А. А. Югов, С. В. Белых
Уральский государственный юридический университет (Екатеринбург)
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституция как главный универсальный и комплексный юридический документ устанавливает фундаментальные принципы и определяет правовые основы развития всех политически значимых сфер общественной и государственной жизни, служит гарантом законности и порядка, стимулирует поступательное развитие социума. При этом особая политическая и юридическая природа конституции обусловливает необходимость постоянного совершенствования теории о путях и средствах реализации ее установлений как юридической базы всех общественных отношений.
По мнению авторов статьи, представляется необходимым включить в механизм реализации Конституции Российской Федерации следующие компоненты: 1) вступление ее в юридическую силу; 2) ее функции; 3) конституционный алгоритм единства и дифференциации публичной власти; 4) формы реализации; 5) способы реализации; 6) субъекты реализации; 7) объекты реализации; 8) институты модернизации; 9) гарантии реализации.
Авторы приходят к убеждению, что современные научные представления о рациональном механизме реализации Конституции РФ служат укреплению законности и правопорядка, способствуют созданию благоприятных условий для надлежащей правореализационной практики, решению задач экономического и культурного подъема российского общества.
Ключевые слова: конституция, реализация конституции, реализация права, функции конституции, гарантии, конституционное право
DOI: 10.34076/2410-2709-2019-4-36-51
Подчеркивая высокую социальную ценность нашей Конституции, отмечая ее решающую роль в развитии страны, Президент РФ В. В. Путин отмечал, что «Конституция и все ее статьи - это вершина российской правовой системы и одновременно фундамент ее развития. На этой конституционной основе выстроено все действующее российское законодательство»1. Особое социальное предназначение Конституции, ее высшее положение в правовой системе государства обусловливают специфику действия конституционно-правовых норм и институтов. Последняя проявляется в том, что в сфере влияния и регламентации Основного закона находится самый широкий круг объектов; он системно и целостно регулирует поведение и деятельность органов государства, общественных объединений, граждан, должностных лиц и иных субъектов общественной
1 Выступление Президента России на торжественном приеме в честь 25-летия Конституции России // Рос. газ. 2018. 13 дек.
жизни; обеспечивает самое глубокое правовое регулирование общественных отношений во всех сферах жизни общества.
В научном юридическом сообществе России прочно утвердилось понимание механизма правового регулирования как системной совокупности правовых средств, при помощи которых осуществляется универсальное воздействие на общественные отношения [Алексеев 1973]. Исключительно полно и масштабно проявляется такое видение юридической регламентации социальной жизни в структуре механизма реализации Конституции РФ 1993 г., которая, на наш взгляд, включает в себя: 1) вступление ее в юридическую силу; 2) ее функции; 3) конституционный алгоритм единства и дифференциации публичной власти; 4) формы реализации; 5) способы реализации; 6) субъекты реализации; 7) объекты реализации; 8) институты модернизации; 9) гарантии реализации.
Эта исторически сформировавшаяся сложная композиция процесса осуществле-
ния принципов и норм Основного закона обеспечивает возможность удовлетворения разнообразных запросов, потребностей и интересов граждан России и других участников общественной жизни.
1. Вступление Конституции Российской Федерации в юридическую силу. Действующая российская Конституция вступила в силу со дня ее официального опубликования в соответствии с п. 1 раздела второго «Заключительные и переходные положения», т. е. 25 декабря 1993 г., когда текст Основного закона был размещен в вечернем выпуске «Российской газеты».
Порядок введения в действие, установленный в разделе втором Основного закона, предусматривал мероприятия, гарантирующие непрерывное функционирование существующей законодательной системы и стабильное действие органов официальной публичной власти.
Введение Конституции в действие означало новый этап в поступательном развитии российского общества. В практике государственного строительства впервые появился институт всенародно избираемого главы государства - Президента РФ; на подлинно демократических началах сформирована политическая система, предполагающая отсутствие государственной идеологии, утверждающая разнообразие политических предпочтений, свободу мысли и слова; создана правовая база для развития гражданского общества и совершенствования взаимодействия его институтов с государством; кардинально преобразована экономическая система, предусматривающая равноправие всех основных форм собственности и закрепляющая свободу частного предпринимательства; впервые законодательно определена система постоянно действующего российского парламента, избираемого на основе принципов равного, всеобщего и прямого избирательного права. Только эта Конституция признала личность высшей ценностью и утвердила приоритет прав и свобод человека и гражданина; на самом высоком уровне провозгласила в качестве стратегической цели построение в России правового государства и безусловное верховенство права; ввела прямое действие норм Основного закона; закрепила принцип разделения властей, включая систему сдержек и противовесов между обосо-
бленными ветвями публичной власти; установила положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью российской правовой системы; впервые ввела институт судебного конституционного контроля и закрепила статус Конституционного Суда РФ; узаконила демократическую систему местного самоуправления.
2. Функции Конституции Российской Федерации. Это основные направления действия принципов и правовых норм Основного закона, которые составляют ядро механизма его реализации, обеспечивают его универсальное и эффективное влияние на все сферы общественной жизни. Исторически сформировались следующие функции Конституции: 1) учредительная, 2) политическая, 3) идеологическая, 4) юридическая, 5) управленческая, 6) созидательная.
Учредительная функция позволяет на самом высоком уровне нормативно-правового регулирования закрепить всю полноту официальной публичной власти в качестве исключительной прерогативы российского народа; создать основные государственно-правовые институты, определить формы и способы осуществления публичной, в том числе государственной и муниципальной, власти; установить юридические основы развития социальной, экономической, политической и духовно-культурной жизни.
Идеологическая функция означает, что Конституция адекватно отражает и в четких юридических формулах закрепляет духовно-нравственные устои общества; способствует формированию научного и патриотического мировоззрения граждан; гарантирует политическое, религиозное, этническое и языковое разнообразие; защищает культурные достижения современной цивилизации; прокладывает юридический путь к идеалам свободы и демократии, утверждает общепризнанные принципы мирного сотрудничества между государствами.
Политическая функция есть отражение консолидированной политической воли российского народа. Конституция формулирует цель построения правового государства; является базовой конструкцией государственного устройства; определяет принципы внутренней и внешней политики государства;
вводит демократическую систему избрания представительных органов публичной власти; фиксирует принципы взаимодействия государства и личности.
Юридическая функция объективируется через роль Конституции как Основного закона, который закрепляет исходные принципы правового регулирования важнейших общественных отношений. Реализуя эту функцию, Конституция служит ядром российской законодательной системы, предопределяет структуру будущего Свода законов Российского государства; защищает и гарантирует общечеловеческие ценности, требует соблюдения прав и свобод человека и гражданина; содержит ключ к построению иерархии используемых в юридической практике правовых актов.
Управленческая функция дает возможность нормативно определить основополагающие правила управленческих отношений в стране. Конституция устанавливает и защищает сбалансированную систему органов государственного управления общественными делами, закрепляет принципы научного управления обществом, отправные начала для решения юридических задач деловой и хозяйственной жизни.
Созидательная функция стимулирует динамизм и прогресс конституционного строя. Конституция образует юридическую основу поступательного развития страны в интересах подъема экономики и улучшения благосостояния граждан, служит фундаментом для дальнейшего совершенствования национальной правовой системы, защищает российский общественно-политический строй от возможных внутренних и внешних угроз.
Исключительно широкий круг задач, решение которых достигается в ходе реализации норм Конституции РФ, объясняет пристальное внимание к функциям Основного закона многих видных российских ученых, в работах которых данные функции широко исследованы [Баглай 2011: 74-77; Кокотов 2006: 36-39; Румянцев 1994].
3. Конституционный алгоритм единства и дифференциации публичной власти. Вступление Конституции в силу стало началом полного признания в стране идеи разделения властей [Демидов 1995]. В ч. 1 ст. 3 Конституции закрепляется единство принадлежащей народу власти, в ч. 3
ст. 5 особо подчеркивается единство государственной формы публичной власти, для чего использована формула «единство системы государственной власти». И только после этого, в ст. 10 и 11, установлено правило о делении государственной власти на виды. А затем в ст. 12 идет речь о дальнейшей дифференциации публичной власти посредством разграничения органов государственной и муниципальной власти.
Первичное единство публичной власти имеет своим источником суверенитет российского народа. Сущность такого суверенитета - кратологическая воля народа - предопределяет содержание конституционного строя, влияет на выбор формы государства, обусловливает единство его экономического пространства и гарантирует последовательное соблюдение единой в стране законности.
Процесс дифференциации публичной власти в зависимости от формы государственного устройства включает в себя несколько этапов.
На первом этапе публичная власть разграничивается на особо крупные составные части. Практика показывает, что при этом выявляются сферы, где действуют три «категории»: 1) прямая демократия [Руден-ко 2003], 2) представительная демократия [Филиппова 2010], 3) партисипаторная демократия [Гончаров 1997]. Они существенно различаются по субъектам, которые осуществляют власть, и по методам функционирования.
Различные форы демократии выделялись еще в литературе советского периода. Так, Ю. А. Тихомиров называл «три формы участия населения в осуществлении власти: 1) непосредственную, когда все население или его часть решает вопросы государственной жизни; 2) представительную, при которой такие вопросы решают выборные представители; 3) профессиональную, означающую выделение особого слоя людей для выполнения текущих и специальных функций управления» [Тихомиров 1968: 54].
Прямая демократия обеспечивает такой способ осуществления власти, когда граждане самостоятельно и независимо от представительных органов решают особо значимые социальные дела через институты непосредственной демократии: референдумы, свободные выборы, отзыв выборных долж-
ностных лиц, сходы граждан и т. д. Здесь власть осуществляется по принципу «Каждый гражданин - сам законодатель». Институты прямого народовластия обеспечивают коллективное участие граждан в управлении общими делами путем индивидуального проявления политической воли каждым участником голосования, результатом которого выступает коллегиально принятое юридически обязательное решение.
Представительная демократия осуществляется выборными органами, которые образуются на основе системы всеобщего, равного и прямого избрания альтернативных кандидатов, получивших доверие избирателей. Она реализуется не через институты власти, а через органы публичной власти, т. е. органы народовластия. Орган народовластия - это законодательно установленный инструмент осуществления опосредованного волеизъявления народа в соответствии с принципом представительства. Характерными признаками представительной демократии являются наличие специального аппарата; непрерывное осуществление власти во времени; применение нормативно закрепленных средств принуждения; наличие права формировать бюджеты и устанавливать налоги и сборы.
Партисипаторная демократия - это, другими словами, демократия соучастия. Признание наличия такого способа осуществления публичной власти основано на том, что властное юридическое решение есть результат комплексного нормотворческого процесса, в создании которого участвуют не только субъекты прямой и представительной демократии, но и лица, обеспечивающие разработку и принятие властных решений. Это государственные и муниципальные служащие, сотрудники общественных объединений, сотрудничающие с властными структурами эксперты, консультанты, советники и иные специалисты. Последние образуют особый слой управленческих работников - «аппарат публичной власти» в виде отдельного элемента. Непредставительские формы публичной власти качественно отличаются от прямой и представительной демократии по таким критериям, как юридическое основание возникновения, особый способ реализации публичной власти, самостоятельное содержание субъективного права на осуществление публичной власти,
особый круг участников. Им присуща собственная организационно-правовая форма -«демократия участия».
На втором этапе дифференциация публичной власти продолжается. Образно говоря, «древо власти» здесь разделяется на «стволы». Прямая демократия, например, развертывается в систему институтов - референдумы, выборы, сходы и общие собрания граждан и т. д. Но еще более полно представлены формы представительной демократии: государственная власть, общественная (корпоративная) власть, муниципальная власть и надгосударственная (международно-правовая) власть. При этом каждая из них имеет собственное содержание.
Первая форма представительной демократии - публичная государственная власть - объективируется через органы государственной власти и государственные органы, создание и деятельность которых регулируются в ст. 3, 5, 10, 11 и ряде других статей Конституции РФ (всего более 120 статей).
Вторая форма представительной демократии - общественная (или корпоративная) публичная власть - функционирует через обширную сеть таких институтов гражданского общества, как профессиональные союзы, политические партии, общественные движения и иные общественные объединения. Ее правовую основу образуют ст. 2, 6, 13, 28, 29, 30 и другие статьи Конституции.
Третья форма представительной демократии - публичная муниципальная власть или местная самоуправленческая власть -осуществляется населением отдельных территорий через органы местного самоуправления самостоятельно под свою ответственность. Она создается и действует на основе ст. 3, 12, 130-133 Конституции.
Четвертая форма представительной демократии - надгосударственная, или международно-правовая, публичная власть. В строгом соответствии с Конституцией России она реализуется через функционирование органов государственной власти Российской Федерации и отдельных представительств международных организаций в соответствии с международно-правовыми нормами. Ее юридическая основа - ч. 4 ст. 15 и в ст. 79 Конституции.
На третьем этапе формы публичной власти делятся на виды, или «ветви». Особенно отчетливо это проявляется в процессе осуществления государственной власти, которую традиционно принято разделять на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Однако в новейших разработках по этому вопросу нет единого мнения. С. А. Авакьян, в частности, считает, что в реальной действительности кроме законодательной, исполнительной и судебной государственной власти имеются учредительная, президентская, контрольная, прокурорская и даже банковская государственная власть [Авакьян 2005: 354-357].
Мы также считаем, что при решении этого вопроса нельзя ограничиваться анализом только ст. 10 Конституции РФ. При системном обобщении содержания действующего Основного закона становится понятно, что законодатель, определяя структуру Конституции РФ, именно через архитектонику публично-властных отношений закрепил свое понимание дифференциации государственной власти, выделив в самостоятельных главах четыре ее вида: 1) президентскую (глава 4); 2) законодательную (глава 5); 3) исполнительную (глава 6); 4) судебную (глава 7).
Подчеркнем, что установление в самостоятельной главе президентской государственной власти есть выдающее достижение российской Конституции. Это дало возможность на высшем уровне юридической регламентации закрепить особо важные функции главы государства: гаранта Конституции РФ и конституционных прав и свобод, верховного государственного управления, гармонизации и координации деятельности всех органов государства, обеспечения согласованного взаимодействия всех частей политической системы и т. д. В целом же это позволило значительно усилить социальный эффект, который дает система разделения властей.
На четвертом этапе виды («ветви») власти расслаиваются на подвиды. Так, судебная государственная власть распадается на общую судебную власть, конституционный судебный контроль, институты амнистии и помилования. Исполнительная государственная власть трансформируется в президентскую, правительственную и министерскую. Законодательная государственная власть раз-
деляется на парламентскую, делегированную (указную) и конституционно-судебную. При этом каждый подвид наполнен собственным содержанием, что можно проследить на примере подвидовых состояний законодательной государственной власти.
Парламентская законодательная власть -установленная правовыми нормами поэтапная деятельность коллегиальных представительных органов государственной власти по созданию законов - актов, обладающих высшей юридической силой.
Делегированная (указная) законодательная власть - издание Президентом Российской Федерации указов, имеющих юридическую силу закона. Такие акты Президент РФ вправе издавать в тех случаях, когда конкретный вопрос законом не урегулирован, а его содержание составляет предмет закона. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. № 11-П это допустимо при соблюдении ряда условий: 1) по данному вопросу отсутствует федеральный закон; 2) этот указ не может противоречить Конституции РФ; 3) он носит временный характер и действует до принятия по этому вопросу федерального закона.
Конституционно-судебная государственная власть осуществляется в разных формах. Во-первых, это официальное толкование Основного закона Конституционным Судом РФ в соответствии с ч. 5 ст. 125 Конституции РФ. Во-вторых, при рассмотрении Конституционным Судом РФ конкретных дел «по существу создаются имеющие фактическую нормативную силу прецеденты толкования отдельных положений Конституции и законов (иных актов), если последние признаются соответствующими Конституции» [Несмеянова 2004: 146]. В-третьих, «функция толкования конституционного (уставного) текста, особенно в условиях установления жестких механизмов изменения его содержания в целях обеспечения стабильности Конституции, приобретает новое качество -конституционного законодательствования» [Саликов 1997: 14].
Конституция России, закрепляя систему публичной власти, разделяет ее на составляющие элементы не только по горизонтали, но и по вертикали [Васильев 2006]. В литературе верно отмечается, что ст. 3, 5, 10, 11, 13, 15, 71, 72, 73, 76, 77 и др. Конституции
РФ, текущее российское законодательство разграничивают публичную власть по вертикали на пять уровней: 1) международно-правовой (надгосударственный); 2) федеральный; 3) региональный; 4) муниципальный; 5) локальный [Шевцов 2004].
4. Формы реализации Конституции Российской Федерации трансформируют ее нормы в систему реальной общественной жизни. Эти нормы преобразуют объекты своего воздействия в соответствии с установленными в них правилами и принципами. Классическими формами «жизни» конституционно-правовых норм выступают их соблюдение, исполнение и применение.
Соблюдение конституционных норм предполагает, что субъект не совершает запрещенные действия и строго соблюдает установленные Конституцией правила. К примеру, согласно ч. 3 ст. 17 Конституции граждане и другие лица не вправе совершать действия, нарушающие права и свободы других участников общественных отношений.
Соблюдение конституционной нормы означает обязательность установленного в ней правила, а нарушение нормы влечет ответственность, которая в конституционном праве возможна даже при отсутствии формально установленной вины. Специфической особенностью конституционно-правовой ответственности можно считать также применение негативных санкций по соображениям этического или политического свойства. Например, это досрочная отставка правительства или досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта РФ в результате утраты доверия у Президента РФ [Виноградов 2003; Колосова 2000].
Исполнение конституционных норм означает полное во времени и по содержанию совершение установленных ими действий. Так, по ч. 1 ст. 100 Конституции РФ палаты российского парламента должны проводить раздельные заседания.
Надежной гарантией обязательного исполнения конституционных норм является позитивная конституционная ответственность, когда абсолютное большинство граждан и государственных органов честно и добровольно выполняют содержащиеся в них правила.
Для поддержания и развития позитивной ответственности важно более широко использовать систему устанавливаемых государством поощрительных мер за безупречное исполнение конституционных норм, частным проявлением которой является наградная система Российского государства. Это: а) высшие звания Российской Федерации (Герой Российской Федерации и Герой Труда Российской Федерации); б) шестнадцать орденов; в) четыре знака отличия; г) семнадцать медалей; д) шестьдесят три почетных звания (см. Положение о государственных наградах Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099).
Надежной гарантией обязательного исполнения конституционных норм является позитивная конституционная ответственность
Поощрительные меры системно повышают социальную и деловую активность населения, служат укреплению правового государства и развитию гражданского общества, являются стимулом добровольной реализации правовых норм [Сердобинцева 2009].
Применение конституционных норм как рассмотрение юридических дел и принятие по ним конкретных решений осуществляется специально управомоченными субъектами. Например, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ суды и другие органы государственной власти при рассмотрении юридических конфликтов имеют право непосредственно применять конкретные статьи Конституции РФ.
Здесь следует обратить внимание на то, что принимаемое в результате применения нормы решение только создает юридическое основание для реализации содержания ее диспозиции, а непосредственный результат наступает как итог исполнения правоприменительного решения.
Мы считаем, что институт применения конституционных норм особенно ценен еще и потому, что он эффективен, когда возникает ситуация, требующая использования аналогии закона или аналогии права. При разрешении юридических дел, ситуации по которым не урегулированы конкретными нормами, удобно применять по аналогии нормы Конституции, поскольку их уни-
версально-абстрактная природа позволяет использовать их во многих спорных ситуациях. Не менее полезно в подобных ситуациях и использование аналогии права, когда при отсутствии аналогичного закона используются общие принципы права. Самые широкие по содержанию и самые глубокие по смыслу правовые принципы закреплены именно в Основном законе.
5. Способы реализации Конституции Российской Федерации. Это не только традиционные способы воздействия норм Конституции на общественные отношения в виде обязывания, дозволения и запрещения, но и специальные методы, свойственные только отрасли конституционного права.
Обязывание означает необходимость неоспоримого исполнения конституционной нормы. Так, в силу ч. 3 ст. 99 Конституции действует безусловное правило: первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
Дозволение предполагает право субъекта конституционно-правового отношения исполнить правовую норму в форме возможности. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 44 Конституции каждый может реализовать свои способности к творческому труду.
Запрещение есть установленная в Конституции необходимость воздерживаться от определенных действий. К примеру, по ч. 3 ст. 76 Конституции федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.
Кроме того, по нашему мнению, комплексный и макромасштабный характер конституционно-правового регулирования социальных связей и отношений находит отражение в следующих специфических способах реализации Основного закона.
Определение принципов внутренней и внешней политики государства. В ряду закрепленных в Конституции Российской Федерации общеправовых принципов, которые обеспечивают ее комплексное воздействие на политическую жизнь общества, можно назвать: принцип справедливости (преамбула), принцип приоритета прав человека (ст. 2), принцип равноправия (ч. 2 ст. 19), принцип законности (ст. 15), принцип правосудия (ч. 1 ст. 46) и др. [Джагарян 2009; Осипян 2009].
Эти принципы раскрываются и развиваются в конкретных конституционно-правовых институтах. В частности, в сфере межнациональных и национальных взаимоотношений на основе конституционных идей проводятся в жизнь следующие принципы: равноправие и самоопределение народов Российской Федерации; равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, а также других обстоятельств; взаимное уважение традиций и обычаев народов России; обеспечение прав национальных меньшинств; государственная целостность и национальная безопасность России и др. (Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666).
Установление и легитимация публично-властных и государственно-правовых институтов. Учредительный характер конституционных норм проявляется в том, что они закрепляют суверенитет народа, служат источником возникновения всех государственно-правовых институтов, предшествуют отраслевому правовому регулированию, устанавливают цели, пределы и перспективы развития правовых отношений. Убедительный пример здесь - закрепление в Конституции РФ института основ правового положения личности. Идея свободы личности и приоритета прав человека утверждается в Конституции как ядро базовой концепции подлинно гуманного и справедливого конституционного строя и гарантия необратимого поступательного развития демократии. Уже в преамбуле сказано, что многонациональный народ России принял эту Конституцию, «...утверждая права и свободы человека...».
Интеграция системного взаимодействия основных субъектов политической системы. Основной закон в целях стабильного и эффективного развития общества и государства средствами конституционно-правового регулирования обеспечивает баланс отношений между органами государственной власти и институтами гражданского общества. Это достигается посредством закрепления всеобщих принципов политической системы, установления структуры государственного устройства, определения форм и способов создания
общественных объединений, закрепления их юридического статуса.
Освящение правом сакральных ценностей. В числе особо значимых высших ценностей Конституция РФ провозглашает человека и его права и свободы, народный и государственный суверенитет. Наряду с этим конституционные нормы объявляют и защищают как высшие ценности идею добра и справедливости, патриотизм и гуманизм, дружбу населяющих Российскую Федерацию народов.
Организация управления хозяйственной и культурной жизнью страны на основе конституционных норм и принципов, которые с позиций современных научных представлений о гуманизме и демократии устанавливают главные ориентиры в использовании важнейших форм социопреобразующей деятельности человека.
Контроль за безусловным соответствием федеральной Конституции основных законов субъектов Федерации, федеральных законов и всех иных нормативных правовых актов, образующих правовую систему страны, что обеспечивает конституционную законность в деятельности органов государства, общественных объединений, должностных лиц и граждан.
Координация деятельности участников общественной жизни в целях укрепления и защиты российского конституционного строя, упрочения целостности и единства Российской Федерации, повышения уровня благополучия граждан.
6. Субъекты реализации Конституции Российской Федерации. Данные участники конституционно-правовых отношений обладают всеми необходимыми правами и обязанностями. Таковыми являются российский народ, Российское государство, субъекты Федерации, граждане, этнические общности, общественные объединения, в том числе политические партии, и т. д. К примеру, народ как совокупность граждан Российской Федерации является субъектом реализации Конституции при проведении Всероссийского референдума [Комарова 2014]. Вообще круг субъектов конституционно-правовых отношений исключительно широк. Как пишет Е. И. Козлова, субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все субъекты, на которых пра-
вовые нормы данной отрасли права возлагают определенные обязанности и которым предоставляют права [Козлова, Кутафин 2013: 30-31].
7. Объекты реализации Конституции Российской Федерации. Это общественные отношения, которые попадают в орбиту конституционного влияния и конституционно-правового регулирования.
Так, подробно конституционно-правовые нормы регулируют конституционный строй, систему разделения властей в России, права и свободы человека и гражданина, отношения гражданства, государственное устройство и его формы, включая структуру политико-территориального деления и способы взаимодействия государства с его составными частями. Значительное место в числе объектов реализации Конституции РФ занимают внешнеполитические функции государства.
В известном смысле объектами реализации Основного закона выступают все основные общественные отношения, которые составляют предмет отрасли конституционного права.
8. Институты модернизации содержания Конституции Российской Федерации. Конституционное регулирование общественной жизни имеет цикличный характер, который зависит от динамики социальных процессов и объясняет необходимость реформирования конституционно-правовых институтов. «Жизнь» любой конституции проходит через ряд стадий: изначальная конституционная стабильность, ослабление конституционного согласия и устаревание конституционных институтов, кризис конституции, отмена действующей конституции и разработка и принятие новой конституции для восстановления политической и правовой стабильности [Меду-шевский 2005].
Конституция Российской Федерации предусматривает комплекс институтов, обеспечивающих модернизацию ее содержания: а) пересмотр Конституции, б) принятие новой Конституции, в) отмена прежней Конституции, г) внесение поправок в Конституцию, д) внесение изменений в ст. 65 Конституции РФ, е) толкование Конституции.
Пересмотр Конституции РФ предусмотрен ее ст. 134 и 135. Это совершенно новый для нашего конституционного зако-
нодательства институт, появление которого обусловлено высокими темпами обновления общественной жизни. С одной стороны, он обеспечивает стабильность Конституции, так как положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ в принципе не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, а с другой - предполагает творческий подход к решению вопросов обновления конституционных институтов: если предложение о пересмотре глав 1, 2 и 9 будет поддержано тремя пятыми голосов в каждой из палат парламента, то созывается Конституционное Собрание, призванное разрешить проблемную ситуацию. Возможные варианты решения проблемы предусмотрены в тексте самой Конституции РФ: Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность действующей Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ для его дальнейшего обсуждения и принятия.
Принятие новой Конституции России согласно ст. 134 и 135 возможно в двух вариантах. В первом варианте Конституционное Собрание утверждает текст подготовленного проекта конституции в качестве действующего Основного закона двумя третями голосов от общей численности своего состава. Во втором варианте Конституционное Собрание выносит текст проекта конституции на Всероссийский референдум. Если на референдуме за проект проголосуют более половины избирателей, принявших участие в голосовании, то она будет принята при условии, что в референдуме участвовали более половины избирателей.
Отмена прежней Конституции - возможный самостоятельный правовой институт, поскольку принятие новой конституции неизбежно влечет за собой прекращение действия прежней. Непосредственно же в тексте действующей Конституции РФ указание о времени прекращения действия старой российской Конституции зафиксировано в абз. 3 п. 1 раздела 2 «Заключительные и переходные положения».
В этом разделе Конституции РФ закреплена специальная программа, которая обеспечивает непрерывность действия существующей правовой системы и системы легальных и легитимных органов официальной публичной власти при отмене пре-
жде действовавшей конституции и введении в действие новой.
Внесение поправок в главы 3-8 Конституции РФ - эффективный институт оперативной корректировки правовых норм, закрепляющих государственное устройство и определяющих конституционное положение органов государственной власти и основы местного самоуправления. Однако применение его на практике оказалось непростой задачей, и только толкование Конституционного Суда РФ позволило использовать юридическую конструкцию ст. 136 Конституции РФ достаточно адекватно. В Постановлении от 31 октября 1995 г. Суд сформулировал вывод, что поправки к главам 3-8 Конституции РФ должны приниматься в форме особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации. В 1998 г. во исполнение этого постановления был принят Федеральный закон, который содержит четкие правила разработки и принятия закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Практика показала, что именно этот вариант решения проблемы был наиболее правильным: в 2008-2018 гг. были приняты четыре таких закона, которыми откорректировано содержание 13 статей Конституции РФ и одна статья исключена.
Изменения в ст. 65 Конституции РФ либо вносит Президент Российской Федерации своим указом на основе закона субъекта РФ об изменении своего наименования, либо они включаются в текст Конституции Российской Федерации по правилам, определенным Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». На практике институт оказался востребованным. За время действия Конституции в ч. 1 ст. 65 внесено шесть изменений в связи с переименованием субъектов Федерации, три изменения в связи с объединением субъектов Федерации, включено два новых наименования в связи с принятием в состав России новых субъектов Российской Федерации.
Толкование Конституции РФ - исключительная прерогатива Конституционного Суда Российской Федерации. Никакие дру-
гие органы государственной власти такими полномочиями не обладают.
Порядок толкования и его пределы, круг субъектов права инициирования толкования определены в ч. 5 ст. 125 Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации». Толкование конституционных норм Конституционным Судом РФ является официальным, выводы Суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, для организаций и всех физических лиц.
В случае, если между положениями международного договора РФ в истолковании, данном межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, и положениями Конституции РФ выявились противоречия, которые делают невозможным исполнение соответствующего решения межгосударственного органа без нарушения Конституции РФ, то окончательное решение по этому вопросу принимает Конституционный Суд РФ. В частности, разъясняя порядок реализации решений ЕСПЧ, которые содержат положения, фактически обязывающие органы государственной власти России безусловно исполнять постановления этого международного органа, даже если они противоречат Конституции РФ, Конституционный Суд указал, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод и основанные на ней правовые позиции ЕСПЧ подлежат реализации только при условии сохранения высшей юридической силы Конституции Российской Федерации.
9. Гарантии реализации Конституции Российской Федерации обеспечивают эффективное и стабильное действие ее правовых институтов. Практика реализации конституционного законодательства говорит о том, что сформировавшиеся гарантии действия Конституции - исключительно широкая по составу система. Активно используются материальные, организационные, духовные (идеологические) и правовые (юридические) условия и предпосылки, гарантирующие стабильность конституционного строя, защищающие личность от неправомерных ограничений и посягательств.
Особое место здесь занимают юридические гарантии конституционных прав и свобод. Система правовых гарантий, кото-
рые закреплены непосредственно в Конституции РФ, состоит из следующих институтов: 1) Президент Российской Федерации -гарант Конституции РФ; 2) незыблемость и стабильность конституционного строя; 3) принцип правового государства и верховенства права; 4) независимое правосудие и судебная защита конституционных прав и свобод; 5) конституционные институты правовой защиты основных прав и свобод человека и обеспечения исполнения им своих обязанностей; 6) система юридической охраны и защиты Конституции.
1. Президент Российской Федерации -гарант Конституции РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 80 Основного закона - это первая и основная обязанность главы государства. Президент РФ «принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».
На наш взгляд, важность и значимость последовательной реализации этой функции главы государства обусловлены особой политико-правовой природой российской президентуры. Президент Российской Федерации не только руководит всей системой исполнительной власти. Он выступает гарантом Конституции, гарантом конституционных прав и свобод человека и гражданина и гарантом обеспечения выполнения им своих обязанностей, является арбитром при возникновении разногласий между ветвями государственной власти; определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику Российского государства; оказывает воздействие на развитие и усиление местного самоуправления; выполняет роль политического центра по выработке важнейших решений во всей системе публичной власти; тесно связан с массовыми общественными объединениями и другими институтами гражданского общества, в том числе через консультативные и совещательные органы при главе государства, т. е. выполняет роль посредника между обществом и государством и в конечном счете является верховным координатором всей политической системы.
2. Незыблемость и стабильность конституционного строя России. Конституци-
онный строй, будучи универсальной формой выражения и удовлетворения высших интересов общества и государства, защищается обширной системой средств: во-первых, в ч. 2 ст. 16 Конституции установлено правило, согласно которому никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя; во-вторых, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность любых общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя; в-третьих, в целях защиты основ конституционного строя согласно ч. 3 ст. 55 права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и на определенный срок; в-четвертых, самостоятельно устанавливаемая субъектами РФ в соответствии со ч. 3 ст. 77 собственная система органов государственной власти должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации; в-пятых, положения главы первой Основного закона, устанавливающие основы конституционного строя, согласно ч. 1 ст. 135 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, изменить эти положения может только принятие новой Конституции; в-шестых, в целях защиты конституционного строя России в соответствии со ст. 102, 125 и 128 Конституции РФ создан и успешно функционирует Конституционный Суд Российской Федерации.
По нашему убеждению, всю систему гарантий конституционного строя завершает и объединяет Президент Российской Федерации, который, будучи гарантом Конституции РФ, одновременно является гарантом конституционного строя.
3. Принцип правового государства и верховенства права охватывает все стороны общественной жизни. Конституция России в развитие идеи правового государства признает человека, его права и свободы высшей ценностью. В ней закреплены около 40 важнейших прав и свобод, которые обеспечивают реализацию также тех прав и свобод, которые непосредственно в Конституции РФ не провозглашены [Комментарий к Конституции 2013: 32] .
Провозглашая концепцию правового государства, Конституция РФ закрепляет базовые основы гражданского общества, без
которого невозможна полноценная демократия. Функционирование гражданского общества стимулирует инициативу граждан, развивает экономическую самостоятельность и защищает духовную свободу человека, без чего не может состояться правовое государство.
4. Независимое правосудие гарантирует реализацию конституционных норм посредством неукоснительного проведения в жизнь принципа «Все равны перед законом и судом» как основы правового государства.
Справедливое правосудие обеспечивает постоянную и реальную защиту прав и свобод граждан и добросовестное исполнение ими своих обязанностей. Оно призвано не допустить случаи судебного произвола, когда суд используют как оружие репрессий, предполагает строгое и последовательное соблюдение установленных в Конституции РФ принципов организации судебной деятельности.
Определенные конституционным законодательством права и обязанности судов оптимально сбалансированы с компетенцией органов законодательной и исполнительной власти, что позволяет им совместно с другими органами власти гарантировать рациональное функционирование всей системы публичной власти в пределах правового поля.
5. Конституционные институты правовой защиты основных прав и свобод на высшем уровне правового регулирования гарантируют жизнь и свободу человека и гражданина, защищают индивида от произвола и самоуправства, обеспечивают всестороннее развитие личности.
К основным институтам правовой защиты прав и свобод человека и гражданина относятся: 1) индивидуальная правовая самозащита; 2) государственная правовая защита; 3) публично-правовая общественная защита; 4) международная правовая защита; 5) индивидуальная юридическая защита прав и законных интересов другого лица.
Индивидуальная правовая самозащита. Право каждого на самозащиту зафиксировано в ч. 2 ст. 45 Конституции РФ: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Особенности этого института состоят в следующем: во-первых, инициатива при
защите нарушенных прав и свобод исходит от лица, чьи интересы ущемлены или могли пострадать; во-вторых, не существует законодательных ограничений форм, средств и способов индивидуальной правовой защиты, кроме указанных в Конституции РФ; в-третьих, реализация правовой защиты требует личного активного участия пострадавшего лица в правозащитных отношениях, что убедительно проявляется, к примеру, при проведении митингов или забастовок.
На практике сформировались следующие доказавшие свою эффективность способы правовой самозащиты личных (гражданских) прав: 1) правовое регулирование физической самозащиты в пределах необходимой обороны; 2) подача индивидуальной жалобы в правоохранительные и судебные органы и иные органы государства; 3) обжалование действий должностных лиц в межгосударственные (международные) органы; 4) обращение в компетентные органы за квалифицированной юридической помощью (платной или бесплатной); 5) обращение за помощью в общественные объединения, членами которых граждане состоят; 6) добровольное по собственной инициативе восстановление нарушенных прав через институт досудебного примирения сторон.
Государственная юридическая защита прав и свобод человека и гражданина в соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ гарантирована каждому. Это означает, что органы государственной власти обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для соблюдения и реального осуществления прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 80 Конституции РФ гарантом государственной защиты прав и свобод является Президент России. Деятельность главы государства в этой сфере является самой эффективной, поскольку здесь задействованы особо значимые институты и формы.
В сложившейся системе государственной защиты прав и свобод личности особая роль принадлежит судебным органам, ибо в силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Круг субъектов, чьи неправомерные действия или бездействие могут быть обжалованы в суд, определен в ч. 2 ст. 46 Конституции РФ. Это «решения и действия (или бездействие) органов государственной
власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц...». Порядок защиты прав граждан закрепляется в текущих законах. Так, в силу ч. 4 ст. 125 Конституции «Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральном законом».
Публично-правовую общественную защиту свобод и законных интересов личности осуществляют институты гражданского общества. Субъектами правовой защиты участников общественной жизни здесь являются профессиональные союзы, политические партии, негосударственные некоммерческие организации адвокатов и т. д. Так, в ст. 2 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» сказано, что Общественная палата в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации обеспечивает согласование интересов граждан, общественных объединений и органов государственной власти и местного самоуправления.
Международно-правовая защита гарантирована тем, что Российское государство является полноправным участником международных организаций, а общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ являются неотъемлемой частью российской правовой системы. Следовательно, Российское государство признает право каждого человека на международно-правовую защиту его интересов. Часть 3 ст. 46 Конституции РФ гласит: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Таким органом, например, является Европейский Суд по правам человека.
Согласно ст. 79 Конституции РФ возможность участия или неучастия нашего государства в межгосударственных организациях объясняется потребностью защитить права и свободы человека и гражданина. Поэтому Россия вступает в международ-
ные союзы лишь при условии, что членство в них не влечет за собой ограничения прав и свобод российских граждан, не противоречит принципам конституционного строя Российской Федерации.
Индивидуальная юридическая защита прав и законных интересов других лиц - достаточно распространенный в российской юридической практике правовой институт. В частности, это оказание юристом-специалистом в статусе третейского судьи юридической возмездной или безвозмездной помощи другому лицу. Важным условием здесь является наличие у лица, оказывающего помощь, специального высшего юридического образования, а инициатива в возбуждении процесса по защите прав должна исходить от другого лица.
Целесообразно разграничивать такие институты, как юридическая охрана конституции и юридическая защита конституции
6. Система юридической охраны и защиты Конституции РФ функционирует как общий правовой режим реализации Основного закона, который выполняется всеми органами официальной публичной, в том числе государственной, власти. Такое понимание данного института подтверждается практикой реализации ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Мы полагаем, что эта формула ч. 2 ст. 15 Конституции РФ концентрирует внимание на том, что самым массовым субъектом правовой охраны Конституции Рос-
сийской Федерации выступает российский народ как общность всех законопослушных граждан.
По нашему мнению, целесообразно разграничивать такие институты, как юридическая охрана конституции и юридическая защита конституции. Юридическая защита конституции - это самостоятельная форма правовой охраны Основного закона, которая имеет собственное предназначение. Она представляет собой юридическую охрану в узком смысле и осуществляется специально на то уполномоченными субъектами и только в тех случаях, когда конституционные нормы нарушены или оспариваются; для реализации этой функции соответствующие органы наделены специальными полномочиями. Системный анализ российского законодательства и практики его реализации дает основание утверждать, что в настоящее время сформировался достаточно крупный комплекс правовых институтов юридической защиты Конституции Российской Федерации, который является надежной гарантией неукоснительного соблюдения и исполнения конституционно-правовых норм и принципов [Югов 2018].
В заключение отметим, что современное научное представление о полноценном механизме реализации Основного закона имеет серьезное практическое значение. Оно усиливает понимание и использование потенциальных возможностей Конституции РФ по стабилизации общественно-политической жизни и укреплению правовой системы страны в целом, обогащает теоретический потенциал правоприменительной практики, повышает авторитет права в общей системе социальных институтов, используемых для организации научного управления обществом, и в конечном счете служит достижению стратегических задач и целей поступательного развития экономики, политики и культуры России.
Список литературы
Авакьян С. А. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2005. Т. 1. 864 с. Алексеев С. С. Проблемы теории права. Свердловск, 1973. Т. 1. 396 с. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. М.: Норма; Инфра-М, 2001. 784с.
Васильев В. И. «Вертикаль» и «горизонталь». Правовые вопросы организации власти. М.: Юристъ, 2006. 363 с.
Виноградов В. А. Понятие и особенности конституционно-правовой ответственности: проблемы России, опыт зарубежных стран. М.: Ин-т права и публичной политики,
2003. 117 с.
Гончаров Д. В. Теория политического участия. М.: Юристъ, 1997. 205 с.
Демидов А. Н. Власть в единстве и многообразии ее измерений // Государство и право. 1995. № 3. С. 3-11.
Джагарян А. А. О природе конституционных принципов в национальной правовой системе // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 17. С. 2-4.
Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учеб. М.: Проспект, 2013. 565 с.
Кокотов А. Н. Конституционное право России: курс лекций. М.: ТК Велби; Проспект, 2006. 480 с.
Колосова Н. М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. М.: Городец, 2000. 192 с.
Комарова В. В. Референдумный процесс в Российской Федерации. М.: Директ-Медиа, 2014. 608 с.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. Д. Зорькина. М.: Норма; Инфра-М, 2013. 1040 с.
Медушевский А. Н. Теория конституционных циклов. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2005. 547 с.
Несмеянова С. Э. Конституционный судебный контроль в Российской Федерации. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2004. 277 с.
Осипян Б. А. Система конституционных и международно-правовых принципов // Современное право. 2009. № 8. С. 7-11.
Руденко В. Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. Екатеринбург: УрО РАН, 2003. 476 с.
Румянцев О. Г. Функции Конституции в сегодняшней и завтрашней России // Конституционный вестник. 1994. № 1. С. 20-32.
Саликов М. С. Конституционное право Российской Федерации. Сборник судебных решений. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1997. 557 с.
Сердобинцева Е. В. Сфера государственных наград как объект конституционно-правового регулирования // Российский юридический журнал. 2009. № 5. С. 112-114.
Тихомиров Ю. А. Власть и управление в социалистическом обществе. М.: Юрид. лит., 1968. 199 с.
Филиппова Н. А. Публичное представительство: правовая природа, виды и формы // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2010. № 10. С. 357-377.
Шевцов В. С. Разделение властей в Российской Федерации: в 2 ч. М.: ПолиграфОпт,
2004. Ч. 1. 398 с.; Ч. 2. 454 с.
Югов А. А. Система правовых институтов юридической защиты Конституции Российской Федерации // Уральский форум конституционалистов. Екатеринбург, 2-7 октября 2017 г. / отв. ред. М. С. Саликов. Екатеринбург: Издат. дом Урал. гос. юрид. ун-та, 2018. Вып. 3. С. 205-213.
Анатолий Александрович Югов - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета. 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21. E-mail: aa.yugov@ mail.ru.
Сергей Владимирович Белых - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета. 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21. E-mail: kp@usla.ru.
The Mechanism of Implementation of the Constitution of the Russian Federation
The Constitution, as the main universal and comprehensive legal document, establishes fundamental principles and defines the legal basis for development of public and state life in all politically significant spheres, serves as a guarantor of legitimacy and order, gives a boost to the development of society. The special political and legal nature of the constitution, the issues of its operation and the mechanism of its implementation are of great importance.
In accordance to the authors' approach, the mechanism of implementation of the Constitution of the Russian Federation includes the following components: 1) entry of the constitution into legal force; 2) its functions; 3) constitutional algorithm of unity and differentiation of public authority; 4) forms of implementation; 5) ways of implementation; 6) subjects of implementation; 7) objects of implementation; 8) institutions for modernization; 9) guarantees of implementation.
The authors conclude that the modern scientific ideas of a rational mechanism of implementation of the Constitution of the Russian Federation contribute to solving the issues of economic and cultural development of the Russian society, help creating favorable conditions for proper law enforcement, strengthening legitimacy and order.
Keywords: constitution, implementation of constitution, functions of constitution, legal guarantees, constitutional law
References
Alekseev S. S. Problemy teorii prava [The Problems of Theory of Law], Sverdlovsk, 1973, vol. 1, 396 p.
Avak'yan S. A. Konstitutsionnoe pravo Rossii [Constitutional Law of Russia], Moscow, Yurist", 2005, vol. 1, 864 p.
Baglai M. V. Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Federatsii [Constitutional Law of the Russian Federation], Moscow, Norma, Infra-M, 2001, 784 p.
Demidov A. N. Vlast' v edinstve i mnogoobrazii ee izmerenii [Power in the Integrity and Di-verity of Its Dimensions], Gosudarstvo i pravo, 1995, no. 3, pp. 3-11.
Dzhagaryan A. A. O prirode konstitutsionnykh printsipov v natsional'noi pravovoi sisteme [On the Nature of Constitutional Principles in the National Legal System], Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo, 2009, no. 17, pp. 2-4.
Filippova N. A. Publichnoe predstavitel'stvo: pravovaya priroda, vidy i formy [Public Representation: Legal Nature, Kinds and Forms], Nauchnyi ezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural'skogo otdeleniya Rossiiskoi akademii nauk, 2010, no. 10, pp. 357-377.
Goncharov D. V. Teoriya politicheskogo uchastiya [Theory of Political Participation], Moscow, Yurist", 1997, 205 p.
Kokotov A. N. Konstitutsionnoe pravo Rossii [Constitutional Law of Russia], Moscow, TK Velbi, Prospekt, 2006, 480 p.
Kolosova N. M. Konstitutsionnaya otvetstvennost' v Rossiiskoi Federatsii. Otvetstven-nost' organov gosudarstvennoi vlasti i inykh sub"ektov prava za narushenie konstitutsionnogo zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Constitutional Liability in the Russian Federation. The Liability of State Authorities and Other Subjects of Law for the Break of Constitutional Legislation of the Russian Federation], Moscow, Gorodets, 2000, 192 p.
Komarova V. V. Referendumnyi protsess v Rossiiskoi Federatsii [The Procedure of Referendum in the Russian Federation], Moscow, Direkt-Media, 2014, 608 p.
Kozlova E. I., Kutafin O. E. Konstitutsionnoe pravo Rossii [Constitutional Law of Russia], Moscow, Prospekt, 2013, 565 p.
Medushevskii A. N. Teoriya konstitutsionnykh tsiklov [The Theory of Constitutional Cycles], Moscow, HSE, 2005, 547 p.
Nesmeyanova S. E. Konstitutsionnyi sudebnyi kontrol' v Rossiiskoi Federatsii [The Constitutional Judicial Control in the Russian Federation], Yekaterinburg, Izd-vo UrGYuA, 2004, 277 p.
Osipyan B. A. Sistema konstitutsionnykh i mezhdunarodno-pravovykh printsipov [The System of Constitutional and International Legal Principles], Sovremennoe pravo, 2009, no. 8, pp. 7-11.
Rudenko V. N. Pryamaya demokratiya: modeli pravleniya, konstitutsionno-pravovye insti-tuty [Direct Democracy: Models of Power, Constitutional-Law Institutions], Yekaterinburg, UrO RAN, 2003, 476 p.
Rumyantsev O. G. Funktsii Konstitutsii v segodnyashnei i zavtrashnei Rossii [The Functions of the Constitution in the Today's and Tomorrow's Russia], Konstitutsionnyi vestnik, 1994, no. 1, pp. 20-32.
Salikov M. S. Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Federatsii. Sbornik sudebnykh reshenii [Constitutional Law of the Russian Federation. Compilation of Judicial Decisions]. Yekaterinburg, Izd-vo UrGYuA, 1997, 557 p.
Serdobintseva E. V. Sfera gosudarstvennykh nagrad kak ob"ekt konstitutsionno-pravovogo regulirovaniya [The State Awards as an Object of Constitutional Legal Regulation], Rossiiskii yuridicheskii zhurnal, 2009, no. 5, pp. 112-114.
Shevtsov V. S. Razdelenie vlastei v Rossiiskoi Federatsii [Separation of Powers in the Russian Federation], in 2 parts, Moscow, PoligrafOpt, 2004, pt. 1, 398 p., pt. 2, 454 p.
Tikhomirov Yu. A. Vlast' i upravlenie v sotsialisticheskom obshchestve [Power and Governance in a Socialistic Society], Moscow, Yurid. lit., 1968, 199 p.
Vasil'ev V. I. «Vertikal'» i «gorizontal'». Pravovye voprosy organizatsii vlasti: sb. statei [The Vertical and the Horizontal. The Legal Issues of Organization of Power], Moscow, Yurist", 2006, 363 p.
Vinogradov V. A. Ponyatie i osobennosti konstitutsionno-pravovoi otvetstvennosti: problemy Rossii, opyt zarubezhnykh stran [The Concept and Peculiarities of Constitutional Legal Liability: the Russian Problems and the Foreign Experience], Moscow, In-t prava i publichnoi politiki, 2003, 117 p.
Yugov A. A. Sistema pravovykh institutov yuridicheskoi zashchity Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii [The System of Legal Institutes of Legal Protection of the Constitution of the Russian Federation], Salikov M. S. (ed.) Ural'skii forum konstitutsionalistov. Ekaterinburg, 2-7 oktyabrya 2017 g. [The Ural Forum of Constitutionalists. Yekaterinburg, 2-7 October, 2017], Yekaterinburg, Izdat. dom Ural. gos. yurid. un-ta, 2018, vol. 3, pp. 205-213.
Zor'kin V. D. (ed.) Kommentarii k Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii [Commentary to the Constitution of the Russian Federation], Moscow, Norma, INFRA-M, 2013, 1040 p.
Anatolii Yugov - candidate of juridical sciences, associate professor of the Constitutional law department, Ural State Law University. 620137, Russian Federation, Yekaterinburg, Komsomol'skaya str., 21. E-mail: aa.yugov@mail.ru.
Sergey Belykh - candidate of juridical sciences, associate professor of the Constitutional law department, Ural State Law University. 620137, Russian Federation, Yekaterinburg, Komsomol'skaya str., 21. E-mail: kp@usla.ru.
Дата поступления в редакцию / Received: 18.12.2018
Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 26.08.2019