Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VALUE / VALUE ORIENTATION / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапина Елена Владимировна, Обухова Людмила Александровна, Мезинов Владимир Николаевич, Маркова Светлана Витальевна

Статья посвящена некоторым вопросам анализа современного состояния системы профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапина Елена Владимировна, Обухова Людмила Александровна, Мезинов Владимир Николаевич, Маркова Светлана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ANALYSIS OF CURRENT STATE SYSTEM OF VO-CATIONAL SIGNIFICANT VALUES TEACHER

The article is devoted to some problems of analysis of the current state of professionally significant values of the teacher in-service training system.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГА»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ _ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГА

Лапина Елена Владимировна

Канд. пед. наук, начальник отдела организации повышения квалификации и пере-подготовки педагогических кадров общего образования ГБУДПО Воронежской области «Институт развития образования», г. Воронеж

Обухова Людмила Александровна

Докт. пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального общего образования ГБУДПО Воронежской области «Институт развития образования», г. Воронеж

Мезинов Владимир Николаевич

Докт. пед. наук, профессор кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г. Елец

Маркова Светлана Витальевна

Канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г. Елец

THEORETICAL ANALYSIS OF CURRENT STATE SYSTEM OF VO-CATIONAL SIGNIFICANT VALUES TEACHER Lapina Elena, Kand. ped. Sciences, head of the organization of training and retraining of teachers of general education GBUDPO Voronezh Region «Insti-tute for the Development of Education» Voronezh

Obukhova Ludmila, Khim. ped. Sciences, Professor, Head. Department of Pedagogy and Methods of preschool and primary education GBUDPO Voro-nezh Region «Institute for the Development of Education» Voronezh Mezinov Vladimir, Khim. ped., professor of psychology and pedagogy VPO «Yelets State University I.A. Bunin «Yelets Markova Svetlana, Kand. ped. professor of early childhood and special edu-cation VPO «Yelets State University I.A Bunin «Yelets АННОТАЦИЯ

Статья посвящена некоторым вопросам анализа современного состо-яния системы профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации. ABSTRACT

The article is devoted to some problems of analysis of the current state of professionally significant values of the teacher in-service training system.

Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, ценностная направленность, профессио-нально значимые ценности.

Keywords: value, value orientation, value orientation, professionally significant values.

Как неотъемлемая часть системы образования, система повышения квалификации педагогических работников зародилась в дореволюционной России более века назад. Она развивалась на различных уровнях и в раз-личных формах. На уровне учебных заведений - это педагогические советы, методические комиссии, посещение уроков и их анализ, обмен опытом работы, педагогические библиотеки и выставки, на уездном и губернском уровне — съезды, курсы, совещания, конференции, экскурсии. Проведём исследование развития системы повышения квалификации педагогических работников с позиции ценностно-смысловых установок на примере Воро-нежской области, так как черты изменений в этом регионе будут характер-ны для всех регионов России.

Взятый в обществе курс на подготовку самостоятельно мыслящего, профессионально активного педагога стимулировал поиск новых моделей повышения квалификации педагогических работников. В каждой модели с позиции выбранных научных подходов рассматриваются профессиональные запросы обучающихся и на этой базе подбираются содержание и

методика специальноорганизованного процесса повышения квалификации. Концептуальную принадлежность каждой модели к какому-либо одному научному подходу современной педагогики трудно установить, разнородность встречающихся положений больше говорит о стратегии соединения, нежели об особенности основных позиций. Изучать педагогиче-ские проблемы целесообразнее с позиций различных научных подходов. [2, с.22-27].

В зависимости от теоретико-методологических подходов, в рамках каждой модели обнаруживаются различные задачи повышения квалификации. Одни научные подходы рассматривают проблему с точки зрения финансовых и правовых моментов, другие - с точки зрения интересов развития ребенка, третьи - с позиций дидактики. Так, поведенческий подход (А.Бек) рассматривает повышение квалификации в контексте общей трансформации, изменения профессионального поведения учителя на основе коррекции профессиональных ценностных установок [6, с.27-30].

Каждое профессиональное сообщество имеет четко определенные главные ценности, с которыми члены

этого профессионального кластера в целом согласны, есть такие профессиональные ценности и у педагогов. Сформированные профессиональные ценности становятся основой профессиональной позиции личности педагога, определяет характер построения взаимоотношения между субъектами образовательного процесса. Ос-новы аксиологического подхода в образовании разработаны в научных работах Исаева И.Ф., Сагатовского В.Н., Слободчикова В.И., Тугаринова В.П. и др. Учитывая, что при проведении исследования мы пользуемся материалами научных трудов различных учёных, отметим, что часто одни и те же понятия определяются разными терминами. Так А.Маслов не раз-де-лял этих понятий, добавляя к ним понятие «мотив» [1, с.163]. А.Н. Леонтьев отождествлял понятия «ценностные ориентации» и «ценностные смыс-лы» [7, с.242]. Есть исследования, в которых одно понятие определяется через другое [3, с.40-46]. Это справедливо и для понятий, используемым в нашем исследовании: «ценность», «ценностные ориентации», «ценностная направленность». В нашем исследовании в понятие «профессионально значимые ценности педагога» мы будем включать» ценностные установки, ценностные ориентации, ценностную направленность педагога в профессиональной деятельности. Кроме того, профессиональные затруднения педагогов, выявленные самостоятельно и предъявленные при ранжировании для их преодоления в процессе повышения квалификации будем считать профессионально значимыми ценностями педагога.

При определении современного состояния развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации мы использовали исследования в области повышения квалификации, проведённые Национальным фондом подготовки кадров, Институтом социоло-гии образования РАО и дан-

Если смотреть на результаты исследования с точки зрения результативности, то в целом процесс повышения квалификации можно считать состоявшимися: более половины педагогов получили новую информацию, почти половина повысила уровень технологической, предметной и методической подготовки. Проанализируем данные таблицы1 с позиции аксиологического подхода. Можно констатировать, что 5% слушателей провели обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету, или без личных интересов и выгод. Они посещали курсы повышения квалификации только для социальной идентификации или по принуждению (под давлением).

Попытаемся ответить на вопросы: Почему только часть педагогов удовлетворила свои профессиональ-

ные опроса и анкетирования педагогов до-школьного и начального общего образования, повысивших свою квалификацию со второго полугодия 2011г. по конец первого полугодия 2014г. в Воронежском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВОИПК и ПРО). За этот период повысили квалификацию 1350 учителей начальных классов и 2950 педагогов дошкольных образовательных организаций, из них принимали участие в анкетировании 750 учителей начальных классов и 750 педагогов дошкольных образовательных организаций. Исследование проводилось количественными (анкетирование) и качественными (интервью) методами, которые дополняли друг друга. Мониторинг применяется нами к процессу повышения квалификации, изменяющемуся под влиянием разнообразных внутренних и внешних для управляемой системы повышения ква-лифика-ции факторов, в том числе случайных, значимость и динамика которых не могут быть однозначно определены заранее и использовался как инстру-мент получения информации, необходимой для рения проблемы исследо-вания.

Объект мониторинга представлен системой значимых ценностных показателей педагогов дошкольного и начального общего образования. Данные мониторинга будут сравниваться между собой.

По результатам исследования Национального фонда подготовки кадров 88, 8% педагогов регулярно повышают свою квалификацию, из них 94,8% в последние 5лет [4, с.114]. Статистика свидетельствует о доста-точно благополучном положении в этой отрасли педагогического образо-вания.

Педагогам было задано два вопроса, ответы на которые представлены в форме таблицы.

Вопрос 1: Что вы приобрели в процессе повышения квалификации?

Таблица1

ные запросы? С чем это связано? С лично-стью преподавателя, ведущего занятия, его профессиональным мастер-ством или отсутствием мотива (ценности) преодолеть имеющиеся затруднения. Исследования психологов подтверждают последний тезис. З.Ф. Зе-ер, А.К. Маркова, А.М.Мтина, выражают общее мнение, профессиональное становление педагога зависит от внешних обстоятельств значительно меньше, чем от о внутренних: «внешние условия действуют через внутренние» [5, с.36], включающие ценностную направленность (ценности) педагога. А.М. Митина выделяет две модели профессионального становления педагога: «-адаптивную модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний, алгоритмов рения про-

№ п.п. Варианты ответов % от числа опрошенных

1. Стали более информированными 65.6

2. Овладели новыми технологиями 45,3

3. Углубили знания по предметам 41,8

4. Овладели конкретными методиками 36,3

5. Овладели способами решения проблемы 12,3

6. Ничего не приобрели 5,0

7. Другое 0,7

фессиональ-ных задач, правил, норм;

-модель профессионального развития, которая характеризуется способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей» [5, с.35]. Большинство педагогов, участвовавших в исследовании, придерживаются первой модели становления профессиональной деятельности. Если только 12,3% педагогов смогли

Аксиологический анализ данных таблицы 2 показывает, что профессиональный статус и профессиональная ценность курсов повышения квалификации невелик (41.8% педагогов считают, что они ни на что не влияют). Если 48% педагогов отмечают влияние курсов повышения квалифика-ции на содержание выполняемой работы, иными словами их содержание отвечает ценностным профессиональным запросам этих педагогов, то для остальных 52% педагогов мотивы и ценности профессиональной деятельности лежат в иной плоскости. Таким образом, аксиологический анализ результатов исследования Национального фонда подготовки кадров позволяет сделать вывод о том, что большинство современных педагогов не удовлетво-

решить свои профессиональные задачи, то остальные 87,7% педагогов заверили курсы повышения квалификации, не реализовав свои ценностные установки (ценности). Для 5 % педагогов их профессиональные ценности не совпадали с ценностями, заложенными в программу курсов повышения квалификации или эти педагоги не имеют профессиональных ценностей и ценностная сфера личности у них развита слабо.

Вопрос 2: На что влияет сегодня повышение квалификации?

Таблица2

рены результатами повышения квалификации. Курсы повышения квалификации не в полной мере отвечают профессиональным запросам педагогов (профессиональным ценностям) и тем более не способствуют развитию их профессиональных ценностей.

Институт социологии образования РАО в своих исследованиях [10, с.156] выявил некоторые аспекты изменения профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций. Были определены профессиональные (ценностные запросы) педагогов дошкольных образовательных организаций на знания и умения, которых им не хватает в своей работе.

Таблица3

№ п.п. Профессиональное затруднение 1998г. % от числа опрошенных 2007г. % от числа опрошенных

1. Знание по психологии ребёнка 33.1 25,6

2. Знание по физиологии ребёнка 15,1 5,8

3. Знание по физическому оздоровлению и закаливанию ребёнка 5.8 5,8

4. Умение играть на каком-нибудь музыкальном инструменте и знание музыкального детского репертуара 41,6 33,3

5. Умения рисовать и лепить 18,3 7,4

6. Умения организовывать игру с детьми 1,6 2,2

7. Запас игр для детей 6,6 9,0

8. Умения диагностировать развитие личностной и интеллектуальной сферы отдельного ребёнка 21,4 14,1

9. Знания и умения по работе с одарёнными детьми 19,1 23,7

10. Знания и умения по работе с детьми с задержкой психического развития и другими психическим отклонениями 35,4 34,0

11. Умения устанавливать психологический контакт с родителями 16,0 4,5

12. Умения и навыки по использованию технических средств 8,9 9,0

13. Умения устанавливать эмоционально комфортную атмосферу взаимодействия детей 4,7 1,3

№ п.п. Варианты ответов % от числа опрошенных

1. На содержание выполняемой работы 48,0

2. На повышение заработной платы 16,6

3. Ни на что не влияет 41,8

4. На отношение со стороны руководства 12,9

5. На статус в коллективе 11,9

6. На продвижение по службе 9,8

7. Другое 1,8

14. Умения согласовывать свои педагогические тр бования с партнёром в группе

1,2

1,9

Сравнительный анализ данных таблицы позволил нам получить сведения о динамике ценностных предпочтений (ценностей) и ориентировочные представления о развитии профессионально значимых ценностей педагогов дошкольных образовательных организаций с течением времени. Как видно из приведённых в таблице 3 данных, «снизилось число педагогов, считающих, что им не хватает знаний и умений по широкому спектру вопросов: психологии и физиологии ребёнка, диагностики личностной и интеллектуальной сферы детей, организации художественно-эстетической деятельности и установлению психологического контакта с родителями. Внешне, общая тенденция явно позитивна. Однако напомним, что именно этот круг вопросов и задавал, то проблемное поле, относительно которого

На наш взгляд, снижение уровня профессиональной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций имеет объективный характер: введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) ужесточило требования к профессиональной компетенции педагога ДОО в части: создания комфортной предметно-пространственной среды, установлению эмоционально-комфортного взаимодействия детей в группе, умению организовывать игровую, изобразительную, коммуникативную, речевую, познавательную и двигательную деятельность детей [9, с.4-8]. Увеличилось число групп инклюзивного образования и большее число педагогов оказались негото-выми к работе с детьми,

педагоги фиксировали недостаточность профессиональных знаний и умений. Поэтому полученный результат свидетельствует об общем снижении представлений о должном уровне профессиональной подготовки современного педагога детского сада - как в области знаний о возрастных психологических особенностях ребёнка, так и относительно сформированности необходимых умений по организации разнообразных видов деятельности ребёнка» [10, с.156]. Для выявления профессиональных затруднений педагогов дошкольных образовательных организаций Воронежской области аналогичная анкета была предложена в 20013 году 125 педагогам дошкольных образовательных организаций. По многим критичным точ-кам предыдущего исследования ситуация повторилась и ухудшилась.

Таблица4

имеющими особенности в развитии. Дошкольные образовательные организации приобрели новую современную технику и у педагогов ДОО появились новые ценностные предпочтения, связанные с освоением этой техники и использованием её в образовательном процессе [8, с.29-30].

Таким образом, современный учитель испытывает серьёзные профес-сиональные проблемы, исследованием которых предстоит заниматься в системе повышения квалификации дополнительного профессионального образования.

Литература:

1. Maslow A.H. Motivation and personality (2nd ed.). -

№ п.п. Профессиональное затруднение 1998г. % от числа опрошенных 2007г. % от числа опрошенных 2 013г. % от числа опрошенных

1. Знание по психологии ребёнка 33.1 25,6 26,7

2. Знание по физиологии ребёнка 15,1 5,8 5,7

3. Знание по физическому оздоровлению и закаливанию ребёнка 5.8 5,8 5,6

4. Умение играть на каком-нибудь музыкальном инструменте и знание музыкального детского репертуара 41,6 33,3 34,7

5. Умения рисовать и лепить 18,3 7,4 5,5

6. Умения организовывать игру с детьми 1,6 2,2 4,3

7. Запас игр для детей 6,6 9,0 9,4

8. Умения диагностировать развитие личностной и интеллектуальной сферы отдельного ребёнка 21,4 14,1 7,1

9. Знания и умения по работе с одарёнными детьми 19,1 23,7 26,8

10. Знания и умения по работе с детьми с задержкой психического развития и другими психическим отклонениями 35,4 34,0 43,2

11. Умения устанавливать психологический контакт с родителями 16,0 4,5 4,4

12. Умения и навыки по использованию технических средств 8,9 9,0 12,3

13. Умения устанавливать эмоционально комфортную атмосферу взаимодействия детей 4,7 1,3 2,2

14. Умения согласовывать свои педагогические требования с партнёром в группе 1,2 1,9 2,3

New York: Harper and Row, 1970.-369 p.

2. Бережнова Е.В. Ценностный аспект позиции педагога учёного к поста-новке проблемы / Е.В. Бережнова //Педагогика. - 2014. № 3. - С. 22-27.

3. Галынский, В.М. Основания развития личности в системе непрерывного образо-вания: структурно-логическая схема / В.М. Галынский, Н.К. Кисель, Ю.В. По-з-дняк [и др.] // Высшая школа, - 2007. № 4.- С. 40-46.

4. Гаспаришвили А.Т. Учитель в эпоху перемен./ А.Т. Гаспаришвили А.Т., А.А. Ионов,В.В.Рязанцев, А.Ю. Смоленцева. - М.:Логос, 2006,176с.

5. Зеер, Э. Ф. Профориентология : теория и практика : учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер, А. П. Павлова, Н. А. Садовникова. - Москва : Академический Проект, 2004. - 188 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Зотова, О. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуля-ции поведения / О. И. Зотова, М. И. Бобнева // Методологические про-блемы

социальной психологии. - Москва, 1975. - С. 241-254.

7. Леонтьев А.Н. Эволюция психики // Избр. психол. тр. - М.: Моск. пси-хол.-соц. ун-т; Воронеж: МОДЭК, 1999. -410 с.

8. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 320с.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государ-ственного образовательного стандарта дошкольного образования».

www.firo.ru

10. Собкин В.С. Социология дошкольного дет-ства./Е.С.Верясова, А.И. Иванова, К.Н.Скобельцина, В.С.Собкин.- Труды по социологии обра-зования. Т^И. Вып. XXIX. - М.: Институт социологии образования РАО, 2013. - 168с.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В МБОУ _«ЛИЦЕЙ» Г. АБАКАНА

Лыхина Анна Анатольевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей» г. Абакан

Акатов Михаил Сергеевич

учитель географии МБОУ «Лицей» г. Абакан

SYSTEM OF WORK ON HEALTH PROTECTION MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION "LYCEUM" OF ABAKAN

Lykhina Anna Anatolyevna, Teacher of Russian Language and Literature MBEI "Lyceum" Abakan Akatov Mikhail Sergeyevich, Teacher of Geography MBEI "Lyceum" Abakan АННОТАЦИЯ

В статье описан опыт работы педагогов лицея г. Абакана по здоровьесбережению школьников. Представлены направления деятельности, формы работы, предполагающие и реализуемые при тесном взаимодействии и сотрудничестве педагогов учащихся и родителей. ABSTRACT

The experience of teachers from "Lyceum" of Abakan on health protection is described in this article. Different kinds of activities, forms of work realized at cooperation of teachers, pupils and their parents are presented in the article.

Ключевые слова: здоровьесбережение; физическое, психическое, духовное, социальное здоровье; здоровый образ жизни.

Key words: health protection; physical health, mental health, spiritual health, social health; healthy lifestyle.

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский Одна из задач современного образования - сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить ученику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. ФГОС второго поколения определяет эту задачу

как одну из приоритетных. [1]. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение выступает как одна из составляющих образовательного процесса. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников.

В МБОУ г. Абакана «Лицей» сложилась и реализуется система мероприятий по здоровьесбережению школьников:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.