УДК 376.36
НЕТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ: БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗКИ
Почивалина Инна Юрьевна.
г. Искитим, Новосибирская область, МБДОУ № 10 «Ручеёк», учитель-логопед, [email protected].
Аннотация. В статье рассматривается термин «биоэнергопластика», ее преимущества и степень влияния на коррекцию звукопроизношения. Раскрыты основные этапы работы, представлены 4 комплекса биоэнергопластики, а также предложены авторские сказки, которые позволят избежать монотонности и однообразия в работе педагога. Данная статья будет полезна: учителям-логопедам, педагогам и родителям.
Ключевые слова: инновационный метод, звукопроизношение, коррекция, биоэнергопластика, сказка.
UNCONVENTIONAL METHOD IN THE CORRECTION OF SOUND PRONUNCIATION: BIOENERGETICA WITH TALES
Pochivalina Inna Yurievna.
Search Novosibirsk region, MAChEE № 10 «Rucheek», teacher-speech therapist, [email protected].
Abstract. Term "bioenergetica", its benefits and the degree of influence on the sound correction are discusses in the article. The main stages of work are described, represented by 4 complexbioenergetic, as well as the author's tales, which will allow avoiding monotony and uniformity in the teacher's work. This article will be useful for speech therapists teachers and parents.
Key words: innovative method, the pronunciation of sounds, correction, bioenergetica, tale.
По данным мировой статистики число речевых нарушений у дошкольников с каждым годом увеличивается. Перед учреждением стоит задача всестороннего развития детей, коррекции отклонений в развитии ребёнка, а также подготовки их поступления в школу. Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных её формах, используя различные методы и приёмы.
Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Поэтому, мы всегда находимся в поиске наиболее эффективных путей воспитания и обучения. Известно, что использование в работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов поддерживает у ребенка познавательную активность, предотвращает утомление, и в целом, повышает эффективность логопедической работы.
Вслед за Н. А. Одиноковой хочется подчеркнуть особую роль, которую играет интерес в познавательной деятельности ребенка. Считается, что познавательный интерес лежит в сфере уникального личностного отношения к миру, напрямую связан с познавательной деятельностью, обусловлен ее характером и может возникнуть в процессе ее [6].
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игротерапия, сказкотерапия, пескотерапия, суд-жок, хромотерапия, аромотерапия и др.). Но мне хочется остановиться на том, который, на мой взгляд, является наиболее целесообразным и эффективным - это метод биоэнергопластика.
Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия - это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика - плавные, раскрепощенные движения тела, рук. Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук [2].
А. Л. Сиротюк считает, что в коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация [8]. Следовательно, для достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением можно использовать инновационный метод - биоэнергопластика.
По данным А. В. Ястребовой и О. И. Лазаренко движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме [9]. Это говорит о том, что выполнение артикуляционных упражнений и ритмичных движений кистью и пальцами приведет к возбуждению речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.
По мнению О. И. Крупенчук и Т. А. Воробьёвой, артикуляционная гимнастика позволяет нам укрепить мышцы артикуляционного аппарата; развить силу подвижности и точности движений органов артикуляции; объединить простые движения в сложные артикуляционные уклады [4]. В свою очередь биоэнергопластика способствует развитию координации движений, мелкой моторики пальцев рук; активизации интеллектуальной деятельности ребенка; развитию памяти, произвольности внимания, межполушарной взаимосвязи; формированию умения действовать по словесной инструкции.
Этого же мнения придерживается А. Л. Сиротюк, которая утверждает, что совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику [7].
В начале учебного года, когда происходит обследование у детей артикуляционного аппарата, его подвижности и речевого развития, подбирается
комплекс артикуляционных упражнений на те звуки, которые нарушены. На первом этапе дети выполняют упражнения за логопедом перед зеркалом. На втором этапе, мы также проводим артикуляционные упражнения традиционно. При этом, используя сказки о Веселом язычке. Ребенок выполняет сидя перед зеркалом, учитель-логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Пока рука ребенка в упражнениях не участвует. Третий этап упражнения проводятся без зеркала по инструкции, без образца, рука ребенка не участвует. Четвертый этап артикуляционные упражнения проводятся синхронно с движениями рук - биоэнергопластика.
Рассматривая содержательную работу с ребенком с ТНР, придерживаемся мнения и опыта практиков о необходимости учета личностно-ориентированного подхода: уделять достаточное количество времени каждому ребенку вне зависимости от наличия особенностей; обеспечивать взаимосвязь учителя-логопеда и ребенка, готовность оказать необходимую помощь и поддержку; стремиться быть позитивным в общении с ребенком; использовать доступную речевую коммуникацию, организовывать комфортное учебное пространство для осуществления общения; выступать в роли хорошего слушателя и предоставлять возможность высказывать ребенку свои мысли до конца и в уместных случаях их аргументировать; опираться на сильные стороны ребенка в работе [3; 5].
Наиболее широко используются авторские технологии Елены Филипповны Архиповой [1]. Автор выделяет 20 упражнений: 1. «Забор»; 2. «Окно»; 3. «Мост»; 4. «Парус»; 5. «Трубочка»; 6. Чередование «забор-трубочка»; 7. «Лопата»; 8. «Лопата копает»; 9. «Вкусное варенье», 10. «Теплый ветер»; 11. «Цокает лошадь»; 12. «Молоток»; 13. «Дятел»; 14. «Пулемет»; 15-а. «Холодный ветер; 15-б. «Комар»; 16-а «Пароход» 1 вариант; 16-б. «Пароход» 2 вариант; 17. «Пароход гудит»; 18. «Маляр»; 19. «Качели»; 20. «Фокус».
Применяя биоэнергопластику, было замечено, что статические упражнения такие как «Заборчик», «Мост» и другие даются детям легче. Перед динамическими упражнениями, которые даются детям с трудом и требуют большой концентрации внимания, так, например, «Цокает лошадь»; «Молоток»; «Дятел»; «Пулемет», сначала вместе с ребенком отстукиваем ритм по столу, а только потом подключаем артикуляционный аппарат.
Елена Филипповна предлагает 4 комплекса биоэнергопластики [1].
Для того чтобы воспитанники лучше запоминали упражнения мы придумали сказки, а к сказкам ребята изготовили иллюстрации. Таким образом, у нас появилась книга сказок о любознательном Язычке.
Для комплекса № 1: За красивым, ярким забором (упражнение «Заборчик») жил-был маленький, трудолюбивый Язычок. Рано утром он выглянул в свое окно (упражнение Окно), на небе светило яркое солнце. Отправился Язычок в гости к своей бабушке перешел через маленький мостик (упражнение «Мост»), и оказался у ее дома. Бабушка очень обрадовалась, когда увидела своего внука, ведь ей так нужна была его помощь. Взял он свою лопату (упражнение «Лопата»), и весело принялся за работу (упражнение «Лопата копает»), выкопал морковку, свеклу, картошку и много других овощей очень устал Язычок и проголодался. Бабушка знала, что больше всего ее внучок любит малиновое варенье, поэтому налила ему
чаю и целое блюдце варенья (упражнение «Вкусное варенье»). Наелся Язычок и пошел посидеть под зеленым и высоким деревом, там его встретил маленький Гном, который научил Язычок показывать фокусы (упражнение «Фокус»). А на улице было так хорошо и дул теплый ветерок (упражнение «Теплый ветер»).
Для комплекса № 2: За высоким и большим забором (упражнение «Заборчик») жил-был маленький Язычок, очень он любил слушать сказки о дальних странах. Мечтая о путешествиях, он часто выглядывал в свое окошечко (упражнение «Окно»), однажды, Язычок прочитал о великом Волшебнике, который мог каждого научить рычать и решил его отыскать. Рано утром он отправился в путь перешел через невысокий мост (упражнение «Мост»), и оказался на берегу широкой, глубокой реки. Стал Язычок думать, как же ему перебраться на другой берег, вдруг он увидел старую лодку, только она была без паруса, решил Язычок ее починить (упражнение «Парус»). Долго плыл Язычок, наконец он добрался до другого берега, но там не нашел домика великого Волшебника, зато он встретил Лошадку которая согласилась ему помочь и отправились они в путь вместе (упражнение «Лошадь цокает»). По дороге у друзей случилась беда, у Лошадки сломалась подкова, но наш Язычок знал, как ее починить (упражнение «Молоток»). А тем временем за ними наблюдал трудолюбивый Дятел, который был удивлен, увидев таких дружных ребят, он захотел с ними познакомиться и весело застучал по дереву (упражнение «Дятел»). Оказалось, что Дятел тоже знаком с великим Волшебником друзья очень обрадовались и взяли его с собой. И они вместе отправились в путь, вдруг они увидели полянку, на которой сидел великий Волшебник и маленький Тигренок, он очень старался, но у него не получалось, тогда Волшебник дал ему совет, чтобы научится правильно рычать нужно сильнее выдохнуть на язычок (упражнение «Пулемет»). Друзьям очень понравился совет Волшебника и они принялись за работу.
Для комплекса № 3: За красивым, ярким забором (упражнение «Заборчик») жил-был маленький, любопытный Язычок. Рано утром он выглянул в свое окошечко (упражнение «Окно») и увидел на реке что-то большое и белое. Очень удивился Язычок, вышел из домика и быстро побежал по мостику (упражнение «Мост»). Подбежав поближе к воде, Язычок понял, что это Пароход (упражнение «Пароход»), но только почему-то он был очень грустный. Язычок узнал, что Пароход простудился и совсем не может гудеть как раньше, Язычок решил ему помочь (упражнение «Пароход гудит»). С тех пор Язычок и Пароход стали лучшими друзьями.
Для комплекса № 4: На улице наступила белая, холодная зима. Домик нашего Язычка почти засыпало снегом, и только краешек забора было видно издалека (упражнение «Забор»). Язычок сидел дома и смотрел в свое маленькое окошечко (упражнение «Окно»). Вдруг он услышал на улице интересный и необычный звук, Язычок поспешил на улицу, скатился со скользкого мостика (упражнение «Мост») и упал в большой сугроб возле заборчика (упражнение «Забор»). Поднялся, отряхнулся и снова прислушался. Оказалось это Снежинки пели свою веселую песенку (упражнение «Холодный ветер»). Так Язычок нашел новых друзей и перестал грустить в зимние вечера.
Таким образом, систематическая работа с применением биоэнергопластики с использованием сказки, оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, способствует развитию воображения, расширению активного и пассивного словаря, что в свою очередь позволяет достичь определённых положительных результатов в коррекционном процессе. Стоит отметить ещё один немаловажный «плюс». Данная методика позволяет логопеду избежать повторения многократных устных инструкций. Это снижает нагрузку на голосовые связки и артикуляционный аппарат, тем самым помогая сберечь здоровье самого педагога.
Библиографический список:
1. Архипова Е. Ф. Практикум-максикум. Приемы нейростимуляции при постановке и автоматизации звуков [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://arkhipovaef.ru (дата обращения 20.12.17).
2. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 105 с.
3. Дети с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве / Ю. В. Мельник, Ю. Н. Мукминова, Н. А. Одинокова, Р. Х. Шаймарданов. - Новосибирск: Центр содействия развитию научных исследований, 2016. - 140 с.
4. Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. - 104 с.
5. Одинокова Н. А., Данекина Е. А. Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня //Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции; под ред. Г. С. Чесноковой. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - С. 148-150.
6. Одинокова Н. А. Значение развития познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - № S18. - С. 38-45.
7. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 198 с.
8. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. - М.: Сфера, 2001. - 204 с.
9. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. - М.: Аркти, 2001. - 56 с.