Научная статья на тему 'Законодательная база как основа для создания единого образовательного пространства: взгляд из Казахстана'

Законодательная база как основа для создания единого образовательного пространства: взгляд из Казахстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / УСТРАНЕНИЕ БАРЬЕРОВ / REMOVAL OF BARRIERS / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / LEGAL FRAMEWORK / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TECHNICAL AND VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борибеков К.К.

Автор анализирует Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» и Закон Республики Казахстан «Об образовании» в контексте обеспечения интеграции в вопросах образования и подготовки кадров для экономики стран Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борибеков К.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK AS THE BASIS FOR THE ESTABLISHMENT OF A UNITED EDUCATIONAL SPACE: THE VIEW FROM KAZAKHSTAN

The author analyzes the Federal Law «On Education in the Russian Federation» and the Law of the Republic of Kazakhstan «On Education» in the context of integration in education and training for the economies of the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «Законодательная база как основа для создания единого образовательного пространства: взгляд из Казахстана»

Стратегия развития профессионального образования

УДК 37.0 К. К. Борибеков, зам. председателя

НАО «Холдинг "Кесипкор"», Республика Казахстан, г. Астана, e-maii.k_bek5@maii.ru

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА КАК ОСНОВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА:

ВЗГЛЯД ИЗ КАЗАХСТАНА

Автор анализирует Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» и Закон Республики Казахстан «Об образовании» в контексте обеспечения интеграции в вопросах образования и подготовки кадров для экономики стран Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: интеграция, устранение барьеров, законодательная база, среднее профессиональное образование, техническое и профессиональное образование.

Двадцать девятого мая 2014 года в г Астане президентами Беларуси, России и Казахстана был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе.

Договор является базовым документом, определяющим договоренности РФ, Беларуси и Казахстана по созданию ЕАЭС в целях дальнейшего углубления интеграции и устранения барьеров для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также для проведения скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

Этот договор фиксирует переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции. Как информируют официальные источники, Евразийский экономический союз (ЕАЭС) заработает с 1 января 2015 г.

Углубление интеграции, устранение барьеров для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы наверняка, в свою очередь, потребуют пересмотра отдельных положений нормативно-правовой базы о труде, об

образовании, о признании квалификаций в странах ЕАЭС.

Из российской прессы мы знаем, что действующий в России Федеральный закон «Об образовании в РФ» [1] долго обсуждался и был принят в декабре 2012 г. В Казахстане Закон «Об образовании» [2] был принят в 2007 г.

Проанализируем эти законы и рассмотрим особенности и принципиальные отличия основных законодательных положений относительно правовой базы технического и профессионального образования в Российской Федерации (РФ) и в Республике Казахстан (РК).

Прежде всего, отметим, что в действующий Закон РК «Об образовании» были внесены существенные изменения и дополнения в октябре 2011 г. Эти изменения и дополнения обсуждались в профессиональном сообществе более двух лет.

Далее, надо учесть, что введение новых норм в законодательную базу любой страны зависит от социально-экономической ситуации и перспективы ее развития. Только в этом случае все положения и нормативная база будут действенными.

Поэтому нормативная правовая база обеспечения законов в каждой стране в определенной степени отличается друг от друга.

Можно разработать и принять законы, идеальные с точки зрения теории правового обеспечения развития человеческих ресурсов и общества. Однако такой теоретический закон может стать декларацией, которая не выполняется.

Большинство работников системы образования нашей страны сравнивают основные положения системы образования в Казахстане и в соседних странах, в первую очередь в России, Узбекистане и Белоруссии. Это понятно, так как в законодательной базе стран СНГ много общего, тем более, что 20 лет тому назад мы жили и работали, руководствуясь единым законом.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» утверждена новая структура системы подготовки кадров: существовавшие до принятия закона образовательные программы системы начального и среднего профессионального образования объединены в систему среднего профессионального образования (СПО), включающую в себя подготовку специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих.

В Казахстане аналогичное объединение образовательных программ начального и среднего профессионального образования было осуществлено Законом РК «Об образовании» еще в 2007 г., в результате чего возникло понятие «техническое и профессиональное образование» (см. ст. 17 Закона РК «Об образовании»).

Закон РФ содержит ряд положений, аналогичных положениям Закона Республики Казахстан «Об образовании», например:

- профессиональное обучение (программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих) определено как самостоятельный вид образовательных программ;

- предусмотрена возможность создания новых инфраструктурных единиц профессионального обучения (учебные центры профессиональной квалификации, структурные образовательные подразделения на предприятиях, многофункциональные центры прикладных квалификаций и т. п.).

В настоящее время в РФ практически сложились два типа образовательных организаций СПО.

1. Монопрофильные многоуровневые учебные заведения со специализацией, ориентированной на потребности определенной отрасли /заказчика (например, учебные заведения

авиационного, металлургического, химического профилей). Наш многолетний опыт позволяет утверждать, что у монопрофильных учебных заведений профобразования оснащенность и учебно-методическая обеспеченность всегда лучше, чем у многопрофильных, поэтому и доверие работодателей к выпускникам таких организаций выше. Нам надо стремиться создавать монопрофильные колледжи в больших городах-мегаполисах и областных центрах.

2. Многопрофильные учебные заведения созданы там, где нет устойчивого спроса на одну или несколько специальностей, они отличаются высокой гибкостью программ в результате реорганизации (объединения) нескольких образовательных организаций НПО и СПО, либо расположены в малых городах, сельской местности и выполняют роль социокультурных центров.

В Закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены следующие изменения, касающиеся среднего профессионального образования.

1. Начальное профессиональное образование включено как один из видов образовательных программ в среднее профессиональное образование (СПО), которое предлагает два вида программ подготовки (квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена).

В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2005-2010 гг. [3] Законом РК «Об образовании» в 2007 г. осуществлена трансформация образовательных программ начального профессионального образования в один из видов (ступеней) образовательных программ технического и профессионального образования.

2. Подготовка рабочих кадров осуществляется образовательными организациями СПО (1-й уровень — рабочие квалификации, 2-й уровень — специалисты среднего звена), а также другими образовательными организациями, имеющими лицензию на реализацию этих видов образовательных программ.

В нашей стране такое положение также предусмотрено Законом РК «Об образовании» с 2011 г.

3. Среднее профессиональное образование включает в себя программы подготовки специалистов среднего звена и программы подготовки высококвалифицированных рабочих. Закрепляется возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ.

В Казахстане аналогичное положение предусмотрено ст. 17 Закона РК «Об образовании» с 2007 г.

С 1 сентября 2013 г. прием в организации СПО как по программам подготовки рабочих кадров, так и по программам среднего профессионального образования осуществляется без вступительных испытаний. Данное положение существенно повышает доступность обучения молодежи в организациях среднего профессионального образования в Российской Федерации.

4. В связи с увеличением доли взрослого населения, которому приходится переобучаться и повышать квалификацию, предусмотрено создание центров профессиональных квалификаций (с программами профессионального обучения до одного года), в том числе на базе промышленных предприятий. Основные задачи центров — оперативное реагирование на потребности предприятий, создание условий получения рабочих профессий и повышение квалификации в более короткие сроки.

Таким образом, новшеством в среднем профессиональном образовании (в колледжах и техникумах) России после принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с 2013 г. является следующее.

1. Профессиональные училища, лицеи, которые предлагали программы только начального профобразования, были закрыты, реорганизованы в колледжи. В Казахстане этот процесс осуществлялся с 2009 г. и был завершен в 2012 г.

2. Учебные заведения СПО получили право реализовывать интегрированные образовательное программы и давать одновременно школьное и профессиональное образование. В Казахстане такое право предусмотрено Законом РК «Об образовании» 2007 г., см. ст. 1, п. 35, ст. 32.

3. Разрешено производить набор учащихся (в творческие учебные заведения) по способностям после окончания ими начальной школы (4 класса), а при выпуске выдавать им не только аттестат, но и диплом о получении среднего профобразования. На наш взгляд, это очень актуальное и заслуживающее внимания положение Закона РФ «Об образовании в РФ», которое создает условия для реализации концепции ранней профилизации школьников по творческим специальностям. У нас такое право имеют только специализированные общеобразовательные школы и Республиканское хореографическое училище им. Селезнева. Такое право можно было бы предусмотреть и в Законе РК «Об образовании» для всех организаций технического и профессионального образования (колледжей), готовящих кадры по специальностям культуры и искусства.

4. В Российской Федерации пересмотрен порядок выплат стипендий. С 2013 г. вводятся

новые правила, которые предусматривают два вида государственных стипендий для студентов:

1) государственная академическая стипендия, которая назначается студенту за учебные достижения;

2) государственная социальная стипендия, которая назначается всем успевающим студентам из числа малообеспеченных семей в целях их социальной защиты (категории таких граждан определяются Правительством РФ).

Поскольку в учебных заведениях профессионально-технического образования в основном обучаются дети из малообеспеченных слоев населения, введение государственной социальной стипендии является очень актуальной мерой привлечения молодежи к обучению рабочим профессиям.

В Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период 2013-2020 гг., одобренной 18 июля 2013 г. коллегией Министерства образования и науки России [4], отражены конкретные стратегические задачи, стоящие перед системой образования Российской Федерации.

Все страны, независимо от их экономического положения, ставят перед собой задачу консолидации ресурсов бизнеса, государства, образовательных организаций и самих обучаемых. Задача не из простых! Разработчики Стратегии, хорошо понимая это, в числе основных принципов отмечают:

- ведущую роль государственно-частного партнерства в организации системы подготовки кадров;

- усиление роли общественных институтов управления в развитии системы подготовки квалифицированных кадров.

Из основных направлений развития системы СПО, предусмотренных в Стратегии, хотелось бы выделить следующие.

1. Создание центров прикладных квалификаций.

Это учебные центры или структурные подразделения предприятий с краткосрочными прак-тико-ориентированными программами с охватом всех возрастных групп населения от 15 лет, с оперативным реагированием на обновление технологий в производстве.

2. Развитие частно-государственного партнерства, создание привлекательной и открытой для инвестиций системы СПО, в том числе:

- предоставление права заключать концессионные соглашения на имущество, принадлежащее государственным бюджетным

учреждениям на праве оперативного управления (в Казахстане такой подход не обсуждался) ;

- предоставление образовательным организациям, являющимся бюджетными учреждениями, права быть учредителями и участниками (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, включая учебно-производственные учебно-тренировочные центры и малые молодежные предприятия (это очень интересное и перспективное предложение, нам тоже было бы полезно поставить на обсуждение такой подход);

- участие работодателей в разработке профессиональных образовательных программ, определении профессиональных компетенций и их оценке (аналогичное направление работы у нас предусмотрено в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. и обеспечивается выполнением конкурсных условий организации разработки профессиональных стандартов и образовательных программ; правовые нормы определения профессиональных компетенций и их оценка предусмотрены в Трудовом кодексе Республики Казахстан — см. гл. 10-1);

- привлечение бизнеса к софинансированию программ, включая инвестиции в развитие инфраструктуры (в Законе Республики Казахстан такое положение имеется, но до сих пор еще не выработаны правовые нормы и механизмы привлечения бизнеса, можно только перечислить единичные примеры);

- предоставление преподавателям возможности проходить стажировку/обучение в организациях работодателей / на производстве (в Законе Республики Казахстан такое положение имеется, но из-за отсутствия норм и механизмов финансирования полноценная реализация данного положения все еще остается нерешенным);

- организация практического обучения студентов на современной технологической базе работодателей (в Законе Республики Казахстан такое положение имеется — оно реализуется только на основе договоров между учебными заведениями и предприятиями; обязательства бизнеса/предприятий по предоставлению рабочих мест студентам для прохождения практики нормативными и правовыми актами еще не определены).

3. Создание условий для повышения экономической самостоятельности образовательных организаций, в том числе путем:

- более активного перевода образовательных организаций в автономные;

- обеспечения равного доступа к бюджетным средствам для образовательных организаций различных организационно-правовых форм

(в Казахстане этот вопрос решается путем размещения госзаказа на конкурсной основе в организации технического и профессионального образования независимо от форм собственности).

4. Создание условий для снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную сферу путем:

- развития общественных институтов управления (в Казахстане данное направление планируется решить путем создания наблюдательных и попечительских советов);

- формирования кадрового резерва руководителей, назначения руководителей СПУЗ с учетом мнения работодателей (у нас, в Казахстане, отсутствует правовая база организации работы по созданию кадрового резерва, за исключением категорий работников государственной службы; тем не менее в 2014 г. в рамках Программы повышения квалификации преподавателей и менеджеров кадрового резерва для колледжей мирового уровня и межрегиональных профессиональных центров НАО «Холдинг "Кесипкор"» будет обучено 177 человек);

- проведения всероссийских мероприятий для руководителей, всероссийских конкурсов «Научно-техническое творчество молодежи» и «Профессионал будущего», всероссийских олимпиад профессионального мастерства, движения WorldSkills Russia (в Казахстане такие мероприятия тоже проводятся, но они носят эпизодический характер; подобные мероприятия необходимо проводить системно и регулярно: только тогда они смогут достичь своей цели — влияния на качество образовательных услуг по подготовке кадров).

Россия стала членом международного движения WorldSkills в 2012 г., Республика Казахстан присоединилась к нему в 2014 г. Национальным оператором организации работы по участию в международном движении WorldSkills Kazakhstan Правительством РК определен НАО «Холдинг " Кесипкор"».

В заключение хочется отметить, что главными особенностями среднего профессионального образования в РФ являются общедоступность и бесплатность, которые гарантируются Конституцией (ст. 43 Конституции РФ гарантирует общедоступность и бесплатность СПО в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях).

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 20l2 г.]. — Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/.

2. Республика Казахстан. Законы. Об образовании [Электронный ресурс] : Закон Республики Казахстан №319-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2014 г.) : [принят 27.07.2007 г.]. — Режим доступа: http://www.zakon.kz/141156-zakon-respubliki-kazakhstan-ot-27. html.

3. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011 — 2020 гг. (утв. указом Президента РК от 07.12.2010 г. № 1118) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.primeminister.kz/page/article_item-34.

4. Стратегия развития подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.youngscience.ru/pages/main/documents/5124/14761/index.shtml.

УДК 377 С. Г. Молчанов, проф. Челябинского

института развития профессионального образования (ЧИРПО), д-р пед. наук, проф., академик Академии гуманитарных наук (АГН), г. Челябинск, e-mail: molchanov_chel@mail.ru

ИННОВАЦИОННАЯ МЕНЕДЖМЕНТ-ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ: МЕТОДИКА ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья представляет инновационную менеджмент-технологию управления образовательными объектами: «социализация», «воспитание». Технология состоит из трех процедур и инструментов: отбора содержания социализации (ОСС), измерения социализованности (ОС) и оценивания эффективности социализационного (воспитательного) воздействия (ОЭСВ). Данная статья описывает только методику отбора содержания социализации.

Ключевые слова: гендерность, гражданин, гражданское общество, образованность, ом-нинациональная идея, реципрокность, содержание образования (социализации), социализо-ванность, социальная (образовательная) компетенция, социализационно-образовательная технология.

Замечательно, что сейчас готовится к утверждению Стратегия развития гражданского общества на Южном Урале. В этом проекте сделана попытка дать определение феномена «гражданское общество»: «...общество, характеризующееся сферой самопроявления граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, которые защищены от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности граждан со стороны органов государственной власти» [1].

Заметим, что употребление словосочетаний «прямое вмешательство» и «произвольная регламентация» противопоставляет государство и гражданина, чего в государстве, строящем

гражданское общество, быть не должно. В государстве, где власть, как Людовик XIV, говорит: «Государство — это я», там нет граждан, там — подданные или рабы. Поэтому в определении следует подчеркнуть различия между феноменами «поданный» и «гражданин», которое возникло еще до Великой французской буржуазной революции.

Д. Дидро в « Энциклопедии» (1751-1780 гг.) различает их смыслы: «...гражданин — участник суверенитета, участник исполнения верховной власти» [2, с. 103] (то, что в России мы называем «государственно-общественным управлением» [2, с. 150]. И Ла Шалотэ (17011785 гг.) накануне Революции настаивал на необходимости éducation civile, т. е. гражданского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.