Научная статья на тему 'О проблеме конституционных основ юридической ответственности'

О проблеме конституционных основ юридической ответственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
274
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОННОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ / ПРАВА И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ / legitimacy / constitutional and legal responsibility / constitutional framework / rights and legal interests / legal guarantee

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борисов А. М.

Теория права задаёт общий концепт анализа системы законодательства, одно из положений которого ориентирует исследователя на установление соответствия содержательных конструкций правовых институтов различным элементам и требованиям юридической теории. Статья посвящена анализу конституционных начал правового института юридической ответственности, которые не в полной мере отражают публичный интерес в создании эффективных правовых инструментов обеспечения законности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL FRAMEWORK OF LEGAL RESPONSIBILITY

The law theory provides the common concept for the legislative system’s analysis, one of provisions of which directs the researcher to match the substantial constructions of the legal institutions to various elements and requirements of the legal theory. The article analyzes the constitutional foundations of the legal institution of legal responsibility, while arguing that the constitutional foundations do not fully reflect public interest to create effective legal instruments of law enforcement.

Текст научной работы на тему «О проблеме конституционных основ юридической ответственности»

УДК 342

О ПРОБЛЕМЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

© 2014 А. М. Борисов

канд. ист. наук,

доцент каф. конституционного и административного права e-mail: апйге1_Ьог1$оу@ша11.ги

Курский государственный университет

Теория права задаёт общий концепт анализа системы законодательства, одно из положений которого ориентирует исследователя на установление соответствия содержательных конструкций правовых институтов различным элементам и требованиям юридической теории. Статья посвящена анализу конституционных начал правового института юридической ответственности, которые не в полной мере отражают публичный интерес в создании эффективных правовых инструментов обеспечения законности.

Ключевые слова: законность, конституционно-правовая ответственность, основы конституционного строя, права и законные интересы, юридические гарантии.

Конституция Российской Федерации может быть представлена как совокупность конституционных элементов логических правовых норм, определяющих основы правопорядка применительно к различным группам общественных отношений. Одним из элементов диспозитивной части каждой из таких логических норм следует рассматривать часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации (далее -Конституция), которая устанавливает, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Во-первых, подчеркнём, что обязательность соблюдения законодательства -одна из основ конституционного строя. Во-вторых, обязанность соблюдать Конституцию и законы универсальна. Эта обязанность распространяется на всех субъектов права [Комментарий к Конституции Российской Федерации 2010; Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий 2009]. В-третьих, она не сводится к пассивной форме реализации норм права (соблюдению), а предполагает активное поведение участника правоотношения (форма реализации -использование, исполнение и применение), направленное на достижение целей правового регулирования.

Из теории права известно, что логическая правовая норма имеет законченную форму в случае наличия в ней всех структурных элементов (гипотеза, диспозиция и санкция в составе меры поощрения и меры принуждения). «Отсутствие хотя бы одного из необходимых элементов приводит к разрушению данной целостности -юридической нормы [Алексеев 2009: 303].

К сожалению, логическая конструкция правовой нормы о фундаментальных и всеобщих правилах общежития «недостроена» в части, касающейся конституционного элемента обеспечения исполнения основного правила - «определения последствия для субъекта, реализующего диспозицию» [Матузов, Малько 2006: 282].

Рассматривая проблему негативных «последствий», зададимся вопросом: можно ли рассматривать обязанность человека, гражданина или должностного лица претерпевать какие-либо ограничения и лишения как обязанность, требующую вполне определённого конституционного выражения?

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Прежде чем ответить на этот вопрос, охарактеризуем конституционные положения об ответственности.

Ответственность усматривается в форме универсальной обязанности (например, в соответствии с положением части 3 статьи 62 Конституции иностранные граждане и лица без гражданства несут обязанности наравне с гражданами России), одна из которых - обязанность претерпевать ограничения и лишения государственно-властного характера, предусмотренные федеральными законами «в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (часть 3 статьи 55), а также федеральными конституционными законами в условиях чрезвычайного, в том числе и военного, положения (часть 1 статьи 56).

Ответственность предполагается в совокупности конституционных гарантий (например, часть 4 статьи 3, часть 1 статьи 45 и иные, в которых использованы слова «запрещается» или «не допускается») и соответствующих механизмах правового регулирования, направленных на реализацию конституционных положений и включающих нормы федерального и регионального законодательства о различных видах юридической ответственности. Например, в части 1 статьи 54 Конституции, устанавливающей, что закон, «устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет», подразумеваются все виды юридической ответственности.

Ответственность конкретизируется в виде смертной казни (часть 2 статьи 20), ареста (часть 2 статьи 22), лишения имущества (часть 3 статьи 35).

Ответственность выражается контекстно в части 2 статьи 47, части 2 статьи 48, статье 49, части 1 статьи 50 в связи с процедурным характером применения мер принуждения и конституционными правами-принципами правосудия.

Только в части 3 статьи 41 вполне определённо формулируется положение о наступлении ответственности должностных лиц в случае сокрытия ими фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (уголовная, административная, дисциплинарная, материальная и гражданско-правовая

ответственность). Присутствует конкретика и в части 2 статьи 122 Конституции - о законодательном определении порядка и оснований привлечения судьи к уголовной ответственности. Однако если в первом случае обнаруживается неопределённость состава должностных лиц, то во втором случае, касающемся субъектов правосудия, конституционный тезис не охватывает публично-значимого аспекта дисциплинарной ответственности судей.

Наряду с декларированием важнейших общественно-государственных

ценностных установок, определением основных, базисных начал государственной жизни, Конституция РФ выполняет ещё одну функцию: этот акт народного волеизъявления служит предупреждению нарушений закона, но контекстное выражение принципа ответственности в большинстве конституционных норм не обеспечивает ясности его восприятия гражданами, а также трансформации воспринятого в личные убеждения.

Полагаем обоснованным мнение о том, что весь правовой институт юридической ответственности ослаблен по следующей причине: в Конституции не в полной мере определены общие принципиальные и адресные установления об ответственности, в том числе ответственности субъектов Конституции. Эта проблема образует свои проекции на различные виды правоохранительных отношений и их правовую регуляцию.

По смыслу положений части 2 статьи 15 и части 3 статьи 41 Конституции, из поля юридической ответственности не исключаются ни высшие органы исполнительной власти, ни высшие государственные должностные лица.

Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2

Борисов А. М. О проблеме конституционных основ юридической ответственности

В проблеме ответственности Президента РФ можно выделить два аспекта. Первый связан с прямо выраженной конституционно-правовой мерой ответственности

- отрешением Президента РФ от должности (часть 2 статьи 92 и статья 93), второй - с вероятной коллизионной ситуацией, возникающей в случае противоречия Конституции и федеральным законам указов и распоряжений Президента Российской Федерации.

К сожалению, государственное строительство России не обошлось без подобных прецедентов. Трижды - дважды в 1993 г. (до принятия Конституции) и в 1998-1999 гг.

- выдвигались официальные обвинения в правонарушениях главе государства и инициировалась процедура отрешения от должности Президента РФ.

Баланс конституционных полномочий обеспечивает функционирование правового режима накопления информации о фактах, которые могут служить поводом для импичмента, и вторая составляющая проблемы связана с тем, что неоднократно юристами, в том числе судьями Конституционного суда Российской Федерации, отмечались и доказывались факты принятия главой государства правовых актов, противоречащих как в определённой части, так и в целом действующему законодательству либо не обеспеченных соответствующим пакетом нормативных или распорядительных инициатив. Некоторые из них содержательно не обеспечивали главе государства функцию гаранта Конституции, а обществу - прав и законных интересов граждан и приводили к их нарушениям. К таким актам относятся, например, указы Президента РФ от 21.09.1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»1, от 11.03.2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации», от 29.08.2011 г. № 1124 «О назначении выборов депутатов Государственной 1умы Федерального собрания Российской Федерации нового созыва» [Орлов 2011].

В частности, упразднение налоговой полиции в 2003 г. (Указ Президента РФ от 11.03.2003 г. № 306) происходило в условиях несовершенного законодательства, фактически правового пробела, что привело к правовой ситуации, характеризующейся дискриминацией нескольких десятков тысяч бывших сотрудников налоговой полиции и членов их семей в форме лишения вышеуказанных бывших государственных служащих в 2004-2005 гг. ряда льгот и денежных выплат [Борисов 2009: 37-41].

Применительно к главе государства не может идти речь о карательной форме ответственности, тем более что это лицо неприкосновенное (статья 91). В таких правовых ситуациях возможно использование ресурса правовосстановительных мер с участием самого главы государства. Эти меры должны осуществляться под специальным эдиктом главы государства - гаранта Конституции, имеющего не только все полномочия, но и материальные ресурсы для их использования в исключительном порядке.

Расширительно толкуя положения абзаца 2 и 3 пункта 5 мотивировочной части Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.06.2001 г. № 9-П по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27.09.000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» и распространяя их на все виды отношений социального обеспечения, мы увидим ясную позицию высшего органа конституционного контроля и надзора по данному вопросу: «когда предметом регулирования является полномочие, относящееся, по существу, к сфере функционирования исполнительной власти и её органов, и имеет место рассогласование всей системы правовых норм, регулирующих организацию государственного пенсионного обеспечения - при том, что федеральный законодатель

1

Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 39. Ст. 3597.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

на протяжении длительного времени не внёс необходимых корректив в соответствующие законодательные акты, - Президент Российской Федерации, в осуществление предусмотренного Конституцией Российской Федерации полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти и в целях исполнения возложенной на него обязанности по охране прав и свобод человека и гражданина, был вправе предпринять правовое регулирование указом - при условии, что действие такого указа во времени ограничивается моментом вступления в силу соответствующего законодательного акта» [Лазарев 2003: 424-425].

Для уяснения полного юридического смысла какой-либо одной конституционной нормы необходимо рассматривать её действие в связи с действием иных норм Основного закона Российской Федерации. Анализ конституционных норм позволяет выявлять их смыслы для целей правопонимания и правоприменения, но вряд ли можно отнести к массово применяемому приёму уяснения конституционных и иных нормативных установлений толкование, которое требует определённой юридической подготовленности или устойчивой мотивации индивида к изучению российского государственного права.

В этой связи приведём позицию О.Е. Кутафина: «не должны оставаться не урегулированными законом наиболее существенные области жизни общества, куда могли бы "прорваться" и другие акты, оттесняя законы и разрастаясь там» [Кутафин 2008: 314].

Решение проблемы не ответственности главы государства, а ответственного участия Президента РФ в устранении нарушений законности невозможно без обеспечения такого решения нормами высшей юридической силы максимально возможной правовой, выражаясь конкретнее - конституционной, гарантированности прав и законных интересов граждан, участия главы государства со всеми его ресурсами в деле восстановления нарушенных прав и разумных сроков разрешения дела по существу.

Библиографический список

Алексеев С.С. Общая теория права: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. 576 с.

Борисов А.М. О проблемах защиты прав и законных интересов бывших государственных служащих в Курской области // Адвокатская практика: научнопрактическое и информационное издание. Спец. вып. 2009. РАЮН. С. 37-41.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2010. 706 с.

Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий

(постатейный) / под ред. Ю.А. Дмитриева // Деловой двор. 2009. Сайт Конституции Российской Федерации. [Сайт]. URL: http://constitution.garant.ru/science-

work/comment/5697462 /chapter/1/#block_1000 (дата обращения: 6.03.2014).

Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М.: Норма, 2008. 544 с.

Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М.: Издат. дом «Городец»; «Формула права», 2003. 528 с.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. 541 с.

Орлов И. Правозащитники подали в суд на Указ Президента // Newsland. 2011. [Сайт]. URL: http://newsland.com/news/detail/id/776590/ (дата обращения: 18.04.2014).

Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.