Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие педагогов с родителями в поликультурной образовательной среде начальной школы'

Сетевое взаимодействие педагогов с родителями в поликультурной образовательной среде начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / NETWORK INTERACTION / PEDAGOGICAL INTERACTION / A JUNIOR SCHOOL STUDENT / TOLERANCE / MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мустафаева Севиндж Али Кызы

Основное внимание в предлагаемой статье уделяется изучению сетевого взаимодействия педагогов с семьёй младшего школьника в поликультурной образовательной среде. На основе аналитического изучения теоретических источников раскрыта сущность понятий «сетевое взаимодействие» и «поликультурная образовательная среда». Представлены краткие результаты проведённого опроса учителей начальной школы МБОУ «СОШ № 22» города Абакана Республики Хакасия. Сделаны выводы о необходимости включения родителей в сетевое общение с педагогами на принципах взаимного уважения, толерантности и готовности к взаимодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK INTERACTION OF TEACHERS AND PARENTS IN THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF ELEMENTARY SCHOOL

This article is aimed at showing features of network interaction between a teacher and a family of primary school children in the multicultural educational environment. The main attention is paid to identification of the specifics of pedagogical work with the family of a younger student in the multicultural educational environment. Based on the analytical study of theoretical sources, the concepts of "network interaction" and "multicultural educational environment" are revealed. The article presents results of a survey conducted on the topic of the study, which was attended by the teaching staff of the primary school of MBOU "SOSH No. 22" in Abakan in the Republic of Khakassia. The conclusions are made about the inclusion of parents in network communication with teachers on the principles of mutual respect, tolerance and readiness for interaction.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие педагогов с родителями в поликультурной образовательной среде начальной школы»

Далее аналитик (разработчик ОПОП) рассматривает отсортированные записи на предмет выявления сходных по смыслу индикаторов. В случае выявления двух таких записей одной из них дается обобщающая формулировка и удаляется вторая как избыточная.

После выполнения всех указанных действий будет сформирована таблица «Знать уметь» с неповторяющимися значениями поля «знать_уметь» (наименование «знать» или «уметь»). После этого разработчик ОПОП экспертным путём задаёт трудоёмкость формирования каждого индикатора «знать» и «уметь».

Далее для каждой записи таблицы аналитик назначает дисциплину, в которой предполагается формирование данного индикатора. И, наконец, после выполнения последней операции с помощью многотабличного запроса формируется перечень дисциплин со списками соответствующих индикаторов освоения «знать» и «уметь». Результат запроса при необходимости можно экспортировать в Word

или Excel для использования при разработке рабочих программ дисциплин.

Следует отметить, что трудоёмкость формирования любого индикатора «знать» и «уметь» в таблице «Знать уметь» при необходимости может быть изменена аналитиком. Также для её формирования можно назначить любую другую дисциплину.

Таким образом, проведённое исследование наглядно демонстрирует полезность и эффективность предлагаемой информационной технологии формирования требований к дисциплинам образовательной программы. Преимуществом предлагаемого решения является повышение производительности и качества разработки образовательных программ за счёт автоматизации процесса и более детального представления данных. Предлагаемое решение применимо для любых направлений и уровней подготовки, для которых имеются ФГОС ВО 3++, профессиональные стандарты и примерные основные образовательные программы.

Библиографический список

1. ФГОС ВО 3++ / - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24 (дата обращения: 27.08.2019).

2. Профессиональный стандарт «Специалист по информационным системам». - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.015.pdf (дата обращения: 27.09.2019).

3. Минеев, П. В. Автоматизация разработки компетентностно-ориентированных профессиональных основных образовательных программ средствами офисных приложений / П. В. Минеев // Информатизация образования и науки. - 2017. - № 3(35). - С. 50-62.

© Минеев П. В., 2019

УДК [004.77+37.064.1]:[373.3:376.7]

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Мустафаева Севиндж Али кызы,

аспирант кафедры дошкольного и профессионального образования, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22» (г. Абакан) Научный руководитель — К. И. Султанбаева, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного и профессионального образования Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Основное внимание в предлагаемой статье уделяется изучению сетевого взаимодействия педагогов с семьёй младшего школьника в поликультурной образовательной среде. На основе аналитического изучения теоретических источников раскрыта сущность понятий «сетевое взаимодействие» и «поликультурная образовательная среда». Представлены краткие результаты проведённого опроса учителей начальной школы МБОУ «СОШ № 22» города Абакана Республики Хакасия. Сделаны выводы о необходимости включения родителей в сетевое общение с педагогами на принципах взаимного уважения, толерантности и готовности к взаимодействию.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, педагогическое взаимодействие, младший школьник, толерантность, поликультурная образовательная среда.

NETWORK INTERACTION OF TEACHERS AND PARENTS IN THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF ELEMENTARY SCHOOL

Mustafaeva Sevindzh Ali kyzy,

elementary school teacher, Secondary school №2 22 (Abakan)

post-graduate student,

Scientific adviser — K. I. Sultanbaeva, Ph. D., Dr of Pedagogical Sciences, Associate Professor Katanov Khakass State University (Abakan)

This article is aimed at showing features of network interaction between a teacher and a family of primary school children in the multicultural educational environment. The main attention is paid to identification of the specifics of pedagogical work with the family of a younger student in the multicultural educational environment. Based on the analytical study of theoretical sources, the concepts of "network interaction " and "multicultural educational environment" are revealed. The article presents results of a survey conducted on the topic of the study, which was attended by the teaching staff of the primary school of MBOU "SOSH No. 22" in Abakan in the Republic of Khakassia. The conclusions are made about the inclusion of parents in network communication with teachers on the principles of mutual respect, tolerance and readiness for interaction.

Key words: network interaction; pedagogical interaction; a junior school student; tolerance; multicultural educational environment.

Предметом изучения в данной статье является сетевое взаимодействие педагогов начальной школы с родителями своих воспитанников, обучающихся в условиях поликультурной образовательной среды. Цель исследования состоит в том, чтобы определить состояние сетевого взаимодействия педагогов с родителями в поликультурной образовательной среде начальной школы. В ходе проведения исследования нами применялся ряд педагогических исследовательских методов, ведущими из которых стали беседа, анкетирование и анализ практического педагогического опыта.

Актуальность проведённого исследования обусловлена необходимостью поиска оптимальных путей взаимодействия педагогов образовательных учреждений с родителями в целях воспитания гармоничной личности младшего школьника.

Модернизация современной системы образования, способствующая необратимой перестройке деятельности школы и других образовательных учреждений, выражается в том числе и в цифровизации социальных процессов и вовлечении всех участников образовательного процесса в сетевое взаимодействие на всех его уровнях. Такая тенденция соответствует положениям Федерального закона «Об образовании

в Российской Федерации» (М., 2012), в котором говорится о введении в образовательный процесс сетевой формы взаимодействия субъектов образовательных программ для обеспечения доступности образования всем категориям населения (ст. 15). Освоение обучающимися этих образовательных программ возможно с использованием ресурсов нескольких организаций, которые осуществляют образовательную и воспитательную деятельность [1].

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением в урочной и внеурочной деятельности. В основе стандартов второго поколения, реализуемых сегодняшней системой образования, лежит системно-деятельностный подход. Согласно этому подходу особую значимость приобретает формирование у обучающихся не только предметных, но и личностных и мета-предметных результатов в урочной и внеурочной деятельности [2]. Следовательно, приоритетной задачей современной школы становится организация учебно-познавательной деятельности детей, формирование человеческого потенциала с социально значимыми личностными компетенциями, требуемыми в

условиях инновационного развития образования и в целом социума. Несомненно, что в информационном обществе сетевое взаимодействие является одним из мощных ресурсов инновационного образования.

Взаимодействие семьи и образовательного учреждения построено на основе свободы выбора формы общения родителей с педагогами. Как показывает наш педагогический опыт взаимодействия с родителями, большинство из них не видит необходимости систематически общаться с педагогами, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьёй ребёнка. Отношение родителей к учебному процессу нередко носит противоречивый характер: с одной стороны, родители заинтересованы в том, чтобы ребёнок учился хорошо, был успешным, а с другой - значительная часть родителей проявляет крайне потребительское отношение к урокам и педагогу, самоустраняясь от учебных проблем ребёнка.

Образовательное пространство современной школы включает в себя в том числе и сетевое взаимодействие педагогов с родителями обучающихся как компонент педагогической реальности. Эффективное взаимодействие субъектов образовательного процесса предполагает диалог. Для этого нужно рассмотреть сущность сетевого взаимодействия в образовании. На наш взгляд, некоторое представление об этом даёт Н. С. Бугрова в предложенном ею определении: сетевое взаимодействие - это «форма особым образом структурированных связей между отдельными педагогами, образовательными учреждениями, процессами, действиями и явлениями, осуществляемыми на основе добровольного объединения ресурсов, взаимной ответственности и обязательств, идеи открытости для достижения общей цели» [3, с. 7]. Очевидно, что речь в данном определении идёт о профессиональном педагогическом взаимодействии, в котором важным моментом является добровольное

включение педагогов в процессы обсуждения их профессиональных проблем. Процитированный автор не упоминает в своей дефиниции родительского сообщества, хотя необходимо учесть, что в общем социальном контексте семья как активный субъкт образовательного процесса неизбежно вовлечена в рамках образовательного пространства во взаимодействие с педагогами. Родители, добровольно вступая во взаимодействие с педагогами как равноправные участники диалога, безусловно, вынуждены соблюдать принципы делового взаимодействия и принимать активное участие в школьной жизни своих детей.

Далее обратимся к исследованию О. Б. Акимовой и её коллег, которые отмечают, что взаимодействие между участниками диалога в рамках сетевого взаимодействия в системе профессионально-педагогического образования «возникает непосредственно по линии актуальной потребности в сотрудничестве, а возникающие связи носят добровольный характер» [4, с. 11]. Из сказанного следует, что в коммуникации педагогов с родителями важно исходить из таких характеристик сетевого взаимодействия, как добровольность, прогрессивное развитие всех контактирующих, устремлённость к сохранению устойчивого сотрудничества. Ведущим мотивом для субъктов общения становится потребность в решении проблем обучения и воспитания школьника.

Применительно к школам Хакасии как органичной составляющей единого образовательного пространства России отметим, что сетевое взаимодействие субъектов общения здесь усложняется факторами поликультурности и полиэтничности. Под понятием «поликультурность» имеется в виду множественное сосуществование различных культур, представленных их носителями в едином образовательном пространстве, которому свойственно языковое, культурное и духовное разнообразие. Соответственно понятие поликультурной

личности предполагает понимание и принятие ею языка, культуры и духовного мира других народов [5, с. 43].

Поликультурность выступает важным условием устойчивого социального развития общества, обеспечивающим интеграцию каждого человека в мировое культурное и образовательное пространство. Устойчивое поликультурное образовательное пространство развивается благодаря проявлению толерантности его субъектов. Терпимое, доброжелательное отношение к другим народам, готовность прийти им на помощь, вступать с ними в диалог возможны только при знании их культуры, осознании их своеобразия [6].

Сегодня усиление миграционных и интеграционных процессов в обществе привносят в образовательные учреждения региона определённые сложности: в ряде школ педагоги не всегда готовы взаимодействовать с родителями, имеющими иную культуру и веру. Между тем взаимодействие с родителями учащихся младших классов в поликультурной образовательной среде есть почти единственное педагогическое средство для решения единых учебно-воспитательных задач. А успешность обучения и воспитания детей разных этнических групп в одном классе во многом зависит от помощи родителей учителю. Именно поэтому педагогические задачи, стоящие перед современным педагогом начальной школы с поликультурным составом обучающихся, необходимо решать через призму особенностей образовательной среды, в которой он работает.

Несомненно, педагог должен знать историю, культуру, ценностные ориентации и особенности этнической группы, в состав которой входит конкретный обучающийся. При этом важно уметь анализировать причины поведения обучающегося, выводя его на определённый уровень готовности к взаимодействию с другими участниками педагогического процесса. Более того важно понять мотивацию учебной и внеучебной деятельности младшего

школьника. Как показывает практика, ученик должен доверять учителю и ощущать собственную безопасность, а также значимость своей личности, точно так же как и педагог должен умело выражать доверие своим воспитанникам. В этом отношении поликультурная образовательная среда школы является социумом в миниатюре.

Для изучения сетевого взаимодействия педагогов с родителями в поликультурной образовательной среде начальной школы МБОУ «СОШ № 22» города Абакана нами проводился опрос среди учителей начальных классов. В опросе участвовали 20 педагогов. Им было предложено отметить из данных в опроснике десяти направлений сетевого взаимодействия наиболее значимые для родителей начальных классов. Результаты анкетирования показали, что самым необходимым направлением, по мнению опрошенных, является использование возможностей ресурсов социальных сетей: электронной почты, ватсапа, вайбера.

В качестве достоинств сетевого взаимодействия с родителями респонденты отметили следующие:

- оперативность (мобильность);

- доступность информации для всех членов семьи;

- возможность фотографировать домашние задания, если ученик не успевает записать их в дневник;

- возможность поделиться фото- и видеоматериалами;

- возможность рекомендовать дополнительные, в том числе электронные, учебные пособия;

- возможность проводить контроль знаний на учебных площадках (яндекс-учебник, учи.ру);

- возможность проверять электронный дневник ребёнка в любое время.

Однако 80 % из опрошенных учителей считают, что большинство родителей проявляет некомпетентность в общении с педагогами че-

рез социальные сети. Так, учителя отметили, что у большинства родителей отсутствует чувство толерантности и элементарного терпения при изложении или объяснении обсуждаемых вопросов. Очень часто партнёры обижают друг друга, проявляя неуважение к собеседнику. Отсюда актуальными становятся такие проблемы делового общения между педагогами и родителями, как:

- неумение пользоваться в различных ситуациях средствами передачи информации (отметили 64 % респондентов);

- неумение организовывать и поддерживать диалог с собеседником, независимо от его национальности, вероисповедания, уровня культуры (56 %);

- неумение решать конфликты в разнообразных ситуациях сетевого взаимодействия (76 %);

- неумение или нежелание понимать психологическое состояние собеседника (80 %).

Очевидно, что сетевое взаимодействие педагогов с родителями в целом имеет различный и разноуровневый характер. Для получе-

ния более полной картины эффективного сетевого взаимодействия педагогов с семьёй обучающихся требуется проведение дополнительных исследований.

В заключение отметим, что сетевое взаимодействие педагогов с родителями в поликультурной образовательной среде начальной школы имеет большое значение для обеих сторон педагогического процесса. Необходимо пояснить родителям, что в условиях цифровизации следует использовать возможности современной информационно-коммуникационной технологии в воспитательном процессе детей в качестве одного из педагогических средств. При этом недопустимо игнорирование непосредственного общения с ребёнком на его родном языке, языке обучения или межнациональном языке. Важно включение родителей в сетевое общение с педагогами на принципах взаимного уважения, толерантности и готовности к взаимодействию. Лучшим примером при этом могут выступать сами учителя, демонстрирующие высокую культуру взаимодействия.

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.10.2019).

2. Федеральные государственные стандарты второго поколения. - URL: http://www.xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/index.php/proekt-fgos (дата обращения: 27.10.2019).

3. Бугрова, Н. С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: автореф. дис. ... кандидата педагогических наук / Н. С. Бугрова. - Омск, 2009. - 24 с.

4. Акмеологические аспекты сетевого взаимодействия в системе профессионально-педагогического образования / [О. Б. Акимова, Е. М. Дорожкин, Г. П. Сикорская и др.; под ред. О. Б. Акимовой]; Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». - Екатеринбург: РГППУ, 2017. - 156 с. - URL: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/21298 (дата обращения: 18.02.2019).

5. Бережнова, Л. Н. Гуманитарные технологии в полиэтнической образовательной среде: предупреждение культурной депривации: учебное пособие / Л. Н. Бережнова; под ред. Л. Н. Бережновой, В. И. Богословского. - СПб.: Книжный Дом, 2007. - 240 с.

6. Национальная педагогическая энциклопедия. - URL: https://didacts.ru/slovari/pedagogicheskii-slovar.html/ (дата обращения: 01.10.2019).

© Мустафаева С. А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.