Научная статья на тему 'Рекомендации родителям по коррекции неправильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста'

Рекомендации родителям по коррекции неправильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1028
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРАВИЛЬНОЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ / РЕЧЬ / ЗВУКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелюханова Е. Е.

В данной статье даются рекомендации родителям по преодолению неправильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекомендации родителям по коррекции неправильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070

В течение трех минут составить 3 слова и 3 предложения и т. п.

3. Слово-загадка

На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква и т. д.

4. Различные ребусы, кроссворды.

IV. Развитие пространственного восприятия зрительного внимания, закрепление образа букв При оптической форме дисграфии буквы похожие по начертанию дети не различают. При устранении оптической дисграфии на первое место выступает развитие пространственных восприятий, зрительного внимания и памяти. Полезно проводить игры:

1. Что изменилось?

Ведущий раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают их расположение. Затем ведущий незаметно меняет их расположение. Дети должны сказать, что изменилось и сделать, как было первоначально.

2. Чего не стало?

Дети рассматривают и запоминают 5—6 предметов или картинок. Затем один убирается. Детям нужно назвать, чего не стало.

3. Что добавилось?

Дети рассматривают 5-6 предметов, затем ведущий незаметно добавляет еще 1-2 предмета. Необходимо определить, что появилось.

4. Сделай, как было

Необходимо разложить буквы, конструктор, палочки, как было первоначально. Список использованной литературы:

1. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов / под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2007. - 703 с. : ил. - (Коррекционная педагогика).

2. Барылкина Л. П. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей / Л.П. Барылкина, И.П. Матраева, Л.А. Обухова. - М. : 5 за знания, 2005. - 128 с. (Методическая библиотека)

© Мелюханова Е.Е., 2017

УДК37

Е.Е.Мелюханова

Учитель-логопед

МОУ «Пушкарская СОШ Белгородского района Белгородской области»

с.Пушкарное, Российская Федерация

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО КОРРЕКЦИИ НЕПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В данной статье даются рекомендации родителям по преодолению неправильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова Неправильное звукопроизношение, речь, звуки.

В настоящее время увеличилось количество детей, которым необходима логопедическая помощь по

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_

коррекции неправильного звукопроизношения.

Для формирования правильной речи родителям необходимо:

1. Больше разговаривать с малышом, проговаривать свои действия, описывать окружающие предметы.

2. Не «сюсюкать», не предупреждать речь ребенка и понимать с

полуслова. Так как это способствует замедлению речевого развития детей. У ребенка нет необходимости говорить правильно, так как близкие и так понимают, что ему нужно, без лишних слов.

3. Давать ребенку простые инструкции, состоящие из двух-трех слов и

постепенно их усложнять (Возьми ложку. Принеси книжку. Возьми ложку и положи на стол). Это очень важно для развития пассивного словаря, речевого слуха, а затем активного словаря в период формирования разговорной речи.

4. Обратить внимание на состояние физиологического, а также

речевого слуха. Слышит ли ребенок окружающие звуки и обращенную речь. Понимает ли словесные инструкции.

Причиной неправильного произношения может быть нарушение речевого слуха, когда ребенок не различает звуки речи на слух. Если речевой слух нарушен, необходимо выполнять специальные упражнения.

Оригинальный и эффективный материал для коррекции фонетических нарушений у детей 4-7 лет представлен в книге Т.А. Ткаченко [1, с. 14].

5. Обязательно развивать мелкую моторику. Это может быть лепка из

пластилина, нанизывание бусинок, перебирание крупы, игра с песком, рисование, пальчиковая гимнастика [2, с. 7]. Развитие мелкой моторики способствует активизации речевых центров.

6. Для развития правильной речи необходимо, чтобы речь окружающих также была четкой и правильной, без искажений.

У детей очень развита способность подражать, поэтому, если старший ребенок в семье или взрослый говорит неправильно, то и младший ребенок будет произносить также.

7. Одной из причин неправильного звукопроизношения у детей также

является нарушение строения артикуляционного аппарата. Например, когда недостаточно развиты мышцы языка или нарушен прикус. В этом случае звуки будут искажаться (горловой звук [Р], межзубное произношение свистящих звуков и. т. д).

Т.В. Буденная предлагает комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с кратким описанием, иллюстрациями и методическими указаниями. Данные упражнения помогут подготовить артикуляционный аппарат к дальнейшей постановке звука логопедом [3, с. 14].

8. Также выполнять дыхательные упражнения, благодаря которым увеличивается объем легких, сила и длительность выдоха, что особенно необходимо для произношения звука [Р].

К 4-5 годам речевой слух и артикуляционный аппарат должны быть сформированы. Если к данному возрасту ребенок искажает или заменяет звуки речи, то важно своевременно обратиться за помощью к логопеду, чтобы до школы поставить и закрепить правильное звукопроизношение и предупредить дальнейшие нарушения письменной речи.

Список использованной литературы:

1. Ткаченко, Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко. - М. : Владос, 2015. - 112 с. (Коррекционная педагогика).

2. Ткаченко, Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т.А. Ткаченко. - М. : Гном и Д, 2001. - 32 с.

3. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие / Т.В. Буденная. - СПб. : Детство-пресс, 2008. - 64 с. + вкл. 8 с.

© Мелюханова Е.Е., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_

УДК37

Е.Е.Мелюханова

Учитель-логопед

МОУ «Пушкарская СОШ Белгородского района Белгородской области»

с.Пушкарное, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

В статье описаны компьютерные игры по развитию речи, которые используются логопедом для повышения эффективности занятий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова

Информационные технологии, дети с ограниченными возможностями здоровья, игры.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В группу школьников с ограниченными возможностями здоровья входят дети с различными нарушениями: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, интеллекта, расстройствами аутистического спектра и множественными нарушениями развития [1].

Для повышения эффективности логопедических занятий в начальной школе используются информационные технологии, которые вызывают большой интерес у детей.

В данной статье рассматриваются две компьютерные игры «Баба-Яга учится читать» и «Игры для Тигры», которые подходят не только в работе с дошкольниками, но и учениками начальных классов.

Творческая студия COM.MEDIA разработала программу «Баба-яга учится читать». В игровой форме дети обучаются буквам и чтению. В программе содержится 10 сказочных развивающих игр, которые сопровождаются красочной анимацией, музыкальными фрагментами.

Благодаря предложенной программе дети знакомятся с буквами алфавита, учатся узнавать буквы, делить слова на слоги, составлять из слов предложения. Предложенные игры не только обучают чтению, но также развивают внимание, память, наблюдательность, расширяют кругозор.

Детям необходимо отыскать 10 букв, которые Баба-яга спрятала в лесу и выполнить 10 заданий: «Муравей», «Ворон-трубач», «Лягушки-хохотушки», «Кот в избушке», «Белка», «Липа», «Мышиная переправа», «Заяц-поет», «Гуси сторожа», «Грибная охота».

Задания способствуют развитию памяти (игра «Кот в избушке», «Липа»), внимания, сообразительности, мышления (игра «Лягушки-хохотушки»), навыка правильного написания букв (игра «Ворон-трубач»), навыка чтения («Белка»), фонематического анализа и синтеза, представлений (игра «Муравей», «Гуси-сторожа», «Грибная охота»).

При помощи дополнительных учебных пособий «Букварика» и «Слогарика» ребенок может повторить выученные буквы, потренироваться составлять слоги из букв. Игры расположены по степени возрастания сложности и стимулируют ребенка сделать умственное усилие [2].

Р.Л.Лизунова и З.А.Репина для развития речи создали компьютерную логопедическую программу «Игры для Тигры», которая включает более 50 упражнений с различным уровнем сложности. Предлагаемые упражнения постепенно усложняются и способствуют развитию речевых и неречевых функций, с опорой на зрительный и слуховой контроль. Благодаря объемному и красочному изображению, использованию звукового сопровождения программа имеет очень большой интерес у детей. В заданиях используются игровые приемы. Все упражнения объясняет Тигренок, которому дети с удовольствием помогают достичь необходимого результата. Похвала Тигренка создает положительную мотивацию у детей в работе.

Игра состоит из четырех блоков: фонематики, просодики, звукопроизношения и лексики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.