Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО И АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО И АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ И АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА / ПОТЕНЦИАЛ РОДИТЕЛЕЙ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / HEALTH-SAVING AND ADAPTIVE POTENTIAL / EDUCATIONAL ORGANIZATION / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / NETWORK INTERACTION / TEACHER'S POTENTIAL / PARENTS' POTENTIAL / PERSONAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казин Э. М., Красношлыкова О. Г., Автушенко Н. В., Иванова О. Г., Ласкожевская Е. В.

В статье рассматриваются организационнопедагогические условия актуализации здоровьесберегающего и адаптационного потенциала младших школьников, характеризующихся повышенной чувствительностью к различным факторам среды. Состояние здоровья, адаптивные психофизиологические возможности обучающихся первых классов в течение двух учебных лет оценивались на основе трехэтапной системы мониторинга, позволяющей проанализировать уровень сформированности познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных универсальных учебных действий. Показано, что дети, предварительно посещавшие подготовительные курсы, демонстрируют в подавляющем большинстве случаев высокий уровень личностного потенциала, тогда как у школьников без предварительной адаптации к обучению в половине случаев наблюдается средний уровень адаптационного потенциала. Суммарная оценка здоровьесберегающего потенциала педагога и воспитательного потенциала семьи обучающегося позволила констатировать доминирование высокого и среднего уровней потенциала по данному профилю. Сформулировано понятие «актуализация здоровьесберегающего и адаптационного потенциала младших школьников» как процесс реализации управленческих, психолого-педагогических и оздоровительно-профилактических действий, направленных на наращивание внутренних и внешних социальнопедагогических ресурсов начального сегмента общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казин Э. М., Красношлыкова О. Г., Автушенко Н. В., Иванова О. Г., Ласкожевская Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR ACTUALIZING THE HEALTH-SAVING AND ADAPTIVE POTENTIAL OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article deals with organizational and pedagogical conditions for actualizing the health-saving and adaptive potential of primary school children characterized by increased sensitivity to various environmental factors. The state of health and adaptive psychophysiological capabilities of first-grade students during two academic years was evaluated on the basis of a three-stage monitoring system that allows analyzing the level of formation of cognitive, communicative, regulatory, and personal universal educational actions. It is shown that children who have previously attended preparatory courses demonstrate in the vast majority of cases a high level of personal potential, while schoolchildren without prior adaptation to learning demonstrate in half of cases an average level of adaptive potential. The total assessment of the health-saving potential of the teacher and the educational potential of the student’s family allowed us to state the dominance of high and average potential levels in this profile. Formulated the concept of “actualization of health-preserving and adaptive capacity of younger students,” described as the process of implementing managerial, psychological, educational and medical preventive actions aimed at building the internal and external socially-pedagogical resources initial segment of General education.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО И АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

family and community // International Journal of Psychological Studies. 2015. Vol. 7, № 1. P. 51-54.

12. Национальный проект «Образование». Социальная актив-HOCTb^eKTpoHHbrnpecypc].URL:https://projectobrazovanie.m/ #project23 (дата обращения: 19.03.2020).

References

1. Abulkhanova-Slavskaya K. A. Psihologiya i soznanie lichnosti (Problemy metodologii, teorii i issledovaniya real'noj lichnosti) [Psychology and consciousness of personality (Problems of methodology, theory and research of real personality)]. Moscow, Voronezh, 1999, pp. 77-79. (In Russian).

2. Baiborodova L. V., Rozhkov M. I., Chernyavskaya A. P., Khari-sova I. G. Teoriya vospitaniya i tekhnologii pedagogicheskoj deyatel'nosti v skhemah i tablicah [Theory of education and technology of pedagogical activity in schemes and tables]. Yaroslavl, 2015, pp. 80-88. (In Russian).

3. Kogan V. Z. Obshchestvennaya aktivnost' lichnosti kak social'no-psihologicheskaya problema [Social activity of the individual as a socio-psychological problem]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 1970, pp. 17-18. (In Russian).

4. Kupreichenko A. B. Problema opredeleniya i ocenki social'noj aktivnosti [The problem of determining and evaluating social activity]. Psychology of individuality. Proceedings of the IV All-Russian Scientific Conference. Moscow, 2012, pp. 181-182. (In Russian).

5. Mudrik A. V. Social'naya pedagogika [Social pedagogy]. Moscow, 2003, pp. 13-15. (In Russian).

6. Metodika diagnostiki motivacii k dostizheniyu uspekha T. Elersa [Methodology for diagnosing motivation to achieve success by T. Ehlers]. Rozanova V. A. Psychology of management. Moscow, 1999, pp. 105-106. (In Russian).

7. Social'naya aktivnost' molodezhi: vektory razvitiya [Social activity of youth: vectors of development]. Collection of proceedings following the results of II socio-pedagogical readings to them. B. I. Livshits. Yekaterinburg, 2010, pp. 20-23. (In Russian).

8. Tokareva E. M. Sociologiya: konspekt lekcij [Sociology: lecture notes]. Moscow, 2005, pp. 55-57. (In Russian).

9. Feldstein D. I. Chelovek kak sozidatel' i nositel' social'nogo [Man as a Creator and carrier of the social]. Moscow, 2007, pp. 15-16. (In Russian).

10. Shchedrovitsky G. P. Pedagogika i logika [Pedagogy and logic]. Moscow, 1993, pp. 28-30. (In Russian).

11. Truskauskaité-Kuneviciené I. The role of life satisfaction and volunteering frequency in predicting youth contribution to self, family and community. International Journal of Psychological Studies, 2015, vol. 7, no. 1, pp. 51-54.

12. Nacional'nyjproekt «Obrazovanie». Social'naya aktivnost' [National project "Education". Social activity]. Available at: https:// projectobrazovanie.ru/#project23 (accessed 19.03.2020). (In Russian).

УДК/UDC 371.71 Э. М. Казин, О. Г. Красношлыкова, Н. В. Автушенко,

О. Г. Иванова, Е. В. Ласкожевская

E. M. Kazin, O. G. Krasnoshlykova, N. V. Avtushenko, O. G. Ivanova, E. V. Laskozhevskaya

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО И АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR ACTUALIZING THE HEALTH-SAVING AND ADAPTIVE POTENTIAL OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия актуализации здоровьесбе-регающего и адаптационного потенциала младших школьников, характеризующихся повышенной чувствительностью к различным факторам среды.

Состояние здоровья, адаптивные психофизиологические возможности обучающихся первых классов в течение двух учебных лет оценивались на основе трехэтапной системы мониторинга, позволяющей проанализировать уровень сформированности познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных универсальных учебных действий.

Показано, что дети, предварительно посещавшие подготовительные курсы, демонстрируют в подавляющем большинстве случаев высокий уровень личностного потенциала, тогда как у школьников без предварительной адаптации к обучению в половине случаев наблюдается средний уровень адаптационного потенциала.

Суммарная оценка здоровьесберегающего потенциала педагога и воспитательного потенциала семьи обучающегося позволила констатировать доминирование высокого и среднего уровней потенциала по данному профилю.

Сформулировано понятие «актуализация здоро-вьесберегающего и адаптационного потенциала младших школьников» как процесс реализации управленческих, психолого-педагогических и оздоровительно-профилактических действий, направленных на наращивание внутренних и внешних социально-педагогических ресурсов начального сегмента общего образования.

The article deals with organizational and pedagogical conditions for actualizing the health-saving and adaptive potential of primary school children characterized by increased sensitivity to various environmental factors.

The state of health and adaptive psychophysiological capabilities of first-grade students during two academic years was evaluated on the basis of a three-stage monitoring system that allows analyzing the level of formation of cognitive, communicative, regulatory, and personal universal educational actions.

It is shown that children who have previously attended preparatory courses demonstrate in the vast majority of cases a high level of personal potential, while schoolchildren without prior adaptation to learning demonstrate in half of cases an average level of adaptive potential.

The total assessment of the health-saving potential of the teacher and the educational potential of the student's family allowed us to state the dominance of high and average potential levels in this profile.

Formulated the concept of "actualization of health-preserving and adaptive capacity of younger students," described as the process of implementing managerial, psychological, educational and medical preventive actions aimed at building the internal and external socially-pedagogical resources initial segment of General education.

Ключевые слова: здоровьесберегающий и адаптационный потенциал, образовательная организация, младшие школьники, сетевое взаимодействие, потенциал педагога, потенциал родителей, личностный потенциал.

Keywords: health-saving and adaptive potential, educational organization, primary school children, network interaction, teacher's potential, parents' potential, personal potential.

Введение

На современном этапе развития науки здоровье рассматривается как способность организма человека адаптироваться к факторам окружающей среды, среди которых существенное место принадлежит

учебной деятельности, включающей психофизиологические и социально-психологические компоненты приспособительных реакций индивида [2; 4].

Особого внимания к себе требуют дошкольники и обучающиеся младшего школьного возраста, характеризующиеся сенситивно-критическим периодом своего развития, повышенной чувствительностью к различным благоприятным и неблагоприятным факторам среды [4].

Незавершенность адаптационных процессов в детском возрасте, напряженность учебных занятий, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, являются ранним признаком и причиной развития патологии в последующие возрастные периоды [7].

В последнее десятилетие в образовании значительное внимание уделяется созданию адаптивно-развивающей образовательной среды, которую можно определить как «совокупность организационно-педагогических и социально-гигиенических условий, психолого-физиологических факторов, способствующих реализации приспособительных возможностей индивида, сохранению, укреплению психического и физического здоровья обучающихся, социализации и самоактуализации личности» [6, с. 254; 11, с. 13; 18].

Среди путей, позволяющих повышать адаптивные возможности субъектов образования, исследователи все большее внимание обращают на здоровьесберегающий потенциал как некую возможность, которая еще не реализована, но при соблюдении определенных внутренних и внешних условий может быть актуализирована, т. е. переведена в активную фазу, становится при этом ресурсом для поддержания и укрепления здоровья обучающихся и педагогов [13].

Актуализация здоровьесберегающего потенциала индивида предполагает наращивание адаптационных резервов, направленных на способность организма и его систем адекватно и надежно реагировать на комплекс неблагоприятных факторов при экономичной затрате функциональных резервов [1, с. 148].

При этом актуализация здоровьесберегающего и адаптационного потенциала в условиях пред-школьной подготовки и на этапе начального обучения младших школьников требует решения комплексных психолого-педагогических и медико-социальных задач, направленных как на повышение психосоматических индивидуальных резервов, так и здоровье-сберегающих ресурсов образовательной организации в целом [9; 14].

Методология

Исследования проводились на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 19» (МБОУ «ООШ № 19») Ленинск-Кузнецкого городского округа по созданию организационно-педагогических условий актуализации здоровьесберегающего и адаптационного потенциала младших школьников.

Организационно-педагогические условия следует охарактеризовать, по нашему мнению, как совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренней обеспеченности образовательной деятельности, способствующей сохранению целостности, полноты образовательного процесса, его целенаправленности и эффективности [1, с. 148].

Одним из основных организационно-педагогических условий актуализации здоровьесберегающего и адаптационного потенциала обучающихся начальной школы является разработка и внедрение программы мониторинга, которая является диагностическим инструментом управления для анализа и контроля здоровьесберегающей деятельности в системе начального образования.

Мониторинг - это сложный процесс, позволяющий оценивать взаимосвязь различных элементов и предполагающий проведение поэтапного исследования [9].

Для проведения мониторинга нами были использованы программно-технические комплексы <^ТО-Express» и «Школа - адаптация - здоровье», имеющие регистрационные свидетельства и позволяющие исследовать комплекс социально-психологических и психофизиологических показателей, мотивационно-ценностных и поведенческих параметров.

Мы считаем, что применение психофизиологических методик для оценки уровня сформированно-сти здоровьесберегающего и адаптационного потенциала обучающихся с использованием автоматизированных диагностических комплексов создает возможность достаточно быстро и эффективно измерить ряд параметров организма, характеризующих различные уровни функциональной системы, ответственной за состояние здоровья и адаптации человека [13; 14].

Для выявления динамики состояния здоровья, адаптивных психофизиологических (психодинамических, вегетативных характеристик) возможностей обучающихся первых классов в школе в течение двух учебных лет была создана единая система мониторинга здоровья детей - на каждого школьника заведен «Паспорт здоровья», в который медицинский работник вносит его данные по заболеваниям, определяет ребенка в группу здоровья и физкультурные группы.

Мониторинг проводился в три этапа.

Первый этап мониторинга направлен на оценку показателей здоровья, вида заболеваний детей, адаптивных возможностей обучающихся на основании анализа вариативных показателей вегетативной регуляции сердечного ритма и идентификации параметров исходного вегетативного тонуса.

Второй этап мониторинга включает проведение комплексной психофизиологической диагностики познавательной и эмоциональной сфер, памяти, внимания, мышления, тревожности, коммуникативных навыков, агрессивности, самооценки у старших дошкольников и первоклассников.

Третий этап мониторинговых исследований направлен на изучение уровня формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся первых классов (познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных).

Как правило, анализ здоровьесберегающего и адаптационного потенциала происходит в абсолютных единицах или процентах, в этой связи регистрируется количественная динамика изменений. В то же время для оценки качественных изменений требуется дополнительная система измерений и использование математических методов обработки данных, позволяющая увидеть положительную динамику перехода с одного уровня на другой, что в нашем случае будет соответствовать актуализации потенциала. Для этого использовалась разработанная нами программа мониторинга здоровьесберегающего потенциала дошкольного образования [1, с. 148; 5].

Вторым важным организационно-педагогическим условием актуализации здоровьесберегающего и адаптационного потенциала младших школьников, на наш взгляд, является организация сетевого взаимодействия образовательной организации с социальными партнерами.

Сетевое взаимодействие представляет собой форму особым образом структурированных связей между отдельными педагогами, образовательными организациями, процессами, действиями и явлениями, осуществляемыми на основе добровольного объединения ресурсов, взаимной ответственности и обязательств [5].

МБОУ «ООШ № 19» осуществляет сетевое взаимодействие с различными организациями социальной инфраструктуры города, включающее:

- физкультурный диспансер и детскую поликлинику, которые оказывают помощь в выявлении и устранении проблем в состоянии здоровья детей и педагогов школы, проводят ежегодный осмотр

физического состояния детей и дают заключение об уровне развития каждого ребенка и рекомендации для родителей;

- оздоровительный центр «Водный мир», который предоставляет помещение бассейна для проведения занятий по плаванию;

- лыжно-спортивный комплекс «Лесной городок», обеспечивающий инвентарем для занятий лыжами и коньками;

- муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 61» (МБДОУ № 61), которое совместно с МБОУ «ООШ № 19» участвует в проведении спортивно-оздоровительных мероприятий, экскурсий, тематических праздников;

- муниципальное автономное учреждение «Ледовый дворец спорта», предоставляющий ледовую арену для проведения соревнований и тренировок по хоккею с шайбой и фигурному катанию, а также бассейн, шесть спортивных залов для занятий борьбой, боксом, хореографией, общефизической подготовкой, игровыми видами спорта (баскетбол, волейбол), а также тренажерный зал;

- «Детско-юношескую спортивную школу № 2», «Детско-юношескую спортивную школу № 3», «Детско-юношескую спортивную школу № 4», которые представляют 9 отделений по различным видам спорта: пауэрлифтингу, боксу, лыжным гонкам, кикбоксингу, каратэ, футболу, хоккею с мячом, баскетболу, шахматам;

- государственная организация образования «Кузбасский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» (филиал в г. Ленинске-Кузнецком), оказывающий диагностическую консультативную помощь специалистов школы родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

• муниципальное автономное учреждение «Физкультурно-оздоровительный комплекс», который предоставляет спортивный зал для проведения соревнований и тренировочных занятий игровыми видами спорта всех субъектов школьного образования.

Сетевое взаимодействие МБОУ «ООШ № 19» с образовательными и другими социальными организациями позволило констатировать ряд существенных достижений по созданию здоровьесберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства, к которым можно отнести: участие в соци-

альных акциях, проектах, конкурсах различного уровня; увеличение числа детей дошкольного и школьного возраста, включенных в процесс физкультурно-спортивного воспитания; активное методическое взаимодействие по обмену опытом в решении проблемных профессиональных вопросов, между педагогами образовательных организаций и учреждений города в рамках деятельности клуба «ДРОЗД»; расширение возможностей школы по организации воспитательной и спортивно-оздоровительной деятельности в период школьных каникул.

Третьим условием, на наш взгляд, является разработка и внедрение комплекса мер, направленных на повышение здоровьесберегающего потенциала педагогов и воспитательного потенциала родителей.

Мы считаем, что актуализация потенциала педагога позволит повысить его компетентность, что, по мнению Э. В. Працун [10], является важной составляющей его профессиональной культуры, предполагающей постоянное пополнение психолого-медико-педагогических знаний и практических педагогических навыков в вопросах рациональной организации учебного процесса, разработки и внедрения профессиональных программ, здоровьесберегающих технологий [15].

Актуализация здоровьесберегающего и адаптационного потенциала младших школьников невозможна без привлечения родителей к воспитательно-образовательному процессу [3, с. 29]. Семья, многофункциональная по своему содержанию, назначению и как воспитательный коллектив должна прививать навыки здорового образа жизни, обеспечивать устойчивость связей и отношений между всеми ее членами [16, с. 45].

Организация работы по повышению воспитательного потенциала родителей заключалась в выявлении интересов, потребностей, уровня их грамотности в вопросах ведения здорового образа жизни, организации здорового питания в семье, создания условий для психологического и эмоционального благополучия в семье. Для этого использовались разнообразные формы работы с семьей: круглые столы, социологические опросы, совместные праздники, акции, родительские собрания, педагогические брифинги, семинары-практикумы, физкультурно-оздоровительные праздники, экскурсии на спортивные объекты города.

Актуализация здоровьесберегающего потенциала педагога и родителей возможна, на наш взгляд, при определенных действиях, включающих:

- конкурсное движение: конкурсы профессионального мастерства («Учитель года», «Первый учитель»,

«Самый классный классный») и образовательных проектов на муниципальный грант (победители в номинации «Здоровым быть» и в номинации «Педагогические инновации» на тему «Двигательная активность школьников»); конкурсы школьного уровня «Урок в соответствии с требованиями ФГОС»;

- научно-методическую деятельность: семинары (в школе работает постоянно действующий семинар «Воспитай здоровое поколение»); школьные программы («Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся», «Программа воспитания и социализации», «Программа коррекционной работы»; практикумы, методические совещания, конференции с целью обмена опытом и повышения профессионального уровня педагогов по вопросам сохранения здоровья, здорового образа жизни и здоровьесбе-регающей педагогики в условиях реализации ФГОС («Формирование универсальных учебных действий», «Организация здоровьесберегающей деятельности в условиях реализации ФГОС» и др.); круглые столы для педагогов города и координаторов по культуре здоровья («Профессиональные риски педагогической деятельности», «Здоровье и безопасность»);

- курсы повышения квалификации по здоровье-сбережению;

- участие в спортивно-массовых и досуговых мероприятиях со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса: городских соревнованиях по футболу, волейболу, выполнению нормативов ГТО, туристических слетах, днях здоровьях, скандинавской ходьбе;

- диссеминацию педагогического опыта по здоро-вьесбережению: проведение открытых уроков и занятий внеурочной деятельности, презентацию методических разработок из опыта работы по формированию культуры здорового образа жизни в условиях перехода на ФГОС (программы, проекты, опыт системной работы). С 2015 г. на базе МБОУ «ООШ № 19» работает городской «Методический десант», преимущества и эффективность которого заключаются в массовом участии педагогов в методической работе, возможность выбора тех мастер-классов, которые актуальны на данный момент для образовательной организации, возможность роста и развития. Педагоги школы представляют педагогический опыт на Всероссийском фестивале «Открытый урок», всероссийских и региональных научно-практических конференциях, участвуют в проекте «Инфоурок»;

- использование здоровьесберегающих технологий по повышению результативности здоровьесбе-

регающей деятельности. В последнее время нами активно используется система видео-конференц-связи как инновационной формы оказания методической помощи, которая позволяет проводить большое количество круглых столов, семинаров, совещаний с педагогами образовательных организаций города.

На основании разработанного нами методологического подхода выделены высокий, средний и низкий уровни компонентов здоровьесберегающего и адаптационного потенциала младших школьников, включающего:

- личностный потенциал обучающихся в начальной школе: психофизиологическая адаптация, уровень здоровья (нейродинамические и психодинамические показатели), когнитивное развитие (память, внимание, мышление), эмоциональная сфера (тревожность, коммуникативность, самооценка и т. д.), личностный адаптационный потенциал;

- воспитательный потенциал родителей: уровень дохода семьи, уровень вовлеченности в школьную жизнь ребенка и уровень вовлеченности в учебный процесс ребенка;

- здоровьесберегающий потенциал педагога: ценностные представления о здоровье, индивидуальный стиль жизни, уровень здоровья, отношение к здоровому образу жизни.

Результаты

В результате изучения адаптивных возможностей, нейродинамических и психодинамических характеристик обучающихся первых классов МБОУ «ООШ № 19» в течение двух учебных лет (2017-2019) установлено, что из 89 первоклассников 40 % школьников относятся к I группе; 45 % - II группе; 14 % - III группе и 4 % - IV группе здоровья. К основным заболеваниям школьников следует отнести нарушения опорно-двигательного аппарата (65 % от всех видов заболеваний) и отдельные случаи заболевания щитовидной железы, нейро-сосудистой патологии (по данным 2018/19, 2019/2020 уч. гг.).

На основании автоматизированного заключения, составленного по параметрам вариабельности кардиоритма, распределение обучающихся по группам физиологической адаптации позволило установить, что 61 % от общего числа обследованных демонстрирует уровень удовлетворительной адаптации; у 36 % выявляется функциональное напряжение и у 3 % детей регистрируются дезадаптивные нарушения.

У большинства обучающихся (74 %) сформирован средний уровень развития познавательных универ-

сальных учебных действий, моторики и произвольного внимания; подавляющее большинство младших школьников (85 %) демонстрирует высокий и средний уровень коммуникативных умений и отношений со сверстниками; 79 % первоклассников характеризуются высоким и средним уровнем развития саморегуляции, организации деятельности, отдельных свойств внимания, объема оперативной памяти, способности понимать и действовать по заданной инструкции.

Достаточно высокие и средние уровни психодинамических параметров регистрируются у большинства школьников начальных классов: памяти (79 %), внимания (91 %), мышления (95 %), стрессоустойчивости и тревожности (88 %) от общего числа обследуемых (89 чел.).

При исследовании личностного потенциала обучающихся анализировались две группы детей:

1) дети, посещавшие Школу будущих первоклассников «АБВГДейка» на базе МБОУ «ООШ № 19»;

2) дети, не посещавшие Школу будущих первоклассников «АБВГДейка» на базе МБОУ «ООШ № 19» (табл. 1).

Сопоставление личностного адаптационного потенциала 5-6-летних детей, посещавших и не посещавших школьные подготовительные курсы, показали, что школьники, предварительно посещавшие подготовительные курсы, демонстрируют преобладание среди них лиц с высоким уровнем личностного потенциала (79 %), тогда как у первоклассников, пришедших в школу без предварительной адаптации к ней, детей с высоким личностным потенциалом регистрируется 53 %, т. е. на 25 % меньше, и, соответственно, почти до 50 % увеличивается число школьников со средним уровнем личностного адаптационного потенциала.

В результате проведенного тестирования родителей в школе по методике С. Степанова «Стратегии семейного воспитания» [12] было выявлено, что большинство родителей (76 %) придерживаются авторитетного стиля воспитания детей, то есть осознают важность роли в становлении личности ребенка, и признают его право на саморазвитие; родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями; школьники включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Авторитарного стиля воспитания придерживаются 5 % родителей, которые ограничивают самосто-

ятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами; у 19 % родителей отсутствуют четкие принципы воспитания и их поведение диктуется сиюминутным настроением.

По результатам анкетирования родителей, анализа социального паспорта классов, опроса классных руководителей удалось выявить, что высокий уровень воспитательного потенциала семей учеников 1-2-х классов присутствует у 63 % обучающихся, средний - у 37 % школьников, а семьи с низким воспитательным потенциалом не идентифицируются (табл. 2).

Исследование здоровьесберегающего потенциала педагогов проводилось по следующим методикам: тесту «Отношение к здоровью» Р. А. Березовской; методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко; экспресс-диагностики ценностных представлений о здоровье по Ю. В. Науменко; тесту индивидуального стиля жизни (Р. Страуб); опроснику К. Н. Томаса «Стиль конфликтного поведения». В опросе приняли участие педагоги МБОУ «ООШ № 19» Ленинск-Кузнецкого городского округа в количестве 33 человек от 25 до 65 лет, педагогический стаж которых - от 2 до 45 лет.

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Личностный потенциал обучающихся, посещавших и не посещавших подготовительные к школе курсы

Обучающиеся Уровень социально-психологической адаптированности

Высокий 16-21 Средний 10-15 Низкий 0-9

Посещавшие подготовительные курсы 45 (чел.) 79 % 12 (чел.) 21 % -

Не посещавшие подготовительные курсы 16 (чел.) 53 % 14 (чел.) 47 % -

Таблица 2

Результаты воспитательного потенциала семьи

Класс Количество человек Высокий (38-25 баллов) Средний (24-10 баллов) Низкий (9 и ниже баллов)

1а 19 8 11 -

1б 20 14 6 -

2а 10 7 3 -

2б 16 12 4 -

Итого 65 41 (63 %) 24 (37 %) -

Экспресс-диагностика ценностных представлений о здоровье (по Ю. В. Науменко) свидетельствует, что среди медико-психологических проблем большинство респондентов (84 %) выделяют повышенную усталость; среди наиболее распространенных заболеваний 74 % из числа обследованных указывают на заболевания нервной, дыхательной, мочеполовой системы и опорно-двигательного аппарата, 92,3 % педагогов считают необходимым оздоровление на рабочем месте.

В целях поддержания своего здоровья педагоги в большей степени избегают вредных привычек (75,6 % респондентов), осуществляют контроль веса 82,3 % педагогов, занимаются физическими упражнениями 67,5 % педагогов; посещают врача с целью профилактики 54,3 % педагогов и соблюдают режим сна и отдыха 62,1 % педагогов. В случае ухудшения здоровья, чувства недомогания большинство педагогов сами принимают оздоровительные меры на основе прошлого опыта (96,6 % педагогов) и 49,81 % педагогов обращаются к врачу [17, с. 79].

Для изучения показателей нервно-психического напряжения педагогов была использована методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко: симптом переживания психотравмирую-щих обстоятельств, неудовлетворенности собой, ощущения «загнанности в клетку», тревога и депрессия выявлены у 25 % педагогов (фаза напряжения); симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации, редукции профессиональных обязанностей (фаза резистенции) регистрируется у 75 % опрошен-

ных; симптом эмоционального дефицита, личностной отстраненности, или деперсонализации, психосоматических и психовегетативных нарушений наблюдается у 25 % педагогов (фаза истощения).

Как показало проведенное исследование, в МБОУ «ООШ № 19» эмоциональному выгоранию больше подвержены педагоги старшего возраста - от 48 лет и старше, более 25 лет поработавшие с детьми. Эмоционального выгорания нет у большинства педагогов школы - 78 %, у 22 % респондентов эмоциональное выгорание в стадии формирования.

Диагностика стиля поведения в конфликте педагогов школы МБОУ «ООШ № 19» (тест К. Томаса) [8, с. 40] позволила выявить, что: у педагогов школы наиболее выражены стратегии «компромисс» (7,6 балла) и «избегание» (7,2 балла); на втором месте - стратегии «сотрудничество» и «приспособление»; очень редко педагоги используют такую стратегию поведения, как «соперничество». Другими словами, поведение педагогов в конфликтной ситуации больше направлено на кооперацию и внимание к интересам других.

Суммарная оценка здоровьесберегающего потенциала педагога, предполагающая наличие квалифицированных педагогических кадров, осуществляющих здоровьесберегающую деятельность, их социально-адаптивная компетентность позволили констатировать, что большинство педагогов (89 %) имеют высокий и средний уровни потенциала по данному профилю. Более 70 % педагогов школы принимают участие в семинарах и конференциях разного уровня и публикуют позитивные результаты здоровьесбере-гающей деятельности (табл. 3).

Таблица 3

Оценка здоровьесберегающего потенциала педагога

Методика Количество баллов

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Анкета «Здоровьесберегающая компетентность педагога» 28 % 72 % 24 балла 0

от 31 до 39 баллов от 23 до 30 баллов от 0 до 22 баллов

Тест по оценке образа жизни 50 % 50 40 % 10 %

от 50 до 75 баллов от 25 до 49 баллов от 0 до 24 баллов

Анкета «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни» 30 % 65 % 23 5 %

от 29 до 48 баллов от 16-28 баллов от 0 до 15 баллов

Тест «Проверь свой уровень физической активности» 30 % 30 % 40 % 17

от 70 до 100 баллов от 30 до 69 баллов от 0 до 29 баллов

Эмоциональное выгорание. 75 % 25 % 0

Опросник В. В. Бойко 36 и менее баллов от 37 до 60 баллов 61 и более баллов

Средние значения 42,6 % 46,4 % 11 %

Выявлено, что более 70 % педагогов школы принимают участие в семинарах и конференциях разного уровня и публикуют позитивные результаты здоровье-сберегающей деятельности. Большинство педагогов участвуют в конкурсах профессионального мастерства, проводят спортивно-массовые и досуговые мероприятия со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса. Значительное число педагогов используют разнообразные здоровьесбе-регающие технологии в образовательном процессе, включены в инновационную работу по повышению результативности здоровьесберегающей деятельности с младшими школьниками.

С учетом полученных результатов относительно использования комплексного подхода к созданию организационно-педагогических условий к сохранению и укреплению здоровья в начальной школе нами сформулировано понятие «актуализация здоровье-сберегающего и адаптационного потенциала младших школьников», под которым мы понимаем процесс реализации комплекса административно-управленческих, психолого-педагогических, оздоровительно-профилактических действий, основанных на данных мониторинга внутренних и внешних ресурсов образовательной организации, используемых для создания адаптивно-развивающей образовательной среды (предметно-развивающей, коммуникативной, коррекционно-оздорови-тельной), обеспечивающей учебную и социальную деятельность обучающихся начальных классов, направленную на повышение качества здоровья, адаптации и развития субъектов образования.

Заключение

Представленные материалы позволяют определить организационно-педагогические условия создания адаптивно-развивающей образовательной среды в начальной школе, способствующей актуализации здоровьесберегающего и адаптационного потенциала детей, педагогов и родителей. Сформулировано понятие «актуализация здоровьесберегающего и адаптационного потенциала младших школьников», характеризующееся как процесс реализации управленческих, психолого-педагогических, оздоровительно-профилактических действий, направленных на наращивание внутренних и внешних социально-педагогических ресурсов начального сегмента общего образования.

Литература

1. Актуализация и наращивание здоровьесберегающего потенциала муниципальной системы дошкольного образования / О. Г Иванова, Э. М. Казин, О. Г Красношлыкова, Н. П. Абаскалова // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 1. С. 148-159.

2. Безруких М. М. Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии. М.; Воронеж, 2010. 768 с.

3. Гошин М. Е., Григорьев Д. С., Мерцалова Т. А. Типы родительской вовлеченности в образование и успеваемость школьников // Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 29-45.

4. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валео-логии. М., 2000. 144 с.

5. Иванова О. Г Актуализация здоровьесберегающего потенциала дошкольного образования : дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2019. 196 с.

6. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Семенкова Т. Н. Психолого-физиологические подходы к созданию образовательной адаптивно-развивающей // Вестник ТГПУ 2011. № 13 (115). С. 254-259.

7. Кайгородова Н. З. Эколого-физиологическая адаптация первоклассников к школе : дис. ... д-ра биол. наук. Барнаул, 2011. 320 с.

8. Лактионова О. Р. Психолого-педагогическая диагностика. Диагностика поведения в конфликте с использованием теста К. Томаса [Электронный ресурс] : курсовая работа. Подольск, 2015. С. 40. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad.

9. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учебно-методический комплекс. Книга 1. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования / отв. ред. Э. М. Казин. Кемерово, 2011. 695 с.

10. Працун Э. В. Развитие здоровьесберегающей компетентности педагогов в образовательной инфраструктуре региона : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2014. 22 с.

11. Социально-педагогические и психолого-физиологические подходы к сохранению и укреплению здоровья в системе образования (сообщение 3) / Э. М. Казин, Е. К. Айдаркин, Н. Э. Касаткина [и др.] // Валеология. 2012. № 4. С. 13-24.

12. Степанов С. С. Стратегии семейного воспитания [Электронный ресурс]. URL: http://testoteka.narod.ru/dro/1/04.html.

13. Теоретические и прикладные аспекты формирования здоровьесберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства. Кн. I. Психолого-педагогические, физиологические и медико-социальные подходы к проблеме здоровья, адаптации и развития детей и подростков / под науч. ред. Э. М. Казина. Кемерово, 2017. 363 с.

14. Теоретические и прикладные аспекты формирования здоро-вьесберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства. Кн. III. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития детей и самореализации обучающихся / под науч. ред. Э. М. Казина. Кемерово ; М., 2018. 571 с.

15. Тьюторское сопровождение педагогов как условие обеспечения здоровьесберегающей среды в системе образования : материалы регион. науч.-практ. интернет-конф. Кемерово, 2017. 106 с.

16. Ульянов Д. А. Современная семья и здоровый образ жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2019. № 3. С. 45-47.

17. Фомина О. В. Отношение педагогов к собственному здоровью // Academy. 2016. № 11 (14). С. 79.

18. Формирование здоровьесберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства : сб. материалов науч.-практ. конф. с междунар. участием / под общ. ред. И. А. Свиридовой, Э. М. Казина. Осинники, 2018. 612 с.

References

1. Ivanova O. G., Kazin E. M., Krasnoshlykova O. G., Abaskalova N. P. Aktualizaciya i narashchivanie zdorov'esberegayushchego potenciala municipal'noj sistemy doshkol'nogo obrazovaniya [Updating and building of health-saving capacity of the municipal preschool education system]. Siberian Pedagogical Journal, 2019, no. 1, pp. 148-159. (In Russian).

2. Bezrukikh M. M. Fiziologiya razvitiya rebenka. Rukovodstvo po vozrastnoj fiziologii [Physiology of the child's development. Manual of age physiology]. Moscow, Voronezh, 2010, 768 p. (In Russian).

3. Goshin M. E., Grigoriev D. S., Mertsalova T. A. Tipy roditel'skoj vovle-chennosti v obrazovanie i uspevaemost' shkol'nikov [Types of parental involvement in school students' education and academic achievement]. Voprosy Psychologii, 2019, no. 2, pp. 29-45. (In Russian).

4. Dubrovinskaya N. V., Farber D. A., Bezruky M. M. Psihofiziologiya rebenka: Psihofiziologicheskie osnovy detskoj valeologii [Psychophysiology of the child: Psychophysiological basis of children's valeology]. Moscow, 2000, 144 p. (In Russian).

5. Ivanova O. G. Aktualizaciya zdorov'esberegayushchego potenciala doshkol'nogo obrazovaniya [Updating the health-saving potential of preschool education]. Ph. D. thesis. Kemerovo, 2019, 196 p. (In Russian).

6. Kazin E. M., Kasatkina N. E., Semenkova T. N. Psihologo-fiziologicheskie podhody k sozdaniyu obrazovatel'noj adaptivno-razvivayushchej [Psichological and physiological approaches to creation of the educational adaptive-developing environment]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 13 (115), pp. 254-259. (In Russian).

7. Kaigorodova N. Z. Ekologo-fiziologicheskaya adaptaciya pervo-klassnikov k shkole [Ecological and physiological adaptation of first-graders to school]. Doctor's degree dissertation. Barnaul, 2011, 320 p. (In Russian).

8. Laktionova O. R. Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika. Diag-nostika povedeniya v konflikte s ispol'zovaniem testa K. Tomasa [Psychological and pedagogical diagnostics. Diagnostics of behavior in conflict with the use of the K test. Thomas]. Coursework. Podolsk, 2015, pp. 40. Available at: https://nsportal.ru/detskiy-sad. (In Russian).

9. Ontogenez. Adaptaciya. Zdorov'e. Obrazovanie: uchebno-metodicheskij kompleks. Kniga 1. Zdorov'esberegayushchie aspekty doshkol'nogo i nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Ontogeny. Adaptation. Health. Education: educational and methodical complex. Book 1. health-Saving aspects of preschool and primary General education: educational and methodical accessories]. Ed. E. M. Kazin. Kemerovo, 2011, 695 p. (In Russian).

10. Pratsun E. V. Razvitie zdorov'esberegayushchejkompetentnosti pedagogov v obrazovatel'noj infrastrukture regiona [Development of health-saving competence of teachers in the educational infrastructure of the region]. Abstract of Ph. D. thesis. Kemerovo, 2014, 22 p. (In Russian).

11. Kazin E. M., Aidarkin E. K., Kasatkina N. E., Fedorov A. I., Krasno-shlikova O. G., Pratsun E. V., Semenkova T. N., Lisih O. B. Social'no-pedagogicheskie i psihologo-fiziologicheskie podhody k sohraneniyu

i ukrepleniyu zdorov'ya v sisteme obrazovaniya [Socially-pedagogical and psychology-physiological going near maintenance and strengthening of health in the system of education (Report 3)]. Journal of Health and Life Sciences, 2012, no. 4, pp. 13-24. (In Russian).

12. Stepanov S. S. Strategii semejnogo vospitaniya [Strategies of family education]. Avaliable at: http://testoteka.narod.ru/dro/1/04.html. (In Russian).

13. Teoreticheskie i prikladnye aspekty formirovaniya zdorov'e-sberegayushchego i social'no-adaptivnogo obrazovatel'nogo prostranstva. Kn. I. Psihologo-pedagogicheskie, fiziologicheskie i mediko-social'nye podhody k probleme zdorov'ya, adaptacii i razvitiya detej i podrostkov [Theoretical and applied aspects of the formation of health-saving and socio-adaptive educational space. Book I. Psychological and pedagogical, physiological and medico-social approaches to the problem of health, adaptation and development of children and adolescents]. Ed. E. M. Kazin. Kemerovo, Moscow, 2017, 363 p. (In Russian).

14. Teoreticheskie i prikladnye aspekty formirovaniya zdorov'e-sberegayushchego i social'no-adaptivnogo obrazovatel'nogo prostranstva. Kn. III. Psihologo-pedagogicheskoe i mediko-social'noe soprovozhdenie razvitiya detej i samorealizacii obuchayushchihsya [Theoretical and applied aspects of the formation of health-saving and socio-adaptive educational space. Book III. Psychological-pedagogical and medical-social support for the development of children and self-realization of students]. Ed. E. M. Kazin. Kemerovo, Moscow, 2018, 571 p. (In Russian).

15. T'yutorskoe soprovozhdenie pedagogov kak uslovie obespecheniya zdorov'esberegayushchej sredy v sisteme obrazovaniya [Tutor support of teachers as a condition for ensuring a health-saving environment in the education system]. Proceedings of the Regional Scientific and Practical Internet Conference. Kemerovo, 2017, 106 p.

16. Ulyanov D. A. Sovremennaya sem'ya i zdorovyj obraz zhizni [Modern family and healthy lifestyle]. Physical Culture: Education, Education, Training, 2019, no. 3, pp. 45-47. (In Russian).

17. Fomina O. V. Otnoshenie pedagogov k sobstvennomu zdorov'yu [Attitude of teachers to their own health]. Academy, 2016, no. 11 (14), pp. 79. (In Russian).

18. Formirovanie zdorov'esberegayushchego i social'no-adaptivnogo obrazovatel'nogo prostranstva [Formation of a healthy and socially adaptive educational space]. Collection of Proceedings of the Scientific-Practical Conference with International Participation. Eds. I. A. Sviridova, E. M. Kazin. Osinniki, 2018, 612 p. (In Russian).

УДК/UDC 378:355 В. А. Козлов, А. А. Мошкин

V. A. Kozlov, A. A. Moshkin

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ФАКУЛЬТЕТА СИЛ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ: НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ

MILITARY PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF THE FACULTY OF SPECIAL FORCES: MORAL ASPECTS

Введение. В данной статье рассматривается национальной гвардии Российской Федерации актуальность нравственного воспитания буду- с учетом современных требований к подготовке щих офицеров сил специального назначения войск офицерских кадров, в частности личного состава

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.