Научная статья на тему 'Приоритетные направления деятельности прокуратуры Российской Федерации при реализации правозащитных функций и обоснованному привлечению к ответственности'

Приоритетные направления деятельности прокуратуры Российской Федерации при реализации правозащитных функций и обоснованному привлечению к ответственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8592
492
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / PROSECUTOR'S OFFICE / НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ / BRANCHES OF ACTIVITY OF PROSECUTOR'S OFFICE / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ФУНКЦИЙ / ОБОСНОВАННОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ / REALIZATION OF RIGHT DEFENDING FUNCTIONS / WELL-FOUNDED HAVE-UP TO AMENABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дворецкий Михаил Юрьевич, Авдеев Руслан Викторович

Делаются обоснованные выводы и вносятся предложения законодателю и правоприменителям: 1. Прокуратура осуществляет защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина во всех сферах государственной и общественной жизни, урегулированных законом, в отличие от органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор в узкоспециализированной сфере, а также от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, рассматривающего жалобы на нарушение прав и свобод государственными органами и органами местного самоуправления (ст. 16 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»). 2. Для инициирования правозащитной деятельности прокуратуры не требуются обращения гражданина с просьбой о восстановлении нарушенных прав, закон наделяет прокуратуру полномочием проводить проверки по собственной инициативе при наличии информации о нарушениях конституционных прав и свобод. Правозащитная деятельность осуществляется прокуратурой в достаточно гибких процедурах, основы которых устанавливаются федеральным законодательством, а подробная регламентация - нормативными актами самой прокуратуры. Это позволяет более активно выявлять нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина и упрощает взаимодействие с заявителем, в сравнении с судебной защитой. Наконец, в отличие от института омбудсмена, прокуратура Российской Федерации представляет собой разветвленную централизованную систему органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, что означает максимальное приближение правозащитного субъекта к защищаемому гражданину. 3. Вместе с тем защита прав и свобод человека и гражданина органами прокуратуры имеет и свои недостатки, которые могут быть восполнены функционированием иных государственных правозащитных механизмов - судебного, омбудсменовского, административного и др. Таким образом, государственные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина должны органично дополнять друг друга и образовывать целостную систему привлечения к ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дворецкий Михаил Юрьевич, Авдеев Руслан Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY ACTIONS FOR THE PROSECUTOR''S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE IMPLEMENTATION OF HUMAN RIGHTS FUNCTIONS AND REASONABLE PROSECUTE TO RESPONSIBILITY

The based conclusions are made and proposals to the legislator and enforces are submitted: 1. Prosecutor’s Office accomplishes defense of constitutional rights and liberties of a person and citizen in all spheres of state and social life, regulated by law, in contrast to executive authorities, controlling and supervising narrow-specialized sphere, and also from person’s right Attorney in Russian Federation, reviewing complaints about violating rights and liberties by authorities and local authorities ( art. 16 of Federal constitutional law “About person’s rights Attorney in Russian Federation”) 2. For initiating remedial activity of Prosecutor’s Office it is not required the address of citizen with the request about reestablishment of the disturbed rights, the law vests the Prosecutor’s Office to held checks on their own will involving information about violation of constitutional rights and liberties. Remedial activity is accomplished by Prosecutor’s Office in rather flexible procedures, the basements of which are established by federal legislation and detailed regulation by normative deed of the Prosecutor’s Office itself. This permits to reveal more actively the violating of constitution rights and liberties of the person and the citizen and simplify the cooperation with declarant, comparing to court defence. Finally, in contrast to institute of ombudsmen, Prosecutor’s Office of Russian Federation is a branched centralized system of bodies which are subordinate to superior prosecutors, which means the maximum approximation to the subject of human rights protected citizen. 3. However, the protection of the rights and freedoms of man and citizen of the Prosecutor's Office has its drawbacks, which can be filled in the functioning of other state human rights mechanisms judicial, ombudsmen, administrative and others. Thus, the state mechanisms to protect the rights and freedoms of man and citizen should naturally complement each other and form an integrated system of accountability.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления деятельности прокуратуры Российской Федерации при реализации правозащитных функций и обоснованному привлечению к ответственности»

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

УДК 343.2/.7+347.963

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ФУНКЦИЙ И ОБОСНОВАННОМУ ПРИВЛЕЧЕНИЮ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

© Михаил Юрьевич ДВОРЕЦКИЙ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и процесса, e-mail: [email protected] © Руслан Викторович АВДЕЕВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра уголовного права и процесса, e-mail: [email protected]

Делаются обоснованные выводы и вносятся предложения законодателю и правоприменителям: 1. Прокуратура осуществляет защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина во всех сферах государственной и общественной жизни, урегулированных законом, в отличие от органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор в узкоспециализированной сфере, а также от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, рассматривающего жалобы на нарушение прав и свобод государственными органами и органами местного самоуправления (ст. 16 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»). 2. Для инициирования правозащитной деятельности прокуратуры не требуются обращения гражданина с просьбой о восстановлении нарушенных прав, закон наделяет прокуратуру полномочием проводить проверки по собственной инициативе при наличии информации о нарушениях конституционных прав и свобод. Правозащитная деятельность осуществляется прокуратурой в достаточно гибких процедурах, основы которых устанавливаются федеральным законодательством, а подробная регламентация - нормативными актами самой прокуратуры. Это позволяет более активно выявлять нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина и упрощает взаимодействие с заявителем, в сравнении с судебной защитой. Наконец, в отличие от института омбудсмена, прокуратура Российской Федерации представляет собой разветвленную централизованную систему органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, что означает максимальное приближение правозащитного субъекта к защищаемому гражданину. 3. Вместе с тем защита прав и свобод человека и гражданина органами прокуратуры имеет и свои недостатки, которые могут быть восполнены функционированием иных государственных правозащитных механизмов - судебного, омбудсменовского, административного и др. Таким образом, государственные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина должны органично дополнять друг друга и образовывать целостную систему привлечения к ответственности.

Ключевые слова: прокуратура; направления деятельности прокуратуры; реализация правозащитных функций; обоснованное привлечение к ответственности.

Россия - федеративное государство с самой большой территорией в мире с национально-территориальным делением, где без органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, сложно сохранить территориальную целостность. Поэтому создание в России прокуратуры как отдельной власти -явление уникальное. Именно она призвана быть балансом, уравновешивающим испол-

нение законов всеми органами власти. В современной литературе верно отмечается, что три фундаментальные ветви власти следует дополнить инструментами контроля и сдерживания любой из них. В условиях России эту роль должны выполнять органы прокуратуры, которые обязаны устанавливать и принимать меры по устранению любых нарушений законов, от кого бы эти нарушения ни

исходили [1, с. 15]. Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

В системе правоохранительных органов РФ прокуратура занимает специфическое место. Обычно под прокуратурой понимают государственный орган, осуществляющий надзор, или управомоченное на это должностное лицо. В латинском языке слово "procuro" означает «попечение, заведывание, управление», а также «должность прокуратора» - «заведующего, управляющего, распорядителя». Прокуратура является органом государства, специально предназначенным для осуществления правоохраны совместно с другими органами. Прокуратура осуществляет правоохрану путем надзора, уголовного преследования и иных видов правоохраны.

Прокурорский надзор организационно нуждается в концептуальной корректировке. Очевидно, что его цели и направления, отмеченные широтой и неопределенностью, нуждаются в уточнении. Вопрос о конституционном закреплении места и роли прокуратуры в государственном механизме, выполняемых ею функций давно назрел и требует своего разрешения. Специфичность деятельности прокуратуры как органа государственного надзора состоит в том, что она напрямую не относится ни к одной из ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной или судебной), осуществляет деятельность самостоятельно и независимо от них, выполняя функцию одного из элементов механизма реализации государственной власти. В своей деятельности прокуратура активно взаимодействует, сотрудничает со всеми ветвями власти, т. к. они все заинтересованы в сохранении и укреплении единой законности, охране права и прав субъектов правоотношений от нарушений. Современные органы прокуратуры РФ независимо от других органов государственной власти реализуют правозащитный потенциал в целях укрепления законности и правопорядка во всех сферах жизни общества.

Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установил фундаментальную отрасль прокурорского надзора - надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением зако-

нов, действующих на территории РФ, приоритетом которого является защита прав и свобод человека и гражданина [2].

Ключевые направления развития правозащитной деятельности обозначены в приказе Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»: надзор за соблюдением прав и свобод человека в сферах экологической безопасности, экономики, предупреждения преступности.

Российская модель прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов построена таким образом, что одно из главных его направлений реализуется в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина. При этом основное внимание прокуроров уделяется защите прав социально уязвимых категорий граждан: пенсионеров, инвалидов, пожилых людей, несовершеннолетних.

На постоянном контроле прокуроров всех субъектов РФ находится широкий спектр жизненно важных вопросов: обеспечение инвалидов беспрепятственным доступом к объектам социальной и транспортной инфраструктуры, защита жилищных и пенсионных прав инвалидов и престарелых граждан, их прав на санаторно-курортное лечение; обеспечение средствами реабилитации, лекарствами; безопасность пожилых людей, проживающих в специализированных учреждениях; исполнение законодательства при оказании поддержки многодетным семьям и инвалидам и др.

Организован системный прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, трудовых прав несовершеннолетних, их прав в случаях опеки и попечительства, при расторжении брака между родителями. Активно ведется правовая защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в т. ч. размещаемой в сети Интернет [3, с. 34].

Мерами прокурорского реагирования удалось добиться укрепления законности в сфере трудовых правоотношений. В целях противодействия нарушениям прав граждан на своевременную оплату труда организована совместная работа прокуроров с органами

государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными органами.

Прокуроры устанавливают объективные причины образования задолженности, дают правовую оценку действиям собственников и руководителей предприятий, имеющих задолженность по оплате труда, а также арбитражных управляющих при проведении процедур банкротства предприятий-должников.

Генеральной прокуратурой РФ налажено эффективное сотрудничество с Федерацией независимых профсоюзов России. Его результатом стало расширение полномочий прокуроров в гражданском судопроизводстве в целях защиты трудовых и социальных прав граждан. В период избирательной кампании по выборам в Государственную Думу РФ и Президента РФ, региональных выборов и выборов в органы местного самоуправления организован системный прокурорский надзор за исполнением избирательного законодательства.

На протяжении многих лет в органах прокуратуры проводится постоянный анализ правовых актов, затрагивающих права и законные интересы граждан и государства. Более миллиона правовых актов по протестам прокуроров за последние три года приведены в соответствие с законом. Прежде всего это акты, касающиеся трудовых, пенсионных и других социальных прав граждан.

В 2009 г. к традиционным полномочиям органов прокуратуры добавилось новое -проведение антикоррупционной экспертизы нормативных актов. Прокуроры выявляют нормы, способствующие коррупционным злоупотреблениям, и вносят в орган, организацию или должностному лицу требование об изменении нормативного правового акта либо обращаются в суд [4, с. 45-49].

Особо важным направлением правозащитной деятельности органов прокуратуры России является надзор за исполнением законов в сфере экономики, в т. ч. законодательства о собственности, о предпринимательской деятельности, банковского, земельного, налогового, антимонопольного, бюджетного законодательства.

В соответствии с новыми экономическими реалиями государство поставило перед органами прокуратуры России приоритетную задачу - обеспечить соблюдение прав и интересов субъектов предпринимательства.

Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ наделил органы прокуратуры уникальными полномочиями по согласованию внеплановых выездных проверок, а также по формированию сводного плана проведения плановых проверок предпринимателей. Реализация этой функции гарантирует защиту прав предпринимателей, максимально открывает возможность каждого хозяйствующего субъекта свободно заниматься бизнесом.

В 2012 г. прокурорами было рассмотрено более 35 тыс. заявлений контролирующих органов о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, по каждому второму из них было отказано по мотивированным основаниям. В 2013 г. контролирующими органами было предложено провести более 1 млн проверок. После оценки их законности и обоснованности в Сводный план на 2013 г. Генеральной прокуратурой РФ было включено лишь 50 % из заявленных.

Принципиальная позиция прокуроров заставляет контролирующие органы более взвешено принимать решения о необходимости проведения проверок, что благоприятно сказывается на общеэкономическом климате в стране и подтверждается независимыми исследованиями общественных организаций предпринимателей.

Функции по формированию сводного плана проведения плановых проверок предпринимателей и согласованию внеплановых выездных проверок стали неотъемлемой составляющей правозащитной работы прокуроров, которая носит системный и комплексный характер.

Для защиты интересов государства проводится масштабная работа по обеспечению законности в бюджетной сфере, в т. ч. при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд в сети Интернет и при проведении электронных аукционов. Особое внимание уделяется вопросам законности распоряжения государственным и муниципальным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.

По результатам постоянного мониторинга состояния законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) проводятся

проверки законности ценообразования на услуги ЖКХ, а также расходования средств, выделенных государством на развитие отрасли. При наличии оснований прокурорами ставятся вопросы об ответственности виновных должностных лиц организаций коммунального комплекса, принимаются меры по взысканию ущерба, причиненного в результате их незаконных действий.

Кроме того, реализуются комплексные планы по усилению борьбы с правонарушениями в сфере экономики, обеспечено постоянное взаимодействие между органами прокуратуры, ФСБ России, МВД России, Рос-финмониторингом и ФНС России. Для оперативного получения сведений о нарушениях законности прокуроры используют практику конструктивного взаимодействия с общественными организациями предпринимателей -«Опорой России» и «Деловой Россией», организована работа общественных советов по защите малого и среднего бизнеса при прокуратурах субъектов РФ [3].

Приоритетным направлением правозащитной деятельности органов прокуратуры России является надзор в сфере экологической безопасности. Работа построена на информативном взаимодействии прокуроров с экологическими правозащитными организациями и контролирующими органами. Действует сеть специализированных природоохранных прокуратур, которые осуществляют надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов в соответствии со спецификой каждого региона.

Прокуроры предотвращают и пресекают экологические правонарушения, принципиально ставят вопросы об ответственности виновных лиц и взыскании причиненного ими материального ущерба, используя весь спектр предоставленных законом полномочий, включая обращение в суд с заявлениями об охране вод и атмосферного воздуха, о ликвидации несанкционированных мест размещения отходов производства и потребления, о защите лесов и о возмещении причиненного незаконными вырубками ущерба и др.

Повышенное внимание уделяется вопросам противодействия правонарушениям в области охраны животного мира и водных биологических ресурсов. Значительно усилен прокурорский надзор за исполнением зако-

нодательства в сфере охраны лесов от пожаров, предотвращения чрезвычайных ситуаций природного характера. Осуществляется постоянное взаимодействие с органами МВД, МЧС, Минприроды, Рослесхоза.

Реагируя на проблему промышленной и транспортной безопасности, Генеральная прокуратура РФ активизировала надзор за исполнением законодательства, регулирующего деятельность опасных производственных объектов, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. При этом меры прокурорского реагирования направлены на обеспечение охраны жизни и здоровья граждан, защиту их прав, интересов общества и государства, предупреждение аварий на опасных производственных и транспортных объектах.

В качестве перспективной сферы приложения правозащитных функций прокуроров мы рассматриваем противодействие нарушениям в сети Интернет.

Поддерживая позицию большинства демократических государств, необходимо обеспечить свободное функционирование сети Интернет, однако существует ряд проблем, которые вызывают всеобщую озабоченность: распространение детской порнографии, наркотических средств и психотропных веществ; угрозы национальной безопасности; нарушение прав в сфере интеллектуальной собственности и компьютерной безопасности; прав потребителей; нарушение режима конфиденциальности персональных данных, продажа в Интернете контрафактных лекарств и др.

Специфика совершения правонарушений в сети Интернет выражается в мгновенном получении больших доходов в ущерб правам и свободам многих лиц, зачастую проживающих на территории разных государств. Обозначенная проблема требует адекватной реакции со стороны правоохранительных органов и усиления международно-правового сотрудничества в этой сфере [5, с. 32].

В России постепенно формируется соответствующая практика. Прокурор вправе объявить предостережение провайдерам, направить информацию в уполномоченные органы государственной власти, возбудить дело об административном правонарушении, например, если нарушено законодательство о персональных данных граждан. По искам прокуроров суды обязуют операторов связи

ограничивать доступ к интернет-сайтам, нарушившим правовой режим. Вместе с тем вмешательство органов прокуратуры носит только правозащитный характер в пределах предоставленных законом полномочий и исключает нарушение общего принципа свободы Интернета.

Комплексный прокурорский надзор на всех обозначенных направлениях включает мониторинг СМИ, проверки по обращениям, плановые проверки, обсуждение наиболее острых вопросов на координационных совещаниях и заседаниях межведомственных рабочих групп, а также международно-правовое взаимодействие.

В соответствии с Законом о прокуратуре РФ прокуроры вправе проводить проверки на основании обращений граждан и юридических лиц, использовать любые источники информации о нарушениях законности и принимать по ним правовые решения в форме предостережений о недопустимости нарушения закона; представлений о необходимости устранения нарушения закона; протестов на незаконные правовые акты; постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях; заявлений в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; постановлений о направлении материалов проверки в органы, уполномоченные возбудить уголовное дело. При этом любое решение, действие или бездействие прокурора может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

Реализуя правозащитные полномочия, прокуроры действуют в установленных законодательством пределах, а также в соответствии с нормами прокурорской этики [3].

Закон исключает вмешательство органов прокуратуры в экономическую деятельность предприятий и организаций, участие прокуроров в хозяйственных спорах между коммерческими структурами. При принятии решений прокуроры ориентированы на сохранение устоявшихся экономических отношений, за исключением случаев угрозы безопасности граждан и общества в целом.

Деятельность органов прокуратуры России основана на принципе транспарентности для гражданского общества.

Генеральный прокурор РФ Ю.Я. Чайка регулярно проводит встречи с представителями Общественной палаты РФ, правозащитными организациями, на которых обсуждаются наиболее актуальные вопросы защиты прав и свобод граждан, взаимодействия органов прокуратуры с общественными организациями [6-8].

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» надзорная деятельность сочетается с пропагандой права, информированием органов власти о состоянии законности и правопорядка в стране. Практически все акты прокурорского реагирования доводятся до граждан посредством официальных сайтов органов прокуратуры [9-11].

Резюмируя изложенное, подчеркнем, что на современном этапе руководством Генеральной прокуратуры России внедрены новые подходы к организации правозащитной деятельности с учетом положений норм международного права, в т. ч. принятых в рамках СНГ [12; 13].

Очень важно, что государства - участники СНГ имеют общую позицию по вопросу о функциях и приоритетах деятельности органов прокуратуры [14]. В частности, ст. 5 «Модельного закона о прокуратуре» (далее -Модельный закон) определяет в числе основных функций прокуратуры надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов, указывая, что объекты надзора за исполнением законов устанавливаются в каждом государстве самостоятельно [15; 16].

Кроме того, в Модельном законе отражены и другие функции органов прокуратуры, значимые для правозащитной деятельности: участие в рассмотрении дел судами, в правотворческой деятельности, взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, иными органами и организациями по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, международно-правовое сотрудничество в этой сфере [17].

Необходимо отметить, что прокурорский надзор востребован не только в государствах - участниках СНГ, но и в большинстве стран - членах Совета Европы, что подтверждается положениями ряда международно-

правовых документов, определяющих прокуратуру как важнейший правозащитный институт демократического правового государства.

В октябре 2008 г. в Страсбурге Консультативный совет европейских прокуроров принял Заключение № 3 «Роль прокуратуры вне уголовно-правовой сферы», в котором функция прокуратуры по защите прав человека оценивается как очень важная. Перед всеми государствами Европы стоит задача развивать и укреплять правозащитный потенциал всех своих органов, включая суды и прокуратуру (п. 32 Заключения).

Прокуратура способна не только защитить законные интересы и права одного или нескольких граждан, но и эффективно реагировать на нарушения, затрагивающие одновременно права многих лиц. Полномочие по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, издаваемых органами государственной власти и местного самоуправления, делает прокуратуру основным инструментом реальной защиты прав и свобод больших групп граждан либо неограниченного круга лиц (п. 19 Заключения № 3) [6, с. 84].

Следующим шагом к укреплению и развитию правозащитных полномочий органов прокуратуры на международном уровне станет принятие Комитетом министров Совета Европы рекомендации о роли прокуратуры вне уголовно-правовой сферы, разрабатываемой по инициативе и при участии Генеральной прокуратуры РФ.

В условиях формирования единого правового пространства растет актуальность постоянного диалога и обмена опытом между государствами, в которых предусмотрены правозащитные полномочия прокуратуры вне уголовно-правовой сферы [18]. Концептуальный анализ практики органов прокуратуры в рассматриваемой сфере открывает новые возможности для совершенствования форм и методов правозащитной работы, способствует укреплению законности и правопорядка на территории государств - участников Содружества.

В ходе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Прокуратура осуществляет защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина во всех сферах государственной и

общественной жизни, урегулированных законом, в отличие от органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор в узкоспециализированной сфере, а также от Уполномоченного по правам человека в РФ, рассматривающего жалобы на нарушение прав и свобод государственными органами и органами местного самоуправления (ст. 16 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Для инициирования правозащитной деятельности прокуратуры не требуется обращения гражданина с просьбой о восстановлении нарушенных прав, закон наделяет прокуратуру полномочием проводить проверки по собственной инициативе при наличии информации о нарушениях конституционных прав и свобод. Правозащитная деятельность осуществляется прокуратурой в достаточно гибких процедурах, основы которых устанавливаются федеральным законодательством, а подробная регламентация -нормативными актами самой прокуратуры. Это позволяет более активно выявлять нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина и упрощает взаимодействие с заявителем, в сравнении с судебной защитой. Наконец, в отличие от института омбудсмена, прокуратура РФ представляет собой разветвленную централизованную систему органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, что означает максимальное приближение правозащитного субъекта к защищаемому гражданину [19].

Вместе с тем защита прав и свобод человека и гражданина органами прокуратуры имеет и свои недостатки, которые могут быть восполнены функционированием иных государственных правозащитных механизмов - судебного, омбудсменовского, административного и др.

Таким образом, государственные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина должны органично дополнять друг друга и образовывать целостную систему.

1. Мельников Н.В. Прокурорская власть // Государство и право. 2011. № 2.

2. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 // Российская газета. 1995. 25 ноября.

3. Мельников А. О состоянии и совершенствовании надзора за исполнением законов и законностью правовых актов // Законность. 2013. № 1.

4. Ванькаев А.Н. Прокуратура России: исторический опыт и перспективы // История государства и права. 2011. № 15.

5. Рябцев В.П., Блинова А.Ю. Ведомственные нормативные правовые акты: проблемы систематизации (на примере прокуратуры Российской Федерации) // Журнал российского права. 2011. № 10.

6. Николаева Л.А. Надзор прокуратуры: Проблемы теории и практики // Прокурорская и следственная практика. 2011. № 2.

7. Епихин А.Ю. Концепция безопасности в уголовном судопроизводстве. Сыктывкар, 2009.

8. Зорькин В.Д. Стандарт справедливости // Российская газета. 2011. 8 июня.

9. Кайнов В.И., Садыгова М.М. Роль прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей: теоретико-правовой аспект // История государства и права. 2010. № 9. С. 67-72.

10. Кобзарев Ф.М. Правовой статус российской прокуратуры и проблемы его развития. М.,

2009.

11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право. М., 2010.

12. Крюков В.Ф. Уголовное преследование и прокуратура // Российская юстиция. 2010. № 3.

13. Курманов М.М. Актуальные проблемы взаимодействия прокуратуры и законодательного органа субъекта РФ // Адвокат. 2010. № 2.

14. Ласкина Н.В. Прокурорский надзор. М., 2010.

15. Манакова С., Петрова Л. Роль прокуратуры в правотворческой деятельности // Законность.

2010. № 3. С. 75-77.

16. Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность. М., 2010.

17. Муравьев И., Зуев В. Взаимодействие прокуратуры с общественными приемными // Законность. 2009. № 3.

18. Павлов О.В. Судебная власть и прокурорский надзор в Российской Федерации (вопросы теории) // Российский судья. 2010. № 10. С. 55-57.

19. Рохлин В.И. Прокурорский надзор в Российской Федерации. СПб., 2011.

1. Mel'nikov N.V. Prokurorskaja vlast' // Gosudarstvo i pravo. 2011. № 2.

2. O prokurature Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 17.01.1992 g. № 2202-1 // Rossijskaja gazeta. 1995. 25 nojabrja.

3. Mel'nikov A. O sostojanii i sovershenstvovanii nadzora za ispolneniem zakonov i zakonnost'ju pravovyh aktov // Zakonnost'. 2013. № 1.

4. Van'kaev A.N. Prokuratura Rossii: istoricheskij opyt i perspektivy // Istorija gosudarstva i prava. 2011. № 15.

5. Rjabcev V.P., Blinova A.Ju. Vedomstvennye normativnye pravovye akty: problemy sis-tematizacii (na primere prokuratury Rossijskoj Federacii) // Zhurnal rossijskogo prava. 2011. № 10.

6. Nikolaeva L.A. Nadzor prokuratury: Problemy teorii i praktiki // Prokurorskaja i sledstvennaja praktika. 2011. № 2.

7. Epihin A.Ju. Koncepcija bezopasnosti v ugolovnom sudoproizvodstve. Syktyvkar, 2009.

8. Zor'kin V.D. Standart spravedlivosti // Rossijskaja gazeta. 2011. 8 ijunja.

9. Kajnov V.I., Sadygova M.M. Rol' prokuratury Rossijskoj Federacii v sisteme razdelenija vlastej: teoretiko-pravovoj aspekt // Istorija gosudarstva i prava. 2010. № 9. S. 67-72.

10. Kobzarev F.M. Pravovoj status rossijskoj prokuratury i problemy ego razvitija. M., 2009.

11. Kozlova E.I., Kutafin O.E. Konstitucionnoe pravo. M., 2010.

12. Krjukov V.F. Ugolovnoe presledovanie i prokuratura // Rossijskaja justicija. 2010. № 3.

13. Kurmanov MM.Aktual'nye problemy vzaimodejstvija prokuratury i zakonodatel'nogo organa sub#ekta RF // Advokat. 2010. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. LaskinaN.V. Prokurorskij nadzor. M., 2010.

15. Manakova S., Petrova L. Rol' prokuratury v pravotvorcheskoj dejatel'nosti // Zakonnost'. 2010. № 3. S. 75-77.

16. Mel'nikov N.V. Prokurorskaja vlast' i lichnost'. M., 2010.

17. Murav'ev I., Zuev V. Vzaimodejstvie prokuratury s obshhestvennymi priemnymi // Zakonnost'. 2009. № 3.

18. Pavlov O.V. Sudebnaja vlast' i prokurorskij nadzor v Rossijskoj Federacii (voprosy teorii) // Rossijskij sud'ja. 2010. № 10. S. 55-57.

19. Rohlin V.I. Prokurorskij nadzor v Rossijskoj Federacii. SPb., 2011.

Поступила в редакцию 24.02.2015 г.

ISSN 1810-0201. BecTHHK Try, BtmycK 5 (145), 2015

UDC 343.2/.7+347.963

PRIORITY ACTIONS FOR THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE IMPLEMENTATION OF HUMAN RIGHTS FUNCTIONS AND REASONABLE PROSECUTE TO RESPONSIBILITY

Mikhail Yurievich DVORETSKY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Jurisprudence, Associate Professor, Professor of Criminal Right and Process Department, e-mail: [email protected]

Ruslan Viktorovich AVDEEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Criminal Right and Process Department, e-mail: [email protected]

The based conclusions are made and proposals to the legislator and enforces are submitted: 1. Prosecutor's Office accomplishes defense of constitutional rights and liberties of a person and citizen in all spheres of state and social life, regulated by law, in contrast to executive authorities, controlling and supervising narrow-specialized sphere, and also from person's right Attorney in Russian Federation, reviewing complaints about violating rights and liberties by authorities and local authorities ( art. 16 of Federal constitutional law "About person's rights Attorney in Russian Federation") 2. For initiating remedial activity of Prosecutor's Office it is not required the address of citizen with the request about reestablishment of th e disturbed rights, the law vests the Prosecutor's Office to held checks on their own will involving information about violation of constitutional rights and liberties. Remedial activity is accomplished by Prosecutor's Office in rather flexible procedures, the basements of which are established by federal legislation and detailed regulation - by normative deed of the Prosecutor's Office itself. This permits to reveal more actively the violating of constitution rights and liberties of the person and the citizen and simplify the cooperation with declarant, comparing to court defence. Finally, in contrast to institute of ombudsmen, Prosecutor's Office of Russian Federation is a branched centralized system of bodies which are subordinate to superior prosecutors, which means the maximum approximation to the subject of human rights protected citizen. 3. However, the protection of the rights and freedoms of man and citizen of the Prosecutor's Office has its drawbacks, which can be filled in the functioning of other state human rights mechanisms - judicial, ombudsmen, administrative and others. Thus, the state mechanisms to protect the rights and freedoms of man and citizen should naturally complement each other and form an integrated system of accountability.

Key words: Prosecutor's Office; branches of activity of Prosecutor's Office; realization of right defending functions; well-founded have-up to amenability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.