На наш взгляд, хорошим способом формирования личности профессионала является кейс-метод, или метод ситуационно-ролевых игр (например, «Ситуация в парикмахерской «ЛЮКС»). Данная техника является не столько информационной, сколько формирует необходимые навыки, умения и способы поведения в предложенной ситуации, в нашем случае это проигрывание профессий.
Овладение многими профессиями и их прогресс в будущем связаны не с односторонней ориентацией на один стиль, а на оба, но при сохранении главенствующей роли одного из них. Если человек, сделавший выбор в пользу этих профессий, будет развивать только правополушарный стиль, он мало чего добьется. Поэтому так важно всестороннее развитие левши, и большую роль здесь играет профессиональное воспитание.
IV. Психолого-эмоциональная поддержка и оказание помощи в принятии решения
Психологическая поддержка на каждом возрастном этапе особенно важна для такой группы риска, как левши. Важно не допустить развитие отклонений в психическом и личностном развитии учащихся, что вполне осуществимо, если знать следующие психофизические особенности: плохая зрительно-двигательная координация, речевые нарушения, искажение пространственного восприятия, сложность концентрации и переключения внимания. К эмоционально-психологическим особенностям леворуких детей относят: повышенную эмоциональную чувствительность; ранимость; быструю утомляемость и, как следствие этого, ограниченную работоспособность; высокий уровень креативности; ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству; раздражительность и обидчивость; подверженность различным страхам (боязливость); низкий уровень самоконтроля; пониженный эмоциональный фон (почти всегда плохое настроение); комформность (склонность к пассивному восприятию действительности); сонливость; повышенный уровень тревожности; эстетическую впечатлительность.
Таким образом, под леворукостью мы понимаем наблюдаемое в поведении человека преимущество левой руки в силе, ловкости, скорости реакций. Одной из актуальных проблем является профессиональная ориентация данной категории детей.
Мы разделяем мнение Овсянниковой С.К. о том, что профессиональная ориентация в школе ведется по направлениям: профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональное воспитание и психолого-эмоциональная поддержка и оказание помощи в принятии решения, и выделяем в каждом из направлений специфику работы с леворукими учащимися. Список использованной литературы:
1. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
2. Городничева, А. А. Особенности профориентационной работы с леворукими подростками в школе // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 524-528.
3. Носаков, И.В. О трудностях профориентации личности / И.В. Носаков, Т.В. Носакова // Педагогические науки. - 2016. - №50-1 - elSSN: 2308-3689
4. Овсянникова, С.К. Организация профориентационной работы в школе: методическое пособие / С.К. Овсянникова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. Ун-та, 2013. - 362 с. - ISBN 978-5-00047-075-6
© Городничева А.А., 2017
УДК 373
Гречкина Галина Викторовна
магистрант ФГБОУ ВО «СГСПУ», г. Самара, РФ
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В статье раскрывается содержание и специфика формирования познавательных универсальных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_
учебных действий. Выделяются наиболее эффективные методические приемы вызывающие познавательный интерес у младших школьников. Делается вывод о важности формирования универсальных учебных действий.
Ключевые слова
Формирование универсальных учебных действий, повышение эффективности образовательного процесса, младший школьник.
Образование в России на сегодняшний день имеет очень многогранную структуру, компонентами которой являются не только знания, умения и навыки. С позиции системно-деятельностного подхода основными результатами обучения в начальной школе являются универсальные учебные действия.
В широком смысле овладение универсальными учебными действиями приравнивается к сформированному умению учиться, то есть умению самостоятельно добывать необходимые знания, устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие, строить умозаключения и делать выводы.
С принятием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования мы пришли к новой схеме субъектных отношений: учитель-ученик. В данных отношениях ученик и учитель выступают субъектами, ученик рассматривается, как личность познающая, а учитель в свою очередь, как координатор, наставник, направляющий на познание. Учеными доказано, что эффективность обучения и воспитания в начальной школе во многом определяется уровнем педагогической поддержки и психологической комфортности обучающихся [3 с. 275].
При выборе методов и форм должны учитываться возрастные особенности младших школьников: для первоклассников характерно анализирующее восприятие, но к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие.
Однообразие методов и форм обучения является серьезной проблемой на пути современного образования. Урочная деятельность (методы и приемы) должна строиться таким образом, чтобы вести за собой развитие. Для того чтобы у школьников возникал познавательный интерес должны присутствовать на уроках задания в виде игры, мини-исследований, загадок, ребусов, лабиринтов. Вызывают необходимость применения вышеперечисленных способов обучения, предъявляемые требования в обучении: -высокий уровень трудности, -быстрый темп изучения материала, -большой объем материала.
В начальной школе создается закладка: ученик приобретает качества личности.
Познавательные универсальные учебные действия включают: следующие группы УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем [1 с.45] .
Специфика каждого учебного предмета в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности младших школьников раскрывает определенные возможности для формирования познавательных универсальных учебных действий. Приведем несколько таких примеров в виде таблицы
Предметная область Действия для повышения эффективности обучения и развития учеников Результат
Математика Введение задач, которые предполагают несколько способов решения (существование разных решений-ответов и их поиск). Определение закономерностей; «Найти отличия»; «Поиск лишнего»; «Лабиринты»; «Цепочки». Задачи подобного типа являются поискового типа, дают возможность школьникам поразмышлять, исследовать.
Окружающий мир Применение принципа наглядности: учитель должен, как можно чаще использовать раздаточный материал, водить ребят в парк, давать задания ученикам провести опытным путем исследования, так как ОПЫТ -эмпирическое познание действительности. Возникает потребность осознать скрытые причины интересующего явления. Таким образом, познавательный процесс проходит несколько стадий: - наблюдения явления; - предположение о причине явления; - проверка предположения при помощи опыта; - анализ результатов, выводы.
Литературное Организация дидактических игр: кроссворды, Отгадывание, самостоятельное составление.
чтение ребусы; позволяет:
-формировать умение формулировать вопросы;
Прием «Толстый и тонкий вопрос» - соотносить понятия.
используется для организации взаимоопроса. В процессе игр ученики прибегают к поиску,
размышляют, исследуют.
Таким образом, результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будет являться умение ученика:
• осуществлять поиск информации;
• проводить анализ суждений;
• выделять этапы действий;
• преобразовывать информацию;
• анализировать, синтезировать, классифицировать, сравнивать;
• владеть общими приёмами решения задач [2 с.38].
. По-нашему убеждению, сегодня учитель непросто преподает урок в виде изложения новой темы для заучивания, а подготавливает материал так, чтобы вовлечь ребят в мыслительную деятельность, так как мотивом является познавательная активность.
Таким образом, развитие универсальных учебных действий должно занимать основное место в обучении ребенка и личностном развитии, что является также и залогом профилактики школьных трудностей.
В начальной школе формируются те качества школьника, которые необходимы школьнику впоследствии в учебной деятельности. Школа это подготовка ребенка к будущим реальным жизненным ситуациям.
Список использованной литературы: 1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. [под ред. А.Г. Асмолова]. 2-е изд. М.: Просвещение. 2010.152 с.
2. Бессчетнова Л.А. Формирование познавательных УУД на уроках к начальной школе.// Поволжский Педагогический Поиск (НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ). 2015. № 2 (12)
3. Зобнина Г.А. Психолого-педагогические условия позитивного эмоционального климата в начальной школе. // Научные механизмы решения проблем инновационного развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Челябинск.: РИО МЦИИ «ОМЕГА САЙНС», 2015.
© Гречкина Г.В., 2017
УДК 376.42
Гусева Ирина Николаевна
канд.пед. наук, доцент КГУ, Новиков Сергей Юрьевич
студент 4 курса, бакалавриат, НП Специальное (дефектологическое) образование
г. Курск, РФ E-mail: [email protected]
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности физической подготовленности умственно отсталых