Научная статья на тему 'К вопросу о формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе'

К вопросу о формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1223
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гречкина Галина Викторовна

В статье раскрывается содержание и специфика формирования познавательных универсальных учебных действий. Выделяются наиболее эффективные методические приемы вызывающие познавательный интерес у младших школьников. Делается вывод о важности формирования универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гречкина Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

На наш взгляд, хорошим способом формирования личности профессионала является кейс-метод, или метод ситуационно-ролевых игр (например, «Ситуация в парикмахерской «ЛЮКС»). Данная техника является не столько информационной, сколько формирует необходимые навыки, умения и способы поведения в предложенной ситуации, в нашем случае это проигрывание профессий.

Овладение многими профессиями и их прогресс в будущем связаны не с односторонней ориентацией на один стиль, а на оба, но при сохранении главенствующей роли одного из них. Если человек, сделавший выбор в пользу этих профессий, будет развивать только правополушарный стиль, он мало чего добьется. Поэтому так важно всестороннее развитие левши, и большую роль здесь играет профессиональное воспитание.

IV. Психолого-эмоциональная поддержка и оказание помощи в принятии решения

Психологическая поддержка на каждом возрастном этапе особенно важна для такой группы риска, как левши. Важно не допустить развитие отклонений в психическом и личностном развитии учащихся, что вполне осуществимо, если знать следующие психофизические особенности: плохая зрительно-двигательная координация, речевые нарушения, искажение пространственного восприятия, сложность концентрации и переключения внимания. К эмоционально-психологическим особенностям леворуких детей относят: повышенную эмоциональную чувствительность; ранимость; быструю утомляемость и, как следствие этого, ограниченную работоспособность; высокий уровень креативности; ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству; раздражительность и обидчивость; подверженность различным страхам (боязливость); низкий уровень самоконтроля; пониженный эмоциональный фон (почти всегда плохое настроение); комформность (склонность к пассивному восприятию действительности); сонливость; повышенный уровень тревожности; эстетическую впечатлительность.

Таким образом, под леворукостью мы понимаем наблюдаемое в поведении человека преимущество левой руки в силе, ловкости, скорости реакций. Одной из актуальных проблем является профессиональная ориентация данной категории детей.

Мы разделяем мнение Овсянниковой С.К. о том, что профессиональная ориентация в школе ведется по направлениям: профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональное воспитание и психолого-эмоциональная поддержка и оказание помощи в принятии решения, и выделяем в каждом из направлений специфику работы с леворукими учащимися. Список использованной литературы:

1. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

2. Городничева, А. А. Особенности профориентационной работы с леворукими подростками в школе // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 524-528.

3. Носаков, И.В. О трудностях профориентации личности / И.В. Носаков, Т.В. Носакова // Педагогические науки. - 2016. - №50-1 - elSSN: 2308-3689

4. Овсянникова, С.К. Организация профориентационной работы в школе: методическое пособие / С.К. Овсянникова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. Ун-та, 2013. - 362 с. - ISBN 978-5-00047-075-6

© Городничева А.А., 2017

УДК 373

Гречкина Галина Викторовна

магистрант ФГБОУ ВО «СГСПУ», г. Самара, РФ

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В статье раскрывается содержание и специфика формирования познавательных универсальных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

учебных действий. Выделяются наиболее эффективные методические приемы вызывающие познавательный интерес у младших школьников. Делается вывод о важности формирования универсальных учебных действий.

Ключевые слова

Формирование универсальных учебных действий, повышение эффективности образовательного процесса, младший школьник.

Образование в России на сегодняшний день имеет очень многогранную структуру, компонентами которой являются не только знания, умения и навыки. С позиции системно-деятельностного подхода основными результатами обучения в начальной школе являются универсальные учебные действия.

В широком смысле овладение универсальными учебными действиями приравнивается к сформированному умению учиться, то есть умению самостоятельно добывать необходимые знания, устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие, строить умозаключения и делать выводы.

С принятием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования мы пришли к новой схеме субъектных отношений: учитель-ученик. В данных отношениях ученик и учитель выступают субъектами, ученик рассматривается, как личность познающая, а учитель в свою очередь, как координатор, наставник, направляющий на познание. Учеными доказано, что эффективность обучения и воспитания в начальной школе во многом определяется уровнем педагогической поддержки и психологической комфортности обучающихся [3 с. 275].

При выборе методов и форм должны учитываться возрастные особенности младших школьников: для первоклассников характерно анализирующее восприятие, но к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие.

Однообразие методов и форм обучения является серьезной проблемой на пути современного образования. Урочная деятельность (методы и приемы) должна строиться таким образом, чтобы вести за собой развитие. Для того чтобы у школьников возникал познавательный интерес должны присутствовать на уроках задания в виде игры, мини-исследований, загадок, ребусов, лабиринтов. Вызывают необходимость применения вышеперечисленных способов обучения, предъявляемые требования в обучении: -высокий уровень трудности, -быстрый темп изучения материала, -большой объем материала.

В начальной школе создается закладка: ученик приобретает качества личности.

Познавательные универсальные учебные действия включают: следующие группы УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем [1 с.45] .

Специфика каждого учебного предмета в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности младших школьников раскрывает определенные возможности для формирования познавательных универсальных учебных действий. Приведем несколько таких примеров в виде таблицы

Предметная область Действия для повышения эффективности обучения и развития учеников Результат

Математика Введение задач, которые предполагают несколько способов решения (существование разных решений-ответов и их поиск). Определение закономерностей; «Найти отличия»; «Поиск лишнего»; «Лабиринты»; «Цепочки». Задачи подобного типа являются поискового типа, дают возможность школьникам поразмышлять, исследовать.

Окружающий мир Применение принципа наглядности: учитель должен, как можно чаще использовать раздаточный материал, водить ребят в парк, давать задания ученикам провести опытным путем исследования, так как ОПЫТ -эмпирическое познание действительности. Возникает потребность осознать скрытые причины интересующего явления. Таким образом, познавательный процесс проходит несколько стадий: - наблюдения явления; - предположение о причине явления; - проверка предположения при помощи опыта; - анализ результатов, выводы.

Литературное Организация дидактических игр: кроссворды, Отгадывание, самостоятельное составление.

чтение ребусы; позволяет:

-формировать умение формулировать вопросы;

Прием «Толстый и тонкий вопрос» - соотносить понятия.

используется для организации взаимоопроса. В процессе игр ученики прибегают к поиску,

размышляют, исследуют.

Таким образом, результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будет являться умение ученика:

• осуществлять поиск информации;

• проводить анализ суждений;

• выделять этапы действий;

• преобразовывать информацию;

• анализировать, синтезировать, классифицировать, сравнивать;

• владеть общими приёмами решения задач [2 с.38].

. По-нашему убеждению, сегодня учитель непросто преподает урок в виде изложения новой темы для заучивания, а подготавливает материал так, чтобы вовлечь ребят в мыслительную деятельность, так как мотивом является познавательная активность.

Таким образом, развитие универсальных учебных действий должно занимать основное место в обучении ребенка и личностном развитии, что является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В начальной школе формируются те качества школьника, которые необходимы школьнику впоследствии в учебной деятельности. Школа это подготовка ребенка к будущим реальным жизненным ситуациям.

Список использованной литературы: 1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. [под ред. А.Г. Асмолова]. 2-е изд. М.: Просвещение. 2010.152 с.

2. Бессчетнова Л.А. Формирование познавательных УУД на уроках к начальной школе.// Поволжский Педагогический Поиск (НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ). 2015. № 2 (12)

3. Зобнина Г.А. Психолого-педагогические условия позитивного эмоционального климата в начальной школе. // Научные механизмы решения проблем инновационного развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Челябинск.: РИО МЦИИ «ОМЕГА САЙНС», 2015.

© Гречкина Г.В., 2017

УДК 376.42

Гусева Ирина Николаевна

канд.пед. наук, доцент КГУ, Новиков Сергей Юрьевич

студент 4 курса, бакалавриат, НП Специальное (дефектологическое) образование

г. Курск, РФ E-mail: gin200706@mail.ru

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности физической подготовленности умственно отсталых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.