Научная статья на тему 'Актуальные вопросы кодификации законодательства'

Актуальные вопросы кодификации законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
366
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А. С. Набиева

В статье говорится о кодификации законодательства Республики Казахстан, которая является важнейшим фактором, влияющим на процесс сведения к единству нормативных правовых актов путем переработки их содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article it is told about codification of the legislation of Republic Kazakhstan which is the major factor influencing process of data to unity of standard legal certificates by processing of their maintenance.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы кодификации законодательства»

Трибуна молодого ученого

ПЕЛ

A.C. НАБИЕВА,

старший научный сотрудник отдела правового мониторинга и антикоррупционной экспертизыг действующих НПА Института законодательства PK

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОДИФИКАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Причины, лежащие в основе кодификации, чаще всего многообразны и сложны. Каждая кодификация связана с историей, с социальными, политическими и человеческими обстоятельствами, заполняющими те географические и временные границы, внутри которых она проводится. При этом важнейшим фактором, влияющим на процесс сведения к единству нормативных правовых актов путем переработки их содержания, является кодификация законодательства. Несмотря на это, пожалуй, все-таки можно попытаться систематизировать цели кодификации. Поскольку кодекс определяется как совокупность приведенных в форму единого целого правовых норм, то думается, что в первую очередь кодификация направлена на решение юридико-технических задач (I). Но редко случается, что решением технических задач исчерпываются устремления кодификатора: с кодификацией часто связано также достижение социальных (II) и политических (III) целей [1].

Так, к юридико-техническим целям относится всякая кодификация, направленная на решение фундаментальной технической задачи, объясняемой кризисом источников права, который вызывает потребность в кодификации и преодолению которого она служит. То есть, любая кодификация непосредственно направлена на достижение юриди-ко-технической цели рационализации права. Эта цель столь очевидна, что ее с ходу готовы признать абсолютно все. Утверждать обратное означает допускать, как говорил Гегель, «абсурд» [2].

Касательно социальных целей, то в некотором смысле, если довести мысль до крайности, кодифицировать означает цивилизовывать. Право находится в центре любого человеческого общества, то его наиболее видимое и наиболее символичное проявление, коим является кодекс, отражает ценности общества, которые он же и порождает. В этом смысле кодекс может считаться инструментом цивилизации. Как справедливо подчеркивается в литературе, «кодекс участвует в определении, распространении и защите «общего блага» общества». Он его устанавливает, являясь одновременно его гарантом» [3].

Кодификация в целом играет немаловажную роль в деле упорядочения действующего законодательства Республики Казахстан и часто направ-

лена на решение какой-либо политической задачи, что с другой точки зрения отражает важность политического фактора в разработке и принятии кодекса. Как правило, политические функции кодекса проявляются в том, что он либо неразрывно связан с личной властью своего вдохновителя (то есть, кодекс может быть связан с определенным человеком, причем не с тем, кто непосредственно руководит его разработкой, а чаще всего с тем, кто вводит его в действие) либо служит определенной идеологии (во всяком кодексе заложено стремление к идеалу, существующему на всем протяжении истории - от первых кодексов до кодексов новейших, - идеалу красивого и хорошего Права, идеалу Справедливости) [4].

Тем самым кодификационная деятельность -важная составляющая работы по систематизации законодательства, являясь своеобразным индикатором степени сформированности законодательства конкретного государства на определенном этапе его исторического развития.

Анализируя процесс реформ прежних лет, можно установить, что большая часть принятых кодифицированных актов не всегда достигала предполагаемой цели и не соответствовала современным требованиям кодифицированной техники. Многие же из законодательных текстов и сейчас нередко изобилуют внутренними противоречиями.

Кодификация является формой систематизации законодательства, предполагающей упорядочение нормативного материала, направленное на его переработку путем исключения повторений, противоречий, а также восполняющее пробелы нормативного правового регулирования и осуществляющее преобразование характера и направленности нормативного правового материала. То есть в максимальной мере обеспечивается внутренняя согласованность, целостность, системность и полнота правового регулирования соответствующих общественных отношений.

Чем же отличается кодификация от нормотворчества? Прежде всего, в отличие от нормотворчества, в процессе которого создаются отдельные нормативные правовые акты по тем или иным проблемам, кодификация упорядочивает значительную часть уже существующего и действующего законодательства и, как правило, его изменяя, допол-

134 7 3 (23) 2011 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

няя и преобразуя. В связи с чем в результате кодификации создается крупный свободный нормативный акт, регулирующий значительную область общественных отношений, которые и ранге были урегулированы соответствующими нормативными предписаниями, однако в силу различных причин потребовали проведения систематизации, а в ряде случаев и правотворческих работ.

Кроме того, кодификационной обработке подвергается любой структурный элемент системы законодательства. Так с данным обстоятельством по своему предмету кодификация подразделяется на отраслевую и межотраслевую (комплексную). Причем отраслевая кодификация будет являться начальным этапом кодификационных работ. Но по мере кодифицирования отраслей и подотраслевых структурных элементов системы законодательства все большее значение приобретает межотраслевая кодификация (еще её называют комплексной). Межотраслевая кодификация является отражением становления комплексных элементов системы законодательства, которые могут преобразовываться в более крупные по сфере правового регулирования элементы, а в будущем даже лечь в основу формируемой отрасли законодательства. Также по результатам проведенных кодификационных работ могут приниматься практически любые виды нормативных правовых актов. При этом одни виды нормативных правовых актов могут приниматься исключительно только как результат кодификационной деятельности, другие же могут как являться результатом кодификации, так и не быть таковыми.

Наиболее традиционным и значимым для национальной правовой системы актов кодификации является кодекс. Основное количество действующих кодексов являются отраслевыми. Действуют также и кодексы комплексного межотраслевого характера. При этом их анализ показывает, что в своем большинстве данные кодексы принимаются по вопросам, которые, во-первых, характеризуются внутренним единством и наличи-

ем общих правовых институтов, а во-вторых, не нашли правового регулирования в действующих отраслевых кодексах [5]. Данные особенности присуще только к действующим комплексным кодексам. Необходимость придерживаться их при проведении кодификационных работ вызвана следующим: во-первых, кодекс «конструирует» соответствующую отрасль законодательства, фиксируя при этом ее текущее состояние и структуру и определяя своими отсылочными нормами особенности и приоритетные направления ее развития и детализирования нормативных предписаний; во-вторых, предупреждается проблема иерархии и системной взаимосвязанности нормативных правовых актов, к которым может привести наличие одновременно нескольких кодифицированных актов по одному и тому же вопросу.

Также важным при осуществлении кодификационной деятельности являются вопросы объема кодифицируемого нормативного массива и о наиболее оптимальном виде правового акта, то есть результата кодификации.

Заканчивая рассмотрение вопроса о целесообразности проведения кодификации законодательства в современных условиях, необходимо отметить, что в связи с дальнейшим накоплением и увеличением нормативного материала все острее встает проблема согласованности и взаимодействия норм, институтов и отраслей законодательства.

Деятельность по проведению кодификации является областью и одновременно частью законотворчества и важным компонентом систематизации законодательства. Кроме того, для того чтобы система законодательства оставалась именно системной, то есть обладала при этом необходимой и достаточной совокупностью элементов, была внутренне согласована и непротиворечива, а также нормально функционировала, совершенствовалась и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии на нее специального процесса - такого как систематизация.

Использованная литература

1. Р. Кабрияк. Кодификации / Пер. с фр. Л.В. Головко. - М.: Статут, 2007. - С. 214.

2. Р. Кабрияк. Кодификации / Пер. с фр. Л.В. Головко. - М.: Статут, 2007. - С. 215.

3. Р. Кабрияк. Кодификации / Пер. с фр. Л.В. Головко. - М.: Статут, 2007. - С. 230.

4. Рыженкова М.А. Актуальные вопросы кодификации законодательства / Закон: стабильность и динамика (материалы заседания Международной школы-практикума молодых ученых-юристов, Москва, 3 июня 2006 г.) / Отв. ред. Т.Я. Хабриева. - М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, 2007. - С. 113.

Трибуна молодого ученого

пю

5. Рыженкова М.А. Актуальные вопросы кодификации законодательства / Закон: стабильность и динамика (материалы заседания Международной школы-практикума молодых ученых-юристов, Москва, 3 июня 2006 г.) / Отв. ред. Т.Я. Хабриева. - М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, 2007. - С. 113-114.

MaK,anada MaeunacuH içaûma oцдey apqunu HopMam.uem.iK K^i^biiçnbiK, axmijiepdi ôipiKmipy npoijecine ocep ememiH Ma^udbi paKmop ôonun maôunamuH K,a3aK,cmaH PecnyÔJJuкacblHblц зaцнaмacblн KodupuKaiunjay mypajbi aûmunadu.

B cmambe zoeopumcn o KodupuKaiiuu 3aKoHodamejbcmea PecnyônuKu Ka3axcmaH, Komopan nennemcn eawHeûwuM paKmopoM, ejunw^uM Ha npoiiecc ceedeHun k eduHcmey HopMamueHbix npaeoebix aKmoe nymeM nepepaôomKu ux codepwaHun.

In article it is told about codification of the legislation of Republic Kazakhstan which is the major factor influencing process of data to unity of standard legal certificates by processing of their maintenance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.