Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО И АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ И СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО И АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ И СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЛИЧНОСТНЫЙ АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / HEALTH / HEALTH-SAVING EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PERSONAL ADAPTIVE POTENTIAL / HEALTH-SAVING POTENTIAL / ADOLESCENCE / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Красношлыкова О. Г., Арлашева Л. В., Кошко Н. Н.

Введение. В статье представлена система работы образовательной организации по созданию организационно-педагогических условий, способствующих формированию адаптационного потенциала обучающихся с учетом психологического и психофизиологического компонентов. Методология. Исследования организационнопедагогических условий, способствующих формированию здоровьесберегающего и адаптационного потенциала обучающихся подросткового возраста, проводились в соответствии с разработанной схемой мониторинга, позволяющей оценить показатели здоровья и функциональное состояние организма обучающихся; психофизиологические и личностные характеристики, а также уровень развития мотивационноценностного компонента подростков в динамике экспериментальной деятельности. Результаты. Рассмотрены вопросы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, повышения их учебно-познавательных способностей, формирования социально-профессионального самоопределения средствами актуализации здоровьесберегающего потенциала образовательной организации, личностного адаптационного потенциала педагогов с помощью вовлечения внутришкольных и внешкольных ресурсов при условии партнерского взаимодействия школы, семьи с другими социальными институтами и учреждениями дополнительного образования. Заключение. Показана эффективность используемого комплекса мероприятий, основанного на дифференцированном и индивидуальном подходах, учитывающих биологическую и психологическую зрелость организма подростков, особенности физического и интеллектуального развития, формирования психических функций. Introduction. The article presents a system for creating organizational and pedagogical conditions for the formation of the adaptive potential of students taking into account the psychological and psychophysiological components.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Красношлыкова О. Г., Арлашева Л. В., Кошко Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS FORMATION OF HEALTH-SAVING AND ADAPTATION POTENTIAL OF ADOLESCENTS

Methodology. Studies of the conditions conducive to the formation of health-preserving and adaptive potential of students were carried out in accordance with the developed monitoring scheme. The indicators of health and the functional state of the organism of students were studied; psychophysiological and personal characteristics, as well as the level of development of the motivational-value component of adolescents in the dynamics of experimental activity. Results. The issues of preserving and strengthening health and improving the educational and cognitive abilities of students are considered. The system of formation of social and professional self-determination by means of updating the health-saving potential of the educational organization, the personal adaptive potential of teachers is shown; involvement of intra-school and extra-curricular resources subject to the partnership of the school, the family, with other social institutions and institutions of additional education. Conclusion. The effectiveness of the applied methods was established, taking into account the level of biological and psychological readiness of adolescents, the characteristics of physical and intellectual development, the level of formation of mental functions.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО И АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ И СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ»

УДК/UDC 373.1 Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова,

Л. В. Арлашева, Н. Н. Кошко

E. Kazin, N. Kasatkina, O. Krasnoshlykova, L. Arlasheva, N. Koshko

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО И АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ И СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS FORMATION OF HEALTH-SAVING AND ADAPTATION POTENTIAL

OF ADOLESCENTS

Введение. В статье представлена система работы образовательной организации по созданию организационно-педагогических условий, способствующих формированию адаптационного потенциала обучающихся с учетом психологического и психофизиологического компонентов.

Методология. Исследования организационно-педагогических условий, способствующих формированию здоровьесберегающего и адаптационного потенциала обучающихся подросткового возраста, проводились в соответствии с разработанной схемой мониторинга, позволяющей оценить показатели здоровья и функциональное состояние организма обучающихся; психофизиологические и личностные характеристики, а также уровень развития мотивационно-ценностного компонента подростков в динамике экспериментальной деятельности.

Результаты. Рассмотрены вопросы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, повышения их учебно-познавательных способностей, формирования социально-профессионального самоопределения средствами актуализации здоровьесберегающего потенциала образовательной организации, личностного адаптационного потенциала педагогов с помощью вовлечения внутришкольных и внешкольных ресурсов при условии партнерского взаимодействия школы, семьи с другими социальными институтами и учреждениями дополнительного образования.

Заключение. Показана эффективность используемого комплекса мероприятий, основанного на дифференцированном и индивидуальном подходах, учитывающих биологическую и психологическую зрелость организма подростков, особенности физического и интеллектуального развития, формирования психических функций.

Introduction. The article presents a system for creating organizational and pedagogical conditions for the formation of the adaptive potential of students taking into account the psychological and psychophysiological components.

Methodology. Studies of the conditions conducive to the formation of health-preserving and adaptive potential of students were carried out in accordance with the developed monitoring scheme. The indicators of health and the functional state of the organism of students were studied; psychophysiological and personal characteristics, as well as the level of development of the motivational-value component of adolescents in the dynamics of experimental activity.

Results. The issues of preserving and strengthening health and improving the educational and cognitive abilities of students are considered. The system of formation of social and professional self-determination by means of updating the health-saving potential of the educational organization, the personal adaptive potential of teachers is shown; involvement of intra-school and extra-curricular resources subject to the partnership of the school, the family, with other social institutions and institutions of additional education.

Conclusion. The effectiveness of the applied methods was established, taking into account the level of biological and psychological readiness of adolescents, the characteristics of physical and intellectual development, the level of formation of mental functions.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегаю-щая образовательная среда, личностный адаптационный потенциал, здоровьесберегающий потенциал, подростковый возраст, организационно-педагогические условия.

Keywords: health, health-saving educational environment, personal adaptive potential, health-saving potential, adolescence, organizational and pedagogical conditions.

Введение

Формирование социально адаптированной личности требует организации социально-оздоровительного сопровождения этого процесса в условиях образовательного учреждения с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей обучающихся, создания воспитательной среды, отвечающей потребностям ребенка, насыщения образовательного процесса различными видами деятельности, моделирующими способы адаптивного поведения ребенка в различных ситуациях.

С особой остротой подобная организация необходима в подростковом возрасте, поскольку в пре-пубертатном и пубертатном периодах онтогенеза происходят существенные преобразования в психическом, личностном и нейроэндокринном развитии [10; 13; 19; 20].

Развитие подростков в сенситивные периоды онтогенеза характеризуется незавершенностью формирования устойчивых социальных и личностных компонентов, что совпадает с периодом обучения в основной и средней общеобразовательной школе, и поэтому изучение приспособительных возможностей обучающихся особенно остро ставит вопрос об особенностях данного процесса в трех основных плоскостях: адаптационном опыте, гибкости и чувствительности к изменениям. За счет социально-возрастных изменений эти подсистемы могут в определенной мере компенсировать друг друга и тем самым создавать предпосылки для сохранения адаптационной готовности индивида продолжительное время [1; 2].

Для обучающихся основного и старшего звена школы значимыми факторами «риска» для процесса адаптации являются особенности акцентуаций характера, темперамент, характер межличностных отношений, неуверенность относительно будущей профессии и карьеры и т. д. [16].

Наличие у обучающегося подросткового возраста внутреннего эмоционального напряжения приводит к психосоматическим нарушениям, общей физической ослабленности его организма, проявлению процессов школьной дезадаптации, что неизбежно сказывается на состоянии их физического и психического здоровья: за первые десятилетия XXI в. общая заболеваемость подростков выросла на 24 %; более половины школьников (57,4 %) не соблюдают здоровый образ жизни [14].

С учетом теоретических положений и экспериментальных наблюдений ряда кузбасских исследователей можно с уверенностью утверждать, что углубленное изучение причин нарушения здоровья и адапта-

ции обучающихся подростков должно рассматриваться не только в рамках педагогики, но и с позиций физиологии, психофизиологии, педагогической, медицинской и социальной психологии, гигиены, дефектологии и педиатрии [5; 6; 8; 9; 18].

Мы считаем, что различные компоненты здоровья следует рассматривать как базисные основания для формирования социально-адаптивного поведения, позволяющего актуализировать адаптационный потенциал обучающихся, наращивать функциональные внутренние (возрастные, гендерные, типологические) ресурсы и учитывать особенности воздействия социально-образовательной среды на индивида.

Создание организационно-педагогических условий на основе использования здоровьесберегающих технологий, способствующих формированию ресурсных возможностей развития личности обучающихся, является неотъемлемым компонентом повышения качества образования в современной школе.

Методология

Исследования проводились в 2017-2019 гг. на базе МБОУ СОШ «Старопестеревская» Беловского района Кемеровской области по созданию организационно-педагогических условий формирования здоровье-сберегающего и адаптационного потенциала обучающихся подросткового возраста.

При этом учитывалось, что между детьми 12-13 лет и 14-16 лет выявляются существенные различия. Дети старше 14 лет обладают некоторой стабилизацией культурных интересов и внешней половой состоятельностью; в этот период актуальным является стремление выделиться, быть самостоятельным, но в то же время нарастает стремление к отождествлению с взрослыми.

Подросток начинает осознавать себя на пороге самостоятельной жизни, а главные новообразования юности - демонстрация готовности к самоопределению, появление жизненных планов. В способности к познанию себя, в общении с другими люди в этом возрасте подростки оценивают себя и других с позиций усвоенных норм, уточняя и обобщая эти критерии.

Образовательная инфраструктура Кузбасского региона всех уровней позволяет формировать адаптационный потенциал обучающихся, реализуя такие направления организаций образовательной деятельности, как:

- организация воспитательно-образовательного процесса, ее формы - уроки, уроки-исследования, лабораторные и практические работы, уроки защиты

проекта, лекции, конференции, семинары, индивидуальная работы с обучающимися; на каждом уровне обучения внедрялись программы классных руководителей и педагогов-предметников, интегрирующие тему формирования социальной адаптации в урочную и внеурочную деятельность;

- обеспечение деятельности во внеурочное время через факультативы, спецкурсы, предметные недели, олимпиады, спортивные секции, дни здоровья и прочее (учреждения дополнительного образования);

- научно-исследовательская работа обучающихся - написание и защита рефератов, организация работы по исследовательским проектам, научно-практические конференции, написание и защита программ по вопросам социальной адаптации [16; 17].

Одним из основных организационно-педагогических условий формирования здоровьесберегаю-щего и адаптационного потенциала младших и старших подростков является осуществление мониторинга, направленного на прогнозирование вероятных изменений приспособительных возможностей, состояния здоровья детей, характера формирования динамической системы ценностных ориентаций личности с последующим проведением (на основе полученных результатов) соответствующих психолого-педагогических корректировочных медико-физиологических мероприятий с целью обеспечения успешной учебной деятельности при ее минимальной физиологической стоимости.

Использование в системе мониторинга комплекса автоматизированных программно-технических средств («Статус-ПФ», «Орто+», «Школа - адаптация - здоровье»), модифицированных рядом авторов [5; 6; 11], позволяет, на наш взгляд, оценить уровень сформированности адаптационного потенциала обучающихся, а также факторов, способствующих или препятствующих формированию данного процесса с помощью комплекса методик:

- метода диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (основан на опроснике Ч. Д. Спилбергера);

- многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность» (разработан А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным);

- методики стресс-совладающего поведения (разработана Д. Амирханом);

- методики выявления явной тревожности (А. М. Прихожан);

- опросника агрессивности Басса - Дарки, позволяющего выявить различные формы агрессивных и враждебных реакций;

- методики «Ценностные ориентации» М. Рокича;

- автоматизированной программы «Status», которая позволяет оценить нейродинамические особенности личности, включая:

- простую зрительно-моторную реакцию (ПЗМР);

- уровень функциональной подвижности нервных процессов (УФП НП);

- реакцию на движущийся объект (РДО);

- теппинг-тест.

Для объективной оценки функционального состояния организма нами также использован автоматизированный комплекс "ORTO Express", который на основании анализа вегетативного статуса организма позволяет выделить группы:

- по функциональному состоянию организма (удовлетворительная адаптация, напряжение функциональных регуляторных систем организма, неудовлетворительная адаптация);

- по типу регуляции: жесткая (симпатикотония), мягкая (ваготония), смешанная (эйтония) [7].

Интегральная оценка результативности актуализации личностного здоровьесберегающего и адаптационного потенциала обучающихся подростков включала анализ компонентов социально-психологической адаптации и регуляторно-поведенческих особенностей психовегетативной регуляции младших и старших подростков на основе мониторинговых исследований физиологических, психолого-поведенческих параметров, индивидуальной и социальной траектории развития обучающихся основной школы.

Адаптационный потенциал подростков идентифицировался по следующим показателям:

- исходный вегетативный тонус;

- психодинамические и нейродинамические характеристики;

- адаптация и дезадаптация;

- принятие себя и других;

- эмоциональный комфорт;

- внешний и внутренний контроль своего поведения;

- уровень познавательной активности, тревожности и гнева;

- копинг-стратегия поведения в стрессовых ситуациях;

- уровень школьной тревожности;

- агрессивность и враждебность.

Выявленные в ходе этих исследований психолого-

физиологические особенности школьников (познавательная мотивация учения и положительное эмоциональное отношение к нему, способность регулировать свое взаимодействие со средой деятельности

(с учетом оценки поведенческой регуляции), коммуникативные способности и уровень моральной нормативности; уровень личностной тревожности, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности; основа отношения к окружающему миру, другим людям, самому себе) могут служить базисной основой для адекватной оценки уровня сформированно-сти личностного и здоровьесберегающего потенциала младших и старших подростков.

На основании разработанного методологического подхода выделены высокий, средний и низкий уровни личностного адаптационного потенциала младших и старших подростков.

Мониторинг эффективности программно-методического обеспечения урочной и внеурочной деятельности и факторов, способствующих наращиванию внутренних и внешних ресурсов воспитательно-образовательного процесса, является стержневой системой управления процессом формирования здо-ровьесберегающего и адаптационного потенциала субъектов образования.

Проведенное нами мониторинговое исследование позволило выделить три его основных этапа: аналитический, технологический и корректировочный.

Аналитический этап мониторинга направлен на оценку показателей здоровья обучающихся, социально-психологических, адаптивных и функциональных возможностей педагогического коллектива средней общеобразовательной организации.

В рамках технологического этапа оценивалось влияние комплекса организационно-педагогических, социально-педагогических технологий, используемых в ходе урочной и внеурочной деятельности, на формирование здоровьесберегающего и адаптационного потенциала младших и старших подростков.

Анализ проведения урока осуществлялся с позиции психолого-педагогических требований к здоро-вьесбережению в соответствии с «Методическими рекомендациями» (по материалам книги Н. К. Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе», 2005) [17].

Здоровьесберегающая и здоровьеинформирую-щая деятельность школы с обучающимися подростками реализуется в рамках внеурочной деятельности, в процессе информационно-образовательной, спортивно-оздоровительной, профилактической, антинаркотической деятельности.

Работая по программам организации внеурочной деятельности, мы совместно с коллективом педагогов, психологов, медиков школы ориентировались

на то, что к базовым условиям успешной социализации в условиях внедрения ФГОС относятся:

- состояние психического здоровья обучающихся;

- наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);

- создание благоприятных условий для протекания процесса социализации обучающихся, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;

- обеспечение тесного взаимодействия педагогов и родителей;

- организация психолого-педагогического мониторинга в динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;

- построение отношений партнерского сотрудничества и готовности работать в социально ориентированном процессе.

Эта деятельность формирует необходимые навыки социальной практики, сотрудничество с окружающим социумом - ученики школы ежегодно реализуют социальные проекты: муниципальный конкурс детского общественного объединения «Лидер XXI века», муниципальный конкурс детского общественного объединения «Лидер ученического самоуправления», муниципальный конкурс «Ученик года».

Следует обратить особое внимание на то, что формирование здоровьесберегающего и адаптационного потенциала обучающихся подросткового возраста невозможно без привлечения родителей к воспитательно-образовательному процессу, поскольку семья, как первичная воспитательная ячейка, должна прививать навыки здорового образа жизни, способствовать повышению стрессоустойчи-вости развивающегося индивида к неблагоприятным средовым факторам [3; 17].

Повышение воспитательного потенциала семьи обеспечивается обсуждением со специалистами на родительских собраниях по таким темам, как «Этот трудный подростковый возраст» (7-й класс), «Всегда ли мы понимаем своих детей» (8-й класс), «Здоровье и профессиональный выбор» (9-й класс).

Возможности самореализации в системе «урочная - внеурочная деятельность» увеличиваются в связи с активным включением школьников, педагогов, родителей в сетевое сообщество - открытую мобильную сеть социальных общностей, осуществляющих краткосрочную либо стратегическую инициативную деятельность, ориентированную на реализацию актуальных потребностей детей и взрослых, объединенных общепризнанными целевыми установками, принципами организации деятельности, еди-

ным информационным пространством и расширением доступа к организационным, материальным и информационным ресурсам по формированию здорового и безопасного образа жизни.

Иллюстрацией функционирования в школе интегрированной модели урочно-внеурочной деятельности является реализация в тесном взаимодействии и сотрудничестве с родителями и социальными партнерами (СДК «Горняк», СДК п. Снеженский, СДК с. Заринское, МБУК МЦБС Беловского муниципального района, Детской школой искусств № 30, Детской художественной школой г. Белово), способствующей актуализации личностного адаптационного потенциала обучающихся основной школы.

В процессе формирования адаптационного потенциала младших и старших подростков особое внимание в основном и среднем сегментах школы уделяется социально-профессиональному самоопределению, начиная с 8-го класса, когда школьниками осознаются интересы, способности, ценности, связанные с выбором профессии, определением места в жизни.

Профессиональная ориентация направлена на систематизацию знаний о мире профессий с точки зрения целей и условий труда, знакомство с психологическими основами профессионального выбора. Важное место при этом придается просветительской работе, в процессе которой подростки овладевают знаниями о доступных им профессиях; осуществляется целенаправленное формирование у обучающихся необходимого объема знаний о профессиях с учетом региональных условий [18].

Особое внимание педагоги уделяют значимости профессии в городе близкого проживания, результатам труда, их необходимости для окружающих, используя при этом краткий опросник «Я познакомился с профессией...», «Люди, занимающиеся этой профессией, выполняют следующую работу.», «Эта работа важна для нашего города, так как.».

Старшим подросткам (учащимся 9-х классов) необходимо совершить первичное профессиональное самоопределение (быть готовыми к выбору профиля обучения в 10-м классе, а также вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы). Выбор профиля обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся, которому способствуют:

- занятия по программе О. Н. Рудяковой «Развитие коммуникативных и лидерских качеств личности» [15];

- викторина «Остров профессий» (разработка Н. И. Еременко «Программа психологического сопро-

вождения профильного обучения») [4]. Цель занятия: поддерживать интерес к различным профессиям, способствовать самостоятельности выбора;

- занятие «Найди себя в мире профессий» (9-й класс), турнир «Клуб знатоков профессий». Цель: расширить представления о мире профессий, развить умение работать в группе.

Для лиц, относящихся к данной группе, в школе используется программа «Как научиться выбирать профессию?» О. Г. Филимонова, целью которой является самопознание, осмысление жизненной перспективы, формирование навыков принятия решений, самоопределения на основе проведения диагностических процедур (методика Е. Е. Климова «ДДО», «Профессиональные склонности», «Тип мышления», «Карта интересов» в модификации Г. Резапкиной, «Профессиональные предпочтения» Дж. Холланда, диагностика личностных характеристик «Человечки» Э. Махони, модификация Г. Резапкиной), личностный опросник Г. Айзенка, «КОС» в комплексе с игровыми упражнениями для профессионального самоопределения старших подростков.

Параллельно с данной работой проводится комплекс мероприятий с родителями учащихся:

- родительские собрания «Выбираем профессию», «Выбор учебного заведения»;

- деловая игра для старшеклассников и их родителей «Кем быть? Или не быть?»;

- анкетирование «Перспективные профессии и ориентации учащихся»;

- внеклассное мероприятие «Ярмарка профессий»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- социально-психологическая игра «Выжить в пустыне» (10-й класс);

- тренинг «Успех в профессиональной деятельности человека» (11-й класс). Цель: уточнение представлений о профессиональном успехе, карьерном росте человека.

Корректировочный этап мониторинга демонстрирует эффективность организации психолого-педагогической помощи школьникам, не определившим окончательно свой социально-профессиональный выбор, осуществляемый с учетом их функциональных возможностей, а также внутренних или внешних ресурсов внеурочной деятельности.

Результаты

Результаты аналитического этапа мониторинга динамики медицинских показателей обучающихся подростков в Старопестеревской СОШ позволяют сделать вывод, что число болевших школьников за два учебных года и в абсолютных цифрах, и в про-

центном отношении от общего числа обучающихся достоверно уменьшилось, что особенно наглядно демонстрируют показатели по таким нозологическим группам, как болезни органов пищеварения и зрительного аппарата.

О значительных позитивных качественных изменениях функционального состояния обучающихся свидетельствуют следующие количественные характеристики групп здоровья: если в 2017/18 уч. г. из 276 обучающихся к первой группе здоровья относились 20 % от общего числа респондентов, ко второй группе - 76 %, к третьей - 4 %, то в течение последующего учебного года первую группу составили 51 %, вторую - 49 %, а подростков, относящихся к третьей группе, не было зарегистрировано.

Для эффективной здоровьесберегающей деятельности педагогов образовательной организации одним из главных условий является создание в ней благоприятного социально-психологического климата, включающего систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); общий стиль совместной трудовой деятельности; интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.

В результате проведенного анкетирования по опроснику К. Томаса «Стиль конфликтного поведения» 32 педагогов от 25 до 60 лет выявлено, что:

- 28 % опрошенных в конфликтной ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяют интересы обеих сторон; в возрасте от 31 до 40 лет отсутствует такая форма поведения, как сотрудничество;

- 50 % из числа респондентов в конфликтной ситуации находят компромисс; участники в возрасте от 25 до 40 лет в конфликтных ситуациях достигают соглашения путем взаимных уступок;

- 3 % педагогов в возрасте от 50 до 55 лет в конфликтной ситуации уклоняются, у них отсутствует стремление к кооперации и демонстрируется тенденция к достижению собственных целей;

- 19 % опрошенных (6 человек) в возрасте от 30 до 40 лет и от 50 до 55 лет стремятся принести в жертву собственные интересы ради другого, то есть для них характерна такая форма поведения, как альтруизм.

Оценка степени включенности учителя в профессию нами была проведена на основе анкеты «Оценка профессиональной направленности личности учителя» и позволила выявить структуру личности различных педагогов школы: коммуникатор, предметник, организатор, интеллигент:

- учитель-«коммуникатор» (16 %) отличается экстравагантностью, низкой конфликтностью, доброже-

лательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям. Он реализует свои воспитательные воздействия на основе совместимости с учеником, поиска точек соприкосновения в личной жизни;

- для учителя-«предметника» (12 %) - рационалиста, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни - более характерно воспитание ученика средствами изучаемого предмета и путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т. д.;

- учитель-«организатор» (28 %), нередко является лидером не только у ребят, но и всего педагогического коллектива, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий, поэтому результат его воздействия скорее всего обнаружится в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т. д.;

- учитель-«интеллигент», или «просветитель» (44 %) отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности, неся ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.

С помощью теста «Как Ваше здоровье?» (Л. Москвина, 1996) нами были получены данные о состоянии здоровья педагогов по основным шкалам физического, психологического, духовного, социального и экологического здоровья: 62 % ведут здоровый образ жизни, их здоровье не внушает опасения; 38 % опрошенных педагогов необходимо пересмотреть свое отношение к собственному здоровью, обратить внимание на питание, повышение своей физической активности.

По итогам проведенных диагностик был определен уровень личностного здоровьесберегающего потенциала педагогов, который почти у 80 % обследованных достигал высоких и средних значений (табл. 1).

Таблица 1

Уровень личностного потенциала педагогов МБОУ «Старопестеревская СОШ»

Уровень личностного потенциала педагогов Кол-во баллов Доля педагогов (чел.)

Высокий От 32 баллов и выше 28 % (9 чел.)

Средний От 29 до 31 балла 50 % (16 чел.)

Низкий До 28 баллов 22 % (7 чел.)

В рамках технологического этапа мониторинга, направленного на оценку эффективности работы учителей на уроке с позиции здоровьесбережения, нами в МБОУ «Старопестеревская СОШ» были посещены уроки биологии в 10-м классе, математики в 5-м классе, русского языка в 8-м классе с последующим ознакомлением педагогов с анализом урока, оценкой его эффективности, выводом и рекомендациями к проведению урока.

Анализ уроков с позиций здоровьесбережения по схеме, предложенной Н. К. Смирновым, на основании балльной оценки позволяет охарактеризовать, насколько уроки соответствуют критериям здоровье-сбережения:

- эффективность урока (количество набранных баллов - 100 %)/32;

- если больше 70 % - урок соответствует критериям здоровьесбережения;

- от 50 до 70 % - урок частично соответствует критериям здоровьесбережения;

- менее 50 % - урок не соответствует критериям здоровьесбережения.

В соответствии с классификацией все посещаемые уроки частично соответствуют критериям здоровьесбережения (50-66 %): педагоги-предметники различного профиля широко реализуют на уроке в оптимальном соотношении общедидактические и специфические принципы и методы использования на уроках педагогических средств здоровьесберегающей направленности (физкультминутки, игры, эмоциональные разрядки); обеспечивают вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

По результатам проверки были сформулированы рекомендации учителям-предметникам и классным руководителям относительно соблюдения требований СанПин, поддержания спокойной психоэмоциональной обстановки в классах, способах управления вниманием обучающихся за счет образности и эмоциональности речи, смены интонации, новизны речевых форм педагогов, смены видов деятельности школьников.

Вместе с тем очевидно, что во время уроков невозможно удовлетворить все потребности обучающихся в познавательной и исследовательской деятельности, и поэтому внеурочная работа во взаимосвязи с учебной, по нашему мнению, служит тем действенным средством и инструментом, который мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.

Сравнительный анализ занятости обучающихся во внеурочное время, проводимый нами в школе, сви-

детельствует о положительной динамике массового участия школьников в социально значимой деятельности и о том, что данная система реализует потребности подростков и предлагает востребованные клубы «Юный инспектор дорожного движения» и «Дружина юных пожарных»; обучающиеся неоднократно являлись победителями муниципальных конкурсов и защищали честь района на областных соревнованиях.

В течение многих лет на базе школы действуют волонтерский отряд «Пульс» и тимуровский отряд: волонтеры ведут огромную работу по формированию гражданской грамотности обучающихся и сельского населения (развешивают листовки, призывающие к сохранению чистоты окружающей среды), обеспечивают духовно-нравственное единство в школе, сохраняют славные боевые и трудовые традиции малой родины.

Достаточно высока эффективность обучающихся основной и средней школы, посещающих спортивные кружки - в муниципальных и областных соревнованиях обучающиеся в школе по различным видам зимнего и летнего видов спорта занимают места в тройке призеров; на муниципальном этапе областной олимпиады школьников «Здоровое поколение» в 2018/19 уч. г. обучающиеся школы заняли первое место среди 10-х классов, второе место - среди 9-х, 11-х классов.

О результативности данной работы можно судить по значительным позитивным сдвигам в отношении к ценности здоровья, о чем свидетельствует динамика качественного изменения состава физкультурных групп - в 2018-2019 гг. в три раза возросло число школьников, занимающихся общей физической подготовкой, и не регистрируются лица, занимающиеся во вспомогательной группе или освобожденные от физкультуры.

На наш взгляд, еще более результативной с точки зрения реализации ресурсов муниципального образовательного пространства для достижения успешности учебно-познавательной деятельности, формирования ценностных ориентаций, социально-адаптивного поведения индивида в целом является разработанная нами интегрированная модель урочной, внеурочной, воспитательной сфер образовательного процесса, реализуемая классным руководителем по следующим направлениям (табл. 2).

Нами в 2014-2016 гг. совместно с А. С. Шинка-ренко [21] составлены рабочие программы тематического планирования основ ЗОЖ и безопасности жизнедеятельности и программа согласования, касающаяся особенностей организации интегративного урока по формированию безопасного и здорового образа

Таблица 2

Модель интегрированной урочной, внеурочной и воспитательной деятельности

Направления деятельности классного руководителя Предметные области Направления развития личности во внеурочной деятельности Направленности программ дополнительного образования детей Межведомственное взаимодействие(ресурсы муниципального воспитательного пространства)

Природа. Воспитание экологической культуры, экологически безопасного образа жизни

Экологическое воспитание Биология, география, экология Экологическое (экологические проекты, экскурсии и др.) Эколого-биологическая Пространство взаимодействия с природой (зоопарк, ботанический сад, скверы, зверофермы и др.)

Здоровье. Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Здоровьесберегающее воспитание Биология (Человек), ОБЖ, физическая культура Спортивно-оздоровительное (спортивные праздники, проекты по ЗОЖ и др.) Физкультурно-спортивная Спортивно-туристическое пространство (спорткомплекс, лыжная, туристическая база и др.)

Культура. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Патриотическое и гражданско-правовое воспитание Обществознание, история Общекультурное направление (краеведческие исследования, проекты, праздники) Музейно-краеведческая Музейно-краеведческое пространство (музеи, библиотеки и др.)

Сообщество. Воспитание социальной ответственности, нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Социальное воспитание Обществознание, языки, литература Социальное (досуговые, социальные проекты и др.) Социально-педагогическая Пространство общения (клубы по интересам, досуговые центры, общественные объединения)

жизни школьников на основе структурирования межпредметных функциональных связей курса ОБЖ с предметами естественно-научного и гуманитарного циклов, которая реализуется по следующим направлениям деятельности:

Информационно-образовательная деятельность -уроки здоровья, классные часы, родительские собрания, педсоветы по проблемам ЗОЖ, лекции специалистов соответствующего профиля.

Спортивная и оздоровительно-профилактическая деятельность в образовательной организации осуществляется на основе реализации как внутришколь-ной системы физкультурно-оздоровительной работы (спортивные секции волейбола, баскетбола, хоккея), так и посредством социального партнерства с СДК «Горняк» (танцы, секции вольной борьбы, настольного тенниса, гиревой спорт). В зимний период активно используется ледяной каток для занятий фигурным катанием, хоккеем.

Антинаркотическая и профилактическая деятельность - в образовательной организации систематически проводятся классные часы по профилактике употребления ПАВ: «Нет вредным привычкам» (5-7-й классы), «Нет наркотикам!» (8-11-й классы); организо-

вана работа педагога-психолога по проведению занятий по темам «С кем поведешься, от того и наберешься» (6-й класс), «Тренинг общения в ситуациях просьбы и отказа» (7-й класс), «Эмоции правят мной или я ими?» (8-й класс), «Я среди людей» (10-й класс) и тренингов «Умей противостоять зависимостям!» (9-й класс), «Я и наркотики: мое отношение к наркомании» (9-й класс).

В процессе корректировочного этапа мониторинга нами выявлялась возможность актуализации адаптационного потенциала обучающихся с недостаточным уровнем сформированности социально-профессиональной адаптации на основе дифференцированного обучения.

С целью изучения уровня адаптивных возможностей индивида авторы исследования проанализировали поведенческую регуляцию, коммуникативные качества, моральную нормативность, личностный потенциал социально-психологической адаптации подростков с помощью многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность» [12].

В ходе исследования были выявлены обучающиеся с различными приспособительными возможностями: - первая (53 %) и вторая (29 % от числа обследованных) группы - лица с удовлетворитель-

ными адаптационными способностями, которые легко приспосабливаются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию поведения и социализации; как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Функциональное состояние лиц этих групп в период адаптации остается в пределах нормы,работоспособность сохраняется.

Школьники третьей группы (18 %) с функциональным нарушением характеризуются наличием признаков с различными акцентуациями, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Успех адаптации во многом зависит от внешних условий среды, поскольку эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Процесс социализации осложнен, возможны асоциальные срывы, проявление агрессивности и конфликтности; функциональное состояние на начальном этапе адаптации может быть нарушено, и поэтому лица этой группы требуют постоянного психолого-педагогического контроля.

Для выявления влияния различных моделей внеурочной деятельности (инновационно-образовательной, дополнительного образования) на уровень социализации младших школьников в возрасте 12-13 лет и старших школьников в возрасте 14-16 лет в школе было проведено обследование, в ходе которого выделено 3 группы: 1-я группа - обучающиеся, которые задействованы во внеурочной деятельности школы; 2-я группа - обучающиеся, активно посещающие внешкольные клубы, секции по своим интересам и способностям, 3-я группа - школьники инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Показано, что младшие подростки, занятые во внеурочной деятельности в рамках школьного учебного плана, отдают наибольшее предпочтение развлечениям (приятному необременительному времяпрепровождению) и отсутствию обязанностей, уверены в себе (внутренней гармонии), свободны от внутренних противоречий и сомнений, здоровы (физически и психически). Опрос подростков по методике М. Рокича «Ценностные ориентации» показал, что младшие подростки, занятые внеурочной и внешкольной деятельностью, уделяют значительное внимание творчеству, познанию (возможности расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальному развитию), а также продуктивности жизни (максимально полному использованию своих возможностей, сил, способностей).

Результаты проведенного исследования позволили выявить у младших подростков высокий уровень социально-психологической адаптированно-сти по всем показателям независимо от формы внеурочной деятельности: они без затруднений устанавливают контакты, адекватно оценивают и принимают других людей, по отношению к себе склонны к самоанализу, что в совокупности обеспечивает хорошую адаптированность в социуме.

Школьники старшего подросткового возраста, задействованные только во внеурочной деятельности своей образовательной организации, при сопоставлении с обучающимися, использующими внешкольные ресурсы, демонстрируют на 50 % более низкий уровень поведенческой регуляции; характеризуются конфликтностью, низкой нервно-психической устойчивостью к стрессорным воздействиям.

В отличие от младших школьников, старшие подростки, занятые как внешкольной внеурочной деятельностью, так и внеурочной деятельностью только в рамках школьного учебного плана, отдают предпочтение рационализму (умению здраво и логично мыслить, принимать обдуманные рациональные решения; ответственности, исполнительности, дисциплинированности), образованности, независимости (способности действовать самостоятельно и решительно).

Старшие подростки, которые активно используют внешкольные формы деятельности (клубы, секции по своим интересам и способностям), демонстрируют высокую адекватную самооценку и восприятие действительности, высокий уровень по шкалам «принятие себя», «контроль» и «доминирование» при сопоставлении с обучающимися, которые используют только ресурсы внеурочной деятельности школы; они умеют соглашаться, переубеждать и приходить к компромиссу или уступке в принятии группового решения; проявляют уверенность в себе, последовательность, настойчивость в достижении поставленной цели.

Лица, постоянно использующие внешкольные формы деятельности по своим интересам и способностям, легко адаптируются к новым условиям, быстрее входят в новый коллектив, адекватно ориентируются в ситуации, вырабатывают стратегию своего поведения и социализации, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью, характеризуются нормальным функциональным состоянием, высоким уровнем социально-психологической адаптации и работоспособности.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), вне зависимости от используемой

модели внеурочной деятельности, способны адекватно оценивать свою роль в коллективе, ориентируются на соблюдение общепринятых норм поведения; они адекватно воспринимают себя и свои социальные связи; комфортно чувствуют себя в той среде, где непосредственно происходит большинство их контактов с новыми людьми.

Для выявления зависимости между факторами семейного воспитания, уровнем социализации обучающихся (младших и старших подростков) с различными регуляторно-поведенческими характеристиками мы провели комплекс диагностических исследований школьников седьмого и десятого классов МБОУ «Старопестеревская СОШ».

В целях определения типологии семей диагностируемых подростков выявлялись две группы обучающихся - группа с обычным жизненным статусом (полные семьи) и лица с особенным жизненным статусом (неполные семьи).

По результатам диагностирования можно констатировать, что все подростки, не зависимо от социального статуса, имеют высокий уровень по шкале «принятие себя», которая определяет степень удовлетворенности личности своими характеристиками и уровень адекватной самооценки. По шкале «доминирование» все диагностируемые подростки демонстрируют средний уровень стремлений к лидерству, руководству в решении задач.

Группа старших и младших подростков с особым жизненным статусом характеризуется более высоким уровнем по шкале «внутренний и внешний контроль», чем подростки с обычным жизненным статусом; у них

проявляется ответственность за события, происходящие в жизни, они в большей мере принимают ответственность на себя, что говорит о наличии у них выраженного внутреннего контроля.

Установлено, что у старших подростков в группах и с обычным и с особенным семейным жизненным статусом преобладает стратегия разрешения проблем (50 %) - это активная поведенческая стратегия, при которой используются все имеющиеся у учащихся личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

У младших подростков из неполных семей преобладает стратегия «разрешение проблем», тогда как у школьников с обычным жизненным статусом в равной степени реализуются стратегии «разрешение проблем» и «стремление уйти от решения проблем» (избегания). Возможно, полученные результаты указывают на то, что более жесткие условия жизнедеятельности в неполной семье способствуют активизации активных, совладаю-щих с трудностями, поведенческих стратегий.

Полученная информация активно используется для составления рекомендаций педагогам, классным руководителям и родителям в целях повышения эффективности урочной и внеурочной деятельности.

По итогам комплексной балльной оценки уровня сформированности личностного адаптационного потенциала обучающихся основной школы нами разработаны критерии, согласно которым высокому уровню соответствует 3 балла, среднему - 2 балла, низкому - 1 балл, и рассчитан суммарный средний балл личностного потенциала младших и старших подростков (табл. 3).

Таблица 3

Личностный потенциал младших и старших подростков

Название методики Показатели Уровень

Высокий Средний Низкий

Мл. Ст. Мл. Ст. Мл. Ст.

Количество баллов (количество человек)

Шкала социально-психологической адаптированности (СПА) Адаптация и дезадаптация 48 (16) 27 (9) 8 (4) 14 (7) - -

Принятие себя 60(20) 39 (13) - 6 (3) - -

Принятие других 48 (16) 27 (9) 8 (4) 14 (7) - -

Эмоциональный комфорт 48 (16) 24 (8) 8 (4) 16 (8) - -

Внутренний и внешний контроль 54 (18) 24 (8) 4 (2) 16 (8) - -

Доминирование 18 (6) 15 (5) 20 (10) 22 (11) 4 (4) -

Итого (средний балл) 50 26 8 15 0,7

Метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Уровень познавательной активности, тревожности и гнева 42 (14) 12 (4) 12 (6) 22 (11) - 1 (1)

Итого (средний балл) 42 12 12 22 - 1

Окончание таблицы 3

Название методики Показатели Уровень

Высокий Средний Низкий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мл. Ст. Мл. Ст. Мл. Ст.

Количество баллов (количество человек)

Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» Поведенческая регуляция 33 (11) 24 (8) - 16 (8) 9 (9) -

Коммуникативный потенциал 36 (12) 39 (13) 16 (8) 6 (3) - -

Моральная нормативность - - 32 (16) 28 (14) 4 (4) 2 (2)

Личностный адаптационный потенциал 12 (4) 21 (7) 40 (20) 12 (6) 6 (6) 3 (3)

Итого (средний балл) 20,25 21 22 15,5 4,75 1,25

Методика стресс-совладающего поведения Поведение в стрессовых ситуациях 24 (8) 30 (10) 12 (6) 10 (5) 6 (6) 1 (1)

Итого (средний балл) 24 30 12 10 6 1

Методика по выявлению явной тревожности Уровень школьной тревожности 18 (6) 24 (8) 20 (10) 14 (7) 4 (4) 1 (1)

Уровень самооценочной тревожности 21 (7) 30 (10) 18 (9) 8 (4) 4 (4) 2 (2)

Уровень межличностной тревожности 24 (8) 24 (8) 12 (6) 12 (6) 6 (6) 2 (2)

Итого (средний балл) 21 26 17 17 5 1,7

Опросник агрессивности Басса- Дарки Агрессивность 60 (20) 48 (16) - - - -

Враждебность 42 (14) 45 (15) 12 (6) 2 (1) - -

Итого (средний балл) 51 46,5 6 1 - -

Общий результат (средний балл) 35 27 13 13 2,7 0,8

Уровень личностного потенциала обучающегося

Младший подросток Суммарный (средний) балл 50,7 Высокий

Старший подросток Суммарный (средний) балл 41 Средний

Результативность проведенных нами в образовательной организации мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса, судя по отсутствию среди школьников лиц с низким уровнем адаптационного потенциала, свидетельствует, что организация педагогической деятельности на основе использования сис-темно-деятельностного и дифференцированного подходов позволяет эффективно реализовывать здоро-вьесберегающие резервы муниципальной системы образования для формирования личностного адаптационного потенциала обучающихся; избирательно вовлекать внутришкольные и внешкольные ресурсы в целях сохранения и укрепления здоровья младших и старших подростков, повышения их учебно-познавательных способностей, формирования социально-профессионального самоопределения, активизации положительных копинг-совладающих поведенческих стратегий в различных жизненных ситуациях.

При анализе эффективности результатов исследования следует подчеркнуть, что они являются следствием реализации комплекса следующих организационно-педагогических условий:

- проведения психолого-педагогического и медико-физиологического мониторинга социально-

педагогической деятельности в отношении формирования адаптационного потенциала обучающихся на основе использования автоматизированного комплекса программно-технических средств, позволяющего осуществлять контроль и корректировку уровня приспособительных возможностей индивида;

- использования модели интегративной урочной, внеурочной и воспитательной деятельности по направлениям экологического, здоровьесберегаю-щего, патриотического и социального воспитания при работе с обучающимися с различными индивидуальными психосоциальными возможностями и функциональными резервами;

- анализа уроков с позиций здоровьесбережения по схеме, предложенной Н. К. Смирновым;

- организации обучения по формированию безопасного и здорового образа жизни школьников на основе рабочих программ учителей-предметников, составленных с учетом Программы согласования различных предметов естественно-научного профиля с программой предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» по направлениям ЗОЖ и тематического планирования основ ЗОЖ и безопасности (по А. С. Шинкаренко) [21];

- работы с педагогическим коллективом, направленной на повышение уровня личностного потенциала педагога;

- организации сетевой модели внеурочной деятельности, реализуемой в тесном сотрудничестве с родителями и социальными партнерами;

- реализации годового календарного учебного графика в соответствии с «Методом стабилизации труда и отдыха учащихся» - 5 учебных недель/6 каникулярных дней.

Таким образом, формирование адаптационного потенциала обучающихся подростков в контексте здоровьесберегающей деятельности субъектов образования (педагогов и родителей) предполагает актуализацию воспитательно-образовательного процесса на основе создания управленческих, организационно-педагогических, социально-оздоровительных условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья; повышению уровня физической подготовленности, психологической устойчивости индивида к стрессорным воздействиям; увеличению коммуникативного потенциала; укреплению морально-нормативных ценностей социализации личности; созданию межличностных отношений, адекватных возрастным, типологическим, функциональным особенностям организма, с высокой степенью готовности индивида к социально-профессиональному самоопределению.

Заключение

Результаты проведенных нами исследований со всей очевидностью позволяют прийти к выводу, что эффективность используемых мер по охране физического и психического здоровья и предупреждения утомляемости обучающихся прежде всего зависит от того, насколько правильно педагог выстраивает деятельность в течение дня на основе дифференцированного и индивидуального подходов, учитывающих гетерогенность биологической и психологической зрелости организма подростков в физическом, интеллектуальном развитии, формировании высоких психических функций, а также реализует комплекс внутренних и внешних факторов, связанных со здоровьем и адаптивным потенциалом индивида.

Показано также, что здоровьесберегающий потенциал образовательной организации, как базисная основа сохранения и укрепления здоровья и увеличения адаптационных ресурсов личности обучающихся основной школы, может быть реализован только при условии партнерского взаимодействия школы, семьи с другими социальными институтами и учреждени-

ями дополнительного образования. Сетевое взаимодействие с институтом семьи, с другими образовательными организациями и учреждениями, социумом позволяет осуществлять сотрудничество на правах партнерства, выстраивать прочные и эффективные связи не только между учреждениями, но и между педагогами, работающими над общими проблемами воспитания, социализации и оздоровления младших и старших подростков, выстраивая таким образом здоровьесберегающее пространство, направленное на сохранение и укрепление здоровья детей и педагогов, развитие личности обучающихся.

Интегративным результатом деятельности каждой образовательной организации должно быть создание сбалансированной, комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, сохранение и укрепление здоровья, духовно-нравственное развитие и воспитание школьников, гарантирующей формирование социальных адаптивных функций обучающихся.

Литература

1. Адаптация и здоровье. Теоретические и прикладные аспекты / отв. ред. Э. М. Казин. Кемерово, 2008. 299 с.

2. Айзман Р. И., Кривощеков С. Г., Омельченко И. В. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. Новосибирск, 2004. 396 с.

3. Гошин М. Е., Григорьев Д. С., Мерцалова Т. А. Типы родительской вовлеченности в образование и успеваемость школьников // Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 29-44.

4. Еременко Н. И. Предпрофильная подготовка школьников. 5-11 класс. Волгоград, 2006. 68 с.

5. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / Э. М. Казин, И. А. Свиридова, Н. Э. Касаткина, О. Г Красношлыкова [и др.]. М., 2013. 443 с.

6. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева [и др.]. М., 2016. 443 с.

7. Игишева Л. Н., Галеев А. Р. Оценка функционального состояния организма с помощью программно-технического комплекса ORTOEXPERT. Кемерово, 2003. 36 с.

8. Казин Э. М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-биологические аспекты. Кемерово, 2010. 214 с.

9. Казин Э. М., Федоров А. И., Чванова Л. В. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение несовершеннолетних как условие формирования адаптивно-развивающего потенциала индивида // Вестник КемГУ. Серия: Биологические, технические науки и науки о земле. 2018. № 1. С. 20-26.

10. Карабанова О. А. Социальное конструирование детства // Образовательная политика. 2010. № 5-6 (43-44). С. 52.

11. Реализация программы комплексной психофизиологической диагностики воспитанников детских домов / Н. Н. Кошко, Н. Г Блинова, Л. А. Варич [и др.] // Валеология. 2016. № 1. С. 30-36.

12. Маклаков А. Г Общая психология. СПб., 2001. 592 с.

13. Обухова Л. Ф., Корепанова И. А. Современный ребенок: шаги к пониманию // Психологическая наука и образование. 2010. Т. 15, № 2. С. 5-19.

14. Онищенко Г Г Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков // Гигиена и санитария. 2007. № 4. С. 53-61.

15. Рудякова О. Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками. Тренинги. Волгоград, 2008. 99 с.

16. Семенкова Т. Н. Подготовка учащейся молодежи к сохранению и укреплению здоровья в условиях региона: концепции, проблемы, перспективы / науч. ред. Н. Э. Касаткина, Э. М. Казин. Томск, 2011. 399 с.

17. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2005. 448 с.

18. Теоретические и прикладные аспекты формирования здоровьесберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства. Кн. III. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития детей и самореализации обучающихся / под науч. ред. Э. М. Казина. Кемерово ; М., 2018. 571 с.

19. Толстых Н. Н. Тенденция изменения мотивации и временной перспективы российских подростков // Ребенок в современном обществе: сб. науч. статей / под ред. Л. Ф. Обуховой, Е. Г Юдиной. М., 2007. С. 142-150.

20. Фельдштейн Д. И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен // UNIVERSUM: Вестник Гер-ценовского университета. 2012. № 1. С. 20-29.

21. Шинкаренко А. С. Педагогическая модель формирования безопасного и здорового образа жизни // Вестник КемГУ 2015. Т. 1, № 2. С. 132-137.

References

1. Adaptatsiya i zdorov'ye. Teoreticheskiye i prikladnyye aspekty [Adaptation and health. Theoretical and applied aspects]. Ed. E. M. Kazin. Kemerovo, 2008, 299 p. (In Russian).

2. Ayzman R. I., Krivoshchekov S. G., Omelchenko I. V. Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti i pervoy meditsinskoy pomoshchi [Fundamentals of life safety and first aid]. Novosibirsk, 2004, 396 p. (In Russian).

3. Goshin M. E., Grigoriev D. S., Mertsalova T. A. Tipy roditel'skoy vovlechennosti v obrazovaniye i uspevayemost' shkol'nikov [Types of parental involvement in school students' education and academic achievement]. Voprosy Psychologii. 2019, no. 2, pp. 29-44. (In Russian).

4. Eremenko N. I. Predprofil'naya podgotovka shkol'nikov. 5-11 class [Pre-profile training of schoolchildren. 5-11 grade]. Volgograd, 2006, 68 p. (In Russian).

5. Kazin E. M., Sviridova I. A., Kasatkina N. E., Krasnoshlykova O. G. et al. Zdorov'yesberegayushchaya deyatel'nost' v sisteme obrazovaniya: teoriya i praktika [Health-saving activities in the education system: theory and practice]. Moscow, 2013, 443 p. (In Russian).

6. Kazin E. M., Kasatkina N. E., Rudneva E. L. et al. Zdorov'ye-sberegayushchaya deyatel'nost' v sisteme obrazovaniya: teoriya i praktika [Health-saving activities in the education system: theory and practice]. Moscow, 2016, 443 p. (In Russian).

7. Igisheva L. N., Galeyev A. R. Otsenka funktsional'nogo sostoyaniya organizma s pomoshch'yu programmno-tekhnicheskogo kompleksa ORTOEXPERT [Assessment of the functional state of the body using the ORTOEXPERT software and hardware complex]. Kemerovo, 2003, 36 p. (In Russian).

8. Kazin E. M. Obrazovaniye i zdorov'ye: mediko-biologicheskiye i psikhologo-biologicheskiye aspekty [Education and health: biomedical and psychological-biological aspects]. Kemerovo, 2010, 214 p. (In Russian).

9. Kazin E. M., Fedorov A. I., Chvanova L. V. Psikhologo-pedago-gicheskoye i mediko-sotsial'noye soprovozhdeniye nesovershen-

noletnikh kak usloviye formirovaniya adaptivno-razvivayushchego potentsiala individa [Psychological-pedagogical and medico-social support of minors as a condition for the formation of adaptive-developing potential]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Biological, Engineering and Earth Sciences, 2018, no. 1, pp. 20-26. (In Russian).

10. Karabanova O. A. Sotsial'noye konstruirovaniye detstva [Social construction of childhood]. Educational Policy, 2010, no. 5-6 (43-44), pp. 52. (In Russian).

11. Koshko N. N., Blinova N. G., Varich L. A., Sviridova I. A., Kazin E. M. Realizatsiya programmy kompleksnoy psikhofiziologicheskoy diagnostiki vospitannikov detskikh domov [Realization of program, concerning complex psychophysiological diagnostics of fosters home's students]. Valeology, 2016, no. 1, pp. 30-36. (In Russian).

12. Maklakov A. G. Obshchaya psikhologiya [General Psychology]. St. Petersburg, 2001, 592 p.

13. Obukhova L. F., Korepanova I. A. Sovremennyy rebenok: shagi k ponimaniyu [Modern Child: on the Way to Understanding]. Psychological Science and Education, 2010, vol. 15, no. 2, pp. 5-19. (In Russian).

14. Onishchenko G. G. Sanitarno-epidemiologicheskoye blagopoluchiye detey i podrostkov [Sanitary and epidemiological well-being in children and adolescents: state-of-the-art and ways of solving the problems]. Hygiene & Sanitation, 2007, no. 4, pp. 53-61. (In Russian).

15. Rudyakova O. N. Psihokorrekcionnaya rabota so starsheclassnikamy. Treningy [Psychocorrectional work with high school students. Trainings]. Volgograd, 2008, 99 p. (In Russian).

16. Semenkova T. N. Podgotovka uchashcheysya molodezhi k sokhraneniyu i ukrepleniyu zdorov'ya v usloviyakh regiona: kontseptsii, problemy, perspektivy [Training of students to preserve and promote health in the region: concepts, problems, prospects]. Eds. N. E. Kasatkina, E. M. Kazin. Tomsk, 2011, 399 p. (In Russian).

17. Smirnov N. K. Zdorov'yesberegayushchiye obrazovatel'nyye tekhnologii i psikhologiya zdorov'ya v shkole [Health-saving educational technologies and the psychology of health at school]. Moscow, 2005, 448 p. (In Russian).

18. Teoreticheskie i prikladnye aspekty formirovaniya zdorov'esberegayushchego i social'no-adaptivnogo obrazovatel'nogo prostranstva. Kn. III. Psihologo-pedagogicheskoe i mediko-social'noe soprovozhdenie razvitiya deteji samorealizacii obuchayushchihsya [Theoretical and applied aspects of the formation of health-saving and socio-adaptive educational space. Book III. Psychological-pedagogical and medical-social support for the development of children and self-realization of students]. Ed. E. M. Kazin. Kemerovo, Moscow, 2018, 571 p. (In Russian).

19. Tolstykh N. N. Tendentsiya izmeneniya motivatsii i vremennoy perspektivy rossiyskikh podrostkov [The tendency to change motivation and the time perspective of Russian teenagers]. Child in modern society. Collection of scientific articles. Eds. L. F. Obukhova, E. G. Yudina. Moscow, 2007, pp. 142-150. (In Russian).

20. Feldshteyn D. I. Sovremennoye detstvo kak sotsiokul'turnyy i psikhologicheskiy fenomen [Modern childhood as a sociocultural and psychological phenomenon]. UNIVERSUM: Bulletin of the Herzen University, 2012, no. 1, pp. 20-29. (In Russian).

21. Shinkarenko A. S. Pedagogicheskaya model' formirovaniya bez-opasnogo i zdorovogo obraza zhizni [The pedagogical model of formation of secondary school students' safe and healthy lifestyle]. Bulletin of Kemerovo State University, 2015, vol. 1, no. 2, pp. 132-137. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.