Научная статья на тему 'Способ оценки эффективности физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения'

Способ оценки эффективности физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1828
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / СПОСОБ ОЦЕНКИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДИАГНОСТИКА УСЛОВИЙ / ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Левина Ирина Леонидовна, Артемьев Антон Александрович

Важнейшим фактором, определяющим здоровье населения, снижение уровня заболеваемости, являются оптимальная двигательная активность и непрерывное физическое воспитание на этапах онтогенеза. Сотни тысяч детей школьного возраста по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе и, как правило, освобождены от занятий физической культурой. К этому следует добавить слабую материально-техническую и нормативно-правовую базу физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях, а также отсутствие эффективной системы оценки как всей здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, так и ее отдельных компонентов, в частности, физкультурно-оздоровительной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Левина Ирина Леонидовна, Артемьев Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способ оценки эффективности физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения»

РАЗДЕЛ XI

ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 74.02

Левина Ирина Леонидовна

Доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой психолого-физиологических основ физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии, sibir skazka@mail. ги, Новокузнецк

Артемьев Антон Александрович

Аспирант Кузбасской государственной педагогической академии, [email protected], Новокузнецк

СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В СТРУКТУРЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Levina Irina Leonidovna

The doctor of medical sciences managing faculty psychological - physiological bases of physical training of the Kuzbass slate pedagogical academy, [email protected], Novokuznetsk

Artemev Anton Aleksandrovich

The post-graduate student of the Kuzbass state pedagogical academy, [email protected], Novokuznetsk

WAY OF AN ESTIMATION OF EFFICIENCY PHYSICAL CULTURE IMPROVING WORK IN STRUCTURE HEALTH OF SAVING UP ACTIVITY OF SCHOOL

Важнейшим фактором, определяющим здоровье населения, снижение уровня заболеваемости, являются оптимальная двигательная активность и непрерывное физическое воспитание на этапах онтогенеза. Сотни тысяч детей школьного возраста по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе и, как правило, освобождены от занятий физической культурой. К этому следует добавить слабую материально-техническую и нормативно-правовую базу физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях, а также отсутствие эффективной системы оценки как всей здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, так и ее отдельных компонентов, в частности, физкультурно-оздоровительной работы. Указанные недостатки определяют низкие возможности управления качеством физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, исполь-

зования в полной мере возможностей и ресурсов школы и других имеющихся достижений.

Традиционно наиболее информативными считаются показатели динамики состояния здоровья детей, позволяющие количественно оценивать воздействие различных факторов, проводить анализ силы и степени воздействия на здоровье детей. Однако для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по укреплению здоровья обучающихся использование этих показателей недостаточно, т. к. здоровьесберегающая деятельность - сложный, многокомпонентный процесс, результатом которого является целый ряд структурных, организационных, операциональных и функциональных изменений отдельных ее компонентов.

Центром образования и здоровья МО РФ под руководством член-корр. РАО М. М. Безруких была разработана система критериев оценки деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся на основе системы индикаторов. Эта система состоит из шести блоков критериальной оценки и включает в себя 46 показателей. Для каждого показателя предусмотрена балльная оценка, по сумме баллов можно вынести суждение о состоянии здоровьесберегающего потенциала образовательного учреждения. Анализ системы показывает, что с ее помощью можно достаточно точно оценить уровень организации здоровьесберегающей деятельности, но практически невозможно - результат этой деятельности, т. е. динамику состояния здоровья обучающихся и воспитанников.

Другой путь в данном направлении прделожила группа ведущих научных работников и педагогов Кузбасса под руководством д. б. н. проф. Э. М. Казина. Ими разработана система комплексного медико-физиологического мониторинга по параметрам физического развития, психофизиологической и функциональной подготовленности и уровня знаний учащихся по предметам общеобразовательного цикла, которую можно применять в образовательных учреждениях различного уровня (от дошкольного до послевузовского). Система позволяет отслеживать динамику показателей физического и психического здоровья каждого ученика, класса, курса в процессе обучения, а также осуществлять оценку качества знаний, влияния той или иной методики обучения на здоровье ребенка, используя доступные средства измерения, современное информационно-диагностическое и программное обеспечение

В основе методики - тестирование, базирующееся на современных информационно-диагностических технологиях, использующих аппаратно-программное компьютерное обеспечение, позволяющее анализировать особенности индивидуального психофизиологического статуса и степень функциональной подготовленности индивида. Критериями оценки здоровья, индивидуального развития и адаптации служат: весо-ростовые, функциональные и психофизиологические показатели, а также полученные с помощью расчетов их должные значения; показатели физического развития и физической подготовленности; пробы и тесты, характеризующие

адаптационные возможности организма, его работоспособность и выносливость, функциональное состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и нервно-мышечной систем.

Недостатками данной системы являются: во-первых, направленность оценки на конечный результат здоровьесберегающей деятельности - состояние здоровья обучающихся и воспитанников без учета изменений в структурной и организационной составляющих процесса; во-вторых, необходимость использования программно-технического обеспечения и во многом несовершенного периферического оборудования, часто дающего сбои в работе; в-третьих, неоднозначность анализируемых показателей индивидуального психофизиологического статуса, адаптационных возможностей и степени функциональной подготовленности обследуемых; в-четвертых, отсутствие интегрального показателя, позволяющего проводить сравнительный анализ как в динамике лет, так и отдельных образовательных учреждений между собой.

Обидим недостатком анализируемых систем является ориентация на оценку всей здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения без выделения отдельных ее компонентов, в частности, физкультурно-оздоровительной работы, что понижает возможности определения целесообразности, приоритетности и эффективности отдельных мероприятий по сохранению, укреплению и развитию здоровья.

Как известно, процесс физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесберегающей деятельности занимает далеко не последнее место, потому как содержание подобного рода работы может включать в себя не только разнообразные формы двигательной активности, но и профилактические, психолого-педагогические и другие методы, направленные на сохранение, укрепление и развитие здоровья детей и подростков. Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения необходимо оценивать на основании критериально-ориентированной диагностики условий, процесса и результата этой деятельности.

Исходя из вышеизложенного, на кафедре психолого-физиологических основ физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии был разработан способ оценки физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений. Задачей нашей разработки является оценка эффективности физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения на основе анализа процессуальных и содержательных характеристик с использованием критериально-оценочного аппарата, с последующей разработкой плана корригирующих мероприятий для улучшения физической подготовленности, гармонизации физического развития детей, укрепления соматического здоровья обучающихся.

Поставленная задача достигается тем, что эффективность физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения оценивается на основании критериальноориентированной диагностики условий, процесса и результата этой деятельности с использованием трех критериев: ценностно-целевого, организаци-онно-деятельностного и здоровьесберегающего.

Ценностно-целевой критерий (Кщ) определяет общие подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении. Критерий содержит два взаимно дополняемых компонента: ценностный и целевой.

Ценностный компонент оценивается с помощью методики анкетирования и опроса педагогов образовательного учреждения, обучающихся и их родителей. Ценностный компонент оценивается суммой баллов, которую набирают субъекты образовательного процесса, и вычисляется по формуле: Кцен =МАпед. + МАоб. + МАрод, где МАпед. - количество баллов набранных по методике анкетирования педагогами образовательного учреждения; МАоб. - количество баллов набранных по методике анкетирования обучающихся образовательного учреждения; МАрод. - количество баллов набранных по методике опроса родителей обучающихся детей данного образовательного учреждения. Содержание этого компонента позволяет определить место ценности здоровья и здорового образа жизни в системе ценностей субъектов образовательного процесса.

Целевой компонент формируется с помощью статистических форм о наличии и содержании научно-методического сопровождения, материально-технического оснащения физкультурно-оздоровительной работы, содержание мониторинга состояния здоровья детей и подростков. Целевой компонент оценивается суммой баллов, вычисляемой по результатам статистических форм и вычисляется по формуле: Кцел = НМС + МГО + МЗД, где НМС -количество баллов научно-методического сопровождения., полученных по результатам статистических форм; МТО - количество баллов материально-технического оснащения, полученных по результатам статистических форм; МЗД - количество баллов мониторинга состояния здоровья детей, полученных по результатам статистических форм. Содержание этого компонента позволяет определить возможности достижения целей физкультурно-оздоровительной работы стоящие перед образовательным учреждением.

Организационно-деятельностный критерий (Код) позволяет оценить уровень организации и характер деятельности как самого образовательного учреждения, так и субъектов образовательного процесса. Данный критерий оценивается с помощью статистических форм отчетности об уровне организации физкультурно-спортивной деятельности, профилактической работы, спортивных достижений учащихся. По сумме показателей полу чают балльную оценку качества организации физкультурно-оздоровительной работы по следующей формуле: Код. = ФСД + ПР + СДО, где ФСД - количество баллов физкультурно-спортивной деятельности, полученных по результатам

статистических форм; ПР - количество баллов профилактической работы, полученных по результатам статистических форм; СДО - количество баллов спортивных достижений обучающихся, полученных по результатам статистических форм.

Здоровьесберегающий критерий (Кзд) определяет результативность физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении. Его содержание представлено в виде трех компонентов: психологического, физиологического и соматического.

Психологический компонент включает показатели развития личностных качеств по методике Кеттела, показатели адаптации по эмоциональной шкале и показатели мотивированности к занятиям физической культурой и спортом. Содержание этого компонента позволяет дать оценку личностным качествам обучающихся, их эмоциональную уравновешенность, игровую деятельность и мотивированность на занятия физической культурой и спортом.

Физиологический компонент определяется с помощью интегрального коэффициента функционального состояния организма, результатам пробы Штанге и пробы Мастера (Степ-тест).

Соматический компонент определяется по показателям физической подготовленности обучающихся, распределению их по группам здоровья и группам физической культуры.

По результатам трех критериев выносится оценка уровня организации физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательном учреждении с помощью интегрального коэффициента физкультурно-оздоровительной работы, который рассчитывается по формуле:

/ = (Кцен+Кзд) - (Кцел + Код),

где I - интегральный коэффициент физкультурно-оздоровительной работы; Кцен - количество баллов по ценностному компоненту Ценностно-целевого критерия; Кзд - количество баллов по здоровьесберегающему критерию; Кцел - количество баллов по целевому компоненту Ценностноцелевого критерия; Код - количество баллов по организационно-деятельностному критерию.

На основании интегральной оценки выносится общее суждение об уровне организации физкультурно-оздоровительной работы в данном образовательном учреждении (таблица).

Значение интегрального коэффициента.

Значение интегрального коэффициента -1 Уровни организации физкультурно-оздоровительной работы

1 = 0 Оптимальный

1>-12 или 1<12 Допустимый

К-12 или 1>12 Недопустимый

Для оценки эффективности предлагаемого способа было обследовано Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7». В результате внедрения предлагаемого способа в Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Новокузнецка, интегральный коэффициент физкультурно-оздоровительной работы, полученный по результатам оценки, составил (-14), что указывает на то, что уровень организации физкультурно-оздоровительной работы в «Средней общеобразовательной школе № 7» - недопустимый. Проанализировав полученные результаты, были выявлены следующие процессуальные и содержательные недостатки в организации физкультурно-оздоровительной работы данного образовательного учреждения, а именно:

1. Недостатки по ценностно-целевому критерию:

- Количество баллов, набранных по методике анкетирования педагогов МОУ «СОШ № 7» (МАпед.) на начало обследования, составило 4 балла, что указывает на недостаточное отношение педагогов по физической культуре к организации физкультурно-оздоровительной работы. В частности, их не устраивает содержание годового плана физкультурно-оздоровительной работы; сами они не занимаются физической культурой; не принимают участие в спортивно-массовых мероприятиях и не задействованы в пропаганде здорового образа жизни; имеют «вредные привычки» и не считают себя примером для подражания.

- Количество баллов, набранных по методике анкетирования обучающихся этого ОУ (МАоб.), на начало обследования, составило 4 балла, что также указывает на недостаточное отношение обучающихся к организации физкультурно-оздоровительной работы. В частности их не устраивает содержание школьных занятий, они не принимают участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, не занимаются регулярно физической культурой и спортом и не видят смысла в этих мероприятиях.

- Количество баллов, набранных по методике опроса родителей (МОрод.) на начало обследования, составило 2 балла, что указывает на неправильное отношение родителей к организации физкультурно-оздоровительной работы в ОУ и на их отношение в физической культуре и спорту.

- Общий уровень ценностного компонента физкультурно-оздоровительной работы составил 10 баллов, что свидетельствует о необходимости повышения ценности здоровья и оптимизации усилий в организации физкультурно-оздоровительной работы в ОУ.

Недостатки по целевому критерию:

- По результатам статистических форм уровень научно-методического сопровождения (НМС), на начало обследования составляет 3 балла, что указывает на отсутствие методических разработок для родителей и педагогов по данной тематике, неучастие педагогического коллектива в конкурсах, семинарах и конференциях по проблеме физического воспитания, отсутствие семинаров по проблеме здоровья и здорового образа жизни в ОУ.

- Количество баллов, полученных в результате оценки материально-технического оснащения физкультурно-оздоровительной работы (МТО), составило 6 баллов, что свидетельствует о неполноценном состоянии материальной и технической базы физкультурно-оздоровительной работы. В частности, ОУ содержало только 1 спортивный зал, отсутствовал кабинет для реализации программ лечебной физической культуры.

- Оценка наличия и содержания системы мониторинга состояния здоровья детей (МЗД) на начало обследования составила 6 баллов. В ее структуре отсутствовали: диагностика функционального состояния и физической подготовленности, не прослеживалась диагностика мотивированности детей к занятиям физической культурой и спортом.

Общий уровень целевого компонента физкультурно-оздоровительной работы достиг 15 баллов из 30 возможных. Это свидетельствует о необходимости оптимизации усилий в достижении целей физкультурно-оздоровительной работы, которые стоят перед образовательным учреждением.

Таким образом, общая сумма баллов ценностно-целевого критерия, определяемого по формуле Кцц = Кцен +Кцел, составила 25 из 60 возможных баллов.

2. Недостатки по организационно-деятельностному критерию:

- По результатам статистических форм уровень организации физкультурно-спортивной деятельности (ФСД) на начало обследования составлял 4 балла. Набранное количество баллов свидетельствует о малоэффективной организации физкультурно-спортивной деятельности, отсутствии психолого-педагогического сопровождения, профилактических мероприятий, спортивных секций и групп общей физической подготовки, физкультминуток во время урока.

- Уровень организации профилактической работы (ПР) на начало обследования составил 7 баллов, что свидетельствует о наличии системы профилактической работы в ОУ.

- Оценка уровня спортивных достижений обучающихся (СДО) на начало обследования составила 5 баллов.

Общий уровень организационно-деятельностного критерия физкультурно-оздоровительной работы достиг 16 баллов из 30 возможных.

3. Недостатки по здоровьесберегающему критерию, определяющему результативность физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении и включающему три компонента: психологический, физиологический и соматический.

- сумма баллов психологического компонента на начало обследования равна 1, что свидетельствует о низком уровне развития личностных качеств обучающихся, отсутствия мотивированности к занятиям физической культурой и спортом;

- сумма баллов физиологического компонента на начало обследования составила 5 баллов, что указывает на необходимость повышения функци-

онального состояния обучающихся, а также их резервных возможностей организма;

- сумма баллов соматического компонента составила 1 балл, что свидетельствует о низком уровне физической подготовленности и физического развития обучающихся.

Общая сумма баллов здоровьесберегающего критерия по результатам трех компонентов составила 7 баллов.

Таким образом, по результатам трех критериев с помощью интегрального коэффициента физкультурно-оздоровительной работы была получена общая оценка уровня организации физкультурно-оздоровительной работы в ОУ: I = (Кцен + Кзд) - (Кцел + Код) = (10 + 7) - (15 + 16) = -14. Такой низкий балл свидетельствует о том, что уровень организации физкультурно-оздоровительной работы в данном образовательном учреждении недопустимый.

Полученные результаты послужили основанием для разработки и внедрения программы корригирующих мероприятий, направленной на улучшение процессуальных и содержательных характеристик физкультурно-оздоровительной работы на период 2006-2008 гг:

1. В содержание годового плана физкультурно-оздоровительной работы был добавлен 3-й урок по физической культуре, в структуру которого внедрены разнообразные формы психических упражнений, направленных на развитие личностных качеств учащихся. Содержание 3-его урока физической культуры было представлено различными видами спорта (плавание, легкая атлетика, единоборства, спортивные и подвижные игры, гимнастика), что позволило учащимся выбрать для себя наиболее приемлемый вид двигательной активности.

2. Материально-техническая база физкультурно-оздоровительной работы была увеличена за счет привлечения ресурсов (возможностей) социальных партнеров, которыми выступили: лечебно-профилактическое учреждение «Физкультурно-спортивный диспансер» города Новокузнецка, работники которого организовывали занятия с детьми специальной медицинской группы, а также реализовывали программу мониторинга состояния здоровья и физического развития учащихся; детско-юношеские спортивные школы № 4 и № 6, с помощью которых была реализована программа 3-х (дополнительных) уроков физической культуры, кафедра психолого-физиологических основ физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии, сотрудники которой отслеживали развитие личностных качеств учащихся во время реализации программы физкультурно-оздоровительной работы; сотрудники Инспекции по делам несовершеннолетних проводили профилактические беседы с обучающимися и их родителями на тему асоциального поведения и необходимости здорового образа жизни; региональный общественный фонд «Кузбасс без наркотиков» организовывал разнообразные виды физкультурно-спортивных праздников, привлекал выдающихся тренеров, а также проводили массовые мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни среди учащихся и их родителей.

3. Оптимизация научно-методического сопровождения позволила организовать специальные курсы, направленные на формирование ценности здоровья в стенах данного образовательного учреждения для педагогов и родителей. Объем курсов составил 72 часа. Курсы были проведены на факультете физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии. На них были освещены такие вопросы как организация ЛФК в школе и дома, необходимость двигательной активности, режим учебы и отдыха детей школьного возраста и многие другие. Это позволило оптимизировать деятельность родителей и педагогов в деле сохранения и укрепления здоровья детей.

Повторная оценка физкультурно-оздоровительной работы, проведенная в конце учебного года, показала эффективность внедрения корригирующих мероприятий. Наметилась динамика роста по всем критериям:

- Общая сумма баллов ценностного компонента ценностно-целевого критерия составила 25 баллов при 30 возможных.

- Сумма баллов целевого компонента ценностно-целевого критерия составила 28 баллов при 30 возможных. Таким образом, сумма баллов ценностно-целевого критерия составила 53 балла при 60 возможных.

- Сумма баллов, полученная при повторном обследовании организационно-деятельностного критерия, составила 26 баллов при 30 возможных.

- Сумма баллов здоровьесберегающего критерия достигла 25 баллов при 30 возможных.

- Общая сумма интегрального коэффициента физкультурно-оздоровительной работы составила: I = (Кцен + Кзд) - (Кцел + Код) = -4, что свидетельствует о допустимом уровне организации физкультурно-оздоровительной работы, и, соответственно, об эффективности проведенных корригирующих мероприятий в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 7».

Таким образом, разработанный нами способ обеспечивает не только оценку физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесберегающей деятельности ОУ, но и выявляет недостатки в организации физкультурно-оздоровительной работы. На основании выявленных недостатков составляется программа корригирующих мероприятий, что в целом обеспечивает повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении.

Библиографический список

1. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков [Текст] / Под ред. проф. В. Р. Кучмы. М.: ВУНМЦ М3 РФ, 1999. - 608 с.

2. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования [Текст] / Под ред. академика РАО М. М. Безруких. М.: Моск. гор. фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. - 380 с.

В. О. Штумф

3. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях: методической пособие [Текст] / Под ред. Э. М. Казина. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2006. - 213 с.

УДК 159.922.762:616.89-008.453

Штумф Валентина Оскаровна

Старший преподаватель кафедры психологии детства Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, [email protected], Красноярск

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ ОБМАНА ЧАСТО БОЛЕЮЩИМИ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Shtumf Valentina Oskarovna

Senior lecturer of chair of psychology of the childhood of Krasnoyarsk State Pedagogical University ofV. P. Astafyev, [email protected], Krasnoyarsk

INFLUENCE OF PARENTAL ATTITUDE ON PARTICULARITY UNDERSTANDING BY CASES OF FRAUD OF OFTEN BEING ILL OLDER PRESCHOOLERS

Обман является распространенным и специфическим феноменом социальной жизни. Понимание ребенком обмана отражает уровень его когнитивного развития и необходимо для его лучшей ориентации в окружающей действительности и адаптации к ней [1; 7].

В старшем дошкольном возрасте у ребенка активно идет процесс когнитивного развития (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. С. Мухина, Е. А. Серги-енко). Развиваются все психические процессы, возникает и совершенствуется первая модель мира - система представлений об окружающей действительности, собственных возможностях и отношениях с другими. Наличие комплекса дезадаптирующих элементов, характерных для особой ситуации развития часто болеющего ребенка, как правило, неблагоприятно сказывается на физическом и психологическом здоровье ребенка, а вместе с ним и общества в целом [2; 4; 5].

Наиболее важным и значимым компонентом психологической помощи часто болеющим детям, по мнению Д. Н. Исаева, В. В. Николаевой и др., является позитивное изменение социальной ситуации развития ребенка, способствующей преодолению им ситуации болезни. Ряд исследователей (Г. А. Арина, Н. А. Коваленко, В. В. Николаева, А. А. Михеева, Е. О. Смирнова, С. М. Чечельницкая, В. Н. Касаткин, И. Г. Киян, И. В. Равич-Щербо,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.