Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОРИЕНТАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ КАК ЦЕННОСТЬ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОРИЕНТАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ КАК ЦЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / HEALTH / VALUE ORIENTATIONS / HEALTH PRESERVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Паварина А.В.

В статье рассмотрена проблема здоровьесбережения с позиций аксиологического подхода. Раскрыта возможность приобщения детей к здоровому образу жизни, ориентированной на здоровье как ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HEALTH ORIENTATION AS A VALUE

The article discusses the problem of health preservation from the standpoint of an axiological approach. The possibility of introducing children to a healthy lifestyle, focused on health as a value, is revealed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОРИЕНТАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ КАК ЦЕННОСТЬ»

УДК 37.013

ФОРМИРОВАНИЕ ОРИЕНТАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ КАК ЦЕННОСТЬ

Паварина А.В., студент группы 15ПО(ба)ДО, Оренбургский государственный университет, Оренбург

е-шаИ: alena.pavarina@mail.ru

Научный руководитель: Иванова В.М., канд. пед. наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики, Оренбургский государственный университет, Оренбург

В статье рассмотрена проблема здоровьесбережения с позиций аксиологического подхода. Раскрыта возможность приобщения детей к здоровому образу жизни, ориентированной на здоровье как ценность.

Ключевые слова: здоровье, ценностные ориентации, здоровьесбережение.

«Мы сокращаем свою жизнь своей невоздержанностью, своей беспомощностью, своим безобразным обращением с собственным организмом» (В. Маяковский).

Каждая новая страница в жизни человека имеет свои характерные особенности. Но, зачастую, именно подростковый период уязвим и неустойчив к различным социальным проблемам, и не всегда может противостоять препятствиям, которые одолевают его.

Этот период довольно проблематичный. К этой поре у подростков уже скопилось достаточно образов, которые закрепились в их психике. В этом возрасте у них меняются взгляды, принципы, образ мыслей, они стремятся быть самостоятельными и независимыми, хотя только учатся и начинают жить «по-взрослому». И собственно, в этот момент происходит переоценка многих ценностей, так как дети стремятся стать взрослыми. Наряду с этим, каждый «взрослый ребенок» двигается по своему индивидуальному маршруту в познании своего внутреннего мира, но и не забывает прислушиваться к мнению окружающих его людей, которые кардинально могут поменять его мировоззрение.

Таким образом, актуальным является анализ структуры ценностных ориентаций подростков в современных условиях развития общества.

За последние годы во всем мире в значительной степени ухудшилось состояние здоровья школьников. «Как сообщается в новом отчёте Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире ежегодно гибнет около 1,2 млн детей и подростков -в ситуациях, которые в большинстве случаев можно было бы предотвратить. Самой распространённой причиной смерти в возрастной группе от 10 до 19 лет в 2015 г. стали дорожно-транспортные происшествия - они унесли жизни более чем 115 тыс. человек. На втором и третьем месте - инфекции нижних дыхательных путей и самоповреждения соответственно». Отсюда видно, что такая важная ценность, как «здоровье», с легкостью выпадает из жизни подростков. Большинство имеют в этом возрасте вредные привычки, но не задумываются о последствиях. Нет той серьезности по отношению в своему здоровью, которая бы напоминала, что здоровье - это наше будущее, его можно легко потерять, но трудно будет вернуть.

Здоровье каждого человека и общества в целом зависит от общего уровня культуры, образования, психологической установки, условий жизни и др. [5].

Разного рода культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям, и каждые социальные группы населения устанавливают, что является ценностью, а что не является [3].

Как известно, семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье ребенок получает знания, необходимые для продолжения жизни в социуме. Семья - один из факторов формирования ценностных ориентаций ребенка. Исходя из этого, знания о здоровье и об отношении к нему подросток получает из детства от родителей. В

современных условиях в системе жизненных ценностей населения здоровье занимает лишь 3 - 4 место [4].

Часто, будучи осведомленными о рисках в отношении тех или иных заболеваний, подростки недооценивают собственный риск. Неосязаемость рисков для здоровья существенно затрудняет возможность оценивать, как сегодняшние действия или образ жизни могут повлиять на здоровье в будущем. Противоречивость убеждений проецируется на сложность формирования мотиваций для совершения конкретных действий по сохранению здоровья. Можно исключить предрасположенность к наследственным болезням, но проблемы со здоровьем, получаемые из-за халатного отношения к нему напрямую зависят от самого подростка и от его приоритетности ценностей.

Но не только семья может повлиять на такой приоритетный выбор. Второй источник -социум - уже - друзья. А точнее, компания (группа), которую выбирает и в которую вступает подросток. Здесь 2 выбора: либо здоровье на одном из первых мест, либо оно не приоритетно. От ценностных ориентиров, провозглашенных в общности, зависит, в общем, состояние его жизни. Здесь уже на главное место встает процесс ориентации личности в мире ценностей этой группы. Этот процесс представляет собой ряд фаз.

I фаза - присвоение ценностей группы личностью. Она обеспечивает создание ценностного «образа мира». То есть, как говорилось выше, подросток выбирает группу с ее ценностными ориентациями и «вливается в нее», присваивая их ценности себе.

II фаза - преобразование личности на основе присвоения ценностей. Этот период характеризуется сосредоточением внимания личности на себе, происходит самопознание, самооценка, формируется образ «Я». Ценности проходят переоценку, дифференцируются, стабилизируются. Подросток становится новым человеком, членом этой «семьи», преобразуется в лучшую или худшую сторону.

III фаза - прогноз, целеполагание, проектирование, что обеспечивает формирование «образа будущего». Происходит согласование, систематизация, выстраивание иерархии, собственной шкалы ценностей, системы ценностных ориентаций личности. Подросток делает упор на привязывание других ценностей, разрушает старые ценностные ориентации и создает новые, «рождается заново» [1].

Таким образом, проходя фазы процесса ориентации личности в мире ценностей, ребенок в подростковом периоде делает выбор, тем самым либо улучшает свою жизнь, либо делает только хуже. Поэтому родителям, педагогам, психологам и др. необходимо помогать, настраивать на верный путь такой ранимый и незащищенный организм, исключая внешние и внутренние факторы негативного воздействия на него.

Можно сказать о том, что дети прислушиваются если не к родителям, то к педагогам и психологам. В связи с этим, последние становятся неким идеалом, определенной правильностью. В этом случае, дабы не навредить и так неустойчивой психике, им следует составлять различные коррекционные программы, проводить беседы, дискуссии на темы здоровья, его значимости в нашей жизни, какую ответственность несет каждый из нас за свое здоровье, и что каждый может сделать для своего здоровья. Начиная контактировать с подростком, педагог должен принимать во внимание его возраст, возрастные особенности, психику, интересы, индивидуальные способности, взаимосвязь и взаимоотношения с родителями и сверстниками, друзьями. Действия и инициатива преподавателя при этом направлены на просвещение подростков, формирование их жизненного опыта и нравственного самовоспитания, стимуляцию положительных и торможение отрицательных поступков. Именно этим целям служат средства и методы нравственного воспитания подростков. К ним относятся все виды труда, учеба, общественная работа, а также игра, изучение литературы, художественная самодеятельность и техническое творчество, спортивная деятельность. Но, следует отметить, что такая просветительская деятельность проходит в малом формате, либо ее вообще, к сожалению, нет.

Если еще раз затронуть аспект отношения подростков к своему здоровью, можно заметить, что они воспринимают это как естественную данность. Подростки очень часто переоценивают свои возможности и считают, что с их здоровьем никогда ничего плохого не произойдет. Эта уверенность позволяет им ставить эксперименты на своем здоровье с помощью экстремальных видов спорта (сноубординг, паркур, скейтбординг). Стоит учесть, что именно в подростковом возрасте главным принципом выступает «крутость». А это в самом прямом смысле удар по здоровью (уличные драки, преступность, алкоголизм, наркомания, токсикомания, попытки суицида, употребление табачных продукций).

Помимо травмоопасного спорта, дети-подростки губят свое и так «убитое» здоровье нездоровой едой. Хотя эта тема актуальна на всех годах жизни каждого человека. Переедание, недоедание, быстрые и сухие перекусы, газировки, еда с огромным количеством различных специй (чипсы, кириешки, сухарики). Так же особенно актуально распитие алкоголя в этом возрасте, который молниеносно разъедает организм изнутри. Конечно, не стоит забывать о тех, кто склонен к спорту, здоровому образу жизни, правильному питанию, но, согласитесь, таковых единицы.

Г.С. Никифоров отмечает, что молодые люди склонны относится к своему здоровью как к чему-то достаточно важному, но абстрактному, не имеющему к ним прямого отношения [2].

Сейчас первостепенна проблема здоровья детей из-за социальных сетей. Во-первых, это порождение зависимости. Во-вторых, нарушение зрительного и слухового аппарата. В-третьих, по данным исследований университета штата Калифорния: чрезмерное использование социальных сетей может быть причиной следующих психиатрических заболеваний: синдром дефицита внимания и гиперактивность, депрессия, ипохондрический синдром, наркомания, половое извращение, телесная дисморфия, нарциссическое расстройство личности, обсессивно-компульсивное расстройство, шизотипическое и шизоаффективное расстройства. Глядя на это, становится страшно за будущее поколение. Но это малость, что влекут за собой социальные сети.

Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы. При общей высокой распространенности этих заболеваний в популяции, дети с явными нарушениями психики не обучаются в школах общего типа. Поэтому среди учащихся преобладают те, у кого нервно-психические расстройства носят пограничный характер. Обычно это астено-невротические и другие дезадаптационные состояния, а также невротические и патохарактерологические отклонения. По некоторым данным, дети и подростки с такими нарушениями составляют до 80% учащихся общеобразовательных школ. Это позволяет считать проблему психического здоровья подрастающего поколения крайне актуальной. Не случайно за последние годы ей посвящены тысячи исследований и несколько крупных конференций в нашей стране и за рубежом, участники которых отмечают заметное неблагополучие в этой сфере охраны здоровья, связанное с проблемами школы.

Тема здоровья, здоровьесбережения детей, взрослых была, есть и будет актуальная всегда! Здоровье - это основа нашей жизни, будущее страны, это будущее здоровое поколение!

Приобщение к здоровью начинается еще задолго до нашего рождения, через маму, ее окружение. Необходимо сразу после рождения заниматься здоровьем каждого ребенка, чтобы не было проблем после, тем самым порождая здоровую личность, здоровую нацию, здоровый мир. Пока не будет решена эта насущная и действительно сложная проблема, мир не будет считать себя в безопасности.

Таким образом, здоровый образ жизни пока не занимает первые места в иерархии потребностей и ценностных ориентаций. Необходимо задуматься каждому человеку о решении этой проблемы, демонстрируя личным примером причастность к ЗОЖ, провозглашать ценность здоровье, и только в этом случае, можно надеяться, что будущее поколение будет развито не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Литература

1. Кирьякова, А.В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. - М.: Дом педагогики, 2009. - 318 с.

2. Никифоров, Г.С. Психология здоровья: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2002. - 256 с.

3. Решетников, А.В. Социология медицины: учебник / А.В. Решетников. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 256 с.

4. Социология: учеб. пособие / Ю. Г. Волков (и др.). - Изд. 2-е, перераб. доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 509 с.

5. Хабибуллин, К.Н. Динамика факторов риска и профилактика здоровья населения / К.Н. Хабибуллин // Социологические исследования. - 2005. - № 6. - С. 140-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.