Научная статья на тему 'РОЛЬ ИДЕАЛА В СТАНОВЛЕНИИ "ОБРАЗА "Я" - ПОДРОСТКА'

РОЛЬ ИДЕАЛА В СТАНОВЛЕНИИ "ОБРАЗА "Я" - ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / САМООТНОШЕНИЕ / САМОВОСПРИЯТИЕ (ОБРАЗ "Я") / САМОПОЗНАНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / I-CONCEPT / SELF-ATTITUDE / SELF-PERCEPTION (IMAGE OF I) / SELF / KNOWLEDGE / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федосова Е.Д., Федорченко В.Е.

Личностными проявлениями процесса ориентации значится аксиологическое отношение подростков: к миру - «образ мира», к себе - образ «Я» и к будущему - «образ будущего». Обозначенные смысловые положения отталкиваются от философских аксеологических идей приоритета общечеловеческих ценностей: глобального понимания ценностей природы и человека до самоценности человека - создателя ценностей. Выводятся из обоснованных положений педагогические исследования о субъектном положении школьника в познании окружающей действительности, осуществляющейся в общении, деятельности в познании себя, построении образования и жизненного маршрута в поиске идеала и обозначении своей жизненной перспективы в образе будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF IDEAL IN THE FORMATION OF THE IMAGE "I" - ADOLESCENT

Personal manifestations of the orientation process are the axiological attitude of adolescents: to the world - “the image of the world”, to itself - the image of “I” and to the future - “image of the future”. The indicated semantic positions are repelled from the philosophical axiological ideas of the priority of universal human values: a global understanding of the values of nature and man to the intrinsic value of man - the creator of values. Pedagogical research on the subject position of the student in cognition of the surrounding reality, carried out in communication, activities in cognizing oneself, building education and a life route in search of the ideal and designation of one’s life perspective in the image of the future are derived from reasonable positions.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИДЕАЛА В СТАНОВЛЕНИИ "ОБРАЗА "Я" - ПОДРОСТКА»

УДК 159.9

РОЛЬ ИДЕАЛА В СТАНОВЛЕНИИ «ОБРАЗА «Я» - ПОДРОСТКА

Федосова Е.Д., студент группы 14ПСД(с)ПСД, Оренбургский государственный университет, Оренбург

е-mail: wwwbuka@mail.ru

Федорченко В.Е., студент группы 14ПСД(с)ПСД, Оренбургский государственный университет, Оренбург е-mail: katyfire496@mail.ru

Научный руководитель: Зубова Л.В., д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Личностными проявлениями процесса ориентации значится аксиологическое отношение подростков: к миру - «образ мира», к себе - образ «Я» и к будущему - «образ будущего». Обозначенные смысловые положения отталкиваются от философских аксеологических идей приоритета общечеловеческих ценностей: глобального понимания ценностей природы и человека до самоценности человека - создателя ценностей. Выводятся из обоснованных положений педагогические исследования о субъектном положении школьника в познании окружающей действительности, осуществляющейся в общении, деятельности в познании себя, построении образования и жизненного маршрута в поиске идеала и обозначении своей жизненной перспективы в образе будущего.

Ключевые слова: Я-концепция, самоотношение, самовосприятие (образ «Я»), самопознание, подростковый возраст.

В современной жизни огромное внимание отводится проблеме нравственного развития молодого поколения. В связи с переоценкой прежних норм моральных ценностей, идеалов огромный интерес вызывает определение того, какие нравственные принципы способны вызвать доверие у нынешних подростков. Тем не менее, несмотря на то, что в последнее время отмечается активизация исследований по проблеме формирования идеалов в подростковом возрасте, нельзя дать определенную психологическую характеристику реальному состоянию данной проблемы в настоящее время на нынешнем этапе развития общества. Из этого следует, что актуальна проблема определения идеалов подростков.

В нынешнее время появилась направленность о рассмотрении понимания как эволюционного феномена. Понимание представлено как разносторонняя способность человека, как способность понимания окружающей действительности, других людей и самого себя. Понимание пребывает в значении отражения смысла [5].

В процессе самопонимания происходит личностное определение и формирование отношения к себе, к жизни, а смысл жизни приобретает иное значение и из обобщенного понятия трансформируется в обособленные значения для каждого человека. Смысл жизни значится как воплощение человеком своих способностей и возможностей, где важно понимание себя, самоопределение личности по отношению к идеалам. Важно отметить, что процесс самопонимания является осознанным взаимодействием с внутренним миром человека [4].

Под идеалом рассматривается общая направленность личности, ориентированная на изменение себя при поиске своего места в жизни, уровень социальной и нравственной сформированности человека. Данное понимание отражено в работах отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Толкование идеала как внутренней меры самооценки представлено в работах Л.И. Божович, В.Э. Чудновского.

Идеал способствует развитию самопонимания, определяет деятельность человека через фактор осознанности.

Подростковый возраст - это переходный период развития между детством и взрослостью. На этом этапе совершенствуется нравственный идеал и происходит самопонимание личности. Подростковый период развития отличается вступлением человека на новую социальную ступень, на которой совершенствуется его сознательное отношение к себе как к полноценному члену общества. Главным показателем перехода к зрелости значится его потребность в поиске высоконравственного идеала [2].

Наличие существенной связи между оценкой «Я» и идеалом говорит о желании подростка соответствовать своему идеалу. При этом он осознает о своих проблемах -устремлен на усовершенствование и развитие в себе конкретных черт характера, особенности поведения. Значимость стандарта оценки идеала возрастает от младшего к старшему подростковому возрасту. Если идеал младшего подростка выражен в виде правил поведения, то для подростка постарше, такой идеал выступает как объединяющая основа жизненных отношений.

Как образование семантической сферы личности, идеал определяет ход усвоения и понимания подростком окружающего мира и самого себя. Развитие самопонимания подростка регламентируется ценностями, формируемыми нравственными идеалами. Выступая фактором развития самопонимания, идеал подростка оказывает влияние на его поведение в фактических жизненных ситуациях [4].

Изучение проблемы развития идеала личности объединяет признание того, что психологическое понимание идеала определяется общей социальной ситуацией, которая формирует условия для развития человека, Периоды значительных общественных модификаций характеризуются пересмотром моральных норм, ценностей, идеалов.

Содержание идеала обуславливается объективными социальными условиями и желаниями личности. Общеизвестно, что нравственный идеал активизирует социальное развитие личности только будучи преобразованным в личный идеал.

На первых порах ребенок копирует поведение окружающих его людей. В отношениях с людьми ребенок принимает «роль» другого (ставит себя на его место), идентифицируется с ним, сознавая при этом его отношение. По мере затруднения игровой деятельности ребенка, круг его «значимых других» увеличивается, а его взаимоотношения становятся с ним более элективными. Это нуждается в сложной внутренней регуляции поведения. Со временем он осваивает совокупность правил, регламентирующих отношения в игре, и ориентируется на не коего обобщенного другого. «Идеальное Я» не просто заключает в себе конкретные социальные элементы, но все оно в целом «есть социальная структура, произрастающая из социального опыта» [2].

В своих работах Кирьякова А.В. отмечает, что в значительной степени концентрирование в осознании процесса самосознания происходит при знакомстве с мнением Л.С. Выготского по данному вопросу. Функции самосознания Выготский обозначал «третичными» функциями, предполагая, что они паронимичны как от социального общения личности и «вторичных» психических функций. Кроме общедоступного общения, на процесс формирования самосознания влияют биологические основы индивидуальности и социальные факторы [3].

Понимание образа «Я» как целенаправленной системы позволило американскому психологу, М. Розенбергу, выделить в нем несколько самостоятельных формальных измерений, которые применяются в эмпирических психологических исследованиях для сравнения степени самосознания у различных людей на всевозможных стадиях его развития. Данные исследования очень важны для педагогической науки, так как позволяют зафиксировать изменения в личности, формирующейся в различных условиях [1].

В.В. Столин выделяет следующие типы самосознания:

- самосознание, основанное на признании поступка и допускающее отрицательную эмоционально-ценностную позицию по отношению к себе (констатация «Я - плохой»). В случае положительного отношения к себе «Я» играет роль индикатора необходимости самопознания и регуляции мотивационной структуры личности, так как субъект пытается завоевать положительное отношение к себе у самого себя при помощи поступков;

- самосознание, основанное на непризнании поступка. Оно исключает отрицательное отношение к себе и сохраняет положительное отношение как самоцель, так как конфликт представлений о себе запускает механизмы защиты «Я» от новой информации о себе. В случае конфликта субъект прибегает к психологической защите через «изоляцию себя от своих поступков», что способствует сохранению положительного отношения к самому себе

[5].

По мнению В.В. Столина, связь расщепления самоотношения с необходимостью защиты «Я» от негативных эмоций и поддержания самоуважения на сравнительно неизменном уровне служит механизмом самоподдержания, «предохранительным клапаном», действующим таким образом, чтобы снижение уровня симпатии не приводило к повышению уровня антипатии.

Проблема «Я» (и процессуальные результаты Я: образ «Я», «Я - концепция», самооценка) остается одной из самых дискуссионных. Нельзя не сделать отсылки к концепту отраженного «Я», являющегося на всех этапах онтогенеза универсальным феноменом самосознания. Субъект развития пользуется отраженным «Я» как средством самопознания, способствующего трансформации структурных компонентов самосознания. Традиционно исследователи указывают на развитие положительной динамики структурных компонентов самосознания личности, сопровождающегося увеличением когнитивной сложности, изменением самооценки в сторону адекватной, регуляцией поведения в направлении социально приемлемого и конструктивного уровня межличностного общения [4].

Прежде всего, это уровень познавательной сложности и разделенности, который измеряется числом и характером воспринимаемых личностью собственных качеств: чем больше личность воспринимает своих качеств, тем выше уровень ее самосознания.

Во-вторых, это уровень выразительности образа «Я», его собственной значимости для индивида. Один человек подвергает анализу свои поступки, целенаправленно формируя себя, у другого самоанализ не развит, он действует, «под лозунгом» побуждения и логики. Разнообразными бывают и объекты мыслей: один больше одержим своей внешностью, другой - умственными способностями, третий - моральным обликом.

В-третьих, это уровень внутренней целостности, планомерности образа «Я». На том основании, что человек видит себя под разными углами зрения, его самосознание всегда заключает в себе противоречия.

Можно, конечно, согласиться с позицией А.В. Кирьяковой, что образ «Я» всегда включает в себя определенный набор составляющих частей, их конкретное содержание и значимость трансформируется в зависимости от психологических и социальных условий. Вместе с тем, человек не просто «узнает», но и динамично формирует себя. Осознание своих способностей меняет не только его самооценку и уровень притязаний, но и сами способности вырабатываются в деятельности [3].

В завершение нужно отметить, что изменение личности на основе присвоения ценностей является центральным этапом процесса ориентации. Здесь происходит осознания себя как личности, как обладателя конкретных ценностей. «Образ - Я» заключает в себе самосознание - самооценку, включает разнообразные впечатления о людях. На данном уровне развития процесса ориентации важно наличие идеального образа, притягательная сила которого позволяет человеку «подняться над собой», мотивируя ставить перед собой более сложные цели [6].

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Издательство «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. -384 с.

2. Дегтярев, Е.В. Роль и значение рефлексии в аксиологическом познании и в формировании системы ценностей человека / Е.В. Дегтярев, Х.С. Вильданов, Г.Б. Вильданова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 32. -С. 21-27.

3. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. - Оренбург: - ОГУ, 2000. - 188 с.

4. Нагой, Ф.Н. Постмодернизм и «ностальгия» по классическому единству мира: проблемы развития современной философии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 3(3). - С. 81-84.

5. Цымбаленко, С.Б. Путешествие в мир информации, или Информационно-коммуникативные процессы меняют мир, общество, человека / науч. ред. А. В. Гагарин. -М.: Изд-во РУДН, 2015. - 118 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.