Научная статья на тему '"ЗАКОН ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ" - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ ЦЕННОСТЕЙ'

"ЗАКОН ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ" - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / VALUE ORIENTATIONS / PERSONAL VALUES / PERSONALITY CULTURE / PERSONALITY-ORIENTED EDUCATION / SPIRITUALITY / WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горина А.А.

Ценности всегда создавали духовную ориентацию человека, тенденцию его взглядов на жизнь. Все разнообразие мира может представляться в качестве «предметных ценностей» и рассматриваться с позиции истины и лжи, добра и зла, справедливого и несправедливого. К данным ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и вовлеченные в их круг природные явления, имеющие для человека важнейшее значение. Иным видом ценностей значатся «субъектные ценности», к которым относятся требования, запреты, установки, оценки, сформулированные в форме норм. Они выступают ориентирами деятельности людей. Из этого следует, что в центре осознания ценностей значится ценностное отношение человека к миру, аспектами которого и являются «предметные ценности» и «субъектные ценности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"THE LAW OF RISE OF NEEDS" - METHODOLOGICAL IMPERATIVE OF PERSONALITY ORIENTATION IN THE WORLD OF VALUES

Values have always created a spiritual orientation of a person, the tendency of his views on life. All the diversity of the world can be presented as “subject values” and viewed from the perspective of truth and falsehood, good and evil, fair and unfair. These values include objects of material and spiritual activity of people, social relations and the natural phenomena involved in their circle, which are of paramount importance to humans. Other types of values include “subject values”, which include requirements, prohibitions, attitudes, and assessments formulated in the form of norms. They act as guidelines for people’s activities. From this it follows that at the center of the awareness of values is the value attitude of a person towards the world, aspects of which are “subject values” and “subject values”.

Текст научной работы на тему «"ЗАКОН ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ" - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ ЦЕННОСТЕЙ»

УДК 159.9

«ЗАКОН ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ» - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ ЦЕННОСТЕЙ

Горина А.А., студент группы 14-ПСД(с)ПСД, Оренбургский государственный университет, Оренбург

е-шаИ: gorinaanna96@mail.ru

Научный руководитель: Зубова Л.В., д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Ценности всегда создавали духовную ориентацию человека, тенденцию его взглядов на жизнь. Все разнообразие мира может представляться в качестве «предметных ценностей» и рассматриваться с позиции истины и лжи, добра и зла, справедливого и несправедливого. К данным ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и вовлеченные в их круг природные явления, имеющие для человека важнейшее значение. Иным видом ценностей значатся «субъектные ценности», к которым относятся требования, запреты, установки, оценки, сформулированные в форме норм. Они выступают ориентирами деятельности людей. Из этого следует, что в центре осознания ценностей значится ценностное отношение человека к миру, аспектами которого и являются «предметные ценности» и «субъектные ценности».

Ключевые слова: ценностные ориентации, ценности личности, культура личности, личностно ориентированное образование, духовность, мировоззрение.

Важность проблемы ориентации личности в мире ценностей определена социальной ситуацией развития общества, существенными изменениями в жизненном процессе страны. Переоценка ценностей, изменение их иерархической системы, авторизация первенства человеческих ценностей в сознании общества вызвали педагогическое мышление и потребовали такого формирования учебно-воспитательного процесса в школе, которое отвечало бы всем запросам общества. Главенствующей направленностью в данном пути перемен значатся непрерывность образования гуманизация и демократизация школы [3].

Исследуя ценностные ориентации различных социальных групп нынешнего общества, экспериментаторы выделяют роль молодежи, как главного носителя инновационного развития общества в будущем. В этом плане отдельный интерес вызывают ее ориентации на будущее общество [5, с. 61-130]. Исследования показывают, что у нынешней молодежи ориентации на социальное будущее преобладают над ориентациями на настоящее и прошлое. «Портрет» нынешней молодежи отражает ее многосторонние ориентации в различных областях общественной жизни [4, с. 132-278].

Среди молодежи главным носителем инновационного развития общества является студенчество, у которого в процессе учебы складываются будущий жизненный потенциал [6]. В период вузовского обучения у студентов, как правило, уже сформировались ориентации на все сферы общественной жизни [5]. Они уже сделали свой выбор в политической, культурной, семейной и профессиональной жизни.

Ценностью образования в современных условиях представляется личность человека, в связи с этим в совокупность новой парадигмы образования входят идеи единства и целостности образования и личностно ориентированного образования. Цель личностно-ориентированного образования - воспитание человека с усовершенствованным культурным ресурсом. Модель личностно ориентированного образования охватывает четыре принципа. Первый из них относится к пониманию его сущности: «Образование - это в первую очередь,

формирование человека, поиск им себя, своего образа: особой неповторимости, духовности, творческого пути. Быть образованным человеком - значит быть субъектом культуры». Второй указывает на отношение педагога к ребенку и его позицию в образовательном процессе. Третий принцип определяет гуманитарные, нравственные и культурные функции. Четвертый принцип относится к содержанию личностно ориентированного образования -принятие его интересов и стремлений, развитие мышления [3].

Отсюда следует, что приобщение личности к культуре это в первую очередь процесс создания личной системы ценностей, в ходе которого субъект становится личностью, так как личность есть человек, комплекс свойств которого позволяет ему жить в обществе в качестве полноценного его члена, сотрудничать с другими людьми и осуществлять свою деятельность. Культура личности - прежде всего, система личностных ценностей (значимых принципов, норм, идеалов, формирующих ориентацию и мотивацию человеческой деятельности, поведения, поступков), приобретенных личностью в ходе социализации. В представление ценностей выражается социальная и культурная значимость явлений действительности. Тем не менее, персональная система ценностей личности не является повторением системы ценностей, действующих в обществе, это всегда альтернативный выбор самой личности, продиктованный «совокупным жизненным ресурсом», под которым рассматриваются здоровье, специфика возраста и пола, способности, а также социальные достижения (социальное происхождение, образование, квалификация, профессия), самооценка, уровень притязаний личности [4].

Иной значимой функцией ценностей значится футурологическая - с акцентом на ценности, реализуется выработка жизненной позиции, формирование образа будущего, разработка плана развития личности.

В.А. Сластенин под ценностями личности понимает «отражение и закрепление в психике человека сторон предметов и явлений окружающего его мира, которые служат реализации потребностей личности, находят в ней эмоциональное отражение и, таким образом, получают то или иное личностное значение» [2].

По мнению психолога А.Н. Леонтьева, «воспринятые человеком значения, продиктованные его потребностями, интересами и закрепленные в установках, формируются в ценностные ориентации личности (рис. 1) в виде определенного отношения данной личности к ценностям жизни» [2].

Рисунок 1 - Формирование ценностных ориентаций

Д.А. Леонтьев в своем труде «Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции» акцентирует три формы существования ценностей [4]:

- в общественных идеалах, выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни;

- в предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных

людей;

- в мотивационных структурах личности («моделях должного»), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов».

Помимо собственно психологических подходов к определению ценностей, существуют и другие, которые реализуются в рамках смежных научных дисциплин (социология, культурная антропология, философия). При этом обращает на себя внимание различие оснований, относительно которых рассматриваются и систематизируются ценности: соотношение ценностей с биологическими и психологическими потребностями, соотношение ценностей и понятия нормы, зависимость ценностей от типа культуры, различение субъективной и объективной природы ценностей, разделение ценностей на духовные, социальные и материальные (Бердяев, 1991; Добрынина, 1997; Елишев 2010; Корж, 2011; Турпенко, 2012). Следствием отмеченного многообразия подходов к изучению ценностей является возникновение различных типологий, отраженных в специальной литературе.

Компоненты ценностных ориентаций классифицируют следующим образом:

- когнитивный (знания о ценностях и знания-ценности);

- эмотивный (оценочные суждения, через которые индивид воспринимает окружающую действительность);

- поведенческий (регуляторы поведения, нормы и цели) [3].

Все элементы взаимосвязаны между собой неоднозначно; помимо взаимного влияния содержания всех элементов, имеются более частные: знания являются основой установления оценочных взглядов, оценки определяют меры, которыми регламентируется поведение в конкретных условиях [2].

Из этого следует, что главное значение ценностных ориентаций - концептуальные и нравственные убеждения человека, нормы поведения. Высшим проявлением детерминированности личности значатся нравственные идеалы, которые выступают в роли мотива ее усовершенствования. Это максимально допустимые цели, высшие ценности мировоззренческих структур, в них отражена позиция должного, устанавливается тенденциозность будущего в настоящем [1].

Исходя из этого, ценностные ориентации индивида могут являться объектом целевого воздействия и формирования в преимущественно организованном процессе перехода человеческих ценностей. В роли одного из элементов данного процесса может просматриваться образование как единство обучения и воспитания. На такой ступени образования преимущественное развитие получают мировоззренческие ценности и ценностные ориентации как высшая ступень формирования важной системы убеждений и идеалов личности.

В соответствии с нашими тезисами, человек изменяет масштаб своего ценностного отношения к миру на основе увеличивающегося пространства жизнедеятельности, круга общения. Таким образом, как нельзя лучше изменяется степень представлений об окружающей реальности, вместе с тем, фундаментальные и базовые ценностные отношения к миру могут быть сохранены [5].

Таким образом, проведенное исследование ценностных ориентаций показало, что для развивающейся личности характерен разный набор ценностей-средств и ценностей-целей в зависимости от той социальной группы, в которой личность развивается (гимназия и общеобразовательная школа). Так, например, ярко выраженными ориентациями

старшеклассников гимназий являются вечные ценности, престиж знаний. Для старшеклассников массовой общеобразовательной школы характерна тенденция к приятному времяпрепровождению, без наличия каких-либо обязанностей. Выявлена выраженная ориентация личности старшеклассника на ценности самоутверждения и стремление обрести уважение близких людей, друзей, общества. Подростки гимназий более всего ориентированы на выбор ценностей-средств, являющихся «нравственными образцами», нежели подростки общеобразовательных школ. В группе старшеклассников, обучающихся в гимназиях, ценность «Образованность занимает первое место, а ученики общеобразовательных школ не считают образованность эффективным средством достижения жизненных целей.

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Издательство «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. -384 с.

2. Дегтярев, Е.В. Роль и значение рефлексии в аксиологическом познании и в формировании системы ценностей человека / Е.В. Дегтярев, Х.С. Вильданов, Г.Б. Вильданова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 32. - С. 2127.

3. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. - Оренбург: ОГУ, 2000. - 188 с.

4. Микешина, Л.А. Современное развитие понятия «ценность» // Ценности и смыслы. - 2009. - № 1. - С. 6-17.

5. Нагой, Ф.Н. Постмодернизм и «ностальгия» по классическому единству мира: проблемы развития современной философии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 3(3). - С. 81-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.