УДК 376.2 ББК 74.03
РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САЯНО-АЛТАЙСКОМ РЕГИОНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
GENESIS OF PUBLIC EDUCATION AND NATIONAL SCHOOL IN THE SAYAN-ALTAI REGION IN THE SECOND HALF OF THE XIX - BEGINNING OF THE XX CENTURIES
Султанбаева Клавдия Ивановна
Доцент кафедры дошкольного и специального образования ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье охарактеризован процесс становления и развития национального образования в Алтайском крае и Енисейской губернии на рубеже XIX-XX вв. Показана общая картина зарождения начальных школ различных типов для коренных сибирских народов с использованием статистических сведений, раскрыто историческое значение миссионерской деятельности для народного просвещения в Саяно-Алтайском регионе. В выводах сформулированы перспективы исследовательских направлений.
Ключевые слова: национальное (народное) просвещение, этнокультурное образование, сибирский регион, коренные народы («инородцы»), миссионерская деятельность, обучение на родном языке.
Sultanbaeva Klavdiya I.
Assistant Professor at the Department of Preschool and Special Education, Khakas State University named after N. F. Katanov, Abakan, PhD in Education, Associate Professor E-mail: [email protected]
Abstract. The article presents the formation and development of the national education in the Altai and Yenissei Provinces on the cusp of the XIX-XX centuries. The general pattern of genesis of different primary schools for Siberian indigenous peoples is shown basing on the statistical data; also the historical significance of the missionary educational activity in the Sayan-Altai region is revealed. By way of conclusion the perspective research trends are defined.
Keywords: national (public) education, ethnic cultural education, Siberian region, indigenous peoples, missionary activity, teaching in the native language.
Цель работы: представить общую картину становления и развития народного образования с этнокультурной направленностью в Саяно-Алтайском регионе во второй половине XIX - начале XX в.
Вопросы реформирования российского образования исторически всегда были в центре внимания педагогов-исследователей. Анализируя историко-педагогические аспекты реформирования российского образования со второй половины XIX в. по настоящий период, М. В. Богуславский отмечает «парный характер происходящих в России преобразований» [1, с. 33; 2-5]. Подчеркивая значимость концептуализации реформ и учета национального менталитета российских народов в процессах модернизации, М. В. Богуславский пишет: «Более внимательное отношение к национальным ценностям как раз придавало успех стабилизационным мероприятиям» [1, с. 43]. При таком подходе народное просвещение и образование осмысливаем как непреходящие национальные ценности, как социокультурные системы, предопределяющие перспективы общественно-экономического развития.
В изучении национального образования сибирских регионов пореформенной эпохи методологически значимыми представляются выводы А. В. Овчинникова о необходимости рассматривать «узко-педагогические вопросы... в широком социокультурном контексте» [6, с. 58]. Применительно к этнокультурной проблематике становление и развитие национального (этнокультурного) образования в Саяно-Алтайском регионе во второй половине XIX - начала XX в. рассматриваем как исторически значимый процесс, взаимосвязанный с современными проблемами модернизации общества. Сибирь территориально занимает больше половины Российской Федерации, имеет огромные природные ресурсы и геополитические перспективы развития. Обращение к историко-педагогическому контексту этнокультурного образования необходимо для сохранения исторической памяти новых поколений и понимания преемственного характера современных процессов модернизации общества. Под этнокультурным образованием в данном случае подразумевают систему образования этноса, обеспечивающую сохранение и развитие уникальных базовых ценностей народа (языка, менталитета, веры, культурных традиций, социокультурного опыта, исторической памяти и патриотизма) в поликультурном пространстве, на принципах межкультурного диалога и развивающего сотрудничества. Этнокультурное образование осуществляется и функционирует, прежде всего, в национальной школе.
Школьное дело в Саяно-Алтайском крае (современные территории Хакасии, ГорноАлтайской республики, Алтайского края, Тувы, юга Красноярского края) начало развиваться после 1860-х гг. под влиянием общественно-педагогического движения в России, когда в реформирование образования активно включились представители национальной интеллигенции, выходцы различных слоев населения.
Рассмотрим развитие системы начального образования и народного просвещения на Алтае во второй половине XIX в. на основе опубликованных архивных материалов. В частности, в III томе «Алтайского сборника», изданном Обществом любителей исследования Алтая в 1898 г., представлены данные за 1894 г. о существовании следующих типов школ: сельско-волостные, церковно-приходские, грамоты, горнозаводские, миссионерские, казачьи и частная (одна - Константиновская) [7, с. 5]. Они охарактеризованы достаточно полно, с точки зрения ведомственной принадлежности и организации обучения.
Сельско-волостные школы (трехгодичные) близки к земским школам европейской части России. Подведомственные Министерству внутренних дел, они находились под наблюдением чиновников по крестьянским делам, а программа обучения определялась Министерством народного просвещения. Всего к концу XIX в. их было 38.
Церковно-приходские школы (и школы грамоты) создавались духовным ведомством из губернских и волостных средств с 1887 г., когда правительством стали отпускаться деньги по 30 000 рублей на трехгодичный курс обучения с незначительной доплатой от сельских обществ и частных лиц. Программа обучения в целом определялась по системе Н. И. Ильминского со значительной долей дисциплин православного содержания. Всего школ такого типа насчитывалось 41.
Школ грамоты зафиксировано 16, общее их состояние было неудовлетворительное: материально-финансовое обеспечение было крайне скудным, в обучении использовались традиционные буквослагательные методы, наряду с заучиванием наизусть богослужебных текстов при минимальном понимании учащимися их содержания.
Пять казачьих школ функционировали, как и сельско-волостные, но содержались за счет казачьего войскового хозяйственного управления. Финансовый и педагогический вопросы находились в компетенции войскового начальства.
Горнозаводские школы были, пожалуй, самыми старыми. Они берут свое начало в 1830-х гг. В них обучали детей по трехлетней программе. Эти школы находились под управлением Барнаульского горного училища. Управляющий этим училищем ведал содержанием обучения и принимал педагогические отчеты от всех имевшихся к этому времени 8 школ.
Единственная частная школа (Константиновская) принадлежала владельцу стеклоделательного завода И. К. Платонову и была подотчетна училищной администрации, а программа обучения соответствовала программе сельско-волостных школ [7, с. 6-7].
Миссионерские школы с трехгодичным сроком на Алтае (всего 5) были предназначены преимущественно для обучения инородческих детей (казахов, алтайцев, родственных тюркских народов), находились в ведомстве Алтайской духовной миссии. Православная направленность обучения была обусловлена миссионерской идеологией приобщения коренных народностей к христианству на основе русского языка. Важнейшими средствами в этом процессе миссионерами признавались грамотность, знание русского языка, а также алфавит и письмо на родном языке учащихся на начальном этапе. По замыслу Н. И. Ильминского (1822-1891) и его сторонников, сближение с русским языком требовало организации начального обучения инородцев на основе родного языка, для чего он проводил последовательную и неустанную разъяснительную работу среди населения и чиновников в Поволжье. Он осуществлял переводы православных текстов на тюркские языки, создавал алфавит, писал учебники для народов, не имевших письменности, сопровождая их подробными методическими руководствами и книгами для чтения.
Во второй половине XIX в. руководимые Н. И. Ильминским миссионеры-педагоги стали обращать большое внимание на обучение сибирских инородцев во вновь открываемых и уже действующих школах. На Алтае В. И. Вербицкий (1827-1890) развернул большую работу по созданию очагов образования и просвещения местных жителей в с. Улала (совр. Горно-Алтайск), с. Кузедеево (в Кемеровской области), с. Матур Хакасии.
Датой образования миссионерского центра на Алтае, входившего в состав Томской губернии, считается 1839 г., когда православное духовенство получило указание открывать школы для крестьянских детей. Такая инициатива Святейшего Синода способствовала открытию новых начальных училищ при церкви в уездных центрах и крупных населенных пунктах. Однако местные жители отдаленных районов из-за отсутствия дорог и по своей бедности не могли содержать начальные училища. Существование школ во многом зависело от материальных возможностей местного населения. По данным В. И. Вербицкого, в 1884 г. в пределах Алтайской миссии имелись 23 школы с 564 учащимися [8]. Очевидно, что за десятилетний период (1884-1894) число миссионерских школ сократилось в несколько раз. Однако многие учителя школ не предоставили сведений по разным причинам, в том числе из-за дорожных препятствий или закрытия школы. Думается, что одной из объективных причин стала смерть самоотверженного миссионера-просветителя В. И. Вербицкого. Заменить такую авторитетную личность в Алтайском крае было невозможно, а коренные алтайцы, привыкшие ему доверять, вряд ли могли самостоятельно содержать миссионерскую школу.
Полученные сведения о школах и учащихся школ Алтая в 1894 г. оказались неполными, статистической обработке подвергались данные по 112 школам с 3647 учащимися. Но и эта информация позволяет выявить общие проблемы и тенденции. Прежде всего, увеличилось число учащихся по сравнению с 1884 г., включая девочек (больше всего их в частной школе). Сельско-волостные и церковно-приходские школы стали более востребованы крестьянами, где в среднем число учеников возросло на 7,5 человек. В миссионерских и казачьих школах, наоборот, заметно сократилась численность учеников в среднем на 8,6 и на 9 человек соответственно. Начальное образование в этих типах школ почти по всем показателям (учительский состав, материально-техническое состояние, санитарно-гигиенические условия, библиотечная обеспеченность, посещаемость и выпуск учеников) было не лучшим. Дети переселенцев чаще посещали школы, нежели дети сибиряков-старожилов. Почти во всех сельско-волостных школах девочки обучались вместе с мальчиками.
Что касается возрастного и этнического состава учащихся, исследователями отмечено: «Большинство учащихся имеет возраст от 8-11 лет, с 12 лет число учащихся быстро понижается, так что 15-летние составляют всего 1,4%. .Для приема возраст не определен: 6-летних детей немного - 0,9%, но они есть в школах сельско-волостных, церковно-приходских, грамоты и казачьих. Самый большой % детей в возрасте 10 лет (19,7%). По отзывам учителей, крестьяне редко оставляют детей в школе после 12-летнего возраста, отбирая их для полевых и домашних работ, а также отдавая в рабочие к чужим людям» [7, с. 55]. Как уже отмечалось, представители коренных народов посещали в основном школы грамоты и миссионерскую школу, однако состоятельные родители могли определять детей и в другие школы.
Отмечено, что к 1894 г. число учащихся в миссионерских школах сократилось по сравнению с 1889 г. в среднем на 8,6 ученика, а в казачьих даже на 9 учеников. Учительские отчеты по Алтайскому округу свидетельствуют, что «Многие ученики оставляют школу по бедности, по неимению одежи и обуви» [7, с. 56]. Одновременно с фактом незавершенного курса обучения детьми «.не оставляет ни малейшего сомнения, что в части населения уже пробуждено более сознательное отношение к школе, ради которой оно мирится с
некоторыми очень существенными неудобствами. Мы говорим о посещении школ детьми из других селений» [7, с. 58].
Среди всех различных типов школ местное население предпочитало сельско-волост-ные, поскольку учителями там работали педагоги со светским образованием, а программа обучения давала возможность продолжить детям свое обучение дальше. Кроме школ духовного ведомства все остальные давали льготное свидетельство четвертого разряда по отбыванию воинской повинности выпускникам, выдержавшим экзамен. В целом, анализируя положение школьного дела в Алтайском крае за незначительный период с 1889 по 1894 г., исследователи Общества отметили положительную динамику развития начального обучения населения.
Оценивая влияние миссионерской системы Н. И. Ильминского на развитие просвещения и образования сибирских алтайцев, наш современник В. Г. Бабин пишет: «Создавая письменность, издавая литературу, открывая школы, приюты и больницы, миссионеры готовили почву для приобщения народов Севера и Сибири к образованию и цивилизации. Во многом благодаря деятельности православных миссий были созданы предпосылки для развития национальных культур малочисленных народов России» [9]. Добавим к сказанному, что миссионеры в Сибири занимались исследованием местных языков, обычаев, традиций, верований и уклада жизни инородцев (В. И. Вербицкий, М. Суслов). Составленные ими научные работы, очерки или записки дают современникам не только общую историческую картину жизни коренных народов, но и отражают альтернативные взгляды самих исследователей.
В целом по Сибири статистические сведения 1915 г. показывают, что общий охват детей школьным обучением составил 37% детей школьного возраста, а в Хакасии к 1917 г. -около 9% детей [10, с. 13].
Д. А. Жолудев указывал, что «В Енисейской губернии во второй половине XIX в. увеличилось число миссионерских школ, которыми ведал созданный в 1871 г. в Красноярске Комитет православного миссионерского общества. По данным комитета в 1899 г., в губернии было 12 миссионерских школ. Из них в Минусинском и Ачинском уездах имелось восемь школ (Усть-Абаканская, Синявинская, Усть-Фыркальская, Аскизская, Усть-Есинская, Божьеозерская, В. Усинская, Покровская (Чебаки)...» [11, с. 21].
Следует отметить, что первые школы Хакасии - Усть-Абаканская и Аскизская - изначально открывались как министерские для обучения местных детей, но после принятия Министерством народного просвещения закона «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев» в 1870 г. они стали церковно-приходскими. По утверждению А. Н. Мохова, в Хакасии церковно-приходские школы активно стали создаваться с 1888 г. [12, с. 78]. Из училищных отчетов видно, что хорошие успехи имели учащиеся Аскизской и Синявин-ской школ, в которых учителя знали местные языки.
На 1 января 1917 г. в Минусинском уезде с многонациональным составом населения почти 300 000 человек работали 394 учителя, обучалось 15 494 учащихся [8, с. 69]. Число учеников на начало и конец учебного года часто различалось в 1,5-2 раза, так как с началом весенне-летних полевых работ крестьянские дети выбывали из школы. Явная недостаточность педагогических кадров в Хакасии тормозила развитие всеобщей грамотности и
культуры региона. Немногочисленные учителя - выходцы из местных племен - в основном были выпускниками миссионерских школ или духовных семинарий.
Разрозненные сведения о численности учащихся содержат официальные отчеты Енисейской епархии, Енисейского губернского правления, отрывочные сведения в местных архивах [13]. По Енисейской губернии в целом отношение крестьянства к просвещению во второй половине XIX в. стало меняться в позитивную сторону. По утверждению Б. Е. Андюсева, «в 1880-е гг. 67,5% всех учащихся Енисейской губернии составляли лица крестьянского сословия, 12,3 % - казачьего, 4,5 % - мещанского и т. д. Большая часть обучаемых учащихся имела возраст 8-11 лет. В Минусинском училище обучалось 137, в Канском - 57 учащихся. В Минусинске работал учителем выдающийся просветитель Сайлотов. Наряду с предметами начального цикла учащиеся учили географию, историю» [14]. Далее им показана динамика развития министерских начальных училищ в Енисейской губернии: «Начальных училищ с 1894 по 1910 гг. стало больше на 89,6%, т. е. количество их выросло с 193 до 366. Содержание их было государственное с небольшими отчислениями из местных обществ» [14].
Одними из первых исследователей, изучавших историю становления и развития национального образования Хакасии, были историки и педагоги И. С. Окладников, А. Н. Мохов, В. А. Асочаков, К. М. Патачаков. Так, по сведениям К. М. Патачакова, пионерами школьного дела в Хакасско-Минусинском крае считаются ссыльные декабристы - братья А. П. и П. П. Беляевы, И. В. Киреев, Ф. И. Тютчев, А.И. Фролов, Н. О. Мозгалевский, братья А. А. и Н. А. Крюковы. Первое официальное открытие школы состоялось в Минусинске -административном центре Хакасско-Минусинского округа - 5 марта 1850 г. с количеством 9 учеников в начале учебного года и 34 человека в конце. В 1853-1854 учебном году обучалось 38 учеников, из них - четверо хакасов, дети состоятельных родителей [15, с. 169].
Из отчета Енисейской епархии за 1889-1891 учебный год видно, что в епархии всего числилось 104 школы, из них церковно-приходских - 73, грамотности - 31 [13]. Количество учащихся в отчете не представлено. В состав Енисейской епархии входили приходы и церкви на территории практически всего современного Красноярского края.
В Енисейской губернии преобладали начальные школы духовного ведомства. Так, в 1887-1888 учебном году начала работать Усть-Есинская церковно-приходская школа, открытая С. А. Чисмочаковым, выпускником Бийского катехизаторского училища, а продолжил руководство школой выпускник Красноярской духовной семинарии Н. Ф. Катанов (старший брат известного востоковеда). Деятельность старшего Катанова была ознаменована распространением миссионерских идей среди хакасов, их приобщением к русской грамоте и православию.
Общие сведения из указанного документа свидетельствуют о следующих типах школ: церковно-приходские и грамоты - 111, министерские - 42 (сельско-волостные), всего - 153 на 6 округов, раскинутых на огромных пространствах с Туруханского севера до южного Минусинского округа. Министерские школы находились в основном в 6 городах -окружных центрах. Всего церквей - 173, из них имеющих волостные школы - 42, церков-но-приходские школы - 95, приходов без школ - 34, приходов с одной школой - 105 [13]. Имелись частные школы грамоты, открытые в домах церковнослужителей и крестьян.
Количество этих школ не поддается точному подсчету, поскольку они появлялись и прекращали работу, не успев официально оформиться.
По ревизии А. Куломзина, в Енисейской губернии в 1897 г. имелись такие начальные школы с «инородческим элементом» ведомства МНП: одноклассные городские - 11 и двухклассные (по Инструкции 1875 г.) - 9; одноклассные (сельские) - 42, ремесленные -1, воскресные (женские) - 3 [16, с. 49]. Очевидно, что за шестилетний период (1891-1897) произошел рост министерских школ: одноклассных и двухклассных городских, появилась ремесленная школа. Что касается воскресной школы, она возникла как следствие общественно-педагогического движения в центре России.
По сведениям сибирского просветителя А. В. Адрианова, к 1892 г. в Минусинском округе Енисейской губернии насчитывалось 39 сельских школ, из них 14 ведомства МНП, 17 - церковно-приходских, 5 - школ грамоты, 3 - лютеранских [13, с. 38-39]. Очевидны различия в статистических данных о школах по разным ведомствам, свидетельствующие о развитии разнообразных типов начальных школ, с одной стороны, а с другой - об отсутствии единого подхода к организации народного образования.
Изучению состояния национального образования в Хакасии как части сибирского региона в дооктябрьский период были посвящены труды ученых советского периода: В. А. Асочакова, Д. А. Жолудева, А. Н. Мохова, К. М. Патачакова, Ф. Ф. Шамахова. В них приведены статистические сведения о начальных школах, учительстве, а также аналитические выводы о социокультурных предпосылках и условиях зарождения национального образования в регионе.
К началу 1917 г. на территории Хакасии, входившей в Минусинский и частично в Ачинский уезды Енисейской губернии, имелись следующие типы школ:
• Минусинское двухклассное училище, преобразованное в городское трехклассное с пятилетним курсом обучения (с 1881 г.), с 1914 г. училище стало высшим начальным училищем;
• мужские прогимназии - 2;
• женская прогимназия в Минусинске - 1;
• уездные начальные училища - 24;
• реальное училище - 1;
• торговая школа - 1;
• сельскохозяйственная школа - 1;
• церковно-приходская (с миссионерской программой) преимущественно для инородцев [12, с. 177].
К 1908-1909 учебному году количество учащихся в первой хакасской Усть-Абакан-ской двухклассной школе достигло 112 человек, при открытии же в 1864 г. в ней числилось 10 учащихся. Медленное развитие школ среди хакасских племен исследователи объясняют не столько нежеланием населения учиться, сколько бедностью и неудовлетворенностью результатами обучения: начальное обучение осуществлялось в основном на русском языке, без перевода на родной язык. Единицы из числа русских учителей немного владели хакасским языком (Н. А. Попов, Н. Т. Потемкин), а подготовленных учителей - хакасов почти не имелось (Н. Ф. Катанов, А. И. Аланов) [17, с. 352-358].
Исследователи становления национальных школ Хакасии дают различные сведения о количестве, типах школ, однако они единодушны в выводах о том, что для инородческих детей предлагались в основном церковно-приходские школы с преобладанием миссионерских предметов обучения на церковнославянском языке. Хакасские дети, не владеющие русским языком, механически заучивали молитвы, не понимая их сути. Малая часть из них могла грамотно писать и читать. В условиях отсутствия национальной письменности догматическое обучение не могло мотивировать детей и их родителей к продолжению образования. Многие родители не понимали ценности образования, а состоятельные хакасы, понимающие пользу образования, отдавали детей в министерские школы с русским языком обучения [12; 15; 18].
Для выпускников министерских школ перспективу продолжения образования предоставляли Минусинская городская школа, Минусинская женская прогимназия, Красноярская учительская семинария или мужская гимназия, также Красноярская духовная семинария, наряду с Бийским катехизаторским училищем. Среди первых хакасских просветителей высшее образование получили Н. Ф. Катанов, А. В. Барашков, М. И. Райков, С. Д. Майнагашев. Учителями работали Т. А. Сайлотов - Крюков, Г. И. Итыгин, В. Н. Окунев, П. Т. Штыгашев, К. С. Тодышев, внесшие неоценимый вклад в распространение грамотности и просвещения среди хакасских племен в конце XIX - начале XX вв. [17, с. 352-358].
Под влиянием революционных событий начала XX в. в народном сознании постепенно происходил перелом в переосмыслении грамоты и просвещения. К началу Октябрьской революции относительно сложившаяся система национального образования имелась в Алтайском крае. На юге Енисейской губернии начальная школа функционировала без специальной дифференциации родных языков этнических групп. Исключение составляли отдельные очаги этнокультурного образования, как Усть-Есинская, Аскизская школы, в которых частично учитывался уровень владения учащихся родным языком.
Выводы
1. Восточносибирские народности к концу XIX в. не имели системы этнокультурного образования на основе родного языка. Благодаря тесным связям первых просветителей Хакасии с культурно-образовательными центрами и общественными деятелями России создавались начальные школы и учреждения культурного просвещения. Немногочисленные образованные представители сибирских народов, воспитанные в миссионерском духе (алтаец М. Чевалков, шорец И. М. Штыгашев, хакас Н. Ф. Катанов), создавали очаги культуры и просветительства, исследовали быт, языки, религиозные воззрения, историю и культуру своего народа. Значение их просветительной деятельности в условиях цивилизаци-онной отсталости региона заключалось в пробуждающем народное сознание характере, примером преданного служения своему народу. Ждут своих исследователей еще многие деятели образования в Сибири. Историко-педагогический анализ жизни и педагогического наследия Г. И. Итыгина, Т. А. Сайлотовой-Крюковой, К. С. Тодышева и ряда других
представителей просвещения народов Сибири позволил бы восполнить до сих пор существующий пробел в истории региональной педагогики и образования.
2. Миссионерская практика начального обучения детей сибирских народов способствовала формированию у них нового взгляда и ориентации на общероссийские ценности, русскоязычную культуру и православие, изменяла восприятие общей картины мира в условиях развивающейся полинациональности и поликонфессиональности.
Список литературы
1. Богуславский М. В. Проблемы реформирования российского образования // Проблемы современного образования. - 2010. - № 1. - С. 33-44. - URL: http:// pmedu.ru/res/2010_1_7.pdf (дата обращения: 15.05.2018).
2. Богуславский М. В. Консервативная стратегия модернизации российского образования (история и перспективы) // Известия Российской Академии образования. - 2014. - № 1 (29). - С. 39-45.
3. Богуславский М. В. Концептуальные основы консервативно-традиционной стратегии развития российского образования // Гуманитарные науки и образование. - 2016. - № 1(25). - С. 17-21.
4. Богуславский М. В. Современная модернизация российского образования: исто-рико-педагогический контекст // Наука и школа. - 2014. - № 6. - С. 15-26.
5. Богуславский М. В. Современная стратегия модернизации российского образования: историко-педагогический контекст // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та.
- 2014. - № 6(91). - С. 43-47.
6. Овчинников А. В., Козлова Г. Н. Российская власть, общество и образование в исто-рико-педагогической литературе // Проблемы современного образования. - 2015. -№ 3. - С. 56-71. - URL: http://pmedu.ru/res/2015_3_7.pdf (дата обращения: 16.05.2018).
7. Алтайский сборник. Том III. Издание Общества любителей исследования Алтая.
- Барнаул: Типолит. при Главном Управлении Алтайского округа, 1898. - 243 с.
8. Вербицкий В. И. Алтайские инородцы. Сборник этнографических статей и исследований / под ред. А. А. Ивановского. - М.: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1893. - 221 с.
9. Бабин В. Г. Религиозно-просветительская система Н. И. Ильминского и ее роль в становлении национальных школ Поволжья, Приуралья и Сибири. - URL: http://mognovse.ru/uwe-religiozno-prosvetiteleskaya-sistema-n-i-ileminskogo-i-ee. html (дата обращения: 31.03. 2018).
10. Цифры и факты. К вопросу о культурном строительстве Сибирского края. - Новосибирск: Сибкрайиздат, 1928. - 75 с.
11. Жолудев Д. А. Краткая история школ Красноярского края. (До Великой Октябрьской социалистической революции). - Енисейск, 1961. - 144 с.
12. Мохов А. Н. Политика царизма в области просвещения хакасов // Уч. зап. Хак-НИИЯЛИ. Вып. XIII. Серия историческая. - Абакан, 1969. - № 1. - С. 6885.
13. Отчет о состоянии церковно-приходских и грамотности школ Енисейской епархии за 1889-1891 учебный год. - Государственный архив Республики Хакасия. Ф. Р-16. Оп. 1. Д. 19. Л. 14.
14. Андюсев Б. Е. Сибирское краеведение: учеб. пособие для учащихся и студентов. -Изд. 2-е, испр. и доп. - Красноярск, 2003.
15. Патачаков К. М. Первые школы Хакасии // Уч. зап. ХАКНИИЯЛИ. Вып.13. Серия историческая. - Абакан, 1969. - № 1. - С. 166-177.
16. Куломзин А. Н. Потребности начального образования в Сибири. Всеподданнейший доклад статс-секретаря Куломзина по поездкам в Сибирь 1896-1897 годов. - СПб., 1898. - 143 с.
17. История Хакасии с древнейших времен до 1917 г. - М.: Наука: Восточная литература, 1993.
18. Тотышев С. М. К вопросу о сохранении родного языка // Поиск. Научно-популярный и методический журнал. - Абакан, 1994. - № 1. - С. 68-70.
19. Адрианов А. В. Очерки Минусинского края. - Томск, 1904. - 76 с.
References
1. Boguslavskiy M. V. Problemy reformirovaniya rossiyskogo obrazovaniya. Proble-my sovremennogo obrazovaniya. 2010, No. 1, pp. 33-44. Available at: http://pmedu.ru/ res/2010_1_7.pdf (accessed: 15.05.2018).
2. Boguslavskiy M. V. Konservativnaya strategiya modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya (istoriya i perspektivy). Izvestiya Rossiyskoy Akademii obrazovaniya. 2014, No. 1(29), pp. 39-45.
3. Boguslavskiy M. V. Kontseptualnye osnovy konservativno-traditsionnoy strategii razvitiya rossiyskogo obrazovaniya. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2016, No. 1(25), pp. 17-21.
4. Boguslavskiy M. V. Sovremennaya modernizatsiya rossiyskogo obrazovaniya: istor-iko-pedagogicheskiy kontekst. Nauka i shkola. 2014, No. 6, pp. 15-26.
5. Boguslavskiy M. V. Sovremennaya strategiya modernizatsii rossiyskogo obrazovani-ya: istoriko-pedagogicheskiy kontekst. Izv. Volgogradskogo gos. ped. un-ta. 2014, No. 6(91), pp. 43-47.
6. Ovchinnikov A. V., Kozlova G. N. Rossiyskaya vlast, obshchestvo i obrazovanie v istoriko-pedagogicheskoy literature. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2015, No. 3, pp. 56-71. Available at: http://pmedu.ru/res/2015_3_7.pdf (accessed: 16.05.2018).
7. Altayskiy sbornik. Tom III. Izdanie Obshchestva lyubiteley issledovaniya Altaya. Barnaul: Tipolit. pri Glavnom Upravlenii Altayskogo okruga, 1898. 243 p.
8. Verbitskiy V. I. Altayskie inorodtsy. Sbornik etnograficheskikh statey i issledovaniy. Ed. A. A. Ivanovskiy. Moscow: T-vo Skoropechatni A. A. Levenson, 1893. 221 p.
9. Babin V. G. Religiozno-prosvetitelskaya sistema N. I. Ilminskogo i ee rol v stanovlenii natsionalnykh shkol Povolzhya, Priuralya i Sibiri. Available at: http://mognovse.ru/uwe-religiozno-prosvetiteleskaya-sistema-n-i-ileminskogo-i-ee.html (accessed: 31.03. 2018).
10. Tsifry i fakty. K voprosu o kulturnom stroitelstve Sibirskogo kraya. Novosibirsk: Sibkray-izdat, 1928. 75 p.
11. Zholudev D. A. Kratkaya istoriya shkol Krasnoyarskogo kraya. (Do Velikoy Oktyabrskoy sotsialisticheskoy revolyutsii). Eniseysk, 1961. 144 p.
12. Mokhov A. N. Politika tsarizma v oblasti prosveshcheniya khakasov. Uch. zap. KHak-NIIYALI. Vyp. XIII. Seriya istoricheskaya. Abakan, 1969, No. 1, pp. 6885.
13. Otchet o sostoyanii tserkovno-prikhodskikh i gramotnosti shkol Eniseyskoy eparkh-ii za 1889-1891 uchebnyy god. In: Gosudarstvennyy arkhiv Respubliki Khakasiya. F. R-16. Op. 1. D. 19. L. 14.
14. Andyusev B. E. Sibirskoe kraevedenie: ucheb. posobie dlya uchashchikhsya i studentov. Krasnoyarsk, 2003.
15. Patachakov K. M. Pervye shkoly Khakasii. Uch. zap. KHAKNIIYALI. Iss. 13. Seriya istoricheskaya. Abakan, 1969, No. 1, pp. 166-177.
16. Kulomzin A. N. Potrebnosti nachalnogo obrazovaniya v Sibiri. Vsepoddanneyshiy doklad stats-sekretarya Kulomzina po poezdkam v Sibir 1896-1897 godov. St. Petersburg, 1898. 143 p.
17. Istoriya Khakasii s drevneyshikh vremen do 1917 g. Moscow: Nauka: Vostochnaya literatura, 1993.
18. Totyshev S. M. K voprosu o sokhranenii rodnogo yazyka. Poisk. Nauchno-populyarnyy i metodicheskiy zhurnal. Abakan, 1994, No. 1, pp. 68-70.
19. Adrianov A. V. Ocherki Minusinskogo kraya. Tomsk, 1904. 76 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 6