Научная статья на тему 'Создание условий для формирования потребности в здоровом образе жизни у подростков с интеллектуальными нарушениями во внеурочной деятельности'

Создание условий для формирования потребности в здоровом образе жизни у подростков с интеллектуальными нарушениями во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПОДРОСТКИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова Е.Н., Быкова Е.О.

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования потребности в здоровом образе жизни у подростков с интеллектуальными нарушениями во внеурочное время. Приведены примеры создания условий для формирования потребности в здоровом образе жизни у подростков с интеллектуальными нарушениями во внеурочное время

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денисова Е.Н., Быкова Е.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание условий для формирования потребности в здоровом образе жизни у подростков с интеллектуальными нарушениями во внеурочной деятельности»

УДК. 376.42

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2019 Е. Н. Денисова1, Е. О. Быкова2

1канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования e-mail: elena. nik. denisova @ yandex. ru 2обучающаяся 1 курса, направление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Олигофренопедагогика

e-mail: leno4kaastahova @ mail. ru

Россия, Курск, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования потребности в здоровом образе жизни у подростков с интеллектуальными нарушениями во внеурочное время. Приведены примеры создания условий для формирования потребности в здоровом образе жизни у подростков с интеллектуальными нарушениями во внеурочное время.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, подростки с интеллектуальными нарушениями, условия для формирования потребности в здоровом образе жизни.

В настоящее время все большую актуальность приобретает потребность человека в здоровом образе жизни. Проблема формирования потребности в здоровом образе жизни у подростков с интеллектуальными нарушениями во внеурочной деятельности становится одним из приоритетных направлений Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что обусловлено ростом числа заболеваний и распространением вредных привычек среди данной категории детей.

Неслучайно во многих документах правительства Российской Федерации, касающихся детей, подростков, молодёжи, их образования, воспитания, защиты, особое внимание уделяется обновлению содержания, отбору эффективных средств и методов организации внеурочной деятельности по формированию потребности в здоровом образе жизни на всех этапах обучения, в том числе и в подростковый период.

Различные аспекты здорового образа жизни у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и его сохранение всегда были в центре внимания педагогов и психологов. Этой проблемой в разные годы занимались многие ученые: Н.Б. Коростелев, Т.М. Лифанова, Е.Г. Мастюкова, Н.К. Смирнов, Л.Г. Московкина и другие.

Имеется значительное число исследований, авторами которых внесен вклад в разработку концепции обучения навыкам заботы о своем здоровье обучающихся общеобразовательных организаций (И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов); применительно к обучающимся образовательной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу (далее АООП) для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), исследованы лишь отдельные аспекты их обучения в данной области (Г.Л. Андросова, Е.Н. Денисова, А.А.Дмитриев, И.Ю. Жуковин и другие).

Ряд исследователей высказывают мнения, что наиболее благоприятным для

Раздел 1. ПАРТНЕРСТВО УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

формирования привычек, потребностей является детский и подростковый возраст (И.Ю. Кулагина, Л.С. Выготский, Э. Эриксон, Л.И. Божович, А.В. Мудрик, Г.А. Цукерман). Однако именно подростковый период обладает огромным потенциалом в развитии всех составляющих здорового образа жизни. В этом возрасте у детей формируются ценностные ориентации, привычки, взгляды, интенсивно развивается эмоциональная, волевая, мотивационная сфера личности.

В этом возрастном периоде есть еще возможность корректного вмешательства в процессы становления ценностей нравственного, психического и физического здоровья со стороны педагога, не только с помощью уроков, но и в процессе организации внеурочной деятельности. Поэтому именно этот возраст является наиболее благоприятным для формирования потребности в здоровом образе жизни у подростков с интеллектуальными нарушениями [Гамаюнова 2005].

На основе АООП в образовательной организации для формирования здорового образа жизни у обучающихся с интеллектуальными нарушениями используется тематика уроков различных учебных предметов: мир природы и человека, биология, физическая культура, основы социальной жизни. На уроках по данным дисциплинам рассматриваются следующие вопросы здорового образа жизни: режим дня школьника, основные правила личной гигиены, элементарные санитарно-гигиенические нормы, представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, особенности состояния своего здоровья, правила первой доврачебной помощи, профилактика различных заболеваний и другие. Однако формирование потребности в здоровом образе жизни у обучающихся с интеллектуальными нарушениями не происходит, так как это связано с отсутствием условий и недостаточной учебно-методической обеспеченностью этого процесса.

Поэтому в решении вопросов формирования потребности в здоровом образе жизни у подростков с интеллектуальными нарушениями большими возможностями обладает внеурочная деятельность, которая направлена на социально-эмоциональное, спортивно-оздоровительное, творческое, нравственное, познавательное, общекультурное развитие личности средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания и может быть реализована через такие направления, как физкультурно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное [Денисова 2017].

В связи с этим образовательная организация, реализующая АООП для детей с умственной отсталостью, должна стать «образовательной организацией здорового образа жизни» обучающихся, где внеурочная деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у подростков с интеллектуальными нарушениями хороших привычек, а затем и потребностей в здоровом образе жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

В областной казенной общеобразовательной организации «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья "Ступени"» г. Курска в рамках внеурочной деятельности активно проводятся физкультурно-спортивные мероприятия, направленные на обеспечение двигательной активности обучающихся и приобщение к занятиям физкультурой и спортом. Для старшеклассников на больших 20-минутных переменах организуются спортивные игры в спортивном зале (волейбол, баскетбол, пионербол), на первои этаже установлен теннисный стол, столы для игр в шашки и шахматы. В 2018 г. на базе ОКОУ «Курская школа "Ступени"» состоялся I этап

Денисова Е. Н., Быкова Е. О. Создание условий для формирования потребности в здоровом образе жизни у подростков с интеллектуальными нарушениями

во внеурочной деятельности

«Спартианских игр» для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках городской воспитательной программы «Забота». Участниками данного мероприятия стали обучающиеся ОКОУ «Курская школа «Ступени»» и ОКОУ «Школа-интернат № 5 г. Курска» в возрасте 13-14 лет. «Спартианские игры» проводились с целью создания условий для взаимодействия детей из социально-благополучных семей и детей с ограниченными возможностями здоровья, приобщения обучающихся специализированных образовательных организаций к здоровому образу жизни, к активным занятиям физическими упражнениями и спортом.

На основе опыта работы в ОКОУ «Курская школа "Ступени"», а также анализа психолого-педагогической литературы можно сказать, что в силу нарушений в эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферах личности подростки с интеллектуальными нарушениями почти не испытывают потребности в ведении здорового образа жизни. Рассматриваемая потребность является высшей, а высшие потребности с большим трудом формируются у подростков с интеллектуальными нарушениями и, даже сформировавшись, являются нестойкими. Эти дети в большинстве своем знают, что входит в понятие здорового образа жизни, имеют представление о действиях по сохранению и укреплению здоровья, но желания регулярно выполнять комплекс мероприятий, входящих в понятие здорового образа жизни, у них, как правило, нет.

Поэтому есть необходимость в создании условий, а именно разработке программы факультативного курса, на основе которой будет формироваться потребность в здоровом образе жизни у подростков с интеллектуальными нарушениями во внеурочное время.

Программа должна предполагать проведение факультативных занятий, которые строятся по тематическому принципу: в каждом месяце рассматривается одна большая тема.

Акцент в этой работе следует делать на создание условий для формирования переноса усвоенного навыка и связанного с ним представления из учебно-воспитательной ситуации в повседневную жизнь, то есть на то, чтобы у подростков была потребность в повседневной жизни вести здоровый образ жизни. Методику работы необходимо строить в направлении личностно ориентированного взаимодействия учителя с детьми. Каждое мероприятие должно содержать познавательный материал, соответствующий возрастным и психофизическим особенностям подростков с интеллектуальными нарушениями, и сочетаться с практическими заданиями.

Важным условием для формирования потребности в здоровом образе жизни у подростков с интеллектуальными нарушениями имеет взаимодействие образовательной организации и семей обучающихся. Возможно организовывать некоторые внеурочные мероприятия, такие как «Мама, папа, я - спортивная семья», «Вместе за здоровый образ жизни», «Всей семьей соблюдаем режим дня» и другие.

В разработанной нами программе теоретические и практические занятия должны будут способствовать формированию полезных привычек, в том числе и привычек к ведению здорового образа жизни, повышать осознанность в отношении своего здоровья, что будет являться обязательным условием повышения качества формирования потребности в здоровом образе жизни у обучающихся с интеллектуальными нарушениями подросткового возраста. Однако в силу

Раздел 1. ПАРТНЕРСТВО УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

особенностей интеллектуального развития подростков далеко не все внеурочные мероприятия достигают планируемых результатов, поэтому программа факультативного курса с рассматриваемой тематикой должна носить не эпизодический, а регулярный, системный характер.

Библиографический список

Гамаюнова А.Н. Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни у учащихся с нарушением интеллекта // Фундаментальные исследования. 2005. № 6. С. 34-38.

Денисова Е.Н. Педагогические условия формирования заинтересованного отношения к собственному здоровью обучающихся с умственной отсталостью // Международный научный журнал «Символ науки». 2017. №5. С. 155-158.

Кучма В.Р., Павлович К.Э. Подросток: Физиолого-гигиенические и психологические основы обучения и воспитания. М.: МИОО, 2004. 280 с.

Лифанова Т.И., Соломина Е.Н. Школы здоровья в России: принципы и организация работы М.: Владос, 2012. 63 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.