Научная статья на тему 'Представленность здоровьесберегающих установок в среде единого образовательного пространства коррекционной школы'

Представленность здоровьесберегающих установок в среде единого образовательного пространства коррекционной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ УСТАНОВКИ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION / HEALTH SETTINGS / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцев Владимир Александрович, Брусникина Мария Алексеевна

В настоящей статье отражены материалы работы, посвященной изучению сформированности здоровьесберегающих установок у подростков с умственной отсталостью в сотрудничестве семьи и школы. Особое внимание уделено комплексной работе семьи и школы. Подробно расписаны результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудрявцев Владимир Александрович, Брусникина Мария Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representation of health-saving installations in the environment of a single educational space of a correctional school

This article reflects the materials of the work devoted to the study of the formation of health-saving attitudes in adolescents with mental retardation in collaboration with the family and the school. Particular attention is paid to the integrated work of the family and the school. The results obtained in the course of the experiment are described in detail.

Текст научной работы на тему «Представленность здоровьесберегающих установок в среде единого образовательного пространства коррекционной школы»

Педагогика

УДК: 376.112.4

кандидат психологических наук, доцент Кудрявцев Владимир Александрович

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Брусникина Мария Алексеевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСТАНОВОК В СРЕДЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В настоящей статье отражены материалы работы, посвященной изучению сформированности здоровьесберегающих установок у подростков с умственной отсталостью в сотрудничестве семьи и школы. Особое внимание уделено комплексной работе семьи и школы. Подробно расписаны результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента.

Ключевые слова: подростки с умственной отсталостью, здоровьесберегающие установки, здоровье, здоровый образ жизни.

Annоtation. This article reflects the materials of the work devoted to the study of the formation of health-saving attitudes in adolescents with mental retardation in collaboration with the family and the school. Particular attention is paid to the integrated work of the family and the school. The results obtained in the course of the experiment are described in detail.

Keywords: adolescents with mental retardation, health settings, health, healthy lifestyle.

Введение. «Здоровье-это единственная драгоценность, ради которой действительно не стоит жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ» - М.Монтель [1, с. 7].

Вопросы развития философских, педагогических, медицинских идей о ценности здоровья и путях его сохранения освещались в работах И.И.Брехмана, Ю.П.Лисицина, Н.А.Агаджаняна, А.М.Аносова, Т.Ф.Акбашева, Л.И.Лубышева и др. [3].

Вопросы значимости семейного воспитания, для формирования здоровьсберегающих установок, в психолого-педагогической литературе рассматривали: А.К.Афонина, Е.А.Башмакова, Л.М.Борнякова, Е.С.Гринина, Рудзинская Т.Ф, Козлова Л.В. и др. [3].

В области специальной педагогики исследования по проблеме формирования у детей с ОВЗ ценностного отношения к здоровья представлены работы следующих авторов Н.Ю.Гомзяковой, И.М.Новиковой, И.Ю.Левченко, В.В.Сазоновой и др. [3].

Всемирная Организация Здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия человека, которое формируется в результате комплексного воздействия на человека и человеческие коллективы социально-экономических, природно-экологических, биологических и психоэмоциональных факторов.

В.А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе - плохое состояние здоровья, поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, учителя и врача».

При этом, приоритетной остается роль учителя, формирующего личность. Умение педагога подойти к обучающемуся (воспитаннику), найти пути к продуктивному взаимодействию с ним, внушить ему, что негативизм к собственному здоровью ни что иное, как игра с судьбой, сегодня является одной из важнейших задач педагогической деятельности.

Ребенку недостаточно сообщить какое-либо знание о здоровье и сказать, что делать так правильно, а иначе неправильно, поскольку у ребенка может возникнуть и часто возникает внутренний протест [4].

Для того, чтобы заставить ребенка вести здоровый образ жизни, необходимо создать установку на него.

На этапе обучения в школе у учащихся должны быть заложены основы здоровьесберегающего мышления. Которое предполагает не только прочность усвоения знаний о здоровом образе жизни, но и глубокое осознание его, умение применять на практике, воплощение знаний во взглядах и убеждениях, а также создание новой модели здоровья, которая позволила бы конкретизировать участие школы и семьи в формировании и укреплении здоровья молодого поколения.

В связи с необходимостью создания «модели здоровья», мы решили выявить сформированность здоровьесберегающих установок в среде единого образовательного пространства.

Для получения необходимых данных, нами были составлены анкеты для всех участников эксперимента. А также педагогам и родителям было предложено написать синквейн на заданную тему.

Изложение основного материала статьи. Эксперимент проходил на базе МКОУ «Школа-интернат №10» (коррекционная школа) и МБОУ «Строчковская СОШ» (общеобразовательная школа). В экспериментальном исследовании приняли участие 134 учащихся и их родители с 5-9 класс, а также 24 учителя.

В первом вопросе анкеты, где необходимо было определить предложенной системой оценки вредность заявленных привычек. Мы наблюдаем следующую закономерность. Преимущественное преобладание качественных знаний по проблеме здоровьесбережения наблюдается в 5 «А» ,7 «А» и 8 «Б» классах от 90100% учащихся, также с 5-7 класс 66% учащихся, 8 класс 58% учащихся и 9 класс 72% учащихся, считают заявленные привычки вредными для организма. Провалы в знаниях наблюдаются у учащихся 6 «А» и 9 «А» классов, где от 35-25% учащихся определили верно вредность предложенных привычек.

Преобладание ответов, свидетельствующих о непонимании, что такое здоровье в 7 «Б» классе 20% учащихся, а также в 7 классе 24% учащихся.

Также присутствует большой процент учащихся, поделивших привычки примерно поровну на вредные и не вредные, 6 «А» класс 33% учащихся, 7 «Б» класс 10% учащихся, также учащиеся 5 класса 26% учащихся, 33% учащихся 7 класса и 12 % учащихся 8 класса.

Но при этом, присутствует деление привычек на вредные и те, о вредности которых учащиеся не могут ответить однозначно. 6 «А» класс 33% учащихся, 6 «Б» класс-40% учащихся, 8 «А» класс-12% учащихся, 9 «А» класс 50% учащихся. Также учащиеся 6 класса 16% и 28% учащихся 9 класса.

При определении степени ответственности за свое здоровье, наибольший процент учащихся определил родителей и учителей. Учащиеся с 6 «Б» класса по 9 «А» класс, также считают и себя ответственными за свое здоровье. Общество и врачи выбрали наименьший процент учащихся.

Для определения основных угроз для здоровья ученика, мы составили таблицу, из которой видна закономерность. Угрозу для здоровья во вредных привычках видят 100% во всех классах, кроме 5 «А», где только 66% учащихся согласны с этим и в 9 «А» классе, где 37% учащихся согласны. При этом, 16 % учащихся 6 класса, 25% учащихся 7 класса, 17% учащихся 8 класса и 55% учащихся 5 «А» класса видят угрозу в неправильном питании. 33% учащихся 7 класса, 23% учащихся 8 класса, 11% учащихся 9 класса, 40 % учащихся 6 «Б» и 37% учащихся 9 «А» классов видят опасность в окружающей среде. 41% учащихся 6 класса, 60% учащихся 7 «А», 33% учащихся 8 «Б» и 80% учащихся 9 «А» класса видят опасность в болезни. А также угрозу учащиеся видят в несоблюдении режима дня 26% учащихся 5 класса, 83% учащихся 8 класса. В экологии видят угрозу 38% учащихся 9 класса.

Мы предложили учащимся в свободной форме дать определение понятию здоровье. Для учащихся 5 классов здоровье это ЗОЖ, гигиена, экология и правильно питание. Для учащихся 6 классов здоровье это ЗОЖ и спорт. Для учащихся 7 классов здоровье это ЗОЖ, правильное питание и спорт. Для учащихся 8 классов здоровье- это правильное питание, гигиена, спорт, соблюдение режима дня. Для учащихся 8 «Б» класса здоровье это ЗОЖ. Для учащихся 9 классов здоровье это ЗОЖ, правильное питание и спорт, режим дня, гигиена.

Чтобы сохранить свое здоровье учащиеся предпринимают разные меры. Занимаются спортом 66% учащихся 5 класса, 22% учащихся 5 «А», 41% учащихся 6 класса, 66% учащихся 6 «А», 80% учащихся 6 «Б», 100% учащихся 7 класса, 70% учащихся 7 «Б», 77% учащихся 7 класса, 50 % учащихся 8 «А» и8 «Б», 50 % учащихся 9 класса, 63% учащихся 9 «А» класса. Соблюдают ЗОЖ 33% учащихся 5 класса, 22% учащихся 5 «А», 66% учащихся 6 класса, 83% учащихся 7 класса, 80% учащихся 7 «А», 20% учащихся 7 «Б», 47% учащихся 8 класса, 37% учащихся 8 «А», 66% учащихся 8 «Б», 83% учащихся 9 класса, 25% учащихся 9 «А» класса. Правила личной гигиены соблюдают 20% учащихся 5 класса, 37% учащихся 8 «А» и 16% учащихся 8 «Б» класса, по 5% учащихся 7-9 класс. Правильно питаются 25% учащихся 6 класса, 10% учащихся 7 «Б» , 41% учащихся 8 класса, 37% учащихся 8 «А» класса, 27% учащихся 9 класса. Режим дня соблюдают 40% учащихся 7 «А» и 25% учащихся 8 «А» класса.

Головные боли отсутствуют у 59% учащихся 7 класса. Систематические головные боли присутствуют у 73% учащихся 5 класса, 66% учащихся 6 класса 10% учащихся 6 «А», 6 «Б» и 7 «А» классов, 53% учащихся 8 класса и 72% учащихся 9 класса. Постоянные головные боли наблюдаются 10-25% учащихся 5, 7,8 классов, у 50% учащихся 7 «Б», 8 «Б» и 9 «А» классов, а также у 60-70% учащихся класса в 6 «А» и 7 «Б».

Тревожный сон беспокоит 40% учащихся 6 «Б» и 7 «А» классов, 10-25 % учащихся 6, 8,9 классов.

Утомление весь день чувствую преимущественно учащиеся 5 класса 20%, 25% учащиеся 6 класса, в 6 «А» классе 66% учащихся и 100% учащихся 6 «Б» класса, 23% учащихся 8 класса. Сложная работа вызывает утомление у 73% учащихся 5 класса, 50% учащихся 6 класса, 83% учащихся 7 класса, 60% учащихся 7 «А», 62% учащихся 8 «А» и 9 «А», 83% учащихся 8 «Б» класса, 64% учащихся 8 класса, 94% учащихся 9 класса.

На уроке всегда спокойны преимущественное большинство учащихся. Но иногда раздражаются 66% учащихся 5 класса, 50% учащихся 6 класса, 60% учащихся 6 «Б»,58% учащихся 7 класса, 82% учащихся 8 класса, 50% учащихся 9 класса и 66% учащихся 8 «Б» класса.

Отвечая на уроках всегда уверены 26% учащихся 5 класса, 16% учащихся 6 класса, 66% учащихся 6 «А», 33% учащихся 7 класса, 60% учащихся 7 «Б» класса, всего 5 % учащихся 8 класса и 16% учащихся 9 класса. Иногда теряются 55% учащихся 5 классов, 100% учащихся 6 «Б», 70% учащихся 7 «А» и 62% учащихся 8 «А» и 82% учащихся 8 класса, 77% учащихся 9 класса.

Проанализировав результаты контрольных заданий родителей, мы получили следующие результаты:

Родителей обеих школ можно разделить на группы:

1 группа родителей интересуется жизнь своих детей, их интересами, привычками и стараются проводить время с ребенком каждый день, прививают ему любовь к ЗОЖ.

2 группа родителей старается проводить время со своим ребенком, но это не всегда получается. Так же они знаю привычки и интересы своих детей, но не все они разделяют.

3 группа родителей мало проводят времени со своим ребенком. В связи с этим, не знают, чем интересуется их ребенок и какие у него привычки. А также знает ли он вообще, что такое ЗОЖ.

4 группа родителей не хочет знать, чем интересуется их ребенок, как он проводит свое свободное время, и как он заботится о своем здоровье.

Показателями здоровья детей для родителей являются: двигательную активность, питание, настроение, гигиена.

Для воспитания у ребенка понятия и ценности здорового образа жизни родители применяют метод формирования сознания личности и метод положительного примера.

Ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка, родители преимущественно берут на себя, но несмотря на это, ответственности с детей не снимают. Учителя, по мнению родителей, также должны прикладывать немало усилий для сохранения здоровья учеников.

МКОУ «Школа-интернат №10». Преимущественным риском для здоровья своих детей родители считают вредные привычки. Чуть менее значимыми: окружающую среду, физические нагрузки, гигиену.

МБОУ «Строчковская СОШ». Преимущественным риском для здоровья своих детей родители считают окружающую среду. Чуть менее значимыми: режим дня, инфекции, вредные привычки, погода. И наименее значимыми физические нагрузки.

Семьи досуг проводят на прогулках, за беседами, за занятиями спортом, совместные игры, походы в музеи и кино. Реже за просмотром фильмов, чтением книг, занятиями в саду. Редкие семьи проводят свой досуг за учением уроков с ребенком, играми в настольные игры.

Анализ синквейнов дал нам следующие результаты:

Родители видят своего ребенка, ведущего здоровый образ жизни: здоровым, сильным, спортивным, крепким, выносливым, организованным, собранным, известным, красивым, стройным, полноценным. Но при этом для них здоровый образ жизни должен быть: развлекательным, безопасным, постоянным, необходимым.

Все родители считают, что их дети должны выполнять следующие действия: гулять, бегать, прыгать, веселиться, заниматься, рыбачить, не употреблять, укреплять, закалять, заниматься спортом, двигаться, соблюдать, питаться, качаться.

Но при этом за ними кто-то должен: следить, увлечь, обучить, научить, сочувствовать, анализировать, контролировать, понимать.

Словосочетание «здоровый образ жизни» для родителей отражается в следующих фразах: «В здоровом теле- здоровый дух», «Чистота-залог здоровья», «Здоровье не купишь», «Здоровым будешь- всего добудешь», «Пустой колос голову кверху носит», «Здоровье без силы невозможно», «Только здоровому все здорово», «Образ жизни человека, направленный на сохранение», «Она радуется этой жизни», «Сделай дело-гуляй смело».

Ассоциация к словосочетанию «здоровый образ жизни»: здоровье, спорт, человек, организм, образ жизни, питание, бег, долголетие, жизнь.

Проанализировав результаты контрольных заданий педагогов, мы получили следующие результаты.

Чаще всего в процессе воспитания педагоги используют в своей работе следующие методы, формы и приёмы: метод беседы и личный пример, инструктажи, тематические родительские собрания, наблюдения, презентации. И очень редко: выставки, метод формирования сознания личности, упражнения, вовлечение в творческую/спортивную деятельность, мастер- класс, рассуждения, убеждения, тренинг, одобрение, открытые мероприятия, индивидуальные консультации, метод воспитательных ситуаций, поисковый метод, исследовательский метод, обращение к различным видам искусства.

Для изучения образа жизни семьи, педагоги чаще всего используют методы: наблюдение и анкетирование, реже анализ детских рисунков и индивидуальные беседы.

Для повышения знаний родителей о здоровом образе жизни в школе применяются: тематические родительские собрания, беседы, индивидуальные консультации, лекции.

Организуют совместный досуг педагоги в своих классах преимущественно раз в год и чаще всего это приурочено к празднику 23 февраля, либо же это веселые старты, которые чаще проводятся зимой.

Ответственными за здоровье ученика практически все учителя отметили, что являются родители, учителя и он сам. И в меньшей степени общество и врачи.

Среди рисков для здоровья ученика педагоги видят ряд факторов: на первом месте питание, плохой сон, гигиены, плохая компания, ПДД, окружение, аморальный образ жизни семьи, низком контроле со стороны родителей. На втором месте находятся вредные привычки. Третьим значимым пунктом учителя выделяют болезни. Четвертый пункт — это режим дня. Пятый пункт, школа. И последний пункт поведение.

Анализ синквейнов педагогов дал нам следующие результаты:

Здоровьесберегающие установки для педагогов: сохраняющие, полезные, сберегающие, необходимые, важные. Здоровьесберегающие установки помогают педагогам: беречь, охранять, спасать, сохранять, слушать, научиться, питаться, закаляться, сохраняют, укрепляют.

А тот, кто овладел ими: здоровый, умный, закаленный, послушный. И именно поэтому ты: оздоравливайся, закаляйся, занимайся, высыпайся, питайся.

Фразы, которые могут заменить словосочетание «Здоровьесберегающие установки»: «свежий воздух и воды- наши лучшие друзья», «Закаляйся-если хочешь быть здоров», «Жизнь прекрасна, береги ее», «Береги здоровье смолоду», «В здоровом теле- здоровый дух», «Чтобы тело и душа были молоды. Ты не бойся ни жары, ни холода».

Синонимы к словосочетанию «Здоровьесберегающие установки»: здоровье, послушание.

Проведя данный эксперимент, мы выяснили, что не все обучающиеся достаточно прочно усвоили, что такое здоровый образ жизни, какие привычки вредные, а какие полезные, а также не до конца понимают, что нужно делать чтобы быть здоровым. Не все родители знают о том, что такое подростковый возраст и какие особенности развития у детей в этом возрасте. Также не понимают, как их правильно сказанные слова, могут повлиять на поведение ребенка. А самое главное они сами для себя не определили, что для них «здоровый образ жизни». Сложившаяся в школах практика по формированию здоровьесберегающих установок у подростков с умственной отсталостью сводит эту работу в школе к лекциям, основным содержанием которых являются сведения о клинике, диагностике и лечении заболеваний. Отсюда и идет отсутствие у подростков озабоченности состоянием собственного здоровья. Ведь именно от степени заинтересованности подростков о собственном здоровье напрямую зависит успех работы по формированию здорового образа жизни.

Отсюда мы видим цель: разработать и апробировать программу по формированию здоровьсберегающих установок у подростков с умственной отсталостью, в сотрудничестве семьи и школы.

Для того чтобы сформировать здоровьесберегающие установки у подростков с умственной отсталостью, мы разработали программу направленную на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми асоциального поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия.

Весь эксперимент можно разделить на несколько этапов:

На 1 этапе Привлечение педагогов к созданию единого воспитательного пространства, с целью проведения профилактической и коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми подростками по формированию здоровьесберегающих установок.

На 2 этапе Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.

На 3 этапе Проведение цикла внеурочных мероприятий с умственно отсталыми подростками, с целью формирования здоровьесберегающих установок.

Формирующий эксперимент проводился в течении третьей и четвертой четвертей 2018-2019 учебного года.

Программа рассчитана для подростков с умственной отсталостью 10-16 лет.

План мероприятий по реализации программы для педагогов:

1. Лекция «Психологические особенности развития личности подростка с умственной отсталостью».

2. Лекция: «Профилактика нехимических зависимостей детей и подростков с умственной отсталостью».

3. Круглый стол «Использование здоровьесберегающих установок в работе педагога».

4. Тренинг «Стресс и способы управления эмоциональным состоянием».

5. Тренинг «Здоровый педагог-это..».

6. Семинар «Здоровьесбережение детей на уроке, как педагогическая проблема.

Программа мероприятий по реализации программы для родителей:

1. Лекторий на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Разрешение конфликтов с подростками».

2. Трениниг «Родительские установки».

3. Семинар «Здоровье наших детей- в наших руках».

4. Беседа «Влияние компьютера на здоровье детей».

План мероприятий по реализации программы для учащихся:

1. Классный час «Что такое ЗОЖ?».

2. Тематическая неделя «Здоровье- это здорово».

3. Работа старшеклассников: контроль за санитарным состояние кабинетов; проверка сменной обуви; контроль за чистотой рук в столовой.

4. КТД, посвященное Всемирному дню борьбы со СПИДом: Просмотр фильмов по теме. Открытое мероприятие «Я люблю тебя, жизнь..» Общешкольный конкурс плакатов «СПИДУ скажем: «Нет!».

5. Оформление уголка по профилактике здорового образа жизни: По профилактике употребления психоактивных веществ. «В здоровом теле - здоровый дух». «Хочешь быть здоровым - будь им». Про вред компьютера. Про правильное питание.

6. Беседа «Правила личной гигиены».

7. Проведение КТД (коллективно творческого дела) «2 июня-Всемирный день борьбы с расстройством пищевого поведения». Открытое мероприятие. Общешкольный конкурс плакатов «Мы то что мы едим».

8. Занятие: Компьютер- враг или друг.

9. «Всемирный день здоровья».

Выводы. Мы считаем, что проведение данных мероприятий поможет обобщить знания педагогов по предложенным темам. Расширит знания и даст понимание о подростковом возрасте, его особенностях и возможностях. Учащимся поможет стать самостоятельнее и даст возможность сформировать у них собственные здоровьесберегающие установки.

Литература:

1. Бондяева Е. В. Актуальность современных технологий здоровьесбережения в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 7-9.

2. Джахбарова, З. М. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения учащихся / З. М. Джахбарова, Г. Г. Недюрмагомедов, Д. Г. Джаруллаев // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 9: Специальный выпуск. - С. 104-107.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Иванова И.В. Факторы, определяющие и формирующие здоровье подростков-школьников: пути оценки и механизмы управления ими в современных социально-экономических условиях: диссертация ... доктора медицинских наук: 14.01.08 / Иванова Инна Викторовна; [Место защиты: ФГУ "Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии"]. - Москва, 2010. - 311 с.: 21 ил.

4. Морозов, В. О. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы (теоретико-практические аспекты): монография / В. О. Морозов; М-во образования и науки Рос. Федерации, Орс. гуманитар.-технол. ин-т (фил.) Федер. гос. бюджет. образоват. учреждения высш. проф. образования "Оренбург. гос. ун-т". - Орск: ОГТИ, 2014.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Лахмоткина Валентина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); кандидат педагогических наук, доцент Ястребова Лариса Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ПРОФИЛАКТИКА И УСТРАНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА У ЛИЦ

РЕЧЕВЫХ ПРОФЕССИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы наиболее частых причин нарушений голосовой функции у лиц речевых профессий - педагогов. Раскрываются актуальные теоретические и прикладные аспекты способов постановки голоса и приемов коррекционной работы над совершенствованием голоса. Представлены рекомендации по предупреждению профессиональных расстройств голоса.

Ключевые слова: речевой голос, профессиональные заболевания и нарушения голоса, постановка голоса, дыхание, осанка, навыки голосоведения, технологии формирования правильной голосоподачи, фонопедические упражнения, гигиена голоса, предупреждение и профилактика голосовых расстройств.

Annotation. The article deals with the most frequent causes of violations of the voice function in persons of speech professions - teachers. Disclosed are topical theoretical and applied aspects of the methods of voice formulation and methods of remedial work on voice improvement. Recommendations for the prevention of professional voice disorders are presented.

Keywords: speech voice, occupational diseases and voice disorders, voice staging, breathing, posture, voice skills, techniques for the formation of correct voice, phonopedic exercises, voice hygiene, prevention and prevention of voice disorders.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.