УДК 347.963
СООТНОШЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ И ЧАСТНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ
© 2013 г. Н.Т. Антипова
Антипова Наталья Тихоновна -
кандидат юридических наук, доцент,
кафедра уголовного процесса и криминалистики,
юридический факультет,
Южный федеральный университет,
ул. М. Горького, 88, г. Ростов-на-Дону, 344002.
E-mail: [email protected].
Antipova Natalya Tikhonovna -
Candidate of Law, Associate Professor,
Department of Criminal Procedure and Criminalistics,
Faculty of Law,
Southern Federal University,
Gorky St., 88, Rostov-on-Don, 344002.
E-mail: [email protected].
Рассмотрен вопрос соотношения публичных и частных интересов в правозащитной деятельности прокуратуры РФ. Проанализированы понятия публичных и частных интересов, их отличительные признаки, взаимообусловленность и взаимосвязь, влияние интересов на создание и функционирование государственных и общественных институтов. Также раскрыты содержание и сущность правозащитной деятельности прокуратуры, приведены ее цели, задачи, юридические основания и основные функции. Перечислены средства правовой защиты, т.е. те юридические меры, которые прокуратура правомочна применять при выявленных нарушениях законов, закрепленные в Федеральном законе «О прокуратуре РФ».
Ключевые слова: частные и публичные интересы, правозащитная деятельность, органы прокуратуры, прокурорский надзор, защита прав и свобод, принцип законности.
In the article the correlation of public and private interests in legal protection of human rights by the RF prosecution is considered. The concept of public and private interests, their features, interdependence and interrelation, the impact of interests on the establishment and functioning of state and public institutions are analyzed. The content and nature of legal protection of human rights by the prosecution are described. Its goals, objectives, legal basis and main functions are presented. Legal remedies - measures set forth in the Federal Law «On the RF Prosecution» that the prosecutor's office is entitled to apply for the identified violations of law - are listed.
Keywords: private and public interests' advocacy, prosecution authorities, procuracy supervision, defense of rights and freedoms, principle of legality.
Интересы были и остаются одним из ведущих факторов человеческой жизнедеятельности, влияющих и на создание, и на функционирование государственных и общественных институтов. Через них проявляются общественные притязания наиболее социально активных слоёв общества. Закрепление в праве социально значимых интересов имеет решающее значение для достижения социального спокойствия в государстве, так как их защита при помощи правовых норм, не отвечающих объектив-
ным потребностям всего общества, приводит к нарушению баланса [1].
Поскольку интересы напрямую связаны с потребностями участников общественных отношений, наиболее целесообразно разделить охраняемые правом интересы по носителям (субъектам) на частные, как охраняемые правом, присущие конкретным лицам и социальным группам, и публичные - охраняемые правом общественные и государственные.
Несмотря на наличие отличительных признаков, интересы, составляющие как индивидуальное, так и общее благо, формируются посредством их личностного осознания. Кроме того, их удовлетворение лежит через удовлетворение интересов конкретных индивидов.
Вместе с тем частный имеет всегда значение исключительно отдельному лицу принадлежащего блага, публичный же принадлежит не отдельным лицам, а обществу или их идеальному единству. Его совместное осуществление является условием предоставления жизненно важного блага всем нуждающимся в нем лицам. При этом реализация публичных является условием реализации частных интересов. Их границы достаточно подвижны, что обусловлено, прежде всего, уровнем социально-экономического и особенностями исторического развития общества. В ряде случаев такая условная граница приводит к коллизиям между этими интересами и противоречиям между их участниками.
Цель государства заключается в стремлении максимально полного удовлетворения интересов своих граждан. Оно призвано обеспечивать общественный порядок и осуществлять рациональную организацию общества в социально-политическом процессе. Важнейшей задачей государства является разрешение противоречий, возникающих при столкновении различных интересов в обществе.
Однако нередко публичные интересы, выраженные в правовых нормах, не реализуются на практике, другими словами, реально не осуществляются. Баланс интересов, как и равновесие властей, не может быть полным, он является динамическим [2]. В связи с этим обеспечение баланса и непротиворечивости частных и публичных интересов требует наличия особых и эффективных механизмов [3].
Проблема соотношения публичных и частных интересов во всех сферах государственной и общественной жизни в условиях формирования в России демократического правового государства неразрывно связана с соблюдением и защитой прав и свобод человека и гражданина, защитой конституционного строя и безопасности государства.
Особое положение в системе государственной власти в России традиционно занимает прокуратура РФ, она обладает властными полномочиями и представляет собой составную часть государственного механизма.
Несмотря на то, что Конституция РФ оставила открытым вопрос о месте прокуратуры в системе
органов власти [4], а нормативная регламентация деятельности ограничилась лишь указанием в ст. 129 на её централизованную систему и порядок назначения прокуроров (Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.), именно прокуратура, являющаяся государственно-властным органом, выступает необходимым условием укрепления Российского государства [5].
Правозащитная деятельность прокуратуры РФ -это осуществляемая ее органами на основе российского законодательства система мер, направленная на выявление, предотвращение, пресечение и устранение фактов нарушения прав, свобод и законных интересов человека, а также на восстановление нарушенных прав и возмещение причиненного вреда. Защита конституционных прав и свобод человека является абсолютным приоритетом государственной политики России в целом, в том числе и деятельности прокуратуры. Поэтому правозащитную функцию прокуратуры, безусловно, можно назвать «ядром» прокурорской деятельности. Вместе с тем защита средствами прокурорского надзора охраняемых законом интересов общества и государства также остается важнейшей функцией органов прокуратуры.
Цель правозащитной деятельности прокуратуры можно определить как соответствие деятельности субъектов права юридическим предписаниям (ее правомерность), а также принятие мер для восстановления нарушенной законности и правопорядка, применение убеждения и принуждения, создание условий, предупреждающих правонарушения [6].
Достижение данной цели зависит от решения конкретных задач деятельности прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина, которые определяются ее государственно-правовым назначением и местом в правоохранительной системе - выявление нарушений закона, их устранение и предупреждение нарушений закона.
Названные задачи отражают содержание и сущность правозащитной деятельности прокуратуры РФ. Их решение имеет прямое отношение к достижению всех стоящих перед прокуратурой целей.
Участие прокуратуры в деятельности по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляется при соблюдении определенных принципов, свойственных, впрочем, всем направлениям деятельности прокуратуры. К ним относятся принципы законности, единства, централизации, независимости деятельности прокуратуры, гласности. Однако можно выделить и те из них, которые характерны только для этого вида
деятельности органов прокуратуры. Это принцип справедливого и равного права граждан РФ, граждан, имеющих гражданство иностранного государства (двойное гражданство), иностранных и лиц без гражданства на получение со стороны прокуратуры защиты нарушенных прав и свобод, принцип гуманизма, профессионализма, системности и согласованности правозащитной деятельности, принцип своевременности осуществления прокуратурой деятельности по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина [6].
Юридическими основаниями правозащитной деятельности прокуратуры выступают правовые нормы, в соответствии с которыми прокуратура может и обязана в конкретном случае принять меры по защите прав и свобод человека: 1) «компе-тенционные нормы», т.е. положения, определяющие полномочия самих органов прокуратуры в сфере защиты прав человека; 2) нормы, устанавливающие содержание и гарантии самих прав человека, соблюдение которых является предметом проверки и надзора со стороны органов прокуратуры. Фактическим основанием правозащитной деятельности является поступившая в органы прокуратуры информация о нарушениях или недостаточной обеспеченности конкретных прав и свобод человека [7].
Осуществляя правозащитную деятельность, прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок их защиты, принимает меры к предупреждению и пресечению подобных нарушений, привлечению к ответственности лиц, преступивших закон, и возмещению причиненного ущерба. Что же касается средств правозащитной деятельности прокуратуры, то к ним относятся те юридические меры, которые она правомочна применять в случае выявления нарушений прав человека. Согласно Федеральному Закону «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. (в ред. от 03.12.2012 г.) в качестве таковых можно рассматривать протест, требование, представление, предостережение и постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, участие в рассмотрении дел судами в соответствии с процессуальным законодательством и др.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина впервые в истории прокуратуры российского государства выделен в самостоятельный вид прокурорской деятельности, им посвящена отдельная глава Закона о прокуратуре. На про-
куратуру возлагается надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания и содействия находящимся там лицам, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Закрепление за прокуратурой функции надзора по соблюдению прав и свобод человека и гражданина не случайно, ибо только при неуклонном соблюдении данных прав можно обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности. Только при соблюдении прав и свобод каждого человека, каждого гражданина возможно обеспечение соблюдения законных интересов общества и государства, а именно в этих целях возложено осуществление надзора на органы прокуратуры [6].
Именно прокуратура призвана охранять и защищать права и свободы как самостоятельные ценности, исключать всякие попытки действовать неправовыми средствами, от кого бы они не исходили. Работа прокуратуры - это авторитет государственной власти, обязанной обеспечить безопасные условия жизни каждому гражданину России [4].
Вместе с тем деятельность прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан зависит от наличия в конкретном деле нарушенного интереса как личности, так и охраняемых законом интересов общества и государства. Надзорные функции прокуратуры направлены на обеспечение частного и публичного интереса.
Функционирование государства в качестве общесоциального института составляет предмет регулирования публичного права. В нем интересы всего общества отражены наиболее полно, поскольку вся деятельность государства должна быть нацелена на их удовлетворение. Но и частное право, регулирующее отношения отдельных лиц, также выражает интересы всех путем установления принципов и правил, образующих «общественный правопорядок», который соответствует интересам всего общества, т.е. образует публичный интерес [8].
Защита частного и публичного интересов про-курорско-надзорными средствами имеет важное значение и должна обеспечиваться равным образом. Российское законодательство закрепляет публичные и частные интересы и средства их обеспечения через компетенцию государственных органов, призванных защищать их в рамках своих полномочий [5].
Таким образом, правозащитная деятельность прокуратуры РФ заключается не только в соблюдении прав и свобод человека и гражданина в узком смысле. На достижение этой цели направлены и иные виды ее деятельности, перечисленные выше, т.е. надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля и пр.; а также надзор за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов судебными приставами, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими федеральными законами; участие в рассмотрении дел в суде; участие в правотворческой деятельности; международное сотрудничество с соответствующими органами других государств и международными организациями; рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений.
В рамках своей компетенции прокуратура действует по весьма широкому кругу общественных отношений, защищая, прежде всего, интересы конкретного человека. При этом результаты ее правозащитной деятельности заключаются в реально имеющих место изменениях в общественной жизни, вызванных принятыми прокуратурой мерами по обеспечению и защите прав человека и
Поступила в редакцию
выражающиеся в устранении допущенных нарушений, восстановления первоначального положения, возмещении причиненного вреда, достижении социальной справедливости и др.
Итак, по нашему мнению, ориентированность прав и свобод граждан, действенность принципа законности являются основой правовой государственности. Правозащитная деятельность прокуратуры -одно из звеньев правозащитного механизма в государстве, реализующегося специальными правовыми институтами. Прокуратура как государственно-властный орган призвана защищать права и свободы человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства. Именно прокуратура с присущими ей функциями и предоставленными ей полномочиями и механизмами является тем государственно-властным органом, который обеспечивает реализацию воплощенных в законах элементов «всеобщности» и охраняемого государством частного и публичного интересов.
Литература
1. Ломаев А.Ю. Публичный интерес как правовая категория: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2012.
2. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М., 2003. С. 12.
3. Песков А.А. Баланс публичных и частных интересов при реализации права на судебную защиту муниципальной собственности. URL: http://www.justicemaker.ru (дата обращения: 03.11.2013).
4. Быть прокурором в наши дни не просто: Выступление Президента РФ Путина В.В. на Всероссийском совещании прокуроров // Рос. газ. 2001. 13 янв. С. 3.
5. Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность: Правовые средства обеспечения конституционных прав и свобод граждан России. М., 2003. 384 с.
6. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М., 2007. 464 с.
7. Урываев А.В. Прокуратура Российской Федерации в механизме защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009.
8. Кряжков А.В. Публичный интерес: понятие, виды и защита // Государство и право. 1999. № 10. С. 95.
7 ноября 2013 г.