Научная статья на тему 'Использование инновационных подходов в коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников'

Использование инновационных подходов в коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2322
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ / КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борисова Дарья Сергеевна

В данной статье рассматривается необходимость своевременного и эффективного устранения нарушений звукопроизношения. Также описаны особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Рассмотрены инновационные подходы, которые могут быть включены в логопедическую работу по коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных подходов в коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 376.37

Борисова Дарья Сергеевна

студентка Смоленского государственного университета,

г. Смоленск, РФ E-mail: dashaborisova128 @gmail .com

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В данной статье рассматривается необходимость своевременного и эффективного устранения нарушений звукопроизношения. Также описаны особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Рассмотрены инновационные подходы, которые могут быть включены в логопедическую работу по коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников.

Ключевые слова

Нарушения звукопроизношения; коррекция нарушений звукопроизношения; инновационные подходы; использование инновационных подходов в коррекции нарушений звукопроизношения.

Нарушение речи - это достаточно распространенное явление в наше время. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Чаще нарушения речи являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанной логопедической помощи. Так же нарушение звукопроизношение связано с тем, что многие взрослые недостаточно внимательны к речи детей, не всегда слышат дефектную речь, особенно искажения, которые трудно поддаются коррекции.

Если нарушения звукопроизношения своевременно не выявлены и не устранены, то они становится стойкими и с возрастом хуже корректируются. Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, а также в усвоении школьной программы. Все это в свою очередь может в дальнейшем привести за собой определенные изменения личности, то есть ведет к возникновению у детей закомплексованности, тем самым мешая им учиться в полной мере, раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

У детей дошкольного возраста самыми распространенными недостатками речи являются нарушения звукопроизношения. Наиболее часто нарушаются следующие группы звуков: свистящие, шипящие, сонорные, заднеязычные, звонкие, мягкие.

При нарушении только одной группы звуков, например, только свистящие или сонорные, речь идет о простом (частичном), или мономорфном нарушении звукопроизношения. Но также имеют место случаи, когда у детей нарушается сразу несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные, такое нарушение звукопроизношения называют сложным (диффузным), или полиморфным.

Различают три формы нарушения звуков: звук произносится искаженно; звук отсутствует в речи, то есть ребенок не умеет его произносить; один звук заменяется другим, который имеется в фонетической системе данного языка. [1, с.17].

Но не стоит забывать, что нарушения звукопроизносительной стороны речи могут являться самостоятельными дефектами речи, а также частью речевых нарушений (дизартрия, ринолалия, дислалия). В одном случаи надо будет только работать над исправлением звуков, в другом главное место будет занимать работа над основным дефектом, к которому на определенном этапе добавляется работа по коррекции звукопроизношения, имеющая в зависимости от степени выраженности основного нарушения свои особенности [1, с.19].

Также не стоит забывать о том факте, что с каждым годом увеличивается количество детей с

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

различными по сложности и формам речевыми нарушениями. Традиционные методики уже не имеют достаточной эффективности в коррекции нарушений звукопроизношений. Но, не смотря на это, если включить применение всевозможных инновационных подходов, то работа будет проходить намного быстрее и эффективнее.

За последние годы появилось множество различных инноваций от компьютерных технологий и специальных программ до уже имеющихся приемов в других отраслях, которые были переработаны и подстроены для того, что бы их можно было использовать в работе логопеда по коррекции нарушений звукопроизношений и нарушений речи в целом.

К инновациям можно отнести такие приемы как, например, нетрадиционную артикуляционную гимнастику, метод биоэнергопластики, мнемотехнику, сказкотерапию, арт-терапию, песочную терапию и многое другое. Все выше перечисленное логопед может и должен использовать в своей работе помимо основных методов коррекции.

Некоторые из перечисленных инновационных подходов мы рассмотрим поподробнее, а именно нетрадиционная артикуляционная гимнастика, метод биоэнергопластика, сказкотерапия.

На этапе постановки нарушенных звуком одно из самых важных это формирование точных движений органов артикуляции, которые достигаются при помощи артикуляционной гимнастики. На данном этапе коррекции нарушений звукопроизношения можно использовать такой прием как нетрадиционная артикуляционная гимнастика. Данная инновация носит игровой характер и вызывает положительные эмоции у детей. В данных упражнениях могут быть использованы такие средства как: вода, бинт, шарики из ваты, ложки, бусины, шпатели, сладости (чупа-чупс, соленая соломка, шарики из сухого завтрака). В зависимости от того, над какой группой звуков проводится коррекционная работа, можно подобрать специальные артикуляционные упражнения. Например, хрустящий шарик из сухого завтрака можно использовать при выполнении упражнения «Чашечка», а именно удерживать его на языке.

Кроме этого можно использовать упражнения, которые включали в себя приемы биоэнергопластики (совмещение в работе руки и языка). Эти упражнения способствуют формированию кинестетических ощущений положения органов артикуляционного аппарата, которые необходимы на данном этапе. Примером использования данного метода может послужить упражнение «Маляр». При выполнении данного упражнения рот широко открыт, язычком «красим» небо, пальцами левой руки водим по правой ладони, которая расположена вертикально вниз перед собой [2]. Использование данного метода может значительно ускорить этап постановки звуков, так как он способствует дополнительной выработки кинестетических ощущений.

После постановки звука необходимо его автоматизировать и дифференцировать с другими звуками в речи. Для этого необходимы многочисленные повторы слов, словосочетаний и предложений на отрабатываемые группы звуков. Все это можно с успехом отрабатывать, используя сказки, так как в них часто встречаются приговорки, прибаутки, песенки, повторы. На данном этапе могут быть использованы русские народные сказки такие как: «Петушок-золотой гребешок» (автоматизация звука [ш], дифференциация звуков [с] - [з]); «Морозко» (автоматизация [л]); «Маша и медведь» (дифференциация звуков [ж] - [ш]). На материале подобранных сказок могут быть разработаны конспекты занятий по формирование правильного произношения [3].

Эти средства и приемы помогут достичь максимально возможного результата в работе логопеда. Сочетание инновационных и традиционных методов сделает более эффективным процесс коррекции неправильного звукопроизношения детей, а также поспособствует оздоровлению детского организма.

Список использованной литературы:

1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». М.: Просвещение, 1989. 239 с.

2. Загорская Екатерина. Биоэнергопластика в артикуляционной гимнастике у дошкольников с речевой патологией. URL: http: //www .maam.ru/detskij sad/bioyenergoplastika-v-artikulj acionoi-gimnastike -u-doshkolnikov-s-rechevoi-patologiei.html (дата обращения: 03.02.2017)

3. Ярошевич Т.Я. Из опыта работы учителя-логопеда Ярошевич Т.Я Тема: «Русские народные сказки как

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

средство формирования языковой компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи». URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/10/06/iz-opyta-raboty-uchitelya-logopeda-yaroshevich-tya-tema-russkie (дата обращения: 17.04.2017).

© Борисова Д.С., 2017

УДК 37.047

Анна Алексеевна Городничева, студент Владимирский Государственный Университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых (ВлГУ), кафедра СПП,

E-mail: [email protected] Научный руководитель: Сорокина Ирина Радиславовна, к.п.н., доцент Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (ВлГУ), кафедра СПП, Email: [email protected] г. Владимир, РФ

СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЛЕВОРУКИМИ ПОДРОСТКАМИ В

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме профориентации леворуких подростков в условиях общеобразовательной школы. Раскрывается сущность понятий леворукости и профориентации. Выявленные по результатам проведенного исследования особенности профориентационной работы с леворукими подростками систематизированы и представлены в виде основных направлений по профориентации в школе.

Ключевые слова

Профориентация, леворукость, профессиональное просвещение, профессиональная консультация,

профессиональное воспитание.

Проблема леворукости рассматривается такими отечественными исследователями как Г. Г. Аракелов, М. М. Безруких, Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, Ж. Н. Заводная, В. А. Калягин, М. Г. Князева, А. Майская, В. А. Москвин, Е. И. Николаева, А. В. Семенович, Г. Н. Сердюковская и др.

Леворукость - это генетически обусловленное предпочтение в использовании левой руки при выполнении целенаправленных действий (письмо, рисование и др.). [1, с.556] Леворукость - моторная сторона такого феномена, как левшество, однако в данной статье в целях некого смыслового упрощения эти определения будут рассматриваться как синонимы. Таким образом, под леворукостью мы понимаем наблюдаемое в поведении человека преимущество левой руки в силе, ловкости, скорости реакций. Существует две гипотезы, объясняющие механизм происхождения леворукости. Первая объясняет ее генетическими причинами. В этом случае левые признаки должны быть и у родителей ребенка. Вторая объясняет леворукость патологией, то есть ранними травмами, например, при рождении ребенка, или особенностями внутриутробного развития.

В литературных источниках отмечается увеличение процента левшей за последние десятилетия, в связи с чем возникают проблемы выявления, обучения и развития левшей, подготовки педагогов для работы с леворукими учащимися, и т.д. Одной из таких актуальных проблем является профессиональная ориентация леворуких детей. [2, с.524]

Профориентация - это комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а также с учетом потребностей в специальностях на рынке труда. [3, с.1]

Наше исследование проводилось на базе СОШ №7. В исследовании приняли участие 36 учащихся 7-8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.