Научная статья на тему 'Законодательная основа развития профилактической медицины (лекция 1)'

Законодательная основа развития профилактической медицины (лекция 1) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
532
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА / ЗДОРОВЬЕ / ФАКТОРЫ РИСКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Власова И. А., Агапитов А. Е., Губин Г. И., Губин Д. Г.

Процесс формирования и развития профилактической медицины, как и любой другой сферы деятельности, начинается с создания нормативно-правовой базы. В настоящей статье освещены основополагающие законодательные документы, регламентирующие деятельность профилактической медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Власова И. А., Агапитов А. Е., Губин Г. И., Губин Д. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative basis for development of preventive medicine (Lecture 1)

Process of formation and development of preventive medicine, as well as any other field of activity, begins with creation of standard-legal base. In present article the basic legislative documents regulating activity of preventive medicine are covered.

Текст научной работы на тему «Законодательная основа развития профилактической медицины (лекция 1)»

ЛЕКЦИИ

© ВЛАСОВА И.А., АГАПИТОВ А.Е., ГУБИН Г.И., ГУБИН Д.Г. -

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ

МВДИЦИНЫ (Лекция 1)

И.А. Власова, А.ЕАгапитов, Г.И. Губин, Д.Г. Губин

(ГУЗ Иркутский областной врачебно-физкультурный диспансер «Здоровье», гл. врач — д.м.н. Г.И. Губин; ОГУ «Иркутский Областной центр медицинской профилактики», гл. врач — А.Е. Агапитов; Иркутский государственный

медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В.Малов)

Резюме. Процесс формирования и развития профилактической медицины, как и любой другой сферы деятельности, начинается с создания нормативно-правовой базы. В настоящей статье освещены основополагающие законодательные документы, регламентирующие деятельность профилактической медицины. Ключевые слова. Профилактическая медицина, здоровье, факторы риска, законодательство.

Здоровье российского человека определено как основа национальной безопасности страны. Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правого, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемическо-го характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека.

Между тем, в настоящее время острой ситуацией для органов здравоохранения России остается высокая смертность населения. Ежегодно более 600 тыс. лиц трудоспособного возраста умирают в основном в результате предотвратимых причин. По разным критериям оценки и анализа лишь 7-12% школьников относятся к категории «практически здоровык». На фоне роста хронической патологии увеличился контингент инвалидов — 45%, первично признанных инвалидами, составляют люди трудоспособного возраста. Последние 25-30 лет прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные изменения состояния здоровья населения.

Все в целом свидетельствуют о том, что здоровье населения РФ становится национальной проблемой первостепенного значения и представляет реальную угрозу безопасности страны.

Анализ и прогноз сложившейся ситуации объединяют большинство специалистов во мнении о необходимости реализации мер, противодействующих ухудшению здоровья населения. В основе их лежит идея профилактики, как сложного многофакторного процесса, сохраняющего, укрепляющего и повышающего уровень здоровья.

Право на охрану здоровья и профилактику гарантирует Конституция РФ:

«1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказытается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

«Будущее принадлежит медицине предупредительной».

Н.И. Пирогов

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».

Основы законодательства РФ по охране здоровья граждан определяют профилактическую деятельность одним из основных направлений здравоохранения:

- Ст.2, раздел 2 «Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

- Ст.5, раздел 2 «Реализация программ развития здравоохранения и профилактики заболеваний. Осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, природоохранительных мер».

В этой области принят и ряд законов профилактической направленности.

Еще в 1995 году Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ издало приказ №364 «О мерах по развитию медицинской профилактики в Российской Федерации», закрепляющий приоритетность профилактических мер в области охраны здоровья граждан и который ориентировал медицинский персонал всех уровней на профилактическую деятельность.

В 1997 году постановление Правительства РФ №91387 от 05.11.97 г. констатировало, что «кризис деятельности медицинских учреждений приближается к той черте, за которой следует распад всей системы здравоохранения» и одобрило Концепцию развития здравоохранения и медицинской науки в РФ, которая преследовала цель сохранение и улучшение здоровья людей, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения. В качестве первоочередных задач выдвигались такие, как увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний; сокращение сроков восстановления утраченного здоровья путем внедрения в медицинскую

практику современных методов профилактики, а затем диагностики и лечения. Одним из принципов Концепции быта ее профилактическая направленность. В данном документе большое значение придавалось мониторингу здоровья людей и повышению заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья. Уже тогда основныши задачами медицинской науки в первую очередь назывались: формирование стратегии сохранения и укрепления здоровья населения, разработка научных основ борьбы с наиболее распространенными заболеваниями; разработка новыгх

Важная роль отводилась образовательным программам для детей, подростков, молодежи, а также средствам массовой информации. Наиболее актуальными представлялись меры, направленные на коррекцию факторов риска, связанных с образом жизни и обуславливающих высокую смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, инфекций, внешних причин. В качестве одного из основных направлений в реализации данной политики выставлялось совершенствование законодательства РФ и определение приоритетов профилактической деятельности.

Законы профилактической направленности

г-

&

¡3

о

§ -е

методов профилактики, увеличение продолжительности периода активной жизни человека. Временной отрезок 2001-2005 гг. (II этап реализации Концепции) предусматривал создание основы для внедрения в практику эффективных методов профилактики за счет реализации федеральных целевых программ развития здравоохранения, а также формирование единой информационной системы мониторинга здоровья.

Распоряжением Правительства РФ №1202-р от 31.08.2000 г. одобрена Концепция охраны здоровья населения РФ на период до 2005 г., разработанная Минздравом России и Российской академией медицинских наук с участием Федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Настоящая Концепция ставила цель стабилизации показателей здоровья населения РФ путем реализации мер, направленных на изменение образа жизни граждан и формирования у них приоритетного отношения к проблеме здоровья, ориентированного на минимизацию негативных факторов.

Позднее оформилась и получила развитие Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации (приказ МЗ РФ от 21.03.2003 г. № 113). В настоящем документе охрана здоровья здоровых обозначается как стратегическая цель отечественного здравоохранения. Потребность в разработке вышеуказанной концепции определяется следующими обстоятельствами:

- необходимостью создания основ устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечения высокого качества жизни, укрепления и развития генофонда нации;

- необходимостью обеспечения здоровой, активной и творческой жизни как основной задачи госуцарствен-ной социальной политики;

- признанием роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества;

- приданием здоровью полисистемного свойства, включающего человека развивающегося, как источника интеллектуальных ресурсов нации; экономику, как

структуру реализации благополучия нации; экологию, как совокупность необходимых физических и химических условий окружающей среды; социальную политику, как механизм регуляции приоритетов охраны здоровья здорового человека;

- необходимость формирования культуры здоровья, раскрыггия механизмов сохранения, и укрепления здоровья в процессе индивидуального развития.

Охрана и укрепление здоровья здоровых проводится в отношении как абсолютно здоровыгх граждан (57%), так и имеющих 1-2 заболевания в состоянии стойкой ремиссии (55-70%).

Целью Концепции является создание системы формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья граждан, реализация потенциала здоровья для активной производственной, социальной и личной жизни, направленных на снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличения средней продолжительности и качества жизни, улучшение демографической ситуации.

Основными задачами Концепции являются: разработка перспективных и увеличение объема существующих оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний; внедрение в практику здравоохранения современных методов экспресс-диагностики и комплексных оздоровительных технологий немедикаментозных средств; развитие и сохранение трудового потенциала страны, профессионального долголетия; увеличение продолжительности жизни населения за счет поддержания резервов здоровья; обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах повышения качества жизни.

Стратегия в области охраны здоровья здоровый предусматривает право человека на здоровье, системное развитие здравоохранения, развитие межотраслевого сотрудничества в формировании и реализации потенциала здорового человека.

В данном документе преимущество отдается не больному, а здоровому человеку. Считается, что в условиях рышочной экономики профилактическая медицина приобретает статус производственной отрасли, главная функция которой воспроизводство трудового ресурса нации, профессионального долголетия, уменьшения потока больных. Приоритетными становятся ранняя диагностика текущего состояния и уровней здоровья, комплексное и эффективное оздоровление, а также полное восстановление трудоспособности человека. Настоящая концепция направлена на все слои населения и в тоже время выщеляет следующие категории граждан: дети, молодежь, работающее население, пожилые люди. В качестве путей реализации основных позиций Концепции предусматривается формирование новык структурных образований — сети Центров здоровья, кабинетов оздоровления в ЛПУ, а также в Центрах, отделениях, кабинетах медицинской профилактики, санаторно-курортных учреждениях, учебных заведениях.

После представленного документа был приказ Министерства здравоохранения №9455 от 23.09.2003 г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации», регламентировавший вертикаль структуры медицинской профилактики и механизм ее функционирования в виде организации Центра медицинской профилактики (республиканского,

краевого, областного, городского), а также одноименных отделений (кабинетов) в лечебно-профилактических учреждениях. Направлениями деятельности Центра медицинской профилактики названы: координация организации и проведения научно-обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике неинфекционных заболеваний и укрепление здоровья населения на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях; проведение и анализ мониторирова-ния неинфекционных заболеваний и их факторов риска; организация и проведение мероприятий в области гигиенического обучения и воспитания населения; обеспечение организационно-методического, информационного, образовательного руководства как среди медицинских работников, так и населения; взаимодействие по координации и совершенствованию профилактической работы в учреждениях системы образования; организация массовый профилактических и оздоровительных мероприятий совместно с лечебно-профилактическими учреждениями и др.

Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года предусматривает реформирование здравоохранения с созданием условий для максимально возможного предотвращения заболеваний и травматизма населения. С нею согласуются и основные задачи демографической политики РФ: укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни за счет улучшения ее качества; формирование жизнесохранительного поведения, изменение общественного сознания в данном направлении и повышение ценности здоровой и продолжительной жизни как общегосударственной категории; реформирование системы здравоохранения с приоритетным финансированием отраслей, дающих максимальный с точки зрения улучшения здоровья эффект.

С ними созвучна и Концепция социально-экономического развития Иркутской области, предусматривающая профилактическое направление региональной политики в области охраны здоровья населения стратегическим. Это организация медицинского мониторинга за населением, внедрение конкретных оздоровительных программ, воспитание идеологии здорового образа жизни др. Так, в программе «Социально-экономическое развитие Иркутской области до 2005 г.» (Закон Иркутской области №9 33-оз от 11.07.2002 г.) в разделе «Здравоохранение» запланировано создание Областного центра медицинской профилактики. Указанное учреждение уже выполняет свои основные функции в соответствии с существующим нормативным законодательством. На его базе с целью создания единого организационного подхода к формированию деятельности профилактической медицины в регионе разработаны методические материалы «Организация, методология и оценка деятельности Центров и подразделений профилактической медицины. Экспертная технологическая карта» (2004 г.). В качестве рыиага для реализации перечня требований к деятельности учреждений здравоохранения в поле профилактической медицины является экспертная технологическая карта, которая представляет собой одну из составляющей «Автоматизированной системы аккредитации и лицензирования медицинских и аптечныгх учреждений» (Таевский Б.В., сертификат №9 161 от 02.10.95 г.), рекомендованной к использованию приказом МЗ РФ №9 306 от 30.07.96 г. «О внедрении единой автоматизированной программы

по сертификации и лицензированию медицинской деятельности».

Наряду с этим, Комитет здравоохранения администрации Иркутской области издал приказ № 642 от 21.10.2002 г. «О регламентации деятельности ЛПУ в сфере санитарно-гигиенического обучения и совершенствования медико-профилактической работы», вменяющий главным врачам ЛПУ обязать медицинский персонал выделить 4 часа в месяц на проведение данного вида деятельности в счет отработки рабочего времени. Роль представителей всех медицинских специальностей в стратегии развития профилактической медицины можно обозначить следующими позициями: участие в разработке политики и стратегии профилактики; создание у населения мотивации по укреплению здоровья и профилактике заболеваний; пропаганда здорового поведения в отношении курения, питания, алкоголя, физической активности; консультирование и обучение граждан навыкам устранения факторов риска; мониторирование показателей здоровья и факторов их определяющих.

Таким образом, на современном этапе деятельнос-

ти отечественного здравоохранения закладывается один из мощных стимулов развития профилактической медицины — это нормативно-законодательная база различного государственного уровня. Вышеуказанные документы свидетельствуют о необходимости их дальнейшего совершенствования. Отличительной чертой современного здравоохранения является феномен формирования двух направлений — это профилактической медицины, опирающейся на традиционно сложившиеся основы профилактики заболеваний, в частности неинфекционных, и охраны здоровья здоровык, предлагающего основное внимание сосредоточить на здоровом человеке, повышении уровня его жизнедеятельности, за счет чего сократить поток перехода здоровый людей в больнык из-за неуклонного ухудшения состояния их здоровья. Формирование новык подходов к сохранению здоровья человека строятся на углублении знаний о понятии «здоровье» и «болезнь», создании методов до-нозологической диагностики и «количества» здоровья человека, систем его повышения, а также медико-социальной и экономической обоснованности профилактических направлений в медицине.

LEGISLA.TTVE BASIS FOR DEVELOPMENT OF PREVENTIVE MEDICINE (LECTURE 1)

I.A. Vlasova, A.E. Agapitov, G.I. Gubin, D.G. Gubin (Irkutsk Regional Medical — sports clinic; Irkutsk Regional Centre Medical Prophylactic Measures; Irkutsk State

Medical University)

Process of formation and development of preventive medicine, as well as any other field of activity, begins with creation of standard-legal base. In present article the basic legislative documents regulating activity of preventive medicine are covered.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агапитов А.Е., Таевский Б.В., Таевский А.Б. Организация, методология и оценка деятельности Центров и подразделений профилактической медицины. Экспертная технологическая карта // Пособие для врачей. — Иркутск, 2004. - 30 с.

2. Вялков А.И. Современные проблемы состояния здоровья населения Российской Федерации // Мат. IV Все-

российского съезда специалистов лечебной физкультуры и спортивной медицины. — Москва, 2002. — С.3-8.

3. Герасименко Н. Ф., Ворогушин В.А., Максимов Б.П. Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан. — М.: Федеральный фонд ОМС, «П-Центр», 1998. — 298 с.

4. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г. — Москва, «ЭКСМО», 2003. — 47 с.

5. Указ Президента РФ от 17.12.1997г. №№ 1300.

ПЕДАГОГИКА

© ШЕВЧЕНКО Е.В., КОРЖУЕВ A.B. -

НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИКИ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА КАК ОБЛАСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Е.В. Шевченко, A.B. Коржуев

(Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В.Малов, кафедра медицинской и

биологической физики, зав. — проф. Е.В.Шевченко)

Резюме. В статье развиваются опубликованные авторами ранее идеи о междисциплинарном характере биофизического знания; анализируется известный в методологии науки термин «СЛЕНТ» («строительные леса» естественнонаучной теории) в применении к физике живого.

Ключевые слова. Физика живого организма, методологические проблемы, философские предпосылки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.