МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х
является не столько информационной, сколько формирует необходимые навыки, умения и способы поведения в предложенной ситуации, в нашем случае это проигрывание профессий.
Овладение многими профессиями и их прогресс в будущем связаны не с односторонней ориентацией на один стиль, а на оба, но при сохранении главенствующей роли одного из них. Если человек, сделавший выбор в пользу этих профессий, будет развивать только правополушарный стиль, он мало чего добьется. Поэтому так важно всестороннее развитие левши, и большую роль здесь играет профессиональное воспитание.
IV. Психолого-эмоциональная поддержка и оказание помощи в принятии решения
Психологическая поддержка на каждом возрастном этапе особенно важна для такой группы риска, как левши. Важно не допустить развитие отклонений в психическом и личностном развитии учащихся, что вполне осуществимо, если знать следующие психофизические особенности: плохая зрительно-двигательная координация, речевые нарушения, искажение пространственного восприятия, сложность концентрации и переключения внимания. К эмоционально-психологическим особенностям леворуких детей относят: повышенную эмоциональную чувствительность; ранимость; быструю утомляемость и, как следствие этого, ограниченную работоспособность; высокий уровень креативности; ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству; раздражительность и обидчивость; подверженность различным страхам (боязливость); низкий уровень самоконтроля; пониженный эмоциональный фон (почти всегда плохое настроение); комформность (склонность к пассивному восприятию действительности); сонливость; повышенный уровень тревожности; эстетическую впечатлительность.
Таким образом, под леворукостью мы понимаем наблюдаемое в поведении человека преимущество левой руки в силе, ловкости, скорости реакций. Одной из актуальных проблем является профессиональная ориентация данной категории детей.
Мы разделяем мнение Овсянниковой С.К. о том, что профессиональная ориентация в школе ведется по направлениям: профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональное воспитание и психолого-эмоциональная поддержка и оказание помощи в принятии решения, и выделяем в каждом из направлений специфику работы с леворукими учащимися. Список использованной литературы:
1. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
2. Городничева, А. А. Особенности профориентационной работы с леворукими подростками в школе // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 524-528.
3. Носаков, И.В. О трудностях профориентации личности / И.В. Носаков, Т.В. Носакова // Педагогические науки. - 2016. - №50-1 - elSSN: 2308-3689
4. Овсянникова, С.К. Организация профориентационной работы в школе: методическое пособие / С.К. Овсянникова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. Ун-та, 2013. - 362 с. - ISBN 978-5-00047-075-6
© Городничева А.А., 2017
УДК 376.43
Денисова Елена Николаевна
канд. пед. наук, доцент КГУ, г. Курск, РФ E-mail: elena.nik.denisova @ yandex.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОГО ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Аннотация
Статья посвящена актуальности формирования заинтересованного отношения к собственному
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
здоровью обучающихся с умственной отсталостью и определены педагогические условия успешного формирования представлений о здоровом образе жизни.
Ключевые слова Здоровый образ жизни, ответственное отношение к своему здоровью, условия формирования здорового образа жизни.
Проблема формирования здорового образа учащихся с умственной отсталостью становится одним из приоритетных направлений инклюзивной образовательной системы современной школы, что обусловлено ростом числа заболеваний и распространением вредных привычек среди молодежи. Особую обеспокоенность вызывает состояние здоровья подрастающего поколения, способность детей с умственной отсталостью заботиться о своем здоровье. По данным медицинских работников школ и школ-интернатов для детей с умственной отсталостью города Курска и Курской области 100% обучающихся имеют отклонения в здоровье. Так, самое большое количество приходится на нервно-психические отклонения. Для учащихся характерно нарушения зрения, заболевания органов пищеварения, нарушения осанки, заболевания сердечнососудистой системы и органов дыхания.
Обучить здоровому образу жизни - организовать целенаправленный, систематический процесс для формирования заинтересованного отношения к собственному здоровью. Большая ответственность за достижение этой цели возлагается, главным образом, на школу. Дети с умственной отсталостью в силу особенностей психофизического развития ограничены в самостоятельном приобретении знаний и умений валеологического характера. И наиболее приоритетный канал формирования заинтересованного отношения к собственному здоровью для них - педагогический. Именно в школе под контролем учителей, воспитателей, медицинских работников должен формироваться алгоритм ведения и построения здорового образа жизни, а в домашних условиях эти знания и умения должны закрепляться.
Здоровье школьников и проблемы его сохранения всегда были в центре внимания педагогов и психологов. Этой проблемой в разные годы занимались многие ученые, в частности А.А. Крюкова, Н.Б. Коростелев, С.К. Кусаинова, Т.М. Лифанова, Е.Г. Мастюкова, Н.К. Смирнов, А.Г. Хрипкова и др.
Основным из средств реализации проблемы укрепления здоровья и заинтересованного отношения к собственному здоровью является формирование санитарно-гигиенических навыков у детей с умственной отсталостью. Основу содержания санитарно-гигиенического образования, по мнению А.А. Крюковой, составляют анатомо-физиологические, гигиенические и медицинские понятия, которые позволяют учащимся оценить свой опыт, осознать гигиенические правила, понять, что соответствует, и что не соответствует им в жизни. Одновременно корректируются неправильные представления, усваивается определенная система гигиенических знаний и навыков, создается убеждение в необходимости выполнения последних [1]. Кроме того, особое внимание следует уделять предупреждению вредных привычек путем повышения физиологической и гигиенической грамотности учащихся.
Широкими возможностями формирования представлений о здоровом образе жизни у обучающихся с умственной отсталостью располагает предмет «Естествознание». В 9 классе в курсе «Человек» обучающиеся знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности человеческого организма. Они изучают строение опорно-двигательной системы и гигиенические условия, способствующие ее правильному развитию; особенности деятельности органов кровообращения и влияние физического труда, физических упражнений и спорта на сердечнососудистую систему; функцию органов пищеварения, значение питания, состава пищи, режима питания, причины болезней желудочно-кишечного тракта и их предупреждение; защитно-выделительную функцию кожи, ее роль в теплорегуляции организма, правила ухода за кожей, вопросы гигиены одежды и обуви, меры борьбы с перегреванием и охлаждением; особенности гигиены физического и умственного труда, значение правильного режима труда, отдыха, сна; вопросы гигиены органов зрения и слуха.
Однако начинать работу по формированию представлений о здоровом образе жизни следует еще в 1-4 классах. При изучении курса «Окружающий мир» ученики уже получают первоначальные элементарные сведения о строении человеческого тела, знакомятся с правилами ухода за ним, узнают о составе и свойствах
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
воды и воздуха, значении их для здоровья человека.
Положительный опыт работы школ показывает возможность применения разнообразных методических приемов и средств для формирования заинтересованного отношения к собственному здоровью у обучающихся с умственной отсталостью.
Правила здорового образа жизни, сообщенные как готовые рецепты, которые не опираются на физиологические факты, звучат малоубедительно. Каждое гигиеническое требование следует выводить из данных физиологии. Только в этом случае учащиеся с нарушением интеллекта осознают необходимость его выполнения. Какими бы методическими средствами ни пользовался учитель при изучении гигиены, требования последней всегда следует выводить из того, что учащиеся знают по физиологии [2].
Несомненно, значительное влияние на формирование представлений о здоровом образе жизни должны оказывать родители. Однако известны случаи, когда в семье не прививаются самые элементарные навыки гигиены. Иногда родители, хотя и требуют выполнения определенных правил, но не разъясняют детям всей важности их соблюдения, так дети с умственной отсталостью выполняют гигиенические правила «под давлением» родителей, не понимая, зачем это нужно. Специалисты коррекционных учреждений отмечают, что дети часто приходят в школу неопрятными, не всегда с чистыми волосами и руками, особенно с неаккуратными ногтями. Старшеклассники с умственной отсталостью имеют лишь некоторые представления о правилах здорового образа жизни, но выполняют их не все и не всегда.
В формировании представлений о здоровом образе жизни педагогу необходимо учитывать домашние условия детей с умственной отсталостью. В некоторых случаях из-за неорганизованности быта в семье у школьников не могут складываться гигиенические навыки. В таких случаях учителю, знающему условия жизни учащихся, следует в каждом отдельном случае разъяснить и посоветовать, как надо поступить.
Таким образом, формирование представлений о здоровом образе жизни у обучающихся с умственной отсталостью является весьма актуальной проблемой, решение которой зависит от выполнения следующих условий:
1. Главенствующее место в формировании системы базовых знаний о строении и функционировании организма человека, о факторах, оказывающих воздействие на его состояние, о мерах улучшения состояния здоровья людей должно принадлежать следующим специалистам: учителю начальных классов, учителю естествознания, воспитателю и медицинскому работнику.
2. Работа по формированию представлений о здоровом образе жизни учащихся с умственной отсталостью должна начинаться в младших классах.
3. Учитель естествознания совместно с другими специалистами должен привести в систему ранее полученные детьми представления о здоровом образе жизни, укрепить и развить их соответственно возрасту детей.
4. Правила гигиены, сообщенные как готовые рецепты, которые не опираются на физиологические факты малоубедительно. Каждое гигиеническое требование следует выводить из данных физиологии.
5. Слабым оказывается воспитательное воздействие учителя естествознания, если он ограничивается лишь изложением гигиенических правил. В данном случае необходимо учитывать, какие санитарно-гигиенические требования помнят учащиеся с умственной отсталостью, и что не могут применить, хотя формально и знают. При этом практическая деятельность учащихся включается в педагогический процесс лишь на завершающем этапе. Включение в учебный процесс практических действий учащихся с умственной отсталостьювсегда дает положительный результат.
6. Формирование санитарно-гигиенических навыков возможно лишь при сочетании различных форм организации учебно-воспитательного процесса и используемых методов.
Таким образом, правильно построенная педагогическая работа позволит формировать у обучающихся с умственной отсталостью адекватные представления о здоровом образе жизни.
Список использованной литературы: 1. Крюкова А. А. Обучение школьников здоровому образу жизни активными методами / А. А. Крюкова, А. М. Давыдюк, Г. Д. Лосева // Гигиена детей и подростков в системе высшей медицинской школы. - М., 2001. - С. 211 - 213.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х
2. Лифанова Т.И. Школы здоровья в России: принципы и организация работы / Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. - М., 2012.
3. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Ерёмина. - М., 2006.
4. Смирнов Н.К. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья/ Здоровье детей. 2005. - № 6. - С. 30.
© Денисова Е.Н., 2017
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ, г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Батурина Галина Сергеевна
учитель изобразительного искусства лицея г.Бирска, г. Бирск, РФ
ПОСТРОЕНИЕ УЧЕБНЫХ МОДЕЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Рассмотрены дидактические возможности усиления междисциплинарных связей в средней общеобразовательной школе посредством построения учебных моделей на основе словесно -математического моделирования фрагментов действительности.
Ключевые слова
Информационное моделирование, русский язык, элементарная математика.
Основы научной картины мира в сознании учащихся средних общеобразовательных школ могут быть сформированы посредством установления и развития междисциплинарных связей при систематическом и регулярном обучении учащихся [1].
Взаимовлияние естественного языка и познания действительности было обнаружено еще в античные времена [2].
Объектный [3] и символический [4] языки науки происходят и развиваются синхронно с некоторыми отклонениями наряду с естественными языками людей.
Построение учебных моделей объектов, процессов и явлений в современных средних общеобразовательных школах осуществляется наиболее полно и наглядно для учащихся с помощью средств русского языка [5]
Постановка и решение учебных задач большинства школьных дисциплин осуществляется посредством метода информационного моделирования действительности, выражаемого с помощью русского языка, со следующими этапами - элементами: 1) постановка задачи; 2) построение модели; 3) разработка алгоритма; 4) исполнение алгоритма; 5) анализ результатов и формулировка выводов; 6) возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [6].
Школьные по элементарной и вузовские по высшей математике [7] учебные задачи ставятся и решаются учащимися рассуждающими на русском языке при построении модели и разработке алгоритма до использования соответствующих математических знаков, символов и операций.
Для успешного проектирования и реализации учебного математического моделирования действительности учащимся средних общеобразовательных школ необходимо знание нижеследующих определений: 1) модель - это упрощенное представление фрагмента мира с учетом его основных свойств и отношений, изучение которого позволяет получить новые знания о рассматриваемом объекте; 2) алгоритм -