Научная статья на тему 'Использование здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната'

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
671
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парамзина Е.Д.

В статье рассматривается решение проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе воспитания посредством реализации педагогических здоровьесберегающих технологий в условиях школы-интерната.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»

УДК 376.42

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

© 2019 Е. Д. Парамзина

воспитатель e-mail: el.paramzina2018@yandex.ru

Россия, Курск, ОКОУ «Новопоселеновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

В статье рассматривается решение проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе воспитания посредством реализации педагогических здоровьесберегающих технологий в условиях школы-интерната.

Ключевые слова: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), педагогические здоровьесберегающие технологии, процесс воспитания, школа-интернат

Проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся является актуальной для нашего времени, так как число здоровых выпускников в учебных заведениях всех уровней уменьшается с каждым годом. Наблюдается ухудшение физического, психического, нравственного здоровья обучающихся [Сомов 2007].

Сегодня перед педагогами поставлена задача - воспитание здорового поколения на основе применения здоровьесберегающих технологий в процессе образования.

Данный процесс затронул и образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Это нашло свое отражение во ФГОСе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г., который представляет собой совокупность обязательных требований к содержанию образования.

Исследованиями в области здоровьесбережения занимались и занимаются многие известные отечественные ученые, педагоги-новаторы такие как Н.А. Амосов, П.В. Барышев, А.А. Баранов, В.Ф. Базарный, В.Ф. Гуров, М.М. Давыдов,

B.И. Дубровский, С.С. Коровин, В.А. Кучма, Ю.П. Лисицын, В.А. Пономарчук,

C.В. Попов, Г.М. Соловьев, Л.П. Уфимцева, К.Д. Ушинский.

Методологической основой процесса здоровьесбережения в образовательных организациях явилась идея И.И. Брехмана о здоровье как основополагающем компоненте человеческой личности, педагогические подходы в формировании здоровья и здорового образа жизни Л.Г. Апанасенко, М.Я. Виленского, И.Г. Бердникова, Г.М. Соловьева; разнообразные подходы к исследованию здоровья и полноценного развития человека Н.Е. Водопьянова, П.К. Смирнова, Б.С. Братусь.

Раскрыть личность ребенка, его таланты, способность к самообучению и коллективной работе, сформировать ответственность за свои поступки, создать дружелюбную среду, подготовить к социализации и социальной адаптации возможно при учете особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей,

Раздел 1. ПАРТНЕРСТВО УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

обеспечивая коррекцию нарушений развития и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.

В практической работе воспитатели используют здоровьесберегающие технологии обучения здоровому образу жизни; технологии сохранения и стимулирования здоровья; коррекционные технологии.

В основе учебно-воспитательных здоровьесберегающих технологий лежат программы: общешкольная воспитательная программа; программа О.Н. Дьяченко «Социальная адаптация воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данные программы позволяют сформировать представления об основных компонентах культуры здоровья, а также навыки правильного поведения в различных жизненных ситуациях; создать мотивацию воспитанников к ведению здорового образа жизни; сформировать представления о правильной организации режима дня; развить готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе привитых навыков личной гигиены; сформировать негативное отношение к вредным привычкам и неправильному образу жизни; научить общепринятому межличностному общению.

Формы работы, применяемые в процессе воспитания обучающихся:

- беседы («Пьянство, наркомания, табакокурение»; «Подготовка детей к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе в местах массового пребывания людей»; «Азбука юного пешехода»; «Безопасная дорога»; «Правила пожарной безопасности при проведении Новогодних и Рождественских мероприятий»; «Свобода половых отношений»; «О девичьей чести»);

- соревнования (бег на 60 метров; кросс «Планета спорта»; первенство школы по настольному теннису;

- тематические прогулки в природу («Золотая осень», «Изменения в жизни людей»);

- ежедневное повторение правил поведения;

- практические занятия и дела («Покормите птиц»; уход за комнатными растениями; поддержание и создание уюта в школе, спальных и игровых комнатах; соблюдение гигиенических требований в соответствии с регламентацией СанПиН);

- трудовой десант («Самый чистый школьный двор»);

- операция («Посади растение»).

Работа по программам направлена на психологическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни на основе получения знаний о здоровом и безопасном образе жизни.

Строгое соблюдение режимных моментов - основа укрепления здоровья воспитанников: утренняя зарядка; утренний и вечерний туалет; прогулки с подвижными играми; спортивные часы. Все формы работы направлены на выравнивание, сохранение и стимулирование здоровья детей.

Зная возрастные особенности детского организма, потребности в двигательной активности, учитывая диагноз обучающихся, мы контролируем на самоподготовке обстановку и гигиенические условия в классе; следим за позами обучающихся; проводим физкультминутки, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, релаксацию. Для этого используем спокойную классическую музыку или звуки природы.

Очень важен эмоциональный фон занятия. Для создания положительного психологического климата мы используем улыбку в качестве эмоциональной разрядки, похвалу за хорошую работу для закрепление правильного поведения обучающихся.

Для коррекции поведенческих отклонений используется игра, которая направлена на создание благоприятных условий для психофизического развития

Парамзина Е. Н. Использование здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы - интерната

ребенка, на коррекцию онтогенетических недостатков и на развитие коммуникативных навыков детей. В процессе игры дети учатся соблюдению правил, взаимовыручке, совместному действию. Игра положительно влияет на межличностные отношения в детском коллективе. У ребенка воспитывается активность, самостоятельность, инициативность.

Арт-терапия позволяет развивать воображение, моторику, реализовать творческие способности, облегчить процесс коммуникации, справиться со страхами, тревожностью, приобрести новые, более конструктивные модели поведения.

В своей работе мы применяем изотерапию, сказкотерапию, кинотерапию, музыкотерапию.

Каждая из используемых технологий имеет оздоровительную направленность, а в комплексе здоровьесберегающая деятельность формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

По результатам проведенной воспитательной работы с применением здоровьесберегающих технологий было проведено исследование с применением следующих методов: тестирование для определения уровня знаний ЗОЖ; наблюдение для определения уровня практических навыков личной гигиены и уровня культуры общения и межличностного взаимодействия за первое полугодие 2018/2019 учеб. г.

Уровень знаний ЗОЖ на начало и конец I полугодия 2018/ 2019 учебного года

начало I полугодия конец I полугодия

Рис. 1. Уровень знаний ЗОЖ на начало и конец I полугодия 2018/2019 учеб. г.

Результаты тестирования показали положительную динамику уровня знаний ЗОЖ. На практике это проявилось в правильном поведении при возникновении опасных ситуаций в быту, приводящих к травмам и болезням; в активном приобщении к спорту и негативному отношению к вредным привычкам.

Раздел 1. ПАРТНЕРСТВО УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Уровень практических навыков личной гигиены на начало и конец I полугодия 2018/2019 учебного года

начало I полугодия конец I полугодия

5

0

Рис. 2. Уровень практических навыков личной гигиены на начало и конец I полугодия 2018/2019 учеб. г.

Результаты исследования уровня развития навыков личной гигиены показали положительную динамику развития практических умений следить за чистотой своего тела, приобщения к ЗОЖ. Это проявляется в самостоятельности соблюдения личной гигиены, правильном и мотивированном уходе за своим телом.

Рис. 3. Показатель уровня культуры общения и межличностного взаимодействия на начало и конец I полугодия 2018/2019 учеб. г.

Результаты исследования уровня культуры общения и межличностного взаимодействия показали положительную динамику. На практике это проявляется в уменьшении конфликтности, агрессии и в снижении употребления ненормативной лексики. Взаимоотношения обучающихся стали более дружелюбные.

Таким образом, результат проведенного исследования выявил положительную динамику уровня знаний ЗОЖ, уровня навыков личной гигиены, уровня культуры общения и межличностного взаимодействия, что доказывает эффективность процесса

Парамзина Е. Н. Использование здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями ) в условиях школы - интерната

воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с применением здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве школы-интерната.

Библиографический список

Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика,1983.369 с.

Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье: учеб. пособие 2-е изд., доп., перераб. М.: Физкультура и спорт, 1990. 208 с.

Сомов Д.В. Теория и методология реализации здоровьесбережения в условиях современного вуза: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Ставрополь, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.