УДК 37.01 ББК 74.24
Султанбаева Клавдия Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра дошкольного и специального образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
г. Абакан Sultanbaeva Klavdia Ivanovna Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Chair of the Pre-school and Special Education Khakass State University after N.F. Katanov Abakan ski57@ya.ru
Концепции этнокультурного образования в отечественной педагогике во второй половине XIX - начале XX вв.
Conceptions of the Ethnic-cultural Education in Pedagogics of Russia at the second half of the XIX - beginning of the XX cc.
В статье рассмотрены ведущие концепции этнокультурного образования российских народов, отраженные в отечественных историко-педагогических исследованиях. Автор проводит мысль о необходимости изучения историко-педагогического опыта как источника решения современных проблем полиэт-ничного и поликультурного образования в условиях модернизации.
The article deals with the main conceptions of the Ethnic-cultural Education in Pedagogic of Russian peoples which were shown in our country's History of Education. The author develops an idea of necessity to study the historic experience as a key for solving nowadays educational problems in polyethnic and multicultural environment in modernizing system.
Ключевые слова: концепция этнокультурного образования, полиэтничное и поликультурное образование, мультикультурность, этнонациональное образование, российские просветители.
Key words: conception of the Ethnic-cultural Education, polyethnic and multicultural Education, multicultural, Ethnic-cultural Education, Russian educators.
Модернизационные процессы нового тысячелетия в российском образовании вызвали всплеск научно-профессионального интереса к самым активно обсуждаемым проблемам современности, включая этническое, межэтническое и поликультурное взаимодействие разных людей, образовательных систем. Мультикультурность (поликультурность) есть одна из существенных характеристик современной социальной среды в планетарном масштабе. Среди совре-
менных проблем мультикультурного (поликультурного) образования животрепещущим становится вопрос межэтнического сосуществования представителей разных этнокультурных групп, имеющих разный менталитет, специфическую национальную психологию и религиозные взгляды. Для реализации актуальных образовательных целей в педагогических системах, безусловно, требуется аналитическое переосмысление историко-педагогического опыта, социокультурных контекстов и теоретических концепций в их комплексном выражении.
В теоретическом аспекте такие категории, как: мультикультурность, поликультурность, полиэтничность, этнокультура и др., отражающие сущностные свойства и характеристики проблем поликультурного образования, определены специалистами гуманитарных наук. В частности, термины «поликультурный и мультикультурный» рассматриваются как более или менее синонимичные, означающие множественность культур, их многообразные проявления, в отличие от понятия «полиэтничный», который отражает, прежде всего, многосоставную структуру, к примеру, образовательного пространства или среды. «Полиэтнич-ный» означает сосуществование в одном пространстве множества представителей разных народов или групп с собственными языками общения, способами ведения хозяйства, укладом жизни, культурой, специфической психологией и характером. Поликультурное образование представляет собой «систему образования, базирующуюся на идеях культурного плюрализма, вариативности, диверсификации, вследствие чего открывается перспектива многозначного по целям и содержанию воспитания и обучения» [2, с.221]. Поликультурное образование, безусловно, присутствует в полиэтничном образовательном учреждении, изначальна сотканном из множества этнокультурных концептов, языковых и иных различий.
Поскольку предметно рассматриваем концепции этнокультурного образования в отечественной педагогической теории во взаимосвязи с поликультурностью, есть смысл определить сущность этнокультурного образования. По своему назначению этнокультурное образование необходимо для удовлетворе-
ния образовательных, языковых, особых культурных потребностей представителей этнических групп, традиционно проживающих в едином государстве и социуме. Очевидно, что этническая культура как совокупность материально-духовных достижений и ценностей определенного этноса, является неким нормативным признаком, дифференцирующим одни народы от других. С другой стороны, этническая культура способствует идентификации членов данной группы и сплачивает всех в единое сообщество (этническую общность), также обеспечивает их интеграцию в поликультурное пространство (Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, В.Е. Давидович, Э.С. Маркарян, А.Б. Панькин, С.Н. Федорова).
Итак, этнокультурное образование представляет собой систему воспитания и обучения по сохранению, возрождению этнокультурных традиций, обычаев, развитию этнокультурной идентичности с одновременным приобщением к мировой общечеловеческой культуре. Основу этнокультурного образования составляет изучение родного языка, общение на нем. Под концепцией этнокультурного образования понимаем систему взглядов, трактовку педагогических процессов и способов построения системы этнического (шире - национального) образования с позиции национальной культуры.
В историко-педагогической науке нашли отражение разные теоретические идеи, течения и направления касательно национального, этнического образования в полинациональной (мультикультурной) среде. Их рефлексивное изучение позволяет осмыслить состояние современного процесса национального (этнонационального) образования, сделать выводы о перспективах его развития.
Применительно к отечественному образованию пути решения многих современных проблем усматриваем в исторически коренящихся особенностях его развития. В историко-педагогических оценках разных авторов особняком стоит целостная теория национального народного образования великого русского педагога-мыслителя К.Д. Ушинского (1824-1870), справедливо признанная как первоисточник генезиса всех последующих концепций этнопедагогического
воспитания и этнокультурного образования российских народов. Его гениальная мысль об организации педагогической системы на основе родного языка народа («язык каждого народа создан самим народом») и личного труда каждого («с уничтожением необходимости личного труда сама история должна прекратиться»), всесторонне теоретически обоснованная, не потеряла актуальности и в настоящее время.
В народном образовании, построенном на первоначальном обучении ребенка на основе родного языка, одухотворяющего личность и придающего ей уникальное этико-этническое начало, душевный строй мысли, морально-нравственные понятия и эстетическую красоту, вслед за Я.Коменским Ушин-ский возвышает женщину-мать как естественную воспитательницу. Ребенок, воспитанный на естественном материнском языке, впитывает всю родную культуру, первые знания о своей родине, любовь к родной природе и земле. Особенную значимость приобретают эти идеи в современности, когда в глобализирующемся мире всякий раз возникают соблазны для молодежи иметь успех и материальные блага вне своего отечества, для чего в постсоветском обществе возникли объективные предпосылки.
Идеи народности, всеобщего обучения на родном языке, естественного воспитания детей в семье, разработанные К.Д. Ушинским в отношении русского народа, распространились на нерусские народы Российской империи, к началу XX столетия имевшей в своем составе свыше ста разных этносов, принадлежавших к распространенным конфессиям: православные, лютеране, католики, мусульмане, иудеи, шаманисты, язычники. Огромную популярность приобрели миссионерские школы, возглавляемые духовно-теоретическим лидером, выдающимся народным просветителем Н.И. Ильминским в 60-90-ые годы XIXв. в многонациональном Поволжье, Приуралье, Сибири и на Севере.
Оценивая истинное значение и вклад Н.И. Ильминского в теорию и практику национального просвещения и образования народов дореволюционной России, современники подчеркивают его уникальную педагогическую систему,
в недрах которой вырастали будущие научно-педагогические, политические и государственные деятели из числа коренных народов: чувашей, удмуртов, мордвы, татар, киргизов, калмыков, бурят и др. Он явился основателем новой для своего времени системы обучения детей российских «инородцев», направленной не просто на формирование основ грамоты и письма, но и на приобщение к основам православной религиозной культуры как условия сохранения и развития единства Российской полиэтничной империи. Концепция выдающегося просветителя и педагога основывалась на признании этнокультурной ценности народной школы, где присутствуют региональный и общероссийский уровни, национально-народные ценности вместе с родным языком обучения и православная культура как объединяющий народы фактор.
В аналитической оценке исследователя Л.Н. Беленчук, просветительно-педагогическая деятельность Н.И. Ильминского (1822-1891) рассматривается как первая попытка «создания общеобразовательной школы в полиэтническом, многоконфессиональном регионе» [1, с.206]. Справедливо указывая на специфические педагогические принципы обучения инородческих детей, разработанные и внедренные Н.И. Ильминским в своих школах и частично в церковноприходских школах, принявших миссионерские идеи, Л.Н. Беленчук отмечает: «Видному педагогу Казанского края Н.И. Ильминскому принадлежит выдающаяся заслуга в выработке и проведении в жизнь принципа школьного обучения на родном языке, независимо от уровня развития и степени распространенности данного языка. Именно через родной язык внедрялись в культуру и школу этноса элементы общенациональной культуры, общенациональный компонент образования, каковыми являлись...воспитание и просвещение в христианском духе» [1, с.220-221].
Гуманизм миссионерской педагогики Ильминского следует усматривать не только в центральной идее концепции первоначального обучения ребенка на основе родного языка и родному языку, как у Коменского, Ушинского, но и в приоритетном значении воспитания духовно - нравственного человека: «Доб-
рая нравственность есть основание, на котором всякая специальность научная, ремесленная и тому подобная, получает особенную прочность и цену. Пусть сначала образуется хороший человек, а потом на этом основании будет хороший специалист» [4, с.232]. Насколько справедливы эти мысли по прошествии столетия? Очевиден исторический вывод: любая эффективная этнонациональ-ная система образования призвана сохранять самое лучшее и передовое в культуре, духовно-нравственное богатство народа, приумножать достигнутые успехи, и только такая основа дает возможности творческого созидания и прогрессивного развития этноса как исторической личности.
Идеи миссионерской педагогики Ильминского в Российской империи были подхвачены и распространены не только в Поволжье и близлежащих регионах с моноэтническим и полиэтническим составом населения, но и в отдаленных сибирских и северных территориях.
Современные исследователи педагогической системы и научно-просветительского творчества Н.И. Ильминского и его миссионерской педагогики (С.В. Грачев, И.А. Зеткина, А.И. Каримулин, А.Н. Павлова, Я.И. Ханби-ков, Т.Г. Чекменева и др.) всесторонне охарактеризовали наследие просветителя, культурно-просветительную деятельность, показали его неоценимый вклад в сохранение национальных языков и культур коренных народов в пореформенный исторический период России. Педагогическая система Ильминского, концептуально базировавшаяся на гуманистических идеях православия, являла собой стройную авторскую систему. Как и всякая авторская система, она без создателя потеряла свою уникальность, и последователи - ильминовцы, творчески переняв и переосмыслив ведущие идеи его учения (принципы обучения и воспитания, требования к учителю), создавали собственные школы. Так, чувашский педагог И.Я. Яковлев (1848-1930) оставил свой заметный след в истории педагогики как выдающийся учитель-новатор и общественный деятель, продвинув вперед развитие своей национальной чувашской школы при поддержке Н.И. Ильминского.
Исследователь Н.Г. Краснов, всесторонне изучив жизнедеятельность и педагогическое наследие Яковлева, убедительно показал его как новатора в эт-нонациональном образовании [5]. Нововведения И.Я. Яковлева, внедренные им в дело организации начального и педагогического образования чувашских крестьян, основывались на таких концептуальных положениях, как: главное призвание национальной школы - это помочь крестьянам выйти из темноты и невежества, распространение прогрессивных идей православия в целях воспитания полноправных граждан России, учитель - главный просветитель народа. Он создал двуязычную национальную школу, принципиально изменив ее структуру и содержание обучения детей.
В отличие от своего наставника И.Я. Яковлев предложил удлинить срок обучения для детей национальных меньшинств на один год и установил последовательность перехода на второй русский язык обучения. В большой общественной работе учителя начальной школы с населением и родителями он видел источник распространения грамотности и культуры. Величайшая заслуга И.Я. Яковлева состоит в том, что при помощи переводных текстов учебников с русского на родной чувашский язык способствовал распространению научных знаний на родном языке народа. Такая научно-просветительная деятельность чувашского педагога способствовала формированию литературного языка чувашей. Являясь примером духовно-нравственной личности, от своих коллег и начинающих учителей он требовал высокой культуры общественного поведения, любви к детям и школе. В педагогическое образование как организатор мужского и женского педагогических учебных заведений И.Я. Яковлев внес свое понимание просветительной роли учителя в обществе, а именно: сохранив близость с народом, с его культурой, основным видом хозяйствования, вернуться обратно в свое село для просветительно-педагогической работы. Отметим, что в концепции этнонационального образования своего и соседних народов И.Я. Яковлевым были целостно схвачены жизненно значимые вопросы, выдвинуты общие идеалы как прогрессивные цели движения в условиях непо-
следовательной образовательной политики царского режима. Для национальных меньшинств Российской империи именно учительство и школа в сельской местности рассматривались просветителем как главное звено, как движущая социальная сила культурного прогресса.
В отечественной истории и педагогике получили широкое распространение исследования, посвященные становлению и развитию системы национального образования татар во взаимосвязи с народными школами Поволжья, Оренбуржья, Урала и Сибири второй половины XIX - первой четверти XX века (Р.М. Валеев, В.М. Горохов, М.З. Закиев, П.В. Знаменский, М.К. Корбут, А.М. Куликова, Я.И. Ханбиков и др.). Большую роль в раскрытии генезиса национального образования татар дореволюционного периода сыграли исследования Я.И. Ханбикова в советский период [7]. На большом фактическом материале он выстроил общую картину истории становления и развития педагогики в Казани и Поволжье, концептуально оформил развитие педагогической мысли и этно-национального образования татарского народа с древнейших времен до начала XX столетия. В частности, показал влияние русских педагогов на развитие просвещения и педагогической мысли в Татарии. В логике материалистической науки советской эпохи в оценочных суждениях ученого присутствует критика дореволюционного строя и деятельности просветителей «царского монархизма», в частности, известных просветителей-востоковедов, работавших в качестве государственных чиновников. Методологические положения историко-педагогических трудов этого ученого позволили взрастить новые поколения современных педагогов-исследователей, развивающих гуманные идеи взаимосвязей этнических культур, общности региональной педагогической мысли на Поволжье и в целом - полиэтничной и поликультурной России.
В социально-гуманитарной научной отрасли Казанского края традиционно ведущее место принадлежит востоковедению, представляющему собой научную картину мира и цивилизаций Азии и Африки. По мнению современного историка Р.М. Валеева, в начале XX века российское востоковедение «сформи-
ровалось в комплекс гуманитарных наук, включающих историю, литературоведение, философию, археологию, эпиграфику, этнографию и др.» [3, с.19]. Для нашего исследования ценность востоковедения, его состояния определяется тем, в какой степени известные ученые-востоковеды, обладающие глубокими универсальными познаниями, видели и справедливо связывали прогрессивное развитие народов с просвещением и образованием. В недрах Казанского востоковедения периодически рождались концепции народного просвещения и этнокультурного возрождения в жесткой идеологической борьбе.
По авторским исследованиям, в рассматриваемый исторический период наиболее ярким представителем востоковедческой науки явился Н.Ф. Катанов (1862-1922), выходец из сибирской глубинки, представитель хакасского народа, добившийся в востоковедении выдающихся результатов и ратовавший за национальные интересы инородцев России, в первую очередь, за право начального обучения на родном языке, культурное просвещение тюркских народов в тесной взаимосвязи с русской культурой и русским языком. В целях обучения и просвещения коренных тюркских народов Сибири он предлагал осуществлять профессиональную подготовку востоковедов в высших и специальных учебных заведениях Казани обширно, на научной основе и таким образом, чтобы выпускники возвращались бы к своим народам. Во главу угла Катанов ставил качественное преподавание тюркских языков в комплексе с другими востоковедческими дисциплинами.
Несмотря на приверженность Ильминовской миссионерской педагогике на начальном этапе своей профессиональной карьеры, впоследствии он создает собственное видение этнонационального образования тюркских народов, а именно: педагог (им мог быть востоковед) инородческих детей должен знать родной язык и государственный русский, давать научно проверенные знания, владеть широкой эрудицией и готовностью верно служить отечеству. Не признавая революционный способ преобразований, тем не менее, в период Октябрьской революции 1917г. он принял активное участие в строительстве ново-
Т/* О
го типа высшей школы в Казани, передавая свой бесценный опыт и знания студенческой молодежи. Имя Н.Ф. Катанова вписано в историю науки и просветительства среди первых национальных ученых России как основателя сравнительного языкознания (тюркологии), фольклориста, путешественника, музееведа, переводчика, просветителя-востоковеда и педагога [6].
Таким образом, прослеживая историю зарождения и развития концепций этнокультурного образования в России в конце XIX - начале XX столетий в свете современных социокультурных процессов, заключаем, что объединяющими идеями всех относительно известных в отечественной истории образования концепций этнонационального образования являются: приоритетное признание ценности первоначального обучения на основе родного языка, независимо от степени его развития; качественное обучение детей зависит от профессиональной квалификации учителя, владеющего языком обучения и общения учащихся; взаимосвязь разных народов в пределах полиэтничного и поликультурного образовательного пространства.
Библиографический список
1. Беленчук, Л.Н. Проблема соотношения этнокультурного и общероссийского компонентов школьного образования в русской педагогике II половины XIX - начала XX вв. [Текст] / Л.Н. Беленчук //Историко-методологические и философские проблемы развития педагогики и образования в России во второй половине XIX века / под ред. Егорова С.Ф., академика РАО, д-ра пед. наук. - М., 2005. - С. 135-242.
2. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 240с.
3. Валеев, Р.М. Казанское востоковедение: истоки и развитие ^Кв.- 20-е гг.XXв.) [Текст] / Р.М. Валеев. - Казань: Издательство Казанского университета, 1998. - 380с.
4. История педагогики в России: Хрестоматия: для студ. гуманитарных факультетов высш. учеб. заведений /Сост. С.Ф. Егоров. - 2-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 400с.
5. Краснов, Н.Г. Педагогическое наследие И.Я. Яковлева и становление национальной школы чувашского народа: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.
докт. пед. наук в форме научного доклада [Текст] / Н.Г. Краснов. - Казань: КГПУ, 1995. - 58с.
6. Султанбаева, К.И. Педагогическая система Николая Федоровича Ката-нова [Текст] / К.И. Султанбаева. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова- Ленина, 2006. - 118с.
7. Ханбиков, Я.И. Русские педагоги Татарии и их роль в развитии просвещения и педагогической мысли татарского народа. [Текст] / Я.И. Ханбиков.
- Казань, 1968. - 135с.
Bibliography
1. Belenchuck, L.N. Problem on Correlation of Ethnic-cultural and Federal components of School Education in the History of Russian Pedagogics at the second half of the XIX - beginning XX-th cc. [Text] / L.N. Belenchuck // Historical Pedagogics' and Philosofical Problems on Education's Development in Russia at the second half of the XIXth c. / Ed. Egorov S.V., acad. RAE, Dh.P.- M., 2005.- P. 135242 /
2. Berezhnova, L.N. Ethnical Pedagogics: Textbook for students [Text] / L.N. Berezhnova, I.L. Nabock, V.I. Cheglov. - M.: Publishing House "Academia», 2007. -400 pp.
3. History of Education in Russia: Textbook for Humanistic Higher School students / Comp. Egorov S.V.- 2-d Ed., ster. M.: Publishing House "Academia», 2007. -240pp.
4. Krasnov, N.G. I.Ya. Yakovlev's pedagogical Heritage and the Formation of the Chuvash National School: Synopsis of Diss...of Dh. Pedagogics in a form of Scientific paper [Text] / N.G. Krasnov. - Kazan: KSPU, 1995. - 58p.
5. Khanbikov, Ya.I. Russian Educators in Tatariya and their Role in the Development of the Tatar people's Education and Pedagogical Outlook [Text] / Ya.I. Khanbikov. - Kazan, 1968. - 135 p.
6. Sulanbaeva, K.I. Pedagogical system of N.F. Katanov [Text] / K.I. Sulanbaeva. - Kazan: Kazan State University after V. I. Ulyanov-Lenin, 2006. - 118 p.
7. Valeyev, R.M. Kazan Orientalistic: its Genesis and Development (XIXc.-20- th XXc.) [Text] / R.M. Valeyev. - Kazan: Publishing House of Kazan University.
- 1998.- 380 p.