Научная статья на тему 'Прокуратура Российской Федерации в механизме обеспечения конституционной ответственности'

Прокуратура Российской Федерации в механизме обеспечения конституционной ответственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
959
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONSTITUTIONAL RESPONSIBILITY / RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN / PROSECUTORIAL ACTIVITIES / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / RULE OF LAW / КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гороховцев Олег Викторович, Бибиев Ахмед Шайхиевич

Статья посвящена деятельности прокуратуры Российской Федерации как одного из важнейших государственных институтов, обеспечивающих законность и конституционную ответственность действий должностных лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гороховцев Олег Викторович, Бибиев Ахмед Шайхиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSECUTOR OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE MECHANISM OF CONSTITUTIONAL RESPONSIBILITY

The article is devoted to the Prosecutor's Office of the Russian Federation as one of the most important public institutions in ensuring the rule of law and constitutional responsibility of officials of state and local governments.

Текст научной работы на тему «Прокуратура Российской Федерации в механизме обеспечения конституционной ответственности»

О.В. Гороховцев,

кандидат юридических наук, доцент

А.Ш. Бибиев,

кандидат юридических наук

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

PROSECUTOR OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE MECHANISM OF CONSTITUTIONAL RESPONSIBILITY

Статья посвящена деятельности прокуратуры Российской Федерации как одного из важнейших государственных институтов, обеспечивающих законность и конституционную ответственность действий должностных лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

The article is devoted to the Prosecutor's Office of the Russian Federation as one of the most important public institutions in ensuring the rule of law and constitutional responsibility of officials ofstate and local governments.

Сущность любого государства проявляется в его функциях. Деятельность государства по реализации своих функций осуществляется в правовых формах, основанных на принципе разделения властей. Следует учитывать, что любая из функций государства осуществляется совокупностью государственных органов, принадлежащих к различным ветвям власти [5. — С. 13].

Обеспечением государственных функций занимается круг органов, которые принято именовать (в достаточно широком смысле) органами охраны правопорядка.

Учитывая мнения авторов, исследующих состав органов охраны правопорядка, к ним следует отнести органы, на которые возложены следующие функции:

- проверка конституционности законодательных и иных нормативных актов;

- выявление фактов правонарушений, их расследование в установленном законом порядке с целью привлечения виновных к ответственности;

- осуществление правосудия, т.е. разбирательство в суде дел и вынесение по ним законных и обоснованных решений;

- исполнение приговоров и иных судебных решений;

- предупреждение преступлений и иных правонарушений;

- защита законных интересов граждан, их прав и свобод;

- обеспечение общественной безопасности и

др.

Одним из основополагающих принципов правового государства является принцип верховенства права. Верховенство права проявляется, прежде всего, в неукоснительном соблюдении конституционных норм, поэтому охрана Конституции и основывающихся на ее положениях других источников конституционного законодательства — одна из важнейших функций органов правопорядка. Одним из эффективных инструментов достижения данной цели служит консти-

туционная ответственность. Она обеспечивает поддержание в стране необходимого правового порядка, установление режима конституционной законности, предупреждение посягательств на порядок осуществления публичной власти.

Состав субъектов охраны Конституции разнообразен, однако их объединяет одно — ответственность перед обществом за реализацию тех полномочий, которые народ как единственный носитель власти передал конкретным государственным институтам и отдельным должностным лицам.

Прокуратура РФ как орган охраны правопорядка выступает как субъект, привлекающий к конституционной ответственности, так как на нее возложен целый ряд конституционных обязанностей, нашедших закрепление в Федеральном законе «О прокуратуре РФ».

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют:

- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного

управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением законов судебными приставами;

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

- возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами [1].

Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия по определенным направлениям прокурорской деятельности.

Надзор за исполнением законов (общий надзор) является одним из ведущих направлений в деятельности прокуратуры Российской Федерации. Данная отрасль прокурорского надзора непосредственно связана не только с укреплением законности в деятельности федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, но и с утверждением действенной вертикали власти. Она в конечной степени выражается в реальной защите и обеспечении прав и свобод человека и гражданина [4].

Общий надзор прокурора включает надзор за законностью актов, издаваемых органами управления, должностными лицами, общественными организациями, и надзор за точным и единообразным исполнением законов должностными лицами и гражданами.

19 мая 2014 года прокуратурой Калачеев-ского района Воронежской области проведена проверка соблюдения требований законодательства при взыскании алиментов на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой выявлены нарушения в работе Калачеевского районного отдела судебных приставов. Так, судебными приставами-исполнителями по исполнительным производствам о взыскании алиментов на содержание детей указанной категории не всегда своевременно выносятся постановления о направлении копий исполнительных документов по месту работы должников либо вообще не предпринимаются никакие меры по установлению места работы должника с целью направления копии исполнительного документа по месту работы.

Длительное время не проводится проверка имущественного положения должников, не обращается взыскание при наличии соответствующих сведений на их денежные средства, находящиеся в банке. Не используется право по установлению временных ограничений на выезд должников из Российской Федерации при наличии у них задолженности по алиментам, в результате чего исполнительные документы остаются неисполненными в течение длительного времени. В связи с тем, что выявленные нарушения влекут за собой нарушение имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прокурор района внес представление руководителю Управления федеральной службы судебных приставов России по Воронежской области — главному судебному приставу Воронежской области с требованием устранить нарушения закона и привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности [2].

17 апреля 2014 года прокуратура Нижнеде-вицкого района Воронежской области проверила соблюдение законодательства о промышленной безопасности на опасных производственных объектах. В ходе проверки деятельности ООО «Элеватор Курбатово» выявлены нарушения федерального законодательства. Установлено, что договор с профессиональными аварийно-спасательными службами на обслуживание не заключен, собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или нештатные формирования из числа работников не созданы. Обучение работников ООО «Элеватор Курбато-во» действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте не ведется. Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопас-

ности не соответствует требованиям законодательства.

По результатам проверки прокуратура возбудила в отношении директора ООО «Элеватор Курбатово» дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 9.1. КоАП РФ (нарушение требований промышленной безопасности) и принесла протест на Положение о производственном контроле с требованиями привести его в соответствие с действующим законодательством.

В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» правам и свободам человека и гражданина посвящена глава 2, это подчеркивает особую важность их соблюдения для государства. Надзор за их соблюдением составляет отдельную самостоятельную область прокурорского надзора. Согласно статистике, количество сообщений о нарушениях прав и свобод, поступающих в органы прокуратуры, ежегодно возрастает.

Так, 22 мая 2014 года прокуратурой Левобережного района г. Воронежа по результатам проверки по обращению пенсионерки направлено в суд исковое заявление в интересах последней к ООО «АВА-кров». В иске прокурор предъявил требование о произведении ремонтных работ по восстановлению ограждения балкона и взыскании компенсации морального вреда. Поводом для обращения в суд послужил отказ управляющей компании в выполнении ремонтных работ по восстановлению ограждения балкона, поскольку данный вид работы, по ее мнению, не входит в перечень оказываемых услуг по договору управления домом. Вместе с тем, согласно требованиям Гражданского и Жилищного кодексов РФ, а также Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилам Госстроя, в случае аварийного состояния балконов управляющая компания обязана принять меры по их восстановлению.

Решением Левобережного районного суда г. Воронежа производство по делу прекращено в связи с добровольным исполнением ответчиком исковых требований прокурора до вынесения судом решения.

В Россошанском районе Воронежской области в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства о занятости инвалидов выявлены грубые нарушения в деятельности открытого акционерного общества «Ми-нудобрения», обществ с ограниченной ответственностью ЧОП «Барьер» и «Россошанская Нива». Установлено, что списочная численность работников ОАО «Минудобрения» на момент проверки составляла более 2400 чело-

век, квота для приема на работу инвалидов — 75 человек, ООО ЧОП «Барьер» — 193 человека, квота — 6, ООО «Россошанская Нива» — 286 человек, квота — 9. Однако в нарушение законодательства о занятости инвалидов на первом предприятии работает 43 инвалида, иные места для инвалидов не созданы. В ООО ЧОП «Барьер» инвалиды на работу не принимались, в ООО «Россошанская Нива» трудоустроено 7 инвалидов.

По результатам проверки прокуратура направила исковые заявления в суд о возложении обязанности на ОАО «Минудобрения», ООО ЧОП «Барьер» и ООО «Россошанская Нива» создать рабочие места для инвалидов согласно списочной численности. Иски прокурора удовлетворены.

В вышеперечисленных примерах показана важная роль органов прокуратуры в обеспечении законности действий должностных лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Однако следует отметить, что многие задачи укрепления российской государственности до сих пор решаются недостаточно эффективно. Для более успешного решения задач, стоящих перед государством, требуются более решительные действия со стороны органов прокуратуры, осуществляющих прокурорский надзор по приведению в соответствие с Конституцией Российской Федерации федеральных законов, нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Стоит согласиться с мнением А.М. Багмета [3], который предлагает включить органы прокуратуры совместно с конституционными (уставными) судами в совместный механизм обеспечения оценки правомерности нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Следует также подчеркнуть, что одной из главнейших задач прокуратуры как органа правопорядка является обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Защита юридическими средствами прав и свобод человека и гражданина — задача огромной государственной значимости и, безусловно, большую роль в этом деле призваны сыграть органы прокуратуры.

Реализуя основные направления деятельности, органы прокуратуры не должны противопоставлять, как это иногда бывает на практике, защиту интересов государства, с одной стороны,

защите прав и свобод человека и гражданина — с другой. Все это неразрывно связано. При охране прав и свобод человека вместе с тем защищаются и государственные интересы. И наоборот, без реализации государственных интересов невозможно обеспечить права и свободы человека и гражданина. Таким образом, важными направлениями деятельности органов прокуратуры являются надзор за исполнением законов, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина как важнейшие элементы механизма обеспечения конституционной ответственности.

ЛИТЕРАТУРА

1. О Прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 28.11.2015) // СПС «КонсультантПлюс».

2. URL: http://prokuratura-vrn.ru.

3. Багмет А.М. Правовые и организационные вопросы обеспечения органами прокуратуры конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: дис. ... канд. юрид. наук. — Челябинск, 2004.

4. Бессарабов В.Г. Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране // Журнал российского права. — 2003. — № 9.

5. Петухов Н.А., Загорский Г.И. Правоохранительные органы. — М., 2003. — С. 13.

REFERENCES

1. O Рт^т^те Rossiyskoy Federatsii: Feder-alnyiy zakon ot 17.01.1992 g. № 2202-1 (red. ot 21.07.2014) // SPS «KonsultantPlyus».

2. URL: http://prokuratura-vrn.ru.

3. Bagmet A.M. Pravovyie i organizatsionnyie voprosyi obespecheniya organami prokuraturyi konstitutsionno-pravovoy otvetstvennosti organov gosudarstvennoy vlasti sub'ektov Rossiyskoy Federatsii i organov mestnogo samoupravleniya: dis. ... kand. yurid. nauk. — Chelyabinsk, 2004.

4. Bessarabov V.G. Prokuratura Rossiyskoy Federatsii i sostoyanie zakonnosti v strane // Zhurnal rossiyskogo prava. — 2003. — № 9.

5. Petuhov N.A., Zagorskiy G.I. Pravoohranitel-nyie organyi. — M., 2003. — S. 13.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Гороховцев Олег Викторович. Ученый секретарь — начальник адъюнктуры. Кандидат юридических наук, доцент.

Воронежский институт МВД России. E-mail: 1039645@mail.ru

394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (4732) 200-53-31.

Бибиев Ахмед Шайхиевич. Доцент кафедры тактико -специальной подготовки. Кандидат юридических наук.

Воронежский институт МВД России. E-mail: bibiev68@mail.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел.(4732) 200-53-91.

Gorokhovtsev OIeg Viktorovich. The chief of postgraduates offis. Сandidate of Law. Assistant Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (4732) 200-53-31.

Bibiev Akhmed Shaikhievich. Assistant Professor of the chair of Special Tactics Training. Candidate

of Law.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (4732) 200-53-91.

Ключевые слова: конституционная ответственность; права и свободы человека и гражданина; прокурорская деятельность; правоохранительные органы; обеспечение законности.

Key words: constitutional responsibility; rights and freedoms of man and citizen; prosecutorial activities; law enforcement agencies; the rule of law.

УДК 342.5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.