_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
средство формирования языковой компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи». URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/10/06/iz-opyta-raboty-uchitelya-logopeda-yaroshevich-tya-tema-russkie (дата обращения: 17.04.2017).
© Борисова Д.С., 2017
УДК 37.047
Анна Алексеевна Городничева, студент Владимирский Государственный Университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых (ВлГУ), кафедра СПП,
E-mail: [email protected] Научный руководитель: Сорокина Ирина Радиславовна, к.п.н., доцент Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (ВлГУ), кафедра СПП, Email: [email protected] г. Владимир, РФ
СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЛЕВОРУКИМИ ПОДРОСТКАМИ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме профориентации леворуких подростков в условиях общеобразовательной школы. Раскрывается сущность понятий леворукости и профориентации. Выявленные по результатам проведенного исследования особенности профориентационной работы с леворукими подростками систематизированы и представлены в виде основных направлений по профориентации в школе.
Ключевые слова
Профориентация, леворукость, профессиональное просвещение, профессиональная консультация,
профессиональное воспитание.
Проблема леворукости рассматривается такими отечественными исследователями как Г. Г. Аракелов, М. М. Безруких, Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, Ж. Н. Заводная, В. А. Калягин, М. Г. Князева, А. Майская, В. А. Москвин, Е. И. Николаева, А. В. Семенович, Г. Н. Сердюковская и др.
Леворукость - это генетически обусловленное предпочтение в использовании левой руки при выполнении целенаправленных действий (письмо, рисование и др.). [1, с.556] Леворукость - моторная сторона такого феномена, как левшество, однако в данной статье в целях некого смыслового упрощения эти определения будут рассматриваться как синонимы. Таким образом, под леворукостью мы понимаем наблюдаемое в поведении человека преимущество левой руки в силе, ловкости, скорости реакций. Существует две гипотезы, объясняющие механизм происхождения леворукости. Первая объясняет ее генетическими причинами. В этом случае левые признаки должны быть и у родителей ребенка. Вторая объясняет леворукость патологией, то есть ранними травмами, например, при рождении ребенка, или особенностями внутриутробного развития.
В литературных источниках отмечается увеличение процента левшей за последние десятилетия, в связи с чем возникают проблемы выявления, обучения и развития левшей, подготовки педагогов для работы с леворукими учащимися, и т.д. Одной из таких актуальных проблем является профессиональная ориентация леворуких детей. [2, с.524]
Профориентация - это комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а также с учетом потребностей в специальностях на рынке труда. [3, с.1]
Наше исследование проводилось на базе СОШ №7. В исследовании приняли участие 36 учащихся 7-8
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
классов в возрасте 13-14 лет. Таким образом, исследуемая нами группа учащихся относится к периоду подросткового возраста.
Нами использовались следующие методики: тест «Ведущее полушарие мозга», экспресс-тест "Художник или мыслитель?", методика Л.А. Йошайши на определение сферы профессиональных предпочтений учащихся, схема уровней сформированности личной профессиональной перспективы (лпп).
Рассмотрим специфику профориентации леворуких учащихся, взяв за основу следующие направления работы в общеобразовательном учреждении, предложенные Овсянниковой С.К.: [4, с.10]
Психолого-эмоциональная поддержка и оказание помощи в принятии решения
Развитие профессиональных интересов и склонностей (профессиональное воспитание)
Схема 1 - Направления работы по профориентации с леворукими учащимися
I. Профессиональное просвещение.
Сообщение детям сведений о различных профессиях необходимо осуществлять с учетом особенностей психических познавательных процессов леворуких учащихся (особенности пространственного восприятия, сложность в концентрации и переключении внимания и т.д.), особенностей эмоционально-волевой сферы, характера. Все существующие на свете профессии, как правило, невозможно осветить в процессе профориентационной работы в школе, поэтому следует подобрать список наиболее подходящих с учетом всех особенностей профессий.
Так, в классный час, основанный на профессиограммах, желательно будет включить современные профессии, связанные:
a) со спортом (тренер, футболист, гимнаст, игровые виды спорта и т.д.);
b) с людьми (психолог, гид-переводчик, журналист, HR-менеджер и т.д.);
c) с искусством (актер, визажист, дизайнер, иллюстратор, фотограф и т.д.).
Ориентируясь на данные сферы профессиональной деятельности, необходимо проводить экскурсии (на предприятие/в учебное заведение), встречи с представителями интересных профессий спортсменов, художников, HR-менеджеров и т.д. (Примерные темы встреч: «История нашей профессии»; «Трудовые династии»; «Профессии наших родителей»).
II. Профессиональная консультация.
Профессиональная консультация должна строиться не только с учетом возраста, особенностей левшей, но и индивидуальных особенностей, выявленных по результатам профессиональной диагностики. Социальному педагогу нужно помнить, что, несмотря на все характерные особенности, личность каждого отдельного левши индивидуальна, и должна быть продиагностирована. Даже сама предрасположенность к левшеству и выраженность типа межполушарной асимметрии, представлена у леворуких в большей или меньшей степени, не говоря уже о различной социальной ситуации развития леворуких детей. Приступая к консультированию, необходимо знать психические и физиологические особенности, а также профессиональные склонности и интересы учащегося.
III. Развитие профессиональных интересов и склонностей (профессиональное воспитание).
Спецификой профессионального воспитания левшей является повышенное внимание обучению приемам саморегуляции (например, релаксация «Прогулка на берегу моря», «Листок гнева», «Шаг вперед», методики самоуспокоения и т.д.), развитию характера и силы воли («Герб моего характера», «Сильные стороны», метод поощрения).
На наш взгляд, хорошим способом формирования личности профессионала является кейс-метод, или метод ситуационно-ролевых игр (например, «Ситуация в парикмахерской «ЛЮКС»). Данная техника
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х
является не столько информационной, сколько формирует необходимые навыки, умения и способы поведения в предложенной ситуации, в нашем случае это проигрывание профессий.
Овладение многими профессиями и их прогресс в будущем связаны не с односторонней ориентацией на один стиль, а на оба, но при сохранении главенствующей роли одного из них. Если человек, сделавший выбор в пользу этих профессий, будет развивать только правополушарный стиль, он мало чего добьется. Поэтому так важно всестороннее развитие левши, и большую роль здесь играет профессиональное воспитание.
IV. Психолого-эмоциональная поддержка и оказание помощи в принятии решения
Психологическая поддержка на каждом возрастном этапе особенно важна для такой группы риска, как левши. Важно не допустить развитие отклонений в психическом и личностном развитии учащихся, что вполне осуществимо, если знать следующие психофизические особенности: плохая зрительно-двигательная координация, речевые нарушения, искажение пространственного восприятия, сложность концентрации и переключения внимания. К эмоционально-психологическим особенностям леворуких детей относят: повышенную эмоциональную чувствительность; ранимость; быструю утомляемость и, как следствие этого, ограниченную работоспособность; высокий уровень креативности; ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству; раздражительность и обидчивость; подверженность различным страхам (боязливость); низкий уровень самоконтроля; пониженный эмоциональный фон (почти всегда плохое настроение); комформность (склонность к пассивному восприятию действительности); сонливость; повышенный уровень тревожности; эстетическую впечатлительность.
Таким образом, под леворукостью мы понимаем наблюдаемое в поведении человека преимущество левой руки в силе, ловкости, скорости реакций. Одной из актуальных проблем является профессиональная ориентация данной категории детей.
Мы разделяем мнение Овсянниковой С.К. о том, что профессиональная ориентация в школе ведется по направлениям: профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональное воспитание и психолого-эмоциональная поддержка и оказание помощи в принятии решения, и выделяем в каждом из направлений специфику работы с леворукими учащимися. Список использованной литературы:
1. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
2. Городничева, А. А. Особенности профориентационной работы с леворукими подростками в школе // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 524-528.
3. Носаков, И.В. О трудностях профориентации личности / И.В. Носаков, Т.В. Носакова // Педагогические науки. - 2016. - №50-1 - eISSN: 2308-3689
4. Овсянникова, С.К. Организация профориентационной работы в школе: методическое пособие / С.К. Овсянникова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. Ун-та, 2013. - 362 с. - ISBN 978-5-00047-075-6
© Городничева А.А., 2017
УДК 376.43
Денисова Елена Николаевна
канд. пед. наук, доцент КГУ, г. Курск, РФ E-mail: elena.nik.denisova @ yandex.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОГО ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Аннотация
Статья посвящена актуальности формирования заинтересованного отношения к собственному