КОНТ тнгтт
Рябова Н. В., Гамаюнова А. Н. Проектирование новых видов деятельности дефектолога образовательного учреждения // Концепт. - 2012. - № 6 (июнь). - ART 12071. - 0,6 п. л. - URL: http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12071.htm. - Гос. научно метоаичесюш электронный журнал реГ Эл № фс 77-46214. - ISSN 2304-120X.
ART 12071 УДК 376:111.6
Рябова Наталья Владимировна,
доктор педагогических наук, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальных методик ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск [email protected]
Гамаюнова Антонина Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальных методик ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск [email protected]
Проектирование новых видов деятельности
дефектолога образовательного учреждения
Аннотация. В статье раскрыты теоретические основы проектирования новых видов педагогической деятельности дефектолога: деятельности по социальнобытовой ориентации и деятельности по здоровьесбережению учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: деятельность, педагогическая деятельность, деятельность по социально-бытовой ориентации учащихся, деятельность по здоровьесбереже-нию учащихся, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека, поэтому одной из приоритетных задач нашего государства является обеспечение каждому ребенку, в том числе ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), гарантированного права на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Категория детей с ОВЗ многообразна - это дети с умственной отсталостью, задержкой психического развития, нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; комплексными нарушениями развития.
Сегодня в рамках государственной политики намечена не только помощь людям с ОВЗ, но и обеспечение им, наравне с другими гражданами, возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных как международными правовыми актами («Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», «Декларация о правах инвалидов»), так и Конституцией РФ.
В обществе создаются условия, позволяющие каждому ребенку, подростку, юноше с ОВЗ интегрироваться и утвердиться в социуме. Решение этой задачи напрямую связано с осуществлением социализирующей функции школы, продуктивное выполнение которой напрямую зависит от квалификации и личности учителя. Только специально подготовленный педагог сможет обеспечить такому ребенку помощь и поддержку, психолого-педагогическое сопровождение в его взаимодействии с обществом. Поэтому возникает необходимость выделения и теоретического обоснования инновационных видов педагогической деятельности. Таковыми мы считаем деятельности по социально-бытовой ориентации и здоровьесбережению учащихся с ОВЗ.
В философском смысле категория «деятельность» представляет специфическую форму активного отношения человека к окружающему миру, регулируемую сознаваемой целью. Роль деятельности в становлении личности человека, ее структура, компоненты представлены в трудах многих философов, психологов, педагогов
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12071.htm
КОНТ тнгтт
Рябова Н. В., Гамаюнова А. Н. Проектирование новых видов деятельности дефектолога образовательного учреждения // Концепт. - 2012. - № 6 (июнь). - ART 12071. - 0,6 п. л. - URL: http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12071.htm. - Гос. научно метооическии электронный журнал реГ Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2304-120X.
ART 12071 УДК 376:111.6
(Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя,
A. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин [1-12] и др.).
В качестве исходного понимания деятельности мы придерживаемся учения о деятельности, разработанного А. Н. Леонтьевым. По мнению ученого, жизнь человека складывается из системы иерархически сменяющих друг друга деятельностей. Процесс деятельности выступает и как процесс активного вмешательства субъекта в мир вещей, и как процесс отражения предметного мира в сознании. Деятельность - это «...система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие».
Элементы деятельности с заданным порядком следования образуют систему. Вначале возникает потребность в деятельности, затем формируется мотивация (совокупность мотивов; мотив - то, ради чего совершается деятельность), определяется цель, ставятся задачи, с помощью операций совершаются действия по их решению. В результате возникает продукт деятельности. Любая деятельность протекает в определенных внешних и внутренних условиях, без учета которых невозможно осуществить никакой вид деятельности. Многообразие предметов деятельности определяет и видовое ее многообразие. На основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М. С. Каганом и Н. Е. Щурковой,
B. А. Сластенин приводит классификацию развивающих видов деятельности: познавательная, трудовая, художественная, спортивная, общественная, ценностноориентационная, коммуникативная [13].
Cоциально-бытовая деятельность, которую мы выделяем как особый вид деятельности, представляет собой разновидность деятельности человека, осуществляемой в социально-бытовой сфере. Она обусловливается биологическими, социальными и познавательными потребностями, мотивирована на получение конкретного продукта. В качестве цели деятельности выступает конкретный продукт, получаемый посредством решения специфических задач, с учетом внешних и внутренних условий протекания деятельности. Для получения конечного продукта социально-бытовой деятельности человек должен выполнить конкретные бытовые процессы, основу которых составляют определенные трудовые и технологические процессы, требующие специфических знаний и умений. К средствам социально-бытовой деятельности относят специфические материальные, материализованные и идеальные (познавательные) объекты.
Здоровьесберегающую деятельность также можно считать особым видом деятельности со своими целями, содержанием, мотивами, задачами, продуктом.
Диапазон целей здоровьесберегающей деятельности широк - от генеральной (формирование специфической деятельности личности и общества, основанной на ответственном отношении к собственному здоровью и здоровью окружающих, направленной на становление потребности вести здоровый образ жизни) до конкретных (оперативных) целей. Например, освоение приемов точечного массажа или ведение дневника здоровья и т. д.
Мотивы деятельности по сохранению, укреплению, развитию здоровья разнообразны. Это естественно-биологические, социальные, личностные, профессиональные мотивы. Задачи также разнообразны - от анализа объекта предстоящей деятельности до анализа, самоанализа, самооценки ее результатов.
Продуктом здоровьесберегающей деятельности личности являются знания, овладение способами здоровьесбережения, личностные качества, способствующие организации и ведению здорового образа жизни (подробно см. в [14]).
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12071.htm
КОНТ тнгтт
Рябова Н. В., Гамаюнова А. Н. Проектирование новых видов деятельности дефектолога образовательного учреждения // Концепт. - 2012. - № 6 (июнь). - ART 12071. - 0,6 п. л. - URL: http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12071.htm. - Гос. научно метооическии электронный журнал реГ Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2304-120X.
ART 12071 УДК 376:111.6
Характеристика социально-бытовой и здоровьесберегающей деятельностей служит основой при проектировании педагогической деятельности по социальнобытовой ориентации и здоровьесбережению учащихся с ОВЗ.
Исследованию многогранности педагогической деятельности уделялось значительное внимание в отечественной науке, в частности - в работах таких педагогов и психологов, как Ю. В. Варданян, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Н. Н. Никитина, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков, Г. И. Щукина [15-22] и др. При этом ее содержание и структура рассматриваются посредством различной терминологии: через умения, качества, компоненты, функции и др.
Анализ литературы позволяет констатировать, что педагогическая деятельность является специфической профессиональной деятельностью, имеющей свою структуру (цель - мотив - содержание - предметные действия - умения - результат), функциональное назначение (конструктивная, организаторская, коммуникативная, информационная, развивающая, ориентационная, мобилизационная, исследовательская и др.). Специфические свойства педагогической деятельности выражаются в педагогическом действии (совокупность таких действий представляет собой педагогические умения), выступающем в форме решения педагогической задачи; законченный цикл решения задачи совпадает с компонентами педагогической деятельности, поэтому в качестве приоритетных компонентов выделяют конструктивные, организаторские, коммуникативные и др. Вместе с тем, компоненты педагогической деятельности, обеспечивая ее целостность, в то же время отражают ее многофункциональный характер, выступая в качестве самостоятельных видов деятельности.
На основании характеристик исследуемых типов деятельности (социальнобытовой и педагогической) раскроем сущность педагогической деятельности по социально-бытовой ориентации учащегося с ОВЗ.
Н. М. Назарова указывала на то, что профессиональная деятельность педагога-дефектолога (специального педагога) выходит за рамки традиционной учительской деятельности, она тесно взаимодействует с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами, «не учительской деятельности» [23].
Педагогическая деятельность педагога по социально-бытовой ориентации учащегося является составной частью его профессиональной деятельности, на освоение которой нацеливает Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» [24]. Быть готовым к какой-либо деятельности -значит обладать качествами, знаниями и умениями, необходимыми для выполнения функций ее субъекта. В педагогической деятельности по социально-бытовой ориентации учащегося педагог выступает, с одной стороны, субъектом профессиональной педагогической деятельности, а с другой - социально-бытовой деятельности. Поэтому он должен обладать качествами, присущими для осуществления и той, и другой деятельности. Как субъекту профессиональной деятельности ему необходимо уметь разрабатывать и использовать имеющиеся в педагогической практике технологии социальнобытовой ориентации детей с ОВЗ. Как субъект социально-бытовой деятельности педагогу важно задавать образец деятельности и отношений, адекватных образцам социально-бытовой деятельности и межличностных отношений в социально-бытовой среде, которые присваивают дети.
Основной целью педагогической деятельности по социально-бытовой ориентации учащегося является формирование у ребенка готовности к такой ориентации, пред-
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12071.htm
КОНТ тнгтт
Рябова Н. В., Гамаюнова А. Н. Проектирование новых видов деятельности дефектолога образовательного учреждения // Концепт. - 2012. - № 6 (июнь). - ART 12071. - 0,6 п. л. - URL: http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12071.htm. - Гос. научно метооическии электронный журнал реГ Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2304-120X.
ART 12071 УДК 376:111.6
полагающее наличие когнитивного, деятельностного, личностно-значимого и эмоционально-ценностного компонентов. Для достижения обозначенной цели важно представить ее в виде педагогических задач. Во-первых, в процессе педагогической деятельности дефектолог должен формировать у школьника с ОВЗ личностнозначимые качества, позволяющие успешно адаптироваться в обществе (например, устойчивое мировоззрение; социальные и нравственные убеждения; гибкость в любой социально-бытовой ситуации; способность к усвоению новой информации; самостоятельность; потребность доводить начатое дело до логического завершения; инициативность; социальная ответственность и др.). Во-вторых, формировать знания и умения, позволяющие ребенку включиться в окружающую социально-бытовую среду (это предполагает формирование знаний об окружающих предметах и явлениях; о людях, составляющих ближайшее окружение; социальных ролях; предметах и явлениях более широкого окружения; о нормах межличностного и делового общения; нормативноправовых документах, регламентирующих деятельность различных учреждений и организаций, а также формирование умений воспринимать, анализировать и сравнивать предметы, явления окружающей действительности; включать новые знания в систему уже имеющихся; прогнозировать поведение человека в соответствии с различными социальными ролями; общаться со знакомыми и незнакомыми людьми). В-третьих, формировать знания и умения, позволяющие выпускнику специальной школы овладевать основными видами социально-бытовой деятельности, а также формирование общетрудовых и социально-бытовых умений.
Реализация содержания возможна при наличии сформированности у будущего педагога следующей системы общекультурных, социокультурных, человековедческих знаний: философские и нравственно-этические основы специальной педагогики; медицинские основы дефектологии; социально-экономические и правовые основы специального образования; психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ; основы управления специальным образованием; основы организации коррекционнообразовательной деятельности в специальных образовательных учреждениях; методические основы организации и проведения коррекционно-образовательного процесса в системе социально-бытовой ориентации.
Реализация этих знаний осуществляется в ходе урочной и внеурочной деятельности, а также в работе с родителями учащихся.
В специальной школе эту деятельность осуществляют такие педагогические работники, как учителя, воспитатели, психологи, социальные работники, логопеды и др.
Нами определена система педагогических действий педагога, осуществляющего прогностическую, проектировочную, конструктивную, организаторскую, коммуникативную и рефлексивные функции в структуре педагогической деятельности по социально-бытовой ориентации учащегося.
Выделенные нами действия сгруппированы в систему умений: конструктивные, организаторские, специальные (обеспечивающие реализацию в деятельности педагога коррекционных задач, специфичных для специальных образовательных учреждений).
Результаты деятельности педагога по социально-бытовой ориентации учащегося могут быть представлены следующим образом:
- позитивные изменения, происходящие в личности учащегося;
- изменения личности самого педагога, что происходит посредством приобретения новых предметных и методических знаний, практико-ориентированных умений;
- создание средств педагогической деятельности;
- создание предметов потребления для пользования в педагогическом процессе;
гм yj nj
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12071.htm
КОНТ тнгтт
Рябова Н. В., Гамаюнова А. Н. Проектирование новых видов деятельности дефектолога образовательного учреждения // Концепт. - 2012. - № 6 (июнь). - ART 12071. - 0,6 п. л. - URL: http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12071.htm. - Гос. научно метооическии электронный журнал реГ Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2304-120X.
ART 12071 УДК 376:111.6
- собственный профессиональный рост педагога;
- продукт конкретной социально-бытовой деятельности.
Реализация педагогом педагогической деятельности по социально-бытовой ориентации учащегося с ОВЗ будет успешной при соблюдении следующих условий:
- при наличии комфортной среды, позволяющей эффективно формировать готовность школьника к включению в окружающий социум. Комфортная среда, окружающая детей, представляет собой совокупность всех условий жизнедеятельности, где проявляются особенности поведения, формируется эмоциональное отношение к практической деятельности, своей жизни и лицам, принимающим в ней участие;
- при целенаправленной организации деятельности всего педагогического коллектива (психолог, логопед, социальный педагог, учителя-предметники). Педагогический коллектив реализует образовательные, воспитательные и коррекционные задачи, создает единую педагогическую среду, окружающую детей в специальной школе, обеспечивает атмосферу доброжелательности на всем педагогическом пространстве, мотивирует деятельность детей, организует ее и стимулирует их активность;
- в-третьих, при привлечении родителей к работе по социально-бытовой ориентации своих детей. Основные направления работы педагога с родителями воспитанников могут быть представлены следующим образом:
- психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, индивидуальных бесед;
- изучение семейной атмосферы, формы общения с ребенком, взаимоотношений в семье, с соседями;
- оказание методической помощи в организации и совместном проведении родителями свободного времени с детьми;
- защита интересов и прав ребенка «в трудных семьях».
При проектировании педагогической деятельности по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни учащихся (ЗОЖ) с ОВЗ основой является здоровьесберегающая деятельность.
Ученые-дефектологи, рассматривая профессиональную деятельность учителей специальных школ, отмечают ее многоаспектность и полифункциональность. Учитель выступает как государственный служащий, как социальный работник, как педагог-дефектолог и реабилитолог и как социальный педагог (А. Д. Гонеев) [25].
Педагогическая деятельность дефектолога по здоровьесбережению учащихся специальных (коррекционных) школ является частью его профессиональной деятельности, регламентируемой Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» [26]. Блок медицинских дисциплин дает студентам знания о человеке, его функциональных системах в норме и патологии, основ гигиены, профилактике и лечении наиболее распространенных заболеваний. Педагог должен обладать качествами, знаниями и умениями как субъект профессиональной педагогической деятельности, так и субъект здоровьесберегающей деятельности. Как будущий профессионал, студент должен уметь разрабатывать и использовать имеющиеся в педагогической практике здоровьесберегающие технологии (комплекс средств и мероприятий, направленный на укрепление психофизического здоровья детей). Как субъект и объект здоровьесберегающей деятельности студент должен владеть определенными способами здоровьесберегающей деятельности, приобрести и развить необходимые качества, способствую-
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12071.htm
КОНТ тнгтт
Рябова Н. В., Гамаюнова А. Н. Проектирование новых видов деятельности дефектолога образовательного учреждения // Концепт. - 2012. - № 6 (июнь). - ART 12071. - 0,6 п. л. - URL: http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12071.htm. - Гос. научно метооическии электронный журнал реГ Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2304-120X.
ART 12071 УДК 376:111.6
щие организации и ведению ЗОЖ, отношений, адекватных тем, которые присваивают дети, включенные в образовательную здоровьесберегающую среду.
Основную цель педагогической деятельности по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни у учащихся специальных школ мы определяем как обучение каждого учащегося способам, поддержания и сохранения здоровья, его воспитание и развитие на основе здоровьесберегающих знаний, умений и навыков, а также эмоционально-ценностных отношений к своему здоровью и здоровью других людей, что будет способствовать основной цели обучения и воспитания - достижения им максимально возможной самостоятельности и независимой жизни.
Педагогические задачи:
- коррекционно-образовательные: формирование знаний об организме человека, его функционировании в разных социоприродных условиях, факторах здоровья и здорового образа жизни;
- коррекционно-развивающие связаны с коррекцией и развитием у школьников познавательных процессов - восприятия, внимания, мышления, памяти - на основе установления взаимосвязи организма человека с окружающей средой; обогащением эмоциональной сферы; развитии воли при принятии компонентов здорового образа жизни;
- коррекционно-воспитательные задачи заключаются в формировании личности, адаптированной к природным и социоприродным условиям, ответственно относящейся к своему здоровью и здоровью других людей, укрепляющей свое физическое здоровье, стремящейся к охране ближайшей окружающей среды.
Для реализации содержательной стороны деятельности по формированию ЗОЖ у педагога-дефектолога должна быть сформирована система знаний - метазнания, фундаментальные, общепрофессиональные, специальные, интегрированные предметные, методические знания, реализуемые как в ходе учебной, так и внеучебной деятельности (игры, тренировки, соревнования, кружки, занятия изобразительным искусством и т. д.). Умения как способ действия необходимые дефектологу нами сгруппированы в систему по ведущему признаку деятельности. Это: здоровьесберегающие умения и навыки (умение позитивно относиться к своему здоровью и заботиться о нем; владение современными доступными способами диагностики уровня здоровья, физического и психического развития организма; знание и применение оздоровительных методик совершенствования основных физических качеств, коррекции опорно-двигательного аппарата, психотехники, включающей резервные возможности психики; владение умениями и навыками ЗОЖ в области личной гигиены, питания, обеспечения личной безопасности жизни и жизни своих воспитанников, профилактике заболеваний и оказания первой медицинской помощи; владение народными способами оздоровления; наличие элементов половой культуры и поведения; владение способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержания здоровья; умение ставить педагогические задачи с учетом индивидуальных особенностей семьи, проектировать индивидуальные траектории развития и совершенствования способов сохранения здоровья; владение основами управления здоровьесберегающей образовательной средой). Кроме того, это организационные, аналитические, проектировочные, прогностические, коммуникативные, регулировочно-коррекционные и оценочные умения.
Результаты деятельности дефектолога по формированию ценностей здоровья и ЗОЖ можно оценить по ряду признаков
- изменение внешнего вида детей (опрятность, манера поведения, осанка, пластика движений и т. д.);
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12071.htm
КОНТ тнгтт
Рябова Н. В., Гамаюнова А. Н. Проектирование новых видов деятельности дефектолога образовательного учреждения // Концепт. - 2012. - № 6 (июнь). - ART 12071. - 0,6 п. л. - URL: http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12071.htm. - Гос. научно метооическии электронный журнал реГ Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2304-120X.
ART 12071 УДК 376:111.6
- мониторинг динамики интеллектуального, физического, психического развития детей (интерес к компонентам ЗОЖ, осознанный выбор ценностных ориентаций, отказ от вредных привычек, освоение доступных форм снятия и предупреждения стресса, стабилизация эмоционального состояния и т. д.);
- изменение личности самого педагога (приобретение новых предметных и методических знаний, улучшение показателей здоровья, форм общения с детьми);
- изменения в сфере общения, расширение межличностных контактов, сферы общения, характера взаимодействия, в социометрическом статусе группы);
- изменения в оценке самого себя, в динамике Я-концепции, способности к рефлексии и самосовершенствованию.
- Реализация дефектологом педагогической деятельности по формированию ценностей здоровья и ЗОЖ у учащихся с ОВЗ будет успешной при соблюдении следующих условий.
1. Осуществление деятельности на основе системного личностно-ориентированного, эмоционально-ценностного, культурологического, регионального, подходов.
2. Создание в школе здоровьесберегающей среды, т. е. среды, не провоцирующей ухудшение здоровья каждого из участников педагогического процесса, а по мере возможности укрепляющего и развивающего его, активизация всех ресурсов по поддержанию ЗОЖ, грамотное управление ими.
3. Систематическое и системное изучение здоровьесберегающей деятельности всех участников образовательного процесса, слежение за промежуточными и конечными результатами по физическим и психологическим показателям (валео-психологический мониторинг).
4. Ориентирование учащихся на ЗОЖ, формирование готовности к такой ориентации, которая включает когнитивный, деятельностный, личностно-значимый и эмоционально-ценностный компоненты.
Таким образом, исследование педагогической деятельности по социальнобытовой ориентации и здоровьесбережению учащегося осуществляется нами в рамках теории деятельности. С учетом положений психологической и педагогической наук нами рассмотрено психологическое строение деятельности, изучена ее модель, служащая основой для проектирования педагогической деятельности по социально-бытовой ориентации и здоровьесбережению учащегося. Системный подход позволил нам, с одной стороны, рассмотреть деятельность как систему, выделив основные структурные элементы и функциональные компоненты; с другой стороны -рассмотреть педагогическую деятельность как интегративную, основу которой составляют социально-бытовая, здоровьесберегающая и педагогическая деятельности.
Ссылки на источники
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1980. - 232 с.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. - М.: Педагогика, 1983. - 340 с.
3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
4. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. Избранные психологические труды. -М.: Институт практической психологии, 2000. - 480 с.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002. - 384 с.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл; Академия, 2005. - 352 с.
7. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1999. - 349 с.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с.
9. Хуторской А. В. Современная дидактика. - М.: Высш. шк., 2007. - 639 с.
10. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996. - 320 с.
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12071.htm
КОНТ тнгтт
научно-методический электронный журнал ART 12071 УДК 376:111.6
Рябова Н. В., Гамаюнова А. Н. Проектирование новых видов деятельности дефектолога образовательного учреждения // Концепт. - 2012. - № 6 (июнь). - ART 12071. - 0,6 п. л. - URL: http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12071.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2304-120X.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20. 21. 22. 23.
24.
25.
26.
Щукина Г. И. Деятельность - основа педагогического процесса // Сов. педагогика. - 1982. - № 8. - С.74-77.
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1989. - 302 с.
Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. - М.: Академия, 2007. - 576 с.
Рябова, Н. В., Гамаюнова А. Н. Проектирование педагогической деятельности дефектолога: теоретические аспекты: монография. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2010. - 99 с.
Варданян Ю. В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога. - М.: Изд-во МПГУ, 1998. - 180 с.
Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. - Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. - 184 с. Маркова А. К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004. -320 с.
Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. -М.: Академия, 2004. - 224 с.
Сластенин В. А. Указ. соч.
Шадриков В. Д. Указ. соч.
Щукина Г. И. Указ. соч.
Назарова Н. М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки. - М.: НПЦ Коррекция, 1992. - 163 с.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / Специальность 001700 Олигофренопедагогика. - М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2005. - 26 с.
Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. - М.: Академия, 1999. - 280 с.
Государственный образовательный стандарт. Указ. соч.
Ryabova Natalia,
doctor of pedagogical sciences, manager of chair of the Correctional Pedagogics and Special Techniques of the Mordovian State Pedagogical Institute after M. E. Evseviev (MordGPI), Saransk [email protected] Gamayunova Antonina,
candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the Correctional Pedagogics and Special Techniques Department of the Mordovian State Pedagogical Institute after M. E. Evseviev (MordGPI), Saransk [email protected]
Design of new kinds of activity of defectologist of educational institution Abstract. In article theoretical bases of design of new types of pedagogical activity of teacher-defectoloqist are opened: activities for social orientation and health care activities of pupils with limited possibilities of health.
Keywords: activity, pedagogical activity, activities for social orientation of pupils, health care activities of pupils, pupils with limited possibilities of health.
ISSN 2304-120X
977230412012806
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12071.htm