Научная статья на тему 'Опыт Аскызского сельского общества трезвости Минусинского уезда Енисейской губернии 1905-1910 гг'

Опыт Аскызского сельского общества трезвости Минусинского уезда Енисейской губернии 1905-1910 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
283
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО ТРЕЗВОСТИ / ТРЕЗВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / КРЕСТЬЯНСТВО / САМОУПРАВЛЕНИЕ / ХАКАСЫ / СИБИРЬ / АСКИЗ / TEMPERANCE SOCIETY / TEMPERANCE MOVEMENT / CHURCH / PEASANTRY / SELF-GOVERNMENT / SIBERIA / ASKYZ / THE KHAKAS PEOPLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Афанасьев Александр Лукьянович

Показана работа общества трезвости в православном церковном приходе в хакасском селе Аскыз (Аскиз). Произошло оздоровление обстановки: сократились тайная продажа алкоголя, пьянство молодёжи; открылась школа грамоты, развивались самоуправление и взаимопомощь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reviews the activity of the temperance society in the orthodox church parish in the Khakas village of Askyz (Askiz). The overall situation was improved: the illegal alcohol trade and alcohol consumption by the young people were reduced, grammar school was opened, mutual assistance and self-government started to develop.

Текст научной работы на тему «Опыт Аскызского сельского общества трезвости Минусинского уезда Енисейской губернии 1905-1910 гг»

2011 История №3(15)

УДК 94(470+571).083:329.7

А.Л. Афанасьев

ОПЫТ АСКЫЗСКОГО СЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ МИНУСИНСКОГО УЕЗДА

ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1905-1910 гг.

Показана работа общества трезвости в православном церковном приходе в хакасском селе Аскыз (Аскиз). Произошло оздоровление обстановки: сократились тайная продажа алкоголя, пьянство молодёжи; открылась школа грамоты, развивались самоуправление и взаимопомощь.

Ключевые слова: общество трезвости, трезвенное движение, православная церковь, крестьянство, самоуправление, хакасы, Сибирь, Аскиз.

Одной из проблем российской деревни в начале XX в. было пьянство, приводившее к многим бедам: росту преступности, разорению и обнищанию крестьянства, росту социальной напряжённости [1]. Во многих местах России разрушительно -му пьянству противостояли церковно-приходские общества трезвости. Цель предлагаемой статьи -осветить выдающийся по своим результатам опыт деятельности общества трезвости в Аскызском православном миссионерском приходе с центром в селе Аскызском (Аскыз) Минусинского уезда Енисейской губернии в 1905-1910 гг. (ныне это село Аскиз - центр Аскизского района Республики Хакасия). В историографии деятельность российских дореволюционных сельских трезвенных объединений не изучена. По сравнению с предыдущей публикацией автора по рассматриваемой теме [2] в настоящей статье использованы новые, не введённые ранее в научный оборот материалы [3], текст исправлен и дополнен, уделено больше внимания причинам успеха Аскызского общества.

Основным источником послужила брошюра «Опыт борьбы с великим злом» руководителя Ас-кызского общества трезвости священника-миссионера Аскызского миссионерского прихода отца Владимира Кузьмина. Рукопись её была закончена 22 января 1910 г. [4. С. 7]. (Даты везде даны по старому стилю.) Вероятно, В. Кузьмин ставил целью брошюры дать отчёт о деятельности общества за первые пять лет его существования (1905-1910 гг.) и ознакомить с его опытом тех, кто занимается/будет заниматься трезвенной работой в тюркских сёлах Минусинского уезда. (Аскыз-ское общество было первым сельским обществом трезвости в огромной Енисейской губернии.) История общества отражена здесь достаточно полно и точно. Вторым источником является рапорт от

17 января 1911 г. исправляющего должность сек-

ретаря Енисейской духовной консистории в Канцелярию обер-прокурора Святейшего Синода о церковных обществах трезвости, существующих в Енисейской епархии [5]. В нём сообщались краткие данные об Аскызском обществе: название, время возникновения, число прихожан в приходе, число членов общества в первый год существования и «ныне», т.е. в конце 1910 - начале 1911 г. Сведения подобных рапортов в Синод были основаны на отчётах с мест благочинных (священников - руководителей церковных округов - «благо-чиний») и приходских священников. То есть основой данных об Аскызском обществе трезвости послужил отчёт в благочиние или епархию того же

В. Кузьмина или его преемника. Сведения рапорта не противоречат данным брошюры; они также достоверны, но очень кратки и носят справочный характер. Третьим источником послужили выступления священника В. Кузьмина в прениях на Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом в Москве 8 и 10 августа 1912 г. Будучи участником съезда от Енисейской епархии, он рассказал об идейном содержании и приёмах противоалкогольной работы в Минусинском уезде в 1911-1912 гг. [3. С. 16, 21]. По-видимому, часть приводимых им данных основывалась также на его опыте работы в Аскызском обществе трезвости в 1905-1912 гг. Наконец, важным и достоверным источником является доклад

В. Кузьмина «Об объединении борцов за трезвость из духовенства и народа», прочитанный на упомянутом Московском съезде 9 августа 1912 г. [6]. Здесь докладчик делился опытом работы основанного в 1911 г. в Минусинском уезде уездного православного «Братства молитвы и трезвости во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла». Судя по тексту, приведённые автором данные о содержании, успешных и отвергнутых направле-

ниях деятельности относились не только к работе в Братстве, но и в Аскызском обществе трезвости.

Рассмотрев источники, перейдём к истории общества. Любое дело начинается с общественной потребности и личности зачинателя. Таким зачинателем и руководителем трезвенного дела в Ас-кызском приходе был русский священник отец Владимир Кузьмин. Мы располагаем лишь косвенными сведениями о нём. Судя по его опубликованным трудам, он был человеком очень энергичным («пассионарием»), ищущим новое, умеющим убеждать и сплачивать людей. Ввиду отмеченных качеств (энергичность и поиск нового) он, вероятно, был достаточно молод. Возможно, что служба в приходе пришлась на начало его пастырской деятельности. Он хорошо знал обычаи и верования прихожан - тюрок койбалов, сагайцев, бельтиров (современные хакасы) и, предположительно, говорил на тюркском языке. Без этого успешная миссионерская деятельность в хакасском приходе вряд ли была возможна. Вероятно, он окончил Казанские миссионерские курсы (учебное заведение с двухлетним сроком обучения), которые были центром подготовки миссионеров для тюркоязычных народов России и где среди прочего давали знание языков и обычаев тюрков. (На связи Кузьмина с Казанью указывает то, что именно в этом городе, в университетской типолитографии, заведующим которой был председатель Казанского общества трезвости А.Т. Соловьёв, была издана его названная выше брошюра.) В Казани Кузьмин мог слушать лекции профессора кафедры турецко-татарских наречий Императорского Казанского университета Н.Ф. Катанова (18621922). Как указывает казанский историк И. Е. Алексеев, Катанов родился в православной хакасской семье в степной местности Изюм (Узюм) близ с. Аскыз. Он был первым хакасским учёным, секретарём Казанского общества трезвости [7]. Возможно, что именно в Казани В. Кузьмин стал сознательным трезвенником и позднее, прибыв на службу в Аскыз, использовал на практике трезвенные убеждения.

В Аскызском миссионерском церковном приходе в конце 1910 г. насчитывалось 5893 души обоего пола. Они проживали в с. Аскыз, где насчитывалось 70 дворов, и ещё почти в 100 мелких аалах, разбросанных друг от друга на расстоянии от 5 до 100 вёрст [4. С. 6; 5. Л. 242]. (Аал - поселение в один или несколько дворов.) В Аскизе находился центр управления районом - Сагайская (Аскызская) степная дума и подчинённый ей административный орган более низкого уровня -Аскызская инородческая управа. Здесь же нахо-

дился православный храм. Местные жители занимались скотоводством и земледелием, возделывали пшеницу.

В начале служения в приходе В. Кузьмин увидел, что в жизни прихожан большое место занимает пьянство, тесно связанное с языческими верованиями. Формально крещёные хакасы не понимали сути христианства и продолжали обращаться к местным шаманам. При камлании («хамлании») шаман обязательно употреблял неочищенную молочную водку - араку - и поил ею присутствующих. «В связи с этим распитие водки является неизменным обычаем при совершении всех сколько-нибудь выдающихся обстоятельств в жизни инородцев. ...Без преувеличения можно сказать, что половина жизни инородца проходит в чаду похмелья. Алкоголизм стал врождённым пороком инородческого населения», - с горечью отмечал священник [4. С. 2]. «Для борьбы с этой “верой”, -указывал он, - нужно было открыть горизонты иной веры, которая давала бы человеку утешение и усладу не в пьянстве, а в трезвости и воздержании».

Аскызское общество трезвости прошло несколько этапов развития. Первый, или начальный - это первые месяцы 1905 г., когда в Аскызе при храме были открыты религиознонравственные чтения, учреждено само общество, начата запись в него с приёмом обетов (торжественных обещаний) трезвости. Чтения начались в январе 1905 г. и проводились каждый праздничный день. «В скором времени наиболее усердные посетители чтений сорганизовались в приходское общество трезвости имени препод[обного] Серафима Саровского», - вспоминал В. Кузьмин [4. С. 2-3]. Очевидно, Аскызское (Серафимовское) общество трезвости было открыто в конце того же января 1905 г., ибо брошюра, посвящённая его пятилетию, была закончена, как уже говорилось выше, 22 января 1910 г. То есть пять лет обществу исполнилось в январе 1910 г. Обратим внимание на то, что к организации общества трезвости перешли от религиозно-нравственных чтений, на которых проповедовалась сущность христианства. Другими словами, к работе по отрезвлению шли от христианской сверхидеи спасения, от долга жить по-хрис-тиански, и она же (сверхидея) лежала в основе всей деятельности общества.

На первых порах в Аскызское общество трезвости записалось 30 человек. Однако «скоро обнаружилось, - писал Кузьмин, - что некоторые из записавшихся не соблюдают обет трезвости». После этого начался второй этап в жизни общества -весна 1905 - конец 1908 г. В это время стали при-

А.Л. Афанасьев

меняться более разнообразные и действенные формы духовно-нравственного просвещения при активном участии рядовых членов общества и прихожан. В чтения ввели общее, народное пение молитв и церковных песнопений, показ картин «волшебного фонаря» (проектора), «обмен мыслями и впечатлениями всех присутствующих». То есть к чтениям стали присоединять обсуждение и беседы, проходившие в доме священника обычно с 6 часов вечера и нередко затягивающиеся до 10— 11 часов вечера. «В 1907 г., - указывал Кузьмин, -был приобретён граммофон с пьесами церковного характера, которые прослушивались в антрактах между чтением и пением». Стали выписываться журналы петербургского церковного Александро-Невского общества трезвости «Трезвая жизнь» и «Воскресный благовест», петербургский светский журнал «Вестник трезвости», книжки и брошюры вроде серии «От Божьего ока не укроешься» [4.

С. 3]. (Из источника не ясно, выписывались ли указанные издания только для публичных чтений или же ещё и выдавались на дом прихожанам.)

Всех чтений в году было до 40, летом они не проводились. Число слушателей дошло до 100 человек. Это говорит, что они чрезвычайно нравились людям, ведь в селе, напомним, было всего 70 дворов! Таким образом, чтения с картинами и пением, граммофоном, беседами проводились в среднем каждую неделю с осени по весну и представляли собой своего рода привлекательный православный трезвый досуг с участием значительной части односельчан. (Позднее выступление Кузьмина по поводу значения трезвого веселья излагалось в журналах Московского съезда 1912 г. следующим образом: «Что касается увеселений, то значение их в проповеди трезвости нельзя отрицать. Церковь во всё должна вносить евангельский дух, так как евангелие есть та закваска, которая должна заквасить всё тесто. Веселие есть необходимый элемент земного существования. И руководители обществ трезвости могут утилизировать этот элемент в интересах своего дела. Оратор ссылается на личный опыт утилизации народных гуляний, в целях христианской трезвости» [3. С. 13].

С 1907 г. были заведены ежедневные утренние и вечерние молитвы в храме, причём вечерние молитвы сопровождались проповедью или чтением Библии с пояснениями. Затем были открыты воскресные занятия для взрослых, где обучали чтению, письму и молитвам. Число учащихся доходило иногда до 20, но постоянно посещали занятия человек десять [4. С. 3]. По всей вероятности, занятия проводил сам священник В. Кузьмин с помощниками. Работа, проводимая в течение че-

тырёх лет, изменила настроения крестьян-хакасов в сторону необходимости отрезвления и понимания необходимости активно участвовать в улучшении всей жизни сельского общества. «Идеи трезвости дали свои ростки и пустили корни, -отмечал В. Кузьмин. - Польза трезвости, в широком смысле этого слова, стала более широко сознаваться населением. Народилась потребность более разумной жизни, жажда света. Послышались заявления от самих инородцев о необходимости что-нибудь предпринять для уменьшения пьянства, разгула молодёжи и корчемничества, свившего... в с. Аскызском очень тёплое гнездо» [4. С. 3-4]. (Корчемство - незаконная тайная продажа алкогольных изделий частными лицами.) Так был подготовлен третий этап в истории общества трезвости (январь 1909 - январь 1910 гг.), когда при активном участии самих крестьян получили развитие местное самоуправление, взаимопомощь и благотворительность. 1 января 1909 г. состоялся сход жителей с. Аскыз, на котором было решено «обновить строй приходской жизни». Был избран церковно-приходский совет из 12 хакасов. Это были верующие и, по-видимому, наиболее уважаемые и ответственные люди в приходе. С 9 февраля 1909 по январь 1910 г. совет провёл

18 заседаний и принял 73 постановления по различным сторонам приходской жизни. Из них наиболее важными являлись: о борьбе с языческим обычаями умыкания невест и женитьбы малолетних; об учреждении церковно-приходского кредитного товарищества; о ремонте храма; о борьбе с пьянством и корчемством.

Например, в постановлении совета от 24 июля 1909 г. был намечен ряд мер в связи с определением Святейшего Синода «О борьбе с пьянством в народе» (июнь 1909 г.). В частности, в нём говорилось: «.1) Для борьбы с тайной виноторговлей и самокуркой вина [т.е. самогоноварением] в с. Аскызском... а) замеченным в сем преступлении лицам делать увещание на заседаниях совета; увещание это, в случае надобности, должно быть повторено до трёх раз. 2) В целях уменьшения поводов для тайной виноторговли и, в особенности, для увеличения влияния совета на население, все члены совета обязуются не устраивать помочей с угощением помочан вином и стараться и других прихожан склонять к тому же обязательству» [4. С. 5-6]. (Помочь - «работа миром, за угощенье» [8. Т. 3. Стб. 710-711]).

В. Кузьмин с удовлетворением сделал вывод, что деятельность церковно-приходского совета оказала доброе влияние на население «в смысле уменьшения в нём пьянства и корчемничества.

Многие из жителей, прежде усердно занимавшиеся шинкарством, дело это оставили совершенно и лишь немногие упорные, несмотря на увещания совета, продолжают свою вредную для общества виноторговлю. Точно так же нередко достигали своей цели увещания, делаемые на заседаниях совета и лицам, предающимся разгулу и буйству. Молодёжь сельская в общем остепенилась, и ночные гульбища с безобразным оранием и драками с учреждением совета значительно сократились». Значительное внимание совет обратил на благотворительность. Она выразилась «во-первых, в безвозвратной ссуде деньгами и вещами нуждающимся прихожанам, и, во-вторых, в беспроцентной заимообразной ссуде как деньгами, так и хлебом». В 1909 г. было роздано «заимообразно» (т.е. с условием возврата) на посев малосостоятельным прихожанам около 200 пудов пшеницы [4. С. 6]. Кузьмин указывал, что для «более широкого развития этого рода благотворительности и вообще для поднятия экономического состояния населения путём освобождения его от кабалы разных эксплуататоров и насаждением взаимопомощи советом решено было учредить кредитное товарищество с крупной субсидией от Государственного] банка». Было намечено открыть деятельность товарищества с 1910 г. [4. С. 6-7]. В заключение брошюры Кузьмин делал важный вывод о том, что «дело отрезвления народа в Аскызском приходе нельзя считать законченным. Нет, оно только начинается. Но его инициаторы убедились из опыта, что лучшим средством в борьбе с народным пьянством в приходе является правильная организация церковно-приходской жизни и поднятие всех сторон народного существования» [4.

С. 7].

Таким образом, можно сделать заключение о том, что работа общества трезвости дала хорошие результаты, потому что она опиралась: 1) на развитие деятельности церковного прихода - православной церковной общины во главе с уважаемым, доступным, ищущим новые формы работы священником; 2) на развитие всех сторон жизни сельской общины: самоуправление, взаимопомощь, кредитное товарищество, благотворительность, сокращение самогоноварения и нарушений правопорядка. Люди видели, что благодаря обществу трезвости жизнь в селе на глазах меняется, становится более осмысленной, обеспеченной, безопасной, и поэтому сами начинали принимать участие в этой работе.

Разносторонняя трезвенная работа продолжалась в Аскызском приходе, вероятно, и после января 1910 г., - в течение 1910-1912 гг. Как уже

отмечалось, священник Владимир Кузьмин был деятельным участником Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, состоявшегося в Москве 6-12 августа 1912 г. На заседаниях I секции он дважды выступил в прениях и сделал доклад, в котором рассказал, что в 1911 г. в Минусинском уезде было организовано уездное «Братство молитвы и трезвости во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла», куда за год вступило более 1,5 тыс. человек [6. С. 264265]. Отметим, что Братство можно было создать и развивать только при поддержке, по благословению правящего архиерея - епископа Красноярского Евфимия (Счастнева). Так, о. Владимир (Кузьмин) отмечал, что руководитель Братства «ежегодно представляет отчёт о состоянии Б[ратст]ва епарх[иальному] архиерею» [6. С. 264]. Судя по тексту источника, руководителем Братства был сам докладчик - В. Кузьмин. Братство объединяло группы борцов за трезвость (прихожан и священников) из разных церковных приходов уезда и позволяло более успешно, чем прежде, при разрозненных силах, вести работу на местах. Устав его требовал «не пить совершенно никаких спиртных напитков, не угощать ими никого, не курить табаку, не играть в карты, посещать братские собрания и исполнять церковный устав относительно поста, богослужения и говения» [6. С. 265]. Деятельность обществ трезвости в Сибири, как и во всей России, стала менее активной с началом Первой мировой войны и прекратилась после начала революции 1917 г.

Однако дело трезвости не осталось только в прошлом. Отвечая на вызовы времени, трезвенное движение начало возрождаться на богатой культурными традициями хакасской земле с 1984 г. [9.

С. 16-17]. В столице Хакасии - Абакане - вот уже около 20 лет издаётся несколько общероссийских и хакасских республиканских трезвенных газет: «Оптималист», «Трезвая Хакасия», «Трезвый

Абакан», «Голос верующего» (редактор Е.Г. Батраков); «Соратник», «Мы - молодые», «Подспорье», информационный бюллетень «Здравствуйте, люди» (редактор Г.И. Тарханов); «Трезвение» (редактор З.А. Павина). Эти издания, как верно заключает современный деятель трезвости Е. Г. Батраков, «являются информационным подспорьем всего трезвеннического движения России» [10]. Таким образом, Абакан является одним из важных энергетических, информационных центров трезвенного движения для всей России и шире - стран СНГ - Евразии. В старинном хакасском селе Аскиз трезвенная работа возродилась в 1994 г. Просвещение в печати, учебных заведениях и на кур-

А.Л. Афанасьев

90 ---------------------------------------------------------------

сах по избавлению от зависимостей ведут аскизцы Александр Михайлович Смышляев, Евгений Григорьевич Кайгородцев, В. Н. Тутатчиков и другие [9. С. 86, 191-192; 11]. Пусть поможет всем нашим современникам - борцам за народную трезвость замечательный опыт первого в Хакасии православного Аскызского общества трезвости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Челышов М.Д. Пощадите Россию!: Правда о кабаке, высказанная самим народом по поводу закона о мерах борьбы с пьянством / М.Д. Челышов. Самара: Изд. М.Д. Челышова, 1911. 232 с.

2. Афанасьев А.Л. Опыт социальной деятельности Аскызского общества трезвости Минусинского уезда Енисейской губернии в 1905-1910 гг. // Социальная работа в России: образование и практика : сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Грика. Томск: Изд-во Том. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. Вып. 2. С. 7-15.

3. Журналы заседаний Всероссийского съезда по борьбе с алкоголизмом. (Москва, 6-12 августа 1912 г.) // В борьбе за трезвость: журнал Московского епархиального общества борьбы с народным пьянством. М. 1912. Август-сентябрь. № 8-9. Приложение. С. 1-24.

4. Кузьмин В. Опыт борьбы с великим злом. Казань: Ти-по-литография Императорского ун-та. 1910. 7 с.

5. Российский государственный исторический архив. (РГИА). Ф. 797. Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода. Оп. 80. 2 отдел. 3 стол. Д. 141. Ч. 2. Л. 242, 243.

6. Кузьмин В. Об объединении борцов за трезвость из духовенства и народа // Тр. / Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, состоявшийся в Москве 6-12 августа 1912 г.: бесплатное прил. к журналу «Родная жизнь» за 1915 г. Пг.: Тип. Об-ва религиозно-нравственного просвещения, 1915. Т. 2. С. 260-267.

7. Алексеев И.Е. О Николае Фёдоровиче Катанове [Элек-

тронный ресурс] / И.Е. Алексеев // Русская линия: православное информационное агентство. - Электрон. дан. - 17.01.2008. - иЯЕ: http://rusk.ru/st.php?idar=105114 (дата обращения:

14.12.2010).

8. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. М.: Издательская гр. Прогресс; Универс, 1994. (Репринтное изд.)

9. Словарь Международной независимой ассоциации трезвости / ред. и отв. сост. В.М. Ловчев. 5-е изд. Казань: Хэ-тер, 2007. 254 с.

10. Батраков Е.Г. Братство «Белых Ворон» [Электронный ресурс] // Трезвость - норма жизни. / Сайт Самсоновых. -Электрон. дан. - ИЯЕ: http://samsonov.name/ ^е2у/ЫЫ^ека/ bratstvo-belvx-voron (дата обращения: 14.12.2010).

11. Кайгородцев Е. Татарстан - Хакасия: нас объединяет благодарная память о великом человеке [Электронный ресурс] / Е. Кайгородцев, А. Смышляев // Актуальное национально-культурное обозрение. 2007. №12 / Ассамблея народов Татарстана - Электрон. дан. - URL:http://www.an-tat.ru/? id=944 (дата обращения: 14.12.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.