УДК 371.7
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ У КАДЕТОВ
DIAGNOSTICS OF CADETS’ LEVEL OF DEVELOPMENT OF VALUABLE ORIENTATIONS FOR A HEALTHY LIFESTYLE
А. М. Игнатьев A. M. Ignatyev
ФГБОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Формирование у подростков ценностных ориентаций на здоровый образ жизни зависит от физкультурно-спортивной работы с ними. Сегодня существует насущная потребность в современных здоровьесберегающих технологиях, в развитии педагогики здоровья.
Abstract. Development of valuable orientations for a healthy lifestyle for teenagers depends on sports and physical training work with them. Nowadays there is a pressing need for modern healthspare technologies, and development of pedagogy of health.
Ключевые слова: ценностные ориентации, здоровый образ жизни, кадетское
образование, диагностика, модель.
Keywords: valuable orientations, healthy lifestyle, cadets ’ education, diagnostics, model.
Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время актуальными являются вопросы, связанные с формированием у подрастающего поколения ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. Интерес к ним определяется первостепенной важностью сохранения здоровья молодых людей, которое сегодня можно определить как критическое. Анализ результатов профилактических осмотров детей, проведенных в Чувашской Республике в 2010 г., свидетельствует о стабильной частоте отклонений в состоянии их здоровья [4].
Объективную причину роста количества заболеваний, ухудшения состояния здоровья школьников ряд ученых усматривает в организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях различного типа [3], [5], [6]. Эта проблема приобретает особую актуальность в кадетских школах и классах. В настоящее время в Чувашской Республике функционирует одна кадетская школа (МОУ «Кадетская школа им. Героя Советского Союза А. В. Кочетова» в г. Чебоксары, где обучаются 195 учащихся). Всего в республике 34 кадетских класса с общей численностью 735 человек. Одной из основных целей кадетского образования является подготовка несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. В этой связи представляется весьма актуальным создание модели формирования у кадетов ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и определение педагогических условий ее успешной реализации.
Формирование у подростков ценностных ориентаций на здоровый образ жизни во многом зависит от содержания физкультурно-спортивной работы с ними. Многие ученые считают, что учащимся необходимо предоставить, исходя из их интересов и способностей, возможность выбора содержания занятий физической культурой и спортом как в урочное, так и во внеурочное время [1], [2].
Целью данного исследования является теоретическая разработка и экспериментальное обоснование педагогических условий, обеспечивающих формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у кадетов в процессе внеклассной работы.
Материал и методика исследований. Анкетирование проводилось с учащимися кадетской школы МОУ «Кадетская школа им. Героя Советского Союза А. В. Кочетова» г. Чебоксары (экспериментальная группа - ЭГ) и кадетского класса МОУ «СОШ № 2» г. Цивильска (контрольная группа - КГ). Все вопросы анкеты были сформулированы на основе материала, который дети проходят по программам ОБЖ и физической культуры в школе.
Результаты исследований и их обсуждение. Рабочая гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у кадетов в процессе внеклассной работы будет более эффективным, если применять следующие педагогические условия:
- формирование у кадетов адекватных представлений о здоровом образе жизни;
- систематическое отслеживание развития физических качеств, функциональных возможностей организма обучающихся с целью выявления объективных изменений в состоянии их здоровья;
- наличие профессионально подготовленных педагогов, обладающих знаниями (естественно-научными и психолого-педагогическими) о здоровье, здоровом образе жизни, а также владеющих технологиями педагогических исследований;
- создание комплексной социально-педагогической и медицинской службы школы с разработанным положением о ее деятельности;
- создание здоровьесберегающего пространства в школе;
- использование в формировании у кадетов ценностных ориентаций на здоровый образ жизни нетрадиционных средств, форм и методов, в частности средств туризма, во внеурочное время.
На наш взгляд, формирование ценностных ориентаций у кадетов нужно начать с выявления степени ее сформированности. Анкета, разработанная нами, позволила выявить у подростков их первоначальный уровень представления о здоровом образе жизни и наличие у них практических навыков ведения здорового образа жизни.
Анализ анкетирования школьников показал следующее. На первый вопрос анкеты «Как Вы относитесь к занятиям физической культурой в школе и внешкольным спортивным секциям?» положительно ответила большая часть респондентов как в экспериментальной, так и в контрольной группах (ЭГ - 55,0 %; КГ - 58,0 %). Но, к сожалению, к занятиям физической культурой в школе и внешкольным спортивным секциям значительная часть подростков относится или безразлично, или отрицательно (в ЭГ: 28,0 % -безразлично, 17,0 % -отрицательно; в КГ: 32,0 % - безразлично, 10,0 % - отрицательно). Анализ причин, из-за которых подростки не занимаются какими-либо формами физкультурных занятий, показал, что часть респондентов не определилась в своих потребностях. Пассивное отношение к занятиям физической культурой можно объяснить недостаточной заинтересованностью школьников, отсутствием сформированной мотивационной ориентации.
На вопрос анкеты «Кто Вам советует заниматься физической культурой и спортом?» около 12,0 % респондентов экспериментальной группы ответили, что советуют родители, а в контрольной группе занимающихся физической культурой и спортом по совету родителей было 20,0 %; по совету друзей в ЭГ - 38,0 %, в КГ - 31,0 %; по совету преподавателя физической культуры в ЭГ - 12,0 %, в КГ - 15,0 %; самостоятельно - 34,0 и 35,0 % соответственно.
Вопрос «Как часто Вы посещаете в качестве зрителя спортивные соревнования на стадионах, во дворцах спорта и т. д.?» вызвал довольно неоднозначную реакцию. У школьников наблюдается заинтересованность в посещении таких соревнований (43,0 % -в ЭГ и 48,0 % - в КГ посещают стадионы и дворцы спорта 1-2 раза в месяц), что, в свою очередь, стимулирует учащихся к занятиям различными видами спорта, но все же больше половины опрошенных посещают стадионы нерегулярно или вообще их не посещают (ЭГ -28,,0 % и 29,0 %; КГ - 35,0 % и 17,0 %).
Вопрос «Какой туризм для Вас более интересный?» позволил нам узнать об образовательном и оздоровительном значении школьного туризма. Ответы подростков показали, что больше половины респондентов акцент делают на физкультурнооздоровительном туризме (ЭГ - 58,0 % и КГ - 65,0 %), хотя часть подростков (ЭГ -
42.0 % и КГ - 35,0 %) за счет туризма хотят повысить свой образовательный уровень.
На вопрос «Оцени свое здоровье по 10-балльной шкале» были получены следующие ответы: оценили свое здоровье на 8 баллов большая часть респондентов (ЭГ - 43,0 % и КГ - 48,0 %), 17,0 % подростков ЭГ и 13,0 % - КГ оценили свое здоровье на 9 баллов, и только 19,0 % учащихся ЭГ и 20,0 % учащихся КГ - на 10 баллов. Остальные респонденты оценили свое здоровье ниже 8 баллов.
Работа над шестым вопросом анкеты дала возможность школьникам определиться с тем, что они вкладывают в понятие «вести здоровый образ жизни». Из всего многообразия ответов мы выделили лидеров по количеству упоминаний. Итак, более 40,0 % респондентов в ЭГ сочетают ведение здорового образа жизни с ежедневными занятиями физической культурой и спортом. Такое же мнение имеют 45,0 % подростков КГ. Подростки ЭГ (14,0 %) отдают предпочтение ответу «отсутствие вредных привычек», а в КГ ответивших так было
9.0 %. Часть респондентов думает, что вести здоровый образ жизни - это нормально питаться, не есть «вредную» пищу и следить за здоровьем (ЭГ - 15,0 % и 17,0 %; КГ - 17,0 % и 15,0 %). В общем, ответы подростков показали, что в формировании здорового образа жизни они делают большой акцент на занятия физической культурой и спортом, а также на отсутствие вредных привычек и на правильном питании, забывая про такие важные понятия, как «полноценный сон» и «прогулки на свежем воздухе».
На вопрос «Сколько уроков физкультуры в неделю Вы хотели бы посещать?»
42.0 % опрошенных подростков ЭГ считают, что два урока в неделю вполне достаточны для поддержания здоровья; около 31,0 % респондентов полагают достаточным три урока физической культуры в неделю, а 18,0 % выбирают четыре урока в неделю. Почти такие же ответы дали и в контрольной группе (38,0, 37,0 и 15,0 % соответствиенно).
На вопрос «Что, по Вашему мнению, школа еще должна сделать для улучшения здоровья учеников?» были получены следующие ответы: 31,0 % опрошенных подростков ЭГ связывают улучшение здоровья учеников в школе с наличием отлично оборудованного спортивного зала, 25,0 % подростков предлагают организовать
нормальное питание школьников, 23,0 % считают, что для улучшения здоровья необходимо
организовать туристские экскурсии и походы на природу, 15,0 % думают, что в школе нужно чаще проводить различные спортивные соревнования. В КГ ответы подростков на этот вопрос разительно отличаются от ответов подростков экспериментальной группы. Только
11.0 % учащихся думают, что для улучшения здоровья нужен отлично оборудованный спортивный зал. На организацию здорового питания, туристских экскурсий и походов на природу указали по 32,0 % респондентов; больше проводить различные спортивные соревнования советовали 21,0 % учащихся.
В своих ответах на вопрос «Какие классные, общешкольные мероприятия прошлых лет, проведенные по проблеме сохранения здоровья и ведения здорового образа жизни, Вам запомнились?» более 35,0 % подростков ЭГ указали на общешкольные соревнования по различным видам спорта. В КГ такой ответ дала четверть опрошенных подростков. Большинство подростков отдают предпочтение общешкольным туристским слетам (ЭГ -
28.0 %; КГ - 38,0 %).
На последний вопрос анкеты «Оцените по 10-балльной шкале соответствие Вашего образа жизни здоровому образу жизни» были получены такие ответы: подавляющее большинство учащихся как в ЭГ, так и КГ оценили свой образ жизни на 5 баллов (по 35,0 %). Только 2,0 % учащихся в ЭГ и 1,0 % в КГ считают, что они ведут здоровый образ жизни (10 баллов). На 9 баллов оценили свой образ жизни 17,0 % респондентов ЭГ и 23,0 % - КГ. На 8 баллах остановились 20,0 % подростков ЭГ и 32,0 % учащихся КГ.
Итак, результаты анкетирования показывают, что сегодня существует насущная потребность в формировании у подростков ценностных ориентаций на правильный образ жизни, в современных здоровьесберегающих технологиях и в помощи учителям в овладении данными технологиями, в развитии педагогики здоровья. С этой целью нами была разработана и апробирована модель по формированию ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у кадетов, позволяющая вооружить их знаниями о здоровом образе жизни, развить у них интерес к сохранению своего здоровья, апробировать механизмы перевода знаний в устойчивую жизненную позицию.
Разработанная модель состоит из четырех узловых компонентов-блоков: целевой, кадровый, организационно-содержательный, технологический.
Целевой блок направлен на раскрытие учащимся понятия «здоровый образ жизни», на комплексное изучение их физического, психического и духовного здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Это является важным педагогическим условием формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни.
Следующим компонентом в разработанной нами модели формирования у кадетов ценностных ориентаций на здоровый образ жизни является кадровый блок. Он выполняет основные функции при создании образовательной и воспитательной системы. Важнейшими педагогическими условиями при этом являются: 1) наличие
профессионально подготовленных педагогов, обладающих знаниями о здоровье, здоровом образе жизни и владеющих технологиями педагогических исследований; 2) создание в школе комплексной социально-педагогической и медицинской службы.
Особое место в модели отводится организационно-содержательному блоку. В рамках этого блока предполагается создание здоровьесберегающего пространства в МОУ «Кадетская школа им. Героя Советского Союза А. В. Кочетова» как необходимого педагогического условия формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у воспитанников.
Важным блоком в разработанной нами модели является технологический блок. В данном блоке как педагогические условия определены основные средства формирования у кадетов ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни. Наряду с традиционными средствами включены и нетрадиционные средства, формы и методы работы, в частности, средства туризма.
Резюме. Без изучения и знания ценностных ориентаций личности, тесно связанных с ее потребностями, трудно понять мотивы поведения и поступков. В своем исследовании мы попытались выявить не только ценностные предпочтения подростков-кадетов по отношению к здоровому образу жизни, но и разработать модель по формированию у них ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, позволяющую, на наш взгляд, вооружить кадетов знаниями о здоровом образе жизни, проявить у них интерес к сохранению своего здоровья, апробировать механизмы перевода знаний в устойчивую жизненную позицию в процессе физкультурно-спортивной работы во внеурочное время.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балъсевич, В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В. К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2006. - 111 с.
2. Лубышева, Л. И. Спортивная культура в школе / Л. И. Лубышева. - М. : НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 174 с.
3. Науменко, Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Ю. В. Науменко // Педагогика. -2005. - № 6. - С. 37-44.
4. Постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 17.06.2011 г. № 243 «О государственном докладе “О состоянии здоровья населения Чувашской Республики в 2010 году”». - 152 с.
5. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. - М. : АРКТИ, 2003. - 270 с.
6. Степанова, М. И. С позиций сбережения детского здоровья: новые шкалы трудности учебных предметов / М. И. Степанова // Директор школы. - 2004. - № 4. - С. 87-91.