Лиукконен Е.В.
Учитель-логопед
Детский сад №30
Североморск, Россия
Оптимизация путей коррекции нарушений звукопроизношения в системе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками
Аннотация: Целью статьи является раскрытие основных направлений, этапов и особенностей работы по коррекции звукопроизношения с дошкольниками. Выбор наиболее оптимальных путей преодоления данного нарушения.
Ключевые слова: речь, звукопроизношение, эффективность, этапы, игра, дошкольник, родители.
Главным фактором социального общения людей является язык. Речевое общение занимает центральное место в жизни человека, «как фактор его психического развития, условие саморегуляции», как «средство приобщения личности к общественным знаниям и усвоения общественного опыта, как условие развития мышления»1.
Речевая деятельность представляет собой процесс использования языка для общения. Поэтому одной из задач всестороннего развития детей является развитие его речи. Для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное звукопроизношение. Недостаточно ясная речь затрудняет отношения с окружающими, может вызвать другие дефекты речи, влияет на личность ребёнка.
Важно своевременно исправлять различные нарушения звукопроизношения, выбирая современные наиболее эффективные и оптимальные пути коррекции, учитывая этапы развития звукопроизношения в онтогенезе; этиологию, механизмы и структуру нарушения звукопроизношения у ребенка.
Отсутствие единой методики коррекции звукопроизношения нацелил меня на поиск оптимальных путей достижения наиболее эффективного результата и сокращение сроков работы по исправлению звукопроизношения у дошкольников.
Для преодоления каждого речевого расстройства применяются особые методы. Однако все они построены на основе основополагающих принципов, соблюдение которых необходимо учитывать, выстраивая коррекционную работу с ребенком: комплексность воздействия на ребенка; комплексное воздействие на все стороны речи; опора на сохранные звенья; учет закономерностей онтогенеза; учет ведущей деятельности; учет индивидуальных особенностей ребенка; воздействие на микросоциальное окружение.
Внешне дефекты звукопроизношения могут выражаться в одном из таких вариантов:
- Полное отсутствие в речи того или иного звука.
- Замена одного звука речи другим.
- Искаженное произношение звука.
О дефектах звукопроизношения как самостоятельном нарушении речи принято говорить в тех случаях, когда они являются единственным отклонением от нормы в речи ребенка. Если же они проявляются на фоне недостаточного для его возраста словарного запаса и аграмматично построенной или даже вообще не сформированной фразовой речи, то они представляют собой, лишь один из симптомов более сложного речевого
расстройства. В этом последнем случае в процессе логопедической работы нельзя ограничиваться коррекцией одного только звукопроизношения.
В зависимости от причин, вызвавших нарушение звукопроизношения, все его разновидности, прежде всего, подразделяются на две большие группы — на дислалию и дизартрию.
Логопедическая работа с детьми - дислаликами включает в себя методические приемы, связанные с формированием кинестезий артикуляционного аппарата, фонематического слуха, а логопедическая работа с детьми - дизартриками включает в основном приемы по нормализации речевых мышц, уменьшающие явления пареза, тонуса, гиперкинезов, атаксий 2.
Трудности коррекционной работы с детьми - дислаликами в основном проявляются при искаженном характере произношения звуков, а трудности работы с детьми - дизартриками в основном связаны с отсутствием и заменой звуков.
При работе с дизартриками трудности возникают при автоматизации звуков, то есть при введении вновь поставленных звуков в слоги, слова и спонтанную речь. Трудности возрастают и при условии требования к речи ребенка, новый звук произносится в словах с более легкой конструкцией (двусложные слова из двух открытых слогов). В словах со сложной слоговой структурой (слова со стечением согласных и закрытым слогом) вновь поставленный звук опускается или произносится искаженно 3.
Порой продолжительность коррекционной работы с детьми - дизартриками считается возможной в течение нескольких лет, а продолжительность работы с детьми -дислаликами может растянуться на год.
Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения проводится поэтапно. Первый этап, подготовительный - подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, развитие фонематического слуха, речевого дыхания, голоса, тонкой и артикуляционной моторики. Эффективные формы работы на данном этапе:
- применение ортодонтических трейнеров;
- использование логопедического массажа;
- использование природосообразные технологии
- артикуляционные сказки;
- игры с ритмоблоками;
- сенсорные игры;
- дыхательно-голосовые упражнения, тренажёры;
- игры на развитие слухового восприятия и звукового анализа и др.
Второй этап - формирование первичных коммуникативных произносительных умений и навыков. После проведения подготовительной работы переходят непосредственно к постановке звука. Она может производиться по подражанию, с механической помощью и смешанным способом.
Эффективные приемы работы на данном этапе:
- использование постановочных зондов;
- использование зондозаменителей (пробки, коктейльные и ушные палочки, тканные платочки).
Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, нужно сразу переходить к следующему этапу - автоматизации. На этапе автоматизации, в отличие от этапа постановки звука, при любой причинной обусловленности дефектов звукопроизношения и любом характере их внешнего проявления работа ведется примерно одинаково в одной и той же последовательности: (слоги, слова, фразы, простые стихотворные и тексты).
Эффективные приемы работы на данном этапе:
- использование технологии речедвигательной гимнастики.
- дидактические речевые игры
- слоговые дорожки
- компьютерные игры
- логопедические распевки со звуками и стихами и др.
Основная задача этапа дифференциации звуков заключается в том, чтобы воспитать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Как и на
4
предыдущем этапе, сложность речевого материала здесь тоже нарастает постепенно . Эффективные приемы работы на данном этапе:
- игры с мячом
- «звуковые часы»
- авторское пособие «разложи картинки»
- скороговорки
- игры с чудесным мешочком и др.
Заключительным этапом работы является формирование коммуникативных умений и навыков. На этом этапе происходит дальнейшее закрепление правильного произношения всех поставленных звуков в связной речи ребенка на более сложном текстовом материале, включая произведения устного народного творчества и художественной литературы5.
В каждом конкретном случае оказание логопедической помощи детям с нарушениями звукопроизношения определяется двумя факторами: во-первых, возрастом ребенка и, во-вторых, самой тяжестью дефекта. Оба фактора необходимо учитывать одновременно.
Важную роль в коррекции звукопроизношения играют родители ребенка. Она заключается, во-первых, в систематическом контроле правильности выполнения ребенком логопедических заданий, во-вторых, в постоянном контроле его речи в обычных жизненных ситуациях - до полного исчезновения в ней звуковых нарушений.
Логопедические и домашние занятия необходимо проводить в игровой форме. Использование игр позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка. Игра развивает язык, а язык организует игру 6.
Выстроенная таким образом работа по коррекции звукопроизношения позволяет максимально эффективно выстраивать работу, получать оптимальные результаты, сократить сроки коррекции.
Залогом успеха коррекционной работы явились: создание тесного эмоционального контакта между логопедом, ребенком и его родителями; учет психолого-педагогических принципов и ведущего типа деятельности дошкольника; соблюдение всех этапов работы; выбор интересных форм организации занятий; разнообразного сочетания специальных приемов работы, позволяющих избежать переутомления.
Список литературы
1. Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику: метод. пособие для дошк. образоват. учреждений. сост. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.- с. 4.
2. Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения: пособие для логопедов дошкольных, школьных и медицинских учреждений.- М.:ГНОМ и Д, 2005.с.- 2
3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб.: Образование, 1994. - с.-168.
4. Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. - М.: Просвещение, 1973.-с.- 39 - 45.
5. Неволина Л.Г. Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. -Л.: ЛГПИ, 1987. с.-80.
6. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи. // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. - М.: Просвещение, 1973. с. - 69 - 72.
1 Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г.Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М.; Просвещение, 1988. - с.- 15
2 Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. - М.: Просвещение, 1973. - с. - 44.
3 Неволина Л.Г. Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. - Л.: ЛГПИ, 1987. - с.- 80.
4 Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи. // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. - М.: Просвещение, 1973. - с.- 69.
5 Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения : пособие для логопедов дошкольных, школьных и медицинских учреждений. - М.:ГНОМ и Д, 2005. -с 2.
6 Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику: метод. пособие для дошк. образоват. учреждений. сост. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.- с.- 4.