Научная статья на тему 'Организационно-правовое обеспечение становления Сибирского учительства в реконструктивный период 1917–1930-х гг'

Организационно-правовое обеспечение становления Сибирского учительства в реконструктивный период 1917–1930-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРСКОЕ УЧИТЕЛЬСТВО / НАРКОМПРОС / СИБОНО / СИБИРСКИЙ РЕГИОН / ДЕКРЕТ / ВСЕОБУЧ / "КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" / "CULTURAL REVOLUTION" / PEOPLE''S COMMISSARIAT FOR EDUCATION / SIBERIAN BRANCH OF PEOPLE''S EDUCATION / SIBERIAN REGION / DECREE / SIBERIAN TEACHERS / UNIVERSAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ценюга Сергей Николаевич

В статье обобщены и описаны позитивные и негативные стороны организационно-правового обеспечения процесса становления корпуса советского учительства Сибирского региона в совокупности и взаимовлиянии общероссийских и местных факторов и социокультурных условий означенного периода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL MAINTENANCE OF FORMATION OF SIBERIAN TEACHERS DURING RECONSTRUCTION PERIOD IN 1917–1930-IES

The article summarizes and describes the positive and negative aspects of the organizational and legal maintenance of the formation of Soviet Siberian teachers, in the aggregate and in the mutual influence of all-Russian and local factors and socio-cultural conditions of the denoted period

Текст научной работы на тему «Организационно-правовое обеспечение становления Сибирского учительства в реконструктивный период 1917–1930-х гг»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ СИБИРСКОГО УЧИТЕЛЬСТВА В РЕКОНСТРУКТИВНЫЙ ПЕРИОД 1917-1930-х пл.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL MAINTENANCE OF FORMATION OF SIBERIAN TEACHERS DURING RECONSTRUCTION PERIOD IN 1917-1930-1 ES.

С.Н. Ценюга

S.N. Tsenyuga

Сибирское учительство, Наркомпрос, СибОНО, Сибирский регион, декрет, всеобуч, «культурнаяреволюция».

В статье обобщены и описаны позитивные и негативные стороны организационно-правового обеспечения процесса становления корпуса советского учительства Сибирского региона в совокупности и взаимовлиянии общероссийских и местных факторов и социокультурных условий означенного периода.

Обеспечение учителями современной системы народного образования Сибирского региона в условиях ее перманентного реформирования актуализирует необходимость изучения, обобщения и систематизации позитивных и негативных сторон опыта разрешения подобных задач в историческом прошлом. В разные годы изучение данной проблемы вызывало исследовательский интерес, но количество трудов было незначительно, и они охватывают не все значимые аспекты. Среди них фактически отсутствовали труды, специально и комплексно обобщающие целостные характеристики этого процесса в совокупности его фундаментальных, прикладных и организационных составляющих, обусловленных влиянием внешних и внутренних факторов и социокультурных условий Сибирского региона в исследуемый период.

В Сибири острее, чем в целом по стране, ощущался недостаток, а зачастую и отсутствие необходимого количества школьных учителей, так как развертывание процесса формирования учительского корпуса как неотъемлемой части общероссийского учительского движения с первых лет социалистического строительства было сопряже-

Siberian teachers, People's commissariat for education, Siberian branch of People's education, Siberian region, Decree, universal education, "cultural revolution". The article summarizes and describes the positive and negative aspects of the organizational and legal maintenance of the formation of Soviet Siberian teachers, in the aggregate and in the mutual influence of all-Russian and local factors and socio-cultural conditions of the denoted period.

но с большими трудностями. В их числе: особенность экономического развития региона; огромные территории с обширными и слабозаселенными пространствами; сложный рельеф местности; суровый климат; большие расстояния между населенными пунктами; неразвитость путей сообщения и транспорта; недостаток материальных средств при обилии ресурсов края и т. д. К тому же в условиях культурной провинции уездное учительство было не только непосредственным носителем общей культуры и знаний, но и активным их проводником в малоокультуренные и необразованные народные массы и часто представляло собой главную, а иногда и единственную культурную силу деревни.

Поэтому подготовку высококвалифицированных специалистов для различных областей социалистического народного хозяйства партийно-государственное руководство страны связывало с целями укрепления режима собственной власти и перспективами построения социалистического общества, а промедление в этом вопросе как неизбежное поражение.

Уже в ноябре 1917 г. (на 3-й день после Октябрьского переворота) Декретом Совета на-

родных комиссаров был распущен Государственный комитет по народному образованию, созданный Временным правительством, а также ликвидировано старое Министерство народного просвещения и его органы на местах. Взамен учреждена Государственная комиссия по просвещению в составе 15 отделов, среди которых «Отдел по введению всеобщей грамотности» и «Отдел по подготовке и переподготовке преподавательского персонала». Декретом Совнаркома от 30 мая 1918 г. «Об объединении учебных и образовательных учреждений в ведомстве народного комиссариата по просвещению» педагогические учебные заведения всех уровней получили единое руководство в лице Наркомпроса. При местных Советах создавались Отделы народного образования (ГАКК. Ф. р-93. Оп 1. Д. 163. Л. 69).

С конца 1918 г. началась реорганизация системы народного образования: ликвидировались гимназии, реальные училища, церковноприходские, земские и др, школы. Вместо них создавалась единая трудовая школа из двух ступеней: 1 ступень - I—IV классы, 2 ступень - V—IX классы. Упразднялись дореволюционные должности различных смотрителей и блюстителей «порядка», законоучителей всех вероисповеданий; ликвидированы старые ранги, степени и знаки отличия; принято постановление «О выборности всех педагогических и административно-педагогических должностей (ГАКК. Ф. 5. Оп. 1. Д. 65. Л. 11). Пста-новлением Совнаркома «О преимущественном приеме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства» (от 2 августа 1918 г.) закладывались основы подготовки новых учительских кадров из рабочих и крестьян. Декретом ВЦИК от 16 октября 1918 г. было выработано «Положение о единой трудовой школе» и одновременно с ним опубликована «Декларация о единой трудовой школе», где была изложена широкая программа планомерной и целеустремленной работы с учительством. Партийно-государственное руководство изначально утвердилось в качестве решающего её принципа. Пропаганда этого принципа велась постоянно и неустанно (ГАКК. Ф. р-93. Оп. 2. Д. 80. Л. 1, 2).

Такое понимание демократизма встретило сопротивление в среде школьных работников,

считавших большевистский подход несовместимым с принципами демократического самоуправления. Первое время они активно саботировали мероприятия новой власти. Кое-где (в Омске, Минусинске, Барнауле, Ачинске) дело дошло до учительских забастовок. Советская власть проводила упреждающие меры: учителя-саботажники увольнялись и заменялись просоветски настроенными кадрами (ГАКК. Ф. р-93. Оп.2. Д. 111. Л. 8).

Недовольство части учительства усилилось в связи с началом борьбы с массовой неграмотностью и малограмотностью трудящихся, так как декрет Совнаркома от 26 декабря 1919 г. «О ликвидации безграмотности среди населения РСКР» обязал все население в возрасте от 8 до 50 лет овладеть грамотой на родном и русском языке, а органы Наркомпроса получили право привлекать в порядке трудовой повинности к обучению неграмотных все грамотное население. Совнарком призвал партийные, профсоюзные и комсомольские организации принять активное участие в благородном деле просвещения народных масс, однако часть дореволюционной интеллигенции проявила неудовольствие по поводу их принудительного и часто безвозмездного обременения [Мезит, Ценюга, 2013, с. 377]. Таким образом, особенностью культурного процесса в Сибири первых лет Советской власти стало неприятие значительной частью дореволюционной интеллигенции Октябрьской революции. Борьба за новую, советскую школу являлась одновременно и борьбой за новое, советское учительство.

В связи с начавшейся гражданской войной Сибирь объективно оказалась в стороне от процесса школьного строительства, разворачивавшегося в губерниях Центральной России, однако уже с восстановлением Советской власти Сибревком и СибОНО включились в него. Их руководство считало одной из первоочередных и неотложных задач в деле строительства новой, советской, школы необходимость любыми средствами удовлетворить потребности Сибирского края в учителях, представляющих интересы власти.

Для решения этой сложной задачи уже 6 января 1920 г., когда в окрестностях г. Красноярска еще шли бои, на основании постановления Енисейского губревкома был организован Енисейский губернский отдел народного образования

(Енгубоно),а чуть позже подчиненные ему Красноярский, Ачинский, Канский, Енисейский и Минусинский уездные отделы народного образования, а также Туруханский краевой отдел народного образования и вся сеть культурно-просветительных учреждений губернии. В январе 1920 г. при заведующем Енгубоно была создана коллегия, которая являлась совещательным органом, а в апреле 1920 г. организован Совет по народному образованию. Он являлся контрольно-совещательным органом, и в его состав входили представители общественных организаций и учителя. С июля 1920 г. Енисейский губернский отдел народного образования вошел в состав Енисейского губернского исполнительного комитета совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов на правах отдела. Отдел руководил народным образованием и культурно-просветительной работой в Енисейской губернии. Однако уже в сентябре 1925 г. (приказ № 39 Енисейского губисполкома от 29 сентября 1925 г.) он был ликвидирован в связи с изменением административно-территориального деления (ГАКК. Ф. р-137. Оп. 1. Д. 12. Л. 16, 18).

В эти годы революционно настроенные учителя, принимавшие активное участие в борьбе с белогвардейцами и интервентами в рядах Красной армии, Красной гвардии и партизанских отрядах, вернувшись с фронтов, стали руководителями партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций. Начали вести работу первые ячейки учителей-интернационалистов, созданные в Новониколаевске, Красноярске, Иркутске и некоторых других городах. Объем работы, которую предстояло проделать органам СибОНО, был огромен, особенно в отношении ликвидации неграмотности населения [Бибикова, 2013, с. 28-34]. По этому показателю Сибирь отставала от центральных районов страны почти на четверть века. Причем если Сибирь в целом можно было назвать гигантским полем, нуждавшимся в культурной обработке, то сибирскую деревню - настоящей целиной. Три четверти ее мужского и девять десятых женского населения не знали элементарной грамоты (ГАКК. Ф. р-1386. Оп. 3. Д. 162. Л. 24-29, 35, 49).

Объективные условия социалистического строительства в Сибири, только что освобожденной от белогвардейцев и интервентов, не позво-

лили местным советским органам столь же оперативно и широко, как в центральных районах страны, приступать к работе по ликбезу (так, постановление по этому вопросу Иркутским и Томским губревкомами были приняты спустя несколько месяцев после публикации декрета Совнаркома, а Алтайский, Енисейский и Омский губревко-мы обязывали ОНО организовать ликбез сначала только для городского населения губернских центров).

Практически никакой работы по ликбезу не велось в Иркутской и Семипалатинской губерниях. Как следствие, в 1919/20 уч. г. масштабы лик-безовской деятельности в Сибири были незначительными. В первой половине нового 1920/21 уч. г. никаких сдвигов в работе по ликбезу в Сибири не произошло. В подавляющем большинстве уездов края она не вышла за рамки организационно-подготовительной стадии (ГАКК. Ф. р-1386. Оп. 3. Д. 239. Л. 121).

Тем не менее документы, свидетельствующие о восстановительной работе в народном просвещении, появились еще в ходе борьбы с контрреволюцией. Так, чтобы обеспечить сибирскую школу учительскими кадрами, 22 октября 1919 г. по Западно-Сибирской крестьянской Красной армии был издан приказ № 27 о демобилизации учителей для работы в школах. Вскоре вслед за этим приказом выходят предписания различных районных военно-революционных штабов военным комиссарам и командирам партизанских полков о подготовке школ к началу занятий. Несколь ко позднее, в 1921 г. выйдет общегосударственный документ - постановление СНК о возвращении к работе по своей специальности работников просвещения и социалистической культуры (ГАКК. Ф. р-137. Оп. 1. Д. 12. Л. 18, 24, 42).

В конце 1920 - начале 1921 гг. работа по ликбезу усилилась. Это стало возможным благодаря улучшению военно-политического положения РСФСР, что позволило переключить часть сил и средств с военного фронта на культурный. В Сибири, кроме того, положительно сказалось укрепление советского аппарата и улучшение в настроении учителей. 22 сентября 1920 г. постановлением Сибревкома при Сибоно была создана комиссия, наделенная чрезвычайными полномочиями, - Сибчекаликбез, на которую была возложена

обязанность руководить ликбезом. Вслед за ней чрезвычайные органы по борьбе с неграмотностью (Грамчека) были созданы во всех губернских, многих уездных и отдельных волостных центрах. С октября 1920 г. ликбез стал центральным направлением деятельности внешкольного подотдела Сибоно и созданного позднее на его основе Сибполитпросвета (ЦХИДНИ КК. Ф. 26. Оп. 1. Д. 537. Л. 29-31).

Была достигнута договоренность с Сибирским комитетом по осуществлению трудовой повинности о взятии на учет всех педагогов и лиц, имеющих образование в объеме не ниже двухклассного училища. Всех их намечалось сначала подготовить на специальных курсах, а уже затем использовать в качестве «ликвидаторов» (ЦХИДНИ КК. Ф. 26. Оп. 1. Д. 234. Л.1; Д. 328. Л. 25).

Таким образом, задолго до выхода общегосударственных организационно-правовых документов партийные организации Сибири проявляли заботу о восстановлении народного образования и обеспечении сети школ учительскими кадрами. Однако тем временем происходили и противоположные процессы в образовании, связанные со становлением авторитарного государства (с вве-

дением нэпа в Енисейской губернии одновременно с сокращением финансирования науки и культуры были созданы органы советской политической цензуры). Тем не менее принятые меры положительно сказались на процессе становления и развития корпуса советского учительства Сибирского региона, но недостаток учителей и тяжелые материальные условия существенно затруднили их работу.

Список сокращений

1. ГАКК - Государственный архив Красноярского края.

2. ЦХИДНИКК - Центр хранения и изучения документов новейшей истории Красноярского края.

Библиографический список

1. Бибикова В.В. Учет и оценивание работы учащихся в школах Приенисейского края в 20-е гг. XX вв. // Вестник КГПУ. 2012. № 3.

2. Мезит Л.Э., Ценюга С.Н. На пути к мирной жизни // Красноярск: от прошлого к будущему: очерки истории города. Красноярск: РАСТР, 2013. 640 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.