Научная статья на тему 'Профилактическая медицина: предмет и содержание (лекция 2)'

Профилактическая медицина: предмет и содержание (лекция 2) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
8421
591
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА / ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ / ЗДОРОВЬЕ / ФАКТОРЫ РИСКА / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Власова И. А., Е Агапитов А., Губин Г. И., Губин Д. Г.

Профилактическая медицина названа одним из приоритетных направлений медицинской науки, становление и развитие которой в первую очередь определяется систематизацией понятий, входящих в ее предмет и содержание. В настоящей статье представлены современные трактовки основных дефиниций профилактической медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Власова И. А., Е Агапитов А., Губин Г. И., Губин Д. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preventive medicine: the subject and the contents (lecture 2)

The preventive medicine is named as one of priority directions of medical science, its becoming and development, first of all, is defined by systematizing the concepts, which are included in its subject and the contents. In present work the modern interpretations of the basic definitions of preventive medicine are presented.

Текст научной работы на тему «Профилактическая медицина: предмет и содержание (лекция 2)»

ЛЕКЦИИ

© ВЛАСОВА И.А., АГАПИТОВ А.Е., ГУБИН Г.И., ГУБИН Д.Г. -

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА: ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ

(лекция 2)

И.А. Власова, А.ЕАгапитов, Г.И. Губин, Д.Г. Губин

(ГУЗ Иркутский областной врачебно-физкультурный диспансер «Здоровье», гл. врач — д.м.н. Г.И. Губин; ОГУ «Иркутский Областной центр медицинской профилактики», гл. врач — А.Е. Агапитов; Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов)

Резюме. Профилактическая медицина названа одним из приоритетнык направлений медицинской науки, становление и развитие которой в первую очередь определяется систематизацией понятий, входящих в ее предмет и содержание. В настоящей статье представлены современные трактовки основных дефиниций профилактической медицины.

Ключевые слова. Профилактическая медицина, профилактика заболеваний, здоровье, факторы риска, диагностика.

Медицина — система научный знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней.

Профилактическая медицина — раздел медицины, который занимается здоровьем отдельных личностей и групп населения для защиты, поддержания и улучшения здоровья и благополучия, а также предупреждения заболеваний, инвалидности, преждевременной смертности.

Профилактическая медицина осуществляет свою деятельность посредством реализации различных профилактических программ. Под эффективной профилактикой понимается такая программа, в результате которой произойдет снижение заболеваемости на определенную запланированную величину. Целью таких интегрированных программ является объединение усилий как отдельного человека, так и государственно-общественных структур в укреплении здоровья нации и профилактики заболеваний. Составляющими деятельности медицинской профилактики являются компенсация внешних управляемых факторов риска, повышение защитных и адаптационных возможностей человека, информационно-пропагандистская работа.

В качестве основного инструмента при осуществлении своей деятельности профилактическая медицина использует вышвле-ние групп риска среди практически здорового населения и проведение соответствующих мероприятий, направленных на противодействие факторам риска развития заболеваний.

В настоящее время основные (дестабилизирующие) факторы риска связаны с катастрофическим падением уровня жизни большей части населения.

Важна не простая констатация факторов риска, а определение тех пороговых значений устойчивости здоровья, за пределами который наступает деградация попу-

«Первые понятия, с которыми начинается какая-нибудь наука, должны быть ясны и сведены к самому наименьшему числу.

Только тогда они могут служить прочным и достаточным основанием для учения».

Н.И. Лобачевский

ляции (снижение естественного прироста и его отрицательные величины). Считается ошибочным и отождествление факторов риска с причинами болезней.

Профилактика заболеваний — деятельность и подходы, снижающие вероятность их появления или расстройств у индивидуумов и способствующие прерыванию патологического процесса или замедлению его прогресса, или снижению уровня нетрудоспособности. Медицинская профилактика представляет собой определенные виды деятельности, имеющие врачебно-ме-дицинскую составляющую.

Указанная система действий включает общепрофилактические мероприятия, первичную, вторичную и третичную профилактику.

Общепрофилактические мероприятия предусматривают комплекс социальных и санитарно-гигиенических мер, направленных на формирование здорового образа жизни, оптимизацию условий труда и быта, охрану и оздоровление окружающей среды.

Первичная профилактика — это система социальных, медицинских, гигиенических и воспитательный мер, направленных на предупреждение заболеваний путем

устранения риска их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. Первичная профилактика направлена на сохранение здоровья здоровых людей, исключение факторов, способных вызвать патологические изменения.

Вторичная профилактика предусматривает комплекс медико-социальных мер, обеспечивающих стабилизацию патологического процесса и предупреждение про-грессирования хронических заболеваний. Она может быть направлена и на раннее выявление заболеваний.

Канадской группой по регулярному медицинскому наблюдению (Оттава, 1980) выделен третий уровень профилактики (третичная профилактика), который фокусируется на том этапе заболеваний, когда возникают необратимые нарушения и все усилия направлены на их минимизацию и снижение нетрудоспособности.

Все формы профилактики тесно взаимосвязаны и предполагается их реализация на домашнем, производственном, социальном, государственном уровнях как в индивидуальном, так и коллективном виде.

Профилактическая медицина как раздел, занимающийся здоровьем, должен решать вопросы его диагностики, прогнозирования и управления, а также формирования мотивации к коррекции образа жизни и реализации оздоровительных программ.

Диагностика здоровья. «Диагноз» в переводе с греческого — «распознавание», «определение». Диагностика — раздел медицины, изучающий методы и принципы, при помощи которых устанавливается диагноз, а также соответствующий им вид врачебной деятельности. Выделяют два класса особенностей диагностического процесса: общие, свойственные не только медицинской, но и другим видам распознавательной деятельности, и специфические, определяемые характером врачебной деятельности. По сложившейся медицинской практике, понятие «диагноз» характеризует сотрудничество врача и больного по схеме «болен — не болен», что достаточно конкретно представлено в следующей его трактовке:

«Диагноз — это медицинское заключение о патологическом состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании (травме) или о причине смерти, выраженное в терминах, предусмотренных принятыми классификациями и номенклатурой болезней». Поскольку, никакие состояния, кроме болезней, не отражены в вышеуказанных классификациях и номенклатуре болезней, то, очевидно, что понимание диагностики, как вида врачебной деятельности, сужено до идентификации болезней. В настоящее время здоровье как диагностическая проблема и тем более эталон для оценки состояния человека не является целью современной клинической медицины. Считается, что диагноз «здоров» обоснован, если не обнаружены явные признаки болезни, что исключает выделение других предпатоло-гических состояний без их манифестации.

Сложившийся вокруг понятия «здоровье» диагностический вакуум разрывает другое понятие «диагноза», как комплексная качественная или количественная оценка жизненных функций человека, соответствующая одному из медико-биологических критериев. Такая трактовка понятия «диагноз», при сохранении его нозологической приверженности, возвращает ему широкое значение и в качестве одной из диагностических

моделей (нозологической) используется в профилактической медицине для определения состояния «здоров» или отсутствия болезней.

Другой важной проблемой становится трактовка понятия «здоровье».

Широкую известность получило определение здоровья, данное ВОЗ: это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Такая его трактовка привлекла внимание многих ученых разного профиля со всем многообразием критического осмысления данного понятия, что способствовало появлению более глубоких и конкретных формулировок здоровья, на которые опирается и профилактическая медицина. Здоровье рассматривается как целостное многомерное динамическое состояние (включая позитивные и негативные показатели), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять свои биологические и социальные функции. Отдельно анализируются психические и соматические аспекты здоровья. Среди последних наиболее существенными элементами системы «здоровья», интегрально характеризующих ее различные стороны, выделяют: уровень и гармоничность физического развития, функционального состояния организма, резервные возможности основных физиологических систем, уровень неспецифической резистентности и иммунной защиты. Отсутствие тех или иных факторов, необходимых для нормального осуществления функций организма, приводит к соответствующей перестройке жизнедеятельности, к развитию патологических процессов. Другими словами, здоровье представляется как более общая категория, чем болезнь, а возникновение болезни связывается с дефектами или недостаточностью механизмов здоровья.

Процесс анализа понятия «здоровье» сочетается с неуцовлетворенностью ученых только его качественными оценками, что привело к активному поиску количественных критериев. «Только совмещение количественных и качественных подходов позволяет правильно определить меру исследуемого явления. Переход к количественным методам всегда обеспечивает подъем исследования на качественно более высокий уровень» (АГ.Щедрина, 1989). Последнее связано с количественной оценкой феномена «безопасного» уровня здоровья, выше которого практически не выявляются факторы риска и признаки хронических соматических заболеваний; «третьего состояния», переходного между здоровьем и болезнью, которое в дальнейшем стало характеризоваться как «неполное» здоровье. Более детальное изучение «третьего состояния» позволило его разделить на «предболезнь» (возможность саморазвития патологического процесса без изменения силы воздействующих факторов) и неманифестированный патологический процесс.

Все вышеуказанное легло в основу создания других моделей диагностики здоровья: донозологической и по прямым показателям.

Помимо индивидуального здоровья, о котором шла выше речь, следует выделять и популяционное или общественное здоровье. Последнее складывается из здоровья индивидуумов, но обладает новыми признаками,

системными качествами, измеряемыми медико-статистическими показателями и является предметом социальных изысканий.

Прогнозирование здоровья. Это поиск информативных маркеров повышенного риска развития заболеваний, определение их характера и выраженности с последующим построением собственно прогноза.

Прогностически значимыми критериями являются: возраст, пол, наследственность, темп старения, факторы риска, типы кровообращения, уровень соматического здоровья.

В этом контексте важное значение имеют и факторы, определяющие здоровый образ жизни человека.

Факторы, определяющие здоровый образ жизни

1. Объективные факторы — качество окружающей среды, условия труда, доступность приобретения продуктов питания и товаров, уровень доходов, жилищные условия, развитость социальной инфраструктуры.

2. Образ жизни — рациональное питание, двигательная активность, досуг, отношение к своему состоянию здоровья, ограничение вредных привычек. По определению ВОЗ, образ жизни — это способ существования, основанный на взаимодействии между условиями жизни и конкретными моделями поведения человека. Здоровая модель поведения для конкретных условий уменьшает риск возникновения заболеваний.

3. Субъективные факторы — удовлетворенность местом проживания, условиями труда, уровнем доходов, возможностью отдыха, лечения, занятиями физической культурой и спортом, развитием социально-культурных потребностей, уровнем информированности о ценно-

сти здоровья в ряде других ценностей.

Управление здоровьем. Под данным термином понимается управление механизмами самоорганизации живой системы, обеспечивающими ее динамическую устойчивость. При этом выделяют аспекты формирования, сохранения и укрепления здоровья. Под формированием здоровья человека понимается создание гармоничной с высоким энергетическим потенциалом психосоматической системы. Под сохранением здоровья понимается соблюдение принципов здорового образа жизни, возвращение утраченного здоровья, если уровень его приобрел тенденцию к снижению. Под укреплением здоровья понимают приумножение его за счет различных тренирующих воздействий.

Основные рычаги управления здоровьем.

1. Правильное питание (рациональное, сбалансированное, соответствующее возрасту). В настоящее время 43% лиц употребляют вкусную, но не здоровую пищу.

2. Достаточная двигательная активность. Только 812% населения уделяют внимание этому аспекту.

3. Естественные и преформированные факторы.

4. Психоэмоциональная коррекция.

5. Специальные методы воздействия.

6. Фармакология здоровья.

7. Реализация духовных потребностей.

8. Социально-экономическое благополучие.

Основной акцент делается на немедикаментозные

технологии.

Таким образом, сегодня можно с уверенностью говорить о формировании и развитии самостоятельного раздела медицины, имеющего свой предмет научного познания, методологические основы, цели и задачи, а также методы их решения.

PREVENTTVE MEDICINE: THE SUBJECT AND THE CONTENTS (lecture 2)

I.A.Vlasova, A.E. Agapitov, G.I.Gubin, D.G.Gubin (Irkutsk regional medical-sports clinic, Irkutsk Regional centre of medical prophylaxic, Irkutsk State Medical

University)

The i all, is def interpretations <

[preventive medicine are presented.

ment, first of the modern

2.

3.

ЛИТЕРАТУРА

Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. — 244 с. Войтенко В.П .Здоровье здоровых. — Киев: «Здоров'я», 1991. - 248 с.

Горбенко П.П. Медицина XXI века — медицина профи-

лактическая, медицина здоровья // III национальный конгресс по профилак. медицине и валеологии: Тез. докладов. - СПб, 1996. - С.6-8. Стародубов В.И., Соболев Н.П., Лукашев А.М. Управляемые факторы в профилактике заболеваний. — М.: РИО ГУ ЦНИИОИЗ МЗ РФ, 2003. — 170 с.

ПЕДАГОГИКА

Э КАРПИН В.А. -

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ЛОГИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ

АНАЛИЗ

В.А. Карпин

(Сургутский государственный университет, ректор — проф. Г.И. Назин)

Резюме. В статье дан современный логико-методологический анализ теории диагноза. Систематизирован комплекс логико-методологических оснований построения и верификации клинического диагноза, применение которого является наиболее простым и доступным вариантом повышения качества диагностического процесса. КЛючевые слова. Теория диагноза, логика, методология._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.