Научная статья на тему 'СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В МБОУ "ЛИЦЕЙ" Г. АБАКАНА'

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В МБОУ "ЛИЦЕЙ" Г. АБАКАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HEALTH PROTECTION / PHYSICAL HEALTH / MENTAL HEALTH / SPIRITUAL HEALTH / SOCIAL HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыхина Анна Анатольевна, Акатов Михаил Сергеевич

В статье описан опыт работы педагогов лицея г. Абакана по здоровье сбережению школьников. Представлены направления деятельности, формы работы, предполагающие и реализуемые при тесном взаимодействии и сотрудничестве педагогов учащихся и родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лыхина Анна Анатольевна, Акатов Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF WORK ON HEALTH PROTECTION MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION "LYCEUM" OF ABAKAN

The experience of teachers from “Lyceum” of Abakan on health protection is described in this article. Different kinds of activities, forms of work realized at cooperation of teachers, pupils and their parents are presented in the article.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В МБОУ "ЛИЦЕЙ" Г. АБАКАНА»

New York: Harper and Row, 1970.-369 p.

2. Бережнова Е.В. Ценностный аспект позиции педагога учёного к поста-новке проблемы / Е.В. Бережнова //Педагогика. - 2014. № 3. - С. 22-27.

3. Галынский, В.М. Основания развития личности в системе непрерывного образо-вания: структурно-логическая схема / В.М. Галынский, Н.К. Кисель, Ю.В. По-з-дняк [и др.] // Высшая школа, - 2007. № 4.- С. 40-46.

4. Гаспаришвили А.Т. Учитель в эпоху перемен./ А.Т. Гаспаришвили А.Т., А.А. Ионов,В.В.Рязанцев, А.Ю. Смоленцева. - М.:Логос, 2006,176с.

5. Зеер, Э. Ф. Профориентология : теория и практика : учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер, А. П. Павлова, Н. А. Садовникова. - Москва : Академический Проект, 2004. - 188 с.

6. Зотова, О. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуля-ции поведения / О. И. Зотова, М. И. Бобнева // Методологические про-блемы

социальной психологии. - Москва, 1975. - С. 241-254.

7. Леонтьев А.Н. Эволюция психики // Избр. психол. тр. - М.: Моск. пси-хол.-соц. ун-т; Воронеж: МОДЭК, 1999. -410 с.

8. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 320с.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государ-ственного образовательного стандарта дошкольного образования».

www.firo.ru

10. Собкин В.С. Социология дошкольного дет-ства./Е.С.Верясова, А.И. Иванова, К.Н.Скобельцина, В.С.Собкин.- Труды по социологии обра-зования. T.XVII. Вып. XXIX. - М.: Институт социологии образования РАО, 2013. - 168с.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В МБОУ _«ЛИЦЕЙ» Г. АБАКАНА

Лыхина Анна Анатольевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей» г. Абакан

Акатов Михаил Сергеевич

учитель географии МБОУ «Лицей» г. Абакан

SYSTEM OF WORK ON HEALTH PROTECTION MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION "LYCEUM" OF ABAKAN

Lykhina Anna Anatolyevna, Teacher of Russian Language and Literature MBEI "Lyceum" Abakan Akatov Mikhail Sergeyevich, Teacher of Geography MBEI "Lyceum" Abakan АННОТАЦИЯ

В статье описан опыт работы педагогов лицея г. Абакана по здоровьесбережению школьников. Представлены направления деятельности, формы работы, предполагающие и реализуемые при тесном взаимодействии и сотрудничестве педагогов учащихся и родителей. ABSTRACT

The experience of teachers from "Lyceum" of Abakan on health protection is described in this article. Different kinds of activities, forms of work realized at cooperation of teachers, pupils and their parents are presented in the article.

Ключевые слова: здоровьесбережение; физическое, психическое, духовное, социальное здоровье; здоровый образ жизни.

Key words: health protection; physical health, mental health, spiritual health, social health; healthy lifestyle.

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский Одна из задач современного образования - сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить ученику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. ФГОС второго поколения определяет эту задачу

как одну из приоритетных. [1]. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение выступает как одна из составляющих образовательного процесса. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников.

В МБОУ г. Абакана «Лицей» сложилась и реализуется система мероприятий по здоровьесбережению школьников:

Рисунок1. Направления работы по здоровьесбеоежению

В плане воспитательной работы МБОУ «Лицей» отдельно выделено направление «Здоровье», главные идеи которого:

-сохранение собственного здоровья - одна из основных обязанностей;

-образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений;

-социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья;

-воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного оздоровления своего организма;

-стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремления к достижению невозможного.

Ещё одной ключевой позицией является выработка мотивации ребёнка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Волонтерский отряд «Дружинушка» под руководством социального педагога проводит различные мероприятия и акции по пропаганде ЗОЖ.

Ежегодно учащиеся лицея принимают активное участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях разного уровня («Президентские состязания», «Дни здоровья», «Военно-патриотическая игра «Зарница» и др.). Система работы по здоровьесбережению в лицее строится в сотрудничестве с родителями. В сентябре проводится анкетирование. Изучается мнение родителей: что они ожидают от школы, довольны ли организацией учебной, внеклассной деятельности, насколько самостоятельны их дети и как они выполняют режим дня. Аналогичная анкета проводится с учащимися. При анализе обнаруживаются западающие моменты, которые становятся предметом обсуждения. Выдаются рекомендации в связи с возникающими вопросами. Как правило, в середине сентября проводится общешкольное родительское собрание по темам: «Режим дня - одно из условий успешного обучения», «Система психолого-педагогических требований к обучающимся лицея».

Систематически на классных собраниях освещаются вопросы: «Семья в формировании ЗОЖ подростка», «Зрение и компьютер», «Трудности подросткового возраста», «Осторожно: грипп!»

Деятельность педагогов лицея направлена на формирование у обучающихся навыков ЗОЖ через уроки, занятия внеурочной деятельности и внеклассную работу при взаимодействии всех участников образовательного процесса.

В 2013 году учителями русского языка и литера-

туры создан сборник «Методические рекомендации по здоровьесбережению школьников в условиях реализации ФГОС ООО», который был презентован на августовской конференции педагогов города. Методическое пособие содержит теоретическую информацию и практические рекомендации по здоровьесбережению учащихся. В сборник вошли разнообразные методики проведения оздоровительных минуток, динамических пауз, рекомендации для родителей. Для педагогов лицея создана электронная копилка физкультминуток.

Для обеспечения психического здоровья учащихся педагоги учитывают особенности классов, создают благоприятный психологический фон на уроках, используют приемы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу, инициируют разнообразные виды деятельности. Процесс обучения основан на педагогике сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, технологии проектов. Спокойная, доброжелательная обстановка урока положительно влияет на работоспособность учащихся. Учебный процесс организован рационально: расписания уроков и дополнительных занятий составлено в соответствии с СанПиН, используются методы обучения, адекватные возрастным возможностям и способностям учащихся.

В 2013-2014 году учителями русского языка написана программа внеурочной деятельности для пятого класса «Учиться - здоровая привычка», которая учитывает требования ФГОС ООО и направлена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, пропаганду здорового образа жизни. В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно практический характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Программа носит интегративный характер. На занятиях обучающиеся получают возможность углубить знания о здоровом образе жизни посредством лингвистических заданий. Данная программа реализуется в лицее с сентября 2015 года.

Таким образом, выстроенная в лицее система работы по здоровьесбережению формирует у учащихся необходимые знания, умения и навыки ЗОЖ, дает возможность сохранить здоровье за период обучения в школе.

Литература:

1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ от «17» декабря 2010 г. № 1897

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.