодательства. Она представляет собой комплекс мер, направленных на приведение нормативных правовых актов в определенную структурную упорядоченность [1].
Систематизация правовых актов в юридической практике является не только способом оптимизации законодательства, но и необходимым механизмом правового воспитания, профессиональной подготовки юристов, а также правоприменительной практики. Здесь необходимо подчеркнуть, что в процессе сбалансированного, поступательного развития общества систематизация играет приоритетную роль именно в правотворчестве. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования.
Потребность в систематизации возникает тогда, когда из-за неупорядоченности в массиве нормативных правовых актов становится неудобным пользоваться правовыми нормами. Даже если упорядочивается система правовых актов, все равно преследуется цель обеспечить
удобство пользования нормами [2, с. 12].
Удобство пользования систематизированным законодательством означает возможность, во-первых, легко найти требуемый нормативный акт, во-вторых, отыскать в найденном акте необходимую норму и, наконец, работая с конкретным актом, понять весь механизм реализации данной нормы на практике» [3, с. 47].
Достаточно сложная многоуровневая, многоотраслевая система законодательства — это обязательный атрибут современного государственного управления. С развитием общественных отношений эта система последовательно усложняется. Должная систематизация законодательства становится еще более актуальной задачей в этих условиях.
Системность законодательства - это, прежде всего, отражение его качественного состояния, построенного объективно, на основе научной методологии и принципов, как структура определенных элементов нормативного правового регулирования, в их логической взаимосвязи, соподчиненности, упорядоченности, соответствующая закономерностям развития права и потребностям жизнедеятельности общества, государства. В результате систематизации законодательство восстанавливает внутреннюю структуру, утраченную в ходе развития и изменения, а также свои регулятивные возможности.
Кодификация является самым эффективным способом систематизации нормативных правовых актов. Она представляет собой способ разгрузить действующее законодательство, избавив его от массива разрозненных нормативно правовых актов путем объединения их смысла в одном едином комплексном законодательном акте. Такой акт выступает как системообразующее основу для структуризации соответствующей отрасли или института права.
№ 3 (31) 2013 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Кодификацию законодательства можно рассматривать в двух плоскостях: во-первых, как самостоятельную отрасль науки, развивающейся на эмпирическом почве, во-вторых, как вид, форму правотворческой деятельности, которая, разумеется, происходит на научной основе.
В Юридическом энциклопедическом словаре сказано, что кодификация законодательства -это форма систематизации законодательства, которая заключается в качественной переработке действующих юридических норм, устранении несогласованностей и противоречий правового регулирования, заполнении пробелов и в отмене устаревших норм [4, с.176].
Кодификация - это форма систематизации, при которой происходит коренная переработка действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, качественное упорядочение законодательства, обеспечение его согласованности и компактности, а также расчистка нормативного массива, освобождение от устаревших, не оправдавших себя норм [5, с. 179].
Такая форма систематизации способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоордини-рованность между действующими нормами, создание в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи - совершенствовать и содержание, и форму законодательства.
Кодификация законодательства является сложной и наиболее совершенной формой систематизации нормативных правовых актов, направленанакоренную,внутреннююивнешнюю переработку действующих нормативных правовых актов путем подготовки и принятия нового кодификационного акта компетентными государственными органами. При кодификации укрепляется системность нормативных актов. Их юридическое единство и согласованность выходят за рамки упорядочения изданного, уже имеющегося законодательства и представляют относительно самостоятельную, основную форму совершенствования законодательства, связанного с правотворчеством.
Позволяя упорядочивать, а в ряде случаев минимизировать число действующих нормативных правовых актов, кодификация законодательства служит средством ограничения и сокращения ведомственного нормативного регулирования.
Кодексы являются системообразующими элементами законодательства. в перспективе кодификационные акты призваны стать основой правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности. Основной линией совершенствования законодательства в будущем следовало бы избрать курс на постепенное осуществление его всеобщей кодификации.
Кодификация необходима в целях обеспечения удобства использования всего массива правовых актов на практике, а также его дальнейшего развития. Она позволяет на основании группировки правовых актов по определённой схеме произвести их анализ, увидеть комплектность регулирования той или иной группы общественных отношений.
Процесс кодификации представляет собой специфичную форму законотворчества, результатом которой является возникновение особых нормативно правовых актов - кодексов, определяющих систему отраслей и институтов права. Кодекс укрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность, так как он обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов определенной отрасли законодательства.
Кодификация формулирует различные нормы, определяющие правовое регулирование наиболее важных вопросов жизнедеятельности общества, устанавливает нормативные основы отрасли законодательства и регулирует широкую сферу отношений. Процесс кодификации направлен на закрепление и создание законодателем наиболее стабильных норм права, опробованных практикой и отражающих динамику и потребности социальной жизни, а также рассчитанных на длительный период действия;
Кодекс является итогом совершенствования законодательства и представляет сложный, значительный по объему сводный акт как совокупность взаимозависимых предписаний, то есть является единым, внутренне согласованным документом с четко определенной и внешне выраженной системой нормативных предписаний, создающей условия для их информационной доступности и удобства использования;
Любая кодификация является юридически техническим ответом на потребность в правовой определенности, порожденную кризисом источников права, связанной с бессистемным ростом их количества, с трудностями постижения устных и разрозненных правовых норм, со
38
стремительной законодательного инфляцией [6, с. 114].
в этих условиях система законодательства должна оставаться надежной основной для экономики, должна достаточно объективно отражать соответствие с существующими социальными, экономическими, политическими, культурными реалиями, одновременно формируя тенденцию их развития. С этих позиций необходимо отметить, что эффективность законодательства напрямую зависит от качества выражения правовых норм, соблюдения принципов их систематизации в законодательном процессе, соответствия норм формам нормативных правовых актов, что с одной стороны служит критерием легитимности того или иного акта, а с другой — юридическим средством наиболее точного, своевременного исполнения нормативных предписаний.
Эта потребность в правовой определенности в конкретном смысле выражается в поиске путей рационализации права, наиболее разработанной формой, которой является кодификация. Ценностьеезаключаетсяввозможностисоздавать новые нормативно-правовые акты, которых нуждается общество, обеспечить компромисс разнообразных интересов и согласованности предписаний и актов, составляющих систем законодательства государства.
Цели кодификации обусловливают ценность кодификации с точки зрения обеспечения доступности законодательства. В процессе принятия кодификационных актов осуществляется деятельность, направленная на достижение согласованности и компактности законодательства.
Кодификационный процесс - это не только разработка модели кодекса, подготовка текста законаиего принятия, ноидеятельность,связанная со вступлением в силу кодифицированного акта и последующим его реализацией в юридической практике. Вступление в силу кодифицированного акта связано с большой работой законодателя по отмене ранее действующих нормативных актов, внесению изменений в другие нормативные акты. Не менее сложной представляется и деятельность правоприменителя, связанная с пересмотром ранее принятых индивидуальных правовых решений. В целом, само принятие и вступление в силу кодифицированного акта оказывает существенное воздействие на особенности работы правоприменителя, а также на процесс реализации гражданами своих субъективных прав, исполнении ими
обязанностей и соблюдении запретов.
Необходимо упорядочить практику внесения изменений и дополнений в кодифицированные акты. В настоящее время принимаются много не столько новых кодифицированных и иных законов, регулирующих специфическую сторону общественных отношений, сколько наблюдается «вал» законов, которые вносят изменения и дополнения в уже действующие законодательные акты.
Однако вносить изменения и дополнения в закон, в т.ч. кодифицированный акт, следует при условии, если прошло достаточно много времени, и объективно изменившиеся общественные отношения требуют таких правок. Быстрые и многочисленные изменения в законах подрывают авторитет законодательства, снижают его потенциал, способствуют распространению неуважения к праву. Кодификация должна сопровождаться определенной временной паузой, позволяющей законодателю посмотреть на свой труд со стороны, услышать критику и проанализировать полученные результаты» [7].
Для нормального существования общества и государства необходима стабильность законодательства, аона,ксожалению, отсутствует. Стабильность - принцип законодательного регулирования, который наиболее четко должен реализоваться при принятии и дальнейшем действиикодифицированныхактов. Кодификация как раз и предполагает создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия. Законодатель должен выработать и проверить на практике правотворческую политику, учесть при этом объективные тенденции развития отношений, являющихся предметом регулирования такого акта, их динамику, от этого во многом зависит эффективность кодификационного акта. [8].
Для законодателя представляется необходимым выработать практику, когда он в рабочих группах (комитетах, комиссиях) анализирует практику реализации ранее принятого им кодифицированного акта. Рабочие группы вносят предложения в виде проекта закона о принятии изменений и дополнений в кодекс.
Составитель кодификационных актов должен стремиться обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодифицированные акты являются базовыми законами отраслей законодательства. Нередко норм права, закрепленных в конкретном кодексе, оказывается достаточно для решения конкретного правового казуса, что исключает
А № 3 (31) 2013 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
необходимость обращения к другим правовым актам.
Ученые отмечают тесную взаимосвязь между эффективной реализацией правовых норм и качеством законодательной техники: «Доступность и убедительность правовых актов, точность, определенность, высокая юридическая культура стиля ощутимо способствует правильному пониманию и реализации правовых требований» [9].
Проблема обеспечения системности действующих нормативных правовых актов затрагивает интересы всего общества и государства. в связи с этим действующее законодательство объективно нуждается в упорядочении посредством его систематизации, что является важнейшим условием эффективного функционирования всей правовой системы, обеспечивающей защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
Список литературы
1. Чухвичев Д.В. Особенности законодательной техники при проведении кодификации // Право и политика. - 2005. - № 10. - С. 23.
2. Систематизация законодательства как способ его развития под ред. В.А. Сивицкого. - М., 2010. - 535 с.
3. Сивицкий В.А. Систематизация конституционно-правовых актов Российской Федерации: дисс. канд. юрид. наук. - М., 1999. - 195 с.
4. Юридический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 528 с.
5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2004. С. 179.
6. Кабрияк Р. Кодификации / Кабрияк Р.; пер. с фр. Л.В. Головко. - М. : Статут, 2007. - 476 с.
7. Сигалов, К.Е. Кодификация и правовое время / К.Е. Сигалов // История государства и права. -2007. - № 23. - С. 37.
8. Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А.С. Пиголкина. - СПб., 2003.- С. 45.
9. Эффективность правовых норм / В.Н. Кудрявцев, В.И. Никитинский, И.С. Самощенко, В.В. Глазырин. - М., 1980. - С. 119.
Мацала зацнаманы кодификациялауына араналган. Кодификациялаудыц гылыми жэне практикалъщ цолданысы царастырылады. Зацнаманы кодификациялауы цажетттг1 жэне келешектегг дамытуы белг1ленген.
Ty^h свздер: цуцыц, кодификациялау, зацнама, зацнама ЖYйесi, зац шыгармашылыщ.
Статья посвящена кодификации законодательства. Рассматривается научное и практическое применение кодификации. Определяется необходимость кодификации законодательства, а также ее последующего развития.
Ключевые слова: право, кодификация, законодательство, система законодательства, законотворчество.
The article is devoted to the codification of the law. Considered the scientific and practical application of codification. The need for the codification of law and its subsequent development is determined.
Keywords: law, codification, legislation, legal system, lawmaking.
Денис Евгеньевич Вергелес,
Украина YFA В.М. Корецкий атындагы Мемлекет жэне институты мемлекет жэне ^^ы^
теориясы бвлiмшщ аспиранты (Киев
Зацнаманы кодификациялау негiздерi
вергелес Денис Евгеньевич,
аспирант отдела теории государства и права Института государства и права им. В.М. Корецкого Национальной академии наук Украины (г. Киев) Основы кодификации законодательства
Vergeles Denis Evgenyevich,
post-graduate student department of the theory of the state and right of the Institute for State and Law named after V.M. Koretsky of the National Academy of Sciences of Ukraine (Kiev) Basics of law codification