Научная статья на тему 'Школы здоровья в Санкт-Петербурге: изучение результативности'

Школы здоровья в Санкт-Петербурге: изучение результативности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩИЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ / ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ / HEALTH CREATING APPROACH TOWARDS EDUCATION / HEALTH CREATING EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MONITORING OF SCHOOL HEALTH
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школы здоровья в Санкт-Петербурге: изучение результативности»

УДК 371.715

М.Г. Колесникова ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ2

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования,

Санкт-Петербург, mgkolesnikova@gmail.com В Российской федерации и за рубежом опыт решения проблемы здоровья в образовании реализуется через направление развития школы, которое может быть названо «Школа здоровья».

Особое внимание к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в условиях школьного образования появилось с 90-х годов 20 столетия, при этом в основу положены идеи зарубежной педагогики. Решение о реализации проекта по созданию "Школ здоровья" была принято в 1991 году Европейской Комиссией, Советом Европы и Всемирной организацией здравоохранения. Развитие данного проекта состоялось на европейской конференции (Греция, 1997 г.), на которой было официально утверждено понятие "Школа, содействующая здоровью" или "оздоравливающая школа" [11].

В России движение «Школы, содействующие укреплению здоровья» (ШСУЗ) развивается с 2000 года. Появившись в районах, пострадавших от Чернобыльской аварии, ШСУЗ получили широкое распространение во многих регионах, в результате чего возникла Всероссийская ассоциация школ, содействующих здоровью. Курирует этот проект Научный центр здоровья детей РАМН. В рамках указанного проекта разработана Концепция ШСУЗ, которая включает описание 4-хуровневой дифференциации развития «Школы здоровья», и совокупность критериев развития школы, которые позволяют оценить уровень ее развития как ШСУЗ. На основании этих критериев проводится Всероссийский конкурс «Школы здоровья России» [15].

Анализ критериев конкурса и опыта участников проекта ШСУЗ показал, что деятельность школ строится на психофизиологических представлениях о

2 M.G. Kolesnikova, School of health in St. Petersburg:study of the results, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, St. Petersburg, Russia

здоровье человека: большое внимание в школах уделяется физкультурно-оздоровительному и лечебно-профилактическому направлению. В развитии школы явно доминирует медико-гигиеническая и оздоровительная составляющая, которая зависит преимущественно от материально-технического обеспечения школы.

Опыт деятельности ШСУЗ был критически переосмыслен сотрудниками научно-методического центра МНО РФ «Диагностика. Адаптация. Развитие» (ДАР) им. Л.С. Выготского, в результате чего появился отечественный проект «Школа здоровья» (известен также, как «Школа, формирующая здоровую образовательную среду»). В рамках данного проекта модель «Школа здоровья» предполагает реализацию обучающего, воспитательного, развивающего и оздоровительного компонентов. Акцент в организации деятельности в области здоровья сделан на психолого-педагогическую поддержку учащихся и реализации системы коррекционно-профилактических мероприятий [3].

Рассмотренные модели деятельности "Школ здоровья" основаны на реализации комплекса психолого-педагогических, коррекционно-развивающих, лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников, адаптацию к окружающим условиям и предупреждение возможных ситуаций риска. Такой подход к обеспечению здоровья школьников большинством исследователей понимается как здоровъесберегающий [2; 5; 10; 13].

Однако такой путь развития "Школы здоровья" неизбежно ведет к деформации основных функций общего образования (школа не может, по образному выражению М.М. Безруких, быть «филиалом поликлиники») и в значительной степени определяет их элитарность (реализация функции оздоровления нередко связана с соответствующим материально-техническим обеспечением школы), что не способствует изменению ситуации во всей системе образования.

В последнее время активно развивается здоровьесозидающий подход к обеспечению здоровья человека в системе образования, подчеркивающий развивающий и формирующий характер влияния образования на здоровье участников образовательного процесса [4; 10].

На основе данного подхода нами разработана концепция здоровьесозидающей образовательной среды (ЗОС), в которой определены компоненты ЗОС

(условия, обеспечивающие безопасный и здоровьесозидающий характер учебного процесса; повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей; создание условий для коррекции нарушений здоровья и оздоровления учащихся) и механизмы ее обеспечения (создание службы здоровья, проведение мониторинга здоровья, разработку и реализацию школьной программы здоровья, обеспечение сетевого взаимодействия и социального партнерства в сфере здоровьесозидания). "Школой здоровья" соответственно может стать каждая школа, которая эффективно реализует ЗОС [7; 9].

Концепция ЗОС нашла отражение в региональной образовательной политике: в частности, эти идеи положены в основу критериев городского конкурса "Школа здоровья Санкт-Петербурга", который Комитет по образованию Санкт-Петербурга ежегодно проводит в соответствии с Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 7.04.2011 г. №431 «О плане мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 гг.». Опыт проведения конкурса "Школа здоровья Санкт-Петербурга" показал, что изучение результативности своей деятельности является для школ наиболее сложной задачей: по этому критерию участники конкурса имеют наименьший результат - 53,5% от максимально возможной экспертной оценки в отличие от общей оценки 76,8%. Во многом это связано с тем, что в школах недостаточно успешно применяется мониторинг здоровья. Так, в 2012 г. нами было проведено анкетирование 458 школ Санкт-Петербурга по выявлению результативности построения ЗОС. Анкетирование показало, что 78,2% школ ограничиваются отдельными направлениями диагностики в области здоровья; только 27,3% школ отметили применение в школе комплексного мониторинга здоровья [8].

Массовому применению мониторингов здоровья в школах, на наш взгляд, препятствуют следующие причины: с их помощью нельзя провести системный анализ образовательной среды школы; отсутствуют ситуативные нормы; проведение мониторинга в школе требует значительных кадровых и временных затрат; школьные специалисты не обладают соответствующей квалификацией. Кроме того, современный мониторинг должен быть построен на основе информационных технологий; однако, приобретение аппаратно-программных комплексов требует от школы значительных материальных затрат, что резко

ограничивает круг участников мониторинга.

На преодоление указанных проблем в санкт-петербургской школе направлен мониторинг здоровья, который разрабатывается в рамках научно-исследовательской работы СПб АППО. Данный мониторинг направлен на слежение за состоянием ЗОС школы и прогнозирование ее развития на основе единой базы данных. Система индикаторов мониторинга опирается на понимание образовательной среды школы как совокупности условий, оказывающих влияние на здоровье и адаптивность школьника. Дидактический материал мониторинга позволяет рассматривать в качестве субъектов мониторинга учащихся разных ступеней образования (2, 6, 11 классы), класс, педагогический коллектив, образовательную среду школы в целом.

Безусловным преимуществом данного мониторинга является наличие автоматизированной системы, доступ к которой школа получает со специализированного сайта "Школьная служба здоровья» http: szou.webmerit.ru. Пользователи системы имеют возможность заполнения электронных форм в Интернет-браузере и получения обработанных данных на основе ограниченного доступа в графической (диаграммы) и количественной форме (солидаризация с ситуативными нормами) [7].

Мониторинг является сетевым проектом городского методического объединения "Здоровье в школе", поэтому в нем на добровольной основе широко участвуют санкт-петербургские школы: в настоящее время результаты школы могут быть сопоставлены с результатами 147 школ (10145 учащихся, 2716 педагогов), которые находятся в базе данных мониторинга.

В 2014 г. система мониторинга применялась как основной метод городского исследования СПб АППО по направлению «Здоровье в школе». Целью исследования в соответствии с госзаданием Комитета по образованию был анализ состояния здоровьесозидающей деятельности в школах Санкт-Петербурга для определения направлений ее оптимизации. Квотная выборка в целом репрезентативна образовательной системе Санкт-Петербурга: всего в исследовании принимали участие 2643 учащихся и 962 педагога из 48 санкт-петербургских школ.

Применение инструментария мониторинга позволило провести анализ образовательной среды школ - участниц исследования по следующим критериям:

1) в случае совпадения инструментария и выборок - с данными предшествующих городских исследований - исследования 1999 г. (25 школ, 1025 учащихся 11-х классов, 760 педагогов); исследования 2002 г. (10 школ, 257 учащихся 2-х классов, 548 учащихся 11-х классов, 534 педагога); исследования 2004 г. (48 школ, 1508 учащихся 11-х классов) [1;6;14];

2) в возрастной динамике данных учащихся по ступеням обучения (учащиеся 2-х классов - 40,3% выборки, 6-х классов - 38,4%, 11-х классов - 19,3%);

3) в зависимости от особенностей образовательной деятельности школ -участников исследования: общеобразовательные школы, не имеющие выраженных особенностей образовательного процесса (61,2% выборки); школы повышенного уровня (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов) - 24,5% выборки; школы для детей с нарушениями здоровья и развития (для детей с ограниченными возможностями здоровья, надомного обучения, санаторного типа) - 16,3% выборки;

4) в зависимости от позиционирования школы как «Школы здоровья»: среди этих школ выделены школы, имеющие в данной области статус экспериментальной площадки (они составляют 24,5% выборки) и школы, не имеющие инновационного статуса, но позиционирующие себя опорные школы района в данной области (в выборке исследования такие школы составляют 26,5%).

Проведенное исследование позволило выявить следующее:

1. Проблема здоровья школьников остается актуальной для системы образования.

1.1. Подтвердились негативные тенденции, выявленные в более ранних исследованиях: общий низкий уровень здоровья (29,2% учащихся имеют 3-4 группы здоровья); ухудшение его при переходе по ступеням обучения (от 2-х к 11-м классам в 1,5 раза увеличивается количество учащихся с 3-й и 4-й группами здоровья, в 1,7 раза - отнесенных к спецмедгруппе, в 2,6 раза -имеющих инвалидность, в 1,3 раза - поставленных на диспансерный учет); доминирование "школьнозависимых" болезней (46,9% школьников имеют нарушения костно-мышечной системы, 23,6% - нарушения органов зрения); повышение острой заболеваемости в период адаптации к учебному году и в третьей четверти; наличие определенной группы учащихся с высоким уровнем психоэмоционального напряжения (17,6% респондентов) и низкой школьной

мотивацией (15,9% из них).

1.2. В то же время по сравнению с более ранними исследованиями наблюдаются позитивные изменения по показателям, наиболее зависящим от внутришкольных влияний - снизилась острая заболеваемость учащихся (в 2004 г. - 8,89 пропущенных по болезни дней / чел. в год, в 2014 г. - 5,49 дней/чел.); повысилась их физическая подготовленность (в 2004 г. высокий уровень имели 6,0% 11-классников, в 2014 г. — 20,8% 11-классников), школьная мотивация (в 2004 г - 48,0% второклассников с высокой мотивацией, в 2014 г. - 58,6% из них).

2. Здоровьесозидающий потенциал образовательной среды санкт-петербургских школ в целом увеличивается.

2.1. Наблюдаются позитивные изменения по сравнению с более ранними исследованиями: увеличилось количество оборудования и инфраструктуры, в т.ч. для занятий физической культурой; увеличилось количество специалистов здоровьесозидающей направленности, особенности в области физической культуры; объем двигательной активности (ДА) школьников не уменьшается, за счет введения 3-го урока физкультуры происходит перераспределение структуры ДА в сторону увеличения доли уроков физкультуры; во всех школах проводится значительное количество мероприятий здоровьесозидающей направленности.

2.2. В то же время выявлены общие негативные особенности образовательной среды школ: увеличивается изношенность школьных зданий; среди здоровьесозидающих специальностей уменьшается количество педагогов дополнительного образования; объем ДА учащихся снижается по ступеням обучения за счет уменьшения в два раза доли малых форм; количество мероприятий здоровьесозидающей направленности в школах снижается от 2-х к 11-м классам в два раза.

3. Возросла готовность педагогов санкт-петербургских школ к здоровьесозидающей деятельности по сравнению с более ранними исследованиями.

3.1. Безусловно повысился уровень профессиональной готовности педагогов: они более оптимистично оценивают здоровье школьников, в т.ч. в период пребывания в школе; наблюдается значительное возрастание осознанности педагогов в необходимости всех видов комплексной деятельности школы в

области здоровьесозидания (например, необходимость школьной службы здоровья признают 20,4% респондентов в 1999 г. и 67,8% из них в 2014 г.). 3.2. Динамика личностной готовности педагогов имеет противоречивый характер:

• педагоги более оптимистично оценивают свое здоровье и образ жизни, больше педагогов регулярно занимаются физической культурой (так, ежедневно или регулярно занимаются физкультурой 21,4% в 1999 г. и 32,0% в 2014 г., не занимаются вообще 27,3% в 1999 г. и 13,1% в 2014 г.);

• в то же время около половины педагогов не считают образ жизни наиболее важным фактором сохранения здоровья; педагоги продолжают относительно низко оценивать такие компоненты своего образа жизни как закаливание (3,69 балла по 10-балльной шкале), сон (5,78 балла), двигательная активность (6,32 балла), питание (6,79 балла); регулярно занимаются физической культурой не более трети педагогов.

4. Исследование выявило следующие особенности образа жизни учащихся.

4.1. Увеличилось количество позитивных особенностей образа жизни школьников: количество социально неблагополучных детей не увеличивается; структура питания относительно благополучна и устойчива, несколько уменьшилось количество нарушений режима питания; в структуре досуга уменьшается время на просмотр телепередач; уменьшилось количество школьников, употребляющих психоактивные вещества; повысился уровень воспитательного эффекта деятельности школы по формированию здорового образа жизни учащихся.

4.2. В то же время наблюдаются следующие негативные особенности образа жизни учащихся: режим питания значительно ухудшается с переходом в основную и среднюю школу, увеличиваются его негативные отличия от гигиенических нормативов; в структуре досуга доминирующими предпочтениями являются просмотр телепередач и игры на компьютере; сохраняется значительный прирост риска наркотизма обучающихся от 6-х к 11-м классам ((у 21,5% одиннадцатиклассников более половины и большинство сверстников курят, у 24,0% - употребляют алкоголь; у 3,9% - пробовали наркотики); от 6-х к 11 -м классам происходит снижение воспитательного эффекта школьных мероприятий по формированию здорового образа жизни школьников.

5. Выявлены отличия образовательной среды в школах с разными особенностями образовательной деятельности.

5.1. Школы для детей с нарушениями здоровья и развития являются безусловно благоприятным фактором, способным уменьшить негативное влияние социального неблагополучия учащихся и позитивно повлиять на состояние их здоровья за счет позитивных особенностей учебной деятельности (наименьший объем учебной нагрузки, режима полного дня, оптимального расписания занятий); значительно большего количества специалистов здоровьесозидающей направленности; повышенного объема и разнообразия ДА учащихся; наиболее благополучной структуры и режима питания школьников. Педагоги этих школ проявляют более высокую степень осознания необходимости всех видов здоровьесозидающей деятельности школы.

5.2. В школах повышенного уровня образовательная среда школы оказывает противоречивое влияние на здоровье и образ жизни школьников:

• позитивное влияние оказывает более высокий исходный уровень здоровья и социального благополучия школьников; более высокая материально-техническая обеспеченность учебного процесса, в т.ч. физкультурно-оздоровительная; школа лучше регламентирует и организует образ жизни школьников (учащиеся меньше времени досуга проводят за ТВ и ПК, меньше употребляют психоактивные вещества);

• негативное влияние оказывает наибольший объем учебной нагрузки, наиболее жестко регламентированный учебный процесс с наибольшей инновационностью; значительная ориентация педагогов на «знаниевую» парадигму образования; уменьшенное разнообразие видов ДА учащихся в течение учебного дня (в результате от 2-х к 11 -м классам наиболее растет острая заболеваемость, эмоциональная напряженность школьников).

6. Выявлены отличия образовательной среды в школах, позиционирующих себя как «Школа здоровья».

6.1. Наиболее позитивные отличия от общих данных наблюдаются в школах, имеющих инновационный статус в области здоровьесозидающей деятельности: состояние здоровья и функциональное состояние учащихся значительно улучшилось по сравнению с данными 2010 г.; образовательная среда школы лучше организована (лучше представлена оздоровительная инфраструктура; больше специалистов сопровождения); наиболее серьезные позитивные

отличия характеризуют педагогический коллектив таких школ (меньше педагогов болеют в течение года; больше из них ежедневно или регулярно занимаются физкультурой; педагоги проявляют наибольшую степень осознания необходимости всех видов здоровьесозидающей деятельности школы); выше воспитательный эффект по формированию готовности учащихся к здоровому образу жизни.

6.2. Школы, не имеющие инновационного статуса, но являющиеся опорными школами районов в области здоровьесозидающей деятельности, меньше способы повлиять на здоровье и образ жизни обучающихся: состояние здоровья и функциональное состояние учащихся снижено по сравнению с общими данными; образовательная среда школы может оказать меньшее позитивное влияние по сравнению с инновационными школами (ремонт требуется половине школ; в школах меньше оздоровительной инфраструктуры и оборудования; объем ДА учащихся меньше общих данных); наибольшей проблемой является недостаточная готовность педагогического коллектива (больше педагогов болеют в течение года; меньше педагогов ежедневно или регулярно занимаются физкультурой; меньше педагогов признают наличие проблемы наркозависимости учащихся). В результате школа меньше способна повлиять на образ жизни учащихся, который практически не имеет позитивных отличий от общих данных.

Результаты городского исследования свидетельствуют о том, что решение проблемы здоровья учащихся стало неотъемлемым компонентом жизнедеятельности санкт-петербургской школы; здоровьесозидающая деятельность школ Санкт-Петербурга в целом организована и имеет высокую результативность. При этом наибольшую результативность здоровьесозидающей деятельности имеют инновационные школы в данной области и школы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках научной работы СПб АППО создана система мониторинга, которая дает возможность детального исследования (в том числе самоаудита) здоровьесозидающего потенциала образовательной среды школы и ее дальнейшей оптимизации на основе результатов мониторинга.

Для дальнейшего развития здоровьесозидающей деятельности в системе образования Санкт-Петербурга необходимо обобщить и диссеминировать как модельный опыт школ с наибольшей результативностью в данной области, а

также усилить вовлечение школ в сетевое взаимодействие по направлению «Здоровье в школе» с учетом специфики их образовательной деятельности.

Литература:

1. Васильева Н.В., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Валеологический анализ // Воспитательный потенциал санкт-петербургского образования: Аналитический отчет. - СПб., 2003. - С. 286-310.

2. Васильков В. А. Школа - Центр формирования здоровьесберегающей образовательной и социальной среды и сохранения здоровья жителей региона. Методическое пособие - г.Ханты-Мансийск: «Информационно-издательский центр», 2008. - 105 с.

3. Деркач О.А., Кузяева Е.Н. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках здоровьесозидающей деятельности школы. // Клинико-лабораторный консилиум. Научно-практический журнал. -№ 1 (45), февраль 2013. - с.15 - 20.

4. Здоровая школа: проектирование программы здоровьесозидания: настольная книга для руководителей образовательных учреждений и педагогов: учебно-методическое пособие / под ред. С.В. Алексеева . - СПб.: СПбАППО, 2010. -178 с.

5. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие / под науч. редакцией Э.М. Казина; ред. коллегия: Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева, О.Г. Красношлыкова и др. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. - 347 с.

6. Колесникова М.Г. Валеологический аспект выполнения государственных образовательных стандартов // Выполнение государственных образовательных стандартов в учреждениях общего образования Санкт-Петербурга: Аналитический отчет. - СПб., 2005. - С.291-319.

7. Колесникова М.Г. Мониторинг здоровьесозидающей образовательной среды как компонент оценки качества общего и дополнительного образования детей // Академический вестник. №2. 2009. С. 135-147

8. Колесникова М.Г. Об оценке здоровьесозидающей деятельности общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга // Материалы VIII Всероссийского научно-практического семинара «Формирование экологической культуры в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения». СПб.: «Кристмас+», 2012. С. 45-52

9. Колесникова М.Г. Служба здоровья образовательного учреждения: от замысла до реализации: Монография. - СПб.:СПбАППО, 2008. - 132 с.

10. Маджуга А.Г., Синицина И.А. Здоровьесозидающая педагогика: новая научная парадигма в современном образовании: Монография. - Стерлитамак -Санкт-Петербург: СФ ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», Санкт-Петербургский университет, 2013. - 391 с.

11. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующая функция образовательного процесса в школе: Монография / Ю.В. Науменко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008. - 368 с.

12. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование [текст]: учебно-методический комплекс. Книга I. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования: учебно-методическое пособие / ред. коллегия: Э.М. Казин, О.Г. Красношлыкова, Е.В. Белоногова и др.; отв. Ред. Э.М. Казин. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. - 500 с.

13. Пожарская Е.Н. Инновационный образовательный проект «Здоровьесберегающая школа»: научно-практическое пособие. - Ростов н/Д: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2011. - 56 с.

14. Реализация федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования в Санкт-Петербурге / Науч. ред. В.Г. Воронцова; Под общей ред. С.В. Алексеева. СПб.: СПбАППО, 2007

15. Школы здоровья в Европе и России / Г. Бёйс, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт и др. - М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН. 2009. - 83 с.

Ключевые слова: здоровьесозидающий подход к образованию, здоровьесозидающая образовательная среда, мониторинг здоровья в школе. Keywords: health creating approach towards education, health creating educational environment; monitoring of school health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.