Научная статья на тему 'Особенности звукопроизношения при общем недоразвитии речи'

Особенности звукопроизношения при общем недоразвитии речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
9505
942
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ / ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЗВУКОВАЯ И СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванова Наталья Викторовна, Савина Яна Андреевна

Статья посвящена проблеме звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи. В ней приведены определения понятия и характерные признаки общего недоразвития речи. Исследованы основные нарушения звукопроизношения и особенности его формирования у детей с различными уровнями общего недоразвития речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Иванова Наталья Викторовна, Савина Яна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности звукопроизношения при общем недоразвитии речи»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы

1. Жукова Н.М., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - 320 с. С. 121—129.

2. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. - М.: Изд-во МГУ, 1975. - С. 58.

3. Ушакова Т.Н. Проблема внутренней речи в психологии и психофизиологии //Психологический журнал. -1980.- Т. 1. - № 4. - С. 145-154.

4. Ушакова Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.- 524 с

5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учебно-метод. пособие. - М.: Из-дательство ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.

6. Цветкова Л.С Нейропсихологическая реабилитация больных: речь и интеллектуальная деятельность: учеб. пособие. - М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004. - 424 с.

7. Miller J. L.y Eimas P. D. Studies on the categorization of speech by infants // Cognition. - 1983. - 13 (2). - P. 135-165.

© Иванова Н.В., Шевелёва Е.А., 2017

УДК 376.37

Иванова Наталья Викторовна

канд.пед.наук, доцент СмолГУ;

Савина Яна Андреевна

Студент СмолГУ, г. Смоленск, РФ

ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ

Аннотация

Статья посвящена проблеме звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи. В ней приведены определения понятия и характерные признаки общего недоразвития речи. Исследованы основные нарушения звукопроизношения и особенности его формирования у детей с различными уровнями общего недоразвития речи.

Ключевые слова

общее недоразвитие речи; звукопроизношение; фонематическое развитие, звуковая и слоговая структура слова.

FEATURES OF THE SOUND PRONUNCIATION AT THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF THE SPEECH

Summary

Article is devoted to a sound pronunciation problem at children with the general underdevelopment of the speech. In it definitions of a concept and characteristic signs of the general underdevelopment of the speech are given. The main violations of a sound pronunciation and feature of its formation at children with various levels of the general underdevelopment of the speech are investigated.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

Keywords

general underdevelopment of the speech; sound pronunciation; phonemic development, sound and syllabic

structure of the word.

Проблеме общего недоразвития речи (ОНР) уделяли внимание Г.И. Жаренкова[2], Г.А. Каше[4], Р.Е. Левина [5] и другие исследователи, которые понимали под ней такую форму речевой патологии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы (как звуковой, так и смысловой стороны речи), а для детей характерно наличие нормального слуха и первично сохранного интеллекта [3, с.146].

Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина приводят следующее определение:«Общее недоразвитие речи - это такая речевая патология, которая возникает у детей с первично сохранным интеллектом и слухом и выражается в недостаточной сформированности всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики и, как следствие, связной речи»[7, с.14].

Данное речевое нарушение характеризуется аграмматизмами, нарушениями звукопроизношения, дефектами фонемообразования, поздним появлением речи, выраженным отставанием в формировании лексико-грамматического строя, бедностью и не активизированностью словарного запаса.

По степени тяжести проявления дефекта выделяют 4 уровня ОНР, для каждого из которых характерны собственные особенности звукопроизношения [1, с.14].

Под звукопроизношением понимается «процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы» [1, с.89].

Дети с ОНР не сразу приспосабливают свою артикуляцию к точному воспроизведению тех или иных звуков речи. В одних случаях дети склонны замещать сложные звуки более простыми по артикуляции звуками[6, с.38].

В других, не обладая умением воспроизводить нужные для правильного произнесения звука движения, но на слух, улавливая разницу между звуками, дети приспосабливают собственную артикуляцию так, чтобы по возможности появился сходный акустический эффект (щёчное или губное [ш]; [у] или [ы] вместо [л] и т.д.)

Необходимо отметить, что в ряде случаев фонематические затруднения более стойки по сравнению с произносительными. Многие дети имеют сглаженные и незаметные дефекты устной речи, но при этом звуковой анализ слов вызывает у них затруднения. У других детей при отсутствии выраженных дефектов произношения отмечается смазанность, нечеткость или недостаточная артикулируемость звуков при произнесении слов, что затрудняет произнесение слов, имеющих сложную структуру, недоговаривание некоторых слов и т.д. [6, с.39]

Затруднения в слуховом восприятии в наибольшей степени вызывают близкие по звучанию фонемы. В данном случае восприятие речи лишено необходимой чёткости. Дети с ОНР не в состоянии правильно различить такие пары звуков, как [д] и [т], [п] и [б], [р] и [л], слоговые сочетания, состоящие из этих звуков, типа да-та, са-ша...

Для детей с ОНР также характерна замена и смешение звуков в определённых пределах, между определёнными фонетическими группами (свистящими и шипящими, звонкими и глухими, мягкими и твёрдыми звуками).

Перечисленные ошибки произношения - это показатель недостаточной сформированности фонематического развития ребёнка. Это свидетельство недостаточного уровня развития познавательных способностей дошкольника в области вычленения отдельных звуков из живой речи, их соотнесения их между собой. Умение выделить фонемы в слове и правильно их дифференцировать является одним из самых необходимых условий развития звукового анализа[1, с.127].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

Несформированность фонематических представлений снижает уровень готовности к звуковому анализу. Подобные затруднения у детей, имеющих нормальное речевое развитие, почти не встречаются. Для них характерны трудности в выделении последовательности и количества звуков в анализруемом слове. Наряду со смешением звуков встречается и их искажённое произношение или отсутствие и постоянная замена их другими. Искажения наблюдаются наиболее часто в группе свистящих звуков и звуков [р] и [л] [6, с.41].

Наряду с недостатками произношения звуков в ряде случаев имеет место и пропуск отдельных звуков или частей слова. Наиболее часто пропуску подвергается безударная часть слова или согласный звук в словах со стечением двух или более согласных. Иногда можно наблюдать и лишние звуки в слове (трамвайн, питицы)[6, с.41].

Нарушения слоговой структуры слова свидетельствуют о том, что у детей нет достаточно чёткого представления о звуковом составе слова.

Необходимо отметить, что особенности звукопроизношения детей с ОНР напрямую зависят от уровня недоразвития речи.

Так, при ОНР первого уровня имеет место смазанность, неустойчивость в произношении даже тех звуков, которые изолированно произносятся правильно [7, с.33].

У детей с ОНР второго уровня имеют место выраженные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости, что делает их речь малопонятной (о а той кика» - открой книгу; «кататидясяка»-катался на санках и т. п.).

У детей имеют место многочисленные искажения, замены и смешения; нарушения произношения мягких и твердых звуков, звонких и глухих, шипящих, свистящих, аффрикат. Наиболее типично для речи этих детей - сокращение количества слогов и звуков внутри слога [7, с.51].

Произносительные возможности детей с ОНР третьего уровня характеризуются наличием следующих ошибок в воспроизведении слов разной слоговой структуры: персеверации; антиципации; добавление лишних звуков; усечение, перестановка, добавление слогов; нарушение звуконаполняемости внутри слогов и т. д.[7, с.70-71].

Недостаточность звукопроизношения у детей данной группы можно объяснить неточностью и нечеткостью дифференциации звуков на слух.

У детей с ОНР четвёртого уровня отсутствуют грубые нарушения звукопроизношения. Таким образом, у детей с ОНР наблюдаются нарушения звукопроизношения, степень которых зависит от уровня недоразвития речи. Так, при общем недоразвитии речи первого и второго уровней имеют место грубые нарушения звукопроизношения. При первом уровне ОНР звуковой анализ недоступен, а при втором - звукопроизношение значительно отстает от нормы. У детей, имеющих третий или четвертый уровни ОНР, звукопроизношение нарушено незначительно. Список используемой литературы:

1. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова; под ред. С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2012. - 364 с.

2. Жаренкова, Г. И. Выявление недостатков речи у детей / Г. И. Жаренкова // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. - М.: Просвещение, 1965. - С.150-165.

3. Каверова, Э. А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр / Э. А.Каверова // Специальное образование. - 2015. - №11. - том 2. - С. 145-149.

4. Каше, Г.А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи / Г. А. Каше. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 106с.

5. Левина, Р. Е. Нарушенияречииписьмаудетей. Избранныетруды / Р. Е. Левина. -М.: АРКТИ, 2005. - 224 с.

6. Рогозина, И. А. Преемственность в работе детского сада и школы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи: дис. ... кандпед. наук / И. А. Рогозина. - СПб., 2002. - 173 с.

7. Филичева, Т. Б. Воспитаниеиобучениедетейдошкольноговозрастасобщимнедоразвитиемречи / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. -М.: ДРОФА, 2010. - 189 с.

© Иванова Н.В., Савина Я.А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.