Научная статья на тему '"ФЕНОМЕН" ПЕРЕОЦЕНКИ ЦЕННОСТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

"ФЕНОМЕН" ПЕРЕОЦЕНКИ ЦЕННОСТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПОДРОСТОК / ЦЕННОСТИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / VALUE ORIENTATIONS / ADOLESCENT / VALUES / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковалевская Т.С., Якимова К.А.

На сегодняшний день в российском обществе происходят изменения, которые трансформировали все сферы деятельности человека. В связи с этим задачи, направленные на переструктурирование общества, требуют грамотного подхода к анализу его главных направлений развития. Таким образом, актуальным является понимание сложной проблематики сознания личности подростков, входящих в особую социально-возрастную группу - молодежь, представляющих собой наиболее энергичную и дееспособную социальную силу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"PHENOMENON" REVALUATION OF VALUES IN ADOLESCENT AGE

Today, Russian society is undergoing changes that have transformed all spheres of human activity. In this regard, tasks aimed at restructuring society require a competent approach to the analysis of its main areas of development. Thus, it is relevant to understand the complex issues of the consciousness of the personality of adolescents who are members of a special social and age group - young people, who represent the most energetic and viable social force.

Текст научной работы на тему «"ФЕНОМЕН" ПЕРЕОЦЕНКИ ЦЕННОСТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.923.2

«ФЕНОМЕН» ПЕРЕОЦЕНКИ ЦЕННОСТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Ковалевская Т.С., студент группы 14-ПСД(с)ПСД, Оренбургский государственный

университет, Оренбург

e-mail: kovalevskaya_tatyanka@inbox.ru

Якимова К.А., студент группы 14-ПСД(с)ПСД, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: yakimova.ru@mail.ru

Научный руководитель: Зубова Л.В., д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности, Оренбургский государственный университет, Оренбург

На сегодняшний день в российском обществе происходят изменения, которые трансформировали все сферы деятельности человека. В связи с этим задачи, направленные на переструктурирование общества, требуют грамотного подхода к анализу его главных направлений развития. Таким образом, актуальным является понимание сложной проблематики сознания личности подростков, входящих в особую социально-возрастную группу - молодежь, представляющих собой наиболее энергичную и дееспособную социальную силу.

Ключевые слова: ценностные ориентации, подросток, ценности, подростковый возраст.

Структура ценностных ориентаций демонстрирует собой специфику отношений к людям, к себе, с которыми индивид взаимодействует, к окружающей среде, образует основу мировоззрения, жизненной концепции и стиля жизни каждой личности.

При исследовании динамики ценностных ориентаций личности следует исходить из ситуации тотального обострения кризиса социальных ценностных систем, что, как уже отмечалось, губительно сказывается на развитии всего комплекса общественных отношений. Смена общественной модели развития, а также постоянно ускоряющийся поток различных инноваций ведет к противоречию между общественными и индивидуальными ценностными системами. Прежние ценностные ориентиры теряют свою значимость, а новые не успевают отвечать требованиям реформированной социальной реальности. Все это приводит к социальной апатии, безразличию и отчуждению от институциональной среды, духовному опустошению.

Важнейшая причина переориентации ценностных ориентиров в сторону материальных заключается в результатах кардинальных преобразований социокультурного пространства, масштаб и уровень которых не позволяют современному человеку охватить все его многообразие, например, в сфере информации и знания. Человек вынужден как бы сжиматься, ему становится проще и удобнее, не обременяя себя высокими значениями и смыслами, конструировать свое бытие, свое жизненное пространство. И как итог, в процессе приспособления к новым условиям человек утрачивает себя как целостность, как индивидуальность.

Ценностные ориентации подростка формируются в ходе его социализации путем пенетрации общественной информации в личный психологический мир ребенка. Образование структуры ценностных ориентаций демонстрирует собой процесс развития личности, и данная структура является средством реализации конкретных общественных целей. Ценностные ориентации значатся ключевым элементом сознания личности, в них

преломляются правовые, политические, нравственные, эстетические, экологические, экономические, концептуальные знания, представления и убеждения [3, с. 53].

Механизм ценностной ориентации осуществляется следующим образом: потребность - интерес - установка - ценностная ориентация. Интерес - это осознаваемая потребность, установка - предрасположенность к определенной оценке на основе общественного опыта, приобретаемого индивидом по отношению к разным общественным явлениям, и стремление поступать согласно этой оценки. Ценностная ориентация расценивается как общая направленность сознания и требования личности [6, с. 25].

Специфичность ценностных ориентаций заключается в том, что данная категория связана с поведением субъекта, руководит этим процессом как осознанным действием. Ценностные ориентации представляют собой структурированную систему ценностных представлений, демонстрирующих субъективное отношение личности к объективным условиям жизни, фактически обуславливают поступки и действия человека, проявляют себя в практической манере поведения. Ценностные ориентации значатся стержневой, характеристикой личности, социальным свойством личности [6, с. 23].

Ценностные ориентации определяются сознанием или подсознанием, возникают в ходе приобретения личного опыта. В организованном состоянии они представляют особую совокупность ценностей, указывающих направленность личности и избирательность ее поведения.

Подростковый возраст значится критическим с позиции формирования личности. На его протяжении обоснованно устанавливается ряд трудных механизмов, доказывающих переход от внешней обоснованности жизни к личностной саморегуляции и самодетерминации. Источник и движущие силы развития в процессе данных изменений перемещаются вглубь самой личности, которая обретает способность к преодолению зависимости ее жизнедеятельности [7].

Как отмечает в своей монографии А.В. Кирьякова - подростковый возраст представляется периодом скорейшего установления ценностей личности. Формирование ценностей базируется на нескольких условиях:

- конкретный уровень умственного развития, способность воспринимать и оценивать достойные нормы и поступки;

- эмоциональное развитие, включая способность к эмпатии;

- накопление личного опыта последующей их самооценки;

- влияние социальной среды.

Именно в подростковом возрасте достигается тот уровень интеллектуального развития, при котором развивается самосознание и формируется жизненный опыт [7].

Многие авторы убеждены, в том, что, ценности раскрываются в поступках и формируются поступками. В частности, по словам И.С. Кона тот человек, который не попадал в сложные жизненные трудности, еще не знает всей силы своего Я [6]. В связи с этим, объективнее говорить о том, что именно в содержании определяется структура ценностей подростка. В отличие от ребенка, принимающего такие правила поведения на веру, подросток начинает осмысливать их условность. Обычная ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет. Помимо этого, разрушение авторитетов значится психологической потребностью, предпосылкой собственного морального и интеллектуального поиска.

Л. Божович считает, что мотивационная область тесно связана с нравственным формированием подростка, которое меняется именно в переходном возрасте. Осознание ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он реализует нравственные поступки в существенных для него ситуациях. Процессы эти важные, поэтому часто поддаются изменениям в сфере нравственности. В данный период существует возможность оказания педагогического влияния, так как из-за недостаточной собирательности нравственного опыта моральные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии [5].

В начале жизни ребенок устанавливает контакт с внешним миром только через родителей, и их понимание, и оценка влияют на восприятие ребенка. Позже колоссальное влияние оказывают школа и сверстники. Впрочем, с расширением самосознания подросток понимает, что его опыт не является единой мерой окружающего. Он обращает внимание на другие ценности. Подросток стремится расширить свои общественные горизонты, познакомиться с иным общественным опытом, получить представления о системах ценностей, на которые ориентируются его ровесники, и обрести собственное видение мира

[4].

Таким образом, специфика существования человека в современном обществе во многом определяется особенностями социально-культурных трансформаций, в том числе и в аксиологической сфере. В аксиологической структуре, как общества, так и человека усилилось влияние потребительской ориентации как основы ценностного отношения к миру. Такое положение не может не вызывать тревогу и требует радикального переосмысления для решения вопросов, имеющих отношение к проблемам противостояния вызовам современного общества, к одному из которых можно отнести чрезмерное материальное потребление.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что коренные социальные преобразования привели в первую очередь к существенным изменениям в ценностной архитектонике современного общества, что повлекло за собой не менее глубокие перемены в структуре индивидуальных ценностей. Анализ динамики трансформаций ценностных представлений, их концептуального содержания, несомненно, свидетельствует о необходимости изменения вектора развития ценностных ориентиров в сторону формирования нового духовного облика человека. Можно ли повлиять на сложившуюся ситуацию и изменить стратегии развития?

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Издательство «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. -384 с.

2. Дегтярев, Е.В. Роль и значение рефлексии в аксиологическом познании и в формировании системы ценностей человека / Е.В. Дегтярев, Х.С. Вильданов, Г.Б. Вильданова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 32. -С. 21-27.

3. Ефимова, О.И. Особенности ценностной структуры подростков / О.И. Ефимова, А.А. Ощепков // Вестник Костромского государственного университета. - 2010. - Т. 16. -№ 4. - С. 177-182.

4. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. - Оренбург: ОГУ, 2000. - 188 с.

5. Нагой, Ф.Н. Постмодернизм и «ностальгия» по классическому единству мира: проблемы развития современной философии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 3(3). - С. 81-84.

6. Юлдашева, М.Р. Ценностная ориентация современной молодежи как аспект саморегуляции экономического поведения // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2013. - № 3. - С. 48-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.