Научная статья на тему 'О некоторых формах проявления правозащитной деятельности органов прокуратуры'

О некоторых формах проявления правозащитной деятельности органов прокуратуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
517
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / PROSECUTOR'S OFFICE / HUMAN RIGHTS ACTIVITIES / FORMS OF HUMAN RIGHTS ACTIVITIES / HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трифонова Анна Сергеевна

Актуальность научной статьи состоит в том, прокуратура является одним из ключевых правоохранительных органов, осуществляющих надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на законодательной основе, направления деятельности которой носят ярко выраженную правозащитную направленность, поскольку связаны с нарушениями прав человека. Цель исследования выражается в потребности осознания специфики некоторых форм проявления правозащитной деятельности органов прокуратуры. Применяются диалектический метод, инструментальный и функциональный подходы. Автором делается вывод, согласно которому преобразования, проводимые в современной России, необходимо ориентировать исключительно на укрепление правозащитного направления деятельности Прокуратуры Российской Федерации и на защиту интересов общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Трифонова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME FORMS OF MANIFESTATION OF THE PROTECTION BODIES

The relevance of a scientific article is that the prosecutor’s office is one of the key law enforcement agencies that oversee the observance of the rights and freedoms of a person and citizen on a legislative basis, the activities of which have a pronounced human rights focus, as they are related to human rights violations. The purpose of the study is expressed in the need to understand the specifics of certain forms of manifestation of the human rights activities of the prosecution authorities. The dialectical method, instrumental and functional approaches are used. The author concludes that the transformations carried out in modern Russia should be focused exclusively on strengthening the human rights activities of the Prosecutor’s Office of the Russian Federation and on protecting the interests of society and the state.

Текст научной работы на тему «О некоторых формах проявления правозащитной деятельности органов прокуратуры»

%

SIS4Ü'

УДК 34.342.6

О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

ABOUT SOME FORMS OF MANIFESTATION OF THE PROTECTION BODIES

© Трифонова Анна Сергеевна

Anna S. Trifonova

магистрант, Поволжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) (г. Саратов).

undergraduate, Volga Region Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia) (Saratov).

И anna_trifonova90@mail.ru

Аннотация. Актуальность научной статьи состоит в том, прокуратура является одним из ключевых правоохранительных органов, осуществляющих надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на законодательной основе, направления деятельности которой носят ярко выраженную правозащитную направленность, поскольку связаны с нарушениями прав человека. Цель исследования выражается в потребности осознания специфики некоторых форм проявления правозащитной деятельности органов прокуратуры. Применяются диалектический метод, инструментальный и функциональный подходы. Автором делается вывод, согласно которому преобразования, проводимые в современной России, необходимо ориентировать исключительно на укрепление правозащитного направления деятельности Прокуратуры Российской Федерации и на защиту интересов общества и государства.

Ключевые слова: прокуратура, правозащитная деятельность, формы правозащитной деятельности, права и свободы человека.

Abstract The relevance of a scientific article is that the prosecutor's office is one of the key law enforcement agencies that oversee the observance of the rights and freedoms of a person and citizen on a legislative basis, the activities of which have a pronounced human rights focus, as they are related to human rights violations. The purpose of the study is expressed in the need to understand the specifics of certain forms of manifestation of the human rights activities of the prosecution authorities. The dialectical method, instrumental and functional approaches are used. The author concludes that the transformations carried out in modern Russia should be focused exclusively on strengthening the human rights activities of the Prosecutor's Office of the Russian Federation and on protecting the interests of society and the state.

Key words: prosecutor's office, human rights activities, forms of human rights activities, human rights and freedoms.

Основной закон нашей страны провозглашает Россию демократическом правовым государством. Мы понимаем, что сейчас Россию трудно позиционировать как сформировавшуюся правовую государственность, образец правопорядка и законности. Сказанное скорее стратегическая цель развития нашего государства, нежели итог различных реформ и преобразований. Способствует формированию правовой государственности, наряду с другими условиями, несомненно, эффективная и качественная нормативная правовая база. Такое

законодательство должно быть не только высокого качества с позиции юридической техники, но и качественно реализовываться, проводиться в жизнь не через маргинальное правомерное поведение, а через сознательное и целенаправленное поведение, должно стимулировать развитие отношений в обществе в необходимом демократическом русле.

Отметим, что вопрос взаимодействия государственной власти и институтов гражданского общества выступает в качестве одной из наиболее острых проблем. Ряд авторов полагает, что госу-

дарство - это всего лишь исполнитель общественной воли и для этого его наделяют конкретными инструментами и средствами управления жизнью обществом.

Другие исследователи считают, что государство - это сильный самостоятельный и активный субъект, инициатор многих мероприятий, направленных как на становление правовой государственности, так и самого гражданского общества.

Тема неэффективности, несовершенства нормативной базы, которая регламентирует правовой статус, функции органов прокуратуры, до сих пор является предметом дискуссии юристов-практиков и теоретиков. Колоссальное число трансформаций в общественной жизни, в правовой жизни, в конституционном законодательстве, выступающие причиной фундаментальных социальных и политических преобразований, затронули и деятельность органов прокуратуры России. Отрадно в этом процессе то, что трансформация органов прокуратуры производилась относительно безболезненно, без реализации методики полного разрушения, а затем формирования.

У Прокуратуры остался статус единой системы надзора. Она продолжает служить конкретным целям, для достижения которых создавалась и действовала уже почти три столетия. Однако, даже не обращая внимания на это весьма весомое обстоятельство, сегодня нередко ставится вопрос о необходимости кардинального пересмотра существующей базовой концепции. Согласно ей прокуратура обладает статусом статус государственного органа, обладающего серьёзной правоохранительной компетенцией и при этом на неё не распространяется контроль со стороны судов, да и вообще никаких органов. Авторы считают, что подобный правовой статус прокуратура получила именно в советский период.

Специфика задач, решаемых прокуратурой, её место в системе правоохранительных органов, специфика компетенции, определяют закрепление на уровне закона обязанности у прокуратуры всестороннего анализа состояния законности и правопорядка.

Реализация функции надзора подчинена определённым задачам. Это задачи выявления нарушений законов, восстановления нарушенных прав и свобод личности, восстановление нарушенных интересов общества и государства, а также реализация принципа

неотвратимости наказания. При этом прокурор: осуществляет фиксацию совершенно новых форм девиантного поведения, появляющихся в жизни общества, и которые наносят ощутимый вред интересам государства и общества; вносит в компетентные органы конкретные предложения об упорядочении определённых групп общественных отношений, устранении пробелов в правовом регулировании; осуществляет необходимые действия для выяснения причин и условий, которые создают благоприятную среду для распространённости асоциального девиантного поведения.

Причины названных негативных социальных явлений зачастую обуславливаются дефектами в нормативной правовой базе, а также неэффективной и некачественной правоприменительной деятельностью. При этом прокуратура имеет свой взгляд на подобные проявления. Поэтому она имеет в своём арсенале акты прокурорского реагирования как специальные суждения, направленные на обеспечение режима законности.

Прокуратура нашей страны, конечно же, отличается от её иностранных аналогов. Так, если западная конструкция концентрирует внимание на слове «прокурор» только лишь с уголовным преследованием, то в нашем государстве наиболее близким по значению слову «прокурор» выступает словосочетание «государственный поверенный в делах законности» [3, с. 45]. Поэтому деятельность прокурора в России гораздо обширнее, многоаспектнее, функционально богаче, нежели в западных странах.

Ещё известный российский адвокат и дореволюционный юрист А. Ф. Кони упоминал в связи со сказанным о прокуроре как «живом напоминании закона», а известный историк В. О. Ключевский определял прокуратуру в качестве «махового колеса управления» [2, с. 32].

Иные авторы при проведении исследований пишут, что на территории нашего государства функционируют около ста федеральных и региональных органов государства, которые реализуют в рамках своих полномочий контроль за исполнением законов в экономической и социальной сфере.

Мы понимаем, что в этой системе государственных органов, осуществляющих функции по контролю и надзору, Прокуратура РФ стоит особняком. Если сравнивать её с органами государства федерального и регионального уровня, то можно обозначить, как минимум, три специфические черты деятельности прокуратуры:

1. Прокуроры - это профессионалы в сфере юриспруденции. Существующий уровень квалификационных требований к прокурорским работникам установлен Приказом Генеральной Прокуратуры РФ от 9 января 2013 года № 5 «Об утверждении Квалификационной характеристики должности (квалификационных требований к должности) заместителя прокурора города, района, приравненного к ним прокурора».

%

SIS4Ü'

Вместе с тем, необходимо понимать, что на законодательном уровне затруднительно найти чёткое ограничение в сфере трудоустройства бакалавров юриспруденции в сравнении с магистрами и специалистами. На уровне органов Прокуратуры РФ этих ограничений также нет. В частности, в начале декабря 2016 года на сайте Генеральной Прокуратуры РФ была размещена информация о проведении конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в Генеральной прокуратуре Российской Федерации [1]. Перечисляются вакантные должности Прокуратуры РФ и уровень профессионального образования: высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры по специальности, направлению подготовки «юриспруденция». Однако на практике может складываться ситуация, при которой при поступлении на государственную гражданскую службу предпочтение отдаётся именно уровню специалитета и магистратуры.

Исследование вопросов юридического образования должностных лиц контрольно-надзорных органов, в частности Прокуратуры Российской Федерации наталкивает на вывод, что правовое регулирование в обозначенной области носит достаточно динамичный характер. Оно не ограничивается лишь ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», приняты различные приказы Генерального Прокурора РФ, утверждающие квалификационные характеристики должностей и другие. Существенной особенностью правового регулирования вопросов юридического образования должностных лиц Прокуратуры Российской Федерации является то, что имеющееся законодательство в этой области совершенствуется на основе Федерального закона «Об образовании» и во многом зависит от него. Поэтому можно утверждать, что юридическое образование должностных лиц Прокуратуры Российской Федерации - будет развиваться и дальше, адаптируясь к меняющимся требованиям государственно-правовой практики.

Что касается иных органов государственного контроля, то в них заняты, как правило, специалисты экономического, технического, медицинского профиля и др.

2. Специализированный контроль и надзор предполагает сопряжение предмета проверки компетенции специализированного государственного органа, который осуществляет проверку. В случае с органами прокуратуры дело обстоит несколько иначе. Так, прокурор обладает весьма широкой и универсальной компетенцией. Он вправе проводить проверочные мероприятия в любых, предусмотренных законом, органах и организациях, в том числе в органах законодательной власти субъектов РФ и муниципальных органах.

3. Ещё одно отличие заключается в том, что события и процессы жизни общества рассматриваются прокурором только через призму

соответствия закону. Иными словами, предметом деятельности прокурора выступает законность действий или бездействий должностных лиц, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций и принимаемых ими нормативных правовых актов. Прокурор осуществляет охрану режима законности как важную общественную ценность, как фундамент общественной дисциплины, устанавливающий социальный мир и социальное согласие.

Проводимый каждый год сотрудниками прокуратуры мониторинг состояния качества законности свидетельствует о наличии весьма отрицательной правовой тенденции, заключающейся в нарастании девальвации в сознании населения самой категории «законность», выступающей в качестве фундаментального принципа функционирования государственных, общественных организаций, их должностных лиц, а также граждан. Одновременно происходит становление ложного стереотипа о невозможности присутствия понятия законности в нынешних условиях развития социума. Видимо не зря исследователи проводимых в стране реформ стараются избегать упоминаний о законности, используя при этом определённые эквиваленты, такие как «легальность и легитимность», различающиеся фактически по сущности и содержанию. Считаем подобные точки зрения несколько дискуссионными, если вовсе не несостоятельными.

Всё-таки, законность явление, присущее любому демократическому правовому государству. Именно законность выражает качество и состояние отношений в обществе, особенности и характер устройства государственного аппарата и политического режима. Она показывает реальность имеющихся прав и свобод личности. Основываясь на уровне законности, можно делать вывод об особенностях общества и государства на конкретном историческом этапе развития. Критерии формирования и юридическая основа законности должны обеспечивать защиту общества от избирательности, волюнтаризма при решении вопросов о юридической ответственности за совершённое правонарушение. Именно поэтому ключевым охранителем законности и выступает прокурор.

Понимая важность названного направления, в Генеральной прокуратуре РФ создано два специализированных структурных подразделения по мониторингу законодательства и правоприменительной деятельности, и подразделение по анализу и прогнозу. Не следует забывать, что эти подразделения созданы наряду с уже функционирующим Главным управлением по надзору за исполнением федерального законодательства.

В заключение настоящего параграфа необходимо отметить, что различные преобразования, проводимые в современной России, необходимо ориентировать исключительно на укрепление правозащитного направления

деятельности Прокуратуры Российской Федерации и на защиту интересов общества и государства. Кроме того, необходимо помнить, что ограничение компетенции прокурора может привести к подрыву основ формируемой правовой государственности, причинит ущерб качеству законности и правопорядка. Всё это негативно отразится и на ситуации борьбы с преступностью. Россия должна характеризоваться наличием эффективной и сильной прокуратуры, качественно исполняющей свои обя-

занности, ибо государственные органы, которые лишены власти, не в состоянии ни защищать права и свободы личности, ни защищать интересы общества и государства, ни обеспечивать режим законности и правопорядка. При этом Прокуратуре России необходимо модернизироваться на основе направлений и закономерностей государственно-правового развития через призму становления эффективной демократической правовой государственности.

Материалы поступили в редакцию 06.12.2018 г.

Библиографический список (References)

1. Информация о проведении конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в Генеральной прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http:// genproc.gov.ru/vacancies/undertaking_ contest/vacancy-1144171/ (дата обращения: 20.11.18).

2. Ключевский, В. О. Русская история. Полный курс лекций / В. О. Ключевский : в 3-х кн. М. : Мысль, 1995. Кн. 3. 744 с. ISBN 5-244-00730-0.

3. Рябцев, В. П. Адекватность представлений о российской прокуратуре за рубежом / В. П. Рябцев // Законность. 2007. № 4. С. 44-46. ISSN 0869-4486.

1. (2018). Informacija o provedenii konkursov na zameshhenie vakantnyh dolzhnostej federal'noj gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby v General'noj prokurature Rossijskoj Federacii [Information about the conduct of competitions for filling vacant posts of the federal state civil service in the Prosecutor General's Office of the Russian Federation]. URL: http://genproc.gov.ru/vacancies/ undertaking_contest/vacancy-ii44i7i/ (accessed 20 November, 2018).

2. Kljuchevskij, V. O. (1995). Russkaja istorija. Polnyj kurs lekcij [Russian history. Full course of lectures]. Moscow. Mysl'. 744 p. ISBN 5-24400730-0.

3. Rjabcev, V. P. (2007). Adekvatnost'predstavlenij o rossijskoj prokurature za rubezhom [Adequacy of ideas about the Russian prosecutor's office abroad]. Zakonnost'. No 4. P. 44-46. ISSN 0869-4486.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.