Научная статья на тему 'Здоровьесозидающая среда современной школы как способ достижения новых образовательных результатов'

Здоровьесозидающая среда современной школы как способ достижения новых образовательных результатов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РЕЗУЛЬТАТЫ / СЕТЬ / ЗДОРОВЬЕСОЗИДАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / RESULTS / NETWORK / HEALTH CREATION / MOTIVATION / HEALTHY LIFESTYLE / EDUCATIONAL RESULTS / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гун Григорий Ефимович, Зотов Игорь Владимирович, Шаваринский Богдан Миронович

В статье рассматриваются вопросы организации опытно-экспериментального исследования по созданию здоровьесозидающей среды в современной школе с выходом на новые образовательные результаты, исходя из задач модернизации образования, усиления его влияния на все сферы социальной жизни общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-CREATING ENVIRONMENT OF MODERN SCHOOL AS A WAY TO ACHIEVE NEW EDUCATIONAL RESULTS

The article deals with the organization of an experimental study on creating a health-creating environment in modern school with access to new educational results, based on the tasks of modernizing education, increasing its influence on all spheres of social life in society

Текст научной работы на тему «Здоровьесозидающая среда современной школы как способ достижения новых образовательных результатов»

Г.Е. Гун, И.В. Зотов, Б.М. Шаваринский

(Санкт-Петербург)

ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

КАК СПОСОБ

ДОСТИЖЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

HEALTH-CREATING ENVIRONMENT OF MODERN SCHOOL AS A WAY TO ACHIEVE NEW EDUCATIONAL RESULTS

В статье рассматриваются вопросы организации опытно-экспериментального исследования по созданию здоровьесозидающей среды в современной школе с выходом на новые образовательные результаты, исходя из задач модернизации образования, усиления его влияния на все сферы социальной жизни общества.

Ключевые слова: образовательная среда, результаты, сеть, здоровьесозидание, мотивация, здоровый образ жизни, образовательные результаты, компетенции.

The article deals with the organization of an experimental study on creating a health-creating environment in modern school with access to new educational results, based on the tasks of modernizing education, increasing its influence on all spheres of social life in society.

Key words: educational environment, results, network, health creation, motivation, healthy lifestyle, educational results, competences.

Требование сохранения здоровья обучающихся находится на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования. По материалам проекта «Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения», 95% опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных специалистов, педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т.п.) включают сохранение здоровья школьников в первую пятерку своих потребностных запросов. Поэтому решение проблемы здоровья участников образовательного процесса отмечается как приоритетная задача в большинстве документов, характеризующих российскую государственную политику.

Здоровьесозидающее образование - относительно новое направление инноваци-

онной деятельности в системе образования. Оно направлено на:

- создание необходимых условий (кадровых, нормативно-правовых, учебно-методических, материальных, организационных, финансовых) для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и работников образования;

- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, нормирование учебной нагрузки и профилактику утомляемости;

- модернизацию форм и методов организации образовательной деятельности;

- организацию регулярного медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся;

- проведение коррекции нарушений соматического, психического и нравственного здоровья совместно с медиками, пси-

хологами, используя оздоровительные технологии;

- создание положительного психологического климата, основанного на доверии, справедливости, уважении всех участников образовательного процесса;

- сохранение паритета образованности и здоровья обучающихся.

Здоровьесозидающий подход в образовании - подход, подчеркивающий развивающий и формирующий характер влияния образования на здоровье участников образовательных отношений на основе понимания здоровья как многомерной системы, состоящей из взаимозависимых компонентов и признания определяющей роли культуры здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни, содержит смысл созидания здоровья как качественно новой характеристики [1, 2]. Здоровьесозидающая деятельность (ЗСД) заключается в использовании принципов и способов, позволяющих сохранять как собственное здоровье, так и здоровье обучающихся, творчески дополнять содержание образовательной деятельности знаниями, умениями и навыками с целью формирования поведения, ориентированного на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Современная школа ищет пути построения образовательного процесса, имеющего в своей основе главное - сохранение здоровья субъектов образовательного процесса. Сегодня эта проблема стоит остро и является актуальной. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества об-ученности становится состояние здоровья школьников. Школу необходимо рассматривать не только как социальную среду, но и как пространство с точки зрения здоровья человека. Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья обучающихся, то есть создания механизма формирования здоровьесозидающей среды.

Одной из основных проблем последнего столетия, и особенно в современном образовании, является снижение уровня здоровья обучающихся начиная с начальных классов.

В настоящее время приходится говорить о формировании неблагоприятных факторов окружающей образовательной среды, влияющих на состояние здоровья учеников: интенсификация учебного процесса, переход на новые формы обучения, длительность учебного дня, учебный стресс, снижение двигательной активности.

Здоровье населения предопределяется здоровьем детей. Состояние здоровья школьников имеет особое значение, так как в этот период формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой потенциал страны. Забота о сохранении и укреплении здоровья учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений государственной политики в области охраны здоровья населения. Принципиально необходимо сегодня и полноценное проживание учебного периода жизни, поскольку только здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны не просто заниматься учебной, трудовой деятельностью, но и стать во главе ведущих направлений деятельности государства.

На современном этапе основными являются проблемы сохранения и укрепления физического, психического и духовного здоровья субъектов образования, привитие навыков экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, создание экологически безопасной здоровьесбере-гающей инфраструктуры. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период его обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ценностному отношению к жизни во всех ее проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов и сверстников, здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Обозначая цели деятельности по здоро-вьесозиданию, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки

и практики в сфере здоровьесозидания.

Развитие и состояние здоровья детей и подростков неразрывно связаны с качеством образовательной деятельности, с объемом учебной нагрузки, способами организации процессов обучения и воспитания, а также с теми условиями, в которых они протекают. Среди факторов, влияющих на состояние здоровья детей и подростков, важнейшим является создание условий педагогически комфортной образовательной внутришкольной среды. Сегодня особую актуальность приобретают педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на формирование такой модели инновационной образовательной среды и создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность).

Инновационный характер образования - главное условие повышения качества современного российского образования. В этом случае здоровье выступает критерием качества образования. Формирование инновационной здоровьесозидающей образовательной среды невозможно без комплекса мер, вносящих изменения и в то же время консолидирующих различные аспекты организации образовательного процесса. Безусловно, в инновационной образовательной среде не обойтись и без педагогических инноваций.

Здоровьесозидающая направленность модернизации современного школьного образования сближает интересы педагогов, медиков и психологов. В последние годы здоровьесберегающие технологии активно внедряются в практику работы школ, разрабатываются авторские программы по разным аспектам формирования здорового образа жизни, школы оснащаются медицинским оборудованием, при школах создаются оздоровительные центры. Однако многообразие здоровьесозидающих технологий не всегда имеет соответствующие методики и рекомендации для работы с детьми разного возраста. Современная образовательная

среда требует обязательного применения здоровьесозидающих технологий в образовательной деятельности. Учителю необходимо вести пропаганду здорового образа жизни, оказывать поддержку для социальной и психологической адаптации обучающихся. Комфортная психологическая обстановка, оптимальный уровень домашних заданий, различные виды деятельности на уроке, организация мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков, способствуют укреплению здоровья школьников.

К определению образовательной среды существует множество подходов. Так, например, в педагогическом терминологическом словаре: образовательная среда - это часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов.

Проблема здоровья обучающихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесозида-ния (здоровьесбережения) мы определили заботу о сохранении здоровья субъектов образовательной деятельности.

Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относиться к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни. Принимая решения о развитии образовательной среды школ, вопросы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нельзя обойти стороной.

Разработанная нами сетевая программа предполагает определить средства, обеспечивающие реализацию поставленной цели, посредством формирования у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Программа «Формирование здоровьесозидающей среды современной школы как способ достижения новых образовательных результатов» - нормативно-управленческий документ стратегического характера, отражающий особенности использования здоровьесозидающих (здоровьесберегаю-

щих) технологий в образовательном процессе, включающий различные направления деятельности ОО, которые характеризуют уровень работы школы по сохранению и укреплению здоровья участников общеобразовательного процесса. Эта программа предусматривает:

- целостность системы формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся;

- взаимодействие образовательной организации (ОО) с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, научными учреждениями;

- преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни;

- соответствие инфраструктуры ОО условиям здоровьесбережения обучающихся;

- сформированность культуры здоровья работников ОО;

- рациональную организацию образовательного процесса;

- развитие физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в ОО;

- организацию системы просветительской и методической работы с участниками общеобразовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;

- профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися;

- комплексное сопровождение систем формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся;

- мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Нами создана сеть школ - из участников кластера (объединение нескольких однородных элементов) ОЭР, в которую вошли три школы районов Ленинградской области: МБОУ №6 г. Кингисеппа, МБОУ «Камен-ногорский Центр образования (ЦО)», МБОУ №3 г. Пикалево.

Сетевые роли школ - участников кластера.

МБОУ № 6 г. Кингисеппа:

1. Лаборатория безопасного образа жизни: создание условий для формирования

личности через военно-патриотическое воспитание и организация безопасного образа жизни.

2. Лаборатория социального здоровья: создание условий для формирования личности через гражданско-патриотическое воспитание обучающихся и организацию волонтерской деятельности.

3. Лаборатория интеллектуального здоровья: повышение качества образовательных результатов через развитие интеллектуальных способностей.

4. Лаборатория психического здоровья: содействие сохранению психического здоровья всех участников образовательной деятельности.

5. Лаборатория эмоционального здоровья: обеспечение активной адаптации личности к жизни в современном обществе через формирование эмоционально-нравственной культуры обучающихся.

6. Лаборатория физического здоровья: создание условий для формирования физически здорового ученика, повышение престижности ведения здорового образа жизни.

7. Лаборатория экологического здоровья: создание условий для формирования экологического мышления и культуры у обучающихся, пропаганда безопасного образа жизни, воспитание у обучающихся экологической ответственности за все живое.

8. Лаборатория творчества и успеха: воспитание нравственно здоровой личности обучающегося с максимально развитыми интеллектуальными и культурно-эстетическими способностями.

МБОУ «Каменногорский ЦО»:

1. Создание условий, необходимых для формирования здоровьесозидающей среды МБОУ «Каменногорский ЦО» по методу В.Ф. Базарного.

2. Обучение и социализация детей с ОВЗ, детей-инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве МБОУ «Каменногор-ский ЦО».

Специфика инновационной деятельности образовательной организации.

Инновационное образовательное учреждение отличается тем, что его образо-

вательная деятельность строится на специально разработанной концептуальной модели, предполагающей использование новых форм и методов обучения и воспитания, обычно повышенного уровня сложности по сравнению с общепринятыми стандартами. Они развиваются на основе системных нововведений в целях, содержании образования, технологиях, организации образовательной деятельности и, естественно, на основе новой системы управления. Это образовательные учреждения нового типа, у них свое специфическое предназначение, своя миссия, свой круг социальных заказчиков, свои особые функции.

Прогнозируемые риски реализации программы ОЭР: Недостаточное включение в разнообразные виды социальной деятельности учащихся вследствие отсутствия необходимого опыта, неподготовленности к этой работе. Возникновение у учителей определенных затруднений при введении новых технологий обучения и воспитания, обусловленных сложившимися стереотипами в профессиональной деятельности. Значительные затраты времени со стороны руководителей при формировании новой модели инновационной образовательной среды. Частичное отсутствие методик диагностики полученных результатов. Несвоевременная коррекция руководителями управленческой структуры школы реализуемых программ вследствие возрастания объема информации. Недостаточное использование потенциала педагогов в инновационной деятельности вследствие мно-гонаправленности. Возрастание нагрузки обучающихся при реализации модели профильного обучения.

Базовые компетентности как основа личностного роста учителя в инновационной образовательной среде: Вера в силы и возможности ученика. Интерес к внутреннему миру обучающихся. Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неи-деологизированное мышление учителя). Общая культура. Эмоциональная устойчивость. Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе. Умение перевести тему урока в педаго-

гическую задачу. Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Умение обеспечить успех в деятельности для всех участников процесса. Компетентность в педагогическом оценивании. Компетентность в предмете и методах преподавания.

Внутренняя среда - уклад школы, обеспечивающий комфортное пребывание ребёнка и взрослого.

Внешняя среда: с кем выстраиваем отношения формирования соответствующих проектов, способствующих саморазвитию и самовыражению школьников через сотворчество с преподавателями, руководителями кружков, спортивных секций.

Большинство разделов программы остается на все сроки реализации программы.

Педагогическая целесообразность проекта заключается в выборе тактики использования традиционных и нетрадиционных форм, методов и технологий формирования мотивации здорового и безопасного образа жизни, которые в полной мере решат все поставленные задачи. Исследования отечественных ученых показывают, что организация учебного процесса, к сожалению, не соответствует природе ребенка. Законы развития физической и духовной составляющих здоровья обучающихся и воспитанников и принципы организации деятельности современной школы имеют противоположную направленность.

Таким образом, возникает необходимость поиска путей, помогающих организовать учебный процесс в соответствии с законами, не противоречащими природе ребенка. Если мы хотим воспитать здоровое подрастающее поколение, то все-таки целесообразно возвращение к природосообраз-ному образованию.

Здоровье - это богатство, которое мы получаем один раз в жизни, а тратим - всю жизнь, поэтому педагоги, родители должны сформировать у детей глубокое научное понимание сущности здорового образа жизни, его житейской ценности. Здоровье детей -это политика, в которой заложено наше будущее, и мы за это будущее в ответе. Сохра-

нение и укрепление здоровья обучающихся являются важнейшей и приоритетной задачей нашей школы.

Принцип сохранения и укрепления здоровья, связанный с педагогическим воздействием, является интегративным: его соблюдение обеспечивает человеку совершенствование механизмов сохранения и повышения адаптационных резервов своего организма путем целенаправленного оздоровления собственного образа жизни.

Школу необходимо рассматривать не только как социальную среду, но и как пространство с точки зрения здоровья человека. Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесозидающей среды.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы ОЭР.

По СОШ № 6 г. Кингисеппа.

• Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья учащихся, снижение количества наиболее часто встречающихся в школе заболеваний.

• Рост уровня физического развития школьников.

• Повышение приоритета здорового образа жизни.

• Мотивация двигательной деятельности, здорового образа жизни.

• Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.

• Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.

• Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.

• Повышение качества образовательных результатов.

• Создана школьная модель профилактики вредных привычек (табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании).

• Создана школьная модель социально-педагогической поддержки детей «группы риска» и детей-инвалидов.

По СОШ № 3 г. Пикалево.

• Охват деятельностью Центра здоровья более 80% родителей.

• Увеличение количества родителей, участвующих в мероприятиях в области семейного здоровьесозидания до 100%.

• Повышение удовлетворенности качеством образования, применением здоровье-созидающих технологий всех участников образовательного процесса до 90%.

• Снижение заболеваемости и количества пропусков занятий по болезни и функциональной напряженности обучающихся на 50%.

• Снижение среди несовершеннолетних числа правонарушений и преступлений, связанных с употреблением психоактивных веществ, на 90%. • Увеличение количества финансовых средств, расходуемых ОУ на оптимизацию здоровьесозидающей деятельности, на 50%.

• Увеличение количества педагогов, повысивших квалификацию в области здоро-вьесозидания, по отношению к общему их количеству на 40%.

• Увеличение количества обучающихся, участвующих в дополнительном образовании, в том числе занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках, до 80%.

• Наличие методических разработок в области семейного здоровьесозидания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По Каменногорскому ЦО

Проект 1

«Создание условий, необходимых для формирования здоровьесозидающей среды МБОУ "Каменногорский ЦО", по методу В.Ф. Базарного»:

• Создание системы здоровьесозидаю-щей деятельности с учётом потребностей, ресурсов, условий ОО для устранения негативных факторов, влияющих на здоровье всех участников образовательной деятельности, формирования у них ценностного отношения к своему здоровью, потребности вести здоровый образ жизни.

• Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей, улучшение по-

казателей уровня физического развития учащихся и образовательных результатов.

• Совершенствование системы психологического и социального сопровождения всех участников образовательной деятельности.

• Привлечение внимания родителей к проблеме сохранения здоровья детей в процессе обучения их в школе и дома: своевременное обращение к врачам, регулярное прохождение медицинских осмотров, своевременное лечение выявленных отклонений, плановая вакцинация, профилактика простудных заболеваний.

• Создание семейных клубов, основным направлением которых является формирование комфортной психологической среды, потребности вести здоровый образ жизни.

Проект 2 «Социализация и интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья».

• Создание и соблюдение определенных условий с целью профессионального самоопределения обучающихся школы, реализующей инклюзивную практику.

• Создание модели образовательного пространства детей с ОВЗ через единство основных и дополнительных образовательных программ и расширение спектра применяемых педагогических технологий и сетевого взаимодействия с социальными партнерами, что позволит значительно сократить перегрузки учащихся, выйти на новое качество образования, обеспечить его доступность для всех учащихся при максимальном использовании имеющихся ресурсов центра образования и его партнеров (проведение профессиональных проб, создание группы индустриального профиля обучения в рамках дополнительного образования).

• Создание системы психолого-педагогического сопровождения, комплексной

коррекционно-развивающей работы. Овладение детьми с ОВЗ ключевыми компетент-ностями.

• Определение положительной динамики вовлечённости родителей в процесс обучения и воспитания их детей.

• Удовлетворение образовательных запросов различных групп социума, развитие школьников независимо от их социального положения, состояния здоровья и т. д.

• Создание сети информационного взаимодействия по проблемам инклюзивного образования.

• Приобретение опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ всеми участниками образовательной организации, стимулирование личностных и метапредметных достижений школьников на уроках, во внеурочной деятельности, в социальных группах.

• Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи.

Таким образом, сохранение и улучшение здоровья населения является стратегической задачей для любого государства, так как именно от того, насколько здоровым будет народ, зависит, во-первых, его собственное благополучие, устойчивость, степень экономического и социального развития, а во-вторых, его положение в мировом сообществе, отношение к нему других стран. Учитывая также постоянно меняющиеся условия окружающей среды, социально-экономической ситуации в современном обществе, необходимо отметить, что проблема здоровьесозидания в настоящее время является одной из главных. Все вышесказанное подтверждает необходимость обоснования теоретико-методологических подходов, конкретизации и уточнения основополагающего понятия и проводимых мероприятий с целью создания модели здоровьесозидаю-щей среды в образовательной организации как способа достижения новых образовательных результатов.

Литература

1. Алексеев С.В., Колесникова М.Г. Теория и методика эколого-педагогической подготовки учителя в системе постдипломного образования: моногр. - СПб.: Спец Лит, 2011.

2. Гун Г.Е., Шаваринский Б.М. Корпоративная модель здоровьесбережения в образовательной организации: сборник научных статей. - СПб.: ЛОИРО, 2017. - 171 с.

3. Гун Г.Е., Шаваринский Б.М., Зотов И.В. Модели здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации: методические рекомендации. - СПб., 2015. - 203 с.

4. Гун Г.Е., Шаваринский Б.М. Здоровье школьников в современном образовательном процессе: учеб.-метод. пособие / отв. ред. Г.Е. Гун. - СПб.: ЛОИРО, 2011. - 508 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.