Научная статья на тему 'Законность и ответственность в государственном управлении'

Законность и ответственность в государственном управлении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3962
636
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОННОСТЬ / УКРЕПЛЕНИЕ ЗАКОННОСТИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / RULE OF LAW / STRENGTHENING THE RULE OF LAW / PUBLIC AUTHORITIES / ACCOUNTABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Данилов Руслан Размикович, Сплавская Наталья Владимировна

Статья посвящена теоретическим и практическим вопросам законности, дисциплины и ответственности в государственном управлении. Анализируется сущность и содержание категорий законности и дисциплины, диалектика взаимосвязи, проблемы их проявления в служебной деятельности государственных органов. Также проводится обобщение существующих позиций относительно специфики юридической ответственности государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justice and accountability in public administration

The article is devoted to theoretical and practical issues of legality, discipline and accountability in governance. There are analyzed the nature and content of the categories of law and discipline, the dialectics of the relationship problems of their manifestation in the performance of government agencies. Also ere is performed a compilation of existing positions on the specifics of the legal responsibility of public servants.

Текст научной работы на тему «Законность и ответственность в государственном управлении»

Данилов Р.Р., Сплавская Н.В.

ЗАКОННОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Современный этап создания государства знаменуется наполнением разнообразных общественных отношений новым содержанием, обусловленным изменениями, которые происходят сегодня в российском обществе. Концепция административной реформы и документы, принятые на ее развитие, исходя из фундаментальной идеи приоритета прав и безопасной жизнедеятельности человека, составляют методологическо-правовую основу построения правового государства, создания гражданского общества, обеспечение режима законности и реального противодействия негативным явлениям в соответствии с существующими демократическими стандартами.

В то же время в процессах модернизации российского общества чрезвычайно важное место занимает реформа правовой системы, главной целью которой является наиболее полное обеспечение конституционных основ организации государственной власти, воплощение в жизнь принципа верховенства права, гуманистических требований относительно деятельности государства.

Выполняя многочисленные и разнообразные задачи в сфере осуществления управления, государственные органы должны обеспечивать реализацию прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, с одной стороны, и прав, свобод и законных интересов государственных служащих во время их государственно-служебной деятельности - с другой. Вместе с тем, несмотря на нормативное закрепление многочисленных требований относительно соблюдения законности названными органами и их персоналом, реальное положение в этой сфере вызывает беспокойство как у руководства государства, так и у рядовых граждан, о чем свидетельствует большое количество жалоб на их деятельность.

Укрепление законности и дисциплины во всех сферах государственной жизни, а особенно в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов актуально является важной задачей на пути построения независимого демократического государства. Установленный в государстве режим законности призван защищать интересы как общества в целом, так и каждого гражданина, обеспечивать правовые основы деятельности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц.

Соблюдение принципа законности в государственном управлении означает точное и неуклонное исполнение законов всеми органами государственного управления и их должностными лицами. В Конституции РФ указано, что высшие органы исполнительной власти издают нормативные акты только на основании и по исполнению законов и контролируют соблюдение законности подчиненными им органами и ведомствами.

Законодательство РФ четко определяет объем полномочий конкретных органов исполнительной власти и должностных лиц, органов местного самоуправления

регламентирует порядок их применения, гарантируя при этом гражданам их конституционные права и свободы.

Соблюдение принципа законности в государственном управлении имеет свои особенности:

1 Характер законности в государственном управлении определяется тем, что он распространяется на исполнительную и распорядительную деятельность всей системы органов исполнительной власти.

2. В процессе исполнительно-распорядительной деятельности органы исполнительной власти и органы местного самоуправления принимают решения, затрагивающие права и законные интересы граждан. А это накладывает особые требования к законности и ее обоснованности.

В нашем обществе есть объективные предпосылки соблюдения законности в деятельности органов государства и органов местного самоуправления, однако, это не означает, что она обеспечивается сама собой, автоматически.

Работа по укреплению законности в государстве происходит в нескольких направлениях: выработка и принятие законов и иных правовых актов, совершенствование системы законодательства; предупреждение возможных и прекращения совершаемых нарушений закона; восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан; принятие мер, направленных на укрепление дисциплины и порядка; наказание правонарушителей; воспитание у граждан уважения к законам, повышения их правовой культуры и правосознания; четкая регламентация правового статуса государственных органов, должностных лиц, граждан.

Соблюдение законности и государственная дисциплина обеспечивается разнообразной деятельностью государственных органов, общественных организаций. Эта деятельность осуществляется различными средствами. Такими средствами являются:

1) общественно-политические (пресса, телевидение, радио, правовая пропаганда);

2) государственно-правовые (контроль, надзор, проверка выполнения)

С целью обеспечения точного соблюдения законности и государственной дисциплины в РФ создан и действует особый государственно-правовой механизм, который состоит из двух основных элементов:

1) организационно-структурных формирований;

2) организационно-правовых методов их деятельности.

Организационно-структурные формирования - это те государственные органы и общественные организации, на которые возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности в нашем государстве.

Под организационно-правовыми методами в механизме обеспечения законности понимают особые виды деятельности, практические приемы, операции, нормы работы, применяемые государственными органами и общественными организациями для обеспечения законности и дисциплины. Обобщенно эти методы называют способами обеспечения законности.

Существует система специальных способов обеспечения законности в государственном управлении, которая состоит из: контроля государственного и

общественного; административного надзора; надзора органов прокуратуры; судебного и арбитражного контроля в управлении; обжалования незаконных действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Все эти способы призваны обеспечить строгое соблюдение законности в государственном управлении, быстрое реагирование уполномоченных органов на факты малейших нарушений требований закона.

К общим признакам контроля, как одного из средств обеспечения законности в деятельности государственных органов, относятся и такие как: регулируется как законодательными, так и подзаконными актами; осуществляется всеми ветвями власти; присутствует на всех без исключения стадиях управленческого процесса; осуществляется всеми субъектами управления; дает возможность получать оперативную информацию о подконтрольные объекты, предупреждать и пресекать правонарушения; субъекты контрольной деятельности наделены правом вмешиваться в оперативную деятельность подконтрольных объектов в форме издания обязательных для исполнения указаний, применение принудительных мер, привлечения к ответственности.

Надзор как способ обеспечения законности в государственном управлении состоит в проверке выполнения законов поднадзорными органами, предприятиями, учреждениями, организациями. При надзоре, в отличие от контроля, вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорного объекта не допускается.

Особым способом обеспечения законности является право граждан обжаловать действия должностных лиц, государственных органов, вносить предложения по улучшению их деятельности.

Одним из существенных условий обеспечения законности является институт юридической ответственности. Она наступает в случае совершения противоправных, общественно опасных виновных деяний, посягающих на установленный правовой нормой порядок. Ответственность государственных служащих выполняет правоохранительную, правовосстановительную и профилактическую функции в деятельности государственного аппарата.

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) содержит отсылочную формулировку в отношении ответственности государственных гражданских служащих. Согласно ст. 68 Закона лица, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной гражданской службе РФ, привлекаются к ответственности в порядке, установленном данным Законом и другими федеральными законами.

Особенность государственной службы - специальная ответственность, применяемая на службе или в связи со службой. Государственный служащий в обычном своем проявлении является гражданином государства. И на него как субъекта общей компетенции распространяются все правила, действующие в государстве. Таким образом, за пределами государственной службы: дома, на отдыхе, в общественных местах, где лицо не может проявлять законным образом качества служащего, оно отвечает за свои действия как обычный гражданин. Одновременно государственный служащий является лицом, обладающим специальной компетенцией, при этом его права, обязанности, а также ответственность приобретают специфические черты, связанные с

его государственной деятельностью.

В первом случае, когда государственный служащий действует как гражданин, к нему применяются все виды юридической ответственности как к гражданину. Во втором случае, когда государственный служащий находится при исполнении своих государственных обязанностей, к нему могут быть применены только специальные виды ответственности, связанные с его государственной деятельностью и прописанные в нормах права, регулирующих поведение служащего.

Чаще всего законодательство о государственной службе и в Российской Федерации нечетко устанавливает или отражает вид ответственности, применяемой к служащему в случае совершения им правонарушения на государственной службе.

Ответственность государственного служащего внутри органа, учреждения или организации можно назвать дисциплинарной, применяемой в соответствии с Трудовым кодексом РФ и законодательством о государственной службе, а вне органа, учреждения или организации - административной.

Специфика юридической ответственности государственных служащих заключается в том, что за служебные действия должностное лицо должно нести, прежде всего дисциплинарную ответственность, а не административную. Напрасно законодатель ставит должностное лицо на уровень обычного гражданина, это, по нашему мнению, пережиток социалистической системы права.

Устоявшимся в административно-правовой науке мнением является отличие ответственности административной и дисциплинарной, которые при идентичности субъектов различаются характером подчиненности: при административной ответственности нарушитель не подчинен органу административной юрисдикции, а при дисциплинарной они находятся в служебном подчинении.

Важной характеристикой ответственности является принцип однократности ее применения за одно правонарушение, установленный в ст. 50 Конституции РФ. Этот же принцип закреплен и в ч. 2 ст. 57 Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации": "За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание".

Возникает вопрос: возможна ли персональная ответственность, когда решение принималось коллегиально, например правительством? Почему увольняют губернаторов, но не министров. Действительно, ответственность в правительстве коллективная, но ведь ясно, что решение по вопросам его компетенции принимает министр, а не правительство, это два разных субъекта права. И у них должна быть, следовательно, самостоятельная ответственность по вопросам собственной компетенции. В российском законодательстве предусмотрена только коллективная ответственность правительства в целом, но не его отдельных министров, что некоторые депутаты Государственной Думы квалифицируют как коллективную безответственность.

Основанием наступления ответственности является дисциплинарный (должностной) проступок.

Все виды ответственности, в принципе, имеют общие объективные и субъективные основания: противоправность деяния, причинная связь между ним и наступившим вредным результатом, вина нарушителя. Совокупность признаков юридического факта,

дающая основание говорить о наличии противоправного деяния, называется составом. В состав административного и дисциплинарного проступков, за которые применяется ответственность государственного служащего, должны быть включены следующие элементы: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона, а также наличие закона или иного нормативного акта, признающего соответствующее поведение государственного служащего наказуемым.

Литература

1. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.

2. Кулешова Л.В., Мовсесян Г.Г. Оценка состояния рынка труда в Ставропольском крае // Финансово-экономические и учетно-аналитические проблемы развития регионаМатериалы Ежегодной 78-й научно-практической конференции. 2014. С. 178184.

3. Яковлева-Чернышева А.Ю., Дружинина А.В. Некоторые аспекты управления развитием малого предпринимательства в Республике Крым // Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Материалы IV международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 97-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.