РАЗДЕЛ IV ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УДК 74.00
К. И. Султанбаева
РОЛЬ ПЕРВЫХ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ ХАКАСИИ И МИНУСИНСКОГО РАЙОНА
Данная работа преследует цель: осветить роль первых культурно-просветительных учреждений Хакасии в создании целостной системы образования и просвещении народа в период строительства Советского государства 1917-1925 гг. Перестроечные процессы 1991-1999 гг. и связанные с ними переоценки исторических событий советской эпохи усилили наш интерес к этой теме.
По оценкам советских ученых, именно этот исторический отрезок представляет собой огромный интерес как время кардинальных перемен в судьбе России, повлекших за собой изменения в мировом масштабе.
Согласно сведениям советских историков (В. А. Асочаков, В. Л. Соскин, П. Н. Иванов, Ф. Ф. Шамахов и др.), к началу Октябрьской революции
1917 г., в Сибири насчитывалось более 20% инородцев. Население Сибири состояло из местных нерусских народов, из пришельцев: ссыльных и переселенцев. Видная роль политических ссыльных в изучении, распространении передовых знаний, культуры, просвещении крестьянских масс и инородцев Сибири современными историками признана повсеместно.
Вопросы образования хакасского народа целесообразно рассматривать во взаимосвязи с процессами культурного просвещения, осуществляемого через культурно-просветительные учреждения. Такой подход обусловлен следующими мотивами:
1. В рассматриваемый исторический период целостная система образования в Хакасии отсутствовала, существовавшие начальные школы: министерские, церковно-приходские и частные (в незначительном количестве) - имели разрозненные программы, степень достижения образования выпускников была крайне низкой.
2. Культурно-просветительных учреждений на территории Хакасии почти не существовало. Европейская культура, базирующаяся на усвоении научных знаний, на лучших достижениях естествознания и техники, на тер-
риторию Сибири стала активно проникать в связи со ссыльными революционерами, демократически настроенными передовыми людьми и нарождающимся буржуа-классом. Таким образом, самостоятельно развивающейся культурной структуры на государственном уровне в Хакасии не имелось.
3. Учительство как наиболее просвещенная часть общества среди хакасов было представлено несколькими десятками людей. Достаточно сильное влияние на школы имела православная церковь, она во многом определяла содержание и характер школьного обучения. После Постановления СНК об отделении церкви от государства, а школы от церкви в январе 1918г. в Хакасии создалась неоднозначная ситуация. С одной стороны, учителя старой школы были не готовы работать при новой власти, опровергающей их мировоззренческие устои. С другой, у новой власти совершенно не было опыта и знаний, главное - кадров для обучения детей в соответствии с требованиями Наркомпроса. Более того, крайняя малочисленность грамотных людей среди хакасов не способствовала развитию грамотности и образования. Только в тесном взаимодействии школы с просветительными учреждениями, с учительством могли действовать отделы народного образования при Совдепах. Следует отметить, что личностный фактор при большом дефиците грамотных людей имел огромное значение.
4. Социально-экономическая база просвещения и образования, культуры Хакасии в 1920-х гг. находилась в крайне неблагоприятных условиях.
Ряд этих и других факторов обусловили специфику культурно-просветительной деятельности в Хакасии и соседних регионах, прежде всего, Минусинском уезде.
Культурно-просветительная работа по идеологии Советской власти означала осуществление культурной революции в Советской России после Октября 1917 г. В качестве ведущей задачи культурной революции была обозначена ликвидация неграмотности населения, для достижения которой в июне 1920 г. по указу В. И. Ленина была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК по ликбезу).
Однако страна, находившаяся в условиях гражданской войны, беспорядков, разрухи и голода, с этой задачей справиться сразу была неспособна. В отличие от центральных районов, сибирские народы переживали намного дольше тяготы гражданской войны со всеми последствиями.
Отметим важнейшие исторические даты, имеющие для раскрытия нашей исследовательской задачи принципиальное значение. Так, 19X7-1918 гг. - время установления Советской власти в Минусинском уезде и активное участие учительства г. Минусинска в борьбе за власть. Самые активные учителя в лице начальника Минусинского высшего начального училища И. Я. Чибизова и его коллег не признавали новую власть, видя в ее действиях антинародную направленность и ущемление интересов, прав учительства, закрепленных Временным правительством (Ф.105 МФ ГАКК. ДД.2, 5, 10).
Июнь 1918-октябрь 1920 - власть Временного Сибирского правитель-
ства А. В. Колчака. Возвращение циркуляров Временного правительства Февральской революции 1917 г. и установление правил, положений царского Министерства народного просвещения в образовании, что вызвало недовольство и отрезвило колеблющуюся часть интеллигенции Минусинского уезда.
Ноябрь 1919 г. - вторая половина 1921 г. - период гражданской г войны, ее окончание и начало восстановления Советской власти.
Характеризуется жесточайшей борьбой за власть, за материальные и экономические ресурсы в уезде.
Конец 1921 Г.-1922 г. - начало введения ликбеза, сокращение и кризисное состояние культурно-просветительных учреждений, не успевших полностью развиться при Советах; переход к новой экономической политике (нэп).
1923-1925 гг. - переломный период, начало улучшения социально-экономического положения населения в Сибири, Минусинском уезде, создание Хакасского округа как самостоятельной национально-административной единицы.
Итак, выделенные поэтапно исторические события показывают начало становления и последующее развитие системы национального образования и культуры Хакасии во взаимосвязи с Минусинским регионом в контексте общих тенденций социально-экономического и культурного строительства Советской власти в период с 1918 г. по 1925 г.
Установление Советской власти в Минусинском округе с октября 1917 г. по июнь 1918 г. и обусловленное этим состояние культурно-просветительного дела в Хакасии в составе Минусинского уезда изучено советскими историками, в меньшей степени - педагогами (Л. И. Боженко,
Ф. А. Лукинский, Д. И. Нагрузов, В. Л. Соскин, И. Н. Юрасов и др.).
Время установления Советской власти в Минусинском уезде охарактеризовано историками как сложное, противоречивое. Архивные материалы г. Минусинска свидетельствуют о жесткой борьбе за школу между новоявленной властью Советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов и старой учительской гвардией в лице активистов Минусинского школьного союза: Р. П. Троцкого, И. Я. Чибизова и др. (Фонды 105, 44 МФ ГАКК). Старая учительская интеллигенция отстаивала свои интересы, в том числе материальные, аппелируя к решениям Временного правительства об автономности школы. Она утверждала, что школа не должна превращаться в арену политической борьбы, школа должна быть вне политики. Бюро Енисейского губернского учительского союза как общественный орган требовало невмешательства в управление школьным делом со стороны Совдепов и других партийно-революционных органов. Позиция партии большевиков во главе с В. И. Лениным, напротив, состояла в том, что необходимо активное включение школы в программы культурно-просветительной работы:
«Школа вне жизни, вне политики - это ложь и лицемерие» [4, с. 195]. В многочисленных выступлениях на съездах, конференциях В. И. Ленин развернул целостную программу культурно-просветительной работы в молодом государстве. Его программа охватывала несколько ведущих направлений:
- организация агитационно-пропагандистской работы среди масс: трудящихся пролетариев, крестьян, мелкого и среднего буржуа с целью привлечения царской интеллигенции к просветительному делу;
- развитие печати, пропагандирующей знания, грамотность и ориентирующей на приобретение политехнического образования, расширяющей кругозор и мировоззрение подрастающих поколений;
- внешкольное образование: расширение сети кружков, клубов по обучению грамоте взрослого населения, создание библиотек (стационарных, передвижных), помощь деревне и т. д.;
- развитие сети дошкольных учреждений и начального обучения. Особо выделялось женское образование как обязательное для включения женщин в социалистическую экономику и общественное производство;
- строительство учреждений пролетарской культуры: сохранение имеющихся театров, домов культуры, музеев, создание новых очагов культуры для рабочего класса и трудящихся масс и т. д.
Анализ источников наглядно показывает, насколько продуманными были организационно-тактические задачи культурного строительства в стране, и какие задачи были поставлены В. И. Лениным перед учительской интеллигенцией. Так, в его речах на 1-И съездах учителей-интернационалистов, созванных 5.06.1918г., затем 18.01.1919г. были даны директивные цели: объединение учителей-интернационалистов на профессиональной основе -создание союза для осуществления политики Советов и борьбы за строительство социализма путем поддержки пролетариата. Таким образом, была определена классовая позиция учительства национальных регионов страны. Можно сказать, что кардинально менялась методологическая ус тановка всей профессионально-педагогической деятельности учительства. И это обстоятельство не могло не вызвать сопротивления со стороны традиционно настроенной интеллигенции.
Изучение монографических работ В. А. Асочакова, Ф. Ф. Шамахова, Л. И. Боженко, К. М. Патачакова, С. П. Ултургашева и других историков позволяет выделить особенности культурно-просветительной работы в Сибири, в Минусинском уезде. Следует отметить, прежде всего, большое отставание этой работы среди инородческого населения почти до начала 1930-х 1Т. В силу особенностей экономического и промышленного развития Минусинского уезда созданный большевиками Отдел народного образования при Совдепе в организации и проведении культурной революции встречался с большими трудностями. Среди выявленных особенностей отмечены следующие:
- преобладание дисперсного расселения крестьянских хозяйств коренного народа - «минусинских татар»;
- крайне низкий уровень грамотности как среди местных русских крестьян, так и хакасов, занимавшихся преимущественно полукочевым скотоводством;
- отсутствие необходимого количества школ I и II ступеней, неразвитость „ профессиональных училищ в крае;
- низкий уровень культуры местного населения, отлученного от культур-но-образовательных очагов г. Красноярска и других центров;
- слабая профессиональная подготовка местного учительства, выходцев из национальной среды.
Слаборазвитая экономика и промышленная структура Минусинского уезда в целом не могли поддерживать развитие школ и учреждений культуры, несмотря на явно назревающую потребность населения в них. В частности,
В. А. Асочаков привел данные о плотности населения Минусинского уезда для того, чтобы показать взаимообусловленность разных факторов, обеспечивших рост народных школ. Плотность населения хакасского населения в начале XX в. составляла 2,8 человека на 1 квадратную версту, в отличие от русских, плотность населения которых равнялась 9,1 человека на 1 квадратную версту. Иначе говоря, районы с плотно заселенным населением могли содержать школу за собственный счет. Хакасы не могли содержать много школ за свой счет. В крупных населенных пунктах, где сосредоточивались административные органы власти (с. Аскиз, с. Усть-Есь, с. Чебаки, с. Усть-Абаканское, с. Таштып и др.), проживали и управляли богатые баи, казаки.
До 1917 г. коренное население в Минусинском уезде составляло чуть более 12% от всего многонационального населения уезда, хакасы проживали в 308 населенных пунктах, что равнялось 1/3 общего количества населенных пунктов [1, с. 10].
В начале XX в. капиталистические отношения стали проникать в жизнь и быт минусинцев, что приводило к классовому расслоению также среди хакасов. Историки отметили своеобразное развитие товарно-денежных отношений среди хакасов: бедные жители подвергались эксплуатации со стороны богатых сородичей в завуалированной форме. Они практически бесплатно работали на баев под разными предлогами: «помощь» в трудные годы, «по-родственному», отработка долга и т. п. Взамен «вознаграждались» незначительными подарками, единовременными натуральными продуктами.
Значительная часть хакасов проживала за счет скотоводства, охоты, ведя полукочевой образ жизни, что также влияло на уровень грамотности и культурного своеобразия местных жителей. Забитость, полунищенское существование бедной части хакасского народа тормозили развитие грамотности и распространение культуры. С приходом Советской власти в Минусинске в условиях острой классовой борьбы развернулась организация культурно-
просветительной работы под руководством Отдела народного образования Минусинского совета. Он был создан в марте 1918г. под руководством большевика Н. Непомнящего. Правление Минусинского городского учительского союза выступило против мер новой власти, объявило забастовку в связи с арестом своих коллег Р. П. Троцкого, И. Я. Чибизова, включило в эту акцию протеста все учительство уезда. Одним из политических требований было невмешательство властей в школьное дело, поскольку дело обучения и воспитания детей находилось под контролем Школьного совета, в чей состав входили на избирательной основе представители городских властей, родители, члены Попечительского совета, общественные деятели.
В исследовании С. М. Тотышева (Абакан, 1995), посвященном состоянию учительства и школы Хакасии в период установления Советской власти, приведены с ведения о состоянии национальных школ к началу Октябрьской революции. «В школах Минусинского уезда работало 394 учителя, обучалось 15,4 тысяч учеников, из них - 9,3тысяч мальчиков и 6,1 тысяч девочек... Однако число оканчивающих школы было незначительным и «доходило до 1,4-1,5 тысяч человек. Обучение велось на русском языке, за исключением национальных школ: 1 мусульманской (дети казахов и татар), 1 финской, 1 польской, 3 украинских, 1 латышской, 1 эстонской. Для последних 2 школ учебники и пособия поступали из Латвии и Эстонии» [7, с. 53]. Хакасских школ с родным языком обучения не зафиксировано. Одним словом, состояние народного образования в дореволюционном Минусинском уезде было далеко не блестящим.
Среди культурно-просветительных учреждений славились Минусинский театр и Минусинский краеведческий музей, созданный просветителем Н. М. Мартьяновым и энтузиастами - политическим ссыльными и учителями Т. Н. Сайлотовым, Ф. А. Третьяковым, А. А. Яриловым и другими. В 1877 г. музей имел библиотеку, которая стала одним из очагов культуры. Большой вклад в развитие культуры местного края внес местный театр,, созданный в 1882 г. Политические ссыльные революционеры-демократы, затем большевики и социал-демократы также оставили неизгладимый след в распространении начатков культуры и научного знания в Минусинском крае. Однако в отношении местных «инородцев» власти предпочитали поддерживать церковно-приходские начальные школы вплоть до Октябрьских событий 1917 г., школы, не позволявшие основной массе детей продолжать обучение дальше.
Несмотря на бурные революционные события 1917-1918 гг., в уезде были открыты 34 новые школы, среди них - 12 на территории Хакасии. Как уже отмечалось, значительная часть местного учительства не поддержала мероприятия Советской власти на начальном этапе, заняла иную политическую позицию - не допустить новую власть в школу. Однако, после того, как были удовлетворены требования учителей об освобождении своих товари-
щей и окончании забастовки, в марте 1918г. учителя приступили к выполнению своих обязанностей под требованием крестьянства и родительской общественности.
Исторически важным событием для развития национального образования был состоявшийся в июне 1917 г. II съезд учителей Минусинского уезда. На этом съезде было рекомендовано включить в учебный план уездной учительской семинарии преподавание местного инородческого языка для всех семинаристов. Все растущие потребности хакасского населения в образовании диктовали пересмотр учебных планов семинарии. В частности, о внедрении преподавания хакасского языка было записано в резолюции Чарковского инородческого съезда 20.30.07. 1917 г. На этом съезде был избран 2-ой Национальный комитет инородцев в составе 18 постоянных депутатов и 7 представителей от волостей. В него вошли учителя-хакасы:
Н. А. Алешина, И. И. Аланов, И. В. Барашков, Н. И. Окунев, И. И. Тютюбеев и другие, также 3 представителя от русскоязычного населения. Идея двуязычного обучения получила поддержку, и в учительской семинарии начали готовить преподавателей для работы с инородческими детьми.
Учителя содержались за счет средств уездного Земского Собрания, Губернской Управы и государственных ассигнований. С приходом новой власти оплата труда учителей сделалась нестабильной, что вызвало отток учительских кадров из школы.
В своем исследовании С. М. Тотышев отметил, что в 1917-1918 гг. около 32% местных жителей владели навыками общения на русском языке, в особенности, в пограничных и смешанных с русскими населенных пунктах. Затем, явный дефицит национальной учительской интеллигенции усложнял проведение культурно-просветительной деятельности среди хакасов. Осознание лидерами учительского союза необходимости обучения инородцев на родном языке заставляло искать пути решения проблемы. Трудно сказать точное количество учителей-хакасов в 1917—1918 гг., поскольку таких данных в архивах почти не имеется.
Идеи обучения населения на хакасском языке не успели осуществиться на начальном этапе Советской власти в Минусинском уезде, так как в июне
1918 г. власть захватило Временное сибирское правительство адмирала Колчака. При нем были восстановлены старые порядки, старые органы управления и директивные документы Министерства народного просвещения и решения Временного правительства. Это время гражданской войны, разрухи и голода, «красного» и «белого» террора, насильственная мобилизация мужчин в армию Колчака. Многие учителя погибли в годы гражданской войны. Не успевшее окрепнуть культурное строительство приостановилось.
В Хакасии из-за отсутствия кадров, собственно культурно-просветительных, внешкольных учреждений встречались огромные трудности. После
полуторалетнего господства колчаковского правительства остались разрушенные экономика, бесхозяйственность, голодающие трудящиеся, закрытые учреждения. Ситуация усложнялась неурожаем и голодом в Поволжье, Пре-дуралье, когда тысячи беженцев устремились в Сибирь. Политическая напряженная ситуация, связанная с новой экономической политикой (нэп) большевиков, усиливала классовую борьбу за хлеб в Сибири. Советская власть применяла насильственные методы борьбы с кулаками, баями и с теми, кто пытался единолично вести свое хозяйство, местами шли вооруженные столкновения с бандитскими группами [2, с. 23-24].
1921-1923 гг. оценены советскими историками как восстановительный период в Сибири. Характерными для него явились противоречивые тенденции, когда в массовом порядке прекращали работу школы, закрывались ликпункты, культурно-образовательные учреждения, несмотря на расширение агитационно-пропагандистских мероприятий со стороны Советской власти. Становилось очевидным, что без государственного финансирования культурно-просветительных заведений местные власти, в том числе, отделы народного образования при уездном Совете, не смогут справиться с поставленными задачами: ликвидация неграмотности, культурная революция и переход на новые способы производства и коллективное хозяйство. Руководящее значение имели идеи и практические указания председателя Совнаркома В. И. Ленина, содержавшиеся в многочисленных выступлениях, речах, докладах на Ш Всероссийском съезде РКСМ 2.10.1920 г. («Задачи Союзов молодежи», «О пролетарской культуре»
28.10.1920 г.); на V Всероссийском совещании Политпросветов губернских и уездньгх отделов народного образования 3.11.1920 г.; на УШ Всероссийском съезде Советов 22-29.12.1920 г.; на П Всероссийском съезде Политпросветов
17.12.1921 г. и т. д. Перед новой властью стояла труднейшая задача ликвидации неграмотности трудящихся масс, в особенности коренных народов России, поскольку они представляли собой самую обездоленную в образовательном отношении часть населения. Среди хакасов грамотные люди были наперечет, поэтому исполнение декрета Совета народных комиссаров «О ликвидации неграмотности в Хакасии» от декабря 1919 г. требовало создания, прежде всего, письменности доя хакасского языка. Этот декрег обязывал обучение всего населения в возрасте от 8 до 50 лет на родном или на русском язьже но желанию. Из-за отсутствия письменности хакасов стали обучать русской грамоте и чтению. Местные учителя и руководители понимали, что такое обучение малопродуктивно. В конце 1923 г. произошло административное отделение Хакасии в самостоятельный уезд, что позволило целенаправленно формировать национальную интеллигенцию. Г. И. Итыгин (1873-1924) как руководитель сначала уездного революционного комитета, затем в 1923 г. в качестве председателя Хакасского окружного исполнительного комитета инициировал вопрос
о создании хакасской письменности. Была начата подготовительная работа.
По сведениям В. А. Асочакова, в течение 1920-1924 гг. уровень грамот-
ности хакасского населения оставался крайне низким. Поначалу делом ликвидации неграмотности в Минусинском уезде руководила школьно-курсовая секция отдела народного образования. 2.02.1921 г. создана Минусинская уездная грамчека, включавшая в свой состав представителей от уездного комитета партии, бюро профсоюзов, политпросвета, Союза молодежи, союза работников просвещения. Была начата работа по учету всех грамотных и неграмотных, подобраны здания для школ грамоты и люди, способные обучать в них. Однако вскоре эта работа затормозилась. Несмотря на приостановку всей активной деятельности по просвещению народных масс, следует отметить ее прогрессивное значение. Оно состоит в объединении усилий всех активных структур, показало возможности трудящихся, пробудило интерес к знаниям у отсталой части населения.
Большой вклад в повышение грамотности народа внесли пункты ликвидации неграмотности, организованные при дневных школах. Относительно внешкольных учреждений сведений в архивных материалах не имеется. Ликпункты работали практически в каждом улусе, селении, поселке. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев. Вместе с тем, в неблагоприятных климатических и социальных условиях Сибири нельзя однозначно утверждать, что каждый взрослый выдерживал в послерабочее время установленный срок. После того, как ликпункты и внешкольные учреждения были переведены на местные бюджеты, ликпункты работали несистематично, с перебоями, и в целом грамотность не повышалась. К тому же, в этот период школы то открывались, то закрывались, и рецидив неграмотности среди взрослых был распространенным явлением.
В отличие от центральных районов, в Минусинском уезде, в том числе, Хакасии сеть внешкольных учреждений не была развита. Культурно-просветительные учреждения были представлены городской библиотекой Минусинского музея, театром, библиотеками, кружками при школах. Культурно-просветительная работа осуществлялась под руководством специальной коллегии по организационной, агитационной и библиотечной работе Сибирского политико-просветительного комитета (Сибполитпросвет). Эта же комиссия занималась ликвидацией неграмотности.
При переходе к мирному строительству большую актуальность приобрел кадровый вопрос. В Хакасии к концу 1921 г. не было ни одного специалиста в области культурной деятельности. Остро стоял вопрос о подготовке национальной интеллигенции, необходимой для работы в периодической печати, радио, клубах и библиотеках, культурно-просветительных учреждениях, не было медицинских работников. Сформировать новую интеллигенцию можно было только из передовой части пролетариата и крестьянства. После гражданской войны требовалось развернуть широкую восстановительную работу практически во всех направлениях: экономике, промьпиленнос-
ти, сельском хозяйстве, образовании, культуре и т. д. Без грамотных специалистов это было невозможно. Быстрому восстановлению мирной жизни на новых принципах было призвано служить массовое культурное просвещение. В этих целях развернулась большая агитационная работа в различных формах: «недели грамоты», «недели ликвидации неграмотности», «дни ликбеза» и т. п. В такие дни читались лекции, проводились беседы о значении грамоты, политчасы, собирались добровольные взносы с населения на ликбез [2, с. 74].
В Хакасии работа по ликбезу активизировалась в 1923 г. в связи с ее выделением из состава Минусинского уезда в самостоятельный Хакасский уезд. Исторические источники показывают, что в первой половине 1924 г. школы грамоты действовали в селах Бея, Синявино, Сейское, Усть-Есь, Усть-Уй-бат и др. Относительно систематическая работа по ликбезу в Хакасии развернулась в 1924-1925 гг. Активизация деятельности учителей среди коренного населения происходила благодаря инициативе партийных, профсоюзных организаций, также частым созывам собраний, сходок и вовлечения беспартийных крестьян. Так, в ноябре 1924 г. были проведены беспартийные конференции в Аскизском, Чарковском, Чебаковском, Таштыпском районах, где обсуждались вопросы о создании ликпунктов и др.
В. А. Асочаков привел интересные сведения о том, как проводилась культурно-просветительная деятельность среди местных жителей. Большую роль в распространении грамотности среди хакасов сыграла организация общества «Долой неграмотность» (ОДН). Первая ячейка ОДН в Хакасии была создана в октябре 1924 г. в с. Усть-Абаканское, уездном центре (г. Абакан). К апрелю 1925 г. в члены ОДН в хакасском уезде вступили более 600 человек, а в мае 1926 г. числилось 32 ячейки ОДН, объединившие 1027 человек. Члены общества распространяли грамотность, обучая неграмотных, проводя читки и агитации. В культурно-просветительных учреждениях создавались кружки, члены которых занимались разъяснительной работой среди неграмотных, политическим просвещением через читки газет и брошюр. В авангарде членов ОДН находились комсомольцы (в большинстве улусов партийных ячеек не имелось), к каждому члену РКСМ прикреплялось 2-3 дома с неграмотными взрослыми, подлежащими обучению.
Специфику просветительной работы составляли формы обучения взрослых, преобладало индивидуальное обучение русскому алфавиту. По исследованиям В. А. Асочакова и А. Н. Мохова, индивидуально-групповая форма обучения в это время почти не применялась. Она стала развиваться к концу 20-х гг. Чрезвычайная нужда в учебных материалах, бумаге и других необходимых материальных средствах в 20-х гг. не позволяла в полной мере осуществлять культурно-просветительные мероприятия в хакасских аалах.
В 1924 г. произошло увеличение культпросветучреждений. Избы-читальни постепенно стали местом отдыха крестьян, трудящихся, в них устраива-
лись громкие читки газет, книц лекций, разъяснялась политика коммунистов и Советской власти. Так, избы-читальни стали одной из основных форм культурно-просветительной работы в хакасских деревнях и поселках. Известно, что по причине малочисленности партийных организаций распространенными стали конференции беспартийных. Первая беспартийная конференция прошла 19.10.1920 г. в с. Усть-Есь. Итоги таких конференций анализировались местными руководителями и принимались соответствующие решения. Помимо работы изб-читален, активными формами работы с трудящимися являлись создаваемые библиотеки, красные уголки под руководством культурно-просветительных комиссий при сельских Советах каждого района Хакасии. Хакасская уездная партийная организация и местные Советы привлекали к просветительной деятельности комсомольцев, профсоюзы и кооперацию. К примеру, в мае 1924 г. на заседании уездного комитета РКП(б) было принято решение о шефстве Хакасского отделения Енисейского губернского Союза кооперативов над одной из хакасских школ. Такие формы работы в дальнейшем стали практиковаться для вовлечения хакасов в культурно-просветительную работу. Потребительская кооперация выделяла средства на ремонт культурно-просветительных учреждений, приобретение литературы и выписку газет (1).
В октябре 1925 г. профсоюзные организации при окружном Бюро профсоюзов создали культкомиссию для совершенствования культурно-просветительной работы. Клубная работа как самостоятельное направление, по сведениям историков, в этот период не получила широкого распространения среди хакасов. Она была популярна в поселках с зарождающейся промышленностью и рабочим классом: с. Усть-Абаканское, п. Черногорские копи. В общем, в начале 1925 г. в Хакасском уезде насчитывалось 5 клубов, 16 библиотек, 13 изб-читален [1, с.60].
Сеть культурно-просветительных учреждений начала расширяться после
I Хакасской окружной партийной конференции, состоявшейся 30.10.-2.11.1925 г. Постановлением ВЦМК от 25.05.1925 г Хакасский уезд преобразован в Хакасский, округ Енисейской губернии. Хакасский окружной исполнительный комитет возглавил Г. И. Итыгин (1873-1928). К концу 1926 г. культурно-просветительная работа была представлена следующими учреждениями: 17 изб-читален, 4 клуба, 5 библиотек, 31 красных уголков.
Для маленьких хакасских аалов создавались политшколы-передвижки, проводившие агитационно-просветительскую работу. В 1926 г. начали функционировать так называемые «Хызыл иб» («Красные юрты»). Руководил ими агитационно-пропагандистский отдел Хакасского окружкома партии, в чьей работе преобладали политическая агитация и просвещение. Для хакасов осуществлялся перевод с русского языка на родной. В 1925-1926 гг. предпринята попытка создания хакасского алфавита. По данным В. А. Асо-чакова, в 1926 г. появились 3 первых учебника на хакасском языке: букварь,
книга для чтения, арифметика на основе русской графики. Первый букварь был почти полностью переводным с русского языка, практически не отражал особенностей местного края. Поэтому потребовалась серьезная переработка учебников.
В 1927 г. появилась первая газета на хакасском языке «Хызыл аал» (далее, «Ленин чолы»), что сыграло, несомненно, прогрессивную роль в распространении просвещения среди народа. Выход газеты послужил доказательством начала нового этапа в жизни хакасского народа. Во-первых, газета сыграла важную роль в объединении нескольких разрозненных хакасских племен в единую этническую общность. Во-вторых, она способствовала широкому распространению грамотности среди народа и выработке литературного хакасского языка. Кроме того, новые знания становились достоянием широких масс и формировали новое мировоззрение. Научные знания стали приобретать значимость среди простых трудящихся, открывая тем самым дорогу к прогрессивным способам хозяйствования и новой жизни. Особенно значимыми становились сведения в сфере санитарно-гигиенических норм и правил, о грамотной обработке земли и ведении сельского хозяйства. Благодаря газетным статьям люди приобщались к передовым технологиям, развивали собственное мировосприятие. Затем облегчалось взаимное понимание с русскоязычными представителями.
В целом, появление собственной письменности у хакасов способствовало развитию познавательных интересов у народа, возник спрос на книги, журналы. Это обстоятельство в свою очередь развивало библиотечное дело. Возникла потребность в объединении нескольких мелких библиотек в единую сеть. «В начале 1925 г. в Хакасии насчитывалось 16 библиотек и 13 изб-читален. В связи с объединением мелких ведомственных библиотек в крупные или передачей их в избы-читальни количество библиотек сокращается до 5 и в дальнейшем ...не увеличивается» [1, с. 61]. В связи с отсутствием библиотекарей частично эти функции исполняли привлеченные учителя.
Что касается таких массовых средств культурного просвещения, как кино и радио, они появились впервые в 1926 г. сначала в рабочем поселке Черногорские копи (г. Черногорск), затем в с. Усть-Абаканское (г. Абакан). В 1930 г. было уже 16 киноустановок, 7 из них - стационарных.
Исследователями отмечена особая роль отрядов Красного Креста, внесших неоценимый вклад в распространение медицинских знаний и просвещение хакасов. Эти отряды были сформированы в 1926 г. по борьбе с распространенной глазной болезнью - трахомой. Просвещение населения осуществлялось через такие формы, как лекции, беседы, доклады, практическая помощь, агитсансуды, коллективные мероприятия, обучающие занятия с привлечением молодежи к практике.
Большой вклад в культурную, образовательную жизнь, просвещение хакасского народа внесли авторитетные деятели, руководители местных
органов власти, также учителя-просветители: Г. И. Итыгин, Я. М. Арыш-таев, Я. А. Балакчин, И. К. Интутов, М. Г. Торосов, С. Е. Инкижеков,
В. И. Колпаков; И. И. Кузугашев, М. И. Ултургашева, Ф. В. Коноплев,
A. Н. Потемкина, А. Н. Трандина, Е. Н. Шадрина, 3. И. Окунева, П. И. Штыгашев и другие (1; 5; 7). Просветительная, педагогическая деятельность и созидательная работа каждого из них заслуживает специального монографического изучения. Следует отметить огромное значение для становления национальной интеллигенции присланных специалистов из центра, других соседних краев: Томска, Новосибирска, Красноярска и т. д. Восстановление всей жизни в 1921-1925 гг. и одновременно поворот в сторону европейской культуры и цивилизации проходило с большим напряжением сил и энергии.
Таким образом, можно заключить, что в целом прогрессивная роль первых культурно-образовательных учреждений в становлении и развитии системы народного образования, просвещения и культуры очевидна. Огромное историческое значение имело создание национальной письменности хакасов. В 300-летний юбилейный год присоединения Хакасии к Российскому государству возрастает значимость исторических поворотных событий для формирования исторической памяти подрастающих поколений.
Библиографический список
1. Асочаков, В. А. Культурное строительство в Хакасии (1917-1937) /
B. А. Асочаков. - Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1983. - 180с.
2. Боженко, Л. И. Культурно-просветительная работа в Сибири (1921-1925 гг.) /Л. И. Боженко - Томск: Издательство Томского университета, 1967.-203 с.
3. Жолудев, Д. А., Хрястолова, Н. Г. Народное образование в Енисейской губернии и Красноярском крае до Великой отечественной войны (1917-1940) / Д. А. Жолудев, Н. Г. Хрястолова //Народное образование в Красноярском крае за годы Советской власти. - Красноярск, 1970. - 197с.
4. Ленин, В. И. О воспитании и образовании /Сост. В. П. Груздев; Общая ред. и вступ.ст. В. И. Додонович. - М.: Просвещение, 1987. - 495с.
5. Мохов, А. Н. Развитие народного образования в Хакасии /А. Н. Мохов // Ученые записки (Абаканский ГПИ). - Вып.2. - 1956. — С.101—118.
6. Патачаков, К. М. Первые школы Хакасии /К. М. Патачаков //Ученые записки ХАКНИИЯЛИ. Вып. 13. Серия историческая. №1. - 1969. - С. 168-177.
7. Хакасия в XX веке: хозяйственное и социальное развитие. Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. Ред. коллегия: Ка-рачаков Д. М., Сунчугашев Я. И., Шекшеев А. П. - Абакан, 1995. - 223 с.
8. Фонд 105. «Правление Минусинского учительского союза за 1917-1919 гг.».
С. В. Бунин
Опись 1.Д.5.Л.38. «Протоколы заседаний 2 уездного учительского съезда и заседаний правления учительского союза» (февраль, апрель, май, июль 1918 г.).
9. ФЛ05.Д.10ЛЛ.350-351. «Условия соглашения делегатов 3-го Минусинского Учительского съезда с отделом по Народному образованию при Минусинском Совдепе».
УДК 79.00:357,24
С. В. Бунин
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИДЕЙ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА (отечественный и зарубежный опыт)
То, что существует в каком-то количестве и, следовательно, может быть измерено
Э. Торндайк
О профессиональном отборе в общем и психодиагностике в частности молено сказать, что это одновременно и очень древняя и, вместе с тем, очень молодая наука. Одно из самых первых упоминаний об отборе людей на основе испытания мы находим в Библии, где говорится о том, что Бог повелел Гедеону осуществить двухступенчатый отбор воинов в войне Израиля против медиатян.
Ряд психодиагностических наблюдений содержится в народных пословицах и сказках. Если посмотреть на поговорки, например: «Глаза -зеркало души», «У кого что болит, тот о том и говорит» и другие, то видно, что и здесь народ обобщал свой опыт применительно к показателям различных особенностей личности.
Необходимо отметить также некоторые психодиагностические наблюдения в истории философской мысли. Наряду с Аристотелем можно назвать Гиппократа, Демокрита, Галена, которые также оставили целый ряд ценных психодиагностических показателей различных особенностей личности.
В области характерологической диагностики до сих пор интересным является сочинение Теофраста «Описания характеров».