Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
146
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Казин Эдуард Михайлович, Смышляев Дмитрий Валентинович, Тушина Галина Ивановна

Введение. В статье представлены результаты исследования функциональной взаимосвязи параметров физической подготовленности и психосоциальных характеристик младших и старших подростков, обучающихся детско-юношеских спортивных школ, с учетом возрастных особенностей и выбора спортивной специализации. Методология. Исследование механизма приспособительных возможностей младших и старших подростков проводилось совместно с педагогическими коллективами ДЮСШ Кемеровской области в 2018-2020 гг. на основе изучения образовательноспортивной и спортивно-оздоровительной деятельности, которая представляет собой процесс взаимосвязанного и систематического использования средств и методов обучения, спортивных занятий и оздоровления, направленного на формирование адаптационного потенциала обучающихся. Для определения физической подготовленности были взяты испытания комплекса ГТО. Уровень тревожности оценивался по методике А. М. Прихожан. Особенности социально-психологической адаптации обучающихся анализировались с помощью опросника К. Роджерса и И. Даймонда. Результаты. Выявлены особенности функциональных связей между уровнем физической подготовленности, уровнем тревожности, параметрами социально-психологической адаптации у младших и старших подростков с учетом их возрастных и гендерных особенностей развития. Показана специфика этих взаимосвязей у обучающихся с различной спортивной специализацией. Заключение. Изучение педагогических аспектов личностно и социально ориентированных подходов к физическому воспитанию обучающихся в детскоюношеских организациях дополнительного образования должно включать и учитывать медицинские и социально-психологические исследования личности обучающегося. Важнейшим элементом психологопедагогического и здоровьесберегающего сопровождения воспитательно-образовательной деятельности в организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности должен стать комплексный психолого-физиологический мониторинг, позволяющий идентифицировать основные критерии и показатели развития подростков, занимающихся спортивной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Казин Эдуард Михайлович, Смышляев Дмитрий Валентинович, Тушина Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION BETWEEN INDICATORS OF PHISICAL FITNESS AND PSYCHOSOCIAL CHARACTERISTICS IN ADOLESCENTS IN SPORTS

Introduction. The article presents the results of a study of the functional relationship between the parameters of physical fitness and psychosocial characteristics in younger and older adolescents in the conditions of children and youth sports schools, taking into account age characteristics and the choice of sports specialization. Materials and Methods. The study of the mechanism of adaptive capabilities of younger and older adolescents was carried out jointly with the pedagogical collectives of the Children’s and Youth Sports School of the Kemerovo Region in 2018-2020 on the basis of the study of sport-educational and sport-recreational activities, which is a process of interconnected and systematic use of means and methods of teaching, sports classes and health improvement aimed at the formation of the adaptive potential of students. To determine physical fitness, tests of the “GTO” (Ready for Work and Defense) complex were taken. The definition of anxiety was by the method of A. M. Prihogan. Features of social and psychological adaptation of students were evaluated using the questionnaire K. Rogers and I. Diamonds. Results. The features of functional correlation between the level of physical fitness, the level of anxiety, parameters of psychosocial adaptation in younger and older adolescents, taking into account their age and gender characteristics of development, have been revealed. The specificity of these interrelations in students with different sports specialization is shown. Conclusions. It is determined that the pedagogical aspects of personal and socially-oriented approaches to physical education of students in children’s and youth organizations of additional education should be ensured by close intertwining with medical and psychosocial research of the student’s personality. The most important element of psychological, pedagogical and health-saving support of upbringing and educational activities in organizations of additional education of physical culture and sports orientation should be complex psychological and physiological monitoring, which allows identifying the main criteria and indicators of development of adolescents involved in sports activities.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ»

УДК/UDC 37.037.1 Э. М. Казин, Д. В. Смышляев, Г. И. Тушина

E. Kazin, D. Smyshlyaev, G. Tushina

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

CORRELATION BETWEEN INDICATORS OF PHISICAL FITNESS AND PSYCHOSOCIAL CHARACTERISTICS IN ADOLESCENTS IN SPORTS

Введение. В статье представлены результаты исследования функциональной взаимосвязи параметров физической подготовленности и психосоциальных характеристик младших и старших подростков, обучающихся детско-юношеских спортивных школ, с учетом возрастных особенностей и выбора спортивной специализации.

Методология. Исследование механизма приспособительных возможностей младших и старших подростков проводилось совместно с педагогическими коллективами ДЮСШ Кемеровской области в 2018-2020 гг. на основе изучения образовательно-спортивной и спортивно-оздоровительной деятельности, которая представляет собой процесс взаимосвязанного и систематического использования средств и методов обучения, спортивных занятий и оздоровления, направленного на формирование адаптационного потенциала обучающихся.

Для определения физической подготовленности были взяты испытания комплекса ГТО. Уровень тревожности оценивался по методике А. М. Прихожан. Особенности социально-психологической адаптации обучающихся анализировались с помощью опросника К. Роджерса и И. Даймонда.

Результаты. Выявлены особенности функциональных связей между уровнем физической подготовленности, уровнем тревожности, параметрами социально-психологической адаптации у младших и старших подростков с учетом их возрастных и ген-дерных особенностей развития. Показана специфика этих взаимосвязей у обучающихся с различной спортивной специализацией.

Заключение. Изучение педагогических аспектов личностно и социально ориентированных подходов к физическому воспитанию обучающихся в детско-юношеских организациях дополнительного образования должно включать и учитывать медицинские и социально-психологические исследования лично-

сти обучающегося. Важнейшим элементом психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения воспитательно-образовательной деятельности в организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности должен стать комплексный психолого-физиологический мониторинг, позволяющий идентифицировать основные критерии и показатели развития подростков, занимающихся спортивной деятельностью.

Introduction. The article presents the results of a study of the functional relationship between the parameters of physical fitness and psychosocial characteristics in younger and older adolescents in the conditions of children and youth sports schools, taking into account age characteristics and the choice of sports specialization.

Materials and Methods. The study of the mechanism of adaptive capabilities of younger and older adolescents was carried out jointly with the pedagogical collectives of the Children's and Youth Sports School of the Kemerovo Region in 2018-2020 on the basis of the study of sport-educational and sport-recreational activities, which is a process of interconnected and systematic use of means and methods of teaching, sports classes and health improvement aimed at the formation of the adaptive potential of students.

To determine physical fitness, tests of the "GTO" (Ready for Work and Defense) complex were taken. The definition of anxiety was by the method of A. M. Prihogan. Features of social and psychological adaptation of students were evaluated using the questionnaire K. Rogers and I. Diamonds.

Results. The features of functional correlation between the level of physical fitness, the level of anxiety, parameters of psychosocial adaptation in younger and older adolescents, taking into account their age and gender characteristics of development, have been revealed. The specificity of these interrelations in students with different sports specialization is shown.

Conclusions. It is determined that the pedagogical aspects of personal and socially-oriented approaches to physical education of students in children's and youth organizations of additional education should be ensured by close intertwining with medical and psychosocial research of the student's personality. The most important element of psychological, pedagogical and health-saving support of upbringing and educational activities in organizations of additional education of physical culture and sports orientation should be complex psychological and physiological monitoring, which allows identifying the main criteria and indicators of development of adolescents involved in sports activities.

Ключевые слова: здоровье, дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности, подростковый возраст, уровень физической подготовленности, показатели психосоциальной адаптации, тревожность.

Keywords: health, additional education of physical culture and sports orientation, adolescence, level of physical fitness, indicators of psychosocial adaptation, anxiety.

Введение

Важнейшими слагаемыми здоровья и физического потенциала человека являются двигательная активность и физическая подготовленность, которые в значительной степени обеспечиваются системой физического воспитания, в том числе через учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности [8].

В Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта определяется как одна из важнейших задач системы физического воспитания, решаемая на основе интеграции общего и дополнительного образования. Организации дополнительного образования комплексно располагают огромными возможностями для формирования социальной адаптации на принципах когнитивного и деятельност-ного (практико-ориентированного) развития, взаимодействия обучающихся с высокими образцами общей культуры, вовлечения школьников в культуротворче-скую деятельность за счет актуализации социальных и физических возможностей различных возрастных контингентов обучающихся.

Приоритетными целями дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности являются: совершенствование физической подготовленности учащихся; воспитание морально-волевых качеств личности, позволяющих

преодолевать трудности, связанные с тренировочной деятельностью и участием в соревнованиях; формирование культуры самостоятельных занятий в рамках оздоровительной тренировки и др. Реализация программ способствует формированию у учащихся компетенций, связанных со здоровьесберегающей деятельностью.

Организация дополнительного образования физ-культурно-спортивной направленности обладает высоким потенциалом оздоровления ребенка, но в то же время является зоной повышенного риска ухудшения здоровья в условиях интенсивных физических нагрузок, способных нанести ущерб психическому, интеллектуальному и нравственному развитию личности, если в процессе планирования продолжительности и содержания этапов учебной деятельности, программ учебных занятий и соревнований недостаточно учитываются закономерности роста и развития детей [7; 13].

Вместе с тем недостаточно полно раскрыт ресурсный потенциал дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности учащихся подросткового возраста, поскольку подростковый возраст является одним из ключевых сенситивных периодов онтогенеза и личностного роста: с одной стороны, в этот период изменяется отношение ребенка к самому себе и окружающему миру, а с другой - формируются активные нейрогумораль-ные перестройки, сопровождающие биологическое созревание организма. При этом процессе самосознание и самоопределение формируются на фоне все возрастающих учебных нагрузок и требований образовательной системы. Качественные изменения в процессе индивидуального развития происходят на фоне существенных социокультурных изменений среды и сопровождаются напряжением адаптационных механизмов, что проявляется в повышенной уязвимости организма подростка [11].

Трансформация смысла образовательной деятельности обусловлена возрастной динамикой изменения значимости различных мотивационно-целевых ориентиров. По мере взросления все большую значимость в образовательной деятельности у них приобретает ориентация на самореализацию. Гендерные особенности отношения подростков к образовательной деятельности проявляются в формировании различных типов деятельности: у девочек отношение к деятельности обусловлено стремлением к социальной успешности, у мальчиков - внешней мотивацией [3].

Старший подростковый возраст имеет особое значение в становлении личности человека, так как

он является переходным от детства к взрослости. Большое внимание уделяется в этом возрасте пониманию места и роли в человека в социуме. В этот период особую роль приобретают ориентации старших подростков, которые способствуют самопроявлению, что существенно сказывается на их социализации.

В то же время социально адаптированные подростки имеют высокий уровень субъективного восприятия социальной поддержки в целом. Наиболее важна для подростков поддержка со стороны друзей, что соответствует высокой субъективной значимости для подростков дружеского общения со сверстниками [14; 15].

Установлено, что 49 % подростков, посещающих только общеобразовательную организацию, испытывают тревожность, обеспокоенность, напряженность, неудовлетворенность окружающей действительностью, тогда как у подростков, посещающих еще и организации дополнительного образования, эти показатели выявляются лишь у 19 % обследованных [2].

Наличие внутреннего эмоционального напряжения приводит к психосоматическим нарушениям, общей физической ослабленности, проявлению процессов дезадаптации у подростков. Старшим подросткам свойственно желание выделиться, быть самостоятельными, но в то же время нарастает стремление к отождествлению со взрослыми [5].

Следует отметить, что уровень физической подготовленности базируется на проявлении срочной адаптации функциональных систем организма учащихся, на основе фенотипической адаптации, развивающейся в течение жизни в ответ на воздействия различных факторов внешней среды. На основе многократной реализации срочной адаптации развивается долговременная адаптация, характеризующаяся тем, что в результате постепенного количественного накопления определенных изменений (функциональных) организм приобретает новое качество - из неадаптированного, в том числе и к физическим нагрузкам, превращается в адаптированный [1].

В зависимости от степени выраженности реакций организма В. П. Казначеев выделяет несколько типов адаптационных состояний: физиологическую адаптацию, характеризующуюся оптимальным режимом всех функциональных систем; напряженную адаптацию, сопровождающуюся определенным напряжением в работе заинтересованных функциональных систем; патологическую адаптацию, которая наступает при превышении резервных возможностей организма, что может привести к полному истощению адаптационных механизмов [6].

При этом необходимо подчеркнуть, что физические нагрузки включают количественные компоненты (количество повторений, стандарты времени и продолжительности работы и др.) и качественные компоненты, связанные в основном с интенсивностью нагрузки и степенью воздействия на функциональные системы организма. В процессе систематических тренировочных нагрузок количество переходит в качество, что, в свою очередь, позволяет увеличить объем выполняемой работы [10].

Установлено также, что морфофункциональные перестройки при долговременной адаптации к систематическим физическим нагрузкам обязательно сопровождаются следующими процессами: а) изменением взаимоотношений регуляторных механизмов; б) мобилизацией и использованием физиологических резервов организма; в) формированием специальной функциональной системы адаптации к конкретной деятельности, включая преимущественную направленность физических упражнений. Достижение перечисленных перестроек и переход к долговременной адаптации возможен только при условии систематических занятий физическими упражнениями как в урочное, так и внеурочное время [6].

Мы считаем, что оценка жизнеспособности организма обучающихся в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, относящихся к группам с различным уровнем физической и психосоциальной адаптации, должна осуществляться на основе дифференцированного анализа параметров психологического, физического и духовно-нравственного здоровья - интегрированных составляющих адаптационного потенциала обучающихся с учетом их возрастных, гендерных, типологических и личностных особенностей.

В связи с этим в настоящей статье нами было проведено изучение взаимосвязи между уровнем физической подготовленности и показателями психосоциальной адаптации у младших и старших подростков -обучающихся организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

Методология

В исследовании приняли участие 125 юных спортсменов - учащихся учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности Киселевска, Анжеро-Судженска, Кемерова. Из них 34 девушки и 91 юноша. Участники исследования были разделены на возрастные группы: 12-14 лет - младшие подростки, 15-17 лет - старшие подростки.

Исследование функциональных взаимосвязей между параметрами физической подготовленности

и работоспособности и показателями социально-психологической и физиологической адаптации у младших и старших подростков осуществлялось на основе следующих методик.

За основу тестов для определения уровня физической подготовленности (ФП) обучающихся были взяты испытания Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Обучающиеся получали сумму оценок от 1 до 5 баллов по результатам прохождения тестов: бег на 60 метров, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, наклон вперед из положения стоя, челночный бег 3x10 метров, прыжок в длину с места, бег на 2000 метров, метание снаряда. Определение уровня тревожности у обучающихся происходило по методике А. М. Прихожан. Особенности социально-психологической адаптации (СПА) обучающихся оценивались с помощью опросника К. Роджерса и И. Даймонда. Взаимосвязь показателей определялась с помощью критерия корреляции К. Пирсона.

При выборе детско-юношеских спортивных школ мы учитывали доминирующие направления спортивно-оздоровительной деятельности в процессе реализации дополнительных образовательных программ по групповым и индивидуальным видам спорта, а также дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, включая:

- общеразвивающие программы, направленные на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний по физической культуре и спорту;

- предпрофессиональные программы, которые направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получения ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.

Медицинское обеспечение обучающихся ДЮСШ осуществляется в амбулаторно-поликлинических учреждениях и врачебно-физкультурном диспансером согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2010 № 613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий».

Результаты

В результате исследования было выявлено, что уровень физической подготовленности подростков имеет среднюю взаимосвязь (г = -0,61) с прояв-

лением тревожности во всех возрастных группах, как у юношей, так и у девушек (табл. 1). Чем выше уровень проявления физической подготовленности, тем ниже уровень переживаний психического или соматического напряжения, проявляющегося в усталости, раздражительности, нетерпеливости, чувстве внутренней скованности учащихся.

Таблица 1

Взаимосвязь показателей физической подготовленности, тревожности и социально-психологической адаптации учащихся учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (значения коэффициента корреляции (г), (р.<0,05))

Взаимосвязь физической подготовленности и тревожности Взаимосвязь физической подготовленности и социально-психологической адаптации Взаимосвязь тревожности и социально-психологической адаптации

-0,61 0,18 -0,36

Особый интерес представляют результаты, полученные в группе подростков 12-14 лет женского пола, у которых уровень физической подготовленности тесно взаимосвязан не только с тревожностью (г = -0,83), но и с социально-психологической адаптацией (г = 0,7) (табл. 2). Тесная взаимосвязь говорит о том, что физически более развитые девушки 12-14 лет в большей степени обладают умением ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.

Однако, как видно из таблицы 2, у девушек 15-17 лет не выявляется тесная взаимосвязь между уровнем физического развития и параметрами социально-психологической адаптации (г = 0,29), что может быть обусловлено реализацией в ДЮСШ дополнительных образовательных программ, направленных на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в выбранном ими профиле спортивной деятельности.

Учитывая особенности содержания образовательной деятельности при реализации программ по различным видам спорта, мы провели анализ взаимосвязи между уровнем физической подготовленности, тревожности и социально-психологической адаптацией у занимающихся различных спортивных специализаций (табл. 3).

Таблица 2

Взаимосвязь показателей физической подготовленности, тревожности и социально-психологической адаптации подростков разного возраста (значения коэффициента корреляции (г), (р0<0,05))

Обучающиеся Взаимосвязь физической подготовленности и тревожности Взаимосвязь физической подготовленности и социально-психологической адаптации Взаимосвязь тревожности и социально-психологической адаптации

Девушки 12-14 лет, всего 14 человек -0,83 0,7 -0,7

Юноши 12-14 лет, всего 26 человек -0,51 0,11 -0,33

Девушки 15-17 лет, всего 20 человек -0,69 0,29 -0,49

Юноши 15-17 лет, всего 65 человек -0,63 0,06 -0,24

Таблица 3

Взаимосвязь показателей физической подготовленности, тревожности и социально-психологической адаптации занимающихся различными видами спорта (значения коэффициента корреляции (г), (р0<0,05))

Виды спорта Взаимосвязь физической подготовленности и тревожности Взаимосвязь физической подготовленности и социально-психологической адаптации Взаимосвязь тревожности и социально-психологической адаптации

Единоборства, всего 54 человека -0,58 0,18 -0,42

Чирспорт, всего 20 человек -0,7 0,72 -0,75

Легкая атлетика, всего 30 человек -0,63 0,12 -0,29

Спортивные игры, всего 21 человек -0,79 0,09 -0,07

Анализ результатов показал, высокую взаимосвязь физической подготовленности обучающихся и уровня тревожности у представителей коллективных видов спорта: спортивных игр (г = —0,79) и чир-спорта (г = —0,7), тогда как у спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта (единоборства, легкая атлетика), такие связи выражены в меньшей степени (г = —0,57; г = —0,63).

Полученные результаты согласуются с данными литературы [9; 10], которые свидетельствуют, что лица, занимающиеся игровыми видами спорта, характеризуются экстравертированным типом, высоким уровнем нейротизма, что указывает на большую динамичность, импульсивность поведения, в отличие от лиц, занимающихся общефизической подготовкой.

У лиц, занимающихся игровыми видами спорта, достоверно выше, чем у занимающихся общефизической подготовкой, показатели психических функций памяти и внимания, поскольку в спортивных играх особые требования предъявляются к сенсорной, умственной и эмоциональной работоспособности спортсмена, что обусловлено острым соревновательным характером игры, необходимостью быстро решать сложные технико-тактические задачи [12].

Специфика индивидуальных видов спорта заключается во взаимодействии в системе «спортсмен - тренер», в необходимости самостоятельного планирования, организации и регуляции спортивной деятельности (как соревновательной, так и тренировочной). Групповые виды спорта характеризуются активной позицией тренера в связи с необходимостью планирования и организации деятельности не каждого спортсмена, а спортивной команды в целом, характеризующейся позиционной и статусно-ролевой структурой. Как в индивидуальных, так и групповых видах спорта в качестве факторов успешности спортивной деятельности преобладающими является группа психолого-педагогических факторов, отражающих три основных линии взаимодействий в системах «спортсмен - тренер», «спортсмен - спортсмен» и «спортсмен - соперник», которые во многом определяются психоэмоциональным состоянием участников воспитательно-образовательного процесса [4].

Анализ сведений об организациях дополнительного образования, учащиеся которых приняли участие в исследовании, показал, что только в ДЮСШ г. Киселевска в штате есть должность психолога, осуществляющего сопровождение образователь-

ной деятельности физкультурно-спортивной направленности, который способствует снижению у обучающиеся ДЮСШ г. Киселевска уровня тревожности (табл. 4).

Таблица 4

Уровень тревожности учащихся учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности

Обобщая полученные в рамках предварительного исследования результаты, мы пришли к выводу о необходимости осуществления в практической работе специалистов в области физвоспита-ния и спорта комплексной оценки физической подготовленности обучающихся с учетом их возрастных, индивидуально-типологических особенностей и функциональных возможностей с целью последующей корректировки психолого-педагогического и социального сопровождения младших и старших подростков, обучающихся в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

Специфические психические функции и качества личности, связанные непосредственно с выполнением спортивных действий, а также психолого-физиологические механизмы, участвующие в осуществлении и регуляции спортивной деятельности (мотивация, воля, эмоция, процессы саморегуляции), составляют группу индивидуально-личностных факторов успешности спортивной деятельности подростков. Психолого-педагогические условия в индивидуальных и групповых видах спорта на социально-педагогическом и психологическом уровнях реализации определяют успешность спортивной деятельности подростков.

Представленные материалы позволяют также высказать предположение, что оптимизация процесса физической подготовленности детей и подростков в организациях физкультурно-оздоровительной направленности требует в последующем проведения комплексного анализа адаптационного потенциала младших и старших подростков на основе мониторингового изучения их физиологических, психолого-

поведенческих параметров, индивидуальной и социальной траектории развития.

Общеизвестно, что успешность в спортивной деятельности у лиц с общефизической подготовкой и у «игровиков», с одной стороны, зависит от степени эмоциональной устойчивости, подвижности нервных процессов, моторной и сенсорной асимметрии, темперамента и хронобиологических особенностей [9], а с другой - крепких и дружественных межличностных отношений в команде [4; 9; 12; 16].

Заключение

Важнейшим элементом здоровьесберегаю-щего сопровождения образовательной деятельности в организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности должен стать комплексный психолого-педагогический и физиологический мониторинг, позволяющий определить приоритетные направления деятельности по здоровьесбережению и оценить ее результативность на основании анализа критериев и показателей психофизического статуса индивида.

Мы считаем, что психолого-физиологические особенности подростков, занимающихся спортом (познавательная мотивация к обучению, положительное эмоциональное отношение к нему, способность регулировать свое взаимодействие с социальной и деятельностной средой (оценив поведенческую регуляцию), коммуникативные способности и уровень моральной нормативности; уровень личностной тревожности, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности; основа отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе), могут служить базисной основой для адекватной оценки уровня сформированности личностного и здоровье-сберегающего потенциала младших и старших подростков, который в литературе идентифицируется по таким показателям, как исходный вегетативный тонус, психодинамические и нейродинамические характеристики, адаптация и дезадаптация, принятие себя и других, эмоциональный комфорт, внешний и внутренний контроль за своим поведением, уровень познавательной активности, тревожности и гнева, копинг-стратегия поведения в стрессовых ситуациях [11].

Очевидно, что формирование психофизиологического адаптационного потенциала подростков, занимающихся различными видами спорта, и его актуализация в значительной мере будут определять, насколько воспитатели, педагоги и тренеры, работающие в организациях дополнительного образования

Обучающиеся Уровень тревожности (баллы)

ДЮСШ-1 «Юность», г. Анжеро-Судженск, всего 30 человек 6,23

ДЮСШ, г. Киселевск, всего 50 человек 5,78

ОблДЮСШ, г. Кемерово, всего 45 человек 6,24

физкультурно-спортивной направленности, в своей профессиональной деятельности будут обладать соответствующими социально-адаптивными компетенциями.

Литература

1. Адаптация и здоровье. Теоретические и прикладные аспекты / отв. ред. Э. М. Казин. Кемерово, 2008. 299 с.

2. Галынская Е. Н. Формирование основ культуры здоровья школьников в учреждениях дополнительного образования детей : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2015. 22 с.

3. Гулина Р. А., Родюкова Л. В., Парамонова Т. С. «Президентские спортивные игры» и «Президентские состязания» как средство формирования культуры здорового образа жизни и воспитания потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом // Физическая культура в школе. 2020. № 1. С. 46-54.

4. Демина Д. С. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития подростков (на примере индивидуальных и групповых видов спорта) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2014 25 с.

5. Зубанов В. П., Руденко Е. Н., Рудольф Г. А. Концепция интеграции общего и дополнительного образования в организации физического воспитания // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. 2009. Т. 1. С. 124-126.

6. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980. 192 с.

7. Кириченко В. В. Здоровьесберегающее сопровождение учебного процесса младших школьников в деятельности учреждений дополнительного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2013. 22 с.

8. Кириченко В. В. Оптимизация здоровьесберегающего сопровождения учебно-тренировочного процесса в детско-юношеской спортивной школе // Вестник КемГУ. 2013. Вып. 3 (55), Т. 1. С. 75-79.

9. Кучко Т. И. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к игровым видам спорта : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2004. 23 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Озолин Н. Г Настольная книга тренера: наука побеждать. М., 2004. 863 с.

11. Организационно-педагогические условия формирования здоровьесберегающего и адаптационного потенциала младших и старших подростков / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, О. Г Красношлыкова, Л. В. Арлашева [и др.] // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 3. С. 132-144.

12. Столяров В. И. Фундаментальные теоретические основы современной системы комплексного физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. № 2. С. 2-6.

13. Теоретические и прикладные аспекты формирования здо-ровье-сберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства. Кн. II. Культурологические аспекты формирования, сохранения, укрепления здоровья и социального развития обучающихся, воспитанников / под науч. ред. Э. М. Казина. Кемерово, 2017. 495 с.

14. Теоретические и прикладные аспекты формирования здо-ровье-сберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства. Кн. III. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития детей и самореализации обучающихся / под науч. ред. Э. М. Казина. Кемерово, 2018. 571 с.

15. Толстых Н. Н. Тенденция изменения мотивации и временной перспективы российских подростков // Ребенок в современном обществе : сб. науч. ст. М., 2007. С. 142-150.

16. Четверик О. Н. Особенности формирования психофизиологического адаптационного потенциала подростков при различных режимах учебной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2018. 20 с.

References

1. Adaptaciya i zdorov'e. Teoreticheskie i prikladnye aspekty [Adaptation and health. Theoretical and applied aspects]. Ed. E. M. Kazin. Kemerovo, 2008, 299 р. (In Russian).

2. Galinskaya E. N. [Formation of the foundations of the culture of health of schoolchildren in institutions of additional education for children]. Abstract of Ph. D. thesis. Kemerovo, 2015, 22 p. (In Russian).

3. Gulina R. A., Rodyukova L. V., Paramonova T. S. «Prezidentskie sportivnye igry» i «Prezidentskie sostyazaniya» kak sredstvo formirovaniya kul'tury zdorovogo obraza zhizni i vospitaniya potrebnosti k regulyarnym zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom ["Presidential sports games" and "Presidential competitions" as a means of forming a culture of a healthy lifestyle and raising the need for regular physical culture and sports]. Physical Culture at School, 2020, no. 1, pp. 46-54. (In Russian).

4. Demina D. S. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnostnogo razvitiya podrostkov (na primere individual'nyh i gruppovyh vidov sporta) [Psychological and pedagogical support of personal development of adolescents (on the example of individual and group sports)]. Abstract of Ph. D. thesis. Nizhny Novgorod, 2014, 25 p. (In Russian).

5. Zubanov V. P., Rudenko E. N., Rudolf G. A. Koncepciya integracii obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya v organizacii fizicheskogo vospitaniya [The concept of integration of general and additional education in the organization of physical education]. Actual Problems of Physical Culture and Sports, 2009, vol. 1, pp. 124-126. (In Russian).

6. Kaznacheev V. P. Sovremennye aspekty adaptacii [Modern aspects of adaptation]. Novosibirsk, 1980, 192 p. (In Russian).

7. Kirichenko V. V. Zdorov'esberegayushchee soprovozhdenie uchebnogo processa mladshih shkol'nikov v deyatel'nosti uchrezhdenijdopolnitel'nogo obrazovaniya [Health-saving support of the educational process of younger students in the activities of institutions of additional education]. Abstract of Ph. D. thesis. Kemerovo, 2013, 22 p. (In Russian).

8. Kirichenko V. V. Optimizaciya zdorov'esberegayushchego soprovozhdeniya uchebno-trenirovochnogo processa v detsko-yunosheskoj sportivnoj shkole [Optimization of health protection in the educational training process in sports schools for children and youth]. Bulletin of Kemerovo State University, 2013, iss. 3 (55), vol. 1, pp. 75-79. (In Russian).

9. Kuchko T. I. Rol' individual'nyh psihofiziologicheskih osobennostej v adaptacii k igrovym vidam sporta [The role of individual psychophysiological characteristics in adaptation to game kinds of sports]. Abstract of Ph. D. thesis. Novokuznetsk, 2004, 23 p. (In Russian).

10. Ozolin N. G. Nastol'naya kniga trenera: nauka pobezhdat' [Handbook of the trainer: the science to win]. Moscow, 2004, 863 p. (In Russian).

11. Kazin E. M., Kasatkina N. E., Krasnoshlykova O. G., Arlasheva L. V. et al. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya zdorov'esberegayushchego i adaptacionnogo potenciala mladshih i starshih podrostkov [Organizational and pedagogical conditions for the formation of health-saving and adaptive potential of younger and older adolescents]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 3, pp. 132-144. (In Russian). (НЕТ такой статьи в природе)

12. Stolyarov V. I. Fundamental'nye teoreticheskie osnovy sovremennoj sistemy kompleksnogo fizicheskogo vospitaniya

[Fundamental theoretical basics of modern system of integrated physical education]. Physical Culture: Upbringing, Education, Training, 2013, no. 2, pp. 2-6. (In Russian).

13. Teoreticheskie i prikladnye aspekty formirovaniya zdorov'e-sberegayushchego i social'no-adaptivnogo obrazovatel'nogo prostranstva. Kn. II. Kul'turologicheskie aspekty formirovaniya, sohraneniya, ukrepleniya zdorov'ya i social'nogo razvitiya obuchayushchihsya, vospitannikov [Theoretical and applied aspects of the formation of health-saving and socially-adaptive educational space. Book II. Cultural aspects of formation, preservation, health promotion and social development of students, pupils]. Ed. E. M. Kazin. Kemerovo, 2017, 495 p. (In Russian).

14. Teoreticheskie i prikladnye aspekty formirovaniya zdorov'e-sberegayushchego i social'no-adaptivnogo obrazovatel'nogo prostranstva. Kn. III. Psihologo-pedagogicheskoe i mediko-social'noe soprovozhdenie razvitiya deteji samorealizacii

obuchayushchihsya [Theoretical and applied aspects of the formation of health-saving and socially adaptive educational space. Book III. Psychological, pedagogical and medical and social support for the development of children and self-realization of students]. Ed. E. M. Kazin. Kemerovo, 2018, 571 p. (In Russian).

15. Tolstykh N. N. Tendenciya izmeneniya motivacii i vremennoj perspektivy rossijskih podrostkov [The tendency of changes in the motivation and time perspective of Russian adolescents]. Child in modern society. Collection of scientific articles. Moscow, 2007, pp. 142-150. (In Russian).

16. Chetverik O. N. Osobennosti formirovaniya psihofiziologicheskogo adaptacionnogo potenciala podrostkov pri razlichnyh rezhimah uchebnoj deyatel'nosti [Features of the formation of psychophysiological adaptive potential of adolescents in different modes of educational activity]. Abstract of Ph. D. thesis. Kemerovo, 2018, 20 p. (In Russian).

УДК/UDC 004.9 В. В. Капшунов

V. Kapshunov

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ КИНЕМАТИЧЕСКИХ СХЕМ

В CAD-СИСТЕМЕ «КОМПАС»

METHODOLOGY FOR CREATING INTERACTIVE KINEMATIC DIAGRAMS IN THE CAD SYSTEM "KOMPAS"

Введение. В статье рассматривается методический аспект обучения путем интерактивной кинематической схемы механизма в среде CAD-системы «КОМПАС». Цель статьи - предложить методику создания такой схемы с описанием алгоритмов проектирования элементов схемы.

Методология. Методика разработки рассматривается на примере создания элементов схемы плоского рычажного механизма с учетом соблюдения требований стандарта по изображению и соединения их в вышеуказанную схему.

Результаты заключаются в созданной методике проектирования интерактивной кинематической схемы для CAD-системы «КОМПАС».

Заключение. Автором отмечается, что данная методика может быть использована и в других конструкторских САПР и для схем, более сложных, чем рассмотренная в статье.

Introduction. The article deals with the development of an interactive kinematic scheme of the mechanism in the environment of the CAD system "KOMPAS". The pur-

pose of the article is to provide a method for creating such a scheme with a description of the algorithms for designing the elements of the scheme.

Methodology. The development method is explored on the example of creating elements of a flat lever mechanism scheme, taking into account the requirements of the standard for the image of such schemes and connecting them to the above-stated scheme.

Results. The result of our work is the developed method for designing an interactive kinematic scheme for the CAD system "KOMPAS".

Conclusions. The author notes that this technique can be used in other design CAD systems and for schemes that are more complicated than the one discussed in the article.

Ключевые слова: кинематическая схема, анимация, CAD-система, методика обучения, интерактивная схема, параметрическая связь, ограничение.

Keywords: kinematic diagram, animation, CAD system, element, interactive diagram, parametric connection, restriction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.