Научная статья на тему 'Здоровьесозидающая деятельность в образовательном процессе'

Здоровьесозидающая деятельность в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
756
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕСОЗИДАНИЕ / ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / ФУНКЦИИ / МЕТОДЫ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА / HIGH SCHOOL / YOUNG GENERATION / HEALTH EDUCATION / TEACHER'S HEALTH-BUILDING ACTIVITY / COMPONENTS OF HEALTH-BUILDING ACTIVITY / FUNCTIONS / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Разорёнов Василий Александрович, Терехина Анастасия Евгеньевна

В статье авторы обращаются к актуальной проблеме здоровьесозидания в современной образовательной среде. Находит отражение рассмотрение понятия «здоровьесозидание» применительно к образовательному процессу в высшей школе. Обозначены основные приоритеты при решении вопроса здоровьесозидания, указываются основная цель и задачи здоровьесозидающей деятельности в образовании. Определены психолого-педагогические условия здоровьесозидания и функции здоровьесозидающей деятельности педагога. Авторы указывают, что здоровьесозидающая деятельность педагога предполагает использование различных методов: организационно-педагогических, психолого-педагогических, информационно-обучающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Разорёнов Василий Александрович, Терехина Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-SAVING ACTIVITIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

In the article, the authors address the actual problem of health in the modern educational environment. Reflects the consideration of the concept of "health"; in relation to the educational process in higher education. It identifies the main priorities in addressing the issue of health, indicates the main goal and objectives of health-creating activities in education. The psychological and pedagogical conditions of health and functions of the teacher’s health-building activity are determined. The authors indicate that the health-giving activity of a teacher implies the use of various methods: organizational-pedagogical, psychological-pedagogical, and information-teaching.

Текст научной работы на тему «Здоровьесозидающая деятельность в образовательном процессе»

навыки публичного выступления. Можно отметить, что обучающиеся начальных курсов могут проявлять большую самостоятельность при выполнении заданий в том случае, если они уже знакомы с проектной деятельностью, нежели студенты, старших курсов, впервые приступившие к работе над проектом.

Выводы. Таким образом, проектная деятельность студентов активизирует познавательную деятельность, способствует развитию творческих навыков и способностей, развитию самостоятельности. Прогностические способности составляют качества личности, требуемые для эффективной реализации профессиональной деятельности: практичность, предприимчивость, активность.

Методики обучения, направленные на развитие образно-чувственного, интуитивного, логического мышления, прогностических итворческих способностей, технологии формирования опыта продуктивной деятельности при работе в коллективе обращают обучение к решению актуальной задачи современного общества - формированию инновационной культуры человека. Ее решение обеспечивается на основе системного подхода, который предполагает не только системность в применении методик обучения, развивающих инновационный потенциал личности, но и методическое разнообразие организации обучения.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.

2. Забегалина С.В. Интуитивное мышление и прогностические способности, выявленные в ходе подготовки к деятельности в особых условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах.2010. №2 (41). С. 11-15.

3. Загоруля Т.Б. Актуализация личности студентов как носителей инновационной культуры в высшем образовании: опыт эмпирического исследования. Образование и наука. 2015;(10): 135-146.

4. Калаков Н.И. Концепция комплексного прогнозирования в стратегии развития образования в России - М, 2005. - 465 с.

5. Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках - М: Арена, 1994. - 216 с.

6. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. Санкт-Петербург: Речь. 2003 - 352с.

7. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. - Волгоград, 1994.

8. Челнокова Е.А., Казначеева С.Н., Терехина А.Е. Формирование культуры инновационной деятельности у молодого поколения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 287-290.

9. Челнокова Е.А., Кузнецова С.Н. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 6.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Челнокова Елена Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Разорёнов Василий Александрович

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студентка Терехина Анастасия Евгеньевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье авторы обращаются к актуальной проблеме здоровьесозидания в современной образовательной среде. Находит отражение рассмотрение понятия «здоровьесозидание» применительно к образовательному процессу в высшей школе. Обозначены основные приоритеты при решении вопроса здоровьесозидания, указываются основная цель и задачи здоровьесозидающей деятельности в образовании. Определены психолого-педагогические условия здоровьесозидания и функции здоровьесозидающей деятельности педагога. Авторы указывают, что здоровьесозидающая деятельность педагога предполагает использование различных методов: организационно-педагогических, психолого-педагогических, информационно-обучающих.

Ключевые слова: высшая школа, молодое поколение, здоровьесозидание, здоровьесозидающая деятельность педагога, функции, методы здоровьесозидающей деятельности педагога.

Annotation. In the article, the authors address the actual problem of health in the modern educational environment. Reflects the consideration of the concept of "health" in relation to the educational process in higher education. It identifies the main priorities in addressing the issue of health, indicates the main goal and objectives of health-creating activities in education. The psychological and pedagogical conditions of health and functions of the teacher's health-building activity are determined. The authors indicate that the health-giving activity of a teacher implies the use of various methods: organizational-pedagogical, psychological-pedagogical, and information-teaching.

Keywords: high school, young generation, health education, teacher's health-building activity, components of health-building activity, functions, methods.

Введение. Одной из основных стратегий государственной политики традиционно при любом политическом устройстве является здоровье населения. Диалог Платона «Государство» как первая теория устроения идеального общества содержит достаточно жесткие указания относительно здоровья: только здоровые граждане имеют право на полноценную позицию в обществе, а цель всего государства - создание наилучших условий для своего воспроизводства [1].

Нормативные документы отражают основные вопросы сохранения, укрепления и развития здоровья молодого поколения, формирование ценностных ориентаций на здоровьесбережение: Конвенция о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании», Президентская программа «Дети России», Закон «Об охране

окружающей среды», Семейный кодекс РФ, Конвенция развития здравоохранения и медицинской науки РФ и др.

Президент России В.В.Путин среди приоритетов развития Российского государства указал на здоровье нации. «Это одна из важнейших задач государства любого, а нашего тем более... Мы ставим перед собой задачу решать массу проблем, но одна из главнейших — это здоровье нации. Если этого не будет, то не будет ничего другого, ничего не будет: ни экономики не будет, ни образования — ничего не будет. Поэтому это чрезвычайно важная вещь» [2]. «.здоровая школа и здоровая нация, переданные нам предками традиционные ценности в сочетании с устремленностью в будущее, стабильность как условие развития и прогресса, уважение к другим народам и государствам при гарантированном обеспечении безопасности России и отстаивание ее законных интересов - вот наши приоритеты» [8].

Информатизация отечественного образования, разрастание инновационной составляющей, создание высокотехнологичной образовательной среды связаны на сегодня с проблемой здоровьесбережения и здоровьесозидания обучающихся. Использование здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий может решить проблему стрессовых перегрузок, приводящих к нарушению механизма саморегуляции физиологических функций и провоцирующих развитие хронических заболеваний.

Изложение основного материала статьи. Важные черты молодого поколения - самопознание, самостоятельность, самовоспитание, самоопределение, самоутверждение, максимализм, коллективизм. Следовательно, заключительным этапом поступательного возрастного развития является именно студенческий возраст. На сегодняшний день актуальной становится проблема состояния и поддержания здоровья студенчества. Анализируя состояние здоровья молодого поколения, мы приходим к выводу, что наблюдается негативная тенденция ухудшения здоровья [10].

В современном образовании отмечается общая тенденция - на основе принятия норм и ценностей жизни общества формирование личности, способной к самоизменению и самосовершенствованию, творческой преобразовательной деятельности, к адаптации в обществе и в профессиональной деятельности. В связи с указанной тенденцией одна из важнейших задач реформирования образования заключается в повышении роли и значения здоровья подрастающего поколения [10].

Результатом здоровьеориентированного образовательного пространства является приращение культуры здоровья. В отличие от среды, на которую могут воздействовать участники образовательного процесса, пространство не зависит от обучающегося, он не оказывает на него влияние. В контексте здоровьеориентированного образовательного пространства одной из центральных задач становится разработка и реализация медико-психолого-педагогической программы формирования, сбережения и укрепления здоровья обучающихся на региональном и муниципальном уровнях [3].

Деятельность организаций образования в вопросах сохранения и укрепления здоровья обучающихся должна быть направлена на главный вид предоставляемых услуг - образовательные услуги. Основная идея данного вида деятельности состоит в личностном развитии субъектов процесса образования, то есть обучающихся. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности и возможности присвоения обучающимися социально приемлемых норм и моделей поведения, которые непосредственно связаны со здоровьем и образом жизни, реализацию каждым обучающимся индивидуальной траектории развития собственного здоровья.

Внедрение технологий здоровьесозидания и здоровьеформирования в образовательный процесс является следствием социальных, политических, экономических и культурных аспектов в развития общества.

Понятия «здоровьесозидающее образование», «здоровьесозидающее обучение», «здоровьесозидающая деятельность» нашли широкое распространение в среде российских исследователей, разрабатывающих вопросы здоровья обучающихся с позиций преобразующей стратегии в отношении здоровья [5].

Решению вопросов организации здоровьесберегающей деятельности учреждений образования в рамках системного и комплексного подхода посвящены работы Н.П. Абаскаловой, В.И. Бондина, Г.К. Зайцева, В.В. Колбанова, Л.М. Митиной, Н.К. Смирнова, А.Г. Трушкина, Ф.Ф. Харисова и др.

В.А. Ананьев, И.В. Дубровина, В.М. Кабаева, Е.В. Конькина, Г.С. Никифоров, И.В. Сапельцова, Б.А. Титов и др. в своих работах обращались к рассмотрению психолого-педагогических технологий становления у обучающихся разумного подхода к собственному здоровью.

Вопросам сохранения здоровья обучающихся в рамках здоровьесозидательной направленности обучающего процесса посвящены исследования таких учёных, как: Л.Б. Дыхан, В.И. Загвязинский, А.Г. Маджуга, Н.Н. Малярчук, П.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова и др.

Здоровьесозидающее образование выступает качественной характеристикой особым образом организованного целостного педагогического процесса, цель которого - формирование у обучающихся и педагогов готовности к здоровьесозидающей деятельности, которая рассматривается как качество личности, обуславливающее здоровый образ жизни, обеспечивающее сохранение, поддержание и укрепление здоровья и способствующее полноценному решению задач образования [4].

Определяя термин «здоровьесозидание» следует обратить внимание на его составляющие: «созидать» -сделать существующим, произвести, основать [6]. Созидание выступает деятельностью, направленной на организацию, создание, установление, строительство чего-либо. Это обычно улучшение мира и его гармонизация.

Здоровьесозидающей является такая образовательная среда, которая включает систему педагогических условий, которые способны обеспечить эффективную жизнедеятельность обучающегося в процессе обучения, обладает потенциалом здоровьесозидания с перспективой развития потенциала здоровья обучающегося.

Основополагающие приоритеты при решении вопроса здоровьесозидания в современной образовательной системе можно обозначить как:

- целостный подход к здоровью, где психологическая и физическая составляющие неотделимы от высших ценностей, целей и потребностей личности в контекстах гуманистический психологии и парадигмы образования;

- здоровый ребенок является достижимой нормой детского развития и необходимым ресурсом человеческого капитала;

- здоровьесозидание является сложным и динамичным процессом развития потенциала здоровья на основе принципа индивидуальности;

- основным средством и условием здоровьесозидания личности в процессе образования выступает готовность к здоровьесозидающей деятельности [9].

В рамках здоровьесозидающего подхода к образованию можно подчеркнуть развивающий и формирующий характер влияния образования на здоровье участников образовательного процесса. Мы основываемся на понимании здоровья как многомерной системы, включающей взаимосвязанные компоненты и признающей определяющую роль культуры здоровья как ценностно-мотивационного составляющего целенаправленного оздоровления образа жизни.

Основная цель здоровьесозидающей деятельности в образовании - эффективность процесса образования, направленного не только на сохранение, формирование и укрепление здоровья субъектов педагогического процесса, но и на его приращение.

Применительно к нашему исследованию определяя задачи здоровьесозидающей деятельности, отмечаем:

- построение процесса образования сообразно целям и принципам гуманистического образования;

- создание у обучающихся устойчивой мотивационной установки на здоровье и научение здоровой жизнедеятельности;

- освоение здоровьесберегающих и здоровьесозидающих педагогических технологий;

- построение здоровьесберегающей и здоровьесозидающей образовательной среды;

- формирование у обучающихся общей культуры и культуры здоровья как её составляющей; формирование и обеспечение здоровья обучающихся.

При решении вопросов здоровьесозидания необходимо определить психолого-педагогические условия, к которым в рамках нашего исследования относятся:

- сформированная здоровьесозидающая среда образовательного учреждения, транслирующая ценности здоровья; реализация в повседневной практике навыков сохранения, укрепления и приращения здоровья;

- здоровьесозидание основывается на системе личностно значимых духовно-нравственных ориентиров, обуславливающих содержание жизнедеятельности каждого человека;

- здоровьесозидающая деятельность объединяет всех участников процесса образования;

- сформированность у всех участников образовательного процесса готовности к здоровьесозидающей деятельности.

Здоровьесозидающая деятельность педагога высшей школы связана со следующими функциями:

- планирования состояния здоровья субъектов образовательного процесса и организации в условиях современного образования здоровьесозидающей образовательной среды;

- мотивации обучающихся и педагогов на здоровьесбережение путем активизации внутриличностных ресурсов;

- построения коммуникаций, направленных на созидательную активность участников образовательного процесса;

- управления состоянием здоровья в качестве ресурса деятельности;

- организация процесса разработки и принятия решения по отношению к состоянию собственного здоровья и окружающих;

- контроля и самоконтроля состояния собственного здоровья.

Указанные функции взаимосвязаны, данное утверждение базируется на положении, что управление состоянием здоровья напрямую зависит от самоорганизации всех субъектов процесса образования.

Здоровьесозидающая деятельность педагога предполагает использование различных методов: организационно-педагогических, психолого-педагогических, информационно-обучающих:

- организационно-педагогические направлены на предупреждение дезадаптивных состояний обучающихся; к ним относятся методы и приёмы защиты и профилактики от внешних воздействий, оказывающих неблагоприятные последствия для здоровья; компенсаторно-нейтрализующие методы и приёмы, способные нейтрализовать данное негативное влияние на организм и компенсирующие отклонения в функционировании организма и обеспечить условия полноценной жизнедеятельности; стимулирующие методы и приёмы активизации собственных сил и возможностей организма;

- психолого-педагогические - в основе их духовно-нравственная стратегия сохранения здоровья молодёжи, нашедшей отражение в гуманной педагогике; деятельность по воздействию педагога на занятиях на личность обучающегося в процессе коммуникации;

- информационно-обучающие - программы по здоровьесбережению, воспитывающие культуру здоровья, мотивацию на ведение здорового образа жизни, формирование ценностного отношения к здоровью.

Стратегия здоровьесозидания придерживается логической последовательности: овладеть основными знаниями и навыками образовательной деятельности через самопознание, смыслотворчество и самосовершенствование, самоопределиться в отношении здоровья, выработать здоровьесозидающую личностную позицию и освоить индивидуальную технологию оздоровления [7].

Здоровьесберегающими и здоровьесозидающими образовательными технологиями являются достаточно известные и привычные многим педагогам психолого-педагогические приёмы и методы деятельности, соответствующие возрасту, устраняющие перегрузку и сохраняющие здоровье обучающихся. При использовании технологий важно, чтобы организация обучения сочеталась со здоровьесбережением. Положительный эффект можно получить от использования интерактивных обучающих программ: интерес к обучению, снятие стресса, напряжения.

Здесь можно назвать технологии личностно ориентированного обучения, которые учитывают особенности отдельного ученика и направлены на максимальное раскрытие потенциала обучающихся: технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучение в сотрудничестве, всевозможные игровые технологии. Немаловажным моментом является создание благоприятной комфортной обстановки на занятиях, это способствует решению проблемы утомления обучающихся: положительные эмоции могут полностью снять последствия отрицательных воздействий на организм обучающегося.

Выводы. Здоровьесозидательная деятельность выступает процессом, при котором обучающиеся приобретают опыт деятельности, усваивая теоретические нормы здоровьесозидания; используют полученные знания в разнообразных видах деятельности. Такое понимание здоровьесозидательной деятельности позволяет обратить внимание не только на процесс получения знаний по теории здоровьесозидания, но и на динамику активной перестройки собственного «Я», готовность использования воспринятых здоровьесозидательных норм в иных ситуациях профессиональной деятельности. Здоровьесозидающая

деятельность педагога рассматривается природосообразным индивидуальным стилем деятельности субъекта, основанной на смысловой саморегуляции, способной обеспечить здоровье и педагога, и обучающихся.

Таким образом, здоровьесизидающая деятельность в образовании направлена на создание условий, которые обеспечивают активизацию внутриличностных ресурсов субъектов процесса образования, способствуют максимальному использованию здоровья в качестве управляемого ресурса. Иными словами, стоит задача развить жизненный опыт личности в формировании, сохранении и приращении собственного здоровья.

Литература:

1. Идеальное государство Платона. Режим доступа: http://www.newacropol.ru/alexandria/philosophy/philosofs/plato/short platón/ Дата обращения 4.03.2019

2. Информационный портал РФ. Режим доступа: https://infoportalru.ru/putin-nazval-vazhnejshuju-zadachu-gosudarstva.html Дата обращения 9.03.2019

3. Леванова Е.А., Цибульникова В.Е. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в образовании: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Леванова, В.Е. Цибульникова. -М.: МПГУ, 2017. - 150 с.

4. Маджуга А.Г., Синицина И.А. Здоровьесозидающая педагогика: теория, методология, практика, перспективы развития: моногр. - М.: Логос, 2014. - 508 с.

5. Маджуга А.Г., Хакутдинова С.Р. Моделирование процесса формирования здоровьесозидающей (саногенной) образовательной среды в современных условиях // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7191 (дата обращения: 05.03.2019)

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под общ.ред.проф. Л.И. Скворцова. 24 изд., испр. М.: ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2005. 896 с.

7. Петухова-Левицкая М.И., Кувырталова М.А. Здоровьесозидание участников образовательного процесса как психолого- педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 4.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20988 (дата обращения: 02.03.2019)

8. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию, 2014г. Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171774/. Дата обращения 5.03.2019

9. Технологии здоровьесозидания как фактор повышения культуры здоровья детей дошкольного возраста. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/tehnologi-zdorovesozidanija-kak-faktor-povyshenija-kultury-zdorovja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html. Дата обращения: 2.03.2019

10. Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе. Вестник Мининского университета. 2018. Т.6 №1 (22). С. 6

Педагогика

УДК [376+347.63](478) доцент Черба Татьяна Ивановна

Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко (г. Тирасполь); старший преподаватель Твердохлебова Людмила Ивановна

Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко (г. Тирасполь)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ С ОБЩЕСТВОМ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ

РЕСПУБЛИКЕ

Аннотация. В статье освещены основные направления деятельности Приднестровской Молдавской Республики в области поддержки детей с особыми образовательными потребностями, уточняются условия, созданные для получения общего образования, физического воспитания, занятий физической культурой и спортом, обеспечивающие не только двигательную реабилитацию, но и полную социализацию с обществом.

Ключевые слова: социальная интеграция, ребенок с особыми образовательными потребностями, государственная поддержка.

Annotation. The article describes the legal and regulatory documents to support children with special educational needs, clarifies the conditions for general education, physical education, adaptive physical education and sports, providing successful physical rehabilitation and full socialization as well.

Keywords: social integration, child with special educational needs, government support.

Введение. В Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) защита прав детей является неотъемлемой составляющей государственной политики, определяемой в соответствии с принципами гуманизма и приоритета общечеловеческих ценностей, ориентированной на создание условий для реализации личностного потенциала граждан. Соблюдение прав детей, их надлежащая защита, создание необходимых комфортных условий для развития, воспитания и обучения - приоритетная задача нашего государства. Защита детства требует значительных государственных инвестиций, направленных на достижение равноправного доступа и возможностей к социальным правам всех детей без исключения [1; 5].

Проблема адаптации детей с особыми образовательными потребностями в среду здоровых детей является актуальной для всего общества. Таким детям, в соответствии с Законом ПМР «О социальной защите инвалидов», гарантировано обеспечение их потребностей в различных сферах [2].

По данным Министерства просвещения ПМР на начало 2018 года в республике проживает 83161 ребенок в возрасте до 18-ти лет, из которых 4904 - это дети, требующие специальных условий обучения, которым в силу ряда объективных и субъективных причин изначально гораздо сложнее стать субъектом общества [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложение основного материала статьи. Для защиты прав и интересов детей, проживающих в Приднестровье, действует нормативно-правовая база, постоянно обновляющаяся и совершенствующаяся. Приняты законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в Приднестровской Молдавской Республике» № 314-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.